Подвиг ивана сусанина: что он хотел сделать на самом деле

Жизнь за царя: 30 марта отмечается подвиг ивана сусанина

Краткая история подвига

Иван Сусанин появился на свет в 1568 году. Он был сельским старостой. Протоиерей Домнинский рассказывал, что национальный герой не числился в списках обычных крестьян. Ссылался он на предания, которые рассказывали, чем знаменит Иван Сусанин. Считалось, что он жил при дворе Шестовых, которые поселились в селе Домнино. О его супруге неизвестно совсем ничего, потому что ее имени нет ни в рассказах, ни в легендах. Точно известно, что у него была дочь Антонида, которая вышла замуж и родила детей.

Как гласит царский документ, изданный в ноябре 1619, за шесть лет до этого Михаил Романов с матерью инокиней Марфой «гостевал на Костроме». В то время царь уже был наречен Земским собором. Воины Речи Посполитой услышали об этом мероприятии и решили захватить юного правителя. Однако они не знали, как точно пробраться к деревне. Неподалеку от села Домнино навстречу им шел местный староста.

Польско-литовские войска схватили его и решили узнать местоположение Романова. Его жестоко пытали, но он не рассказал им ничего и был убит. Существует версия, якобы он стал сопровождать врага и завел его глубоко в болото. План сработал, и противники потеряли много времени и сил. Нападения не произошло.

О том, что староста совершил подвиг, доказывает грамота от царя Михаила Романова. В ней он дарит зятю Сусанина Собинину полдеревни и освобождает его от податей и повинностей. В последующие годы выходили грамоты и указы на имена родственников Сусанина:

  1. В 1633 и 1644 годах — «Вдове Собинина».
  2. В 1691 г. — «Потомкам героя».
  3. В 1723 и 1724 гг. — «Родственникам Собинина».
  4. В 1741 и 1767 годах — «Всем потомкам Ивана Сусанина».

О подобном подвиге рассказывается в мемуарах литовца Самуила Маскевича. Он рассказывал о русском, которого отряд встретил в марте 1613 года недалеко от Можайска. В одной из деревень они поймали старика, которого взяли проводником, чтобы не попасть в руки врага в Волоке. Сперва он вел отряд в миле от Волока, а с наступлением темноты повернул на него. Войско было в версте от поселения. Однако им повезло встретить Руцкого, который и рассказал, что старик предатель, а они идут прямо на Волок. Проводнику решено было отсечь голову.

https://youtube.com/watch?v=FiSkZtmWXKc

О жизни Сусанина и его подвиге[править | править код]

Константин Маковский. Иван Сусанин. 1914

Николай Дмитриев-Оренбургский. Подвиг Сусанина. Гравюра, конец XIX века

Михаил Нестеров. Иван Сусанин. 1884

О жизни Ивана Сусанина в точности не известно почти ничего. Сусанин был крепостным дворян Шестовых, проживавших в селе Домнино, в центре довольно крупной вотчины (примерно в 60 верстах к северу от Костромы). Согласно преданиям, родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки. Протоиерей А. Д. Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, первым указал, что Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой. Позже некоторые авторы стали именовать Сусанина приказчиком (посельским), управлявшим домнинской вотчиной Шестовых и жившим в Домнине при боярском дворе. Поскольку о его жене ни в документах, ни в преданиях не упоминается, а его дочь Антонида была замужем и имела детей, можно полагать, что он был вдовцом в зрелом возрасте.

Согласно царской грамоте от 30 ноября (10 декабря)  года, поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать инокиня Марфа «были на Костроме». Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и «пытали у него» местонахождение царя Михаила Фёдоровича. Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был замучен поляками и литовцами «до смерти». Бытует версия о том, что он стал их проводником, но повёл не к царю, а далеко в чащу леса к болотам.

Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября (10 декабря)  года о даровании зятю Сусанина Богдану Собинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…»:

Последующие жалованные грамоты 1633 и 1644 годов («вдове Сабинина Антониде с детьми») и подтвердительная грамота 1691 года (потомкам Сусанина, жившим в деревне Коробовой, «и их детям и внучатам и правнучатам и в род их во веки неподвижно»), льготные указы 1723 и 1724 годов («Андрею Семёнову с братом»), 1731 («Ивану Лукоянову Сабинину»), подтвердительные грамоты 1741 и 1767 года («всем потомкам Сусанина, жившим в дер. Коробовой»), за исключением последней — 1837 года («Коробовским белопашцам»), повторяют слова грамоты 1619 года. В статье о Сусанине словаря Брокгауза и Ефрона утверждалось, что в летописях, хрониках и других письменных источниках XVII века почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нём существовали и передавались из рода в род. Вместе с тем дореволюционный костромской историк и краевед Н. Н. Виноградов, целенаправленно собиравший сведения среди коробовских белопашцев, потомков Сусанина, указывал, что почти все легенды и предания носят явно книжный характер. Единственное опубликованное предание народного происхождения так же определялось им как «пример легенд новейшего времени».

Б. Чориков. Смерть Ивана Сусанина в 1613 году. «Живописный Карамзин, или Русская история в картинках»

В мемуарах литовского шляхтича Самуила Маскевича рассказывается про схожий героический поступок неизвестного крестьянина в марте 1612 года в районе Можайска:

Война с поляками

В 1609 году началась Русско-польская война, продлившаяся до 1618 года. В развязывании войны особую роль сыграли польские магнаты, начавшие вмешиваться во внутренние дела России ещё за несколько лет до начала войны под предлогом помощи Лжедмитрию II.

Фото: istmira.com

Справочно: Смута началась из-за того, что вначале погиб во время «игры в ножечки» младший сын Ивана IV Дмитрий, а позже скончался старший наследник престола Фёдор Иванович. В смерти другого сына царя Ивана Грозного безосновательно обвинили отца. Эта недостоверность навеки запечатлена в картине Ильи Репина «Иван Грозный убивает сына». Несмотря на то, что версию убийства Иваном IV сына приняли многие историки, достоверных фактов свидетельствующих об этом нет. После смерти Фёдора земский собор выбрал новым царём Бориса Годунова. Он стал первым царём в династии Годуновых. После него трон занял его сын Фёдор II Годунов. Он процарствовал всего несколько месяцев, потому что на Москву начал наступление Лжедмитрий. Так началась Смута.

В ходе военных действий польско-литовские войска в 1610 году оккупировали Московский Кремль. Оккупация продолжалась 2 года. Однако, в 1612 году Второе народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского разбили польскую армию под Москвой и освободили город от иностранных интервентов. Однако война продолжалась ещё шесть лет. И много бед принесли русской земле войска поляков и казаков.

В 1613 году состоялся Земский собор, на котором был избран царём Михаил Фёдорович Романов. Он стал родоначальником династии которой будет суждено создать одну из самых великих империй своего времени.

Иван Сусанин четыре столетия спустя

После перестройки, казалось, наступило время, когда, наконец, в свободной от идеологии стране можно найти «реального Сусанина».

Так, российский историк и костромской краевед Николай Зонтиков попытался примирить различные трактовки в книге «Сусанин: легенды и действительность». По его мнению, польский отряд разыскивал Михаила осенью-зимой 1612 года — на деле 1613-го, так как год в те времена начинался в сентябре. Их задачей, считает исследователь, было устранить главного соперника короля Сигизмунда и принца Владислава в борьбе за русский престол перед предстоящим Земским собором. Сам Михаил с матерью в это время были на богомолье в Макарьевом монастыре на реке Унже (ныне город Макарьев Костромской области) — его же они посетят шесть лет спустя.

Сусанин, пишет Зонтиков, опираясь на народные сказания и родовые предания, был приказчиком в Домнине и единственный знал, куда направились боярин и его мать. Крестьянин повел злоумышленников по болоту в сторону села Исупово, в котором поляки, распознав обман, его и убили. А вот предупреждения Михаилу, по мнению Зонтикова, Сусанин не посылал. О подвиге же стало известно только в 1619 году, когда уже царь Михаил с матерью снова посетили костромскую землю.

Так, в 2001 году губернатор Костромской области Виктор Шершунов в качестве одного из «определяющих обстоятельств возрождения российской государственности» утвердил и профинансировал Программу исследования памятных мест, связанных с именем Ивана Сусанина. Целью программы было ни много ни мало обнаружить останки героя — провести археологические раскопки и найти в захоронениях XVII века мужчину старше 40 лет, погибшего насильственной смертью.

И ведь «удалось». В 2005 год страну облетела громкая весть: обнаружены останки Ивана Сусанина! При «опознании» руководители экспедиции использовали криминологические, анатомические, генетические методики — новейшие для исторической науки на тот момент. Останки убитого мужчины нашли там, где когда-то жил Сусанин, а генетика и восстановленный облик умершего показали его возможное родство с потомками героя.

Казалось бы, сделано великое открытие, в чем подвох? А в том, что «удалось» найти останки Ивана Сусанина только в кавычках. К такому выводу пришли участники комиссии Института археологии РАН, к которой обратилось Министерство культуры с просьбой проверить результаты костромской экспедиции.

Ученые заявили, что даже задачи проекта были поставлены некорректно. Академики раскритиковали и сам метод поиска. Во-первых, останки «нашли» в могильнике у деревни Исупово, но связь этого места с историей Сусанина, как уже было сказано выше, спорная. Во-вторых, определить время захоронений на исуповском некрополе толком невозможно. В-третьих, если верить отчету о раскопах, непонятно, как на перекопанном не раз могильнике нашлось «захоронение Сусанина». В погребении, к которому того отнесли, лежали кости сразу двух людей: мужчины и ребенка.

Не меньше вопросов возникло и к методу идентификации героя. Так, насильственная смерть во времена Смуты и даже позднего Средневековья — раннего Нового времени не была чем-то из ряда вон выходящим. От нее умирало от 4 до 15% мужского населения. Генетика лишь подтвердила родство нескольких индивидов сельской округи, в том числе потомков Сусанина. Но это вовсе не значит, что в могиле не может лежать кто-то из их других предков, живших в тех местах. Собрать необходимый генетический материал — митохондрии, которые передаются только по женской линии, — для более точного анализа не удалось. Портретное сходство опять же доказало только происхождение умершего из той же местности, что и потомки Сусанина.

Разницы в версиях

Многие историки утверждают, что Иван Сусанин являлся простым крепостным крестьянином, живущим в селе Домнино. По одной из версий он являлся старостой деревни, а согласно другой — был приказчиком в вотчине Шестовых. И если верить в первую версию, то можно поставить под большое сомнение, откуда простой крестьянин знал, где остановился царь, бежавший от врагов.

Памятник Сусанину в Костроме.

Также под большим вопросом и само нахождение отряда польских воинов рядом с Костромой. Ни в одном из сохранившихся документов тех лет не упоминается, что в 1613 году поляки разыскивали царя в тех местах и пытались его захватить. Но на самом деле на тот момент убийство царя с целью возведения на престол польского кандидата было бессмысленно, ведь Михаил уже официально находился в своём законном статусе.

Кроме того, существует речь митрополита Филарета, где он перечислил все беды, которые причинили России воины Речи Посполитой в период Смуты, и как проходило изгнание поляков из Москвы. В этой речи нет ни единого упоминания о покушении на царя, хотя если бы оно и правда было, то митрополит о нём бы точно упомянул.

Стоит учесть и то, что разнятся версии о том, куда же Иван Сусанин завёл поляков. В некоторых версиях упоминается лес, в других — непроходимое болото. Но из леса отряд опытных воинов вышел бы по своим же следам на снегу, а непроходимых болот вокруг Домнино нет и никогда не было.

Вполне вероятно, что подвига Ивана Сусанина, как и его самого, никогда не было. Просто в царское время, а особенно при Николае I, России требовался герой из народа, герой, способный отдать власть за своего царя. Так и возник культ простого мужика-патриота Ивана Сусанина.

Еще:

  • Кто был прототипом главной героини «Мастера и Маргариты» Булгакова?
  • Какие дела проворачивала цыганская мафия в СССР
  • Фальшивая скорая помощь — езда без пробок
  • Как «советский Джеймс Бонд» Рихард Зорге узнал о начале Второй мировой войны за два месяца до выступления немецких войск
  • «Я такой же, как ты, хулиган»: за что Есенин Пастернаку морду бил

Мифы и факты об Иване Сусанине

Некоторые исследователи, такие, как Н. Костомаров, С. Мазуркевич, считали, что история подвига вотчинного старосты Ивана Сусанина – выдумка от начала и до конца, ставшая популярной в конце XVIII – начале XIX века после публикации ряда произведений за авторством И. Васькова, А. Щекатова, К. Рылеева.

По мнению исследователей, авторы этих произведений взяли за основу совершенно другие события:

  • поступок некого можайского крестьянина, который вывел польско-литовский отряд на русскою сторожевую заставу в 1612 году, описанный в мемуарах участника польско-русской войны литовца Самуила Москевича;
  • поступок казака Никиты Галагина, который добровольно сдался полякам накануне Корсунской битвы 1648 года, чтобы под пытками «выдать» врагу дезинформацию и дать войскам Б. Хмельницкого преимущество.

Н. Костомаров в своей работе «Иван Сусанин (Историческое исследование)» за 1862 год указывал и на другие факты, говорящие в пользу «выдуманности» истории. Например, на то, что Жалованная грамота была выдана Б. Сабинину лишь в 1619 году, хотя все причастные к событиям Смуты и спасению Романовых были награждены еще в 1614-ом.

Например, священник Ермолай Герасимов, тайно передававший новопостриженной монахине Марфе сведения о муже в период царствования Бориса Годунова, был пожалован вотчиной и освобождением от налогов. Историк считал, что вышеупомянутый Б. Сабинин, добиваясь снижения податей, сумел каким-то образом рассказать придуманную им историю гибели своего тестя инокине Марфе, матери царя; та растрогалась и попросила сына позаботиться о семье «героя». Именно поэтому в грамоте было написано о даровании милости «по совету и прошению матери нашей, государыни великой старицы инокини Марфы Ивановны».

Иван Сусанин завел поляков в гиблое болото, где погиб вместе с поляками, ценой жизни спас царcкую династию Романовых

С помощью пыток поляки вынудили Сусанина пообещать показать дорогу к месту нахождения царя. Он стал проводником для польско-литовского отряда, но вместо царя привел отряд в гиблое болото. Выйти из этого болота было невозможно для тех кому не знакомы скрытые тропы. Дорогу назад из болота отряду поляков Иван Сусанин показать отказался. Погиб храбрый патриот России в болоте вместе с отрядом поляков, спасая царя Сусанин спасал родное отечество умирая не считал что совершает подвиг.

Убийство Ивана Сусанина

Поляки угрозами и обещаниями спасти ему жизнь не смогли заставить Ивана Сусанина показать им выход из болота . В порыве гнева они казнили Сусанина. Самостоятельно найти выход из болота им не удалось, все погибли. Иван Сусанин ценой собственной жизни спас царя. Царь с матерью после этого случая переехали из деревни Домнино в Ипатьевский монастырь. Эти события происходили во время смуты.

Образ Сусанина в российской истории

В период царской России образ Сусанина стал предметом культа. На его честь устанавливали памятники, называли улицы и площадя, посвящали картины, скульптуры, музыкальные и литературные произведения. Использовали в качестве пропаганды для подавления польских восстаний, во время первой мировой войны.

Картина с изображением Сусанина в роли старосты деревни

Его больше не величали героем, а называли «царским слугой». Но уже с 30-х годов ХХ столетия образ вернул себе звание народного героя. Во времена Второй мировой войны много народа повторяли подвиг мужика Ивана, спасая деревни, отряды. Есть даже историческая книга, в которой описаны около шестидесяти подвигов «последователей» Ивана Сусанина.

Интересные факты

В 2003 году пресса сообщала, что возле села Исупова были найдены останки, которые предположительно принадлежали старосте. Минкульт сделал запрос в Российскую академию наук, но анализы информацию не подтвердили. Представленных фактов оказалось недостаточно для идентификации.

СМИ также сообщали, что недалеко от того же Исупова археологи исследовали небольшой участок, который раньше был болотом в окружении леса. Предполагалось, что это то место, где Сусанин водил поляков. Здесь они нашли большое количество католических крестиков и один православный, который был перерублен.

Бытует мнение, что Сусанин имел отчество Осипович, однако это не так. В старых источниках такой информации нет, поскольку крестьянам не положено было иметь отчеств. Фамилия в то время давалась по имени отца, так что Иван должен был быть Осиповым. Сусанин происходит от женского имени Сусанна.

Существует музей героя, в котором есть экспозиция «Они повторили подвиг». В ней описываются более 50 последователей Ивана. Самый известный из них — Матвей Кузьмин, получивший высшую степень награды, — звание Героя Советского Союза.

https://youtube.com/watch?v=9RvKM6tBEkY

Переменчивая слава

До 1917 года костромской крестьянин Иван Сусанин из села Домнино был одним из величайших героев России. Историки того времени писали о нем как о спасителе правящей династии. В 1613 году, незадолго до венчания на царство ее основателя, юного Михаила Федоровича Романова, Сусанин завел в лесные дебри и на болота вражеский отряд, пытавшийся добраться до будущего государя и его матери, которые жили в своем имении на костромской земле. Этот подвиг стоил жизни самому проводнику, но избавил от гибели державного отрока.

Иван Сусанин. Константин Маковский. 1914

Николай Васильевич Гоголь отозвался о самопожертвовании Сусанина как о «подвиге любви». Композитор Михаил Иванович Глинка в 1836 году создал оперу «Жизнь за царя», которой в советское время из идеологических соображений поменяли название: «Иван Сусанин». А в 1843 году скульптор Василий Иванович Демут-Малиновский воздвиг в Костроме блистательный памятник, объединивший на общем пьедестале царя Михаила Федоровича и крестьянина Ивана Сусанина.

В советское время идея монархии стала предметом самого негативного отношения, поэтому Сусанина «разоблачали», историю его называли «анекдотом», «легендой». Памятник в Костроме, как водится, снесли. Однако в краткие периоды «русского патриотизма» советской власти имя его вновь сверкало на небосклоне высокой культуры.

В 1947 году, к 800-летию Москвы вышла отдельной книгой поэма Натальи Петровны Михалковой-Кончаловской «Наша древняя столица», и отдельный эпизод в ней — «Быль о славном партизане — о Сусанине Иване».

Подвиг Ивана Сусанина подан там ярко, образно:

В вековой седой глуши,Где ни конного, ни пешегоНе бывало ни души,Сосны будто вдруг раздвинулись,Ели встали стороной,И снега, что шёлк, раскинулисьНа полянке на лесной.Здесь прогалинка просторная,А под тонкой коркой льдаТут болото — бездна чёрная,Что не мёрзнет никогда.Подломился под полякамиХрупкий, тоненький ледок, —Как ни выли, как ни плакали,Всё ж не вытянули ног!И, трясиною зажатые,Увязая в ней по грудь,Проклинали провожатого,Что их вёл в последний путь.Пан, что ближе был к Сусанину,Полоснул его ножом,И вскричал Сусанин раненый:«Мы отчизну бережём!Паны пусть на Русь не зарятся —Не дадим земель своих!Наш народ от вас избавится!»Тут вздохнул он и затих…

Иллюстрировал книгу знаменитый художник Владимир Андреевич Фаворский. Он создал чрезвычайно выразительную гравюру: литвинские паны, заведенные Сусаниным в мерзлое болото, во гневе и отчаянии убивают героя кинжалами, но пути к спасению у них уже нет.

Памятник Ивану Сусанину в Костроме. Цветная открытка 1910-х гг.

А памятник в Костроме вновь появился — совершенно другой, работы скульптора Никиты Антоновича Лавинского, но оригинальный и впечатляющий своим выразительным монументальным лаконизмом.

2

Подвиг Ивана Сусанина

О том, какой подвиг совершил Иван Сусанин, написаны целые монографии, основанные на официальном источнике – Жалованной грамоте Михаила Романова за 1619 год. В них описывается краткая официальная версия событий. Есть и альтернативные версии, которые также опираются на разного рода источники, только более позднего времени.

Официальная версия

В чем заключается суть подвига легенды земли русской? Согласно основному источнику, Иван Сусанин в конце зимы 1613 года был схвачен польско-литовским отрядом, для того чтобы провести его к селу Домнину, где по данным разведчиков скрывался Михаил Романов, уже избранный на царство Земским собором.

Иван Сусанин, успев послать своего зятя Богдана Сабинина с предупреждением к Романовым, целые сутки водил поляков по лесу, надеясь завести их в болота (в настоящее время места, куда он завел интервентов, называют Сусанинскими болотами). Когда же замысел был раскрыт вожаками шляхтичей, его подвергли пыткам. Староста, даже испытывая муки, не выдал место нахождения царя и был казнен. Отряд же польский сгинул где-то в костромских лесах.

Другие версии

Еще в XIX веке исследователи, такие, как С.Ф. Платонов, Р.Г. Скрынников, стали указывать на излишнюю мифологизацию и героизацию исторических событий 1613 года, не отрицая, впрочем, самого факта спасения Михаила Романова Иваном Сусаниным.

Им были неясны такие моменты:

  • кто искал Михаила Романова и почему;
  • как староста догадался о цели пришедших;
  • как староста предупредил Романовых об опасности;
  • в каком конкретно году был убит И. Сусанин;

Они считали, что

  • староста спасал не царя, а, в его понимании, хозяина, «барчука», сына Федора Никитича Романова, которому и принадлежало Домнино;
  • спасал он его не от поляков, которые не успели бы просто собрать отряд за такое короткое время (21 февраля Земский собор избрал Михаила, а 13 марта его уже «венчали на царство» в Ипатьевском монастыре; до этого же он был самым неочевидным и непопулярным кандидатом), а от «лихих людей», шайки разбойников;
  • события происходили не зимой 1613 года, а в ноябре-декабре 1612, когда Михаил с матерью только прибыли в Домнино из Москвы.

О чем спорят историки?

В наши дни большинство специалистов склонно признавать, что подвиг Сусанина был действительно совершен. А в общественной мысли закрепилось, что это деяние имеет патриотическую основу.

Что касается действительных исторических документов, касающихся подвига костромского крестьянина, то они немногочисленны. По ним твердо известно, что крестьянин Иван Сусанин был захвачен отрядом «литовских и польских людей», добивавшихся у него признания, где находится Михаил Федорович.

Вспомним, что тогда происходило в России. Царя не было, династия Рюриковичей пресеклась после того, как изменники отдали царя Василия Шуйского в руки его врагов, поляков. Летом 1610 году его свергли с престола, а затем вывезли в Польшу, где он находился в заточении до своей смерти в 1612 году. Часть бояр захотела сделать царем польского королевича Владислава Сигизмундовича, но этому воспротивился Патриарх Гермоген: он отвергал кандидатуру царя-католика, а Владислав не желал переходить в Православие. Бояре, державшиеся Польши, впустили в Кремль польско-литовский гарнизон. После изгнания поляков из Москвы осенью 1612 года было решено созвать Земской Собор, который изберет царя из нескольких кандидатов, среди которых был и юноша Михаил Романов. Это был знатный родич царя Федора Ивановича, скончавшегося полтора десятилетия назад. Собор открылся в начале 1613 года и избрал именно его на царство.

4 марта 1613 года. Михаил Федорович и его мать инокиня Марфа Ивановна принимают от московского посольства челобитные грамоты земского собора

А в январе 1613 года будущий царь пребывал либо в Свято-Макариевом Унженском монастыре на богомолье, либо в родовом осадном дворе Костромского кремля. Сусанин, по всей видимости вотчинный староста или приказчик в имении рода Шестовых (к нему принадлежала мать Михаила Федоровича), не выдал боярское семейство. Принял за него пытки и смерть, но злодеям помогать не стал. Завел он их в лесную глушь, на болота или в иные дебри на растерзание морозу и волкам, или не завел, -— неясно. Эта часть его подвига создана поздними источниками. Ни доказать ее в полной мере, ни до конца опровергнуть ныне не представляется возможным. А вот страшная гибель его, спасшая жизни юноше Михаилу и его матери инокине Марфе, документально подтверждается.

До сих пор не установлено твердо и ясно место гибели Ивана Сусанина. Чаще всего называют село Исупово, стоявшее посреди большого болота, но вероятно и село Домнино. Разнообразные сенсационные известия о том, что найдены останки Сусанина или вещи — его самого, его семьи, погубивших его врагов, — не находят подтверждения.

Кто были захватчики, желавшие отыскать и захватить семейство Романовых? Вопрос и поныне дискуссионный.

Часть специалистов стоит за версию, согласно которой это мог быть отряд «воровских казаков», частью, видимо, литвинов и поляков. Банда искала богатое, широко известное боярское семейство с целью ограбить, предать пыткам и заставить отдать сокровища, припрятанные по военной поре. На худой конец, увезти с собой и потребовать выкуп…

Смерть Ивана Сусанина. Карл Вениг, 1871

Другая часть историков видит ситуацию иначе: на Земском Соборе Михаил Федорович стоял в начальной части списка претендентов на престол, и неприятельский отряд имел целью ликвидировать «неправильного» кандидата, освобождая место «правильным». А в числе таковых был и польский королевич Владислав… Да и до начала Земского Собора имя юноши не раз звучало именно в этом контексте.

Какая версия достовернее? И то, и другое возможно. Но, так или иначе, Иван Сусанин действительно пожертвовал собой за Романовых, спас их, поступил как истинный христианин и добрый русский человек. Так что слава костромского крестьянина — вполне заслуженная.

Епископ Василий (Родзянко) (1915–1999), внук последнего председателя Государственной Думы дореволюционной России, сказал о Сусанине так: «Я всегда почитал его подвиг. Ведь это такая сила духа!… Это евангельский образ!… Это… подвиг истинно христианский, подвиг христианского мученичества, подвиг совершённый во имя спасения Православного Отечества нашего и веры Православной нашей. Потому-то народ наш и сохраняет в памяти своей, уже почти четыре столетия, это святое имя, давно ставшее для каждого русского человека именем-символом».

Кто такой Иван Сусанин

Иван Сусанин

Историкам почти ничего неизвестно о жизни Ивана Сусанина.  Если кратко, то, скорее всего, он был не просто крестьянином, а вотчинным старостой или приказчиком в поместье Домнино, которое принадлежало дворянскому роду Шестовых. К этому роду принадлежала мать Михаила Федоровича Романова Ксения Ивановна (после пострига – великая инокиня Марфа). А. Д. Домнинский и Н. П. Павлов-Сильванский пишут про это так: Сусанин был «приказчиком инокини Марфы», то есть домоправителем.

Данных о рождении, крещении, свадьбе или смерти Ивана Сусанина в приходских книгах не сохранилось, но точно известно, что у него была взрослая замужняя дочь Антонида, которая жила отдельно в Деревнищах, и уже имела двоих детей – Даниила и Константина. Вероятно, Сусанин был вдовцом (в некоторых источниках упоминается имя его жены – Даяна), и на момент гибели ему было больше сорока лет.

Советский период

После свержения императора Сусанин был зачислен в список «слуг царей». Пропаганда в то время предусматривала уничтожение памятников в честь старых правителей и их слуг. В 1918 году был ликвидирован костромской памятник. В последующее десятилетие пропаганда втолковывала, что сусанинский подвиг — это миф. Однако ближе к концу 30-х годов ему начали давать другое значение. В итоге Сусанина реабилитировали, а вместе с ним и других известных личностей:

  • Кузьму Минина;
  • Дмитрия Пожарского;
  • Александра Невского;
  • Ивана Грозного и др.

Сусанин вновь стал народным героем, лишившимся жизни за родину. В конце 30-х годов в Большом театре состоялась постановка оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя». Без одобрения высшего руководства это мероприятие попросту бы не состоялось. Помимо этого, в честь старосты были названы район и районный центр, где он проживал и умер.

Советские историки разделились на два фронта: одни были согласны с дореволюционными коллегами в том, что Сусанин спас царя, другие признавали его героем, но не считали спасителем правителя.

Украинская литература утверждает, что прообразом русского героя был казак Никита Галаган, дезинформировавший шляхтичей в 1648 году. Во время Корсунской битвы он привел врага в засаду.

Российская империя

Посещение Екатериной II Костромы в 1767 году положило начало официальной традиции: Сусанин был объявлен спасителем рода Романовых. В работе Афанасия Михайловича Щекатова его представили как спасителя царя, а Михаил Иванович Глинка олицетворял его образ с народным мужеством и героизмом. Стоит отметить, что русский композитор не использовал никакие исторические данные, чем воспользовался Н. И. Костомаров, обозвав историю о старосте «анекдотом», который стал фактом. В книгах по истории староста представляется как спаситель родины.

Наибольший интерес к подвигу был проявлен во времена правления Николая I. Образ Сусанина в это время стал символом всей проводимой политики. Ему посвящали литературные работы. Его героический поступок идеально соответствовал государственной идеологии Российской империи. Помимо этого, образ Сусанина был необходим для поднятия боевого духа в период, когда Царство Польское восстало против империи.

Гоголь писал о том, что правление рода Романовых началось идеально — с подвига любви. В 1831 году центральная площадь Костромы была названа в честь старосты. Указ был подписан лично Николаем I. Там же был воздвигнут памятник.

Конечно, сусанинский культ имел и неприятелей, причем неприязнь выражалась в крайних формах. Во время правления Александра II пересмотрены были многие положения и ценности эпохи Николая I, это касалось и культа Сусанина. Общепринятую версию подвига впервые критиковали и осмеивали публично.

Первым открыто высказался Н. И. Костомаров, написав статью «Иван Сусанин». Работа была опубликована весной 1862 года в «Отечественных записках». Сомнения касались не столько личности и характеристик Ивана Сусанина, сколько его подвига. Профессор писал, что старик был действительно жертвой, но не поляков и литовцев, а обыкновенных разбойников, которые бродили по деревням и мучили людей. То, что он погиб за Михаила Романова, очень сомнительно. Также профессор писал, что зять старосты решил воспользоваться моментом и выпросил себе обельную грамоту.

https://youtube.com/watch?v=9kTlZCHBZEE

Подвиг

Нам история этого подвига известна благодаря опере композитора Глинка «Жизнь за царя». По сюжету Иван Сусанин вместо того, чтобы показать полякам путь к молодому царю, завёл неприятеля в болото, в котором все погибли.

На самом деле подробности его подвига историкам неизвестны. Единственным свидетельством является царская грамота царя Михаила Романова от 1619 года согласно которой потомки Ивана Сусанина за жертвенный подвиг получали в вечное пользование земли. Потомков героя освободили от всех налогов и податей. История обширного семейства потомков Ивана Сусанина прослеживается до самой октябрьской революции. При этом совершенно неизвестно случился ли этот подвиг на самом деле. Не сохранилось никаких подробностей тех событий. Впрочем, вызывает сомнение, что потомков Сусанина наградили бы просто так.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: