Очень краткое содержание рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»
Однажды, когда рассказчик учился в пятом классе, в их школу пришел новый преподаватель математики. Звали его Харлампием Диогеновичем, и был он совсем не похож на других, знакомых автору математиков. На его уроках всегда было тихо, а во время проверочных работ, учитель не расхаживал между рядами, ведь после проверки всегда мог определить, кто пытался списывать.
Еще одной особенностью его преподавания было то, что Харлампий Диогенович подшучивал над провинившимися учениками, выставляя их смешными перед всем классом. Когда ученик становился объектом добродушных шуток учителя, ему тут же хотелось исправиться.
Как-то раз и главный герой оказался высмеян. Дело было в том, что мальчишка не смог решить задачу из домашнего задания. Однако вместо того, чтобы разобраться, как же она, все-таки, решается, он провел время перед уроком на стадионе за школой.
Вернувшись в класс, рассказчик спросил у одного из отличников класса Сахарова, справился ли он с задачей. И тот, конечно, справился. Эта вечная прилежность одноклассника немного разозлила главного героя, и он принялся раздумывать, как не получить двойку за невыполненную работу на грядущем уроке.
Но тут подвернулся шанс: в класс вошли доктор и молодая медсестра, намеренные ставить ребятам уколы от тифа. Автор, решив, что это несомненно исправит его невыгодную ситуацию, стал всячески пытаться предотвратить свой выход к доске.
Узнав, что прививку должны первым делом поставить параллельному классу, он сначала вызвался догнать и проводить врачей, а затем и вовсе переубедил начать с их класса, ведь на следующем уроке они уйдут в музей.
Харлампий Диогенович быстро догадался, в чем секрет такой активности ученика. И как только врачи ушли, решил рассказать поучительную притчу, как он обычно это делал, если вот-вот должен был прозвенеть звонок. Речь зашла о знаменитых подвигах Геракла. Как известно, их было двенадцать, но по словам педагога, только что был совершен тринадцатый подвиг. Однако подвиги Геракла совершались во имя смелости, а тринадцатый являлся подвигом из трусости.
После этого главный герой был вызван к доске, чтобы решить задачу, заданную на дом. Конечно, решить ее не удалось. И тогда весь класс понял суть истории учителя, и все громко засмеялись. Смеялся и Шурик Авдеенко, самый заядлый двоечник, и скромный сосед автора по парте Алик Комаров.
Тогда автор почувствовал себя ужасно неловко, осознав, что его выходка оказалась фальшивой и никудышней, но уяснил, что учителя математики невозможно провести. А будучи уже взрослым, с улыбкой вспоминал Харлампия Диогеновича.
Краткое содержание рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» подробно
С наступлением нового учебного года в школе, в которой учился автор, появился новый учитель математики Харлампий Диогенович. По мнению главного героя, он кардинально отличался от всех остальных математиков, с которыми ему довелось быть знакомым. Все они являлись неаккуратными и слабовольными личностями.
Харлампий Диогенович был совсем не такой — он тут же установил на уроках дисциплину, показывая тем самым свою серьезность и важность предмета, который он вел. Класс соблюдал на математике такую образцовую тишину, что порой даже директор заходил к ним, чтобы удостовериться, что все на месте, и не могли ли мальчишки сбежать на стадион
Но никто и думать не смел, чтобы улизнуть с урока математики.
Педагог не ругался, не наказывал и не шантажировал учеников. Вместо этого он своими шутливыми высказываниями вынуждал провинившегося чувствовать себя смешным перед всеми одноклассниками. Конечно, то, что класс смеялся, ставило школьника в неловкое положение, он стеснялся, бледнел и предпочитал больше не шалить на уроках и прилежнее учиться.
А также на его уроки никто никогда не опаздывал
Однажды ученик зашел в класс после учителя, и преподаватель сразу же обратил на него всеобщее внимание, чествуя и возвеличивая позднее появление так сильно, будто он сам принц Уэльский
Списывать тоже было бесполезно: учитель понимал, что работа выполнена недобросовестно и начинал отпускать смешные комментарии на ее счет. Списавшему тут же становилось невероятно совестно, а Харлампий Диогенович ставил неудовлетворительную оценку в журнал.
Но на одном из уроков объектом шуток стал и сам автор. Произошло это так: выполняя домашнее задание, он не смог решить задачу. Вместо того тчтобы разобраться, главный герой убедил себя, что в учебнике ошибка и время перед уроком провел за игрой в футбол на школьном стадионе.
После автор спросил у отличника Сахарова, удалось ли ему решить задачу. Тот ответил утвердительно, и тогда главный герой испугался, что не готов к уроку по своей вине, а не из-за ошибки в задачнике и стал думать, как спасти ситуацию. Когда он уже смирился с участью быть высмеянным, в дверях появились доктор с медсестрой. Они нагрянули, чтобы сделать уколы от тифа.
Но оказалось, что они перепутали классы: в первую очередь вакцину должен был получить 5-ый «А», а в 5-ый «Б» медработники зашли по ошибке. Тогда, не теряя попытки избежать вызова к доске, автор предложил проводить их в нужный класс. Ведь тот находился во флигеле, и найти его было затруднительно.
Провожая врача и медсестру в класс, мальчишка соврал, что на следующем уроке 5-ый «Б» отправляется в музей и настоял на том, чтобы прививку им сделали сейчас.
Вернувшись в класс чуть раньше врачей, и раздумывая, как же его план гениален, мальчик увидел, что к доске вызвали двоечника Шурика Авдеенко. Парнишка списал задачу, а объяснить решение не мог. Тогда рассказчик довольно подумал про себя, что уговорив врачей вернуться, спас Шурика от очередной двойки.
Уколов рассказчик не боялся: он был маляриком и ему периодически приходилось терпеть прививки и он к ним привык, этим фактом мальчик довольно сильно гордился.
Во время прививки соседу автора по парте — Алику Комарову вдруг стало плохо, он побелел как смерть. Тогда главный герой снова проявил инициативу, предложив вызвать скорую помощь. Но медсестра быстро привела Алика в чувство, а Харлампий Диогенович начал догадываться в чем причина такой отзывчивости главного героя.
Когда прививки были поставлены каждому, а медсестра с докторшей собрали чемоданчики и ушли, до перемены оставались считанные минуты. Когда так получалось, учитель делился какими-нибудь нравоучительными историями, связанными с Древней Грецией. И этот урок был не исключением: преподаватель поведал о двенадцати подвигах Геракла, а после добавил, что прямо сейчас неким юношей был совершен тринадцатый подвиг. Однако Геракл, совершая свои подвиги, показал себя настоящим храбрецом. Этот же подвиг был совершен трусом.
После этих слов рассказчик был вызван к доске для решения домашнего упражнения. Естественно, решить его он не смог, как бы не тянул время, делая вид, что думает над условием или сердито стирая с доски, написанное ранее Шуриком. С тех пор, представ перед классом не в лучшем свете, мальчик стал более предусмотрительным по отношению к домашним заданиям.
А спустя многие годы с уважением вспоминал своего школьного математика и его своеобразный метод воспитания, которым он «закалял детские души» и учил не бояться показаться смешным.
Дружеский акт или личный мотив: Почему «Эстрамадура» отправилась к русским берегам?
Альфонсо XIII – король Испании./Фото: i.pinimg.com
Взаимоотношения двух монархов, Альфонса XIII и Николая II складывались особым образом: они строились на основе взаимного доверия, взаимопонимания и бережного участия. Так во время испано-американского военного конфликта в 1898 г. Россия заявила о своём нейтралитете, то же сделала Испания в 1904 г во время русско-японской войны.
Альфонс XIII и Николай II пытались справиться со сложной ситуацией (каждый в своей стране), сложившейся после поражения в этих военных конфликтах: ослабление внешнеполитического положения страны, кризис власти, экономические сложности. Альфонс XIII как никто другой понимал всю опасность затруднительного момента в России в 1906 году – он пережил подобное немного раньше. Поэтому он принял решение морально поддержать императора Николая II и отправил к русским берегам свой военный корабль «Эстремадура», чтобы «предоставить Его Величеству Царю доказательство особого сердечного почтения».
Сочувствие к судьбе русского императора Альфонс XIII выразит и в 1917 году – с момента ареста Николая II и его семьи он будет предпринимать целый ряд попыток спасти их, обращаясь с ходатайством об освобождении и к Временному правительству, и к большевикам. Он попытается также донести свою идею о спасении царской семьи до английского короля Георга V. Но все эти усилия будут напрасными. А значительно позже Альфонс XIII сам окажется в схожей ситуации во время Апрельской революции 1931 г.: подавляющее большинство избирателей проголосует за республиканцев и социалистов, Испания станет республикой, а император и его семья тайно покинут родину на корабле «Принц Астурийский».
Пещера Альтамира и ее история
Наскальная живопись — Музей Альтамиры и Д. Родригеса / commons.wikimedia.org
В этой пещере мы можем увидеть одно из важнейших проявлений палеолитического искусства. Он расположен на вершине холма в муниципалитете Сантильяна-дель-Мар. Отсюда можно лицезреть горный пейзаж кантабрийского хребта и пологие холмы побережья.
Это небольшая пещера, но в свое время у нее было большое вестибулярное пространство, в котором проходила повседневная жизнь охотников-собирателей.
Повторное открытие
Пещера Альтамира — Музей Альтамиры и Д. Родригеса / commons.wikimedia.org
Был оползень, которым его закрыли 13000 лет назад. Пещера была недоступна до тех пор, пока общество 19 века ее не обнаружило. В доисторические времена оползни были наиболее распространенным явлением, поэтому обнаружить эти пещеры было сложно из-за самих геологических характеристик.
В 1879 году он был обнаружен Марселино Санс де Саутуола, который дал понять его огромную ценность. Поскольку картины были настолько впечатляющими, необходимо было признать возможности и художественное мастерство палеолитических предков. Впервые эта способность была приписана жителям Предыстории.
Все это означало, что научное сообщество не принимало оригинальность картин до 1902 года. Однако позже к ним присоединились и другие открытия во французских пещерных пещерах эпохи палеолита.
Пещеры сегодня
Национальный музей Альтамира / Flickr.com
Именно с этого момента пещера Альтамира стала иконой для общества. Это место, где мы можем открыть для себя начало истории человечества через эти замечательные художественные творения.
Также следует учитывать, что изначально были риски сохранить картины. С одной стороны, геологическое строение самой пещеры, а с другой — большое количество посетителей, которое в 1970-х годах достигло 170 000 в год.
В 1979 году произошло первое закрытие пещеры, в результате чего был создан Национальный музей и исследовательский центр Альтамира. Он отвечает за сохранение, исследование и распространение пещеры. Это государственный музей.
В 1982 году пещеру вновь открыли, и ее режим ограничивался только 8 500 посетителями в год. Но с 2002 года он закрыт для посещения. В настоящее время разрабатывается исследовательская программа для установления режима посещения, который не влияет на его сохранение.
С 1985 года пещера Альтамира внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2008 году 17 других пещер на севере Испании были включены в список и в качестве расширения категории, принадлежащей Альтамире, обозначенной как «Пещера Альтамира и палеолитические наскальные изображения на севере Испании».
Всё-таки не монстр, хотя, возможно, и тиран
Научный директор Фонда Наполеона Пьер Бранда сказал в интервью газете Telegraph, что изобразив Наполеона кровавым диктатором, Скотт совершенно проигнорировал его значительные достижения. «Гитлер и Сталин ничего не строили, а лишь разрушали . Изобразив Наполеона как кровавого диктатора, Скотт совершенно не рассказывает о его достижениях».
Тьерри Ленц, директор Фонда Наполеона, сказал, что «Наполеон не уничтожал ни Францию, ни Европу. А впоследствии его наследие было прославлено и принято даже в тех странах, которые были его противниками».
Французская журналистка Анн-Элизабет Муте поговорила с обозревателем BBC по вопросам культуры Нилом Армстрогом. Она тоже согласилась с тем, что Наполеона нельзя сравнивать ни с Гитлером, ни со Сталиным: «У него не было концентрационных лагерей, он не приговаривал к смерти целые народы. Да, при нём существовала политическая полиция, но обычные люди могли жить, как им хотелось, и говорить, что им вздумается».
Кинооператор Дариуш Вольский сказал, что для сцены коронации Жозефины Скотт воспользовался картиной Делакруа, запечатлевшей этот момент французской истории / Фото Getty Images
Однако Чарльз Эсдейл, почётный профессор истории Ливерпульского университета и автор нескольких книг о Наполеоне, включая «Войны Наполеона: Международная история 1803–1815 годов», смотрит на французского императора с несколько иных позиций.
«Этим человеком, – отметил он в интервью BBC, – двигали личные амбиции, и он был абсолютно безжалостным. У него было много недостатков, и он был отвратительной личностью, но расовой идеологии, которая лежала в основе нацистского режима, у него просто не было. Сравнение его с Гитлером и Сталиным – это просто историческая чушь».
Критики, зрители и, конечно, историки, наверняка ещё не сказали последнего слова по поводу фильма Ридли Скотта, но не похоже, что они смогут прийти к единому мнению.
Наполеон Бонапарт, фрагмент картины Антуана-Жана Гро «Наполеон на Аркольском мосту» / Фото Getty Images
По словам исполнителя главной роли в фильме Хоакина Феникса, «если вы хотите по-настоящему понять Наполеона, то вам, наверное, придётся, самим заняться изучением этого вопроса».
«Этот фильм – история, увиденная глазами Ридли. А это чертовски сложная история. Мы стремились к тому, чтобы передать чувства этого человека», – сказал актёр в интервью журналу Empire.
Но и у противников исторических искажений тоже есть своя правда.
«Если мы не будем защищать историческую правду, нам придётся смириться с последствиями ситуации, при которой люди действительно будут думать, что американцы выиграли Вторую мировую войну в одиночку», – считает британский писатель и журналист Алек Марш.
«Они действительно поверят, что войска Наполеона обстреливали из артиллерии пирамиды или что Ричард III был убийцей-психопатом, – продолжает Марш. – Так что настаивать на фактической точности в исторической драме – это не педантизм, это абсолютно принципиально. В противном случае наша реальная история исчезнет из поля зрения и потеряется, и мы потеряемся вместе с ней».
Похоже, что после того, как вокруг ещё не вышедшего на экраны фильма разыгралась такая полемика, успех в прокате ему практически обеспечен.
Яна Литвинова, BBC, Лондон
- Эйнштейн и Оппенгеймер: какой была реальная история взаимоотношений двух великих физиков
- Семья Гуччи возмутилась фильмом Ридли Скотта с Леди Гагой
Сердечные взаимоотношения: Альфонс XIII и Николай II
Николай II с супругой Александрой Фёдоровной (четвертая дочь великого герцога Гессенского и Рейнского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери британской королевы Виктории) и детьми./Фото: cdn.spbdnevnik.ru
Альфонс XIII был женат на принцессе Виктории Евгении, которая была дочерью Генриха Баттенберга и внучкой Александра Гессенского (родного брата супруги императора Александра II – Марии Александровны), а также внучкой королевы Виктории, как и Александра Фёдоровна – супруга Николая II. Кроме родственных отношений царственные семьи связывала большая взаимная симпатия друг к другу и схожесть судеб. Обе пары женились по большой любви. Обеим принцессам пришлось ради любимого человека перейти в другую веру – Виктория Евгения из англиканства перешла в католичество, Александра Фёдоровна – в православие.
Но дальше следуют трагические совпадения. Во время коронации русского императора происходит страшная давка на Ходынском поле (погибли 1389 человек). А после свадебной церемонии, как только карета молодожёнов – Альфонса XIII и королевы Викториии Евгениии – выехала за ворота церкви, в неё бросили букет цветов. Как оказалось, в нем была спрятана бомба. Супруги не пострадали, но погибли 25 человек, многие были ранены.
Другое печальное совпадение – неизлечимая наследственная болезнь. Потомки королевы Виктории по мужской линии страдали гемофилией. Эта болезнь передалась и наследникам императоров Николая II и Альфонса XIII. Обе семьи испытывали одинаковое чувство тоски и отчаяния, пытались разобраться, что можно сделать, как помочь детям. Между семьями постоянно велась переписка на эту тему. Общее горе сближало их.
Заслуги Наполеона
В интервью газете The Times Эндрю Робертс сказал, что больше всего его возмутило не столько то, что Ридли Скотт дал разгуляться стереотипам, сколько то, что режиссёр со сценаристом полностью обошли несомненные заслуги императора, полностью преобразовавшие французское общество.
Наполеон действительно пользовался популярностью у французского народа, но фильм оставляет за кадром объяснения, почему.
Европейский и французский флаги на балконе штаб-квартиры Банка Франции в Париже. После революции Наполеон создал в том числе и новую банковскую систему страны / Фото Getty Images
Он подчеркнул, что в фильме полностью обойдены «реорганизация французских законов, финансовые реформы, восстановление правопорядка , конкордат с католической церковью , крупные инфраструктурные проекты, новая система образования, меритократическое социальное развитие и создание банка Франции».
«Император низведён до образа мужчины, который швыряет едой в свою жену, занимается с нею сексом под столом в присутствии слуг и практически никогда не снимает шляпу, находясь в помещении», – добавил он.
Почему испанский маркиз не дождался русского императора
Военная гавань Петергофа (южный берег Финского залива), куда в 1906 году прибыл крейсер «Экстрамадура»./Фото: s50.radikal.ru
Командир «Эстремадуры» дон Хосе де Дуопкас по прибытии в Петербург посетил испанского посла маркиза Айрбе, который представил его главам российского морского министерства и министерства иностранных дел. Вскоре капитан был радушно принят императором Николаем II, который попросил передать королю Испании слова признательности, а также пожелания благополучия и процветания в адрес его семьи и народа страны. Русский император пожелал посетить корабль, прибывший из дружественной страны, и сказал, что о дате и времени капитана уведомят. Когда дата была уже определена, визит отложили на два дня из-за технической необходимости (погрузка угля на судно) и плохих погодных условий.
В день, на который визит был перенесён, капитан вместе с командой корабля в парадном обмундировании ожидали прибытия императора на палубе. К концу дня к ним прибыл адъютант с сообщением, что визит отменяется в связи со сложными политическими обстоятельствами, требующими сугубого внимания императора.
Биография[править | править код]
Сын Марии Кристины, до замужества эрцгерцогини австрийской.
Самостоятельно начал править с 1902 года.
В июле 1910 года вручил свидетельство о присуждении звания младшего лейтенанта будущему диктатору Испании Ф. Франко.
В 1912 году во время разговора с российским послом бароном Ф. А. Будбергом выразил «пожелание, чтобы Испания могла примкнуть, при благожелательном содействии России, к группе Держав Тройственного Согласия, чтобы не остаться в одиночестве в случае крупных международных столкновений».
Во время своего визита в Париж — 8 мая 1913 года заявил президенту республики Р. Пуанкаре, «что в случае, если Франция окажется в войне со своим восточным соседом, она может без всякого риска оттянуть все свои силы от испанской границы». Предложил также заключить формальный союз, который обеспечил бы Франции возможность перебросить свои африканские войска (19-й корпус) в Европу.
5 августа 1914 года, через два дня после объявления Германией войны Франции, заявил на заседании кабинета министров, что Испания может придерживаться только линии благожелательного нейтралитета в отношении стран Антанты.
6 февраля 1917 года сказал послу США Дж. Уилларду, что Испания не разорвёт дипломатических отношений с Германией, даже если будет потоплено ещё больше испанских кораблей в ходе объявленной с 1 февраля германцами «неограниченной беспощадной подводной войны».
Весной 1917 года сыграл определённую роль в отставке венгерского премьера И. Тисы.
29 июня 1917 года подписал декрет, запрещавший субмаринам воюющих держав появляться в испанских территориальных водах.
31 августа 1920 года распорядился создать Иностранный легион «Терсио».
В июне 1923 года оказал давление на Совет министров, добившись для Ф. Франко повышения в звании до подполковника. Дал Франко согласие на женитьбу и 40-дневный отпуск, присвоил ему придворное звание камергера и был посажённым отцом на его свадьбе.
Победившими на выборах апреля 1931 года республиканцами был принуждён отречься от престола.
Смысл произведения
Разберемся для начала, как был создан данный рассказ. С одной стороны, он не имеет какой-либо истории создания. Но, по мнению некоторых современников писателя, за основу легла трагическая история из детства Искандера. Но ее подробностей мы никогда не узнаем.
Вообще детская проза — визитная карточка Фазиля Искандера, хоть и первую волну известности автор получил из-за взрослой прозы. «Тринадцатый подвиг Геракла» впервые появился на страницах «Сельской молодежи» в первой половине 60-х годов прошлого века. Искандер решил обратиться к своим маленьким читателям для того, чтобы привить им общепринятые ценности и нормы морали, помочь вырасти достойными людьми.
Несмотря на то, что произведение создано достаточно давно, его все еще принято считать современной прозой. Жанр произведения — рассказ, и выбран он не случайно. Детям гораздо проще уловить основную мысль маленького произведения и верно ее истолковать.
Автор переносит нас в непростое время, когда на территории Советского союза была Великая Отечественная война. Тяжело было всем, и дети исключением не стали. Одним из таких детей и стал герой произведения. Только повествование ведется от лица уже выросшего мужчины, который вспоминает свои школьные годы.
В пятом классе у мальчика был учитель по имени Харлампий Диогенович, и обычным его назвать было никак нельзя. Он очень любил свой предмет и изо всех сил старался сделать так, чтобы дети его тоже полюбили. Он не любил кричать или наказывать, а вот пошутить и разрядить обстановку умел, и делал это с удовольствием. Ребятам такое поведение учителя нравилось, поэтому его предмет все учили с удовольствием. Многие в классе имели свои прозвища, которые не были обидными, а замечания заставляли весь класс смеяться. То есть, Харлампий Диогенович отдал предпочтение своей системе, нежели общепринятым запугиваниям и крикам.
Не трудно понять, что название отсылает читателя к Древнегреческим мифам, как и отчество школьного учителя. Но почему «Тринадцатый подвиг», если Геракл совершил всего двенадцать? Автор, сродни со своим героем-учителем, проводит тонкую и слегка философскую грань, называя подвигом проявление трусости одного из учеников.
Несмотря на такую шутку, мальчик не обиделся. Харлампий Диогенович стал тем единственным для него учителем, уроки которого запоминаются на долгое время. Это касается не только его предмета, но и жизненных уроков. В такой мелочи и заключается суть всего рассказа: из ребенка можно вырастить достойного человека не с помощью ругани и криков. Нужно уметь подбирать к каждому ребенку свой ключик, бороться с его недобросовестностью добрыми и положительными примерами.
Ложь, предательство и несправедливость — это то, что встречается в жизни человека на всем его пути. И вот на примере Харлампия Диогеновича Искандер показывает, как стоит выходить из таких ситуаций. Писатель создал еще множество детских произведений, но это особенно хорошо помогает понять детям нравственность.
Искренность помогает бороться с детскими страхами и обманом. Да и доля юмора в отношении с ребенком не повредит, тогда он сможет понять, что бояться или ошибаться — это не плохо. В случае такого общения с подрастающим поколением взрослые смогут увидеть в нем самые ценные человеческие качества — честность и доброту к себе и окружающим. К тому же, дети начнут понимать, что безобидный юмор как над другими, так и над собой помогает справиться с ошибками, исправить плохие качества и даже стать лучше.
Неувязка с Веллингтоном
Отдельная проблема: на самом деле Наполеон с Веллингтоном не встречались в гавани Плимута на борту британского корабля «Беллерофон», который увёз низложенного императора в его последнюю ссылку на остров Святой Елены.
Оба полководца вообще ни разу не встречались лицом к лицу, и единственный раз непосредственно командовали сражающимися армиями в битве при Ватерлоо. Причем Веллингтон отдавал Наполеону должное, говоря, что «на поле боя он один стоит 40 тысяч человек».
Дом, в котором Наполеон доживал свои дни на острове Св. Елены, находился в этом районе / Фото Getty Images
Эндрю Робертс, известный английский историк, автор книги о взаимоотношениях двух военных лидеров Napoleon And Wellington, отмечал, что хотя именно английский герцог спас его от казни после Ватерлоо, Наполеон ему за это благодарен не был, и даже в своём завещании оставил деньги человеку, который покушался на жизнь Веллингтона.
Тот отомстил своему военному сопернику тем, что собрал огромную коллекцию наполеоновской меморабилии и переспал с двумя любовницами императора.
Впрочем, Веллингтон вообще любил женщин (за исключением своей жены), и какую роль в его амурных развлечениях сыграла политическая месть, сказать трудно.
Александр Великий, Наполеон, Гитлер и Сталин
Трудно сказать, действительно ли Ридли Скотт считает Наполеона монстром или же просто создаёт фильму дополнительную рекламу, сознательно провоцируя гнев одной части публики и восхищение другой.
Он проделывал нечто подобное и раньше, недаром некоторые журналисты считают режиссёра подарком для интервьюера, которому можно просто задать вопрос, а потом откинуться на спинку стула, расслабиться и получать удовольствие.
Колумнист британской газеты Guardian Стюарт Херитедж как-то сказал, что «никогда не получал такого удовольствия в своей жизни», чем когда брал интервью у Скотта.
Какими бы соображениями Скотт ни руководствовался, а не исключено, что он действительно просто выразил свою точку зрения без какой бы то ни было задней мысли, но в интервью журналу Empire он высказался довольно категорично : «Я сравниваю с Александром Великим, Адольфом Гитлером, Сталиным. Послушайте, на нём реально висит масса дерьма», – заявил режиссёр, говоря о национальном герое и гордости французов.
Первый вопрос: насколько правомочно объединять Александра Македонского с Гитлером и Сталиным?
В моём представлении – это бред, учитывая, что Александр, насколько известно историкам, не занимался геноцидом своего либо какого бы то ни было другого народа, и хотя спалил столицу персов, но вроде бы сделал это не нарочно.
Ладно, оставим древнюю историю на совести Ридли Скотта и обратимся к временам не столь отдалённым.
Посмертная репутация Наполеона была серьёзно испорчена 23 июня 1940 года, когда Адольф Гитлер приехал в захваченный им Париж. Он долго стоял у могилы императора, взирая на его красный саркофаг.
Кстати, если говорить об исторических параллелях, то грех не вспомнить, что саркофаг этот был сделан из карельского малинового кварцита, которым также отделан мавзолей Ленина. Видимо, этот факт Скотту остался неизвестным, иначе в список мировых злодеев добавилось бы ещё одно имя.
Как бы то ни было, после посещения фюрера в общественном сознании сложился ещё один стереотип, объединивший судьбы французского императора XIX века с германским диктатором века XX.
Оба они родились в странах за пределами тех, которыми управляли, оба стремились захватить всю Европу, оба после первых успехов на полях сражений потерпели поражение под Москвой, оба собирались, но так и не собрались, завоевать Британские острова. И оба, в конце концов, были разгромлены объединившимися против них союзными армиями.
Но с тем же успехом Наполеона можно поставить в один ряд и с Уинстоном Черчиллем.
Оба начинали карьеру в армии, оба одержали впечатляющие победы в начале своего политического и военного пути: Наполеон – под Тулоном в 1793 году, Черчилль – под Омдурманом в 1898-м.
Наполеон получил под своё командование французскую внутреннюю армию в 26-летнем возрасте, в 30-летнем стал первым консулом, совершившим государственный переворот, а императором был провозглашён в 1804 году в возрасте всего 35 лет. Черчилль стал министром кабинета в 34, а в неполные 40 в начале Первой мировой войны – Первым лордом Адмиралтейства, под командованием которого находился крупнейший на тот момент флот во всём мире.
На этом, однако, сходство заканчивается, потому что карьера Черчилля на какое-то время прервалась, после чего ему всё-таки удалось вернуться в политику и стать премьером, под руководством которого Британия стала одной из победительниц Второй мировой войны. Наполеон же шёл от победы к победе, пока не потерпел окончательное поражение под Ватерлоо.