Память
Драматург Исидор Владимирович Шток в 1947 году написал пьесу «Гастелло», в которой герой совершает свой «огненный таран» в одиночку и на истребителе.
- Гастелло — посёлок в Поронайском районе Сахалинской области
- Им. Гастелло — прииск в Тенькинском районе Магаданской области
Имя Гастелло носят улицы во многих городах России, Украины, а также Белоруссии и Казахстана, в том числе в Липецке, Москве, Санкт-Петербурге, Улан-Удэ.
Памятники Н. Ф. Гастелло установлены:
- На шоссе Минск — Вильнюс, на месте, где, как считалось, совершил свой таран Н. Гастелло (1976)
- В г. Москве, в Сокольниках
- В г. Муроме, Владимирской области
- В г. Уфе (1985)
- В Луганске (на территории бывш. Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов)
- В пгт. Радошковичи, в сквере на площади, носящей его имя
- в пос. Хлебниково (ныне — территория г. Долгопрудный), около школы № 3, носящей его имя
- В г. Чойбалсан, Монголия во дворе школы № 1, носящей его имя. Монголами данный памятник Гастелло позиционируется, прежде всего, как лётчику — участнику боёв на Халхин-Голе
- В г. Ростов-на-Дону.
- В г. Одессе (Украина) на улице, носящей его имя, расположена школа № 31 им. Н. Гастелло. Напротив школы, в небольшом сквере, памятник Николаю Гастелло.
- В Омской области, на территории детского оздоровительного лагеря им. капитана Гастелло.
- В г. Фергане Узбекской ССР на территории полка Военно-транспортной авиации, носящей имя Гастелло, был установлен памятник.
В г. Уфе есть стадион, названный в честь Н. Ф. Гастелло.
В г. Кызыле есть парк культуры и отдыха имени Н. Ф. Гастелло.
В г. Хабаровске в честь героя назван сквер.
Главные события жизни
- С 1915 года учился в 3-ем Сокольническом городском мужском училище имени Пушкина.
- Из-за голода в 1918 году вынужден был эвакуироваться в республику Башкортостан.
- Спустя год переехал обратно в Москву и заново принялся за учёбу. Закончил обучение в 1921 году.
- В 1923 году начал работать помощником столяра.
- В 1924 году семья Гастелло переехала в город Муром. Здесь Николай совместно с отцом работали слесарями на Паровозостроительном заводе им. Ф. Э. Дзержинского. Работа не помешала Николаю закончить обучение в школе.
- В 1928 году вступил во Всесоюзную Коммунистическую партию.
- В 1930 году всей семьей вернулись в Москву, где Николай устроился на Первый государственный механический завод строительных машин имени Первого Мая.
- В 1931 году вступил в Рабоче-крестьянскую Красную армию.
- С 1932 по 1933 год проходил службу в городе Луганске, где он учился на пилота. Став одним из лучших учеников, с отличием окончил обучение.
- Проучившись ещё некоторое время в Ростове-на-Дону, начал самостоятельно управлять самолётом, осуществив свою детскую мечту.
- С мая 1938 года командовал отрядом в авиационном полку.
- В 1939 году участвовал в необъявленном военном конфликте между СССР и Японией на Монгольской границе у реки Халхин-Гол. Закончился он заключением перемирия 15 сентября.
- В 1939-1940 годах участвовал в боевых действиях советско-финляндской войны, продлившейся три с половиной месяца до середины марта 1940 года и закончившейся подписанием мирного договора.
- В 1940 году благодаря своим боевым заслугам дослужился до звания капитана, которое получил под Смоленском.
- В начале 1941 года прошёл курсы переподготовки и освоил самолёт ДБ-Зф.
- С первого дня участвовал в Великой Отечественной войне, совершив боевой полёт уже в 5 часов утра 22 июня в районе Брестской крепости. К сожалению, молодому лётчику было суждено совершить всего 3 боевых полёта во время этой войны.
- 24 июня 1941 года совершил свой первый подвиг, сбив пулемётной очередью вражеский самолёт. Однополчане рассказывали о нём как об ответственном, смелом капитане, преданному своему воинскому долгу.
- 26 июня 1941 года экипаж под командованием Гастелло вылетел для нанесения бомбового удара. Их самолёт был подбит, и Николай Францевич принял решение направить горящую машину на врага, хотя мог бы попробовать катапультироваться. Таким образом, он сорвал спецоперацию немцев, пожертвовав своей жизнью. Помимо него в самолёте было ещё три человека: Бурденюк, Калинин и Скоробогатый. Никто из членов экипажа не выжил.
- 5 июля 1941 года подвиг Гастелло впервые подвергся широкой огласке в сводке информбюро.
- 10 июля 1941 года в газете «Правда» вышла статья, освещающая данные события.
- 26 июля 1941 года Николай Гастелло был посмертно удостоен звания Герой Советского Союза.
- В 1951 году было решено перезахоронить останки героя, но в могиле были обнаружены останки его сослуживца, что вызвало много сомнений и вопросов в достоверности истории подвига.
Летчик Николай Гастелло
Биография
Родился в 1907 году в Москве.
Отец — Франц Павлович Гастылло, белорус, родом из д. Плужыны (сейчас Кареличский р-н Гродненской обл., Белоруссия); в Москву пришёл на заработки в 1900 г., работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге.
Мать — Анастасия Семеновна Кутузова (девичья фамилия), русская, белошвейка.
В 1914—1918 годах Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище им. А. С. Пушкина. В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию. В 1919 году он возвращается обратно в Москву, где вновь поступает в школу. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра. В 1924 году семья Гастелло переезжает в Муром, где Николай поступает слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью, Н. Ф. Гастелло оканчивает школу (ныне — школа № 33). В 1928 году вступил в ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло возвращается в Москву, и Николай поступает на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая. В 1930—1932 годах Н. Ф. Гастелло жил в пос. Хлебниково.
Служба в рядах Красной Армии
- В мае 1932 по специальному набору призван в Красную Армию. Отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в г. Луганск
- Учёба в XI военной авиационной школе пилотов (май 1932 — декабрь 1933)
- Служба в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в г. Ростов-на-Дону (1933—1938). Начав летать правым летчиком на бомбардировщике ТБ-3, Н. Ф. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолет
- В 1938 году в результате реорганизации части Николай Францевич Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях при Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го ТБАП. Участвовал в Советско-финской войне 1939—1940 гг. и в присоединении Бессарабии и Северной Буковины к СССР (июнь—июль 1940 г.). Осенью 1940 года авиационная часть перебазируется к западным границам, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Н. Ф. Гастелло присвоено звание капитана.
- Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолет ДБ-3ф
- Командир 4-й эскадрильи 207-го ДБАП (24 мая 1941 — 23 июня 1941)
- Командир 2-й эскадрильи той же части (24 — 26 июня 1941). 24 июня огнем крупнокалиберного пулемёта из стоящего на аэродроме самолёта сбил «Юнкерс-88».
Гибель
26 июня 1941 года на ДБ-3ф бомбил вражескую мотоколонну на дороге Молодечно — Радошковичи. В результате огня зенитной артиллерии самолёт был подбит. Вместе с командиром корабля Н. Ф. Гастелло погибли члены экипажа: лейтенант А. А. Бурденюк, лейтенант Г. Н. Скоробогатый, старший сержант А. А. Калинин. По официальной советской версии, вражеский снаряд повредил топливный бак, и Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага.
Удостоен звания Герой Советского Союза, с вручением знака «Золотая звезда» и ордена Ленина (1941, посмертно). Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1941 г.
Подвиг и смерть
В 4-й день войны, 26 июня 1941 г., в воздух поднялся «ДБ-3ф». Экипаж боевой машины состоял из 4-х пилотов: командира Гастелло, штурмана Бурденюка, лейтенанта Скоробогатого и стрелка-радиста Калинина.
Советским летчикам предстояло нанести авиаудар по механизированной фашистской колонне, на отрезке дороги Молодечно – Радошковичи. В данной операции принимал участие еще один самолет, в котором находились старший лейтенант Воробьев и штурман Рыбас.
Когда советские самолеты приблизились к колоне, немцы начали вести по ним прицельный огонь. Вследствие этого машина Гастелло была подбита: вражеский снаряд повредил бензобак, что привело к возгоранию «ДБ-3ф».
Согласно показаниям Воробьева и Рыбаса, дальнейшие события развивались следующим образом: самолет Гастелло пошел на таран немецкой колонны – члены экипажа отказались катапультироваться, предпочтя уничтожить технику врага ценой своих жизней. В итоге весь экипаж героически погиб.
Когда настала ночь, местные жители собрали тела погибших пилотов и похоронили. В скором времени подвиг Гастелло получил большую огласку в советских СМИ и стал активно использоваться в пропагандистских целях.
За этот подвиг Николай Гастелло удостоился звания Героя Советского Союза, посмертно. Интересен факт, что с того момента обо всех пилотах, решившихся на таран, отзывались как о «гастелловцах». Примечательно, что за годы войны подобных таранов было совершено больше сотни.
В 1990-х годы появилась версия, в которой Гастелло был представлен не героем, а – трусом. Данная версия предполагала, что в действительности летчик катапультировался, а после приземления был взят в плен нацистами. При это немецкая колона была уничтожена советским пилотом Масловым.
Однако многие биографы Николая Гастелло скептически относятся к выдвинутой версии. Если бы советского летчика действительно пленили фашисты, правительство Третьего рейха вряд ли бы скрывало о таком пленнике, ведь в СССР он везде представлялся как национальный герой.
Кроме этого, никаких достоверных документов о пленнике в архивах обнаружено не было. Есть и другое предположение будто весь экипаж разбился в окрестностях болота, как и Маслов со своим экипажем, поэтому тарана колоны никогда не было.
И все же, положением на сегодня Николай Францевич имеет репутация героя, отважно протаранившего немецкую механизированную колонну. Николай Гастелло погиб 26 июня 1941 года в возрасте 34 лет
Николай Гастелло: история огненного подвига
26.06.2023
10143
26 июня 1941 года советский летчик Николай Гастелло совершил подвиг, являющийся одним из самых известных примеров героизма в истории Великой Отечественной.
«Огненный таран» — так назвали подвиг Гастелло, когда летчик, сидя за штурвалом подбитого немцами самолета, направил его прямо на колонну фашистской техники. Гастелло взорвал машины и цистерны врага, но сам он и весь его экипаж погибли.
Николай Гастелло родился 6 мая 1907 года в Москве. Николай начал работать с 16 лет, трудился в столярной мастерской. В Муроме, куда затем переехала семья Гастелло, он работал слесарем на Паровозостроительном заводе.
В 1932 году Николая призвали в Красную армию и отправили учиться в Луганскую авиашколу. После учебы Гастелло служил в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й авиабригады, летал на четырехмоторных самолетах ТБ-3. Гастелло нес службу в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку, в 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе, в Советско-финской войне. Через год ему было присвоено звание капитана авиации.
Накануне Великой Отечественной войны, в мае 1941 года, Николай Гастелло стал командиром эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка, оснащенного бомбардировщиками ДБ-ЗФ.
Советский летчик с самого начала войны проявил свое мужество и храбрость. Из пулемета стоящего на аэродроме самолета он сбил немецкий «Юнкерс-88».
26 июня 1941 года экипаж под командованием Николая Гастелло вылетел для нанесения бомбового удара по немецкой механизированной колонне на дороге Молодечно — Радошковичи в Минской области (Белоруссия). В экипаж входили лейтенант Григорий Скоробогатый, лейтенант Анатолий Бурденок и младший сержант Алексей Калинин. Когда советский самолет сбили немцы, Гастелло направил горящую машину прямо на скопление военной техники противника. Десятки машин были уничтожены на месте от взрыва его самолета. Считается, что экипаж самолета мог бы спастись, но летчики не воспользовались парашютами — все они погибли.
Фамилия Гастелло стала нарицательной. «Гастелловцами» называли летчиков, совершивших «огненный таран». Всего за период Великой Отечественной войны было совершено около 600 «классических» воздушных таранов (самолетом по самолету), 506 таранов самолетом по наземной цели, 16 морских таранов (в это число могут входить и тараны морскими летчиками надводных и береговых целей противника) и 160 танковых таранов.
26 июля 1941 года капитану воздушного судна Николаю Гастелло было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
На открытой площадке Музея Победы посетители смогут увидеть бомбардировщик Ил-4, а в фондах музея хранится брошюра «Капитан Гастелло», написанная в 1941 году его родными, ноты и текст песни «Баллада о капитане Гастелло» (1941), а также одна из первых марок с изображением подвига летчика.
#мп
Биография Гастелло
Николай Гастелло появился на свет 23 апреля (6 мая) 1907 года в Москве. Он рос и воспитывался в простой семье. Его отец, Франц Павлович, трудился вагранщиком в литейных мастерских, а мать, Анастасия Семеновна, работала белошвейкой. У него был младший брат Виктор, погибший на войне в 1942 г.
Николай обучался в мужском училище, начав работать с 16-летнего возраста. В это время биографии он был учеником столяра. Когда в 1924 г. семейство Гастелло обосновалось в Муроме, юноша вместе с отцом устроился трудиться на местный завод.
Одновременно с этим, Николай получал среднее образование. Тогда же он вступил в Компартию. В 1930 г. парень вместе с семьей возвратился в Москву, где устроился на машиностроительное предприятие.
Память
Учитывая тяжелые потери, которые нес Советский Союз, каждый успех отдельно взятого подразделения предавался огласке в средствах массовой информации. Спустя неделю после гибели Николая информация о нем появилась в Совинформбюро, а еще через пять дней вышла заметка в газете «Правда».
Брат летчика Виктор Францевич работал квалифицированным слесарем на московском оборонном заводе, поэтому имел бронь. Однако, узнав о подвиге родственника и желая отомстить за него, решил идти на фронт. Несколько месяцев его не отпускали, не желая терять ценного работника, но все же дали добро. Жизнь Виктора оборвалась в бою в конце сентября 1942 года.
Внук Николая Гастелло / «ВКонтакте»
26 июля 1941 года Николай Францевич посмертно получил за совершенный им огненный таран звание Героя Советского Союза, орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». С тех пор обо всех летчиках, совершавших таран (а за годы Великой Отечественной войны их было около 60), говорили, что они повторили подвиг Гастелло.
Именем Николая Гастелло назван ряд населенных пунктов и географических объектов на территории СССР, а в середине 50-х имя летчика получил теплоход, следовавший по маршруту «Москва — Астрахань». На территории бывшего Советского Союза установлены несколько памятников капитану Гастелло, а на здании гимназии, в которой учился летчик, разместили мемориальную доску в память о герое с его фото. Подвиг остальных погибших членов экипажа долгое время никак не оценивался — только в 1958-м героям посмертно присвоили ордена Отечественной войны I степени.
Уже в 1990-х годах некие политические силы подвергли критике таран Гастелло. Поначалу выдвинули версию, что вражескую колону уничтожил летчик Александр Спиридонович Маслов. Эта информация появилась на основе итогов эксгумации останков членов экипажа в 1951-м. Оказалось, что вместо личных вещей команды бомбардировщика ДБ-3ф на месте обнаружили предметы, принадлежавшие самому Маслову и его радисту Григорию Реутову. Это позволило предположить, что таран был совершен не Гастелло.
При этом обломки самолета, которым, возможно, управлял Николай Францевич, нашли недалеко, близ села Мацки. Главным доказательством того, что воздушное судно действительно управлялось экипажем Гастелло, послужила бирка от двигателя с серийным номером. Появились и показания местного жителя, который якобы видел, как с горящего самолета на парашюте спустился какой-то воин, которого в момент приземления взяли в плен немцы.
Эта версия подверглась критике, поскольку правительство фашистской Германии вряд ли умолчало бы о таком военнопленном, пока в СССР трубили о героической гибели летчика, а никакой официальной информации о захваченном летчике в архивах не найдено. Опровержение получила и первая версия с самолетом Маслова, хотя в середине 90-х указом президента РФ Александру Спиридоновичу и членам его команды присвоили звания Героев Российской Федерации.
Интересные факты
- По воспоминаниям Марка Лановенко, сослуживца Гастелло, во время войны с Финляндией произошел яркий инцидент. Николая Францевича назначили командиром отряда, летевшего из Ростова-на-Дону в Москву для установки на самолеты новых радиоприборов. Видимость оказалась плохой, и воздушные судна по ошибке пересекли закрытую для полетов зону над Кремлем. После этого Гастелло и экипаж задержали, однако Иосиф Сталин, узнав о цели полета, приказал отпустить военных.
- В молодости летчик, живя в Муроме, входил в состав «Казанки» — заводской футбольной команды. А зимой любил играть в хоккей на местном стадионе, где в холодное время года заливали каток. В городском музее сохранились личные вещи героя — шапка и гетры, а также фото Николая Францевича в этих вещах.
Противоречивость подвига
Несмотря на рапорты Воробьёва и Рыбаса, которые подробно описывали события 26 июня, в 1990 году достоверность подвига Гастелло встала под сомнение. В результате эксгумации места захоронения команды, в могиле не было обнаружено останков самого Николая. В ходе изучения захоронений, было выдвинуто предположение, что знаменитый «огненный таран» на самом деле принадлежал другому командиру — Александру Спиридоновичу Маслову. В связи с данный выводом, всем участникам экипажа Маслова в 1996 году было присвоено звание Героев Российской Федерации.
По сей день происходят дискуссии по поводу достоверности лиц, совершивших подвиг, однако официальной версией на данный момент все же остается подвиг команды Гастелло.