Сусанин — не фамилия
Кстати, Сусанин — не фамилия. В первой половине XVII века у людей незнатных, тем более крепостных, фамилий не было. Они часто звались по отчеству, которое образовывалось от имени отца или матери. Сусанин, скорее всего, — сын Сусанны. И, выходит, вырастила его мать. Известное отчество Сусанина — Осипович — скорее всего, выдумка, ведь, будь у Ивана отцом Осип, героя звали бы Иван Осипов, а не Сусанин.
Кстати, есть мнение, что Сусанин пожертвовал собой напрасно. Михаил Федорович с матерью в марте 1613-го уже спрятался в хорошо укрепленном Ипатьевском монастыре, и поляки все равно бы до него не добрались.
Но в грамоте 1619 года царь сообщает: «были на Костроме», не указывая, где именно были. Зато звучит, что Сусанин как раз точно знал, где. И если уж Михаил Федорович крестьянина посмертно облагодетельствовал, значит, подвиг его и впрямь был не напрасен.
Ровно 170 лет назад в Костроме по проекту скульптора Василия Демут-Малиновского возвели монумент, посвященный подвигу Ивана Сусанина. Он представлял собой высокую стелу, увенчанную бюстом царя Михаила, и склоненную перед ним фигуру национального героя, на пьедестале — барельеф с изображением гибели Сусанина. После революции 1917 года монумент демонтировали.
Новый памятник Ивану Сусанину установлен в городском сквере в 1967 году. В райцентре Сусанино, бывшем Молвитино, работает музей подвига Ивана Сусанина.
Музей располагается в церкви Воскресения Христова, изображение ее можно увидеть на картине Саврасова «Грачи прилетели».
Елена Прекрасная СамолётЪ
«Сотрудничество» с оккупантами
С началом Великой Отечественной войны многие соседи Кузьмина уехали в эвакуацию, но сам он с семьей решил остаться в родной деревне. В августе 1941 года Псковскую область оккупировали гитлеровцы. В Куракино устроили комендатуру, в доме Кузьминых поселился комендант. Хозяевам пришлось жить в сарае. Узнав, что Кузьмин не коммунист и не член колхоза, немцы предложили ему должность деревенского старосты. Поблагодарив за доверие, старик отказался – мол, куда ему, и глуховат уже стал, и подслеповат. Он произвел на фашистов впечатление полностью лояльного к новым порядкам человека, и в знак доверия они даже не стали конфисковывать у него старое охотничье ружье. В начале февраля 1942 года после завершения Торопецко-Холмской операции части советской 3-й ударной армии заняли оборонительные позиции в деревне Першино, расположенной в 6 километрах от Куракино, куда в это время был переброшен из Баварии батальон немецкой 1-й горнострелковой дивизии, перед которым гитлеровское командование поставило задачу выйти в тыл советским войскам в ходе планирующегося контрнаступления в районе Малкинских высот и произвести прорыв. Для этой операции требовался проводник из местных, и немцы вспомнили о 83-летнем Матвее Кузьмине. 13 февраля 1942 года командир фашистского батальона обратился к нему с предложением ночью лесными тропами проводить немецких солдат в Першино. За это немец пообещал старику и его семье дать денег, муки, керосина и даже подарить охотничье ружье марки «Зауэр». Кузьмин ответил согласием, только попросил показать маршрут на карте. Взглянув, сказал, что прекрасно знает эти места, – не раз там охотился. Односельчане, узнав, что Кузьмин нанялся к оккупантам проводником, с ненавистью смотрели ему вслед: еще бы, «контрик», единоличник, чего же от него ожидать! Они не ведали, что старик, придя домой, тут же послал в Першино 14-летнего внука Васю, чтобы тот предупредил советских солдат и предложил устроить засаду для немцев у деревни Малкино.
Осколки креста
За четыре столетия его имя и легенда о чудесном спасении первого государя из рода Романовых стали частью российской культуры и фольклора.
Место гибели Сусанина долго вызывало расхождение мнений историков.
Лишь в 2005 году появились реальные доказательства того, что народный герой Иван Сусанин действительно существовал и был убит в болоте близ деревни Исупово под Костромой. Там, по мнению археологов, были найдены его останки.
До этого учёные и энтузиасты перекопали землю вокруг трех деревень под Костромой, нашли почти четыреста захоронений. И только возле Исупово обнаружили множество человеческих скелетов на поляне, где в стародавние времена было болото. При них нашлись нательные кресты. Почти все они были католическими и, возможно, принадлежали польским солдатам, которых Иван Сусанин завел в болото. Среди них один крест был православным, разрубленным на осколки. Скорее всего, он принадлежал именно Ивану Сусанину. Также недалеко был найден череп с глубокой рубленой раной.
Учёные провели генетические исследования останков сравнив с генетическим материалом, взятым из могил родственников Сусанина — Сабининых. Вывод: найденные останки однозначно принадлежат родственнику Сабининых.
Экспертиза также помогла восстановить и внешний вид народного героя: «мужчина восточно-балтийского антропологического типа в возрасте 45–50 лет с длиной тела 164 плюс-минус 2 сантиметра», говорится в заключении.
Память о подвиге
После официальной грамоты Михаила Романова о Сусанине забыли почти на 150 лет. Вспомнили по случаю визита Екатерины II в Кострому. Тогда в приветственном обращении, сочинённом архиереем Дамаскиным, на государственном уровне впервые прозвучала история Ивана Сусанина. Но главным прославителем подвига Сусанина стал Михаил Глинка, сочинивший знаменитую оперу «Жизнь за царя». Об Иване Сусанине будут писать и Кондратий Рылеев, и Николай Полевой. История костромского крестьянина станет основой сюжета картины Михаила Нестерова «Видение Ивану Сусанину образа Михаила Фёдоровича».
Памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину в Костроме. (wikipedia.org)
В советское время массовое восхваление несколько поутихло. Более того, всё чаще и настойчивее звучали слова о том, что многое в этой истории выдумано. Проще говоря, утверждалось, что подвиг Ивана Сусанина мифологизирован. Оперу убрали из театральных репертуаров до 1939 года. В том же году, кстати, была переименована деревня, где родился Сусанин. А спустя 30 лет Ивану Сусанину установили первый в СССР памятник. Взамен тому, что был снесён в 1918-м.
Переменчивая слава
До 1917 года костромской крестьянин Иван Сусанин из села Домнино был одним из величайших героев России. Историки того времени писали о нем как о спасителе правящей династии. В 1613 году, незадолго до венчания на царство ее основателя, юного Михаила Федоровича Романова, Сусанин завел в лесные дебри и на болота вражеский отряд, пытавшийся добраться до будущего государя и его матери, которые жили в своем имении на костромской земле. Этот подвиг стоил жизни самому проводнику, но избавил от гибели державного отрока.
Иван Сусанин. Константин Маковский. 1914
Николай Васильевич Гоголь отозвался о самопожертвовании Сусанина как о «подвиге любви». Композитор Михаил Иванович Глинка в 1836 году создал оперу «Жизнь за царя», которой в советское время из идеологических соображений поменяли название: «Иван Сусанин». А в 1843 году скульптор Василий Иванович Демут-Малиновский воздвиг в Костроме блистательный памятник, объединивший на общем пьедестале царя Михаила Федоровича и крестьянина Ивана Сусанина.
В советское время идея монархии стала предметом самого негативного отношения, поэтому Сусанина «разоблачали», историю его называли «анекдотом», «легендой». Памятник в Костроме, как водится, снесли. Однако в краткие периоды «русского патриотизма» советской власти имя его вновь сверкало на небосклоне высокой культуры.
В 1947 году, к 800-летию Москвы вышла отдельной книгой поэма Натальи Петровны Михалковой-Кончаловской «Наша древняя столица», и отдельный эпизод в ней — «Быль о славном партизане — о Сусанине Иване».
Подвиг Ивана Сусанина подан там ярко, образно:
В вековой седой глуши,Где ни конного, ни пешегоНе бывало ни души,Сосны будто вдруг раздвинулись,Ели встали стороной,И снега, что шёлк, раскинулисьНа полянке на лесной.Здесь прогалинка просторная,А под тонкой коркой льдаТут болото — бездна чёрная,Что не мёрзнет никогда.Подломился под полякамиХрупкий, тоненький ледок, —Как ни выли, как ни плакали,Всё ж не вытянули ног!И, трясиною зажатые,Увязая в ней по грудь,Проклинали провожатого,Что их вёл в последний путь.Пан, что ближе был к Сусанину,Полоснул его ножом,И вскричал Сусанин раненый:«Мы отчизну бережём!Паны пусть на Русь не зарятся —Не дадим земель своих!Наш народ от вас избавится!»Тут вздохнул он и затих…
Иллюстрировал книгу знаменитый художник Владимир Андреевич Фаворский. Он создал чрезвычайно выразительную гравюру: литвинские паны, заведенные Сусаниным в мерзлое болото, во гневе и отчаянии убивают героя кинжалами, но пути к спасению у них уже нет.
Памятник Ивану Сусанину в Костроме. Цветная открытка 1910-х гг.
А памятник в Костроме вновь появился — совершенно другой, работы скульптора Никиты Антоновича Лавинского, но оригинальный и впечатляющий своим выразительным монументальным лаконизмом.
2
Образ Сусанина в российской истории
В период царской России образ Сусанина стал предметом культа. На его честь устанавливали памятники, называли улицы и площадя, посвящали картины, скульптуры, музыкальные и литературные произведения. Использовали в качестве пропаганды для подавления польских восстаний, во время первой мировой войны.
Картина с изображением Сусанина в роли старосты деревни
Его больше не величали героем, а называли «царским слугой». Но уже с 30-х годов ХХ столетия образ вернул себе звание народного героя. Во времена Второй мировой войны много народа повторяли подвиг мужика Ивана, спасая деревни, отряды. Есть даже историческая книга, в которой описаны около шестидесяти подвигов «последователей» Ивана Сусанина.
Факты[править | править код]
- По сообщениям прессы и заключению подготовленным главным археологом Костромы С. И. Алексеевым, в 2003 году в некрополе села Исупово были обнаружены останки, предположительно принадлежащие Ивану Сусанину. Однако профессиональные историки оспаривают интерпретацию находок. В научной публикации археологических и антропологических исследований какие-либо утверждения о нахождении останков именно Ивана Сусанина не содержатся. В соответствии с заключением Института археологии РАН, сделанным по запросу Министерства культуры РФ в 2006 году, отмечено, что представленные факты не дают оснований для идентификации личности Ивана Сусанина. А. Е. Петровым, Л. А. Беляевым и А. П. Бужиловой досконально разобрано и показано, что предложенная региональными госорганами интерпретация материалов исследований не соответствует реальным результатам и обусловлена конъюнктурными соображениями.
- По неподтверждённым сообщениям прессы, якобы в том же году в окрестностях села Исупово археологами была исследована поляна, расположенная на месте бывшего болота, пересохшего в прошлом столетии. При этом были сделаны находки в виде 40 нательных католических и одного православного крестика, причём последний был перерублен.
- Отчество Осипович является вымышленным. В источниках XVII века ни о каком отчестве Сусанина не упоминается (официальных отчеств крестьянам тогда и не было положено). Если бы отца Сусанина действительно звали Осипом (Иосифом), то тогда его фамилия (прозвание) была бы Осипов, а не Сусанин.
- С подвигом Ивана Сусанина сравнивался поступок ремесленника Осипа Комиссарова, спасшего в 1866 году от покушения императора Александра II. Родное село Комиссарова, Молвитино (ныне пос. Сусанино), находится всего в 12 верстах от села Домнино — родины Сусанина.
- В музее подвига И. Сусанина находится экспозиция «Они повторили подвиг Сусанина», рассказывающая о 58 «последователях» И. Сусанина. В советское время вышла книга, описывающая их подвиги. Самый знаменитый из них Матвей Кузьмин, за свой подвиг был удостоен звания Герой Советского Союза.
- Улица Сталина в Костроме (бывш. Лазаревская) была переименована в улицу Ивана Сусанина в 1952 году, ещё при жизни И. В. Сталина. Это было связано с наличием в центре города проспекта Сталина (бывшая Павловская улица, ныне проспект Мира).
- Иван Сусанин был не единственным представителем простого народа, оказавшим важные услуги семье Романовых. При Борисе Годунове, когда родители Михаила Фёдоровича были насильно пострижены и сосланы, священник Толвуйского погоста (место ссылки инокини Марфы на берегу Онежского озера) Ермолай Герасимов тайно «проведывал» для инокини Марфы сведения о судьбе Филарета Никитича. Деятельность священника осталась тайной для властей. Хотя Ермолай Герасимов и не пострадал на службе Романовым, священник и его потомки получили в 1614 году (вскоре после восшествия на престол Михаила Фёдоровича Романова) обширную вотчину, освобождение от налогов и другие щедрые пожалования.
Исторические сведения о Сусанине
О самом народном герое мало что известно. Поэтому сегодня факт его героического поступка многими поддается сомнению. Однако существует грамота царя Михаила Романова, которая была вручена зятю Сусанина, в ней было обозначено, что ему даруется половина деревни вместе с избавлением от всех видов податей и повинностей, о самом же спасителе царя и его империи, упоминается весьма кратко. Но исключать данный источник мы не имеем право.
Памятник Ивану Сусанину
И был, толи крепостным крестьянином, толи служил вотчинным старостой. Кроме того, подтверждается факт, что мужчина был преклонного возраста, имел дочь Антониду и зятя Богдана Сабинина.
Краткая история подвига
Иван Сусанин появился на свет в 1568 году. Он был сельским старостой. Протоиерей Домнинский рассказывал, что национальный герой не числился в списках обычных крестьян. Ссылался он на предания, которые рассказывали, чем знаменит Иван Сусанин. Считалось, что он жил при дворе Шестовых, которые поселились в селе Домнино. О его супруге неизвестно совсем ничего, потому что ее имени нет ни в рассказах, ни в легендах. Точно известно, что у него была дочь Антонида, которая вышла замуж и родила детей.
Как гласит царский документ, изданный в ноябре 1619, за шесть лет до этого Михаил Романов с матерью инокиней Марфой «гостевал на Костроме». В то время царь уже был наречен Земским собором. Воины Речи Посполитой услышали об этом мероприятии и решили захватить юного правителя. Однако они не знали, как точно пробраться к деревне. Неподалеку от села Домнино навстречу им шел местный староста.
Польско-литовские войска схватили его и решили узнать местоположение Романова. Его жестоко пытали, но он не рассказал им ничего и был убит. Существует версия, якобы он стал сопровождать врага и завел его глубоко в болото. План сработал, и противники потеряли много времени и сил. Нападения не произошло.
О том, что староста совершил подвиг, доказывает грамота от царя Михаила Романова. В ней он дарит зятю Сусанина Собинину полдеревни и освобождает его от податей и повинностей. В последующие годы выходили грамоты и указы на имена родственников Сусанина:
- В 1633 и 1644 годах — «Вдове Собинина».
- В 1691 г. — «Потомкам героя».
- В 1723 и 1724 гг. — «Родственникам Собинина».
- В 1741 и 1767 годах — «Всем потомкам Ивана Сусанина».
О подобном подвиге рассказывается в мемуарах литовца Самуила Маскевича. Он рассказывал о русском, которого отряд встретил в марте 1613 года недалеко от Можайска. В одной из деревень они поймали старика, которого взяли проводником, чтобы не попасть в руки врага в Волоке. Сперва он вел отряд в миле от Волока, а с наступлением темноты повернул на него. Войско было в версте от поселения. Однако им повезло встретить Руцкого, который и рассказал, что старик предатель, а они идут прямо на Волок. Проводнику решено было отсечь голову.
https://youtube.com/watch?v=FiSkZtmWXKc
Памятники патриоту
В 1835 году главная площадь Костромы, носившая название Екатеринославская, была переименована в Сусанинскую. В марте 1851 года на ней был построен памятник, спроектированный В. И. Демут-Малиновским. Строение представляло собой гранитную колонну, где на четырехугольном пьедестале стоял бюст царя, на груди которого красовался золотой крест. У основания расположилась фигура Сусанина, а возле него — пара грамот.
На колонне были изображены двуглавый орел и герб Костромы, а также сцена гибели героя и текст. Вокруг памятника стояли фонари. В таком виде он просуществовал до 1918 года, после чего частично был разрушен. Площадь была переименована в честь революции. Полностью памятник уничтожили в 1934 году. В 1992 г. площади вернули старое название.
В 60-х годах прошлого столетия решено было создать новый памятник Сусанину. В 1967 году его поставили, автором был скульптор Н. А Лавинский. Символов монархии и религии на нем нет. Композиция незамысловатая: мужчина стоит в длинной одежде на большом постаменте. Памятник часто критикуют из-за того, что он не соответствует образу исторического центра.
Сусанин присутствует на памятнике Михаила Микешина, расположенном в Великом Новгороде. Помимо этого, на холме возле Чистого болота, где раньше была деревня Анферово, стоит огромный камень. На нем написано имя старосты.
В честь патриота Руси слагали героические поэмы, писали портреты, делали постановки в театрах и снимали фильмы. Существует популярное стихотворение, которое описывает подвиг Ивана Сусанина кратко и красочно, оно называется «Давайте отрежем Сусанину ногу!». Самой популярной постановкой в театре является «Жизнь за царя», первую партию в которой сыграл Осип Афанасьевич Петров.
Сусанин из учебника
Иван Сусанин, уроженец Костромской области (сегодня место, где он родился называется Сусанинский район), был вдовцом, вотчинным старостой, человеком степенным и уважаемым. В 1613 году он совершил подвиг: спас юного царя Михаила Романова, основателя династии, от польско-литовских интервентов, которые собирались его убить. Иван Сусанин местонахождение монарха не выдал, несмотря на пытки. Михаила Фёдоровича не нашли, а нашего героя замучили до смерти. Ценой своей жизни костромской крестьянин спас царя. За это тот даровал наследникам Сусанина грамоту и половину деревни, а также освободил от разного рода податей и повинностей, в том числе и воинской.
Мифы о Сусанине
Мифотворчество начинается ещё до версий гибели Ивана Сусанина. Так, разнятся сведения о его биографии. По одним данным, он был крепостным крестьянином. По другим, крестьянином, но не простым, а именно вотчинным старостой — представителем низшей княжеской администрации. По третьей версии, Сусанин был управляющим имением бояр Шестовых. Большинство исследователей сходятся именно на втором варианте и определяют Сусанина старостой Костромского уезда.
Иван Сусанин, 1851 г. М. И. Скотти. (wikimedia.org)
Считается, что сам подвиг Ивана Сусанина подтверждён той самой жалованной грамотой. Датирована она 30 ноября 1619 года и гласит следующее: «…терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти». Факт смерти Сусанина также не подвергается сомнению: он был убит в 1613 году.
Самые большие расхождения имеют версии гибели Ивана Сусанина. Согласно наиболее популярной, он стал вынужденным проводником для польско-литовского отряда, намеренно завёл врагов в болото, за что принял мучительную смерть и был буквально изрублен на куски. Сам отряд, как следует из этой легенды, тоже погиб. Именно эта история легла в основу оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя». Название, к слову, предложил Николай I, во время правления которого о подвиге Сусанина заговорили с новой силой.
По второй версии, Иван Сусанин никого никуда не водил. Его спросили, где царь, а он отказался отвечать. Его публично замучили до смерти. Но перед этим Сусанин успел отправить своего зятя к Романовым, чтобы предупредить об опасности.
Последователи Ивана Сусанина
Матвей Кузьмин. Во время Великой Отечественной войны в 1942 году, 83 летний крестьянин Матвей Кузьмин не проявлял лояльность Советской власти, за что получил одобрение у немецких оккупантов, однако и на них он работать отказался, ссылаясь на возраст.
В феврале 1942 года, после того как завершилась Торопецко-Холмской операция, части советской 3-й ударной армии заняли оборонительные позиции в деревне Першино, которая была расположена в 6 километрах от Куракино.
Это регион в то же время был переброшен батальон 1-й горнострелковой дивизии. Перед ним командование поставило задачу выйти в тыл советским войскам, для обеспечения контрнаступления немецких войск.
Для успеха операции был необходим проводник. Руководство немецких войск обратилось к Матвею Кузьмину. Он согласился, сказав, что не раз охотился в этих местах. Односельчане негативно восприняли решение старика. Они не знали, что он отправил сына сообщить Красной армии о планах врага.
Фото: multiurok.ru
Кузьмин долго водил отряд немецких солдат и в итоге вывел их на 2-й батальон 31-й отдельной курсантской стрелковой бригады во главе с полковником Степаном Горбуновым, немедленно открывший по немцам пулемётный огонь.
За этот подвиг он был награждён звездой Героя Советского Союза. Матвей Кузьмин является старейшим по дате рождения человеком, награждённым звездой героя.
Фёдор Гуляев. Белогвардейцы убили сына старика. На тот момент Фёдору Гуляеву было 63 года. За свой подвиг он был удостоен личной встречи в Владимиров Лениным.
Доподлинно неизвестно кем был этот житель Алтайского края. Однако, по информации газеты «Алтайская нива», войска адмирала Колчака в родном селе Рассказиха убили сына Гуляева. О зверствах белогвардейцев рассказывали местные жители. По словам старейшей жительниц села, которая знала самого Гуляева, силы Колчака закрывали крестьян в домах и заживо жгли. Фёдор Гуляев являлся партизанским связным пятой горностепной дивизии Красной Армии.
700 человек отряда колчаковчев заняли село Рассказиху. Партизаны посчитали, что силы неравны отошли в лес. Колчаковцы, после разгрома Россказихи силы Колчака хотели добраться до Бобровки, где у партизан располагался штаб. Однако белогвардейцы не знали дороги. За помощью они обратились к Фёдору Гуляеву. Он повёл их якобы по кратчайшему пути. Во время дороги, ему удалось сбежать и добраться до лагеря партизан. Большинство сил Колчака погибло в болоте, а остальных перебили бобровские партизаны.
По итогам операции Фёдор Гуляев был награждён орденом Красного Знамени.
На самом дел неважно был ли подвиг Ивана Сусанина в реальности. Он до сих пор вдохновляет людей идти на подвиги ради Родины
Уже этим он заслужил место в истории.
Разницы в версиях
Многие историки утверждают, что Иван Сусанин являлся простым крепостным крестьянином, живущим в селе Домнино. По одной из версий он являлся старостой деревни, а согласно другой — был приказчиком в вотчине Шестовых. И если верить в первую версию, то можно поставить под большое сомнение, откуда простой крестьянин знал, где остановился царь, бежавший от врагов.
Памятник Сусанину в Костроме.
Также под большим вопросом и само нахождение отряда польских воинов рядом с Костромой. Ни в одном из сохранившихся документов тех лет не упоминается, что в 1613 году поляки разыскивали царя в тех местах и пытались его захватить. Но на самом деле на тот момент убийство царя с целью возведения на престол польского кандидата было бессмысленно, ведь Михаил уже официально находился в своём законном статусе.
Кроме того, существует речь митрополита Филарета, где он перечислил все беды, которые причинили России воины Речи Посполитой в период Смуты, и как проходило изгнание поляков из Москвы. В этой речи нет ни единого упоминания о покушении на царя, хотя если бы оно и правда было, то митрополит о нём бы точно упомянул.
Стоит учесть и то, что разнятся версии о том, куда же Иван Сусанин завёл поляков. В некоторых версиях упоминается лес, в других — непроходимое болото. Но из леса отряд опытных воинов вышел бы по своим же следам на снегу, а непроходимых болот вокруг Домнино нет и никогда не было.
Вполне вероятно, что подвига Ивана Сусанина, как и его самого, никогда не было. Просто в царское время, а особенно при Николае I, России требовался герой из народа, герой, способный отдать власть за своего царя. Так и возник культ простого мужика-патриота Ивана Сусанина.
Еще:
- Кто был прототипом главной героини «Мастера и Маргариты» Булгакова?
- Какие дела проворачивала цыганская мафия в СССР
- Фальшивая скорая помощь — езда без пробок
- Как «советский Джеймс Бонд» Рихард Зорге узнал о начале Второй мировой войны за два месяца до выступления немецких войск
- «Я такой же, как ты, хулиган»: за что Есенин Пастернаку морду бил
О жизни Сусанина и его подвиге[править | править код]
Константин Маковский. Иван Сусанин. 1914
Николай Дмитриев-Оренбургский. Подвиг Сусанина. Гравюра, конец XIX века
Михаил Нестеров. Иван Сусанин. 1884
О жизни Ивана Сусанина в точности не известно почти ничего. Сусанин был крепостным дворян Шестовых, проживавших в селе Домнино, в центре довольно крупной вотчины (примерно в 60 верстах к северу от Костромы). Согласно преданиям, родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки. Протоиерей А. Д. Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, первым указал, что Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой. Позже некоторые авторы стали именовать Сусанина приказчиком (посельским), управлявшим домнинской вотчиной Шестовых и жившим в Домнине при боярском дворе. Поскольку о его жене ни в документах, ни в преданиях не упоминается, а его дочь Антонида была замужем и имела детей, можно полагать, что он был вдовцом в зрелом возрасте.
Согласно царской грамоте от 30 ноября (10 декабря) года, поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать инокиня Марфа «были на Костроме». Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и «пытали у него» местонахождение царя Михаила Фёдоровича. Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был замучен поляками и литовцами «до смерти». Бытует версия о том, что он стал их проводником, но повёл не к царю, а далеко в чащу леса к болотам.
Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября (10 декабря) года о даровании зятю Сусанина Богдану Собинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…»:
Последующие жалованные грамоты 1633 и 1644 годов («вдове Сабинина Антониде с детьми») и подтвердительная грамота 1691 года (потомкам Сусанина, жившим в деревне Коробовой, «и их детям и внучатам и правнучатам и в род их во веки неподвижно»), льготные указы 1723 и 1724 годов («Андрею Семёнову с братом»), 1731 («Ивану Лукоянову Сабинину»), подтвердительные грамоты 1741 и 1767 года («всем потомкам Сусанина, жившим в дер. Коробовой»), за исключением последней — 1837 года («Коробовским белопашцам»), повторяют слова грамоты 1619 года. В статье о Сусанине словаря Брокгауза и Ефрона утверждалось, что в летописях, хрониках и других письменных источниках XVII века почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нём существовали и передавались из рода в род. Вместе с тем дореволюционный костромской историк и краевед Н. Н. Виноградов, целенаправленно собиравший сведения среди коробовских белопашцев, потомков Сусанина, указывал, что почти все легенды и предания носят явно книжный характер. Единственное опубликованное предание народного происхождения так же определялось им как «пример легенд новейшего времени».
Б. Чориков. Смерть Ивана Сусанина в 1613 году. «Живописный Карамзин, или Русская история в картинках»
В мемуарах литовского шляхтича Самуила Маскевича рассказывается про схожий героический поступок неизвестного крестьянина в марте 1612 года в районе Можайска:
О чем спорят историки?
В наши дни большинство специалистов склонно признавать, что подвиг Сусанина был действительно совершен. А в общественной мысли закрепилось, что это деяние имеет патриотическую основу.
Что касается действительных исторических документов, касающихся подвига костромского крестьянина, то они немногочисленны. По ним твердо известно, что крестьянин Иван Сусанин был захвачен отрядом «литовских и польских людей», добивавшихся у него признания, где находится Михаил Федорович.
Вспомним, что тогда происходило в России. Царя не было, династия Рюриковичей пресеклась после того, как изменники отдали царя Василия Шуйского в руки его врагов, поляков. Летом 1610 году его свергли с престола, а затем вывезли в Польшу, где он находился в заточении до своей смерти в 1612 году. Часть бояр захотела сделать царем польского королевича Владислава Сигизмундовича, но этому воспротивился Патриарх Гермоген: он отвергал кандидатуру царя-католика, а Владислав не желал переходить в Православие. Бояре, державшиеся Польши, впустили в Кремль польско-литовский гарнизон. После изгнания поляков из Москвы осенью 1612 года было решено созвать Земской Собор, который изберет царя из нескольких кандидатов, среди которых был и юноша Михаил Романов. Это был знатный родич царя Федора Ивановича, скончавшегося полтора десятилетия назад. Собор открылся в начале 1613 года и избрал именно его на царство.
4 марта 1613 года. Михаил Федорович и его мать инокиня Марфа Ивановна принимают от московского посольства челобитные грамоты земского собора
А в январе 1613 года будущий царь пребывал либо в Свято-Макариевом Унженском монастыре на богомолье, либо в родовом осадном дворе Костромского кремля. Сусанин, по всей видимости вотчинный староста или приказчик в имении рода Шестовых (к нему принадлежала мать Михаила Федоровича), не выдал боярское семейство. Принял за него пытки и смерть, но злодеям помогать не стал. Завел он их в лесную глушь, на болота или в иные дебри на растерзание морозу и волкам, или не завел, -— неясно. Эта часть его подвига создана поздними источниками. Ни доказать ее в полной мере, ни до конца опровергнуть ныне не представляется возможным. А вот страшная гибель его, спасшая жизни юноше Михаилу и его матери инокине Марфе, документально подтверждается.
До сих пор не установлено твердо и ясно место гибели Ивана Сусанина. Чаще всего называют село Исупово, стоявшее посреди большого болота, но вероятно и село Домнино. Разнообразные сенсационные известия о том, что найдены останки Сусанина или вещи — его самого, его семьи, погубивших его врагов, — не находят подтверждения.
Кто были захватчики, желавшие отыскать и захватить семейство Романовых? Вопрос и поныне дискуссионный.
Часть специалистов стоит за версию, согласно которой это мог быть отряд «воровских казаков», частью, видимо, литвинов и поляков. Банда искала богатое, широко известное боярское семейство с целью ограбить, предать пыткам и заставить отдать сокровища, припрятанные по военной поре. На худой конец, увезти с собой и потребовать выкуп…
Смерть Ивана Сусанина. Карл Вениг, 1871
Другая часть историков видит ситуацию иначе: на Земском Соборе Михаил Федорович стоял в начальной части списка претендентов на престол, и неприятельский отряд имел целью ликвидировать «неправильного» кандидата, освобождая место «правильным». А в числе таковых был и польский королевич Владислав… Да и до начала Земского Собора имя юноши не раз звучало именно в этом контексте.
Какая версия достовернее? И то, и другое возможно. Но, так или иначе, Иван Сусанин действительно пожертвовал собой за Романовых, спас их, поступил как истинный христианин и добрый русский человек. Так что слава костромского крестьянина — вполне заслуженная.
Епископ Василий (Родзянко) (1915–1999), внук последнего председателя Государственной Думы дореволюционной России, сказал о Сусанине так: «Я всегда почитал его подвиг. Ведь это такая сила духа!… Это евангельский образ!… Это… подвиг истинно христианский, подвиг христианского мученичества, подвиг совершённый во имя спасения Православного Отечества нашего и веры Православной нашей. Потому-то народ наш и сохраняет в памяти своей, уже почти четыре столетия, это святое имя, давно ставшее для каждого русского человека именем-символом».
Бирюк
Матвей Кузьмич Кузьмин родился 21 июля 1858 года в деревне Антоново-Куракино Псковской губернии. Его родители Косьма Иванович и Анастасия Семеновна были крепостными крестьянами помещика Болотникова. После революции Кузьмин не стал вступать в местный колхоз «Рассвет», остался, как тогда говорили, единоличником. Промышлял охотой и рыбной ловлей. По свидетельствам, был он угрюм и нелюдим, за что односельчане прозвали его Бирюком. А кое-кто и вовсе подозревал его в контрреволюционных настроениях. Тем не менее в суровые 30-е годы Кузьмина не тронули. Доносы на него, может, и были, но, вероятно, в НКВД решили: какой враг народа из 80-летнего старика. Свои первые официальные документы Кузьмин получил только в 74 года. Фамилию ему записали по отцу — Кузьмин. До этого все звали его просто Кузьмичом.
«Идите за мной, не … мозги!»
История рассказывает, что поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором молодой царь Михаил Романов и его мать инокиня Марфа «были на Костроме».
Проведав об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и «пытали у него» местонахождение царя Михаила Фёдоровича. Сусанин был подвергнут жестоким мукам, но не выдал места убежища царя и был запытан поляками и литовцами «до смерти». Бытует версия о том, что он стал их проводником, но повёл не к царю, а далеко в чащу леса к болотам.
Первым документом, свидетельствовавшим о героическом поступке Сусанина, стала жалованная грамота 1619 года царя Михаила Федоровича зятю Сусанина, в которой говорилось, что его тестя «изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками….
Позже, в указе от 19 мая 1731 года прежняя версия этой истории подверглась некоторым изменениям, в частности указывается, что Сусанин «отвел» поляков от Домнина и был убит в Исуповке (Исупове), соседнем селе, лежащем через болото от Домнина.
В 1864 году историк протоиерей Павел Островский, ссылаясь на изыскания местных краеведов, писал о том, как вел себя в эти страшные минуты Иван Осипович Сусанин: «… верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог за очи помазал елеем святым и нарече его царем России».
Таким образом, Иван Сусанин спас новую династию русских царей и стал народный героем, символом «мужицкой» преданности царю.