Первые шаги в профессии
В России в начале прошлого века изучать теорию воздухоплавания возможно было только в Москве – в Императорском высшем техническом училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана). Именно здесь решает продолжить свое обучение будущий авиаконструктор.
Однако Первая мировая война вносит свои коррективы: вскоре студента Павла Сухого мобилизовали в армию. Учеба была прервана на целых шесть лет, но в 25-летнем возрасте он возвращается в училище и в 1925 году получает заветный диплом инженера. Кстати, руководителем его дипломного проекта был сам Андрей Туполев. Он одним из первых отметил неординарное мышление и особый талант молодого инженера и пригласил 30-летнего Павла Сухого на работу в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).
Здесь за короткий срок он вырос от инженера-конструктора до заместителя начальника бригады. На этой должности, будучи правой рукой Путилова, Сухой занимался созданием первого советского цельнометаллического истребителя АНТ-5 (И-4). В 1930 году Павел Сухой стал начальником бригады, а позже ведущим конструктором по проектированию самолета АНТ-25, на котором через несколько лет экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова совершили легендарные перелеты через Северный полюс в Америку.
Настоящее и будущее ОКБ им. П.И. Сухого
Публичное акционерное общество «Компания «Сухой»
Сокращенное наименование: ПАО «Компания «Сухой»
Руководство:
- Генеральный директор ПАО – Озар Игорь Яковлевич
- Председатель Совета директоров – Слюсарь Юрий Борисович
Акционеры ПАО «Компания «Сухой»:
- ПАО «ОАК» (81,25% акций)
- Внешэкономбанк (17,29% акций)
- АО “РСК “МиГ” (0,71% акций)
- Росимущество (0,30% акций)
Сфера деятельности:
- Выполнение полного цикла работ в авиастроении – от проектирования до послепродажного обслуживания. В состав холдинга входят ведущие российские конструкторские бюро и серийные самолетостроительные заводы:
- “Новосибирский авиационный завод (НАЗ) им. В.П. Чкалова”.
- “Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (КнААЗ) им. Гагарина.
- Акционерное общество «Гражданские самолёты Сухого».
Текущие проекты:
- Программа пятого поколения: Основной программой по данному направлению стал проект по созданию перспективного многофункционального истребителя;
- Су-30МК2;
- По заказу ВВС Китая ведутся работы по модернизации многоцелевого истребителя Су-30МК, оборудованного новой системой вооружения;
- Су-32 – экспортная версия Су-34;
- Су-33;
- Су-35;
- Гражданские программы «Сухого»: ОАО «Компания «Сухой» ведет работу по диверсификации производственной деятельности. Наиболее масштабной гражданской программой компании является семейство региональных пассажирских самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ)
“Новосибирский авиационный завод (НАЗ) им. В.П. Чкалова”:
Руководство:
Заместитель генерального директора – директор филиала ПАО «Компания «Сухой» «Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова» – Смирнов Сергей Александрович
Сфера деятельности:
Серийное производство военных и гражданских самолётов
Проекты последних лет:
- Производство истребителя-бомбардировщика Су-34;
- Участие в программе перспективного регионального самолета SSJ;
- Участие в программе создания боевого авиационного комплекса 5-го поколения.
“Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (КнААЗ) им. Гагарина:
Руководство:
Заместитель генерального директора – директор филиала ОАО “Компания “Сухой” “Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина” – Пекарш Александр Иванович.
Сфера деятельности:
- производство самолетов военного и гражданского назначения для внутренних и экспортных поставок
- производство технических комплектов для лицензионного производства
- ремонт, модернизация и послепродажное обслуживание авиационной техники
- производство гражданской продукции, товаров народного потребления
- оказание услуг по выполнению воздушных перевозок.
Проекты последних лет:
- Одноместные и двухместные модификации самолетов семейства Су-27;
- Производство двухместных многоцелевых истребителей Су-30М2/МК2 и многофункциональных сверхманёвренных одноместных истребителей Су-35/С в интересах Министерства обороны РФ и для поставки на экспорт;
- Производство перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации пятого поколения Т-50 (ПАК ФА);
- Ремонт, модернизация и послепродажное обслуживание авиационной техники;
- Производство составных частей регионального пассажирского самолёта Sukhoi Superjet-100.
Акционерное общество «Гражданские самолёты Сухого»
Сокращенное наименование: АО «ГСС»
Руководство:
- Президент – Рубцов Александр Иванович
- Председатель Совета директоров – Алешин Борис Сергеевич
Акционеры АО «ГСС»:
ПАО «Компания «Сухой» (100 % акций)
Сфера деятельности:
- маркетинговая деятельность на российском и международном рынках;
- проведение научно-исследовательских, опытных, проектно-конструкторских и внедренческих работ по гражданской авиационной технике;
- осуществление летных испытаний опытных образцов установочных и серийных партий самолетов, оборудования, средств эксплуатации и ремонта;
- деятельность по созданию международной кооперации.
- Представительства за рубежом
Текущие проекты: В настоящее время основным проектом АО «ГСС» является создание семейства российских региональных самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ) вместимостью 95 мест. Сфера деятельности:
- Проектирование и производство военных самолетов – основное направление деятельности компании “Сухой”.
- Компания “Сухой” развивает различные направления гражданского самолетостроения. Новые перспективные проекты Компании по созданию самолетов гражданского назначения.
Проекты последних лет:
Ни разу не попадал под арест
Для тех времен – 1930-40 года – это было очень необычно. Практически все советские авиаконструкторы побывали в лагерях. Сидел и Андрей Туполев – руководитель конструкторского бюро, в котором начинал Павел Сухой.
– Возможно, это судьба. Действительно, тридцатые-сороковые годы прошлого века были очень тяжелым временем. Исследовательская работа, в том числе и авиаконструкторов, велась в так называемых «шарашках» – закрытых учреждениях, где люди работали, жили и могли выйти «в мир» только по особому разрешению.
Бомбардировщик-ракетоносец Т-4, разработанный Павлом Сухим в 1972 году. Мог развивать скорость 3200 км/ч с дальностью полета до 7 тыс. км. Выиграл конкурс на создание сверхзвукового истребителя авианосцев, но в серию не пошел. Стоимость разработки составила 1,3 млрд советских рублей.
Было широко распространено доносительство – великий Сергей Королёв получил 10 лет лагерей по сфабрикованному доносу, который составил его коллега. Можно только представить, что с ним происходило во время «следствия», если сам конструктор потом написал «признательное» письмо о том, что был членом троцкистской антисоветской организации. В результате он провел несколько лет в лагере на тяжелых земляных работах. Это серьёзно подорвало его здоровье и привело к преждевременной смерти. Его освободили потому, что во время войны надо было кому-то делать самолеты – в разгаре было «дело самолетостроителей», когда специальная комиссия ездила по заводам и выявляла распространенный брак, наказывая по законам военного времени виновных. В военное время разговор был короткий, часто дело заканчивалось расстрелом. В результате, кадров не хватало.
Конструкторам руководство ставило жесткие сроки, в которые необходимо было уложиться, иначе – в лучшем случае лагерь. Конструктивный просчет запросто приравнивался к вредительству и это могло закончится расстрелом. И в этой обстановке Павел Сухой сумел выжить и даже не попасть под следствие. Более того, в 1939 году он вступил в должность Главного авиационного конструктора собственного конструкторского бюро. В 1949 году бюро упразднили, но в 1953-м Павел Сухой возглавил новое опытное конструкторское бюро №51, – рассказывает Игорь Углик.
Памятник героям-авиаторам в Лиде. Выведенный из эксплуатации штурмовик СУ-25 установлен на постаменте в 2015 году
Новое конструкторское бюро изучало два американских истребителя F-86 «Sabre», которые СССР заполучил во время Корейской войны. Перед Сухим была поставлена задача создать советский реактивный истребитель, который превзойдет американские. И именно в этом КБ были созданы самые известные модели СУ. А сам Павел Сухой стал лауреатом Ленинской и Сталинской премий, дважды Героем социалистического труда, лауреатом двух Государственных премий – СССР и РФ (посмертно).
– Доктором технических наук Павел Сухой стал еще в 1940 году. Единственное, чего у него не было, так это звания академика. Но и без него можно сказать, что простой крестьянский парень получил все, о чем мечтал каждый гражданин Советского Союза, – резюмирует Игорь Углик.
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.
Ветеран Афгана
«Семнадцатого» ждала интересная судьба. Он пережил более 15 модификаций, выпускался до 1990-х годов и до сих пор находится на вооружении некоторых стран. Его возможности оценили не только советские военные и страны – участницы социалистического блока, но и представители Минобороны других государств. Из 2867 выпущенных Су-17 и его модификаций 1165 машин пошло на экспорт.
Су-17М4 на авиабазе Баграм, Афганистан
Самолет получил боевое крещение в ходе арабо-израильской войны 1973 года. Затем Су-17 сражался по всему свету – от Ливана, Анголы и Перу до Ирака, Йемена и Чада. Последние конфликты в Сирии также не обошлись без участия «семнадцатого». Но самое известное его боевое применение – в Афганском конфликте 1979-1989 гг. Су-17 можно считать полноправным ветераном Афгана, прошедшим всю войну от и до. Последние Су-17М4 были выведены из состава ВВС РФ в 1998 году.
Семейство Су-17 стало большой удачей ОКБ Сухого и лично Павла Осиповича. Для своего времени Су-17 являлся одним из наиболее эффективных боевых самолетов ВВС СССР и остается одной из самых ярких машин в наследии великого авиаконструктора.
Безграничный потенциал
Один из ярких примеров высокого потенциала ОКБ – это высокоманевренный истребитель Су-27. Взлетев в 1977 году, этот самолет по праву признан одним из главных символов отечественной авиации.
«Двадцать седьмой» объединил в себя все самые передовые разработки своего времени, обеспечив тем самым грандиозный потенциал для модернизации на годы вперед. Создан ряд модификаций Су-27, а также новые самолеты на его базе: палубный Су-33, истребитель-бомбардировщик Су-34, многофункциональные истребители четвертого поколения Су-30СМ и Су-35. Можно сказать, что «двадцать седьмой» заложил основы для создания первого российского истребителя пятого поколения Су-57.
Силуэт Су-27, его сверхманевренные особенности были особо оценены специалистами всего мира. «Никогда не забуду первый демонстрационный полет Су-27 в Париже. Виктор Пугачев делал вираж на Су-27 в 360 градусов за 10 секунд, средняя скорость на вираже – 36 градусов/с. А мы тогда лишь надеялись, что наш истребитель следующего поколения сможет достигнуть 25 градусов/с», – вспоминал летчик британских ВВС Джон Фарлайт.
К сожалению, сам Павел Осипович не застал триумфальную иностранную премьеру Су-27 на Ле-Бурже. Выдающийся конструктор скончался в сентябре 1975 года на 81-м году жизни. Но созданная им научная школа проектирования смогла обеспечить стабильную деятельность и развитие коллектива на многие годы вперед. «Путь к сегодняшнему мировому триумфу семейства самолетов нашего КБ был непрост и нелегок. Но такой несомненный успех, всемирное признание заслуг ОКБ закономерны, в каждой новой машине, сконструированной коллективом, неизменно присутствует стиль, дух и незаурядный инженерный ум Павла Осиповича, сумевшего подготовить и воспитать не одно поколение талантливых конструкторов, летчиков-испытателей, производственников, способных удерживать отечественную авиацию на самом высоком современном уровне», – отмечал генконструктор ОКБ Сухого Михаил Симонов.
За свою историю коллективом ОКБ создано более 100 типов самолетов и их модификаций. Общее число серийно выпущенных самолетов превысило 12 тыс. единиц. Более 2500 машин экспортировано в 42 страны мира. На самолетах марки «Су» установлено около 70 мировых рекордов.
Самолеты “Сухого”
Самолёты, которые носят название «Сухой» + номер; в советском и с 1991 — в российском авиастроении принято сокращение «Су»; Две серии опытных, экспериментальных и серийных летательных аппаратов; в первой серии — оснащённые поршневыми авиадвигателями и тянущим винтом, после Второй мировой войны — оснащаются реактивными двигателями; во второй серии — движителем являются различные типы реактивных двигателей; самолеты ОКБ Сухого, которые носят фамилию в память основателя и первого руководителя конструкторского бюро Павла Сухого.
Талантливым авиаконструктором был Павел Осипович Сухой. Под его руководством создано более 50 конструкций самолетов, многие из которых отличались высокими летно-техническими и боевыми характеристиками:
- Разработчик истребителя “И-4” (1926-1927), “И-14” (1932-1934).
- Самолетов “РД” (“АНТ-25“), “Родина” (“АНТ-37“).
- Многоцелевой самолет его конструкции (Су-2) успешно применялся в годы Великой Отечественной войны.
- В 1942-1943 годах он создал бронированный штурмовик Су-6.
- Сухой является также одним из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации. В послевоенные годы в КБ под его руководством разработаны реактивные самолеты Су-9, Су-11, Су-12, Су-15 и др.
- Под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука.
- 1949г. Проект первого сверхзвукового штурмовика Су-14
- В 1955-1956 годах – сверхзвуковые реактивные самолеты со стреловидным и треугольным крылом истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колесно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла.
- Фронтовой бомбардировщик Су-24.
- Штурмовик Cу-25.
- На экспериментальных самолетах “Т-431” и “Т-405» конструкции Сухого установлены 2 мировых рекорда высоты (1959 и 1962 годы) и 2 мировых рекорда скорости полета по замкнутому маршруту (1960 и 1962 годы).
- Палубный истребитель Су-33.
- Многоцелевой истребитель Су-27, Су-30, Су-35, Су-37.
- Лёгкий спортивный самолёт Су-26, Су-29, Су-31.
- Малозаметный многоцелевой истребитель Су-57.
- Фронтовой бомбардировщик Су-34.
- Штурмовик Су-39.
- Пассажирский самолёт местных авиалиний Су-80.
- Пассажирский самолёт средней дальности SSJ
- Рекордный самолёт П-42.
- Палубный истребитель Су-47
- Т-60 – проект закрыт.
- КР-860 «Крылья России»— проект двухпалубного широкофюзеляжного самолёта ОКБ Сухого. Разрабатывался в пассажирском и грузопассажирском варианте.
- Сверхзвуковой бизнес-самолёт SSBJ – проект.
В ближайшие годы на смену фронтовому бомбардировщику Су-24М придет не имеющий аналогов в мире многофункциональный бомбардировщик Су-34. Его основное предназначение – поражение точечных сильно защищенных целей в любое время суток и в любых погодных условиях.
Под руководством Сухого впервые созданы отделяемая (с помощью пороховой катапульты) носовая часть фюзеляжа с гермокабиной лётчика, створки перепуска воздуха с двусторонним отклонением, обеспечивающие устойчивую работу двигателя на всех режимах полёта, боковые секторные сверхзвуковые регулируемые воздухозаборники; система управления самолётом на необратимых бустерах. На экспериментальном самолёте Т-4, рассчитанном на скорость полёта, втрое превышающую скорость звука, впервые в СССР были широко использованы титан и высокопрочная нержавеющая сталь, а также применена в первые электродистанционная система управления самолётом. Под руководством Сухого была начата разработка высокоманёвренного истребителя Су-27 с интегральной аэродинамической компоновкой, с успехом демонстрировавшегося на многих международных авиационных выставках 80-х гг.
Су-17 расправляет крылья
Рабочее проектирование Су-17 под заводским шифром С-32 было выполнено в ОКБ в 1967-68 гг. Если экспериментальная модель являлась, по сути, копией Су-7Б, демонстрировавшей возможности подвижного крыла, то в серийном самолете можно было найти больше отличий. В нем решили обновить БРЭО, автоматическое управление и расширить список вооружения управляемыми ракетами X-23 и подвесными пушечными установками. В связи с этим были внесены изменения в фюзеляж и фонарь кабины.
Су-17М
Постройка серийных самолетов проводилась на Дальневосточном машиностроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Полет первого предсерийного Су-17 состоялся 1 июля 1969 года. По результатам государственных испытаний новый самолет был рекомендован к принятию на вооружение, а первые Су-17 стали поступать в Военно-воздушные силы уже в 1970 году.
Военные приняли самолет воодушевленно, отмечая его уникальные качества. Именно на Су-17 впервые применялся сброс ядерной бомбы с кабрирования или бомбометание с полупетли. Бомба сбрасывалась в положении самолета около 90 градусов, после чего летчик на форсаже уходил от места сброса. Заместитель главкома ВВС, создатель методологии долгосрочного программного планирования развития отечественной авиации Михаил Никитович Мишук так отзывался о Су-17: «Дерзкую по своему замыслу идею − управлять аэродинамикой самолета непосредственно в полете − блестяще воплотил в своем самолете Павел Осипович Сухой… Сложная конструкция поворотного крыла была «вживлена» в тело уже летавшего несколько лет и претерпевшего много модификаций самолета Су-7Б. Надо быть Сухим, чтобы решиться на такой смелый эксперимент для боевого самолета. Идея оказалась дальновидной и практичной».
Дальность – больше, взлет и посадка − короче
Работы над моделью под кодом «С-22И» начались в ОКБ в 1963 году. Павел Осипович лично контролировал процесс, он же предложил рационализаторское решение − поворотную часть крыла вдвигать внутрь стационарной. Изначально планировалось, что крыло будет фиксироваться только в двух крайних положениях – расправленном и собранном. Но в итоге был спроектирован гидромеханический привод, который можно было останавливать при любом градусе стреловидности.
С-22И
Стреловидность поворотной части консоли могла изменяться от 63 до 30 градусов. Критическим моментом была стабильная подвижность шарниров в любых условиях, ведь невыход подвижной части одного из крыльев мог привести к катастрофе. Для улучшения подвижности шарниров применяли специальную, только что разработанную авиационную смазку «Свинцоль».
За нововведения в новом самолете пришлось заплатить уменьшением объема топлива, которое у Су-7Б хранилось в крыльях, и увеличением массы крыла на 400 кг. Но испытания показали, что при этом основные летно-технические характеристики самолета только улучшились. Изменяемость геометрии крыла привела к снижению расхода топлива и увеличению дальности полета. При меньшей стреловидности у самолета становилась короче длина разбега и посадки. А значит, он мог садиться на большее количество аэродромов. Это была очередная победа Павла Осиповича Сухого и его коллектива.
Авиастроение
В середине 1921 г. у Сухого появилась возможность возобновить обучение в стенах уже Московского Высшего технического училища. После окончания занятий, он подрабатывал в КБ Фомина, где разрабатывались модели дирижаблей.
Одновременно с этим, Павел посещал авиационный кружок, желая получить как можно больше знаний и опыта в этой области. В 1924 г. он начал трудиться чертежником в отделе ЦАГИ. Тогда же он занялся написанием диплома, который ему в конечном счете удалось успешно защитить.
«Су-2»
В результате, Сухой стал дипломированный инженером-механиком
Еще до окончания учебы на него обратил внимание Андрей Туполев, который позже предложил ему место в АГОС. Так молодой специалист начал трудовую деятельность в качестве инженера-конструктора в Конструкторском бюро
В последующие годы биографии Павел Сухой уверенно продвигался по карьерной лестнице, став вначале начальником бригады, а затем заместителем главного конструктора. В данное время он, под предводительством Туполева, участвовал в производстве истребителей марки «И-4» и «И-14», а позднее «АНТ-25» и «АНТ-37бис».
Интересен факт, что «АНТ-25» являлся 1-м в мировой истории самолетом, на котором был совершен трансполярный перелет. Далее Сухой участвовал в проектировании легкого бомбардировщика «Су-2», который использовался на первых этапах Великой Отечественной войны (1941-1945).
Позже была проведена модернизация бомбардировщика, вследствие чего в производство был запущен бомбардировщик «Су-4». Сухой пользовался неоспоримым авторитетом у коллег, поэтому еще в разгар войны был назначен директором и главным конструктор КБ, базировавшегося на ряде предприятий.
Интересен факт, что в 1940 г. Сухой удостоился степени доктора технических наук без защиты диссертации
Важно отметить, что к 1943 г. под его руководством был построен бронированный штурмовик «Су-6»
На нем были установлены 2 пушки «ВЯ-23», 2 пулемета «ШКАС» и 1 пулемет «УБТ», при этом бомбовая нагрузка составляла – 400 кг бомб.
В конце войны ученый был одним из пионеров производства реактивных воздушных суден. Он понимал, что именно за этими машинами будущее. Позже был построен «Су-17» – первый в истории страны самолет с видоизменяемой геометрией крыла.
В 1956 г. Павел Сухой стал генеральным конструктором, находясь в числе передовых авиаконструкторов в сфере советской реактивной авиации. В частности, он создал истребитель «Су-7», скорость которого в 2 раза превышала скорость звука. Позднее начали выпускаться разные модели истребителей – перехватчики, бомбардировщики, штурмовики и прочие разновидности боевых машин.
За годы научной биографии Павел Сухой сконструировал свыше 50 модификаций самолетов и удостоился ряда наивысших государственных наград. С 1958 по 1974 год он был членом Верховного Совета СССР. Современники описывали его как сдержанного, молчаливого и вежливого человека, которому не были присущи эмоции.
Коллеги Сухого отмечали, что он неоднократно прибегал к решениям, которые казались другим неверными или малоэффективными. И только когда проходило какое-то время становилось ясно, что его предположения были точными.
Способность Павла Осиповича предвидеть те или иные нюансы, удивляла его сослуживцев. Один из передовых авиаконструкторов СССР – Архип Люлька говорил, что Сухой спроектировал модели самолетов на грани научной фантастики.
Полет, который предопределил судьбу
По воспоминаниям Павла Сухого, небом он «заболел» еще в гимназическом возрасте. Когда он с друзьями возвращался из гимназии домой, то увидел в небе самолет – это был один из показательных полетов пионера авиации в Российской империи Сергея Уточкина. «Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами!», – вспоминал потом авиаконструктор. Но был ли у него, крестьянского сына, шанс приобщиться к авиации?
– Павел Сухой – хотя, на самом деле, я думаю, что его настоящая фамилия Сухи (Сухі), а русское окончание появилось позже, – был из крестьянской семьи, хотя его отец получил образование и стал учителем. И это удивительно, когда выходец из крестьян смог добиться такого крупного успеха. Обычно такой путь проходили представители шляхты или, как минимум, горожане. Но ответ прост – он был исключительно талантлив. Есть такие люди, у которых талант проявляется достаточно рано и он узконаправленный. Похоже, ему было предначертано стать авиаконструктором, – отмечает Игорь Углик.
Сергей Уточкин на аэроплане «Фарман IV». Через полсотни лет Сухой будет создавать могучие реактивные самолеты
А еще в царской России со времен Александра III работали системные социальные лифты. В Гомеле Павел Сухой учился в Александровской мужской гимназии. Потом попытался поступить в Императорское Московское техническое училище (ИМТУ), – это было единственное в Российской империи учебное заведение, где изучались теоретические и технические проблемы воздухоплавания на аппаратах тяжелее воздуха. Не поступил из-за проблем с документами. Год проучился на математическом факультете Московского университета, а потом все-таки поступил в ИМТУ.
– Он поставил перед собой цель получить хорошее техническое образование и добился этого. Его первым учителем в профессиональной сфере стал профессор Николай Жуковский, которого называют «отцом русской авиации». Павел Сухой был вынужден прервать обучение – он был призван в армию и воевал на Западном фронте во время Первой мировой войны артиллеристом в чине прапорщика. Вернувшись – учительствовал в Лунинце, а затем восстановился в техническом училище и писал дипломную работу под руководством Андрея Туполева, тогда еще молодого авиаконструктора. То есть мы видим, как талант преодолел все социальные предрассудки, и Сухой добился всего, чего хотел, – рассказывает Игорь Углик.
Павел Сухой