Черная работа
Драгоценная кухонная утварь рождается в шуме, среди тисков и металлических стружек. Ее штампуют, вытягивают и даже выдавливают на разных агрегатах. Процесс больше похож на производство… деталей для трактора, например.
Мастер ротационной вытяжки Виктор Боболович рассказывает и показывает свой рабочий инвентарь:
Виктор Боболович 37 лет раскатывает из тонких шайб серебра кружки и тарелки, кубки и вазы. Со стороны его движения кажутся брутальными
Но с металлом мастер обращается нежно – здесь важно не перестараться, не передавить, иначе будет брак
Затем заготовку шлифуют, полируют и отправляют филигранщикам.
Непростые яйца
Когда император узнал о новой поделке любимого ювелирного дома, оно уже было готово и даже выставлено на продажу. За выглядящее тогда довольно простым яйцо, покрытое белой эмалью, Фаберже запросил 4151 рубль. Сумма по тем временам солидная — примерно столько стоила квартира в Петербурге. Внутри яйца, получившего название «Курочка», находился «желток» из чистого золота, внутри которого был спрятан сюрприз — золотая курочка и в ней рубиновая корона.
Александр III велел немедленно купить пасхальную безделицу в подарок императрице. Карлу Фаберже присвоили статус Поставщика Высочайшего Двора. Это позволяло ювелирному дому ставить российский герб (двуглавого орла) на свои изделия и вывески.
Дарить пасхальные сувениры в виде драгоценных яиц Фаберже с сюрпризом внутри на долгие годы стало традицией в царской семье. Каждый год ювелирный дом удивлял императора всё более искусной работой. После смерти императора Александра поток заказов не иссяк: его наследник, Николай II, продолжил заказывать у Карла теперь уже два подарка — для жены и матери.
За 30 лет Карл Фаберже и его мастера создали для царской семьи свыше 50 подарочных яиц. Кроме них известно только о пятнадцати яйцах, созданных по частному заказу. Не менее семи яиц изготовили для богатой купчихи Базановой и по одному-два — для княгини Юсуповой, герцогини Мальборо, племянника Альфреда Нобеля (изобретателя и филантропа, учредившего Нобелевскую премию) и одного из Ротшильдов. Эти яйца чаще всего не попадали в отчётность, так что подлинное их количество до сих пор остаётся загадкой.
Клейма Фаберже
Отличалась фирма великого мэтра многообразием клейм. Выделяются несколько вариантов оттисков. Это могла быть буква «К», инициалы «КФ», полная фамилия «ФАБЕРЖЕ», с инициалом «К ФАБЕРЖЕ», инициал и фамилия с точкой между ними «К.ФАБЕРЖЕ». Каждое из этих клейм могло находиться на изделиях центрального петербургского отделения. Оттиск «Faberge» латиницей, ставился на изделиях для европейских заказчиков и для лондонского филиала.
Кроме тогО известно множество подлинных произведений от Фаберже без наличия всяческого клейма по причине хрупкости материала или слишком тонкой работы. Каменные резные фигурки животных, людей и драгоценные композиции растений далеко не всегда имели клеймение. Выбивая фирменный именник, имелся риск расколоть поделочный камень, из которого делались фигурки. Потому один из оттисков «ФАБЕРЖЕ», «КФ», «К», ставился на металлических деталях фигурок, если таковые имелись, но далеко не всегда. Чаще это было пробирное клеймо Петербурга и никогда не было изобилия оттисков и гербов. То же относится и к цветам. Детали часто бывали столь мелкими и тонкими, что не только клеймо, но инициалы ставить было негде.
С 1885 г. на изделиях стал появляться государственный герб. Но в петербургских изделиях он в основном ставился на работах для императорского двора, семьи монарха, заказах, поступивших через Кабинет его Величества, для именитых гостей, высоких чиновников, на государственных заказах таких, как ордена и монаршие регалии.
Выдающиеся мастера имели право рядом с фирменным клеймом ставить свой именник. Таких мастеров, в общей сложности, было около двадцати.
Часто на изделии стоял оттиск мастера без клейма фирмы. Пуансоны мастеров приходили в негодность, каждый новый имел мельчайшие, вовсе не заметные отличия от предыдущего. Но именно микроскопические особенности именников мастеров позволяют уточнить, в какой период сделано изделие, а порой и их подлинность.
В открывшемся московском отделении с 1887 г. на клейме кириллицей была вытеснена фамилия владельца с инициалом «К.ФАБЕРЖЕ», с точкой или без нее, но с обязательным двуглавым орлом. В отличие от центрального отделения, на изделиях московской фабрики мастера свои именники не оставляли.
В 1924 г. Фаберже Александр и Евгений с несколькими, эмигрировавшими мастерами фирмы, в Париже открыли фирму «Faberge et Cie». Реставрировались и продавались изделия отца, реализовывались работы по собственным эскизам, заказывались в других мастерских фигурки животных в традициях Фаберже. Группа проработала до середины пятидесятых годов, ставя оттиск «Faberge». Там же работал талантливый племянник Карла Фаберже, Федор Агафонович. Имея свой пуансон со старославянской буквой фита «ϴ», он ставил его и клеймо «ФАБЕРЖЕ» на свои изделия. Правда, предприимчивые антиквары, стирая именник Федора, продавали эти произведения, как работы К. Фаберже позднего периода.
Металлическое кружево
У филигранщиц в цехе очень тихо. Если прислушаться, кажется, слышно только дыхание мастериц.
Здесь требуется недюжинное терпение, аккуратность, сноровка. А еще – короткие натуральные ногти. Ювелир-филигранщик Нина Гаврилюк из серебряной проволоки вырезает и складывает будущие лепестки, бутоны и листья. Быстро орудует тонким пинцетом. Чтобы так же ловко собирать элементы узора, делится мастерица, нужны месяцы тренировки:
СПРАВКА: Считается, что филигрань появилась сначала в Египте. Технику подсмотрели греки, затем финикийцы и индийцы. А позже она появилась и на Руси. Отдельным видом ювелирного искусства филигрань, или как ее еще называли, скань, стала после XVII века.
Каждый элемент сначала приклеивают, затем готовый орнамент посыпается припоем и подвергается сварке. На одно изделие может уйти от нескольких дней до нескольких недель – все зависит от сложности и объема рисунка. После к посуде крепятся при необходимости ручки, подставки и другие элементы.
Семья
Заключенный в 1872году брак Карла Фаберже с Августой Якобс, дочерью придворного столярного мастера, оказался очень удачным. Скромная Августа явила собой образец преданной жены и заботливой матери. Четверо сыновей Евгений, Агафон, Николай и Александр под ее чутким присмотром выросли достойными людьми, и главное, с чувством прекрасного.
Сильнее всего эстетическое восприятие окружающего мира было развито у Агафона. Его обучение ювелирному искусству началось в 19 лет, а через два года уже руководил всеми работами по изготовлению царских регалий и других украшений. В 1916году в фирме произошло трагическое событие. На Агафона Карловича пала тень подозрения в хищении крупной суммы денег. Это обстоятельство имело самые роковые последствия. Ему пришлось навсегда покинуть и отчий дом, и фирму без каких – либо объяснений.
Русский король ювелиров. Русский ювелир королей
Ю велир по рождению — менеджер по призванию. Карл Фаберже родился в Санкт-Петербурге в 1846 году среди благородных металлов и драгоценных камней. Унаследовал ювелирное производство отца и поднял семейный бизнес до небывалых высот.
Обрусевшие французы Фаберже. Карл получил ювелирное образование в Германии, а экономическое — во Франции и отправился по свету. Изучал искусство работы с драгоценными металлами венецианцев, мастерство саксонских камнерезов и французских эмальеров. На родине Фаберже бесплатно работал реставратором в Императорском Эрмитаже. Воспитывал вкус на произведениях старых мастеров.
От семейного бизнеса до международного холдинга. В 26 лет ювелир взялся за дело отца. Пока коллеги творили в стиле ренессанс, рококо и ампир, Фаберже ударился в модерн. На выставках присматривался к новым тенденциям, а заодно к одаренным ювелирам. В итоге в многочисленных мастерских собралось до 500 рабочих, и во главе каждой встал яркий талант.
Судьбоносные вернисажи
В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия Фаберже привлекли внимание монарших особ: императора Александра III и его супруги Марии Федоровны. На нюрнбергской Выставке изящных искусств копии скифских сокровищ получили золотую медаль, а их создатель — право ставить на изделия клеймо двуглавого орла
На выставке во Франции Фаберже получил орден Почетного легиона.
Революция в ювелирном деле. От стоимости материала к художественной ценности. «Если вся ценность дорогих вещей заключается всего лишь во множестве бриллиантов или жемчуга, то они меня мало интересуют», — говорил Фаберже. В произведениях искусства мастер использовал даже сталь и олово. А броши из карельской березы, в которые он вкраплял бриллианты, благодаря Фаберже вошли в моду.
«Фаберже — несравненный гений нашего времени». Столь лестно о мастере отзывалась Мария Федоровна в письме своей сестре — английской королеве Александре. Фаберже делал для императрицы знаменитые пасхальные яйца, которые она помнила еще по датскому детству. Форма яйца, сюрприз внутри, уникальность. Три составляющих — главная светская интрига каждого светлого праздника Пасхи в императорской семье.
«Левша Петербурга» или «певец изящных грез». Среди высокопарных эпитетов сам ювелир предпочитал емкое «поставщик Высочайшего двора». И двора не только российского. Шведский, норвежский, датский, испанский, английский королевские дворы ценили работы Фаберже. Мастер делал декоративную вазу для Бисмарка, нефритовый венок на гробницу шведского короля Оскара II, нефритового Будду для придворного храма Сиама.
Императрице и горничной. Доступность. Один из принципов ювелирного дома Фаберже. В ход пошли ныне не востребованные в промышленных объемах уральские, алтайские и забайкальские самоцветы. Подвески в форме пасхальных яиц стоили не дороже фунта хорошего чая. Отдельные мастерские выпускали рамки для фотографий, флаконы для духов, броши, ордена — в расчете на любой кошелек.
Драгоценная шутка. Не только изысканный вкус, но и чувство юмора отличали придворного ювелира. Уникальный натюрморт 1905 года — шутливый «джентльменский набор»: кирпич, яичница, граненый стакан с горячительным напитком, закуска. Кирпич — из яшмы; желток — из янтаря; газета, рыба, мухи — из серебра; стакан и содержимое — из кварца. Прозаичный сюжет на выходе стал произведением искусства.
«Так жить нет смысла», — говорил Карл Фаберже после революции 1917 года. Советским правительством была продана в Великобританию и США большая часть уникальной коллекции. Придворный ювелир не пришелся ко двору новой власти и уехал с семьей в Швейцарию. Но заниматься любимым делом в Европе не получилось. Карл Густавович Фаберже умер в 1920 году и был похоронен в Каннах.
Возвращение в Россию. Музей Фаберже открылся в Шуваловском дворце Санкт-Петербурга в 2013 году. Главная ценность музейной экспозиции — девять императорских пасхальных яиц, созданных мастером для двух последних русских императоров. В коллекции и множество изящных вещиц, что продавались сто лет назад в магазинах Фаберже в Петербурге на Большой Морской, в Москве на Кузнецком Мосту, в Одессе на Дерибасовской, в Киеве на Крещатике и в Лондоне на Бонд-стрит. Те самые вещицы, что меняли вкус целой эпохи.
Начало пути
Предки Карла Фаберже, французские протестанты, спасаясь от преследований, первоначально обосновались в Германии. Позже дед будущего владельца знаменитого дома Фаберже принял российское подданство и основал семейное дело.
Деловые качества, обогащенные французским изяществом и немецким практицизмом, приумножали коммерческий успех предприятия, да так, что родившийся в Петербурге в 1846году Карл Фаберже получил возможность учиться в гимназии Святой Анны, одной из лучших в столице. Вскоре любознательному юноше представилась возможность путешествовать и лицезреть красоты европейских городов, прелести французского побережья и солнечной Италии.
Приятные впечатления от архитектуры и памятников искусства древности стали ценным дополнением и источником вдохновения к усердным занятиям Карла у немецкого ювелира Фридмана, к которому определил его отец. Именно тогда начал развиваться удивительный талант молодого Фаберже.
Изучая достигшее высот совершенства европейское ювелирное искусство, Карл был убежден, что можно творить тоньше, пронзительнее, изящнее. Осуществлять задуманное он отправился в Петербург, чтобы стать во главе семейного предприятия. Отправной точкой предстоящего успеха, в котором он ничуть не сомневался, начинающий ювелир сделал мастерскую в арендованном помещении здания, напротив отчего дома. Располагалось оно по Большой Морской улице на первом этаже.
Вместе с братом Агафоном Карл поставил целью перейти от модных в то время достаточно объемных и дорогих ювелирных изделий, к более легким, но сделанным таким образом, чтобы красота произведения затмевала стоимость материала.
Оттолкнувшись от античных канонов красоты, Карл создал стиль исполнения предметов, удивлявший совершенством линий, кажущейся легкостью воплощения идеи, неподражаемыми цветовыми сочетаниями драгоценных камней и металла.
Техника
Ювелир получил европейское признание: в Париже его наградили орденом и присудили почетное звание мастера гильдии. В 1900 году в столице было возведено здание ювелирной фабрики, которое было спроектировано родственником мастера, архитектором К. Шмидтом.
В этом помещении находились мастерские и магазины. Это говорило о том, насколько большое значение приобрела фирма в России. Изделия Карла Фаберже были уникальны по своим техническим характеристикам. Мастер стал основателем нового направления в ювелирном деле, начав применять драгоценные и полудрагоценные камни в работе. Также он стал использовать минералы, для чего в столице через некоторое время даже были основаны камнерезные мастерские. На фабрике изготавливались самые разные произведения: кроме пасхальных яиц, которые получили наибольшую известность, ремесленники изготавливали фигурки людей, животных и цветов. Искусство Карла Фаберже заключалось в том, что он даже из самых практичных и бытовых вещей умел сделать настоящий шедевр. Мастера, работавшие на его фирме, использовали самые разнообразные технические приемы: они овладели искусством обработки цветных и прозрачных драгоценных камней, украшали изделия тонкой и очень дорогой эмалью, а также делали фигурки из многоцветного золота, что, пожалуй, было главной изюминкой в производственном процессе. Так, до сих пор никто не может воспроизвести технику гальошированной эмали — искусство нанесения волокнистых линий на поверхность в виде переплетения различных фигур и контуров. Хотя этот прием был известен очень давно, именно ювелир Фаберже и его работники сумели довести данный процесс до совершенства.
Что появилось первым: курица или яйцо?
Первым появилось яйцо Фаберже. Накануне Пасхи император решил преподнести своей супруге, что-нибудь необычное и запоминающееся. Он пригласил Фаберже и заказал пасхальное яйцо, ювелир, естественно, не отказался.
Творения мастерской Карла Фаберже настолько потрясли Александра III, что ему было позволено включить изображение двуглавого орла на своём фирменном знаке и дано звание «Ювелир Его Императорского величества». А Фаберже после этого с полным основанием величал себя «Поставщиком Высочайшего двора».
В царской семье появилась новая традиция: каждый год на Пасху изготавливалось по одному яйцу. Продолжая традицию отца, Николай II просил изготавливать по два экземпляра – для своей семьи и для вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, своей матери. Похожих яиц не было, каждое напоминало о каком-либо знаковом для империи событии.
Были яйца в память об открытии Транссибирской магистрали, в честь 300-летия дома Романовых, «Наполеоновское». Внутри всякий раз был какой-то новый сюрприз. Первоначально эскизы обсуждались с царём, но позднее все шедевры Фаберже готовил самостоятельно. Николаю II нравилось находить неожиданности, что оказывались внутри.
Изготовление яйца было очень затратным по времени, некоторые изделия изготавливались целый год, а некоторые, особо сложные в производстве, – несколько лет.
Фаберже. Ювелирное мастерство на уровне искусства.
Уже для многих поколений имя Фаберже является символом высочайшего качества и художественного вкуса в ювелирном деле. В мастерских Faberge было создано более 150 000 уникальных предметов искусства, каждое из которых — неповторимо. Весьма печально, но до эпохи современности дошло лишь около 10% его работ. Фаберже говорил своим клиентам, что каждый ювелирный предмет, не проданный в конце года, подлежит уничтожению. Тем самым он гарантировал покупателям подлинность, актуальность и уникальность приобретения.
Все высшее общество Санкт-Петербурга, Лондона, Парижа приобретало превосходные творения Карла Фаберже – легендарного личного ювелира Александра III и Николая II. Императрица Мария Федоровна называла его «самым гениальным мастером своего времени».
Родился Фаберже в 1846 году в Санкт-Петербурге в семье потомственного ювелира, предки которого были французскими подданными. Первоначальное образование получил в России, затем совершенствовал ювелирное ремесло у лучших мастеров Германии, Франции, Италии. Лучшей школой и неисчерпаемым источником вдохновения для него была Ювелирная палата Эрмитажа, в которой хранились знаменитые драгоценности русских царей и настоящая «золотая кладовая» скифских князей.
Работы Фаберже стали открытием новой эры в ювелирном деле, когда в изделиях ценится не только стоимость драгоценных камней и роскошное оформление, но и искусность мастера. Карл Фаберже проявил себя как настоящий художник – отошел от типичных предметов, обильно усыпанных бриллиантами, и стал создавать простые, но оригинальные и изысканные вещи, сочетая рубины, изумруды, алмазы с деревом, обычным камнем и стеклом. Находясь под впечатлением от работ мастера, Александр III закрепил особый статус Фаберже заказом на ежегодное создание Императорского пасхального яйца.
В 1900 году на Парижской всемирной выставке Фаберже представлял российских ювелиров и показал европейскому искушенному обществу свои изделия. В один миг он прославился как ведущий мастер эпохи и был награжден орденом Почетного легиона и золотой медалью. Спрос на изделия Фаберже был достаточно высок благодаря путешествиям императорской семьи по Европе: предметы Фаберже принимались в дар от русского царя многими дворами европейских князей и королей. После революции 1917 года Фаберже был вынужден продать все имущество своей фирмы и бежать в Швейцарию, где и умер в 1920 году.
Продолжить дело великого ювелира пытались сыновья, но, как говорится, «природа здесь отдохнула» — гениальных художников и предпринимателей из них не вышло. В 1951 году семья Фаберже продает права на использование известной фамилии американскому бизнесмену. В настоящее время правопреемником наследия Карла Фаберже является нью-йоркская фирма Faberje’ Cd, принадлежащая концерну Unilever. До конца прошлого столетия компания производила косметику и парфюмерию, затем новое руководство решило возродить ювелирное искусство Фаберже. Почетное право продолжить традиции великого мастера было предоставлено немецкой компании Viktor Mayer. Таким образом, владелец фирмы Герберт Мор-Майер стал единственным ювелиром, удостоившимся чести выполнять заказы фирмы «Фаберже».
Сегодня фирма создает пасхальные яйца исключительно к важным случаям. К примеру, в честь награждения М. Горбачева Нобелевской премией ему было подарено именное «Яйцо Горбачева». А к 150- летнему юбилею Карла Фаберже в 1996 году была выпущена «Музейная коллекция» из пяти восхитительных яиц. На мировых аукционах до сих пор продаются работы Фаберже из частных коллекций, стоимость которых нередко приравнивается к цене целого острова.
Нищий ювелир
В конце лета 1918 года обстановка в России накалилась до предела. Карл Фаберже принял решение покинуть страну. При этом у ювелира было много драгоценностей, которые хранились в сейфе у него дома. Однако вывести их из России было довольно проблематично, поэтому мастер принял решение бежать из страны с одним из саквояжей, которые были взяты на хранение.
Кал Фаберже решил вернуть взятые драгоценности их владельцам. Однако в полной мере ему это сделать не удалось. Начальник швейцарской дипмиссии без ведома ювелира решил перевезти все сокровища в норвежское посольство. Однако спустя всего сутки после перемещения драгоценностей в норвежской дипмиссии произошло ограбление, в ходе которого был похищен саквояж Фаберже. В итоге мастер-ювелир был вынужден покинуть Россию без каких-либо средств к существованию.
Многие историки уверены, что похищение драгоценностей было запланировано, и именно начальник швейцарской дипломатической миссии сыграл в нем немаловажную роль.
<!—
Работы времен царствования Николая II
Новый император продолжил традицию своего отца и каждый год дарил пасхальные яйца своей овдовевшей матери и супруге. Одно из первых изделий было сделано с букетом розы. Работа выполнена в стиле неоклассицизма. Сюрпризом стал бутон розы, который покрыт светло-желтой эмалью. Внутри цветка находилась маленькая золотая корона и кулон. К сожалению, оба сюрприза были утрачены. Это яйцо было подарено императором его жене Александре Федоровне: корона означала ее новый титул как императрицы.
Своей матери в память о ее покойном супруге он подарил яйцо, которое считается одним из самых красивых произведений фирмы Фаберже. Оно покрыто темно-синей эмалью и разделено на шесть панелей, на которых выгравированы монограммы Марии Федоровны и ее мужа Александра III. Это было одно из четырех яиц, посвященных памяти этого императора.
Мастера и изделия
С 90-х годов работает камнерезная мастерская (лучший мастер Петр Дербышев). Карл Густавович не первый ювелир, который занимался фигурками людей, животных, растений, но первый, кто начал сочетать неблагородные и благородные металлы, камни полудрагоценные и драгоценные, эмаль, жемчуг, горный хрусталь. Резные животные напоминали нецке (у мэтра имелась коллекция), но были настолько искусны, словно окаменели в момент движения. Из самоцветов выполнялись мастерами Фаберже аксессуары: пеналы для очков, набалдашники тростей, ножи для разрезания бумаги, много другого.
Яйцо с колоннадой,
выполненное из
цветного золота и платины
покрытое эмалью и
бриллиантами. 1905 г.
Ювелир Генрих Вигстрем
Любимыми произведениями маэстро были цветы, сделанные столь реалистично, что не верилось, будто это камень и металл. Вазы Фаберже из горного хрусталя, которые удерживали ветки, казались наполненными настоящей водой. Наибольшая коллекция растений мэтра принадлежит Британскому Королевскому семейству. Александра Датская, супруга английского короля Эдуарда VII и сестра императрицы Марии Федоровны, прикупила в свое время немало вещиц у Фаберже, в том числе и двадцать растительных композиций.
Золотая корзинка с ландышами
1901 год
Ведущим специалистом обработки драгоценных камней и металлов был А. В. Хольфстрем, который руководил мастерской. С 1903 г. его сменил сын Альфред. Поскольку лучшие умельцы работали на предприятии постоянно, а на смену им часто приходили их сыновья, многие технические секреты фирмы не ушли за ее пределы.
Ковш. Витражная эмаль. Ф.Рюккерт
По эскизам своих художников для форм и росписей, фарфор Фаберже заказывал в Мейсене и Лиможе. На изделиях стояло два клейма: фарфорового завода и ювелирной фирмы. Статуэтки, столовые аксессуары, обеденные, кофейные, чайные сервизы Фаберже нередко в мастерских дополнялись золотом, серебром, камнями, слоновой костью.
Работа с эмалями крайне сложна. Главный специалист Николай Петров сумел добиться более 20 тысяч различных оттеночных цветов. Третий сын Фаберже Александр ездил в Париж изучать опыт европейских эмальеров. Оказалось, что их умение значительно уступает изяществу, разнообразию цвета и легкости российских мастеров.
На столовые приборы Фаберже из серебра спрос был необыкновенный. Кроме мастерской в Питере, с 1887 г. открылось московское отделение, где изготавливались сервизы и настольные украшения из серебра. Сын Александр заведовал фабрикой. Лучшим мастером был Юлий Раппорт. Он добился невероятной виртуозности с этим, любимым ювелирами, металлом. В серебро же оправлял Фаберже хрусталь и стекло. Прозрачные кувшины, бокалы, пуншницы, фруктовницы, салатники Фаберже умельцы дополняли серебряными лапами, крыльями, головами, птиц и животных.
Запрет в России на курение в общественных местах и на улице действовал до середины XIX в. После отмены закона сразу же в моду вошли портсигары и мундштуки. Лучшими были портсигары от Фаберже. Ими занимались портсигарщики-монтировщики, делавшие еще и коробки, шкатулки, табакерки. Изделия столь тонкой работы, что не всегда можно было найти линию, разделяющую крышку с корпусом, и непонятно, где шарниры, а где петли. Механизм, открывавший крышку, порой мог найти только владелец.
В художественных мастерских работали 14 постоянных талантливых художников. Среди них миниатюристы Якобсон, Соломенко, Зуев, скульпторы Савицкий, Гринберг (ученик Родена), Илинская-Андреолетти, Луиджи Буцци. Их годовой заработок составлял по 6–10 тысяч рублей. Работать приходилось сверхурочно даже по ночам, фирму редко кто покидал. Великий мастер сотрудничал с Бенуа, Серовым, Шехтелем, Крыжицким.
Граверы, чеканщики, а в каждой мастерской закрепщики, токари, гильешеры, шлифовальщики трудились более 12 часов ежедневно. Только 29 человек занималось изготовлением упаковок для украшений.
Карл Густавович рассматривал внимательно каждый проект, а все этапы самых сложных и дорогих заказов контролировал лично. Любые стадии работ выполнялись только специалистами. Все изделия Фаберже неизменно были качественными и уникальными.