Против тварного мира. свобода и обреченность николая бердяева

Бердяев н.а.. книги онлайн

Христианство и религиозная философия Бердяева

Все темы и исследования философа были связаны с христианством, в котором он видел истинную религию, соединяющую Бога-Христа с человеком, единственную и подлинную основу жизни, истории и культуры. К христианству Бердяев пришел в зрелом возрасте, сознательно оставался ему верен до конца своей жизни. Нельзя говорить о безоблачном его отношении с церковной системой и вообще о большой церковности философа. Однако не приходится сомневаться в личной православности Бердяева, об этом он не единожды писал, хотя и определял себя как «христианского писателя». Бердяев – создатель философии христианского персонализма; проблема человека проходит через все его произведения, но не менее существенной темой его философии было христианство. Сквозь призму христианства он понимал человека, его жизнь, историю и конечную судьбу. Философское понимание христианства складывалось в русле «нового религиозного сознания», религиозно-философского движения той части интеллигенции, которая, оказавшись вне Церкви, искала свой путь к Богу. Бердяев был страстно увлечен пафосом «богоискательства». Основные черты «нового религиозного сознания» – отрицание «школьного богословия», критика исторического христианства, склонность к гностической мистике как соединяющей личность непосредственно с Богом, вера в новую синкретическую религию христианства, которая наряду с особенностями исторических христианских общин примет новые формы сознания и культуры, – оставили глубокий след в миросозерцании Бердяева. Он становится убежденным сторонником переосмысления основных богословских и религиозных понятий христианства.

Работы Бердяева вызывали интерес и в среде западных церковных деятелей; католические и протестантские богословы изучали православие и характер религиозно-философской мысли, раскрывающейся на его почве. Наиболее же сильное влияние на западноевропейских мыслителей оказал именно Бердяев.

Прощание с миром

«История не щадит человеческой личности и даже не замечает ее, – писал мыслитель. – Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию ее победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я еще не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании».

Умер Николай Бердяев 23 марта в 1948 году с пером в руках за письменным столом, на котором лежала раскрытая Библия (в последние годы он всё больше читал Священное Писание). Книга «Царство Духа и царство Кесаря» так и осталась незавершенной. Похоронен великий философ в Кламаре, а отпевал его архимандрит Николай (Еремин), настоятель Трехсвятительского подворья, находящегося в юрисдикции Московского Патриархата. При жизни философ построил церковный алтарь и украсил его иконами XIX столетия. Дом, который Бердяеву подарила состоятельная слушательница его лекций в Сорбонне, после смерти писатель завещал Русской Православной Церкви. Здесь постоянно проживает несколько монахов, их кельи – бывшие комнаты бердяевского дома. И теперь Литургию священники православной церкви служат прямо в доме Николая Бердяева.

Кем же был этот непризнанный на родине гений, о чем думал и какие принципы исповедовал? Попробуйте сами ответить на эти вопросы, ближе познакомившись с его  творчеством. А мы предлагаем вашему вниманию несколько мировоззренческих цитат Николая Бердяева. Быть может, они помогут вам открыть для себя философию великого киевлянина.

«Человек есть существо, целиком зависимое от природ, от мира и государства, если нет Бога. Если есть Бог, то человек есть существо независимое. И отношение к Богу определяется не как зависимость человека, а как его свобода».

«Вера в бессмертие есть не только утешительная вера, облегчающая жизнь, она есть также страшная, ужасная вера, отягчающая жизнь безмерной ответственностью».

«Когда не обладаешь мудростью, остается любить мудрость, т. е. быть философом».

«Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни».

«Руководиться в своих нравственных актах любовью к добру, а не к человеку, к живым существам и значит практиковать этику, противоположную христианской, евангельской, быть фарисеем и законником. Выше же любви к ближнему, к человеку стоит лишь любовь к Богу, который тоже есть конкретное существо, личность, а не отвлеченная идея добра… ‟Добрые дела”, которые совершаются не из любви к людям и не из заботы о них, а для спасения собственной души, совсем не добрые. Где нет любви, там нет и добра».

«Чудо должно быть от веры, а не вера от чуда».

«Национальность подменила Бога. У меня есть настоящее отвращение к национализму, который не  только аморален, но  всегда глуп и смешон, так же как и индивидуальный эгоцентризм».

«В действительности Евангелие было благой вестью о наступлении Царства Божьего, что и есть почти единственное его содержание. Царство Божье не есть личное спасение, Царство Божье есть также социальное и космическое прeобpaжeниe».

«Через одиночество рождается личность».

«Личность есть неизменность в изменении. Субъект изменения остается одним и тем же лицом. Для личности разрушительно, если она застывает, останавливается в своем развитии, не возрастает, не обогащается, не творит новой жизни. И так же разрушительно для нее, если изменение в ней есть измена, если она перестает быть самой собой, если лица человеческого больше нельзя узнать».

«…Христианский мир мало знает православие. Знают только внешние и по преимуществу отрицательные стороны Православной Церкви, но не внутренние, духовные сокровища».

«Нация, государство, семья, внешняя церковность, общественность, социальный коллектив, космос – все представляется мне вторичным, второстепенным, даже призрачным и злым по сравнению с неповторимой индивидуальной судьбой человеческой личности».

Возвращение на родину

За два года до смерти Бердяев получил советское гражданство. Непонятно, зачем ему это было нужно, ведь в Россию он так и не вернулся. Он верил в Высшую Силу, которая хранила его на протяжении всей жизни. За две недели до смерти философ закончил свой капитальный труд «Царство Духа и Царство Кесаря», лелея замысел новой книги. С точки зрения творческого человека, он прожил удачную жизнь. Судьба посылала ему нужных людей и своевременные события, дававшие пищу для размышлений. Он всегда был в правильном месте, не испытывая унижения нищеты и ужаса перед сильными мира сего. Он всегда говорил то, что считал нужным, имел внимательных слушателей и ни разу по-настоящему не пострадал за свою прямоту.

Философия приносила ему удовольствие, друзей, пропитание и смысл жизни. До последнего вздоха он сохранял светлый ум, и ушел из этого мира, набирая высоту для нового взлета. Высшая Сила, хранившая его, милосердно выхватила его из цепких лап объективации, не позволив впасть в старческий маразм. Он не забыт и по сей день, оставаясь самым читаемым и наиболее актуальным философическим писателем России. Могила его в Кламаре скромна, но истинным памятником являются многочисленные издания его трудов на родине – не ради красивой обложки, но для вдумчивого чтения, увлекающего нас в Царство Свободы и Духа. Царство Бердяевской Свободы.

Будущий философ появился на свет в Киеве 6(18).03.1874г. Его отец — Александр Михайлович исправно служил офицером-кавалергардом, затем был предводителем киевского уездного дворянства, а позже — председателем правления земельного банка.

Мать Николая Бердяева — Алина Сергеевна — была француженкой по материнской линии, а по отцовской — русская княжна Кудашева.

Библиография

  • 1909 – «Вехи»
  • 1913 – «Гасители духа»
  • 1915 – «Душа России»
  • 1918 – «Из глубины»
  • 1924 – «Новое средневековье»
  • 1931 – «Христианство и классовая борьба»
  • 1931 – «Русская религиозная психология и коммунистический атеизм»
  • 1934 – «Я и мир объектов (Опыт философии одиночества и общения)»
  • 1939 – «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии»
  • 1940 – «Самопознание»

Первоосновой мира Бердяев считает не бытие, а свободу. Из этой свободы Бог и создает человека – свободное существо. Свобода, будучи иррациональной по своей природе, может поэтому вести как к добру, так и к злу. Согласно Бердяеву, зло – это свобода, которая оборачивается против самой себя, это порабощение человека идолами искусства, науки и религии. Они порождают отношения рабства и подчинения, из которых возникла человеческая история.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948)

Бердяев восставал против концепций рационализма
, детерминизма и телеологии
, которые разрушают царство свободы. Проблема человеческого существования состоит в его освобождении. Эта идея Бердяева легла в основу «философии личности», которая повлияла на течение персонализма
и, в частности, на Эммануэля Мунье, а также на уругвайского иезуита Хуана Луиса Сегундо, теолога освобождения.

Человек определяется прежде всего своей личностью. Бердяев противопоставляет понятие личности
– категорию этическую и духовную – индивидууму
, категории социологической и природной. Личность относится не к сфере природы, а к миру свободы. В отличие от индивидуума (части космоса и общества), личность не принадлежит вообще ни к какой целостности. Она выступает против ложных целостностей: природного мира, общества, государства, нации, церкви и т. д. Эти ложные целостности являются основными источниками объективации, которые отчуждают свободу человека в своих созданиях – и он кончает их обоготворением, подчинением их тирании.

Средством для освобождения от всех форм отчуждающей объективации, Бердяев считает творческий акт. Его суть – борьба против внешних ограничений, познание, любовь – освободительные силы, восстающие против окостенения, холода и всего антигуманного.

Обращаясь к христианскому мессианизму (напоминавшему учение Иоахима Флорского), живший в эпоху утверждения тоталитарных режимов Бердяев одним из первых осудил мессианизмы «избранной расы» и «избранного класса».

Ратуя против всех форм социального, политического и религиозного угнетения, против обезличивания и дегуманизация, труды Бердяева действовали как вакцина против всех форм кровавых утопий прошлого и будущего. В отличие от создателей этих утопий, Бердяев подчеркивал реальные потребности и реальное назначение человека. Человек есть создание сверхприродной свободы, которое вышло из божественной тайны и окончит историю провозглашением Царства Божьего. Личность должна подготовить это Царство в свободе и любви.

В общих чертах мысль Бердяева лежит в традиции русского мессианизма – очищенного и прояснённого радикальной критикой противостоящих ему сил.

Николай Бердяев в 1912

Идеалист-одиночка

Постепенно Николай Александрович понял, что ему близок критический марксизм, склонявшийся в сторону идеализма. Он хотел построить мир на принципах свободы и творчества, и революция его была этической, а не социальной, революцией духа, а не масс. В своей первой книге «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» Бердяев писал, что прогресс есть приближение к истине, справедливости и красоте. Их он называл конечной целью человека.

Поначалу Бердяев был одинок в своих исканиях. Либералы были ему чужды, да и они относились к нему с иронией из-за приверженности идеализму. Марксисты же считали его изменником идеям, индивидуалистом. В конце концов Бердяев вместе с Петром Струве и Сергеем Булгаковым создал систему «этического идеализма», в которой главенствуют этика и мораль.

Бердяев в доме Жуковских-Герцык, 1915. (Pinterest)

В 1905 году Бердяев переехал в Петербург и окунулся в литературный мир и его религиозные искания. Он редактировал журнал «Новый путь», созданный символистами, близко общался с Блоком, Сологубом, Брюсовым, Гиппиус. Бердяев часто не соглашался с ними (поэтов он, по собственному признанию, не любил), но был рад расширить свой кругозор. Он мог разделять идеи того или иного общества, активно участвовать в его жизни, но никогда не становился его частью, сохранял независимость. Идеи он изучал, но не подчинялся им. В новых течениях философу виделось нечто языческое, и он обратился к православию.

Переехав в Москву в 1908 году, Бердяев примкнул к Религиозно-философскому обществу, которое считал серьезнее «литературных сект». Но и здесь он остался чужаком: его считали «левым», не понимавшим религию. Вскоре он оставил Общество и заинтересовался славянофилами, которые раньше были ему чужды. У них он обнаружил близкую ему идею о свободе как основе христианства и церкви.

По мнению Бердяева, бог не управляет миром и не является олицетворением силы и всемогущества: категория власти социальна, у нее низменное начало. По Бердяеву, бог — это сама свобода, и одновременно он дарует ее людям. Потому бог не принуждает признать себя — он дает человеку свободу выбора. Грех для Бердяева был не непослушанием, а именно потерей свободы. Критиковавший «официальное» христианство, он хотел освободить религию от социоморфизма — восприятия бога в социальных категориях.

Философия

Философские воззрения Николая Бердяева основывались на отрицании или, во всяком случае, критике телеологии и рационализма. Эти концепции, с его точки зрения, разрушительно влияют на свободу личности, а именно в освобождении личности заключается смысл существования.

Николай Бердяев в молодости

Личность и индивидуум – понятия противоположные. Мыслитель полагал, что первая – это категория духовная, этическая, вторая – природная, часть общества. Личность по сути своей не поддается влиянию и не относится ни к природе, ни к церкви, ни к государству. Свобода для Бердяева – это данность, она первична по отношению к природе и человеку, независима от божественного. Если же она нарушает «божественную иерархию бытия», появляется зло.

В работе «Человек и машина» рассматривает технику как способ освобождения духа человека, но опасается, что может произойти подмена ценностей, и человек лишится духовности и доброты. И тогда возникает вопрос, а что же подарят будущему миру люди, лишенные этих качеств. Ведь духовность – это не только связь с Богом, это в первую очередь связь с миром и то, как человек отражает этот мир через самого себя.

Философ Николай Бердяев

Возникает парадокс. Технический прогресс двигает вперед культуру, искусство, меняет нравственные устои. Да и жизнь есть движение вперед. С другой стороны, чрезмерное поклонение техническим новшествам лишает человечество стимула в достижении культурного прогресса. И здесь снова поднимается тема свободы духа

В начале своих философских изысканий Николай Александрович восхищался идеями Карла Маркса. Однако позднее, размышляя о развитии коммунистических идей в России, в книге «Истоки и смысл русского коммунизма» прямо заметил, что одного марксизма в данном случае недостаточно.

Портрет Николая Бердяева

В труде «Русская идея» философ попытался ответить на вопрос, что же это такое – таинственная русская душа. Бердяев использует яркие образы и аллегории, исторические параллели и афоризмы. В качестве примеров приводятся события широких временных рамок – от протопопа Аввакума до Владимира Ленина, от крещения Руси до Октябрьской революции.

По Бердяеву, русский народ не склонен слепо следовать догмам закона, куда больше смысла и веса вкладывается в содержание, чем в форму. Идея «русскости» заключается в «свободе любви в глубоком и чистом смысле слова».

Популярное за 7 дней

Богородичный псалом, или Псалом любви. Читающий его обретает чудесную помощь Богородицы, очищает свое сердце
03.12.21 22:05

Какие головные уборы в Церкви допустимы для женщин помимо платка?
06.12.21 10:09

Текст службы Введения с переводом и объяснениями
03.12.21 14:27

6 декабря — день памяти благоверного великого князя Александра Невского
06.12.21 08:45

Что делать, если человек не знает, крещен он или нет?
03.12.21 10:29

Зима в работах Шишкина
07.12.21 12:07

Митр. Антоний (Паканич): Давайте вспомним о посте
06.12.21 14:57

Зимнее настроение от Алексея Саврасова
02.12.21 14:21

Нужно ли снова исповедоваться, если непосредственно перед Причастием вспомнил забытый грех?
08.12.21 14:20

Митрополит Антоний (Паканич) о самом заветном желании христианина
08.12.21 11:51

В эмиграции

В 1922 г. Бердяев эмигрировал. Сначала жил в Берлине, общался с некоторыми немецкими философами (Кайзерлинг, Шелер, Шпенглер). В 1924 году уехал в Париж. Там активно участвовал в Русском студенческом христианском движении, был в числе главных его идеологов. По-прежнему много печатался, издавал журнал «Путь», был в первых рядах европейского философского процесса вместе с Мунье, Марселем, Бартом и другими.

В эмиграции произошло событие, изменившее материальное положение Бердяева в лучшую сторону: он получил небольшое наследство. Это был дом в Кламаре (близ Парижа). Теперь, когда появилось собственное жилье, Бердяев сделал традицией по воскресеньям собирать у себя друзей и единомышленников, вести беседы, обсуждать разнообразные вопросы, без опаски и предубеждения озвучивать самые противоположные мнения.

В эмиграции Бердяев все так же много работал. Написал много книг, среди которых — «Новое средневековье», «Русская идея», «Самопознание», а также большое количество других сложных философских трудов. В них он охватывал и сопоставлял идеи мировых философских и религиозных учений и направлений: греческой, буддийской и индийской философии, каббалы, неоплатонизма, мистицизма, гностицизма, космизма и других.

В 1948 году Николая Бердяева не стало. Он умер дома, в Кламаре, от инфаркта. Там же, на кладбище Буа — Тардьё, и похоронен.

70 лет назад, 23 марта 1948 года, не стало одного из величайших русских философов и религиозных мыслителей, представителя золотого века русской философии
Николая Александровича Бердяева
.

Обращенный к метафизическому

Николай Александрович родился 18 марта (н. ст.) 1874 года и происходил из дворянского рода Бердяевых, известного традициями офицерской службы. Бабушка Бердяева по материнской линии принадлежала к старинному французскому графскому роду Шуазёль-Гуфье. Как было принято у русских дворян XIX века, Николай Александрович получил домашнее образование. Обучался в Киевском кадетском корпусе, проникся философией и поступил в университет. В 1897 году, во время волны студенческих беспорядков, Бердяева, как участника, арестовали и сослали в Вологду. Постепенно Бердяев стал играть одну из важнейших ролей в движении, выступавшем с критикой взглядов революционно настроенной интеллигенции. Вместе с тем он считал себя социалистом, близким по взглядам к социал-демократам, но те не принимали его устремленности к трансцендентному, обращенности к метафизическому идеализму.

Эмиграция

Царская власть Бердяева не жаловала. В 1914 году он едва избежал ссылки в Сибирь за свою статью, написанную в защиту афонских монахов годом ранее. Ситуацию «спасла» начавшаяся Первая мировая война, а затем революция. Отношения у Бердяева, всегда стремившегося к свободе, как он ее понимал, с советской властью тоже не заладились. Его дважды арестовывали, а в 1922 году выслали первым рейсом «Философского парохода». Наблюдать за страшной войной 1941-1945 годов против СССР Бердяеву пришлось из оккупированной гитлеровцами Франции. К 1948 году философа семь раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе. В 1946 году ему дали советское гражданство, однако умер Николай Александрович в эмиграции, за своим рабочим столом в доме во французском городе Кламар, где он жил с 1924 года.

Философия

В основе философии Бердяева лежат свобода и творчество. Это связано с тем, что он определял христианство как «религию свободы». Он очень тосковал по отсутствию в русской культуре рыцарского начала, из-за которого, как Бердяев считал, в России произошло ослабление мужского начала, и видел в этом причину многих русских бед. Бердяев называл это «вечно бабьим в русском характере», имея в виду пассивность, ожидание того, что придет некто сильный и все устроит. Как религиозный мыслитель Бердяев однажды отметил, что прийти к голодному человеку и начать проповедовать ему Духа Святого — это оскорбление для Духа Святого. Человека надо сначала накормить, иначе слова ничего не будут стоить, голодный их не услышит. Это и есть понимание рыцарского начала Бердяевым. Внутренний мир для Николая Александровича всегда был важнее, чем мир внешний — «мир объективации», как он его называл. Любовь и свобода, по Бердяеву, две важнейшие вещи в жизни, но они подчас вступают в страшный и неразрешимый конфликт.

Противник избранности и сторонник личностной свободы. Будучи человеком религиозным, считал, что и коммунизм, и фашизм предполагают отречение от моральной и религиозной совести. Его идеи, высказанные на заре 20 века, настолько актуальны, что цитаты из сочинений философа использовал в послании к российскому парламенту глава государства.

Рекомендации

  1. Технически в то время «Обыхов» или «Обухово» Лоури. Мятежный пророк. п. 14.. https://ru.wikipedia.org/wiki/Обухов_(город) ] указывает «В Обухове родились: Николай Бердяев — русский религиозный и политический философ.
  2. Джордж М. Янг, Русские космисты: эзотерический футуризм Николая Федорова и его последователей, Oxford University Press (2012), стр. 134
  3. Стефан Бергер и Алексей Миллер, Национализация империй, Central European University Press (2015), стр. 312
  4. ^ Марко Маркович, La Philosophie de l’inégalité et les politiques de Nicolas Berdiaev (Париж: Nouvelles Editions Latines, 1978).
  5. ^ Самопознание: очерк автобиографии, Николас Бердяев (автор), Кэтрин Ламперт (переводчик), Борис Яким (предисловие) ISBN  1597312584
  6. Солженицын Александр (1973). . Архипелаг ГУЛАГ, 1918–1956 гг .: эксперимент в литературном исследовании, I – II. Харпер и Роу. ISBN  978-0060803322.
  7. Цитируется Марковичем, op. соч., стр.33, сноска 36.
  8. См. Лоури, «Мятежный пророк», предисловие, с. ix-x
  9. Цитата из книги Бенедикт Сарнов,Наш советский новояз: краткая энциклопедия реального социализма., п. 446-447. Москва: 2002, ISBN  5-85646-059-6 (Наш советский новояз. Маленькая энциклопедия реального социализма.)
  10. ^ , п. 111-112.
  11. , п. 8.
  12. .
  13. .
  14. , п. 2.
  15. .
  16. .
  17. , п. 3-4.
  18. , п. 118.
  19. , п. 37.
  20. , п. 20-60.
  21. , п. 41-42.
  22. П.Д. Стивс, «Бердяев Николай Александрович (1874-1948)» в Уолтер А. Элвелл, Евангелический богословский словарь, Baker Academic, 2001, стр. 149
  23. Книга недоступна на английском языке. Дополнительную литературу на английском языке см .:

Бердяев и Бердяевщина

Философ-неокантианец Федор Августович Степун (1884-1965):

Ненависть к Гитлеру распространилась — и это легко объяснимо темпераментом Бердяева — и на все мифическое оснащение и символическую риторику немецкого фюрера. В его бойких речах постоянно слышалось о знаменах, униформе, декорациях и военных эмблемах. Вся Германия гремела от этих мнимо символических речей. В страстных атаках против такого времени Бердяев, забыв о своем раннем понятии символа, писал: «Те, кто стремится к власти, все более жаждут символов и требуют символического отношения к себе… Война организуется символами и значками».

Один глубоко чтущий и любящий Н.А. Бердяева «левый» человек, горячо защищая его от нападок своего лагеря, как-то при мне воскликнул: «Я очень люблю и ценю Николая Александровича, но ненавижу «Бердяевщину». Я думаю, что своеобразный защитник был прав, причем говорю, конечно, не о распределении симпатий (это дело личное), а о теоретической необходимости отличать Бердяева от Бердяевщины, которая не есть, конечно, случайное непонимание Н.А. Бердяева со стороны некоторых из его единомышленников (недоразумение), а глубоко заложенная в самом Н.А. Бердяеве необходимость такого непонимания (тяготеющий над Бердяевым рок)».

Новые публикации

Бамбара на русском. В Мали интерес к языку Пушкина огромен 19.03.2024

В Русском доме в столице Мали Бамако прошла презентация учебника русского языка как иностранного (РКИ), адаптированного для западноафриканского языка бамбара (бамана). Новое пособие позволит малийцам осваивать русский язык без французского посредника, что ускорит и облегчит процесс.

Русист из Колумбии: Выпускникам российских вузов проще найти хорошую работу 19.03.2024

«Именно язык Пушкина будет объединять Россию с другими народами планеты», –  пишет в своем эссе «Пушкин – наше всё. И что? Нужен ли русский гений новому поколению?» на XXIV Международный Пушкинский конкурс «Российской газета» русист из Колумбии Дина Максимова.

Знай русский! 10,5 миллиона или миллионов просмотров? 19.03.2024

Как грамотно заявить о количестве просмотров на своей странице в социальной сети? Почему нельзя сказать «четверо подписчиц»? Верно ли написание «десяти миллионный пользователь»? Предлагаем вспомнить основные правила, которые необходимо знать при употреблении числительных.

Альфонсо де Хойос (Испания): Корни русофобии стоит искать там же, где и корни испанофобии 18.03.2024

Испанский общественный деятель Альфонсо де Хойос представил в Мадриде книгу о своём предке – первом герцоге Альмодоваре-дель-Рио, который служил послом в Российской империи при Елизавете Петровне, Петре III и Екатерине Великой. История отношений между нашими странами знала разные периоды как охлаждения, так и дружбы, и ставить точку здесь ещё рано, уверен испанец.

«Русские музыканты не идут, а летят вперёд». 180 лет Н. А. Римскому-Корсакову 18.03.2024

Мы часто говорим о великих музыкантах, коими русская культура очень богата. Но актуальны ли они сейчас в огромном мультикультурном мире или такой музыке нужен «перевод»? Николай Андреевич Римский-Корсаков, 180-я годовщина которого отмечается 18 марта, – случай очень необычный.

«Мы научились согревать руки о горячие стреляные гильзы». 100 лет Юрию Бондареву 15.03.2024

«Все мы вышли из бондаревских «Батальонов…»», – сказал когда-то Василь Быков от имени всех писателей-фронтовиков. Бондарев прожил долгую плодотворную жизнь и ушёл совсем недавно, в 2020-м, в возрасте 96 лет. 15 марта мы отмечаем 100-летие писателя.

Студенты из Казахстана в восторге от Всемирного фестиваля молодёжи 15.03.2024

Студенты Казахско-русского международного университета (КРМУ)  недавно вернулись из Сочи, где представляли университет и Русский центр на Всемирном фестивале молодёжи.  Попасть на фестиваль было непросто, но время, проведённое в Сириусе, навсегда останется в их памяти.

Заключение

Для Николая Александровича Бердяева главным предметом его интереса и центральной темой его философской мысли всегда был человек, его природа, сущность, свобода, судьба и цель его существования. То есть все вопросы, философские размышления, на которые так или иначе указывает нам разум, по сути, сводятся к вопросу о человеке.

Философия Бердяева носила религиозно-экзистенциалистский характер, с явными признаками антропологизма, и была попыткой самовыражения через образно-художественный язык, стремлением передать внутренний личный опыт, настроение, непосредственное эмоциональное переживание.

В творчестве Бердяева человек представляет собой существо естественное и сверхъестественное. «Как существо, принадлежащее двум мирам и способное выйти за пределы самого себя, человек — противоречивое, парадоксальное существо, объединяющее в себе полярные противоположности. Можно сказать, что человек бывает высоким и низким, слабым и сильным, свободным и рабом. Из этого следует, что характерной чертой философии человека Бердяева является сознательно принятый парадоксализм, акцент на несовместимости его основных понятий.

Бердяев отстаивал идею автономии воли, согласно которой ничто внешнее, никакой авторитет не может служить законом для моей воли; воля свободна только тогда, когда она сама накладывает на себя закон, которому затем подчиняется. Человеческое «я», говорит Бердяев, выше суда других людей, суда общества и даже всего бытия, ибо единственным судьей является нравственный закон, который есть истинная сущность «я», которую это «я» свободно признает. Заимствовав у Иммануила Канта принцип автономии, свободного признания нравственного закона над собой, Бердяев отверг сам этот нравственный закон, требование подчинения воли личности долгу — руководствоваться правилом: Не делайте другим того, чего не хотите, чтобы делали вам. Для Бердяева подчинение любому закону, в том числе и нравственному, — это рабство. Бердяев отвергает трактовку свободы как подчинения всеобщему нравственному закону: она заключается в подчинении вообще, независимо от какого-либо содержания, и особенно в подчинении всеобщему принципу, который русский философ видел в рабстве, кабале. По мнению Бердяева, «философское знание — человеческое знание — всегда имеет элемент человеческой свободы», «если философия возможна, то она может быть только свободной, она не терпит принуждения». Свобода — никому не приказывать и никому не подчиняться — вот глубочайшее убеждение Бердяева, вот его этический принцип.
Бердяев, как представитель философии религии, считает, что «проблема человека совершенно неразрешима, если ее рассматривать от природы и только в отношении к природе. Понять человека можно только в его отношении к Богу. Ибо человек — это великая тайна для самого себя, свидетельствующая о существовании высшего мира.

Учение Бердяева о человеке — это прежде всего учение о личности, ее предназначении, ее долге перед человечеством.

Бердяев совсем не согласен с традиционным определением человека как рационального существа, потому что сведение человека к разуму лишило бы его уникальности, своеобразия, а значит, и личности. Личность рассматривается у Бердяева как категория религиозно-духовная. По словам философа, «существование личности предполагает существование Бога, ценность личности предполагает высшую ценность Бога». Личность — это ценность, которая выше государства, нации, человеческого рода, природы, и она, по сути, не входит в этот ряд. Поэтому он не принимает идеализм морального разума как высший закон для человека, ибо всякий закон есть детерминация, но личность, по его мнению, должна быть свободной. В свободе он видел главную характеристику личности, а личность не только обладает свободой, но и сама является свободой. Человек, как свободное существо, обладает творческой свободой. Здесь, по Бердяеву, человек предстает не только как творец мира, но и, в определенном смысле, как творец самого себя. Творчество философа становится теургическим актом, которому он придает эсхатологический характер в последний период своей жизни. Итак, целью человека является стремление к духовной свободе, отказ от всякого принуждения, террора и насилия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: