Подвиг крейсера «варяг»: что было на самом деле

Легендарное сражение бронепалубного крейсера Варяг и канонерской лодки Кореец с эскадрой из шести крейсеров и восьми миноносцев японского флота Подвиг россиян произвел колоссальное впечатление в России и далеко за ее пределами

«ВАРЯГ»

…Из пристани верной мы в битву идем, Навстречу грозящей нам смерти, За Родину в море открытом умрем, Где ждут желтолицые черти!Свистит и гремит и грохочет кругом, Гром пушек, шипенье снаряда, — И стал наш бесстрашный, наш верный «Варяг» Подобьем кромешного ада!В предсмертных мученьях трепещут тела, Вкруг грохот и дым, и стенанья, И судно охвачено морем огня, — Настала минута прощанья.Прощайте, товарищи! С Богом, ура! В кипящее море под нами! Не думали мы еще с вами вчера, Что нынче уснем под волнами!Не скажут ни камень, ни крест, где легли Во славу мы русского флага, Лишь волны морские прославят во век Геройскую гибель «Варяга»!Перевод Е.Студенской. Новый журнал иностранной литературы, искусства и науки. 1904 г., №4

Судьба крейсера после главного подвига

Когда японские инженеры обследовали «Варяг» на дне залива Чемульпо, они пришли к неутешительному выводу: конструктивные недостатки, помноженные на значительные боевые повреждения, делали подъем корабля и его ремонт экономически не выгодным. Однако японцы все-таки пошли на дорогостоящую процедуру, подняли, отремонтировали и ввели крейсер в строй как учебный корабль под именем «Сойя».

Подъем крейсера «Варяг» японцами, 1905 год. Фото: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11901184@cmsArticle по лицензии Creative Commons Attribution

В самый разгар Первой мировой войны, когда Российская империя остро нуждалась в боевых кораблях, после длительных переговоров, крейсер был за большие деньги выкуплен у Японии.

Под своим родным именем он вошел в состав русского флота. Техническое состояние «Варяга» было удручающим. Правый вал гребного винта был погнут, из-за чего корпус подвергался сильной вибрации. Скорость корабля не превышала 12 узлов, а его артиллерия состояла лишь из нескольких мелкокалиберных пушек устаревшего образца. В кают-компании крейсера висел портрет капитана 1 ранга Руднева, а в матросском кубрике по инициативе экипажа был размещен барельеф, изображающий сцену боя в Чемульпо.

В марте 1917 года крейсер получил предписание совершить переход из Владивостока в Мурманск через Суэцкий канал. 12 офицерам и 350 матросам под командованием капитана 1 ранга Фалька этот поход дался очень тяжело. В Индийском океане во время шторма в угольной яме открылась течь, с которой экипаж непрерывно боролся. В Средиземном море крен судна достиг угрожающих значений, и кораблю пришлось встать на ремонт в одном из портов. В июне 1917 года корабль прибыл в Мурманск, где должен был усилить флотилию Северного Ледовитого океана.

Состояние крейсера было столь тяжелым, что сразу по прибытии в Мурманск флотское командование направило его для прохождения капитального ремонта в английский порт Ливерпуль. Воспользовавшись политической неразберихой в России, англичане отказались ремонтировать корабль. Большую часть экипажа «Варяга» они насильственно вывезли в США.

Когда после Октябрьской революции немногочисленные российские матросы, оставленные на крейсере для охраны, попытались поднять на нем флаг Советской республики, они были арестованы, а крейсер объявлен собственностью военно-морского флота Великобритании.

При следовании к месту разборки в Ирландском море многострадальный крейсер сел на мель. Попытки снять его с прибрежных камней не увенчались успехом. Легендарный корабль нашел свое последнее пристанище в 50 метрах от берега в небольшом местечке Лэндалфут в шотландском графстве Южный Эйршир.

Ремонт и модернизация корабля

1906 — 1907 г.г.

Вид на палубу с переднего мостика

В ходе капитального ремонта корабля, поднятого со дна японцами после его затопления в бою у Чемульпо, внешний вид крейсера сильно изме­нился. В первую очередь, из-за новых ходовых мостиков, штурманской рубки, дымовых труб и вентиляторов. На мачтах были демонтированы марсовые площадки. 75-мм орудия Гочкиса заменены на 76-мм пушки Армстронга. С бортов корабля сняты шесты противо­минных сетей.

1916 г.

Российская приёмная комиссия нашла возвращённый Японией корабль в плохом техническом состоянии. Например срок эксплуатации котлов Никлосса до полной выработки ресурса составлял не более 1,5 — 2 лет.
В ходе ремонта во Владивостоке на крейсере были переставлены в диаметральную плоскость носовые 152/45-мм орудия Канэ, а также два таких же орудия на юте. В результате этого количество орудий в бортовом зал­пе увеличилось до восьми. На всех орудиях, сто­ящих открыто, уста­новили укороченные броневые щиты.
Отремонтированы механизмы наведения орудий и увеличены углы возвышения с 15° до 18°. Устранены мертвые ходы механиз­мов. Пулемёты приспособлены для стрельбы по самолётам. Во время ходовых испытаний при задействовании 22 котлов из 30, «Варяг» развил скорость в 16 узлов.

Историческая справка

История корабля крейсера «Варяг» и его создание начались в 1898 году. В 1900 году его передали Российской империи. Технические характеристики «Варяга» были на высоте и повторяли лучшие современные форматы того времени:

  1. Мощное вооружение: пушки и торпеды.
  2. Новейшие паровые котлы.
  3. Электричество.
  4. Телефоны и радиостанции.

Из-за этого всего через несколько лет службы «Варяг» не смог развить скорость больше 14 узлов (около 26 км/ч). Такая низкая скорость сводила на нет все его преимущества, и был поднят вопрос о ремонте. Однако в ходе испытаний крейсер достиг нужной скорости и вопрос был снят.

Интересный факт: котлы много лет исправно служили на других броненосцах, их применение не вызывало нареканий. В отчетах же командира Руднева было найдено немало ошибок, но узнать правду сегодня не представляется возможным.

Гибель кораблей

После возвращения «Варяга» и «Корейца» на рейд Чемульпо было принято решение об уничтожении кораблей. Командир «Корейца» Беляев так описал в рапорте гибель канонерки: «В 4 ч. 5 мин последовали два взрыва с промежутком 2−3 секунды. Лодка погрузилась на дно, причём носовая часть отделилась и перевернулась, а кормовая разорвалась на части. Этим взрывом пушки всех калибров уничтожены. Шифр, секретные приказы, бумаги, карты, таблицы опознавательных знаков сожжены. На шлюпки взяты два судовых образа, Царская грамота, серебряный Георгиевский рожок, деньги из сундука, вахтенный журнал и денежная отчётность. Взятые на шлюпки ружья приказано было бросить при приближении к французскому крейсеру Paskal. Офицеры, как и команда съехали без вещей».

Команду «Корейца» разместили на французском «Паскале», где отношение к русским морякам было наиболее благожелательным. Формально экипаж «Корейца» сам уничтожил свой исправный корабль и не мог относиться к числу терпящих бедствие.

Взрыв «Корейца». (Wikimedia Commons)

Капитан «Варяга» Руднев перед уничтожением корабля посетил английский крейсер «Талбот» и договорился, что российские моряки перейдут на нейтральные суда. Англичанин поставил лишь одно условие: не взрывать «Варяг», чтобы чужие корабли не получили повреждений. Уже в три часа пополудни экипаж русского крейсера перебрался на иностранные корабли. «Варяг» было решено затопить, открыв кингстоны. При этом подготовка к уничтожению велась крайне спешно. Не были выведены из строя орудия, на борту оставили тела погибших, навигационную и техническую документацию и даже боевые андреевские флаги.

«Варяг» затопили, но на очень неудачном месте: из-за мелководья во время отлива крейсер обнажался почти целиком. Заодно с боевыми кораблями сожгли русский пароход «Сунгари», имевший несчастье оказаться в феврале 1904 года в Чемульпо.

Через два дня над останками «Варяга» заполоскался японский флаг, а ещё через неделю водолазы приступили к обследованию затонувшего судна. За несколько месяцев были подняты все орудия и их боекомплект. Их признали полностью годными к использованию, и вскоре русские пушки приняли участие в шедшей войне, но уже на стороне японцев. Стреляли они при этом «родными» снарядами.

Окончательно «Варяг» подняли в августе 1905 года. Он самостоятельно вышел из порта, а после небольшого ремонта был переименован в «Соя» и включён в состав флота Страны восходящего солнца. Подъём «Корейца» оказался невозможен из-за последствий взрыва, поэтому его продали на металлолом.

Экипажи «Варяга» и «Корейца» были интернированы и через Сайгон и Одессу вернулись на родину. Все участники боя были отмечены наградами: все офицеры — орденом Святого Георгия 4-й степени, нижние чины — знаком отличия Военного ордена. Кроме того, была учреждена специальная серебряная медаль «За бой «Варяга» и «Корейца» при Чемульпо 27 января 1904 г.», которая выдавалась на нехарактерной для отечественной наградной системы длиной ленте цветов Андреевского флага. Имя героической лодки унаследовала канонерка Балтийского флота, также погибшая в неравном бою в 1915 году.


Медаль «За бой «Варяга» и «Корейца» при Чемульпо». (pinterest.ru)

Героический миф, который не затопишь, не убьёшь

Во время долгой дороги домой офицеров погибших кораблей одолевали мрачные мысли: многие из них были уверены, что за явно проигранный бой дома их ждёт суд. Однако в Севастополе команды торжественно встречали, как героев. Дело в том, что война шла крайне неудачно для России, и государственной пропаганде требовался хоть какой-нибудь пример для поднятия боевого духа сограждан. Решено было поднять на щит и объявить победой русского характера по сути проигранное сражение у Чемульпо.

Пропагандистский плакат о бое у Чемульпо. (flickr.com)

Из Севастополя команды привезли в Санкт-Петербург, причём на каждой станции морякам устраивали овации. Над перронами звучали две свежих песни об их славном подвиге. Стихи «Плещут холодные волны» поэт Репнинский опубликовал всего через 16 дней после сражения, и их срочно положили на музыку. Слова «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»» принадлежат австрийскому поэту Рудольфу Грейнцу. Это стихотворение спешно перевели на русский язык и сделали песней. Оба этих произведения не имеют ничего общего с реальными событиями у Чемульпо.

Команда «Варяга» в Петербурге. (Wikimedia Commons)

Экипажи «Варяга» и «Корейца» расформировали и распределили по разным флотам. На Тихий океан ни один моряк не отправился. Руднев ушёл в отставку в 1905 году в звании контр-адмирала. Через два года японский император Муцухито пожаловал русскому адмиралу орден Восходящего солнца, что было неоднозначно встречено российской публикой. Шутили, что японцы наградили Руднева за передачу им крейсера в хорошем состоянии.

Последний бой «Варяга» ещё не раз использовался пропагандой. Во время Первой мировой войны из песен о крейсере исчезли упоминания о «желтолицых чертях»: японцы превратились из врагов в союзников, а авторство австрийца стало замалчиваться. В 1954 году моряков, доживших до полувекового юбилея сражения, наградили советскими медалями «За отвагу», что тоже является уникальным случаем.

Предыстория

Рассматривая историю крейсера «Варяг», целесообразным будет обратиться к предшествующим ей событиям. Война России и Японии (1904 – 1905 гг.) велась между двумя империями за контроль над территориями Манчжурии, Кореи, а также над Желтым морем. После длительного перерыва она стала первым большим военным конфликтом, в котором применялось такое новейшее оружие, как дальнобойная артиллерия, броненосцы и миноносцы.

Вопрос Дальнего Востока на тот момент был для Николая II на первом месте. Главным препятствием к доминированию русских в этом регионе была Япония. Николай предвидел неизбежное столкновение с ней и готовился к нему как с дипломатической стороны, так и с военной.

Но в правительстве все же существовала надежда на то, что Япония, испытывая страх перед Россией, воздержится от прямого нападения. Однако ночью 27.01.1904 г. без объявления войны флот Японии неожиданно напал на русскую эскадру у Порт-Артура. Здесь находилась военно-морская база, которую Россия арендовала у Китая.

В результате несколько сильнейших кораблей, принадлежащих к русской эскадре, вышли из строя, что обеспечило высадку в феврале японских военных в Корее без всяких препятствий.

Ошибки при строительстве

В 1898 году в России была принята судостроительная программа. Из-за загруженности русских заводов часть заказов была размещена на американских верфях. Один из контрактов предусматривал постройку бронепалубного крейсера водоизмещением 6 000 тонн и скоростью 23 узла. Николай II распорядился присвоить строящемуся крейсеру имя «Варяг» в честь парусно-винтового корвета, участвовавшего в американской экспедиции 1863 года.

Строительство сопровождалось скандалами и жаркими спорами о том, каким должен быть будущий корабль. В поисках компромисса между судоверфью Крампа, наблюдающей комиссией и морскими чиновниками в Петербурге и Вашингтоне важные технические аспекты неоднократно пересматривались. Некоторые из этих решений впоследствии дорого обошлись экипажу крейсера, сыграв роль в его судьбе. К примеру, по настойчивому требованию судостроителей были установлены котлы, не позволившие кораблю развивать проектную скорость. Для облегчения массы корабля было решено отказаться от броневых щитов, защищающих орудийные расчеты.

Крейсер «Варяг» на судоверфи Крампа. США. Фото: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11901184@cmsArticle по лицензии Creative Commons Attribution

Русский флот пополнился замечательным кораблем. Длина крейсера по ватерлинии составляла 127,8 метров, ширина – 15,9 метров, осадка — около 6 метров. Паровые машины крейсера, состоявшие из 30 котлов, обладали суммарной мощностью 20 000 л.с. Множество корабельных механизмов имели электрический привод, что значительно облегчало жизнь экипажа, но повышало расход угля. Рубки, каюты, посты, погреба, машинные отделения и другие служебные помещения корабля были связаны телефонной связью, что было на тот момент новшеством для русских кораблей. «Варяг» был удивительно хорош своей архитектурой, отличавшейся четырьмя трубами и высоким полубаком, что улучшало мореходные качества корабля.

Крейсер получил мощное вооружение: двенадцать 152-мм орудий, двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм орудий, два 37-мм орудия, два 63,5-мм орудия Барановского. Кроме артиллерии, на крейсере были установлены шесть 381-мм торпедных аппаратов и два 7,62-мм пулемета. Для управления артиллерийской стрельбой корабль был оснащен тремя дальномерными станциями. Борта и боевая рубка крейсера были усилены солидной броней.

Для укомплектования крейсера предполагалось 21 офицерская должность, 9 кондукторов и 550 нижних чинов. Сверх этого штата, с первого выхода в море и до последнего боя, на борту присутствовал еще и священник. Командование новым кораблем доверили капитану 1 ранга Владимиру Иосифовичу Бэру, наблюдавшему за постройкой крейсера в Филадельфии с момента закладки до момента передачи русскому флоту. Бэр был опытным моряком, прошедшим за 30 лет все необходимые карьерные ступени от вахтенного начальника до командира. Он имел блестящее военное образование и владел тремя иностранными языками. Однако современники вспоминали о нем, как о жестком командире, державшем экипаж в исключительной строгости.

Совершив трансатлантический переход, крейсер «Варяг» прибыл в Кронштадт. Здесь новый корабль был удостоен посещения императором. Вот, как эти события описаны в воспоминаниях очевидцев: «Внешне он был похож скорее на океанскую яхту, нежели на боевой крейсер. Явление «Варяга» Кронштадту было обставлено как эффектное зрелище. Под звуки военного оркестра на Большой рейд вошел изящный крейсер в ослепительно белой парадной окраске. И утреннее солнце отразилось в никелированных стволах орудий главного калибра. 18 мая знакомиться с «Варягом» прибыл сам Император Николай II. Царь был пленен – он даже простил строителю некоторые сборочные недочёты».

«Варяг» по праву считался красивейшим кораблем Российского Императорского флота. Так он выглядел в июне 1901 года. Фото Е. Иванова. Фото: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11901184@cmsArticle по лицензии Creative Commons Attribution

Накануне войны

В самом начале 20-го века внимание мировой общественности приковал Дальний Восток. Было ясно, что этот регион в ближайшее время должен стать местом ожесточённой схватки за сферы влияния между двумя империями: огромной, но одряхлевшей российской и стремительно наращивавшей мощь японской

Страна восходящего солнца, недавно пережившая ускоренную модернизацию, изо всех сил старалась вклиниться в список мировых держав. Доказательством её могущества должна была стать победа над Россией.

Русское правительство, возможно, недооценивало угрозу, но тем не менее предпринимало определённые шаги для защиты своих интересов в Тихом океане. Пока туда неспешно двигалась мощная эскадра, имевшиеся на Дальнем Востоке боевые корабли взяли под охрану русские дипломатические представительства в регионе

Аналогичные меры предосторожности в связи с явно надвигавшейся войной предприняли и другие державы. Так, например, для охраны посольств европейских государств и США, находившихся в столице Кореи Сеуле, прибыли английские, французские, итальянские и американские военные корабли

Они встали на якорную стоянку в порту Чемульпо — морских воротах Сеула.

Рядом с ними на рейде встали корабли потенциальных противников: крейсер «Чиода» под японским флагом находился неподалёку от крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» под флагами андреевскими. «Варягом» командовал капитан первого ранга Всеволод Руднев. Опытный морской офицер происходил из потомственной флотской семьи и за время службы совершил три кругосветных плавания, однако боевого опыта не имел.

Со времён Крымской войны прошло полвека, за которые российский флот почти не принимал участия в боевых действиях. Два поколения морских офицеров имели о сражениях только теоретические знания. Это сказывалось и на подготовке рядового состава. «Варяг» под командой Руднева регулярно проводил учебные стрельбы, но эффективность их была крайне низка. Так, например, 16 декабря 1903 года крейсер выпустил по плавучей мишени 145 снарядов, но из них попали в цель лишь три мелкокалиберных.


Всеволод Руднев. (Wikimedia Commons)

Новый 1904 год встречали на русских кораблях в нервной обстановке. Приближение войны чувствовали не только офицеры. 550 матросов и унтеров «Варяга» и 162 нижних чина «Корейца» тоже не питали иллюзий по поводу ближайшего будущего. Руднев регулярно ездил за последними новостями в Сеул в российское посольство. Однако, как позже выяснилось, корейский телеграф находился под контролем японцев, и важные телеграммы из России адресатам не поступали. Из-за этого в посольстве даже не узнали вовремя, что 6 февраля 1904 года Япония разорвала с Россией дипломатические отношения, что фактически означало начало войны. Руднев узнал об этом даже раньше посла: ему сообщили, что капитаны европейских кораблей, у которых телеграф работал как часы, начали наступление.

Руднев передал новость послу и предложил эвакуировать диппредставительство на «Варяге» и «Корейце». Посол, не имевший надлежащих инструкций, заколебался. Он предложил направить «Кореец» для получения указаний в Порт-Артур, где спешно строилась база русского тихоокеанского флота. 8 февраля канонерская лодка покинула акваторию Чемульпо. Вдруг на её пути встала японская эскадра. В её составе был и крейсер «Чиода», который скрытно покинул порт накануне ночью. Японцы выпустили по канонерской лодке две торпеды. Та ответила огнём из пушки. Ни торпеды, ни снаряды в цель не попали. Капитан «Корейца» Григорий Беляев, поняв, что путь в открытое море закрыт, принял решение вернуться в порт.

Вслед за «Корейцем» в акваторию Чемульпо зашли японские корабли. Миноносцы взяли под прицел «Варяг» и «Кореец», а транспорты начали высаживать на берег войска. Тем временем командовавший эскадрой адмирал Уриу направил капитанам кораблей нейтральных государств официальное уведомление о начале войны с Россией и предложил им отойти подальше от русских судов, чтобы во время боя нейтралы не попали под огонь.

Вечером 8 февраля Руднев от французского капитана узнал об этом письме. Команды русских кораблей начали готовиться к бою. Позже специалисты ставили в вину Рудневу то, что он не попытался прорваться из Чемульпо ночью. Темнота могла бы помочь русским осуществить этот отчаянный шаг. Однако Руднев решил прорываться при свете дня.


Марка, посвящённая крейсеру «Варяг», 1972. (личная коллекция автора)

Новые публикации

Бамбара на русском. В Мали интерес к языку Пушкина огромен 19.03.2024

В Русском доме в столице Мали Бамако прошла презентация учебника русского языка как иностранного (РКИ), адаптированного для западноафриканского языка бамбара (бамана). Новое пособие позволит малийцам осваивать русский язык без французского посредника, что ускорит и облегчит процесс.

Русист из Колумбии: Выпускникам российских вузов проще найти хорошую работу 19.03.2024

«Именно язык Пушкина будет объединять Россию с другими народами планеты», –  пишет в своем эссе «Пушкин – наше всё. И что? Нужен ли русский гений новому поколению?» на XXIV Международный Пушкинский конкурс «Российской газета» русист из Колумбии Дина Максимова.

Знай русский! 10,5 миллиона или миллионов просмотров? 19.03.2024

Как грамотно заявить о количестве просмотров на своей странице в социальной сети? Почему нельзя сказать «четверо подписчиц»? Верно ли написание «десяти миллионный пользователь»? Предлагаем вспомнить основные правила, которые необходимо знать при употреблении числительных.

Альфонсо де Хойос (Испания): Корни русофобии стоит искать там же, где и корни испанофобии 18.03.2024

Испанский общественный деятель Альфонсо де Хойос представил в Мадриде книгу о своём предке – первом герцоге Альмодоваре-дель-Рио, который служил послом в Российской империи при Елизавете Петровне, Петре III и Екатерине Великой. История отношений между нашими странами знала разные периоды как охлаждения, так и дружбы, и ставить точку здесь ещё рано, уверен испанец.

«Русские музыканты не идут, а летят вперёд». 180 лет Н. А. Римскому-Корсакову 18.03.2024

Мы часто говорим о великих музыкантах, коими русская культура очень богата. Но актуальны ли они сейчас в огромном мультикультурном мире или такой музыке нужен «перевод»? Николай Андреевич Римский-Корсаков, 180-я годовщина которого отмечается 18 марта, – случай очень необычный.

Знай наших! Николай Бердяев и его русская идея 18.03.2024

Одного из самых известных в мире русских философов – Николая Бердяева – называют «философом свободы». Сам он писал, что для него свобода – это «дух, творческий акт, личность, общение любви». Его поиск духовной свободы получился непростым: дворянин, революционер, заметная фигура Серебряного века, эмигрант, участник Сопротивления, гражданин СССР.

«Мы научились согревать руки о горячие стреляные гильзы». 100 лет Юрию Бондареву 15.03.2024

«Все мы вышли из бондаревских «Батальонов…»», – сказал когда-то Василь Быков от имени всех писателей-фронтовиков. Бондарев прожил долгую плодотворную жизнь и ушёл совсем недавно, в 2020-м, в возрасте 96 лет. 15 марта мы отмечаем 100-летие писателя.

Студенты из Казахстана в восторге от Всемирного фестиваля молодёжи 15.03.2024

Студенты Казахско-русского международного университета (КРМУ)  недавно вернулись из Сочи, где представляли университет и Русский центр на Всемирном фестивале молодёжи.  Попасть на фестиваль было непросто, но время, проведённое в Сириусе, навсегда останется в их памяти.

В память о «Варяге»

Сразу после исторического боя в Чемульпо появилось немало желающих увековечить имя «Варяга» в названиях кораблей и судов. Так появилось не менее 20-ти «Варягов», которые в годы Гражданской войны отметились участием в боевых действиях и на стороне белых, и на стороне красных. Однако уже к началу 1930-х годов кораблей с таким именем не осталось. Наступили годы забвения.

О подвиге «варяжцев» вспомнили в годы Великой Отечественной войны. Военные газеты воспевали бой сторожевого корабля «Туман», рассказывая, что его моряки приняли смерть под песню о «Варяге». Ледокольный пароход «Сибиряков» получил негласное прозвище «полярного Варяга», а лодка Щ-408 – «подводного Варяга». Сразу после окончания войны был снят фильм о крейсере «Варяг», в котором его роль сыграл не менее известный корабль – крейсер «Аврора».

С большим размахом был отмечен 50-летний юбилей боя в заливе Чемульпо. Историкам удалось разыскать немало моряков, участвовавших в тех памятных событиях.

50-летие со дня боя в Чемульпо. Фото: Портал «Старый Владивосток»

В городах Советского Союза появилось несколько памятников, посвященных историческому бою.

Памятник «Варягу» на Морском кладбище во Владивостоке. Фото: РИА PrimaMedia

Ветеранам «Варяга» и «Корейца» были назначены персональные пенсии, а из рук главнокомандующего ВМФ СССР С.Г. Горшкова они получили медали «За отвагу».

Руководство советского флота решило вернуть заслуженное имя «в строй». «Варягом» назвали строящийся ракетный крейсер проекта 58. Этому гвардейскому кораблю была уготована долгая интересная служба. Ему довелось пройти Северным Морским путем. За 25 лет службы он 12 раз признавался отличным кораблем ВМФ СССР. Никому ни до, ни после не удавалось удерживать это звание 5 лет подряд.

Продолжение истории

Затопленный крейсер был поднят японцами со дна бухты Чемульпо через полгода после боя. После ремонта и модернизации корабль включён в 1907 г. в состав Императорского флота Японии как учебное судно под названием «Соя». Из уважения к подвигу русских моряков на корме корабля по решению императора Муцихито было сохранено старое название крейсера.

В 1916 г. он был выкуплен у Японии Россией и вошёл в состав русской флотилии Северного Ледовитого океана. В начале 1917 г. судно отправили для ремонта в Великобританию, но впоследствии из-за отказа большевистского правительства выплатить стоимость ремонтных работ оно было конфисковано английским правительством.

1925 год стал окончательной датой гибели «Варяга». В этом году проданный на металлолом корпус бывшего крейсера при транспортировке к месту разборки затонул во время шторма в Ирландском море на прибрежной отмели, где был позже взорван.

За более чем сто лет история крейсера «Варяг», его судьба стала легендой, в которой тяжело отделить реальные факты от выдуманных событий. Но несомненно одно — русские моряки совершили реальный подвиг.

Судьба моряков

Всех моряков забрали иностранные корабли и через нейтральные воды доставили их в Россию. С 19 марта по 6 апреля 1904 года все матросы группами были переправлены в Одессу. Оттуда моряки отправились в Санкт-Петербург. В городах, которые они проезжали, им был оказан теплый прием.

16 апреля матросы прибыли в столицу на Николаевский вокзал. В Зимнем дворце для героев был дан торжественный обед, на котором присутствовал император Николай II. Каждому гостю Николай II вручил именные часы и Георгиевский крест. Это был первый случай в истории России, когда награду получили абсолютно все участники битвы.

Команда «Варяга» была расформирована, матросов перевели на другие корабли, а командир крейсера «Варяг» повышен по службе и отправлен в отставку.

Американское чудо техники

К моменту начала русско-японской войны в 1904 году в российском обществе по отношению к будущему противнику царило «шапкозакидательское» настроение. Поражение привело к обратному результату: технические достижения японцев стали преувеличивать.

Гонка флотского вооружения

Япония в конце XIX века отставала от развитых государств в техническом плане, но уже сумела совершить грандиозный экономический прорыв.

Она не достигла уровня мировой державы, но составляла ведущим странам мира достойную конкуренцию. Для дальнейшего развития требовались ресурсы, отсутствующие на тесных островах – так объясняется воинственность молодого «азиатского тигра».

В 1895 году российская разведка получила информацию о намерении Японии увеличить свой флот, чтобы он превосходил российские силы на Тихом океане.

Допускать этого не следовало – Россия сама имела экспансионистские планы в Китае и Корее. Заказ на постройку корабля «Варяг» стал одним из шагов по предупреждению японского доминирования.

Американский заказ

Импортозамещение налажено не было – российские верфи работали медленно. Поэтому заказ на постройку бронепалубного крейсера «Варяг» получили корабелы Филадельфии. Там взялись сделать все за 20 месяцев. Орудия крейсера изготавливались в России.

Согласно проекту, данные крейсера отвечали всем новейшим (на то время) требованиям к боевому кораблю.

Описание технических характеристик корабля позволяет представить мощное, быстроходное, хорошо вооруженное судно.

  • Габаритные размеры: длина – 129, 56 м, осадка – 5,94 м, ширина – 15,9 м.
  • Водоизмещение – 6500 тонн (проектное), 6604 тонны (по факту).
  • Броня: палуба – от 37 до 76 мм, боевая рубка – 152 мм.
  • Суммарная мощность двигателей – 20 тыс. л. с.
  • Максимальная скорость – 24,59 узлов (получена на испытаниях).
  • Главный калибр – 152 мм (12 шт.).
  • Прочая артиллерия – 24 орудия (75-, 63-, 47-, 37-миллиметровые), 2 пулемета.
  • Прочее вооружение: 6 торпедных аппаратов 381 мм, 2*254 мм, 35 мин заграждения, 6 метательных мин.
  • Команда – 20 офицеров, 550 нижних чинов (согласно штату). В реальных условиях бывали изменения; так, на момент битвы с японцами на крейсере было 558 человек: 21 офицер, 4 кондуктора, 3 наемных штатских, священник, 529 матросов.

Русский заказ для верфей Филадельфии

В конце XIX ст. мир всё сильнее погружался в системный политический кризис. Сформировавшиеся к этому времени европейские империи соревновались за мировое лидерство не только между собой, но и всё сильнее чувствовали давление со стороны молодых хищников, претендующих на свою часть «мирового пирога». Одним из них стала Япония, с чьими территориальными и экономическими претензиями на Дальнем Востоке столкнулась Россия.

Стремительно развивавшейся экономике островного государства становилось тесно на ограниченном пространстве Японского архипелага.

В первую очередь это касалось флота, который должен быть превосходить по мощи флот Российской империи — одного из двух основных конкурентов Страны восходящего солнца в этом регионе на начало XX ст. (вторым были США).

Планы японцев не являлись для российского правительства секретом. Допустить этого было нельзя.

Одним из первых ответных шагов России в этой региональной «гонке вооружений» был заказ и ввод в строй крейсера «Варяг». История корабля началась не на русских верфях, поскольку они работали слишком медленно.

Заказ на постройку крейсера, технические характеристики которого должны были соответствовать передовым требованиям, поручили корабелам верфей Филадельфии, обязавшимся выполнить его за 20 месяцев.

Заказ был выполнен в срок, Россия получила крейсер в 1899 г. Но в строй корабль «Варяг» вступил лишь вначале 1901 г., поскольку пришлось устранять обнаружившиеся при приёмке проблемы с двигателями, котлы которых оказались ненадёжными из-за частых поломок. В результате проектная скорость в 26 узлов не достигалась, к тому же корабль мог остановиться в любой момент даже во время боя.

Были проблемы и с вооружением. Так, артиллерийские установки не имели броневой защиты, что делало их очень уязвимыми во время боя.

В дальнейшем, уже после легендарного сражения, корабль ещё два раза проходил модернизацию:

  • первый раз это сделали японцы, когда затопленный после боя корабль достался им в качестве трофея в 1905 г.;
  • ещё одна модернизация была произведена русскими, после того как крейсер был выкуплен ими у Японии в 1916 г.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: