Философские идеи Максима Грека
Максим Грек характеризует философию как положительное явление культуры и человеческого духа. Но вслед за христианской традицией склонен рассматривать ее дуально:
- «Внутренняя» философия – это мысль, следующая установкам христианской догматики. Она рождает у человека стремление вести, согласно с христианским идеалом, высокоморальную жизнь. Внутренняя философия – это знание, которое украшает человека, способствует его процессу богопознания.
- «Внешняя философия» связана с античной, языческой мудростью и европейской схоластикой, которые могут использоваться только в ограниченно.
Проблематику сотериологии, спасения человека Максим решает традиционно. Человек в своей жизни должен стремиться соблюдать заповеди, данные Богом, заниматься духовным совершенствованием. Центр нравственной жизни человека – это сердце, а ум – кормчий его души.
В антропологии Максима одним из главных понятий является категория любви. Цель земной жизни человека научиться любви как к Богу, так и к ближнему.
Замечание 1
В споре нестяжателей и иосифлян Максиму была близка позиция нестяжателей, на что повлияло его афонское прошлое. По мнению мыслителя, нестяжание – это одно из условий монашеской жизни как таковой.
По отношению к ересям и инакомыслиям в рамках христианства Максим был неприклонен. За истинность православного вероучения он стоит в своих посланиях к католикам и протестантам.
В теолого-философском наследии Максима присутствуют и социально-политические идеи. В них он касается вопросов устройства государства и роли в нем царя.
Известны послания Максима Грека Ивану IV, в которых он рисует образ царя, руководящегося в своей деятельности истинами и требованиями христианства. Основа гармоничного правления – это наличие компетентных советников у царя. Одна из ключевых задач царя – это воспитание своей воли, царь должен держать себя в руках.
Кроме вышеуказанного, в социально-политической мысли Максима Грека стоит отметить его непризнание концепции «Москва-третий Рим». Мыслитель считал единственным Римом Константинополь. Также Максим Грек был против того, что в Русской Церкви стали возводить в высший церковный сан без санкций на то Константинопольской Церкви.
Московский период
Московская власть, в лице Великого князя, митрополита и прочих служителей, встретила учёных с почётом. Всех расположили в Чудовой обители, а пищу для трапезы им поставляли от княжеской кухни.
Для переводов и записи текстов к афонцам приставили двух толмачей: инока Власия и Дмитрия Герасимова. Последний хорошо знал немецкий и латынь. Таким образом, перед Максимом лежала возможность переводить книги с греческого языка на тот, с которого, затем, другой переводчик переводил бы на русский.
Кроме того в помощь Максиму предали двух каллиграфов: инока Силуана и Михаила Медоварцева. Впоследствии Силуан сделался верным учеником и последователем Максима Грека.
Работа спорилась: трудились с энтузиазмом и осознанием важности миссии. Менее чем за полтора года перевели объёмную по содержанию Книгу «Толковая Псалтирь»
В то же время осуществляли и другие переводы.
По завершении требуемой работы учёные стали просить у начальства отпустить их домой. Домой отпустили лишь двух соработников Максима, а его самого удержали: работы для переводов было достаточно, к тому же на повестке дня стоял важный вопрос по сличению текстов богослужебных книг, согласованию двух церковных Уставов, Иерусалимского и Студийского.
По роду своей деятельности на Руси Максим занимался не только переводами, но и правкой содержания текстов. Хорошо разбираясь в Писании и святоотеческой литературе, он нередко указывал на ошибки, содержащиеся в тех или иных книгах.
Со временем к Максиму стали обращаться за советами по самым разным религиозным вопросам, а иногда он лично указывал церковным иерархам на несоответствие их действий христианским традициям. Выражая своё несогласие, с авторитетностью зрелого богослова и простотой инока, он делал это без излишней дипломатичности, что вызывало встречное недовольство.
Несмотря на принципиальность позиции Максима Грека относительно нарушений традиций, митрополит Варлаам в целом оценивал его деятельность положительно. Многое изменилось в 1522 году, после возведения на место Варлаама – Даниила.
В этот период Максим решительно восставал против вольностей папского легата Шомберга, развернувшего активную агитационно-пропагандистскую деятельность в пользу папизма с попустительства, если не сказать большего, светских и духовных властей.
В 1523 году Максим закончил переводить Толкования святого Иоанна Златоуста на Святые Евангелия. Митрополит Даниил предложил ему перевести сочинение блаженного Феодорита Кирского по церковной истории, но Максим, неожиданно для владыки, ответил категоричным отказом, ввиду наличия в этом произведении писем еретиков: Ария и Нестория.
Максим был не только учёным с Афона, но и иноком, Даниил же – митрополитом (причём не бесстрастным). И конечно же, он воспринял это непослушание как личное оскорбление.
В другой раз Максим возмутил его, когда стал указывать, что-де инокам вредит обладание недвижимым имуществом.
В 1524 году Максим Грек, несогласный с желанием Великого князя расстаться с бесплодной женой Соломонией и связать себя браком с другой (ради наследника), не устрашился ожидаемого княжеского гнева и, ссылаясь на Святое Евангелие, открыто высказал своё несогласие.
Ситуация обострилась. Ни церковная, ни светская власть не могли смотреть на такое поведение инока сквозь пальцы. Увлеченность Максима работой не способствовала должному знакомству с русским менталитетом, особенностями придворной морали и этики. То, что он считал необходимым следованием духу Предания Церкви, власть интерпретировала как вольнодумство, вызов, бунтарство. В результате, в 1525 году Максима заковали в кандалы и бросили в темницу Симоновского монастыря.
Для того, чтобы оправдать себя в глазах окружающих (а возможно, и перед голосом совести), князь и митрополит стали искать для Максима формальных обвинений. Поиски увенчались успехом. Со стороны митрополита Максима упрекнули в порче книг и ереси, а со стороны князя – в злоумышлении против государства: в связях с турецкими пашами и подстрекательстве султана к войне против Руси.
История Максима Исповедника
Будущий монах и философ родился в Константинополе в 580 году. Он рос в богатой семье, однако благочестивые родители не допускали излишеств и воспитывали сына в строгости. Обучаясь наукам, Максим делал особые успехи в риторике и изучении философии, отличаясь скромностью и добродетелью.
Вскоре он оказался при дворе императора Ираклия, получив должность первого секретаря. Но в какой-то момент он вдруг бросил общественную деятельность и ушел в Хрисопольскую обитель, где принял монашеский постриг. Причина была в том, что он не желал быть причастным к распространению монофелитства — ереси, набиравшей популярность и имевшей поддержку в верхах власти. К новому учению приобщались и многие священнослужители.
В силу обстоятельств Максиму довелось побывать в разных странах. Везде он приобщал людей к истинной вере и боролся с ересью. Против монофелитства выступал и папа Римский Мартин. Бывший в то время у власти император Констант приказал схватить святых Мартина и Максима. Обоих отправили в ссылку.
К Максиму не раз отправляли посланников императора, чтобы вразумить упрямого монаха, однако каждый раз безуспешно. Тогда над ним и другими противниками монофелитства устроили суд. Стойких защитников веры приговорили к избиению, отрезанию языка и кистей рук, чтобы они не могли говорить и писать. После этого Максима заточили в крепости.
Уже после смерти монаха на шестом Вселенском Соборе в 680–681 годах монофелитство было признано ересью. Однако реабилитировали Максима только на следующем Соборе, век спустя.
Дорога на Русь
В начале XVI века к Афонскому руководству прибыло посольство от Великого князя Василия Иоанновича, просившего отправить на Русь образованного грека, знающего языки. Выяснилось, что в обители Ватопед есть такой человек, подвижник Савва. Однако тот, в виду старческой немощи и болезни, уклонился от предложения ехать в далёкую страну.
Тогда Протат обратил внимание княжеских послов на Максима, подвизавшегося в том же монастыре, незаурядного инока, знатока Божественных и святоотеческих Писаний. Для исполнения миссии Максим оказался подходящей кандидатурой во всех смыслах
Единственное, что могло смутить русскую сторону: инок Максим не владел славяно-русским языком. Но на это Афонское руководство выразило надежду, что он его обязательно освоит.
В качестве помощников Максиму выделили двух писцов, из которых один был болгарином, знавшим церковно-славянский. На болгарина возлагалась обязанность быть переводчиком и учителем Максима.
Путь до Москвы оказался не быстрым: в силу различных причин путешествие затянулось и продлилось около двух лет.
В 1516 году путешественники задержались в Константинополе. Затем добрались до Крымского полуострова, попали в Перекоп, к крымскому хану. В пути группу сопровождало турецкое посольство. Наконец, в 1518 году путники достигли Москвы.
Последствия бескомпромиссности
На дальнейшую судьбу книжника Максима повлияла политическая конъюнктура. Великий князь, мечтавший о наследнике, решил развестись с бесплодной женой. Не получив благословения от митрополита Варлаама, он заменил его на нового – Даниила. С этого момента на Максима обрушились гонения со стороны светских и церковных властей.
Всё началось с того, что Максим разделил позицию митрополита Варлаама в отношении развода. После этого он отказался переводить на русский язык книги, содержащие еретические письма. Однако формально для заключения в тюрьму требовалось провести суд, который не замедлил состояться.
Поступили в лучших традициях придворного мифотворчества – неуправляемого книжника оклеветали, припомнив двусмысленные толкования его переводов, допущенные из-за незнания особенностей русского языка, а также поддержку «нестяжателей» в том самом споре, из-за которого он был приглашен в Россию.
Юность и отрочество
Преподобный Максим Грек родился в семье состоятельного греческого сановника в 1470 году. Место рождения: Албания, древний город Арта. Его предками был знатный и старинный византийский род Триволосов. Родители будущего святого Максима, Мануил и Ирина, исповедовали православную веру, в которой воспитывался и сын. Отец, по воспоминаниям современников, был состоятельным, просвещенным сановником.
Школа на острове Корфу
Положение родителей дало возможность Михаилу (такое имя он получил при рождении) стать разносторонним образованным человеком. Школа, в которой он прилежно учился, располагалась на острове Корфу. В то время эта территория принадлежала Венеции. Его учителем был Иоанн Мосхос, который обучил будущего святого классическим наукам. По окончании школы в двадцатилетнем возрасте Михаил Триволос попытался баллотироваться в совет управления островом, но потерпел неудачу.
Странствие по Европе
Тогда, как и многие греки, молодой человек отправился на Запад, в Италию. В те времена среди жителей этой страны было много вольнодумцев, которые увлекались астрологией, суевериями и другими учениями. Несмотря на интерес к этим «наукам», зачатки христианской веры в нем не угасли. Михаил много времени посвящает изучению древнегреческой философии и языка.
Во Флоренции он познакомился с известным католическим проповедником монахом Джироламо Савонароллой. Также будущий преподобный совершил путешествия и по другим странам Европы, попутно осваивая языки. Перед ним открывались большие возможности занять завидное положение в обществе. Усердие, пытливый ум могли способствовать достижению славы, карьеры, завидной перспективы. Но призвание учёного отрока было в другом. Решительно отказавшись от бессмысленной суеты, юноша взял курс на Афон, чтобы стать монахом. В 1505 году Михаил принимает постриг с именем Максим, в честь Максима Исповедника. Поначалу братия Ватопедской обители, куда он подвизался, относилась к нему настороженно из-за опыта общения с католиками. Но Максим в дальнейшем делами доказал преданность Православию.
О чем молятся Максиму Греку?
Преподобный Максим Грек — небесный покровитель ученых, богословов, переводчиков, студентов и семинаристов. Молитвенный ходатай за миссионеров, катехизаторов и апологетов. Преподобному Максиму Греку молятся для утверждения в вере, крепости духа и веры, разумения православного вероучения и Писания, обращения к Православию иноверцев и сектантов, у него просят помощи и поддержки при гонениях за веру и несправедливом притеснении власти. Преподобный Максим Грек облает даром исцеления при различных заболеваниях, особенно от депрессии и уныния.
Преподобному Максиму молятся и супруги — о крепости и любви в своем союзе.
Тропарь преподобному Максиму Греку, глас 8
Зарею Духа облистаем, витийствующих богомудренно сподобился еси разумения, неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, отонудуже ревности ради Всевидящаго отечества чужд и странен, Российския страны был еси пресельник, страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная. И о нас ходатай буди непреложен, чтущих любовию святую памятъ твою.
Кондак преподобному Максиму Греку, глас 8
Богодухновенным Писанием и богословия проповеданием неверствующих суемудрие обличил еси, всебогате, паче же, в Православии исправляя, на стезю истиннаго познания наставил еси, якоже свирель богогласная, услаждая слышащих разумы, непрестанно веселиши, Максиме досточудне, сего ради молим Тя: моли Христа Бога грехов оставление низпослати верою поющим всесвятое твое успение, Максиме, отче наш.
Молитва преподобному Максиму Греку
Преподобне отче Максиме! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Опала
После «суда» Максима, как если бы он и действительно был врагом Церкви и русского народа, отконвоировали в Волоколамскую темницу. Здесь преподобный терпел от братьев по вере оскорбления, побои, морение смрадом и дымом. Мучения узника были настолько жестокими, что, как сообщается в летописи, доводили его до состояния омертвения.
Но Господь не покидал Своего святого. Однажды Максим был утешен и ободрен Небесным вестником. Явившийся ему ангел произнёс: «терпи, старец!». И старец терпел. На стенах камеры он записал углём текст канона Утешителю; молился, читая этот канон.
Шли годы. Через шесть лет власти вспомнили о Максиме, чтобы востребовать его на очередной суд. На этот раз искали оправдания издевательствам, которым подвергался святой.
Нашлись и клеветники. История сохранила их имена: поп Василий, протопоп Афанасий, протодьякон Чушка, каллиграф Медоварцев. Суд обвинил преподобного в хуле на священные русские книги.
Ссылка в Тверь
Максим Грек, пытаясь объясниться, утверждал, что многие книги и действительно испорчены. Во-первых, либо некорректными переводами. Во-вторых, либо неточной перепиской. Но если это так, они нуждаются в исправлении. Повергаясь перед собравшимися, он кротко и смиренно взывал к милосердию. Прежде всего, умолял о помиловании. Далее просил по-христиански простить его за возможные ошибки, которые он, немощный, мог допустить в работе над книгами.
После суда Максима доставили в Тверь, под архиерейский надзор епископа Акакия. Акакий не отличался чрезмерной суровостью и поначалу относился к Максиму более или менее снисходительно.
В 1534 году, после кончины Великого князя Василия, блеснул луч надежды на скорое снятие опалы. В этот период Максим, в знак верности Православию, составил «Исповедание веры». Но его положение не улучшилось, а напротив, ещё больше ухудшилось: епископ Акакий рассерчал на него за слова чистой, не сглаженной лицемерием правды.
Смягчение положения
В 1538 году в опалу попал Даниил, и его заточили в темницу, как когда-то и он заточил святого Максима. Последний, желая умиротворить их взаимные отношения, отписал ему несколько добрых, полных смирения слов.
В то же время Максим обращался через послания к новому митрополиту, Иоасафу, к боярам. Ведь именно они стояли у кормила руководства страной по малолетству правителя. И в результате преподобному было дозволено посещать Божий храм и причащаться Святых Даров.
А в 1545 году к царю обратились Восточные Патриархи: просили позволить Максиму возвратиться на Афон. Но просьба была отклонена.
Преподобному разрешили переехать в Троицко Сергееву обитель
В 1551 году, по просьбе дружелюбно настроенных к нему бояр и ходатайству Троицкого игумена Артемия, царь освободил преподобного из тверского заключения. Кроме того, он дозволил ему перебраться в Сергиеву обитель. Здесь Максим Грек принялся за привычное для него делание — перевод Псалтири.
В 1553 году государь Иоанн навестил старца в его келье. Этому предшествовало предостережение Максима:
Царь не внял, и царевич действительно умер.
21 января 1556 года преподобный мирно почил о Христе.
Биография мыслителя
Максим Грек (ок. $1475-1556$) – это мыслитель греческого происхождения. Он родился в западной части Греции. Жизнь Максима Грека включает в себя три крупных этапа:
- В пору своей юности Максим оказывается в Италии. Здесь он знакомится со многими представителями эпохи Возрождения. Но мыслитель не принимает идеи гуманизма, наибольшее же влияние на него оказали проповеди католического монаха Савонаролы. Тогда же он живет в доминиканском монастыре.
- Впоследствии Максим Грек приезжает на Афон. Здесь он снова возвращается в православную среду и принимает монашество.
- Последний этап жизни Максима относится к пребыванию в средневековой Руси. Его приезд сюда связан с переводческой деятельностью. Максиму поручают переводить с греческого языка богослужебную литературу. Кроме того, в $20$-е гг. $XVI$ века он активно участвует в политической жизни русского государства, в споре нестяжателей и иосифлян. Отчасти по этой причине, а отчасти из-за своих взглядов, сформированных на основе византийской философии, европейской схоластики и философии Возрождения, Максим Грек был дважды осужден русской церковной иерархией. Только в ранний период царствования Иоанна IV Грозного его перевели в Троице-Сергиев монастырь, но окончательной свободы он так и не получил.
Статья: Религиозно-философские воззрения Максима Грека
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Сочинения[править | править код]
Портрет Максима Грека XVI века
В XVII веке, в период Церковной реформы, вокруг двух из них разгорелись споры между реформаторами и старообрядцами. Дело в том, что в них Максим Грек изложил учение о двоеперстном перстосложении и о сугубой аллилуйи. В целях очернения древних чинов реформаторы объявили в XVII веке эти два сочинения без всяких оснований подложными, поскольку считали старые обряды еретическими. Историки Голубинский и Каптерев опровергли ошибочную точку зрения о подложности этих двух сочинений. В дореволюционные печатные издания по цензурным соображениям эти два сочинения Максима не включали.
Сочинения Максима до 1917 года издавали дважды. В трёх томах, издание 1859—1862 года, текст рукописей набран послереформенными литерами:
И издание трёх томов в русском переводе 1910—1911 года:
В сочинении «Сказание отчасти недоуменных неких речений в слове Григория Богослова» (ок. 1530) Максим Грек впервые на русском языке сообщил об открытии Америки:
Издания
- Максим Грек. Духовно-нравственные слова. — Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2006. — 408 с.
- Максим Грек. Слова и поучения / Предисл., сост. и коммент. Проф. А. Ф. Замалеева. (Русская наука о душе). — СПб., Тропа Троянова, 2007. — 374 с.
- Максим Грек, преп. Сочинения. Т. 1. — М.: Индрик, 2008. — 568 с.
- Максим Грек, преп. Сочинения. Т. 2. — М.: Индрик, 2014.
- Максим Грек. Непрочитанное / Перевод с церковнославянского, предисловие и комментарии И. М. Грицевской; перевод с греческого Д. М. Буланина и Б. Л. Фонкича. — Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2021. — 288 с. — ISBN 978-5-86007-959-5.
Рука и язык как жертва Господу
В эти годы Византийская
империя теряла территории под натиском арабов. Раздоры православных с
монофизитами добавляли проблем и императоры объявили монофелитство
государственным исповеданием веры, чтобы на его базе воссоединить страну. Так
богословский спор стал политическим. Многие защитники Православия подверглись
ссылке, а церковную кафедру в Константинополе занял патриарх-еретик.
Вопросы и ответы к Фалассию
Преподобный Максим не мог
согласиться с торжеством ереси и отправился в Рим, чтобы просить помощи у папы
Мартина. Святой Мартин созвал Латеранский собор. 150 епископов Запада и 37
делегатов с Востока поддержали преподобного Максима и православное исповедание
веры и осудили ересь монофелитства. Разгневанный император приказал схватить
папу и преподобного и привезти на суд.
Византийские
военачальники пленили святых и отдали их в руки еретиков. После суда папа
Мартин был сослан в Крым, где и умер вскоре от тяжких трудов в каменоломнях. А
преподобному Максиму отрубили правую руку и вырвали язык, чтобы он не мог
говорить и писать, и сослали на Кавказ. Житие подвижника говорит нам о том, что
чудом Божиим здесь он вновь обрёл дар речи и освоил письмо. За свою твёрдость в
вере преподобный получил прозвище «Исповедник».
Опала
После «суда» Максима, как если бы он и действительно был врагом Церкви и русского народа, отконвоировали в Волоколамскую темницу. Здесь преподобный терпел от братьев по вере оскорбления, побои, морение смрадом и дымом. Мучения узника были настолько жестокими, что, как сообщается в летописи, доводили его до состояния омертвения.
Но Господь не покидал Своего святого. Однажды Максим был утешен и ободрен Небесным вестником. Явившийся ему ангел произнёс: «терпи, старец!». И старец терпел. На стенах камеры он записал углём текст канона Утешителю; молился, читая этот канон.
Шли годы. Через шесть лет власти вспомнили о Максиме, чтобы востребовать его на очередной суд. На этот раз искали оправдания издевательствам, которым подвергался святой.
Нашлись и клеветники. История сохранила их имена: поп Василий, протопоп Афанасий, протодьякон Чушка, каллиграф Медоварцев. Суд обвинил преподобного вхуле на священные русские книги.
Максим Грек, пытаясь объясниться, утверждал, что многие книги и действительно испорчены либо некорректными переводами, либо неточной перепиской, а значит нуждаются в исправлении. Повергаясь перед собравшимися, он кротко и смиренно взывал к милосердию, умолял о помиловании, просил по-христиански простить его за возможные ошибки, которые он, немощный, мог допустить в работе над книгами.
После суда Максима доставили в Тверь, под архиерейский надзор епископа Акакия. Акакий не отличался чрезмерной суровостью и поначалу относился к Максиму более или менее снисходительно.
В 1534 году, после кончины Великого князя Василия, блеснул луч надежды на скорое снятие опалы. В этот период Максим, в знак верности Православию, составил «Исповедание веры». Но его положение не улучшилось, а напротив, ещё больше ухудшилось: епископ Акакий рассерчал на него за слова чистой, не сглаженной лицемерием правды.
День памяти — 3 февраля
Преподобный Максим Грек (XV–XVI в.), бывший сыном богатого
греческого сановника в городе Арте (Албания), получил блестящее
образование. В юности он много путешествовал и изучал языки и
науки в европейских странах; побывал в Париже, Флоренции, Венеции.
По возвращении на родину прибыл на Афон и принял иночество в
Ватопедской обители. Он с увлечением изучал древние рукописи,
оставленные на Афоне иночествовавшими греческими императорами (Андроником
Палеологом и Иоанном Кантакузеном). В это время великий князь
Московский Василий Иоаннович (1505–1533) пожелал разобраться в
греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и
обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему
ученого грека. Инок Максим получил указание ехать в Москву. По
прибытии ему было поручено перевести на славянский язык толкование
на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний апостолов и несколько
богослужебных книг.
Преподобный Максим усердно и тщательно старался исполнять все
поручения. Но, ввиду того, что славянский язык не был родным для
переводчика, естественно, возникали некоторые неточности в
переводах.
Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного
Максима. Когда же московский престол занял митрополит Даниил,
положение изменилось.
Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил
на славянский язык церковную историю Феодорита.
Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на
то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может
быть опасно для простоты». Этот отказ посеял рознь между преподобным и
митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал
усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси. Он писал
письма против магометан, папизма, язычников. Перевел толкования
святителя Иоанна
Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также
написал несколько собственных сочинений.
Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с супругой
Соломонией из-за ее неплодства, отважный исповедник Максим прислал
князю «Главы поучительные к начальствующим правоверных», в которых
он убедительно доказал, что положение обязывает князя не
покоряться животным страстям. Преподобного Максима заключили в
темницу. С того времени начался новый, многострадальный период
жизни преподобного. Неточности, обнаруженные в переводах, были
вменены преподобному Максиму в вину, как умышленная порча книг.
Тяжело было преподобному в темнице, но среди страданий
преподобный стяжал и великую милость Божию. К нему явился Ангел и
сказал: «Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук». В
темнице преподобный старец написал углем на стене канон Святому
Духу, который и ныне читается в Церкви: «Иже манною препитавый
Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни
Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну…»
Через шесть лет преподобного Максима освободили от тюремного
заключения и послали под церковным запрещением в Тверь. Там он жил
под надзором добродушного епископа Акакия, который милостиво
обходился с невинно пострадавшим. Преподобный написал
автобиографическое произведение «Мысли, какими инок скорбный,
заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Вот
несколько слов из этого яркого сочинения: «Не тужи, не скорби, ниже
тоскуй, любезная душа, о том, что страждешь без правды, от коих
подобало бы тебе приять все благое, ибо ты пользовала их духовно,
предложив им трапезу, исполненную Святаго Духа…» Лишь через
двадцать лет пребывания в Твери преподобному разрешили проживать
свободно и сняли с него церковное запрещение. Последние годы своей
жизни преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Ему
было уже около 70 лет. Гонения и труды отразились на здоровье
преподобного, но дух его был бодр; он продолжал трудиться. Вместе со
своим келейником и учеником Нилом преподобный усердно переводил
Псалтирь с греческого на славянский язык. Ни гонения, ни заключения
не сломили преподобного Максима.
Преподобный преставился 21 января 1556 года. Он погребен у
северо-западной стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры.
Засвидетельствовано немало благодатных проявлений, свершившихся
у гробницы преподобного, на которой написаны тропарь и кондак ему.
Лик преподобного Максима часто изображается на иконе Собора
Радонежских святых.
Юношеские годы и молодость
Должно быть, мальчику было трудно покинуть родителей, отчий дом и друзей в столь юном возрасте. Десять лет — это всего лишь ребенок, и ему пришлось уехать так далеко от дома. Однако, похоже, Бог устроил жизнь Макса так, что всю свою жизнь он провел вдали от дома.
В те годы Италия была самой развитой страной. Поэтому многие стремились получить там светское образование. Максим не стал исключением.
Получение образования
Получив начальное образование на Корфу, молодой человек отправился в Италию. Это было в 1492 году. В этой стране были сосредоточены лучшие умы того времени. Но псевдонаука, такая как астрология, также была распространена в Италии.
Михаил соприкасался с различными течениями и науками, но, как уверяют историки, он не увлекся модными теофильскими течениями и остался верен христианству. В Италии она изучала языки и философию. Майкл много путешествовал по стране, посетив Флоренцию, Милан и Падую. В Венеции он познакомился с А. Мануцием, выдающимся гуманистом. У него юноша учился переплетному делу (редактированию и исследованию источников).
Иоаннос Ласкарис был учителем греческого языка Майкла. Во Флоренции молодой человек посетил библиотеку Медичи, а также монастырь Святого Марка. Большое впечатление на него произвели проповеди доминиканского монаха Джироламо Савонаролы.
Переезд в Италию
Майкл много путешествовал, посетив Германию и Францию. Там он также изучал философию и литературу. Поездки в другие страны побудили его изучать разные языки. Но затем молодой человек снова вернулся в Италию. В 1498 году он начал работать под руководством Джованни Пико де ла Мирандола в Венеции. Он также переписывал труды святых и преподавал греческий язык.
В 1502 году Венеция подверглась нападению французов, и Михаил переехал во Флоренцию. Там он провел некоторое время в монастыре Святого Марка.
Монашеский постриг
Майкл принял обеты в католическом монастыре. Трудно сказать, почему он некоторое время находился в католической вере. Однако вскоре Господь призвал его на истинный путь. В 1505 году был казнен его любимый настоятель Джироламо Савонарола. Молодой человек был глубоко потрясен этим событием.
Затем случилось так, что учитель Михаила Ласкариса приехал во Флоренцию. Он принес рукописи и познакомился с молодым человеком. Ласкарис посоветовал ему перейти в лоно православия и переехать на Афон.
В течение этого столетия произошло много важных событий в жизни будущего святого. Нельзя сказать, что все они были приятными, но все они были очень значимыми. Возраст Иисуса оказался для Макса судьбоносным, пришло время взять свой нелегкий крест.