Значение произведения
Для древнерусской литературы «Житие протопопа Аввакума» — необычное и непредсказуемое произведение. Жанр агиографии предполагает описание жизни святого, являющегося героем и примером для подражания христиан. Святой не может сам писать свое житие. Ещё живущему, а тем более священнику, христианский канон воспрещал писать собственное «житие». Однако Аввакум (и его духовный отец Епифаний) приходит к решению писать житие на автобиографическом материале, он убеждён, что достоин стать героем. таким образом, это фактически первая автобиография в истории русской литературы.
Несмотря на принадлежность к жанру жития, в произведении нет привычной для литературы такого рода назидательности. Жизнеописание подвижника выполнено в поэтическом ключе. История мятущейся человеческой души изложена ярким и необычным языком. Литературной изысканности и велеречию придворной поэзии Симеона Полоцкого он противопоставляет простоту и искренность выражения. Аввакум преодолевает книжные условности, стесняющие его грамматические правила. Главное для него — это свободное выражение мыслей и чувств. С юности хорошо знакомый с древнерусской письменностью, протопоп Аввакум насыщает произведение ссылками на литературу. Он обращается не только к авторитету Библии (что естественно для подобного рода литературы), но также цитирует исторические и повествовательные произведения.
«Житие» активно распространялось в списках и при жизни Аввакума, и после его казни, как и другие его сочинения и письма с наставлениями в жизни и вере, которые он писал из заключения своим духовным детям, но все эти тексты были известны только в среде старообрядцев. В области светской культуры творчество Аввакума долго оставалась неизвестным, о нём не упоминают ни Тредиаковский, ни Сумароков, ни Ломоносов, ни Пушкин. Первое печатное издание «Жития» вышло в 1861 году в типографии издателя Дмитрия Кожанчикова в Санкт-Петербурге. Публикация была встречена с большим интересом. Язык и своеобразие стиля «Жития протопопа Аввакума» отмечали Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой. Аввакума ценили писатели Серебряного века: о нём писали в стихах и прозе Дмитрий Мережковский, Максимилиан Волошин, Алексей Ремизов. Советским литературоведением Аввакум был «канонизирован» в качестве народного бунтаря.
В настоящее время «Житие протопопа Аввакума» в России включено в программу школьного курса литературы.
Принципы Аввакума
В молодом возрасте он был отмечен за преданный труд и мудрость, уже в 22 года Аввакум был возведён в диаконы. Всего через пару лет он уже возглавляет церковный приход села Лопатинцы, находившегося неподалёку от родного селения Аввакума. Он был не только добрым, но и требовательным духовным наставником.
Слабостей и грехов Аввакум не спускал как пастве, так и самому себе. Известно, что не раз от него доставалось как беднякам, так и знатным людям, вносившим немалые суммы в качестве пожертвований церкви. Для Аввакума все они действительно были равны, и наличие титулов или богатств грехов не смягчало.
Икона Святого Аввакума Пустозерского
Собственные греховные порывы или желания Аввакум стремительно остужал, не позволяя себе поддаться слабостям. В народе рассказывали, что однажды на исповеди у священника была юная блудница, что поведала историю своей жизни во всех подробностях.
Аввакум, что тогда был ещё молод, осознал, что исповедь девушки разожгла в нём грешные стремления. Чтобы “обуздать плоть”, он поднёс три пальца к горящей свечи. Боль от ожога позволила справиться с наваждением и заслужить ещё большее уважение людей.
Сторонники и последователи Аввакума, его роль в сопротивлении реформам
Справедливости ради – сопротивлялись реформе и помимо «огнепального протопопа», например, иноки Соловецкой обители, сразу не принявшие «новые книги». И все же признанным лидером староверия Аввакума сделала именно его решительность, бескомпромиссность вкупе с высочайшей образованностью, талантом проповедника, но главное – честностью и полной искренностью.
Можно спорить о его убеждениях, но нельзя не признать: он твердо верил в то, что говорил и делал: «Сице аз верую, сице исповедую, с сим живу и умираю». Среди соратников протопопа:
- сгоревшие с ним на костре диакон Феодор и инок Епифаний;
- старцы-иноки Геронтий Соловецкий, Герасим Фирсов;
- попы Никита Добрынин, Лазарь Романовский
- и еще более десятка приверженцев «старой веры»; имена всех их – в материалах Собора 1666 г.
Как оценивают историки личность Аввакума, его роль в формировании церковного раскола, правомерности гонений со стороны Русской Церкви
Благодаря трудам множества исследователей, ныне во всех подробностях, какие только можно узнать из источников, известна жизнь протопопа, изданы почти все сочинения. И о самом протопопе тоже, вроде бы, сказано все возможное.
После Поместного Собора 1971 г., снявшего «клятвы» на «старый обряд», его уже не считают еретиком. А вот раскольником – считают. Вот что говорит об этом, например, митр. Иларион (Алфеев):
Но виновен ли в «оправдании раскола» один «огнепальный протопоп»? Не провоцировала ли разделение сама реформа, сопровождавшаяся репрессиями, гонениями, казнями «еретиков», вся вина которых была в «неправильном» крестном знамении? А если так – достаточно ли признать «вклад в сокровищницу культуры» для преодоления разделения? Пока Церковь не ответит на эти вопросы, прежде всего, себе, рана раскола не затянется.
Наталья Сазонова
Обличение как страсть
Аввакум был ревностным сторонником благочестия. Его главное качество – уличать и обличать всех во всевозможных пороках – наделало ему неприятностей уже в самом начале священнического служения. На него поступали постоянные жалобы, ему пришлось сменить немало церковных приходов. После очередного бегства от возмущённых его самоуправством прихожан Аввакум решил обосноваться в Москве. Дело в том, что недавно назначенный патриархом Никон был его земляком – они происходили из соседних сёл на Нижегородчине. Да и протопоп Казанской церкви Иван Неронов приходился Аввакуму приятелем.
Протопоп Аввакум (1620-1682 гг) — главный идеолог старообрядчества
Никон тогда затеял реформу по насаждению благочестия и приданию русскому православию подобающего благолепия. Аввакум активно включился в деятельность этого «кружка ревнителей благочестия» при Никоне. Однако вскоре выяснилось, что они понимают благочестие по-разному. Никон считал необходимым исправить и переписать все церковные книги и иконы по новым греческим образцам. Аввакум же был убеждён, что Святая Русь сохранила в чистоте и неприкосновенности все православные обряды, которые уже давно испорчены греками от общения с латинянами и басурманами.
Протопоп Аввакум на старообрядческой иконе конца XVII — начала XVIII веков
Так пролегла линия церковного Раскола. Она была гораздо глубже, чем, как обычно пишут, «между привычным и исправленным обрядом». Это была борьба за Святую Русь как единственный светильник истинной веры или за отказ от неё.
Краткая биография
Снискавший известность как протопоп Аввакум, один из отцов-основателей старообрядчества, расколоучитель, писатель, родился в 1620 или 1621 г. в с. Григорово Княгининского уезда в семье священника. На формирование его религиозно-нравственного мировоззрения особое влияние оказала мать, ревностная христианка. После женитьбы в 1638 г. Аввакум был рукоположен в дьяконы и отправлен служить в село Лопатицы, где через несколько лет стал священником. На всю округу прославился своим строгим, бескомпромиссным нравом, был беспощадным обличителем человеческих пороков, не жаловал ни церковную братию, ни власть имущих, и в итоге вынужден был с семьей бежать из Лопатиц. Затем получил чин протопопа в Юрьевце-Повольском, но ревностное служение привело к повторению того же сценария событий и приезду в 1651 г. священника в Москву, где начался новый этап его биографии.
Там Аввакум Кондратьев близко сошелся с духовником царя С. Вонифатьевым, возглавлявшим «Кружок ревнителей благочестия», был представлен монаршей особе, пользовался репутацией ученого человека. Приятельствовал с архимандритом Новоспасского монастыря Никоном, который в 1652 г. стал патриархом. В том же году протопоп Аввакум оказался в числе ярых противников реформы, затеянной новым главой Церкви, и одним из первых был подвергнут гонениям. Только благодаря вмешательству царя ему удалось избежать участи расстриги – вместо этого непокорного протопопа сослали в Тобольск.
Ссылка могла бы не превратиться в суровое испытание тела и духа (местный архимандрит был настроен лояльно), если бы протопоп Аввакум не продолжал жестоко наказывать свою паству за прегрешения и особенно — усердствовать в публичном поругании реформ. Его отправили в Енисейск, а потом по указанию из Москвы – в Даурские земли к славящемуся свирепым нравом воеводе Афанасию Пашкову. Это было страшное время: опальному протопопу довелось не раз быть битым, сидеть в студеном остроге, вместе с остальными подопечными воеводы осваивать эти дикие места, не раз смотреть в лицо смерти, в том числе голодной, потерять двух маленьких сыновей, не выдержавших тягот походов. Эти шесть лет биографии, полные физических и моральных истязаний, Аввакум продержался лишь, как он писал, только благодаря вере, видениям и знамениям.
В 1663 г. после тяжкого трехлетнего пути Аввакум вернулся в Москву: Никон утратил прежнее влияние, и сторонники Аввакума добились разрешения на его возвращение. Это был настоящий триумф, сам царь выказывал ему огромное почтение. Но вскоре стало очевидным, что протопоп-вольнодумец обрушивался с критикой не столько на Никона лично, сколько на реформированную им церковь, требуя возвращения прежних порядков, а это меняло ситуацию. Аввакум внял просьбе царя умерить свой пыл в обличении церкви, но его смирения хватило ненадолго. В итоге в 1664 г. его на полтора года сослали в Мезень. В 1666 г., 13 мая, на церковном Соборе Аввакум, привезенный в столицу, был расстрижен и проклят, т.к. попытки заставить его отречься от убеждений ни к чему не привели.
Расстрижение раскольника вызвало широкий общественный резонанс: им возмущались и простолюдины, и представители знати. Поэтому после почти года заточения в Пафнутьевом монастыре была предпринята еще одна, и снова тщетная, попытка вернуть Аввакума в лоно официальной церкви, закончившаяся ссылкой в Пустозерск. На 14 лет местом его жительства стала «земляная» тюрьма, а единственной пищей – хлеб и вода, но и оттуда он продолжал обличать никонианскую церковь, объяснять свою точку зрения. После того как он направил в адрес царя письмо с крамольным содержанием, его и трех единомышленников, согласно решению Собора 1681-1682 гг., 14 апреля 1682 г. сожгли заживо.
Старообрядческие церкви почитают его как священномученика. Аввакум Кондратьев считается автором 43 сочинений, из которых наибольшую известность получили «Житие», «Книга толкований», «Книга обличений», «Книга бесед». В истории литературы за ним закрепился статус родоначальника исповедальной прозы, словесности нового образца.
Предыстория
Боярыня Морозова посещает Аввакума в темнице
Во второй половине XVII века царь Алексей Михайлович и новый патриарх Никон начали реформу русской церкви путём приведениях некоторых элементов обрядности в соответствие с уставом Константинопольского Собора, что придавало Москве статус нового центра вселенского православия. Население не было подготовлено к таким изменениям и отреагировало: возмутились нижние чины «белого» и «чёрного» духовенства, предвидя неизбежность переучиваться по новым правилам богослужения. Среди противников реформы оказались также бояре и дворяне. Аввакум стал идеологом и признанным вождём оппозиционного движения. Будучи заметной фигурой среди церковников, он общался со многими видными боярскими семьями. Он, популярный в Москве проповедник, проявил неповиновение верховной власти и в своих посланиях побуждал общественность к открытому сопротивлению правительственным мероприятиям. Так как авторитет протопопа Аввакума был высок, его сначала не казнили, а отправили в ссылку и в заточение, где он продолжал работать, рассылая свои послания. Историю своей жизни и борьбы Аввакум воплотил в пространном повествовании, выдержанном в форме жития святого.
Аввакум пишет не только собственную биографию, но и биографии своих современников, которые выступают борцами за свои убеждения, за «старую веру». Кроме того, протопоп Аввакум также написал десятки других сочинений, включая послания своим единомышленникам. Называя себя, вслед за апостолом Павлом, «меньшим из всех святых», Аввакум приравнивает рассылаемые им по Руси послания к апостольской проповеди, завещанной ему «по дару благодати Божия», которой он удостоился своим страданием за Христа. И ко времени создания своего автобиографического жития, он вполне уверовал в своё предназначение пророка, призванного донести до русской христианской общины слово божественной правды.
«Житие» написано в Пустозёрской тюрьме в —1673 годах за 10 лет до смерти автора и известно в трёх основных редакциях: первая редакция была написана в —1673 годах, последняя — не позднее 1676 года, вторая — когда-то в промежутке.
Священный сан
Бытует мнение, что слово «поп» стало своего рода обидной «кличкой» священнослужителя после 1917 г. На самом деле такое отношение к слову зародилось намного раньше – когда во всех богослужебных текстах, «реформированных» справщиками Патриарха Никона это именование было заменено где на греческое «иерей», где – на «священник». Между тем, богослужебные книги, напечатанные до реформы, чаще всего именуют служителя алтаря «попом». Ну а «протопоп» означает, как теперь бы сказали, «протоиерей».
Есть и еще один аспект. С точки зрения канонической именование Аввакума «протопопом» неправомерно: он был лишен сана (как тогда говорили, расстрижен) Поместным Собором 1666 г. за противление реформе богослужения. Сам он, его последователи решения не признали. Поэтому с точки зрения старообрядцев Аввакум является «священномучеником» за веру, а с точки зрения церковного права – по сути, мирянином.
Церковный раскол
Надо сказать, что и сам Аввакум писал, что после кончины Иосифа они вместе с «братьей» подали царю и царице челобитную «о духовнике Стефане, чтоб ему быть в патриархах«. Но Вонифатьев уклонился от такой чести и, если верить свидетельству протопопа, сам указал на новгородского архиепископа как на наиболее подходящего его кандидата. Вызванный в Москву Никон, очевидно, догадывался об этих интригах.
Церковный cобор. 1654 год. Начало раскола. Алексей Кившенко, 1880
Так или иначе 25 июля 1652 г. седьмым патриархом Московским и всея Руси стал Никон.
Сразу после избрания Никон порвал со своими бывшими товарищами. Аввакум с горечью сетовал:
Не прошло и полугода как новый патриарх начал реформу богослужения, воспринятую ревнителями благочестия как отступление от веры отцов. Даже спустя тои десятилетия заживо погребенный в земляной тюрьме Аввакум с ужасом вспоминал тот февральский день 1653 г когда от имени патриарха пришел указ креститься тремя перстами. В то время Аввакум жил в доме Иоанна Неронова, помогая ему вести богослужение в Казанском соборе на Красной площади.
Потрясенный Неронов отправился в Чудов монастырь.
Предчувствие Неронова не замедлило исполниться: и для него и для его единомышленников настала пора страданий.
Противники реформы подали царю рукописное опровержение, в котором предписание патриарха было названо ересью, но не получили поддержки Алексея Михайловича. Началась упорная борьба. Протопоп Иоанн Неронов, приглашенный на собор в крестовой палате, укорял Никона:
Собор определил послать протопопа Неронова на смирение в Каменский монастырь, как писал сам Неронов,
Вместо Неронова на защиту старой веры встал Аввакум. Ему запретили произносить поучения в Казанском соборе, но он «завел свое всенощное» в сушиле, находившемся на дворе сосланного друга, переманив к себе часть прихожан:
13 августа 1653 г. наступила развязка. В тот день, как сообщал в письме Неронову священник Данилов, протопоп «чел поучения на паперти… лишние слова говорил, что и не подобает говорить«. Отряд стрельцов схватил протопопа и шестьдесят человек его прихожан во время всенощной. Аввакума привезли на патриарший двор и посадили на цепь. Вскоре были взяты под стражу и другие противники Никона. Муромский протопоп Логгин, самолично расстриженный патриархом в Успенском соборе, плюнул Никону в глаза. Аввакуму тоже была назначена участь расстриги, и он уже был привезен в собор для совершения обряда лишения духовного сана, но царь Алексей Михайлович упросил патриарха помиловать протопопа. Вместо расстрижения Аввакум «за ево многие безчинства» по указу Никона был сослан в «Сибирский город на Лену» в «Якутский острог«.
Протопоп Авва́кум Петров (25 ноября 1620-14 (24) апреля 1682)
Святой священномученик и исповедник протопоп Аввакум
Петров родился 20 ноября 1621 года в селе Григорово
, нижегородских пределов, в семье священника. Рано потеряв отца, воспитывался матерью, «великой постницей и молитвенницей
». Женился на односельчанке Анастасии Марковне
, ставшей его «верной помощницей ко спасению
». В 21 год рукоположен в диаконы, в 23 — в иереи, а через восемь лет «совершен в протопопы» (протопоп — старший священник, протоиерей) г. Юрьевца Поволжского.
Дар проповедника, дар исцеления больных и бесноватых, готовность «душу положить за овцы своя
» привлекали к нему многочисленных чад из всех слоев общества. Но суровые обличения произвола местных властей и нравственной распущенности паствы вызывали недовольство и озлобление, вследствие чего он не раз был биен едва не до смерти и гоним. Ища защиты в Москве, сблизился там с кружком ревнителей благочестия
, возглавляемым царским духовником о. Стефаном Вонифатьевым
. К кружку примыкал и будущий патриарх Никон
.
Целью боголюбцев было упорядочение церковного богослужения, издание исправной богослужебной и духовно-просветительной литературы, а также улучшение нравов тогдашнего русского общества. Став патриархом, Никон стал действовать в противоположном направлении. Вместо исправления, он стал изменять книги и чин богослужения по новогреческим образцам, изданным в католической Венеции. Когда боголюбцы узнали об этом, у них, по выражению протопопа Аввакума, «сердце озябло и ноги задрожали
».
Никоновские реформы застали Аввакума в Москве, где он служил в церкви Казанской Божией Матери
на Красной площади. Борьбу за святоотеческое предание возглавил «огнепальный протопоп». Сторонники Никона не гнушались самыми жестокими средствами: пытки, уморение голодом, сожжение на костре, все шло в ход для насаждения «затеек» деспота патриарха. Аввакум был посажен «на чепь», потом вместе с семьей сослан в Тобольск, затем еще дальше на восток, в Даурию (Забайкальский край), под начало «лютого воеводы
» Пашкова
.
После десятилетнего скитания в невероятно тяжелых условиях Сибири, где он потерял двух малолетних детей, страдальца вызывают в Москву и убеждают принять Никоновы новины. Но Аввакум остается непреклонен. Опять ссылка, теперь уже на север. Перед собором 1666 года Аввакума вновь привозят в Москву, в Боровский монастырь, и десять недель уговаривают отказаться от борьбы, но тщетно.
Беззаконно расстриженный и преданный анафеме, вместе со своими единомышленниками иереем Лазарем
, дияконом Феодором
и иноком Епифанием
он был отправлен в далекий Пустозерск, расположенный близ Северного моря, в край вечной мерзлоты, где в земляной яме томился 15 лет. Лишенный возможности устной проповеди, Аввакум пишет и через верных людей рассылает по всей Руси послания, толкования и утешения чадам Церкви Христовой. Ныне известно более 90 творений святого, и почти все они созданы в годы пустозерского заточения. Здесь же им написано знаменитое «Житие».
Внимая призывам протопопа Аввакума, все большее число русских людей вставало на защиту старой веры. Рьяный сторонник нововведений патриарх Иоаким
стал требовать казни святых исповедников. После смерти царя Алексея Михайловича
на российский престол восходит его малолетний сын Феодор
. Протопоп Аввакум шлет новому царю челобитную с призывом вернуться к дедовскому благочестию. В ответ последовал приказ:
14 апреля 1682 года в день памяти святых новых мученик Антония, Иоанна и Евстафия, в Пятницу Страстной седмицы, приговор был приведен в исполнение. На казнь собрался народ и снял шапки. Когда огонь стал набирать силу, над языками пламени взметнулась рука с двуперстием и стал слышен могучий голос святого священномученика Аввакума с прощальными словами, ставшими заветом и пророчеством:
—————-
Материалы по теме
.
Был рождён в семье священника в селе Григорьеве
Макарьевского уезда Нижегородской губернии. После его женитьбы на жительнице
того же села Настасье Марковне он был скоро рукоположён в дьяконы, а через три
года стал священником в Лопатинцах.
Венец мученичества
Уже в 1653 году за сопротивление реформе Никон заключил Аввакума в подвал. Он хотел было даже расстричь своего земляка, но по заступничеству самого царя Алексея Михайловича, принимавшего деятельное участие в реформе, Аввакума сослали в Тобольск, а затем ещё дальше – в Прибайкалье.
«Путешествие Аввакума по Сибири», картина художника С. Милорадовича
В Сибири стал проявляться строгий и придирчивый характер Аввакума. Он постоянно конфликтовал со стрельцами и воеводой. Воевода Братска заточил его в острог. Сторонники уже тогда набиравшего силу сопротивления реформам, которое скоро станет известно под именем староверия или старообрядчества, представляли всё это страданием за истинную веру. По-видимому, у Аввакума, помимо скверного характера, была ещё тяга к личному мученичеству, мазохизм известного рода. Что же, ему удовлетворили сполна.
Только в 1663 году Аввакума вернули в Москву. Царь не препятствовал народу приветствовать мученика. Но его поведение снова становилось возмутительным в политическом плане. Его сослали в Мезень. В 1666 году Аввакума привезли на церковный Собор в Москву, который осудил Никона, однако оставил в силе церковные нововведения. От Аввакума потребовали отречься от своих убеждений. Он же поносил всякими бранными словами собравшихся иерархов. Стиль выступлений Аввакума особенно виден в его сочинениях. Он не лез в карман за словом, тем более, что такое понятие, как нецензурная брань, тогда отсутствовало.
«Сожжение протопопа Аввакума», картина художника Г. Мясоедова, 1897 г
14 лет просидел он на хлебе и воде в земляной тюрьме заполярного города. Но и отсюда, благодаря доброхотам, разносился по Руси его голос. Наконец, царь Фёдор Алексеевич распорядился предать Аввакума светскому суду, и суд, согласно букве Соборного Уложения, приговорил Аввакума Петрова к сожжению живьём яко еретика и богохульника.
«Житие протопопа Аввакума им самим написанное»
По сути, данные о его жизни историки черпают сейчас из этого источника. Между тем, он оставался практически неизвестным за пределами среды старообрядцев почти до конца XIX в. Лишь тогда появились первые публикации текста, а также его исследования, установившие, что:
- «Житие» имеет по крайней мере три редакции, все – пера самого автора;
- житие было написано в 1672-1676 гг.; это время, когда он с несколькими соратниками находились в заключении в Пустозерске;
- «Житие» резко отличается от канона подобных произведений: написано самим героем повествования, язык его не церковно-славянский, а разговорный русский того времени; все это дает основание относить источник к жанру не жития, а автобиографии, совершенно новому для России того времени.
Правда, происхождение автобиографии – из западно-европейской, католической и протестантской культуры. Против которой так ополчался тот же Аввакум, но при этом… писал «как европеец». Так что его «Житие», прежде всего, показывает, сколь далеко зашел к тому времени процесс секуляризации религиозной культуры.
Ко времени, когда текст «Жития» начали публиковать и изучать, он зашел куда дальше. Его «сочным народным языком» восхищались Лесков, Достоевский, Толстой.
Так постепенно формируется образ протопопа как «огнепального» революционера (которым он не был), «писателя» (которым также не являлся). Что же на самом деле? Вопрос непростой. Ведь мемуары (автобиография в том числе) – источник непростой, в нем немало субъективных оценок. А ввиду обаяния яркой личности автора, его «замечательного народного языка» так и тянет поверить ему во всем. Попробуем разобраться.