Карстен роде: как сложилась судьба «личного пирата» ивана грозного

Кадровая система

Как и в армии, кадровая система флота Российской империи базировалась на двух столпах – обязательной службе дворян (пускай и с правом откупа), и рекрутской повинности. Несмотря на такую солидную общность, отличий между сухопутными и морскими силами хватало. Во-первых, флот для России оказался новинкой, потому туда предпочитали идти очень немногие дворяне, из-за чего недостаток офицерских кадров приходилось компенсировать большими количествами иностранных наемников. Во-вторых, по этой же причине квалификация русских офицеров достаточно долгое время была явно ниже среднего, так как им приходилось быть своего рода первооткрывателями. Наконец, эта же проблема – отсутствие регулярного мореходства в России в былые времена – привела к тому, что даже минимально подготовленных и способных рекрутов, набираемых в матросы, были считанные единицы. Первоначально рекрутеры флота набирали людей в первую очередь в приморских частях государства, или же жителей бассейнов больших рек, но после первых кампаний быстро стало ясно, что они мало чем отличаются от целиком «сухопутных» матросов, которые воду в больших количествах до этого видели только в родной деревенской речушке. И если проблемы с офицерским корпусом еще можно было кое-как решить за счет найма иноземцев, то ситуация с матросами была если не катастрофической, то как минимум плачевной.

С офицерским составом русского происхождения со временем проблема также решилась. Дворяне неохотно шли во флот, предпочитая армию – потому в 1723 году определенные привилегии при вступлении во флот получили представители других сословий. Это, а также меньшая конкуренция со стороны дворян, быстро привлекли большое количество людей незнатного происхождения, в первую очередь – разночинцев. Гораздо больше возможностей стать морским офицером стало и у простых матросов – наиболее способные и умелые из них за государственный счет набирались в военно-морские ВУЗы, после чего получали заветные звания и возможности. Открывались новые возможности для матросов и потому, что в 1732 году при матросских школах было введено обязательное обучение грамоте и простейшему счету – высшие чины посчитали, что раз флот более требователен к качеству кадров, то желательно чтобы те имели хотя бы самое общее начальное образование. Срок службы также постепенно корректировался – сначала пожизненный, он был ограничен одновременно со сроком службы в армии, но не до 25, а до 20 лет. Это косвенным образом повысило популярность службы, так как отслуживший свой срок матрос или офицер получал больше возможностей добиться успеха в гражданской сфере. Стали популярными матросские школы и для гражданского флота – так русские купцы могли по дешевке нанимать людей и готовить из них матросов, а не комплектовать свои экипажи целиком иноземцами.

Вкупе с иными мерами, вроде повышения жалования и призовыми за успешные военные действия на море, это значительно повысило престиж службы на флоте, в результате чего к середине XVIII века большая часть кадровых проблем на флоте была решена как в количественном, так и в качественном планах. Была создана система рекрутирования и первичной подготовки матросов, а среди офицеров воцарилась достаточно либеральная обстановка, когда сословная принадлежность отдельных личностей не имела решающего значения в несении службы. Сами морские кадры становились более образованными, чем сухопутные, и если армия стояла на страже традиций, то флот выступал одним из двигателей прогресса. А вместе с флотскими кадрами менялась и сама Россия – на место чисто сухопутной страны пришла действительно великая держава, способная организовывать и могучие армии, и сильные эскадры с профессиональными командами и адмиралами. На это уйдет около 60 лет, или 3 поколения, но благодаря системному труду и преемственности процесс будет успешно завершен к 1750-м годам, в правление императора Петра II.

Создание флота Петром 1 на новый лад

Учебники истории говорят нам о том, что у России не было флота и только благодаря тому, что в стране появился такой царь, Россия начала строить собственные корабли. Так ли это? Конечно, нет. Флот до Петра Первого в России был, и был он достаточно большой и современный. Следует напомнить, что к моменту прихода к власти нового Романова в России был фактически один большой порт – на севере, в Архангельске. Порт с кораблями: военными и торговыми.

Если пытаться выстроить правильную цепочку тех далеких событий, то флот Петра 1 был построен только после того, как царь собственноручно уничтожил все старые корабли! Справедливости ради, следует отметить, что среди уничтоженных кораблей, практически не было военных, но другие корабли (торговые и рыболовные) были очень хорошего качества и отлично подходили для плаванья в северных водах. Многие из них доплывали до берегов Англии и Персии, что лишний раз свидетельствует об их качестве.

Строительство на западный манер

Кораблестроение на западе, прежде всего, в Голландии и Англии было на порядок выше, чем в России. Но их корабли строились по специальной технологии, которую разрабатывали веками, и они предназначались для плавания в нейтральных и южных водах. Кроме того отличие заключалось в том, что корабли, например, Голландии были более маневренными и скоростными. Казалось бы, правильно все делал Петр 1, флот которого строился по западным образцам. Не все так однозначно. Бусы (это основные русские корабли, который были более пузатые, но и более легко ловили даже легкий ветер) в Азии полностью покорили Индийский океан и были на вооружении до конца 18 века.

Флот Петра 1

Такие корабли Петр 1 уничтожил полностью. Все, что веками строилось его предшественниками, он уничтожил в один момент. Такое поведение весьма свойственно для Петра, и о его причинах мы поговорим в другой статье. Сейчас же необходимо отметить, что уничтожив флот, русский правитель начал его выстраивать заново, на голландский и английский манер. Вот тут мы и подошли к сути повествования. Флот Петра 1 не был таким великолепным, как об этом принято писать. Многие историки и вовсе говорят, что строил царь «подобие флотилии». Почему? Ответ кроется в технологии. В Англии, например, процесс постройки корабля очень щепетильный и заключается в следующем:

  • Выбор правильной породы древесины и ее тщательная сушка.
  • Пропитывание древесины специальной смолой, которая защищает корабль от порчи в результате постоянного нахождения в воде.

Эти 2 очень простых правила, но они содержат секрет того, почему западные страны строят такие хорошие корабли. Основы этих правил русский царь постиг в результате великого посольства, но в тонкости  технологического процесса его, естественно, никто не посвящал! В результате спешное строительство нового русского флота привело к явному нарушению всей технологии. Древесина не просушивалась должным образом (времени не было, флот был нужен в самые короткие сроки), а ее пропитка производилась совсем не тем составом, который для этого применялся в западных странах.

Участь пирата

Возможно, Карстену Роде удалось бы собраться с силами, но удар по нему пришёлся откуда не ждали. 5 октября 1570 года, во время захода флотилии в Копенгаген, король Фредерик II арестовал «русского адмирала» и заточил его в замке Галль в Ютландии. Всё имущество Роде он конфисковал, моряков распустил, а особо одиозных пиратов выдал шведам.

В письме к союзнику – Ивану Грозному – король оправдывал свои действия тем, что Роде захватывал суда, везущие товары в Копенгаген через Зунд. Тем самым Дания лишалась прибыли от пошлин.

В декабре 1570 года в померанском Штеттине собрался «международный трибунал» для суда над восемью членами шайки Роде. Однако датчане превратили этот процесс в фарс, выставив пиратов мелкими сошками, которым якобы по личной прихоти покровительствовал наместник Борнхольма.

Тем временем, Иван Грозный, получив письмо Фредерика в августе 1571 года, «весьма поудивился». Царь предложил доставить Роде в Москву для расследования дела. Впрочем, ссориться с королём из-за пирата он явно не хотел. Видимо, царю не нравилось, что Роде нарушал условия каперского патента, сбывая товар в иностранных портах.

Король Дании держал Карстена Роде на особом положении, выделив ему отдельную комнату с роскошным убранством. В 1573 году капитану пиратов разрешили жить на квартире в столице. По-видимому, Фредерик опасался, что Иван Грозный станет настойчиво требовать выдачи Роде. Царь действительно помнил о своём «личном пирате» – его имя фигурировало в дипломатической переписке даже в 1576 году. Однако о дальнейшей судьбе Карстена Роде сохранившиеся исторические документы умалчивают.

Судьба флота Петра

Говоря о величии флотилии России в период царствования Петра Романова, многие историки почему-то забывают уточнить – а где сейчас эти самые корабли? Сколько они служили государству? Например, некоторые английские корабли той эпохи до сих пор на плаву! А что с нашими кораблями?

Судьба черноморского флота известна всем – его сожгли. Причиной таких событий был 1711 год и события в русско-турецких отношениях. Об этом Вы можете прочитать в соответствующей статье данного раздела.  Пока констатируем, что целый флот Петра первого был уничтожен, не просуществовав и 10 лет. Но это трудно поставить в вину русскому царю, в конце концов это был политический фактор, который мы сейчас не рассматриваем.

Мы можем проследить судьбу Балтийского флота! Его никто не уничтожал. Он просуществовал до конца жизни императора. Итак, давайте смотреть на события той поры. К 1708 году в стране был только гребной флот. Строительство крупных кораблей не велось вовсе! Только в 1714 году в Архангельске было построено 7 крупных кораблей на 52 пушки. Но в результате непомерной работы больше в период царствования Петра флот в Архангельске не строился. Откуда же взялись крупные русские корабли? Их покупали. Например, с 1712 по 1714 гг. было куплено 16 экземпляров. Все они в конечном итоге были уничтожены в сражениях.

Балтийский флот Петра 1 на момент его смерти состоял из:

Флот Петра 1

  • Линейных кораблей – 36
  • Фрегатов – 12
  • Шнявы – 2

Достаточно неплохой арсенал, который был на уровне любой европейской державы. Но давайте смотреть, что было с этими кораблями дальше. К 1731 году только 8 из этих кораблей (новых в тот момент уже не строили) могли осуществлять выход в океан! Более того, в 1742 году ни один из этих кораблей не смог выйти в море, когда возник конфликт со Швецией и малочисленный флот противника пытался блокировать Балтийское море.

Вот и получается, что срок жизни тех знаменитых «чудо-кораблей», которые строил Петр 1, составлял всего 5-10 лет. После этого времени, из-за неправильного технологического процесса в момент строительства, флот просто гнил. Вот и получается, что образ  создателя флота для Петра подходит мало, ведь он принял страну с сильными и действующими кораблями, а оставил после себя не более 10 полноценных кораблей, ни один из которых не сохранился даже до конца 18 века.

Подводя итоги вышесказанному, хочется вернуться к тому, с чего эта статья начиналась – Петр 1 по справедливости должен быть назван в исторических учебниках разрушителем флота, но никак не его создателем. Хотя, справедливости ради необходимо отметить, что сам царь пытался сделать из России великую морскую державу, но это было не в его силах. Флот Петра 1 был слаб и кроме одной победы над достаточно слабой Швецией, ничего не добился. Царь посчитал, что за год западного посольства постиг все тонкости кораблестроения, но это было не так. В результате Россия после Петра вовсе осталась без флота, и только через 100 лет началось новое строительство кораблей, которые строились по правильной технологии и действительно служили интересам государства.

Подвиги командира пиратского флота

Получив «фартовую грамоту» и снарядив своё судно, каперы Ивана Грозного вышли в Балтийское море и чуть не утонули. Новенький пинк внезапно дал течь, но моряки сумели с ней справиться и между делом захватить чужое судно. Добычу доставили на датский остров Борнхольм, там же Роде купил новое судно, а старое отдал под командование своего лейтенанта. Спустя некоторое время к Борнхольму Роде и команда возвратились с большим призом — захваченным шведским военным кораблём. Он и стал флагманом пиратской эскадры Роде.

Согласно договору с русским царём, пират должен был сбывать награбленное в портах, бывших в подчинении у России. А в Нарву Карстен Роде должен был приводить каждое третье захваченное судно и по две снятые пушки с других кораблей. Взятых в плен командиров или вельмож нужно было «сдавать приказным людям», чтобы можно было потребовать выкуп. Но Роде не был бы пиратом, если бы неотступно следовал всем правилам. Иногда он заходил в Ревеле и в датские порты, где продавал большинство награбленных богатств, не отдавая русскому царю обязательный платёж.

Одним из самых крупных «призов» стали четыре купеческих корабля, взятых на абордаж в результате страшного и долгого морского сражения. Но были и уловы покрупнее. «Русский адмирал», как любил себя называть Роде, и его команда захватили 17 кораблей, идущих из Гданьска с крупным грузом пшеницы. После этого «московитский пират» оказался в центре международного скандала. В Гданьске собрали совет, на котором было постановлено собрать экспедицию против пиратского флота Ивана Грозного.

Царский пират

В 1558 году войска Ивана Грозного вошли в Нарву, которую царь рассчитывал превратить в главный русский морской порт. В этом случае торговля с Западной Европой больше не зависела бы от ганзейских посредников. Был построен торговый флот из 17 судов, но русским купцам препятствовали польские (гданьские) и шведские каперы. Как писал Иван Грозный, иноземные пираты «разбивали на море наших гостей».

Решив действовать по принципу «клин клином вышибают», царь прибег к услугам датчанина Карстена (Христиана) Роде. Он был выходцем из городка Дитмаршен в западном Шлезвиге (ныне Германия). К 30-ти годам Карстен Роде приобрёл известность как купец и шкипер судна, ходившего из Дании в Любек. В качестве пирата его впервые нанял король Дании Фредерик II во время затяжной датско-шведской войны. Атаки Роде на шведские и немецкие торговые суда оказались вполне успешны, так что в Киле и Гамбурге капера даже приговорили к смертной казни

Обратили внимание на лихого морехода и царские эмиссары

30 марта 1570 года Иван Грозный принял балтийского пирата в Александровской слободе и даровал ему «фартовую грамоту». Карстену Роде, который отныне именовался «царским наказным капитаном», предписывалось «огнём и мечом сыскать, зацеплять и истреблять» вражеские суда. Каждый третий захваченный корабль он должен был оставлять в Нарве, как и пленных, и часть пушек. Капитана обязали продавать трофеи в русских портах, да ещё и платить с выручки десятую долю в казну. Взамен Иван Грозный брал на себя содержание нанятых Карстеном Роде матросов – по шесть талеров в месяц на каждого.

Классификация кораблей

Первая корабельная классификация Российского Императорского флота была составлена спустя 171 год после его создания. К моменту написания первой такой классификации в состав флота входили парусные, парусно-броненосные и броненосные корабли, которые распределялись в парусный и броненосный флота.

Классификация 1892 года

Первая классификация паровых и броненосных судов российского флота была разработана в конце 1891 года и объявлена приказом по Морскому ведомству 1 февраля (юлианский календарь) 1892 года. Она устанавливала следующие классы боевых кораблей:

  • Броненосцы
    • Эскадренные броненосцы
    • Броненосцы береговой обороны
  • Крейсера
    • Крейсера I ранга
    • Крейсера II ранга
  • Канонерские лодки
    • Мореходные канонерские лодки
    • Канонерские лодки береговой обороны
  • Пароходы
  • Яхты
  • Транспорты
  • Миноносцы
  • Миноноски
  • Учебные суда
  • Портовые суда

Эта классификация, неофициально дополненная перед русско-японской войной классами «минный транспорт», «госпитальное судно», «эскадренный миноносец», а в марте 1906 года ещё и классами «подводная лодка» (до этого подводные лодки числились в классе миноносцев) и «посыльное судно», просуществовала до октября 1907 года. Она соблюдалась нестрого даже официальными органами Морского ведомства. Крейсера I ранга получили деление на бронепалубные крейсера и броненосные, большие миноносцы некоторое время составляли класс минных крейсеров, контрминоносцев, а затем эскадренных миноносцев, продолжая в то же время называться в официальной переписке просто миноносцами.

Классификация 1907 года

Приказом от 10 октября (григорианский календарь) 1907 года была введена новая классификация кораблей российского флота:

  • Линейные корабли
  • Броненосные крейсера
  • Крейсера
  • Эскадренные миноносцы
  • Миноносцы
  • Миноноски
  • Заградители
  • Подводные лодки
  • Канонерские лодки
  • Речные канонерские лодки
  • Транспорты
  • Посыльные суда
  • Яхты
  • Учебные суда
  • Портовые суда, блокшивы

Классификация 1915 года

Новая классификация, разработанная Морским генеральным штабом, была утверждена в июне 1915 года. Она включала следующие корабли:

  • Линейные корабли
  • Линейные крейсера
  • Крейсера
  • Эскадренные миноносцы
  • Миноносцы
  • Подводные лодки
  • Заградители
  • Тральщики
  • Канонерские лодки
  • Речные канонерские лодки
  • Учебные суда
  • Транспорты
  • Посыльные суда
  • Яхты
  • Гидрографические суда
  • Портовые и крепостные суда
  • Блокшивы

В июле 1916 года классификацию дополнили морскими и портовыми ледоколами, а в декабре этого же года — сетевыми заградителями. В начале октября 1917 года классификацию снова дополнили сторожевыми кораблями, сторожевыми катерами и катерами-тральщиками. Некоторые корабли, вошедшие в состав флота в 1914—1918 годах, официального «класса» не получили: например, подводные минные заградители и авиатранспорты.

Пароходы, броненосцы и дредноуты

Использование пара в качестве движителя началось задолго до Крымской войны, но именно оно ясно показало, что парусные красавцы окончательно сдают свои позиции и должны уступить место коптящим и часто покрытым угольной пылью порождениям технического прогресса. Кроме того, в этой войне впервые были апробированы корабли, обшитые броней.

Россия в промышленном развитии заметно отставала от ведущих морских держав. Это создавало значительные трудности при переходе к паровой эпохе в строительстве флота. Тем не менее к концу XIX века русский броненосный флот по совокупному количеству кораблей на Балтике, Черном море и Дальнем Востоке оказался третьим в мире, уступая только английскому и французскому. Но, увы, номинальная численность еще не означала высокую боеспособность.

wikipedia.org
Главный калибр линкора «Императрица Екатерина Великая».

Косность военного организма, бюрократизм, благодушие, казнокрадство, протекционизм и очковтирательство привели в конечном итоге к Цусимской катастрофе. Она в один миг лишила Российскую империю статуса великой морской державы, отбросив наш флот с третьего места в конец первого десятка. Вернуть былые позиции удалось только через полвека, уже в советскую эпоху.

И все же благодаря правильно сделанным выводам российский флот смог в годы Первой мировой войны восстановить репутацию. Был достигнут высокий уровень качества кораблей, на должной высоте оказалась выучка личного состава, значительно изменилась в лучшую сторону система продвижения талантливых офицеров по службе.

Предпосылки создания флота Петром 1

После того как Петр 1 взял в свои руки бразды правления, для него первоочередными целями стали получить выход к морям, как на юге так и на севере страны. Первым его выбор пал на южное направление, а именно на Азов. Отправив тридцати тысячное войско Петр 1 потерпел полное поражение. Осада крепости привела только к крупным потерям, потому что в осажденную крепость турецкий флот доставлял новых солдат, боеприпасы, провиант. Тогда Петр понял что без сильного флота ему не взять Азов. За короткий промежуток времени более 26 000 человек построили Азовский флот, который состоял в основном из галер и более мелких суденышек. Летом 1696 года крепость азов снова осадили, но теперь Петр 1 использовал не только пехоту, но и флот. После обстрела и штурма защитники крепости сдались. Это была первая морская победа Петра 1.

Состав флота

В 1713 году началось масштабное строительство шхерной и галерной флотилии для Балтики. Государь, уже успевший повоевать со шведами на море, оценил возможности такого рода судов и в плане перевозки грузов и десанта, и в плане маневренности во время боев у побережий.

Именно поэтому флот и стали называть Армейским. Боевое крещение этого флота прошло под Азовом. Позднее, в 1702 году, гребные суда стали строить на реках Сусь, Луга и Олонка. Сошедшие с северных верфей суда участвовали во взятии Нотебурга, Ниеншанца и Нарвы. К 1725 году Армейский флот состоял из 396 судов (253 галеры и скампавеи, 143 бригантины). Они были неотъемлемой частью Балтийской флотилии.

В 1725 году российский корабельный флот насчитывал:

Ранг корабля Количество орудий и число членов экипажа (среднее) Количество кораблей
1-2 ранг 100/800 7
3 ранг 75/360 16
4 ранг 55/360 19
5 ранг 30/150 21
6 ранг 18/60 17

В составе военного флота были линейные корабли, фрегаты, шнявы, брандеры и вспомогательные суда, общим количеством – 130 полноценных боевых единиц.

К 1724 году Северная война была окончена. Шведы перестали доминировать на Балтике, а Россия получила контроль над большей ее частью. В это время Императорский флот состоял из:

  • Балтийской флотилии;
  • Каспийской флотилии;
  • Воронежской флотилии.

Самой маленькой была Воронежская флотилия; Каспийская состояла из ста судов, Балтийская насчитывала более четырехсот судов разного типа. Большая часть всех кораблей была построена в России. В 1723 году на русских верфях началось строительство первого стопушечного линейного корабля под названием «Петр Первый и Второй».

По количеству судов русский флот сравнялся с Данией и Швецией, уступая Англии, Франции и Турции, то есть, паритет на Балтике был достигнут, а задачу по закреплению на Черном море еще только предстояло решить. Император сыграл свою роль в создании российского флота, став его фактическим основателем, но оставил решение других задач на откуп потомкам и истории.

Историография:

  1. Касатонова И. В. Три века российского флота, М.: 1996 год.
  2. Дыгов В. А. Создание российского флота, М.: 2000 год.
  3. Германов В. С. История российского флота, М.: 2012 год.

Современный Петербург и Военно-Морской Флот России

Петербург XXI века связан с военно-морским флотом неразрывными узами. Стоит лишь упомянуть, что два важнейших события проходят именно в нашем городе:

  • Главный парад в честь Дня ВМФ РФ. Проводится в акватории Невы и на Кронштадском рейде, где участие принимают огромные корабли, которые по своим габаритам не могут зайти в город.
  • Международный военно-морской салон – одна из крупнейших мировых выставок в сфере кораблестроения, морских вооружений и судостроения.

Кронштадт остается главным портом Краснознаменной Ленинградской военно-морской базой. Здесь базируется порядка 20 кораблей. Помимо прямых обязанностей – защиты и охраны рубежей и акватории, подготовки кадров, снабжения, мероприятий по научно-исследовательским изысканиям, тестированию орудий и техники – Кронштадт как военно-морская база выполняет и представительские функции: принимает визиты иностранных кораблей, проводит регаты, парады, торжественные мероприятия в памятные дни и праздники.

Корабли в Кронштадте

Серьезное внимание уделяет Петербург воспитанию и подготовке кадров для флота. Самые известные учебные заведения:

  • Санкт-Петербургский военно-морской институт – преемник Морского корпуса, старейшего в России военно-морского учебного заведения, история которого началась в 1701 году с создания Петром навигацкой школы для обучения мореходным наукам;
  • Военно-морской политехнический институт;
  • Нахимовское военно-морское училище.

Если говорить о военно-морском Петербурге с точки зрения туризма, то каждый гость города может убедиться самостоятельно – достопримечательностей, связанных с судьбой русского флота, не счесть. Морская тема заметно отразилась в городской топонимике, огромное количество памятников архитектуры и культуры, учреждений связаны с историей военного флота и его современностью.

Знаменитый крейсер «Аврора»

Вот лишь самые известные из них:

  • Ростральные колонны – одна из самых известных архитектурных достопримечательностей Петербурга. Колонны украшены рострами поверженных вражеских кораблей.
  • Крейсер «Аврора» – знаменитый корабль российского флота, объект культурного наследия.
  • Никольский морской собор в Санкт-Петербурге – первый морской собор, традиционно окормлявший моряков русского флота, полковой храм Гвардейского экипажа.
  • Морской Никольский собор в Кронштадте – главный храм Военно-морского флота России.
  • Здание Адмиралтейства, уже упомянутое в начале статьи.
  • Здание Биржи на Стрелке Васильевского острова – здесь долгие располагался Центральный военно-морской музей.
  • Ледокол «Красин», подводные лодки «Народоволец» и «С-189».
  • Пантелеймоновская церковь – мемориал в честь побед при Гангуте и Гренгаме, и Чесменская церковь, построенная в ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухте.
  • Памятники И. Ф. Крузенштерну и П.С. Нахимову
  • Памятник кораблю «Полтава» на Воскресенской набережной
  • Памятник миноносцу «Стерегущий» в Александровском парке
  • …и многие-многие другие.

Впрочем, прогулка по памятным местам морской славы – это отдельная тема, о которой мы обязательно расскажем.

В День ВМФ «Культура Петербурга» присоединяется к поздравлениям всем, кто сегодня пишет историю историю военно-морского флота России!

Гангутское сражение: «разминка» флота Петра I

Более 20 лет (с 1700 по 1721 г.) между Россией и Швецией длилась Северная война за господство на Балтике. Впервые в истории молодой Российской империи боевые действия велись на море. Шведский флот, в то время четвертый по силам флот мира, безраздельно господствовал на Балтике.

Полотно Алексея Боголюбова «Сражение, при Гангуте 27 июля 1714 г.»

20 мая 1714 г. русский галерный флот под командованием генерал-адмирала Ф. М. Апраксина в составе до 100 кораблей с 15 000 солдат на борту вышел из Кронштадта. У мыса Гангут путь русским кораблям в Балтийское море преградил шведский флот под командованием вице-адмирала Густава Ваттранга в составе 15 линейных и 14 более мелких кораблей, среди которых было и 9 галер.

Под именем Петра Михайлова Пётр I прибыл к месту столкновения, чтобы лично ознакомиться с ситуацией. Им было принято решение перетянуть свои корабли волоком через перешеек в открытое море. Русские солдаты немедленно приступили к сооружению настила из бревен. Бурная деятельность противника на берегу не могла остаться незамеченной, и Ваттранг быстро сориентировался в намерениях русских. Он послал отряд кораблей (1 фрегат, 6 галер) под началом контр-адмирала Нильса Эреншёльда к тому месту, где строили переправу русские. У Ваттранга осталось 6 линейных кораблей и 3 фрегата.

«Торжественный вход в гавань Санкт-Петербурга трофейных шведских кораблей», гравюра Алексея Зубова

Вечером 25 июля на море установился полный штиль, и Пётр незамедлительно поменял планы. Утром следующего дня русские весельные галеры стрелой промчались мимо бездвижных шведских парусников в открытое море. Шведы ответили шквальным огнем, но попасть по столь стремительным целям было непросто.

Первым делом гребные суда Петра заблокировали отряд Эреншёльда. 27 июля русская эскадра атаковала корабли Эреншёльда, державшего свой флаг на фрегате «Элефант». Две первые атаки шведам удалось отбить артиллерийским огнем. Третья атака была проведена во фланг шведам. Вскоре шведские корабли один за другим были взяты на абордаж и захвачены. После более чем двухчасового ожесточенного боя сдался и «Элефант». Шведы потеряли в бою 361 человека убитыми, русские — 127 человек.

Победа в Гангутском сражении стала первой крупной победой русского регулярного флота. Русские моряки и солдаты из абордажных команд «понюхали пороху», флотоводцы продемонстрировали умение гибко реагировать на изменения обстановки и погодных условий, а также способность принимать рискованные решения и навязывать противнику свою тактику.

Эспантоны русских артиллерийских офицеров

Корабельное орудие, оборудованное железными кольцами. Через кольца продевались корабельные канаты, с помощью которых артиллеристы управляли орудием во время стрельбы

Морские победы флота Петра I

Первый раз русский регулярный флот проявил себя при взятии Азова. Но в данном случае говорить о реальных морских баталиях не приходится. Азовская флотилия лишь блокировала бухту и обстреляла крепость с моря.

Корабли же Балтийского флота, построенные в России, прямо со стапелей отправлялись на Северную войну, на деле доказывая свою эффективность и оправдывая вложенные в них средства. После Полтавы основные боевые действия были перенесены на море. Наиболее значимыми победами флота отображены в таблице.

Дата Основные события
май 1703 года Капитан П. Романов и поручик Д. Меньшиков с тридцатью лодками взяли на абордаж два шведских корабля с семнадцатью орудиями на борту; за эту победу государь и его ближайший сподвижник были удостоены орденами Св. Анны.
1704 год Балтийский флот во главе с флагманским кораблем «Штандарт» занимался обороной строящегося Санкт-Петербурга, а также Петропавловской крепости и Адмиралтейства.
1705 год К. Крюйс во главе эскадры из 23 судов (всего 226 орудий) отразил нападение шведской эскадры под командованием адмирала Анкерстерна (всего 660 орудий) на Кронштадт.
1706 год М. И. Щепотьев взял на абордаж адмиральский бот и бот сопровождения Швеции, захватив их.
май 1708 года 9 скампавей и 7 бригантин высадили десант у города Борго (город был взят, все корабли, стоящие на рейде, уничтожены).
1710 год При непосредственном участии флота были взяты города Рига, Аренсбург, Пернов, Ревель.
1713 год Были взяты крепости Борго, Або, Гельсингфорс.
1714 год Одержана первая большая победа у мыса Гангут.
1717 год Была проведена успешная высадка русского десанта на острове Готланд.
 1719 год Капитан А. Н. Сенявин разбил шведскую эскадру Врангеля (Эзельский бой), что явилось первым большим эскадренным сражением для русских кораблей в открытом море под командованием капитана, прошедшего обучение в России.
1721 год Русская эскадра одержала победу у острова Гренгам.

Из купцов — в русские пираты

Карстен Роде родился в Германии, но был подданным короля Дании Фредерика II. Некоторое время он был купцом и имел собственное судно, ведя торговые дела. Позднее он занялся более выгодными делами, став морским разбойником на службе у брата короля герцога Магнуса. Без особой жалости он грабил и топил корабли под флагом Швеции. Но при этом Роде был крайне набожным человеком. Если кто-то казался ему пустобрехом или — хуже того — богохульником, он выкидывал его за борт, произнося молитву, чтобы отвести от своего корабля гнев Божий.

Во время Ливонской войны армия Ивана Грозного сумела захватить порт Нарву

Этот важный порт стал главным выходом к Балтийскому морю и важной стратегической точкой для торговли. Поначалу русская торговля в Нарве прекрасно развивалась, но Польша и Швеция начали чинить препоны немногочисленному русскому флоту Ивана Грозного

Тогда царь потребовал прислать к себе человека, сведущего в пиратских делах. Бывший под покровительством Ивана IV герцог Магнус послал ко двору царя лучшего, то есть Карстена Роде. В 1570 году царь выдал ему крупную сумму денег, на которую был куплен и вооружен пинк. Позднее он нанял в свою команду 35 матёрых морских волков. В том же году Карстен Роде стал обладателем охранной грамоты от царя, дававшую ему разрешение грабить и топить чужие суда в Балтийском море. Так бывший купец стал корсаром Ивана Грозного.

Рождение российского флота

Военно-морской флот в качестве самостоятельного вида Вооруженных Сил начал формироваться с конца XVII века.

Создание в России регулярного военного флота было исторической закономерностью. Оно обуславливалось настоятельной потребностью в преодолении политической, территориальной и культурной изоляции, ставшей в XVII-XVIII веках главным препятствием для социального и экономического развития Русского государства.

Первая группировка военно-морских сил – Азовский флот, была сформирована из кораблей, построенных в 1695–1696 гг. и предназначалась для содействия сухопутной армии в кампании по взятию турецкой крепости Азов. 30 октября 1696 года боярская дума по представлению Петра I приняла постановление «Морским судам быть …», ставшее первым законом о флоте. Эта дата признана официальной датой основания.

Статья: Развитие российского флота

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Во время Северной войны 1700-1721 годов определились задачи флота, перечень которых практически оставался неизменным до настоящего времени:

  • борьба с военно-морскими силами противника;
  • борьба с пиратами на морских коммуникациях;
  • оборона собственного побережья на морском направлении;
  • содействие сухопутной армии на приморских направлениях;
  • удары и обеспечение вторжения на вражескую территорию на морском направлении.

Удельный вес задач менялся с изменением материальных средств и характера вооруженной борьбы. Соответственно этому менялись роль и место родов сил в составе флота.

До Первой мировой войны основные задачи решали надводные корабли, и они были главным родом военно-морских сил. Во время Второй мировой войны на некоторое время эта роль перешла к морской авиации, а в послевоенную эпоху с появлением кораблей с атомными установками и ракетно-ядерного оружия главным родом сил утверждаются подводные лодки.

Флот до Первой мировой войны был однороден. Береговые войска (береговая артиллерия и морская пехота) существовали с XVIII века, однако организационно не входили в состав флота. 19 марта 1906 года зародились и стали развиваться в качестве нового рода сил ВМФ подводные силы.

В 1914 года сформировались первые части морской авиации, в 1916 году также получившей признаки самостоятельного рода сил. 17 июля отмечается День авиации ВМФ в честь первой победы морских русских летчиков в воздушном бою над Балтийским морем. ВМФ как стратегическое объединение окончательно сформировался в 1930-х годах, когда в состав ВМФ организационно вошли береговая оборона, морская авиация и части ПВО.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: