Орест адамович кипренский: картины, краткая биография

Европа бросала в него камни, а россия прощала: тайна ореста кипренского

Творчество

В 1804 году живописец подготовил для выставки Академии художеств первую работу — написал портрет Адама Швальбе. В качестве основной техники автор использовал прием лессировки. Картина, выполненная в темно-золотистом тоне, напоминала произведения старых мастеров и вызвала много восторженных отзывов.

Через год для академического конкурса Орест создал полотно «Дмитрий Донской на Куликовском поле». Работа на исторический сюжет, написанная в стиле французского классицизма, стала лучшей — студент получил Большую золотую медаль. Также Кипренский участвовал в росписи строившегося в городе на Неве Казанского собора — создал икону «Богоматерь с младенцем». Но в дальнейшем иконопись не увлекала творца, как и пейзажи.

Популярным жанром у светской петербургской публики в начале XIX столетия стали портреты. К тому времени их могли позволить себе не только цари и полководцы, но и знатные купцы. У молодого художника появились заказчики, в том числе и торговец Иван Кусов, образ которого запечатлел живописец в 1808-м.

Известность автору принес портрет Александра Челищева, который позднее оказался героем Отечественной войны 1812 года. На картине, созданной в направлении романтизма, зрители увидели подростка, почти ребенка, с нежной кожей и удивительными «внимательными» глазами. Психологизм впоследствии стал неотъемлемой особенностью живописи автора.

В 1809 году Кипренский отбыл из Петербурга в Москву, чтобы продолжить работать там. За время пребывания в Белокаменной живописец написал парные портреты супругов Растопчиных. В отличие от модных «парадных» картин этого жанра, Орест представил мужа и жену по-домашнему скромными, что придало полотнам глубину.

Ярким произведением этого периода стал «Портрет лейб-гусарского полка полковника Евграфа Владимировича Давыдова». Больше столетия после появления этого творения считалось, что на нем изображен знаменитый гусар и партизан Денис Давыдов.

На самом деле перед публикой «предстал» Евграф Владимирович Давыдов. Причиной путаницы стала неверная расшифровка экспертами подписи к полотну самого автора. В 1812-м он получил звание академика, а в 1815-м стал советником Императорской академии художеств.

В 1816 году живописец впервые поехал за границу благодаря протекции императрицы Елизаветы Алексеевны, которая высоко ценила талант творца. Италия вдохновила Ореста величественными зданиями, прекрасной скульптурой и живописью. Здесь мужчина познакомился с образцами искусства эпохи Античности и Возрождения.

В Риме и Неаполе Кипренский писал заказные портреты, а также рисовал местных жителей. Талант автора не остался незамеченным — от Флорентийской академии живописцу поступило предложение создать автопортрет для галереи Уффици. Орест стал первым из русских мастеров, кто удостоился такой чести.

Вернувшись в Россию в 1823 году, Орест Адамович столкнулся с трудностями в работе: из-за «итальянских» слухов заказов было мало. В этот период ему помог граф Дмитрий Шереметьев, предложивший художнику работать в мастерской при дворце. Постепенно о скандальном происшествии забыли. Именно там в 1827-м Кипренский создал портрет Александра Пушкина.

В том же году на свет появилось полотно «Бедная Лиза», изобразившее главную героиню повести Николая Михайловича Карамзина. Живописцу удалось запечатлеть на картине богатую эмоциональную палитру. В лице девушки читались легкая грусть и тихое счастье, скромность и возвышенность.

Через год творец покинул Россию и переехал в Италию. Здесь, едва находя средства к существованию, автор в последние годы жизни продолжал писать жанровые картины «Неаполитанские мальчики», «Читатели газет в Неаполе» и портреты.

Происхождение Ореста Адамовича

Родился Орест 13 марта 1782 года на мызе Нежинской, принадлежащей к Ораниенбаумскому уезду Санкт-Петербургской губернии. Мальчик был внебрачным сыном местного помещика Алексея Степановича Дьяконова, который приписал его к семье крепостных. Теперь родителями малыша стали Адам Карлович и Анна Гавриловна Швальбе.

Когда мальчику исполнилось 6 лет, отец дал ему вольную и определил в Воспитательное училище, которое курировала столичная Академия художеств. На учебу Орест был записан уже под фамилией Кипренский.

После училища юноша обучался в Академии, где получил не одну медаль за свои отличные работы. Учился он довольно успешно и по окончании курса был удостоен наградной шпаги. Кипренский получил аттестат об окончании данного учебного заведения первой степени, и его оставили при Академии на пансионе.

В 1812 году художник получил академическое звание. Помимо этого, спустя несколько лет Орест Адамович был назначен на должность советника Императорской Академии художеств, а в 1830 году ему было присвоено звание профессора 2-й степени Петербургской Академии художеств. Таково было вполне удачная профессиональная карьера художника Кипренского.

Орест Адамович Кипренский «Автопортрет», 1820 годМестонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Своеобразие творческой манеры

Кипренский, как и многие русские художники XIX века, всем сердцем полюбит Италию. Яркое южное солнце, колоритные характеры, бурное проявление чувств — все это будет близко живой и порывистой натуре художника. Но вот успеха, признания, о котором мечтал, он так и не добьется на чужбине.

Орест Адамович был тонким портретистом. Он мог из любого заказного наброска создать психологический шедевр. Как ни странно, всю жизнь он доказывал публике, что истинное его призвание — историческая живопись, пафосные и возвышенные полотна. Может быть, в этом и был источник его душевного надлома?

Постепенно в его картинах появляются негромкие и доверительные интонации. Он чаще пишет детские портреты, создает «Бедную Лизу» — живописную иллюстрацию к сентиментальной повести Карамзина. Это и был его собственный путь, и очень жаль, что он уклонился в сторону изображения слащавых итальянских цыганок и пасторальных крестьянок с маковыми венками в волосах.

Творческая манера Кипренского была настолько совершенна, что вводила в заблуждение знатоков. Так, «Портрет отца», который он выставлял в Италии, приняли за работу старинного мастера: публика отказывалась верить, что картина написана современником. Полотна Кипренского отличает спокойный колорит, виртуозная светотеневая моделировка, выверенное композиционное построение.

Ценность творческого наследия художника еще и в том, что он оставил нам портретную галерею своих знаменитых современников: поэтов, писателей, полководцев, героев войны 1812 года. С его полотен на нас смотрят лучшие русские люди великой эпохи: воины, артисты, общественные деятели. Каждого из них художнику удалось сделать узнаваемым и замечательным.

Список картин.

  1. Дмитрий Донской на Куликовом поле (1805).
  2. Портрет княгини Щербатовой (1808).
  3. Мать с ребенком (1809).
  4. Портрет Растопчиной (1809).
  5. Автопортрет с кистями за ухом (1808).
  6. Молодой садовник (1817).
  7. Портрет А. С. Пушкина (1827).
  8. Бедная Лиза (1827).
  9. Читатели газет (1831).
  10. Портрет Семеновой (1828).

Портрет Пушкин глазами великого художника О.А. Кипренского

Самый известный русский художник запада Илья Кабаков

Русский живописец-баталист Василий Верещагин

В Италии

В 1816 году художник уехал в Италию. Можно сказать, что у него начался новый этап в жизни. Оказавшись в Риме, Кипренский снял студию и приступил к работе, параллельно изучая старую школу итальянских мастеров и новые веяния в живописи.

В Италии с художником случилось происшествие, которое печальной черной полосой прошло по его жизни. Для одной из своих картин он нашел натурщицу, у которой была дочь, её он тоже запечатлел на своем полотне. Натурщица жила в доме художника и, по всей вероятности, была достаточно близка с ним.

В один из прекрасных солнечных итальянских дней позировавшую для картины девушку нашли мертвой в доме художника. На ней лежал обгорелый холст, а некоторое время спустя по неизвестной причине умер и слуга-итальянец Ореста Адамовича. Виновным итальянцы посчитали Кипренского, а полиция не нашла зацепок, так как поздно начала расследование. Художник подвергся грандиозной травле, которую он не смог вынести, и уехал из Рима в Париж.

Орест Адамович Кипренский «Неаполитанские мальчики-рыбаки», 1829 годМестонахождение: Королевский дворец, Неаполь, Италия

Биография

часть 1   
часть 2  
часть 3  
часть 4

Не все ясно в судьбе этого замечательного художника. Исследователи до сих пор распутывают тугой узел из правды и вымысла, романтических историй и клеветы, различных толкований творческого метода художника, который сплелся вокруг его личности. Но загадочного в судьбе живописца, пожалуй, нет.

Мать — Анна Гаврилова—крепостная небогатого ораниенбаумского помещика А.С.Дьяконова, была выдана замуж за его дворового человека Адама Швальбе через год после рождения у нее сына. Долгое время историки считали, что мальчик родился в 1783 году, но это оказалось датой усыновления. Имя Ореста — персонажа «Илиады», олицетворяющее сыновнюю верность отцу и мужскую дружбу, дал ребенку Дьяконов, не чуждый модным в ту пору веяниям классицизма.

Этими же причинами объясняется и вымышленная фамилия Кипренский — от греческой богини любви Киприды (Афродита). (Впрочем, есть более прозаическая версия происхождения фамилии — по названию древней русской крепости и местности в Ораниенбаумскoм уезде — Капорье.)

Следует отдать должное помещику, которого исследователи считают отцом художника,— ои позаботился о будущем Ореста. Дьяконов дал мальчику вольную и отдал шестилетнего Ореста, видимо рано проявившего свои способности, в Воспитательное училище при Академии художеств. Но это был, так сказать, перваначальный толчок. Всем дальнейшим Кипренский обязан своему дарованию.

Обучение в Воспитательном училище, затем и в Академии художеств, которую он окончил в 1803 году по классу исторической живописи, заняло 15 лет. Юный Кипренский был учеником известного русского живописца и портретиста Г. И. Угрюмова. Это предопределило и творческую судьбу художника.

Удивительно, что полуказарменное существование, постоянная муштра и рутина не только не подавили жажды самостоятельности, пылкости воображения, искренности и непосредственности всех движений души будущего художника, а как бы даже стимулировали их. Уже в первые годы после окончания Академии в кругу друзей Кипренского не называли иначе, как «сумасбродный Орест», «пылкий Орест». Его альбомы, с которыми он никогда не расстается, свидетельствуют, что душа его открыта всем впечатлениям бытия. Друзья рассказывают, что он не знает меры ни в увлечениях, ни в работе. Впрочем, сам-то он не разделяет свою жизнь на работу и увлечения, потому что хочет писать только то, что захватывает его целиком.

Он создает большое полотно «Дмитрий Донской на Куликовом поле», за которое Совет Академии художеств присудил ему Большую золотую медаль, участвует в оформлении Казанского собора.

Но, по-видимому, без особого энтузиазма. Его больше всего влечет к себе человеческое лицо. Он испытывает соверешенно особое вдохновение, пытаясь проникнуть в тайну чужой жизни.

Ранним, но одним из лучших считается портрет отчима — Адама Швальбе (1804), По-рембрандтовски сочно изображен умудренный жизнью, суровый, властный старик. Но хотя Кипренский и дорожит портретом отца, работать в этой манере он больше не стремится.

В искусстве начала века был повышенный интерес к «сложному миру человеческой души». На смену классицизму во всех странах Европы приходит романтизм, который воспевает не идеальных героев, а реальных людей, но в особые возвышенные моменты жизни. Беспощадная действительность заставляла искать светлую мечту, красивую надежду.

Новые задачи требовали новых художественных форм. В противоположность классицизму, где главными были рисунок и контур, а цвет и освещение играли второстепенную роль, появились сложная игра светотени, резкие блики, звучные цветовые эффекты. Уже в раннем «Автопортрете с кистями за ухом» (около 1808 г.) главным было передать напряжеиное состояние мастера в процессе работы. Блестят белки глаз, плотно сжат рот, яркие пятна света на очень темном лице — все необычно и ново!

Почти одновременно написан второй «Автопортрет в розовом шейном платке» (1809), где все трактоваио иначе. Если в первом молодой художник более интимен, прост, «наедине с собой», то в подчеркнутой романтичности облика второго портрета, скорее, раскрывается дух времени, возвышенность и артистизм поэта, музыканта, художника вообще, а не конкретной личности. Современников поражало стремление и умение Кипренского придать каждому портрету «что-то особенное».

Поездка в Европу

В 1816 году Кипренский начинает путешествие по Европе. Академия художеств оплачивала наиболее талантливым ученикам пребывание за границей, в Италии многие художники жили годами, создавали картины на исторические и религиозные темы.

Кипренский же и в Италии пишет преимущественно портреты. В Риме он очень быстро приобретает преданных поклонников, заказчики осаждают живописца с просьбой написать портрет. Высшее признание — флорентийская галерея Уффици приобретает автопортрет художника. Картина Ореста Кипренского будет выставляться вместе с шедеврами итальянского Ренессанса.

Эмоциональная подвижность и возбудимость художника сыграет с ним дурную шутку. Он уже в Италии попадет в зависимость от перепадов настроения. Несмотря на успех портретов, он будет пытаться покорить историческую живопись. Самая известная его картина в этом жанре — «Дмитрий Донской на Куликовом поле» — лишена всякой оригинальности. Это очередное программное полотно, в котором тщательно выполнены академические требования. Герои застыли в картинных позах, пышные драпировки и театральные жесты создают впечатление натужности и неестественности.

Одновременно Кипренский пытается угодить итальянской публике: создает зарисовки на местные темы. Но изображения поселянок выходят слащавыми и не приносят успеха автору. В 1820-1823 году Карл Брюллов начинает вытеснять Кипренского с художественного Олимпа, его картины на исторические темы и жанровые этюды более по душе зрителям. Орест Адамович тяжело переживает потерю былой популярности и ищет забвения в обильных возлияниях.

К этому же времени относится и странная история с итальянской натурщицей: ее находят мертвой в мастерской художника, а самого Кипренского обвинят в убийстве. Разбирательство дела ничем не закончится: живописца не осудят, но и не оправдают вполне. Из-за этих печальных событий в 1823 году он возвратится на родину.

Литература

  • Алленова О. Кипренский. — М. : Белый город, 2000. — 48 с. — ISBN 5-7793-0231-6.
  • Алексеева Т. В. О. А. Кипренский // История русского искусства / Под общ. ред. акад. И. Э. Грабаря. — М. : Изд. АН СССР, 1963. — Т. VIII, кн. 1. — С. 396—470. — 708 с.
  • Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке / Сост., вступ. ст. и коммент. В. М. Володарского. — 3-е изд. — М. : Республика, 1999. — 448 с. — ISBN 5-250-02693-1.
  • Бочаров И. Н., Глушакова Ю. П. Кипренский. — М. : Молодая гвардия, 1990. — 365 с. — (Жизнь замечательных людей, 710). — ISBN 5-235-01383-2.
  • Гусев В. А., Петрова Е. Н. Русский музей. — М. : Слово, 2009. — 520 с. — (Великие музеи мира). — ISBN 978-5-387-00082-9.
  • Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. — М. : Искусство, 1993. — Вып. III: страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века. — 361 с. — ISBN 5-210-02552-7.
  • Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3 т. — Изобразительное искусство, 1987. — Т. 2. — С. 79—107. — 752 с.
  • Зименко В. М. Орест Адамович Кипренский. — М. : Искусство, 1988. — 350 с.
  • Майкапар А. Кипренский. — М. : Комсомольская правда, 2010. — 48 с. — (Великие художники; 65).
  • Майорова Н., Скоков Г. История русской живописи. — М. : Белый город, 2006. — Т. 3: Первая половина XIX века. — 128 с. — ISBN 5-7793-1067-X.
  • Паустовский К. Книга о художниках. — М.: Искусство, 1966. — С. 37. — 152 с.
  • Поспелов Г. Г. Портретные рисунки Кипренского. — М.: Советский художник, 1960. — 72 с.
  • Орест Кипренский. Эпоха и герои: Альбом (К 200-летию со дня рождения О. А. Кипренского) / Авт.-сост. И. В. Кислякова; Оформление художника А. Д. Крюкова. — Изд.2-е, доп. — М.: Изобразительное искусство, 1982. — 144 с.
  • Орлова Е. О. А. Кипренский. — М. : РИПОЛ классик, 2014. — 40 с. — (Великие русские живописцы). — ISBN 978-5-386-06887-5.
  • Сарабьянов Д. В. Орест Адамович Кипренский = Orest Kiprensky. — Л. : Художник РСФСР, 1982. — 206 с.
  • Собко Н. П. Кипренский, Орест Адамович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  • Сомов А. И. Кипренский, Орест Адамович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Турчин В. С. Орест Кипренский. — М. : Знание, 1982. — 48 с. — (Новое в жизни, науке, технике).
  • Шумова М. Н. Русская живопись первой половины XIX века. — М. : Искусство, 1978. — С. 38—49. — 168 с.

Примечания

  1. По документам о Кипренском и его жене Анне-Марии Фалькуччи, найденным в Историческом архиве Римского викариата историками русской культуры Глушаковой Юлией Петровной (?—2015) и Иваном Николаевичем Бочаровым (1929—2002), в течение многих лет занимавшимися вопросами русско-итальянских культурных связей XIX века, установлена точная дата смерти Кипренского — 12 октября 1836 года. Об этом свидетельствует запись в «Книге усопших» римской церкви, где он похоронен, и сообщение русского поверенного в делах в Риме П. И. Кривцова. Таким образом, на надгробной стеле указана ошибочная дата смерти художника ‒ 10 октября, до сих пор повторяющаяся в различных работах о Кипренском // Глушакова Ю. П. Публикации новых источников о русских художниках конца XVIII — первой половины XIX века. . сайт Института российской истории Российской академии наук. ebookiriran.ru. Дата обращения: 19 марта 2017.
  2. Сомов К. А. Кипренский, Орест Адамович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. ↑ , с. 89.
  4. ↑ , с. 37.
  5. , с. 35-45.
  6. Парфёнова Елена. . Информационный портал Кингисеппского района. ГородКингисепп.рф (24 марта 2017).

Взлёт и падение

Но все эти трудности не помешали талантливому мастеру приобрести известность на родине. Его считали одним из самых талантливых живописцев того времени, причём Кипренскому благоволила сама императрица Елизавета Алексеевна. А в 1816 году он отправился в долгожданную поездку по странам Европы. В Германии коллеги встречали его как выдающегося мастера, а во Флоренции ему и вовсе предложили написать картину для галереи Уффици. Это означало международное признание.

А потом произошло то, что и сегодня называют самым загадочным моментом биографии художника. В Риме он написал картину «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке». Её матерью была очаровательная натурщица, нередко позировавшая живописцу (её можно увидеть в «Анакреоновой гробнице»). Но потом вдруг та самая натурщица была найдена мёртвой – причём в доме Кипренского.

Орест Кипренский «Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке» / Третьяковская галерея, Москва

Сразу же по Италии поползли слухи, что это сам живописец убил женщину. Никаких доказательств вины не было, однако Орест Адамович превратился в изгоя. Он даже не мог спокойно выйти на улицу – местные мальчишки тут же начинали швырять в него камни. Позаботившись о судьбе бедной сиротки, которую он определил на воспитание в монастырь, он спешно бежал в Россию. Но и здесь его встретили очень холодно. Константин Паустовский в своей «Книге о художниках» писал:

«Кипренский был выброшен из общества. Он затаил обиду. В Италию художник вернуться не мог, Париж не хотел его замечать». Лишь благодаря старым друзьям и покровителям Орест Кипренский нашёл в себе силы снова взяться за кисть. Постепенно о трагическом происшествии в Италии позабыли – Россия была благосклонна к таланту. Именно в тот непростой период «возрождения» Кипренский написал свою выдающуюся работу — портрет Александра Пушкина. И хотя великий поэт был весьма придирчив, это полотно вызвало его искреннее восхищение. А сам художник, отыскав свою воспитанницу-сиротку из Италии, решил жениться на ней. Анна-Мария Фалькуччи дала согласие, и в 1836 году сыграли свадьбу. Вот только сказочного финала в жизни Кипренского так и не случилось. Всего через три месяца после торжества мастер умер от воспаления лёгких, так и не увидев свою малютку-дочь, которая появилась на свет уже после смерти отца.

«Русский Ван Дейк»

По части мастерства Кипренский не уступал лучшим живописцам Европы. Доказательством этому служит история с портретом отца Швальбе. «Я выставлял портрет отца моего, — писал художник из Неаполя в 1836-м. — Здешняя Академия, рассматривая картину, со мною сыграла следующую шутку: портрет они почли шедевром Рубенса, иные думали Вандика, а некто — в Рембрандты пожаловал». Палитра Кипренского была настолько разнообразной, что даже опытные искусствоведы допускали ошибки. Например, целая эпопея поисков связана с портретом гусара Давыдова, написанным художником в Москве. Более 100 лет считалось, что на полотне изображён знаменитый «рубака и весельчак» Денис Давыдов. Но затем всё же оказалось, что это его двоюродный брат Евграф.

Зарекомендовав себя талантливым портретистом, Кипренский в 1812-м был удостоен звания академика за серию работ, среди которых были портреты знаменитых личностей: принца Ольденбургского и князя Гагарина. Впрочем, любые творения художника были настолько живыми и эмоциональными, что один из современников заметил: «Оставаясь наедине с портретами Кипренского, я слышу голоса людей».

Живописец не пытался приукрасить мир или изображаемую им натуру. Он подходил с одинаковой тщательностью и естественностью к воплощению любого образа, будь то садовник, государственный деятель или творческая личность. Среди последних Кипренский запечатлел баснописца Ивана Крылова, поэтов Василия Жуковского и Константина Батюшкова, Александра Пушкина.

Портрет «солнца русской поэзии», заказанный лицейским другом Антоном Дельвигом, стал одним из немногочисленных пушкинских изображений при жизни. Поэт «рисоваться» не любил, а по поводу портрета высказался лаконичной стихотворной рифмой: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Но всё-таки «любимец моды легкокрылой» лукавил. Конечный результат ему понравился, иначе после смерти Дельвига он не приобрёл бы портрет «волшебника милого», как он величал Ореста, для своего кабинета.

Творческой карьере Кипренского всерьёз помешала одна странная и мрачная история, когда в его мастерской нашли мёртвую натурщицу. Несмотря на то, что убийцей признали слугу, тень от случившегося преступления пала и на хозяина. Двери Европы закрылись для Ореста, и ему пришлось распрощаться с мечтами о европейской славе и финансовом благополучии.

↑ Творчество Ореста Кипренского

         Разумеется, за годы обучения в Академии, Кипренский прекрасно выучился классической манере живописи, прекрасно знал, что и как нужно. И все же его влекли новые художественные горизонты. Он смог вдохнуть жизнь в «низкий» жанр портрета. «Низкий» по канонам классицизма, но отнюдь не романтического искусства. В портретах Кипренского все детали работали на создание образа – легкая небрежность прически Жуковского или сложенные на груди руки Пушкина и сам он на фоне лиры – истинный «служитель муз и Аполлона».

        Кипренский, став знаменитым, почти полностью отказался от полотен на историческую тему – должно быть, потому, что был пресыщен ими за годы учебы. Конечно, за портреты хорошо платили, но истинный художник никогда не будет работать исключительно ради денег – так слишком легко потерять себя и превратиться в простого ремесленника, копииста. Кипренский никогда не стоял на месте, открывал новые горизонты. Так, картина, стоящая в его творчестве особняком, — «Читатели газет в Неаполе» — находится у истоков нового жанра – политической живописи.

Пора обучения

Учиться Оресту нравилось. Сначала воспитанники знакомились с простыми узорами и орнаментами, перерисовывали несложные эскизы и делали копии с античных статуй. Со временем Кипренский был принят и в саму Академию художеств. Здесь он начал создавать свои первые «осмысленные» работы.

Уже в первые годы обучения юный живописец приобрёл репутацию талантливого и очень способного ученика. Он отличался усидчивостью и добросовестностью. Глядя на то, как тщательно воспитанник накладывает краски и обдумывает работу с цветом и тенью, его наставники не сомневались: этого паренька ждёт большое будущее.

Орест Кипренский «Автопортрет» / Третьяковская галерея, Москва

В ту пору лучшие ученики Академии могли претендовать на денежное пособие, которое выделялось для поездки в Европу и дальнейшее совершенствование мастерства. Однако Оресту не повезло – его обошёл другой молодой художник. Но Кипренский не собирался опускать руки. Он попросил позволить ему продолжить обучение, а через некоторое время всё-таки одержал победу в художественном «соревновании» и выиграл поездку. Впрочем, и здесь было не всё гладко – путешествие пришлось отложить, так как в Европе разгорались наполеоновские войны.

Личная жизнь

Личная жизнь в биографии художника сложилась драматично. Приехав в Италию в 1816 году для совершенствования техники живописи, Кипренский работал в мастерской, куда приглашал натурщиц. Одна из них водила с собой 6-летнюю дочь Анну-Марию Фалькуччи (по некоторым источникам, девочка сама позировала творцу для картины «Анакреонова гробница»).

Детский портрет маленькой итальянки Мариуччи, как назвал ее русский мастер, Орест написал в 1819 году. Мать Анны-Марии вела распутный образ жизни, и живописец, обеспокоенный судьбой ребенка, постарался выкупить девочку и стать ее опекуном. Однако обеспечить счастливое детство воспитаннице Кипренский не смог.

Вмешался случай — одну из моделей художника нашли мертвой. Дама умерла страшной смертью — ее тело накрыли холстами, облитыми скипидаром, и подожгли. Вскоре не стало в живых и слуги живописца, молодого итальянца. Сам Орест утверждал, что его прислужник и убил натурщицу. Полиция Рима не смогла подтвердить или опровергнуть эти слова, но репутация творца сильно пострадала.

Мужчина не мог больше оставаться в Риме, поэтому, заботясь о Мариучче, постарался устроить девочку в какой-нибудь монастырь. После, покинув Италию, а за ней и Францию, куда донеслись слухи о странных смертях, он вернулся в Россию. В 1828 году, не переставая думать об Анне-Марии, художник вернулся на родину девушки, чтобы сделать ей предложение.

Однако пара сочеталась браком только в июле 1836 года, на тот момент итальянке исполнилось 26 лет. Все время с момента приезда Орест стремился найти достаточно средств к существованию. Чтобы вступить в брак с возлюбленной, живописцу пришлось сменить православную веру на католическую. С женой он прожил вместе всего 3 месяца: Кипренский скончался в октябре. Через полгода Мариучча родила дочь Клотильду, а через несколько лет повторно вышла замуж.

Творчество

О. Кипренский — первый по времени русский портретист XIX века. Его кисти принадлежит «Портрет А. К. Швальбе» (1804), которым он дебютировал как портретист. В Италии работу приняли за творение Рембрандта.
В 1809 году Кипренский создаёт «Портрет Е. В. Давыдова».

Наиболее известные произведения — портрет мальчика А. А. Челищева (1810—1811), портреты супругов Ростопчиных (1809) и Хвостовых (1814), хранящиеся в Третьяковской галерее, а также автопортрет (1808), изображения поэтов К. Н. Батюшкова (1815) в коллекции музея Института русской литературы Российской академии наук (Санкт-Петербург), В. А. Жуковского (1816).

В 1827 году О. А. Кипренским по заказу А. А. Дельвига был выполнен портрет А. С. Пушкина (весной того же года Пушкин стал моделью В. Тропинина). Кипренский решил всю прелесть пушкинской поэзии вложить в его глаза и пальцы. Глазам художник сообщил почти недоступную человеку чистоту, блеск и спокойствие, а пальцам поэта придал нервическую тонкость и силу. На создание портрета поэт ответил посвящением Кипренскому:

1831 год отмечен работами «Неаполитанская девочка с плодами» и «Читатели газет в Неаполе».

Картины

  • 1802 — «Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников Филимона и Бавкиду»
  • 1804 — «Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе»
  • 1805 — «Дмитрий Донской на Куликовом поле»
  • 1809 — «Портрет Евграфа Давыдова»
  • 1814 — «Портрет Великого князя Николая Павловича»
  • 1816 — «Портрет Василия Жуковского»
  • 1817 — «Молодой садовник»
  • 1819 — «Цыганка с веткой мирта в руке»
  • 1826 — «Портрет князя H. П. Трубецкого»
  • 1827 — «Бедная Лиза»
  • 1827 — «Портрет А. С. Пушкина»
  • 1828 — «Дельфийская Сивилл»
  • 1829 — «Неаполитанские мальчики-рыбаки»
  • 1830 — «Ворожея со свечой»
  • 1831 — «Читатели газет в Неаполе»
  • 1831 — «Мальчик-лаццарони»
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: