Любовь Голанчикова
Источник
Еще удивительнее биография второй российской дипломированной летчицы Любови Голанчиковой. Для нее, эстрадной певицы, известной под сценическим псевдонимом Милли Море, увлечение авиацией началось со случайности. В 1910 году она познакомилась с одним из пионеров российского воздухоплавания Михаилом Ефимовым, который пригласил ее полетать в качестве пассажирки. Вскоре после этого Голанчикова записалась в школу «Гамаюн», где чуть раньше училась Зверева, и получила диплом пилота за номером 59. А вскоре журнал «Вестник воздухоплавания» уже сообщал, что артистка Любовь Голанчикова бросает сцену в пользу авиации.
Как и Зверева, карьеру авиаторши Голанчикова начала с показательных полетов. Первый чуть не закончился трагически.
Уже в 1912 году имя Голанчиковой становится известно всему миру. 22 ноября в Берлине она почти втрое бьет рекорд высоты, ранее принадлежавший немецкой летчице, и устанавливает новый мировой рекорд высоты для женщин — невиданные 2200 метров.
В следующий раз имя Голанчиковой попало в газеты в июле 1913 года, когда она в качестве навигатора сопровождала французского летчика Леона Летора, только что совершившего беспосадочный перелет Париж — Берлин, на обратном пути. В Париже журналисты первым делом задали Летору вопрос: «Не осложнила вам перелет женщина на борту?» Но Летор был не намерен поддерживать сексистские предубеждения.
Голанчикова мечтала о большем, чем просто показательные полеты: ей хотелось стать летчицей-испытательницей. Поначалу заводы ей отказывали (видимо, считая это неженским делом), но в 1913 году ей всё же удалось заключить контракт с небольшой аэропланной мастерской Ф. Ф. Терещенко на испытание аппаратов «Фарман-22». «Я, нижеподписавшаяся, — сказано в контракте, — Любовь Александровна Голанчикова, обязуюсь в течение года от сего числа летать на аппаратах, которые будут даны мне фирмой Червонской аэропланной мастерской, на других же аппаратах производить полеты не представляю себе права».
Музыкальное наследство
У родившейся в семье Михаила и Анны Малининых 28 (15 по ст. ст.) марта 1912 года дочери Марины довольно рано обнаружили абсолютный слух. В этом не было ничего удивительного, ведь семья была музыкальной: отец довольно долго служил на оперных подмостках, был артистом знаменитой Частной оперы под патронатом купца Саввы Мамонтова, а мать, хоть и была преподавателем французского, тоже отличалась тонким знанием музыки. И поначалу девочке прочили вокальную карьеру; во всяком случае, ее рано отдали в Пушкинскую музыкальную школу, а позднее она сумела поступить на детское отделение Московской консерватории. Но гибель отца в 1919 году и небольшие заработки матери привели к тому, что сразу после окончания девятилетней школы Марина вынуждена была идти зарабатывать. В 1928 году она устроилась практиканткой в лабораторию Бутырского анилинокрасочного завода, а после сдачи квалификации получила должность химика-лаборанта-аналитика. На заводе она и познакомилась с будущим мужем — Сергеем Расковым, за которого через год вышла замуж, а уже в 1930-м в их семье появилась дочь Таня.
Роман и Марина Малинины и их мать Анна Малинина, 1913 год
Биография
Родилась в 1912 году в Москве. Русская. Из семьи педагогов.
В 1928 году окончила школу-девятилетку в Москве.
В 1931-1932 годах училась на заочном факультете Ленинградского авиационного учебного комбината по специальности «аэронавигация». В 1933 году — штурман Черноморской аэрографической экспедиции. С 1934 года после окончания Ленинградского института инженеров Гражданского воздушного флота работала в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского в должности преподавателя и одновременно освоила штурманскую специальность, окончив в 1935 году школу лётчиков при Центральном аэроклубе в Тушино.
В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году – в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.
24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир – В.С. Гризодубова, второй пилот – П.Д. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва–Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км. При вынужденной посадке в тайгу выпрыгнула с парашютом и была найдена только через 10 суток. В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.
За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза.
До недавнего времени являлся малоизвестным факт, что к моменту присвоения М.М. Расковой звания Героя, она являлась штатным сотрудником контрразведывательного отдела ГУГБ НКВД СССР; с февраля 1939 года работала в качестве уполномоченного в органах военной контрразведки – сначала в 4-м отделе ГУГБ НКВД, а затем, с февраля 1941 года – во 2-м отделе 3-го Управления НКО СССР.
Ко времени перехода в Наркомат внутренних дел Марина Михайловна работала инструктором в аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии. На базе академии проводились разработки в области самолетостроения, совершенствования вооружения, тактики применения авиации, ее взаимодействия с другими видами войск
Несомненно, что к этому учебному и научному центру было приковано внимание со стороны иноразведок. На пути разведывательных устремлений противника требовалось поставить надежный заслон, чтобы не допустить утечки важных оборонных секретов за границу. Для решения этих задач Марине Расковой и было сделано предложение перейти на работу в органы безопасности
Для решения этих задач Марине Расковой и было сделано предложение перейти на работу в органы безопасности.
В 1940г. она была назначена старшим уполномоченным во 2-ое отделение 4-го отдела ГУГБ НКВД СССР по контрразведывательному обеспечению авиации. К тому времени она уже имела большой опыт контрразведывательной работы. М. Раскова быстро освоилась в новой должности, зарекомендовала себя «оперативно грамотным, хорошо освоившим методы профессиональной работы офицером». Этому также способствовали ее положительные качества «инициативность, находчивость и требовательность».
С началом Великой Отечественной войны, оставаясь числиться в кадрах военной контрразведки, Марина Михайловна приступила к организации женских авиационных полков, в октябре 1941 года добилась издания соответствующего постановления Государственного Комитета обороны СССР. С 1942 года, она — командир 587-го женского бомбардировочного авиационного полка на самолётах Пе-2. Отправила две эскадрильи на фронт под Сталинград.
Майор Раскова М.М. погибла в авиакатастрофе 4 января 1943 года при перелёте в сложных метеоусловиях на фронт во главе третьей эскадрильи полка. Ее прах захоронен в Москве на Красной площади в Кремлёвской стене.
М.М. Раскова награждена двумя орденами Ленина , орденом Отечественной войны 1-й степени , знаком «Заслуженный работник НКВД».
В мае 1943 года за успешные боевые действия на Донском и Северо-Кавказском фронтах 587-му бомбардировочному авиационному полку присвоено имя Героя Советского Союза Марины Расковой, а в сентябре 1943 года полк был переименован в 125-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк имени Героя Советского Союза Марины Расковой. В период войны летчицы полка совершили 134 боевых вылета, сбросив на врага 980 тонн бомб.
Имя М.М. Расковой носит Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков, в котором установлен ее бюст. Именем М.М. Расковой названы улица, площадь и переулок в Москве, а также улицы во многих городах бывшего СССР.
Поиск призвания
- В 1928 г. девушка окончила школу и пошла работать. Началась ее трудовая деятельность на Бутырском анилинокрасочном заводе в должности лаборантки, затем – химика-аналитика. Здесь произошло ее знакомство с инженером Сергеем Расковым, за которого в 1929 г. она вышла замуж и сменила фамилию. В 1930-м родила дочку.
- В 1932 г. Раскова устроилась в Военно-воздушную академию им. Жуковского на должность чертежницы: деятельная натура не позволила ей сидеть дома и заниматься хозяйством. Девушка хотела строить коммунизм и трудиться на благо страны, как призывали газетные лозунги. Здесь, в академии, началось ее увлечение небом. Она посещала лекции и практические занятия, изучала навигационные приборы, читала спецлитературу.
- В 1934 году Раскова с отличием сдала квалификационные экзамены по специальности «штурман» в Ленинградском институте инженеров воздушного флота. Годом позже окончила летную школу Центрального авиаклуба и стала пилотом. В тот же период молодая женщина начала преподавать штурманское дело в академии им. Жуковского, чем поначалу раздражала своих учеников – офицеров-летчиков.
Марина Раскова в 1932 г.
Любопытные факты
- Сразу после установления рекорда экипаж самолета принял решение отправиться в Комсомольск-на-Амуре. На половине пути неожиданно закончилось топливо. Тогда Марина Раскова получила приказ – десантироваться. Летчица провела в тайге около 10 дней. При себе имела только небольшой запас шоколада.
- В память о героине названы многие улицы Советского Союза. Имя Расковой присваивалось учебным заведениям и другим организациям. Однако сегодня в некоторых странах избавляются от наследия советского прошлого. Например, в Украине улицам Расковой присвоены нейтральные названия.
- Самый большой мемориал летчице находится в городе Саратов. Возле школы под номером 93, где училась Раскова, расположена стела. На поверхности памятного сооружения находится портрет летчицы из бронзы. В верхней части – фигуры птиц. Рядом построена белая мраморная стена. На ней – две памятные доски и звезда.
Фото: сервис Яндекс.Картинки
Музыкальное детство
Марина Михайловна Раскова, урожденная Малинина – коренная москвичка. Она появилась на свет в семье Михаила Дмитриевича и Анны Спиридоновны Малининых 28 марта 1912 г.
С матерью Анной Спиридоновной и братом Романом (1913)
Отец девочки был певцом и преподавателем вокала, мама работала в школе учительницей французского языка. Марина с детства пела, играла на рояле. Ничто не предвещало ее авиационного будущего.
С отцом Михаилом Дмитриевичем и братом Романом (1917)
В 1919 году глава семейства трагически погиб под колесами мотоцикла. Семья оказалась в бедственном положении, часто в доме не было даже хлеба. Марину отдали в музыкальную школу при консерватории, где она получала паек и стипендию. Однако девочке больше нравились, не музыкальные занятия, а биология и химия.
Марина в 1922 г.
Ночи-максимум
Летчица Марина Чечнева, в 21 год стала командиром 4-й эскадрильи
Вспоминает Марина Чечнева:«Летать над горами трудно, особенно осенью. Нежданно-негаданно наваливается облачность, прижимая самолет к земле, вернее к горам, приходится лететь в ущельях или над разновысокими вершинами. Тут каждый незначительный поворот, малейшее снижение грозит катастрофой, к тому же вблизи горных склонов возникают восходящие и нисходящие потоки воздуха, которые властно подхватывают машину. В таких случаях от летчика требуются недюжинные хладнокровие и мастерство, чтобы удержаться на нужной высоте…
…Это были «ночи-максимум», когда мы находились в воздухе по восемь-девять часов подряд. После трех-четырех вылетов глаза закрывались сами собой. Пока штурман ходила на КП докладывать о полете, летчица несколько минут спала в кабине, а вооруженцы тем временем подвешивали бомбы, механики заправляли самолет бензином и маслом. Возвращалась штурман, и летчица просыпалась…
«Ночи-максимум» доставались нам огромным напряжением физических и душевных сил, и когда занимался рассвет, мы, еле передвигая ноги, шли в столовую, мечтая скорее позавтракать и заснуть. За завтраком нам давали немного вина, которое полагалось летчикам после боевой работы. Но все равно сон был тревожным — снились прожектора и зенитки, у некоторых держалась стойкая бессонница…»
10 дней в тайге
Хотя Марина Раскова совершала лишь третий прыжок в своей жизни, ей удалось успешно приземлиться на сосну. Когда 26-летняя девушка слезла на землю, она поняла, что оказалась в трудной ситуации.
«Необитаемая на сотни и тысячи километров тайга. В кармане у Расковой револьвер, коробка непромокаемых спичек, две плитки шоколада и семь мятных конфет. В таком положении не был ни один из описанных в романах робинзонов», – пишет Николай Верзилин в книге «По следам Робинзона».
Расковой нужно было либо самой выйти к севшему самолёту, либо подавать сигналы, чтобы её нашли другие члены экипажа. Она слышала выстрелы Осипенко и Гризодубовой и сама стреляла в воздух, а затем стала продвигаться к предполагаемому месту посадки «Родины». Путь преграждали километры болот.
Раскова экономила скудную провизию, съедая в день лишь по одной конфете и два кусочка шоколада «Золотой ярлык». От усталости и голода амуниция стала казаться ей тяжёлой. Лётчица сбросила с себя одежду и основную часть пути проделала в егерском белье и шерстяном свитере.
Голод женщина утоляла преимущественно ягодами – рябиной и клюквой
Однажды она попыталась приготовить на костре сыроежки, но по неосторожности устроила лесной пожар. Страдала лётчица и из-за нехватки воды. Поначалу она пробовала лизать росу с деревьев, но затем ей стали попадаться лесные водоёмы
Однажды Раскова чуть не утонула, провалившись по шею в скрытое слоем почвы озерцо
Поначалу она пробовала лизать росу с деревьев, но затем ей стали попадаться лесные водоёмы. Однажды Раскова чуть не утонула, провалившись по шею в скрытое слоем почвы озерцо.
«Вспоминаю кадр из кинофильма «Девушка с Камчатки» и действую точно так, как героиня этого фильма, – описывала Раскова этот случай в книге «Записки штурмана». – Беру палку в обе руки, накидываю палку сразу на несколько кочек и таким образом подтягиваюсь. С большим трудом удаётся выбраться из воды».
Поход осложнялся тем, что на болотистой местности разводить костёр и сушить одежду удавалось не всегда. Однако самым страшным испытанием для лётчицы стала встреча с медведем, который внезапно поднялся из кустарника в 15 метрах от девушки. Сначала её парализовал страх, но затем Раскова воспряла духом и сделала несколько выстрелов из «Вальтера». Резкие звуки напугали зверя.
«Ночные ведьмы»
Пожалуй, самым известным женским авиаполком в ВВС Красной армии стал 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк. Немцы прозвали его летчиц «ночными ведьмами».
Летчицы на легких бипланах У-2 (По-2) бомбили боевые позиции врага по ночам, неожиданно. За ночь экипаж мог совершить до шести боевых вылетов, а зимой, когда ночи длиннее, — по 10–12 боевых вылетов.
С июня 1942 года летчицы активно участвовали в боевых действиях над Доном, а также в битве за Кавказ, на Кубани и в Крыму, при освобождении Белоруссии, Польши и в Восточной Пруссии. «Ночные ведьмы» воевали и в Германии, поддерживая наши войска в боях на Одере.
За время боевых действий летчицы 588-го ночного легкобомбардировочного авиаполка (с 8 февраля 1943 года — 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк) совершили свыше 23 тыс. боевых вылетов, сбросили на врага более 3 тыс. осколочных бомб и 26 тыс. зажигательных. Они уничтожили 17 вражеских переправ, 9 вражеских эшелонов, свыше 30 складов противника. Кроме того, большой вклад внесли летчицы в снабжение действующих в тылу врага советских партизанских отрядов.
victorymuseum.ru
Техники 586-го ИАП за работой.
Примечания
- Раскова Марина Михайловна // Авиационная энциклопедия в лицах / Отв. А. Н. Ефимов. — М.: Барс, 2007. — С. 503. — 712 с. — ISBN 978-5-85914-075-6.
- Родные сёстры Анны Спиридоновны — известные народницы-революционерки Ольга и Вера, оперная певица Татьяна и театральный деятель Клавдия.
- ↑ В. Гризодубова. Героическая дочь Родины. К 70-летию со дня рождения М. Расковой // «Красная звезда». — 1982, 28 марта.
- Автобиография старшего лейтенанта государственной безопасности М. Расковой от 3 июня 1941 года. // Военно-исторический журнал. — 1989. — № 3. — С.80-81.
- Прибыльская Людмила Борисовна. Звёзды Марии Долиной // Советская Латвия : газета. — 1990. — 9 мая. — С. 3.
- ↑ Прямицын В. Н. Последний полёт «Сталинской ласточки». Военно-исторический журнал. 2016. № 1. С. 37.
- ↑ Прямицын В. Н. Последний полёт «Сталинской ласточки». Военно-исторический журнал. 2016. № 1. С. 39.
- Прямицын В. Н. Последний полёт «Сталинской ласточки». Военно-исторический журнал. 2016. № 1. С. 40.
- . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 6 октября 2017.
- . school93.lbihost.ru. Дата обращения: 7 декабря 2016.
- . Телеканал «Вести» (2 февраля 2020). Дата обращения: 2 февраля 2020.
- (укр.). www.novakom.com.ua. Дата обращения: 23 февраля 2018.
Армейская служба М. Расковой
С 1938 г. Раскова числится в рядах Красной Армии и в штате НКВД. Перед самой Великой Отечественной войной, она получила звание старшего лейтенанта, проживала в г. Москве.
Когда началась ВОВ М. Раскова выступила с предложением создания особых женских боевых частей для защиты Родины. Для этого она даже использовала свои личные контакты со Сталиным.
В конце октября 1941 г, по приказу НКО СССР, в г. Энгельс, Расковой была сформирована авиагруппа, состоящая из трех женских авиаполков: Пе-2 бомбардировочного, Як-1 истребительного и По-2 ночного бомбардировочного, носившего неофициальное прозвище у немцев «Ночные ведьмы». Именно этими бесстрашными летчицами и была назначена руководить Марина Михайловна, которой к тому времени присвоили звание «майор».
Четвертого января 1943 года при перелете по маршруту Арзамас-Саратов отважная летчица попала в сложные метеоусловия на этом героическая биография Марины Михайловны Расковой закончилась. Похоронили ее у Кремлевской стены на Красной площади. Посмертно Марину Раскову наградили орденом Отечественной войны I степени, а 588-му полку за последующие успешные действия на Северо-Кавказском и Донском фронтах присвоили ее имя. За весь период ВОВ он совершил множество подвигов, в том числе 1134 боевых вылета и сбросил на врага 980 тонн бомб.
***
Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:
|
|
Гибель
Вследствие неблагоприятных погодных условий самолеты Пе-2 поднялись в воздух только к полудню, несмотря, что вылет планировался утром. По пути экипаж летательных аппаратов столкнулся с плохой видимостью. Марина Раскова приказала пробиваться сквозь облачность. Ломанова и Губина посадили самолет для дозаправки. Командир Пе-2 перестал выходить на связь.
Только несколько дней спустя удалось найти упавший бомбардировщик Марины Расковой. Самолет располагался поблизости села Михайловка в Саратовской области. Вместе с Расковой погиб штурман самолета Кирилл Хиль, инженер Владимир Круглев и радист Николай Ерофеев. Сейчас на месте падения бомбардировщика находится мемориал.
Марина Раскова была настоящим символом женской авиации в Советском Союзе, поэтому расследовать гибель летчицы начала Главная военная прокуратура. Согласно заключению экспертной комиссии, Расковой не хватило опыта для пилотирования самолета во время неблагоприятной погоды. Марина обладала всего 60 часами налета. Из них 30 часов приходились на летную школу, еще 30 часов – на полеты в полку.
Инструкция военно-воздушных сил гласит, что при плохой видимости самолет должен развернуться для возвращения на базу при достаточном количестве топлива. В ином случае необходимо переждать неблагоприятные погодные условия. Раскова совершила ошибку, направив самолет вниз для преодоления облачности. Экипажам других 2 самолетов повезло по причине большего опыта.
Невзирая на допущенную ошибку, ставшую причиной гибели экипажа, Раскову с почестями похоронили возле Кремлевской стены.
Слава и развод
Но Марине было мало и этого. Она получила у руководства разрешение на прохождение обучения в школе лётчиков при Центральном аэроклубе. В 1935 году она окончила ее и за штурвалом самолета приняла участие в авиационном параде в честь Первомая.
Среди этих радостных событий произошло и одно не самое приятное — осенью 1935 года Марина развелась с мужем. Инженер Расков интересов жены-летчицы не разделял.
Во второй половине 1930-х Марина Раскова участвует в дальних перелетах. В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году — в установлении двух мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.
Но главным в её жизни становится перелет по маршруту Москва — Дальний Восток, совершенный в составе женского экипажа.
Летом 1938 года разрешение на подобный перелет получила одна из лучших советских летчиц Валентина Гризодубова. Вторым пилотом стала её извечная соперница и конкурентка в борьбе за авиационные рекорды Полина Осипенко. Кандидатура штурмана напрашивалась сама собой — женщины в этой профессии опытнее, чем Марина Раскова, просто не было.
Марина Раскова и Полина Осипенко. 1938г. Фото: РИА Новости/ Иван Шагин
Евгения Шаховская
Евгения Шаховская с авиатором Всеволодом Абрамовичем. Источник
Биография этой авиаторши тоже достойна авантюрного романа. Дочь состоятельного петербургского купца, жена гражданского инженера князя Шаховского, она получила лицензию пилота в Германии в 1912 году.
В 1913 году ее летная карьера, казалось, закончилась: во время тренировочного полета вместе со знаменитым авиатором Всеволодом Абрамовичем она попала в аварию. Княгиня, которая была за штурвалом, отделалась царапинами, а вот Абрамович, летевший пассажиром, погиб — считается, что именно из-за ошибки ученицы. Чувствуя свою вину, Шаховская объявила об уходе из авиации, но продолжала интересоваться самолетами.
Газетная вырезка. Источник
Шаховскую называют первой русской военной летчицей. Об этой карьере княгиня мечтала несколько лет: еще во время Итало-турецкой войны 1911–1912 годов она вызвалась добровольцем.
Впрочем, тогда Италия не воспользовалась ее предложением. Позже, уже после начала Первой мировой, Шаховская снова попыталась записаться добровольцем в армию, но и в этот раз ей отказали. Княгиня воспользовалась связями — и в конце концов, получив чин прапорщика, осенью 1914 года была зачислена в Ковенский крепостной авиационный отряд.
Но военная карьера продлилась всего месяц, и неизвестно, успела ли она за это время совершить хоть один боевой вылет. Уже 31 декабря того же года Шаховскую отчислили, а вскоре арестовали и обвинили в шпионаже в пользу Германии. Насколько это было обоснованным, неизвестно до сих пор, однако военный суд признал княгиню виновной и приговорил к смертной казни, которую позже заменили заключением.
Всё изменилось в феврале 1917 года: как «жертву царского режима» Шаховскую освободили из-под стражи. Обвинения в измене были сняты. После Октябрьской революции княгиня внезапно начала сотрудничать с большевиками в составе Киевской ГубЧК — и в 1920 году погибла в перестрелке при невыясненных обстоятельствах.
Героизм, профессионализм и любовь к родине
ss=»article-paragraph»>Эксперт Ассоциации военных политологов, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ имени Г. В. Плеханова Андрей Кошкин в разговоре с РИА ФАН выразил мнение, что летчицы порой выполняли задачи, превосходившие по сложности те, которые поручали мужчинам.
Наши летчицы прославились прежде всего своим героизмом, профессионализмом, любовью к родине и к своему делу. Все-таки летчик, который выполняет поставленные задачи, прежде всего профессионал высокого уровня. Когда ты находишься в небе, ты находишься со своей любимой машиной, но против тебя земное притяжение, ненадежность двигателя, неправильные расчеты. Против тебя все, ты должен только суметь все победить, тогда ты становишься героем
Андрей Кошкин
эксперт Ассоциации военных политологов, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ имени Г. В. Плеханова
Члены полка Ирина Ракобольская и Наталья Кравцова (Меклин), описали подвиги женщин в книге «Нас называли ночными ведьмами». После завершения войны Ракобольская, которая бросила учебу на физическом факультете МГУ, вернулась к занятиям. Она получила степень доктора физических наук и работала профессором Московского университета. У Ракобольской около 300 научных работ, среди них учебник по ядерной физике и шесть монографий.
Наталья Кравцова после войны стала писательницей. Она окончила Военный институт иностранных языков, служила переводчицей в Минобороны СССР, с 1972 года стала членом Союза писателей. Ее сборник повестей «Вернись из полета!» был удостоен медали имени Фадеева.
Самые важные и оперативные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал-Медиа».
Воздушные бои
Истребители 586-го женского авиаполка входили в состав авиации ПВО и прикрывали от ударов с воздуха Саратов. Позже участвовали в воздушных боях над Воронежем и Сталинградом в составе 144-й авиационной дивизии на истребителях Як-1 и других отечественных самолетах. Позже летчицы отличились в воздушных боях над Днепром и Украиной, в небе Румынии и Венгрии. Всего летчицы-истребители совершили свыше 4 тыс. боевых вылетов, провели около 150 воздушных боев.
Бомбардировщики 587-го женского авиаполка воевали на самолетах Пе-2. Поддерживали пехоту в боях под Сталинградом, на Кавказе, под Смоленском и в Курской битве. За образцовое выполнение заданий командования, проявленное при этом мужество и героизм 587-му бомбардировочному авиаполку имени Марины Расковой в сентябре 1943 года присвоено звание гвардейского. Он стал именоваться 125-м гвардейским бомбардировочным авиационным полком имени Марины Расковой. Полк участвовал в ожесточенных воздушных боях при освобождении Белоруссии и Прибалтики, громил немецкие войска в Восточной Пруссии и при ликвидации Курляндского выступа. В общей сложности летчицы полка совершили свыше 1110 боевых вылетов, сбросили на врага свыше 10 тысяч авиабомб.
victorymuseum.ru
Летный состав эскадрильи 46-го гв ночного бомбардировачного авиаполка перед вылетом.
Рекордный полет и «экстрим-тур» по тайге
Самолёт АНТ-37 «Родина» с женским экипажем взлетел с подмосковного аэродрома в Щёлкове 24 сентября 1938 года. Сказать, что полёт складывался трудно, это значит не сказать ничего. Почти сразу «Родина» оказалась в густом слое облаков, и вести самолёт штурману Расковой приходилось исключительно по приборам.
Затем началось обледенение. Чтобы сбить лёд с лопастей пропеллера, лётчицы до предела увеличили обороты винта. Самолёт летел в условиях почти непрекращающейся болтанки.
После того как «Родина» прошла Урал, радиосвязь стала обрывочной, а затем пропала вовсе.
В этих условиях лётчицы миновали и Хабаровск, и Комсомольск-на-Амуре. Когда из облачности всё-таки удалось вырваться, оказалось, что самолёт летит уже над Охотским морем.
Гризодубова развернула «Родину» к берегу, однако шансов на благополучный исход становилось всё меньше — у самолёта заканчивалось горючее. Когда топлива осталось на полчаса, командир приняла решение совершить вынужденную посадку в тайге.
Проблема, однако, была в том, что такая посадка грозила верной гибелью штурману, стеклянная кабина которого находилась впереди внизу. Поэтому Расковой была отдана команда прыгать с парашютом.
Марина приземлилась в глухой тайге, где на несколько суток пути не было ни одного человека. С револьвером, ножом и двумя плитками шоколада штурману Расковой предстояло спасать себя самой. Распугивая диких зверей, превозмогая ночной холод, Марина шла 10 дней, пока не встретила людей.
Трагическая гибель
Подготовив три женских авиационных полка, 4 января 1943 г. Раскова сама вылетела во главе эскадрильи на военный аэродром вблизи г. Энгельс. Недостаток опыта управления бомбардировщиком Пе-2 и сложные погодные условия привели к потере управления и гибели самолета и его экипажа. Комиссия по расследованию причин аварии установила, что майором Расковой были нарушены требования предполетной подготовки и самого полета. Однако заслуги Марины Михайловны были столь велики, что эта трагическая ошибка не повлияла на отношение к ней руководства страны и всего народа.
Похороны Марины Расковой
Валентина Гризодубова
Полина Осипенко. (pinterest.com)
В отличие от Полины Осипенко, чей славный путь трагически оборвался в 1939-м, и Марины Расковой, погибшей в 1943-м, Валентина Гризодубова прожила до 1993 года. Валентина с детства была привязана к небу: еще ребенком она летала на аэроплане вместе с отцом, авиаконструктором, летчиком и изобретателем. С малых лет судьба Валентины Гризодубовой была предопределена.
Поступив в Харьковский технологический институт, Валентина все еще грезит мечтой стать летчицей, и она добивается приема у наркома С. Орджоникидзе. Благодаря его содействию 4 ноября 1928 г. она зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Окончив обучение за три месяца, Гризодубова далее поступает в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа, а затем в 1929 году в школу летчиков-инструкторов в Пензе, по окончании которой была направлена инструктором в Тушино, где до 1934 года подготовила 36 летчиков.
Она по праву была назначена командиром самого известного женского экипажа страны, ее лидерские качества проявились не только в рекордном авиаперелете Москва — Дальний Восток, но и во время Великой Отечественной войны. В 1942 году Валентине Степановне поручили комплектование целого авиационного полка, состоявшего исключительно из мужчин-летчиков. В активе полковника Гризодубовой более 200 боевых вылетов, в том числе ночные бомбардировки (132 вылета), а также доставка за линию фронта боеприпасов и военных грузов.
Валентина Гризодубова. (pinterest.com)
После войны у Гризодубовой сложилась блестящая карьера, которая пришлась на, пожалуй, лучшее время советского авиастроения, чьими наработками мы пользуемся по сей день. В жизни Валентина Степановна была прекрасным отзывчивым человеком, готовым на большие поступки ради несправедливо обиженных. По утверждению ее приемного сына, именно она заступилась за репрессированного в 1939 году С. П. Королева и позволила ему освободиться досрочно в 1944 году с дальнейшим назначением на должность главного конструктора по летным испытаниям.
Подвиг механиков
В воспоминаниях летчицы описывают подвиг механиков, которым приходилось трудиться круглосуточно. Ночью заправка самолетов, днем обслуживание самолета и ремонт.«…Около часа длится полет, а на земле ждут механики и вооруженцы. Осматривать, заправлять самолет, подвешивать бомбы они умели за три-пять минут. Трудно поверить, что молодые тоненькие девочки в течение ночи своими руками и коленками, без всяких приспособлений подвешивали каждая до трех тонн бомб. Эти скромные помощники летчиков показывали подлинные чудеса выносливости и мастерства. А механики? Целые ночи работали на старте, а днем — ремонт машин, подготовка к следующей ночи. Были случаи, когда механик не успевала отскочить от винта при запуске мотора и ей перебивало руку…
…И тогда мы ввели новую систему обслуживания — дежурными сменными бригадами. За каждым механиком закреплялась определенная операция на всех самолетах: встреча, заправка или выпуск… Вооруженцы тройками дежурили у машин с бомбами. Руководил один из старших техников АЭ.
Боевые ночи стали напоминать работу отлаженного заводского конвейера. Вернувшийся с задания самолет уже через пять минут был готов к новому вылету. Это позволяло летчикам в некоторые зимние ночи делать по 10–12 боевых вылетов».