Священномученик ермоген патриарх московский и всея руси

Кирилл патриарх московский – биография, факты

Житие святителя

О ранних годах будущего русского патриарха известно немного. По некоторым источникам известно, что патриарх был женат лишь однажды. После того, как его жена скончалась, будущий патриарх сосредоточился на служении Господу.

Когда патриарх служил в Казани, произошло чудесное явление и обретение иконы Казанской Божьей Матери. Именно Ермоген был удостоен чести перенести икону с места обретения в церковь святителя Николая. Благодаря своему литературному дару епископ составил и записал сказание об иконе, обретенной на его глазах. Это стало одним из центральных событий жития Гермогена.

Известно, что избрание Гермогена митрополитом случилось при Василии Шуйском. Кроме того, это случилось, когда святителю уже исполнилось 70 лет. Поставление Ермогена прошло по традиционному полному чину. Для совершения обряда был избран Успенский собор Кремля. Патриарх оказывал поддержку Василию Шуйскому. Известно, что оба властителя имели одни и те же взгляды. Политика Шуйского была близка Ермогену, но долгого сотрудничества между ними не случилось из-за смуты, воцарившейся внутри страны. Патриарх стал одной из жертв смутного времени.

Известно, что митрополит Гермоген ранее носил имя Ермолай. С 1579 года он был священником Казанского прихода при Никольском храме. Обретение иконы Казанской Божьей Матери и составление сказания об этом событии выделило священника Ермолая среди других.

После того, как Ермолай овдовел, он пришел к мысли о принятии пострига. Монашество принял с именем Ермоген. Уже через некоторое время он стал архимандритом Спасо-Преображенского монастыря. Во время служения Ермоген выполнял миссионерскую и просветительскую миссию. По итогам работы стал митрополитом Казани, что было сделано впервые.

Владыка с первых дней службы стремился поднимать престиж кафедры. В 1592 году он перенес из Москвы мощи святого Германа, который был вторым казанским архиепископом. Затем стал инициировать обретение мощей святого Гурия. При святом Ермогене в Казанской митрополии была запущена типография. При владыке печатали церковные и просветительские тексты. До наших дней дошли тексты, которые были посвящены иконе Казанской Божьей Матери. Ермоген сам составил тест службы и проводил ее в свободное время.

Миссионерская и просветительская детальность митрополита и патриарха была прервана событиями смутного времени на Руси. Владыке пришлось выбирать, на какой стороне остаться. Патриарх всегда хотел мира и покоя, поэтому руководствовался только интересами народа.

Когда правление перешло к Первому Лжедмитрию, Ермоген поверил ему. Он признал его царем. Но позднее отношения меду митрополитом и правителем ухудшились. Ермоген потребовал от Марины Мнишек перед венчанием с правителем повторного крещения с переходом в православие. Но Лжедмитрия разозлила эта просьба. Он выслал Гермогена из Москвы.

Патриаршество митрополита совпало с тяжелейшим временем на Руси. На трон восходили Василий Шуйский и Лжедмитрий – все они требовали от митрополита признания и поддержки. Гермогена отличали честность и трезвость взглядов. Он стремился жить по совести и чести, поэтому свои поступки соотносил только с этими понятиями.

Для 1607 года было характерно брожение и недовольство в народе. Патриарх Гермоген устроил Освященный собор, затем призвал святителя Иова, чтобы учинить в Успенском соборе народное покаяние. Этот акт повлиял на настрой москвичей, но не помог жителям других городов. Поэтому смута продолжала развиваться дальше.

Гермоген стал противником семибоярщины, активно пытался найти нового царя. Именно он предложил занять трон Михаилу Романову. Патриарх даже согласился встать на сторону Владислава Сигизмундовича, что многие историки рассматривают как факт предательства. На самом деле Гермоген хотел покоя для народа, воцарения порядка. При этом он поставил условие для Владислава: крещение и вывод польских войск из России.

Поляки отказались от условий патриарха, тогда он обратился к русскому народу с призванием бороться против польской интервенции. Оба ополчения были благословлены патриархом лично. Москвичи подняли восстание, но тут вмешались бояре. Они приказали своим приспешникам арестовать патриарха. Он был заключен под стражу в Чудовом монастыре. К городу уже подходило ополчение, а Гермоген был в заточении. Даже в этот момент он не думал о себе, ему удалось обратиться к народу с призывом продолжить войну против завоевателей.

Символ освободительного движения

Москва заговорила об объединении. Города начали переписываться между собой, условливаясь о совместной борьбе. Патриарх Гермоген стал символом этого движения, открыто проповедуя необходимость восстановления на Руси национального правительства.

В январе 1611 года жители Смоленска прислали в Москву жалобу на бесчинства польских отрядов. Гермоген приказал размножить ее и разослать по городам с призывом от московских людей соединиться против общих врагов. Патриарх освободил русских людей от присяги Владислава как не принявшего православие.

Первое народное ополчение под предводительством Прокопия Ляпунова приближалось к Москве. Гермогену явились бояре, сторонники польской партии, во главе с Михаилом Салтыковым, и потребовали от него написать ополченцам, чтобы те возвращались назад. Тот отказался. Тогда его слуги были схвачены, двор разграблен, а сам патриарх взят под стражу.

В заточении патриарх Гермоген не мог переступить порога своей кельи. Обращались с ним крайне неуважительно. Посещать Гермогена могли лишь сторонники польской партии, надеявшиеся склонить его на свою сторону. Притеснения поднимали авторитет патриарха в глазах народа. Религиозное одушевление предавало объединяющую силу разраставшемуся народному патриотическому движению.

Первое ополчение после убийства Ляпунова распалась. Смута тянулась еще несколько месяцев. Поляки вновь воцарились на развалинах Москвы. Сигизмунд взял Смоленск. Шведы, пользуясь слабостью России, захватили Новгородчину. В Пскове объявился новый самозванец. Распространился слух, что атаман Иван Заруцкий объявил царем России сына Марины Мнишек. Лихолетье продолжалось.

Март 1611 года. Москва. Приближается христианский праздник Вербное воскресенье. Поляки, опасаясь стечении народа, хотели отменить торжество, но потом передумали. В день праздника вывели из заточения патриарха и приказали совершить обряд. В народе пошел слух, что завоеватели хотят напасть на безоружных москвичей во время процессии, перебить их убить патриарха. Торжество шло тихо и грустно. Патриарх ехал по пустынным улицам в плотном кольце польских солдат, словно предчувствуя свою недалекую мученическую кончину.

Поиски нового царя

С Шуйским исчез внешний символ порядка на Руси. Наступило междуцарствие, грозившее еще большими смутами. Польский отряд Жолкевского через четыре дня по низвержении Шуйского разбил русское войско. Лжедмитрий II вновь подошел к Москве. В столице начались волнения. Власть перешла в руки семи бояр с князем Мстиславским во главе.

Первый же вопрос, ставший перед ними, — избрание нового царя. Бояре склонялись пригласить на московский престол польского королевича Владислава. Патриарх Гермоген предлагал либо вернуть Шуйского, либо избрать царя. Тогда впервые в качестве возможного претендента на престол возникло имя юного боярина Михаила Романова.

Но над этим усилиям патриарха, по свидетельству современника, бояре только посмеялись.

Страх перед “тушинским вором» — Лжедмитрием II — заставлял бояр искать союзников. Было решено призвать на царство королевича Владислава. Гермогена вынудили согласится, но он поставил условия: королевич должен принять православие. Под давлением Патриарха в договор об избрании был включен пункт о сохранении господствующего положения Русской православной церкви.

К королю Сигизмунду снарядили посольство во главе с митрополитом Филаретом и князем Василием Голицыным. Послам был дан строгий наказ: требовать от Владислава, чтобы в Москву пришел православным.

Гермоген отправил личное послание королю Сигизмунду, убеждая его отпустить сына в православную веру. Особую грамоту он послал Владиславу, убеждая его не противиться принятию греческого закона.

Одновременно по городам России разлетелись гонцы с приказом присягать Владиславу.

Однако не успело посольство добраться до Смоленска, где находился тогда Сигизмунд, как бояре, под давлением гетмана Жолкевского, решили выпустить польские отряды в Москву, пугая народ тем, что в противном случае столица достанется разбойникам Лжедмитрия II. Гермоген попытался воспротивиться этому, но ему приказали не вмешиваться в мирские дела.

Когда русские послы приехали под Смоленск, их усиленно стали склонять к присяге не королевичу Владиславу, а королю Сигизмунду — он сам захотел сесть на московский престол. Сбылись самые мрачные предчувствия Гермогена.

Он решительно отказался дать согласие на призвании короля, угрожая в противном случае освободить русских людей от клятвы, данной Владиславу, и призвать к открытой защиты веры и государства Российского. Бояре так разгневалась, что один из них, Михаил Салтыков, даже замахнулся на патриарха ножом, за что был тут же проклят Гермогеном.

В начале декабря патриарх собрал народ в Успенском соборе и уговорил не присягать Сигизмунду. Многие города готовы были скорее присягнуть самозванцу, чем польскому королю. В этих условиях бояре пошли на явный подлог, отправив польскому королю грамоту без подписи патриарха Гермогена, решительно отказавшегося подписывать ее. Русские послы, в свою очередь, отказались признать грамоту, за что были отправлены Сигизмундом пленниками в Польшу.

Между тем распался тушинский лагерь. Самозванец был убит. С этого момента у народа открылись глаза: те, кто еще вчера из-за страха перед самозванцем готов был признать Владислава, теперь открыто выступили против польских притязаний.

Митрополиты

Иларио́н

Имя пишется с одной буквой Л (!).

Первый митрополит Киевский в 1051—1054 (55) гг. из русских (т.е

славянского происхождения, а не вообще 1-й, это важно)

Автор одного из древнейших сохранившихся литературных памятников – «Слова о законе и благодати». Впервые произнесено предположительно в 1049 г. в честь завершения строительства оборонительных сооружений вокруг Киева.

Пётр

Митрополит Киевский в 1308—1326 гг.,

Активно поддерживал московских князей Юрия (1303—1325 гг.) и Ивана (1325—1340 гг.) в их борьбе с Тверью за великое княжение владимирское. Вероятно, первым перенёс свою резиденцию в Москву.

Был инициатором закладки Иваном I Калитой Успенского собора Московского Кремля в 1326 г., в котором в том же году и был похоронен. Канонизирован.

Феогно́ст

Митрополит Киевский в 1328—1353 гг. Окончательно перенёс резиденцию митрополитов в Москву в 1328 г.

В 1329 г. отлучил от церкви Псков, где укрывался бежавший после подавления Тверского восстания 1327 г. князь Александр Михайлович. Для того, чтобы снять отлучение с псковичей, князю пришлось бежать в Литву.

Позже содействовал восстановлению политического равновесия и способствовал возвращению тверского князя на Русь.

Алексей (Бя́конт)

Митрополит Киевский в 1353 (1354)—1389 гг.

С 1359 г. после смерти великого князя Ивана II Красного (1353—1359 гг.) воспитатель осиротевшего московского князя Дмитрия Ивановича (Донского, 1359—1389 гг.).

Способствовал возвращению ранее отнятого суздальско-нижегородским князем Дмитрием Константиновичем ярлыка на великое владимирское княжение в Москву (1362 г.) и династическому браку Дмитрия Ивановича и Евдокии, дочери суздальско-нижегородского князя в 1366 (1367) г.

Иси́дор

Митрополит Киевский и всея Руси ок. 1436—1441 гг.

В 1439 г. на Ферраро-Флорентийском церковном соборе католической церкви подписал унию, признававшую вслед за Константинопольским патриархатом подчинение Русской Православной церкви Папе Римскому.

Ио́на

Митрополит Киевский и всея Руси в 1448—1461 гг.

Рязанский епископ, в 1448 г. на церковном соборе в Москве возведённый в сан митрополита взамен низложенного Исидора. Не признавал Ферраро-Флорентийскую унию с Римом.

Последний митрополит, имевший кафедру в Москве, но носивший титул митрополита Киевского. Канонизирован.

Мака́рий

Митрополит Московский в 1542—1563 гг., венчавший на царство Ивана IV Грозного (1533—1584 гг.) в 1547 г.

Предположительный автор известного литературного произведения XVI в. – «Великих Четьих Миней».

Инициатор проведения церковного собора (Стоглавого) в 1551 г., принявшего «Стоглав» – нормативно-правовой документ, урегулировавший многие актуальные вопросы церковной жизни.

Филипп II (Ко́лычев)

Митрополит Московский в 1566—1568 гг. Осуждал опричные порядки Ивана IV Грозного.

Убит (вероятно, задушен) опричником Малютой Скуратовым в Отроч Успенском монастыре в Твери в 1569 г. Причислен к лику святых.

В чем помогают молитвы святому

Традиционно верующие обращаются к святителю с просьбами об укреплении веры. Чаще всего к нему обращаются, когда испытывают какие-то затруднения. Гермогена считают защитником родных земель, то есть к нему принято обращаться, когда есть угроза захвата или нападения.

Ермоген помогает исцелять дух и тело. К нему обращаются, когда близкие находятся на грани жизни и смерти, он может помочь в самых сложных ситуациях. Максимального результата можно добиться, если обращаться к святому, когда празднуют дни преставления или обретения мощей.  

Оптимальный выбор – время утром или вечером, когда можно сосредоточиться на собственных мыслях и остаться с ними наедине.

Детство и происхождение

Егромген (Гермоген), в миру Ермолай, появился на свет в начале шестнадцатого века. О его родословной ведутся споры до сих пор. Некоторые историки утверждают, что он был из рода князей Шуйских, другие – из рода Голициных. Есть версия, что он происходил из Донских казаков.

Детские и юношеские годы пришлись на знаменательные для страны события: царствование Ивана Грозного, покорение Казани, Сибири. На его глазах произошел захват некоторой части России поляками, которые гнали православие.

Все это оставило глубокий след в душе юного Ермолая. Оно горело любовью и жалостью к своему народу, желанием помочь. Уже в детстве был определен его жизненный путь. Подростком он решил посвятить свою жизнь служению Богу. Ермолай уехал из дома в Казань, где он поступил в монастырь.

Роль Патриарха Гермогена в событиях Смутного времени

Патриарх Гермоген – знаковая фигура в русской истории, человек сумевший своей волей и авторитетом дать обществу отправную точку для борьбы с польско-литовскими оккупантами. Патриаршество Гермогена (1606-1612) приходится на период Смуты. Страна тогда была элементарна разорена, нарушены экономические и социальные связи и устои, государственность фактически уничтожена. Слои и сословия вели бесконечную войну по принципу – все против всех.

К концу 1610 г. обстановка в стране была очень сложной. Шуйский низложен, в стране польские интервенты, королевич Владислав не выполняет условий, король Сигизмунд требует сдачи Смоленска и Московского престола для себя, регионы страны открыто не подчиняются центру. Группа бояр составила договор, по которому Россия должна подчиниться польскому государю. Эта бумага была подана Патриарху, как высшему духовному лицу страны, для подписи. Гермоген категорически отказался ее подписать.

6 декабря 1610 года на Соборной площади Кремля Патриарх обратился с проповедью к москвичам, где уговаривал стоять за православную веру, но после ее окончания был помещен под стражу. Во второй половине декабря этого же года Гермоген стал рассылать по городам страны грамоты, в которых говорил об измене короля и освобождал жителей от присяги королевичу, требуя идти в столицу для ее освобождения от польского гарнизона.

Русское общество и государство того времени было очень религиозно. В тех условиях требования Патриарха фактически имели силу царского указа, если не более. В юридическом плане эти грамоты были законным основанием для организации вооруженного сопротивления.

Историк Д. Иловайский, считает, что «Призывные грамоты» Патриарха Гермогена стали основанием для:

  • начала диалога между земскими людьми и чиновниками, назначаемыми из Москвы, в результате которого общество смогло осознать необходимость единства и совместных действий;
  • формирования Первого и Второго ополчения, освободившего столицу в 1612 г.

Когда Первое ополчение подошло к Москве, гетман Гонсевский и члены «Семибоярщины» потребовали от Патриарха написать новую грамоту к руководителям ополчения с требованием отойти от города. Патриарх отказался. После чего Гермогена заключили в Чудов монастырь.

В августе 1611 года Гермоген передает последнюю грамоту. Следует отметить важные аспекты этой грамоты:

  • Организационный аспект. Исходя из сложившихся условий Патриарх назначает Нижний Новгород основой вокруг, которого будет формироваться Второе ополчение. Жители Нижнего получают право пользоваться правом патриаршего имени для решения вопросов обеспечения деятельности по освобождению страны. Фактически впервые гражданское общество наделено полномочиями высшего должностного лица страны;
  • Династический аспект. Как ярый государственник, сторонник избрания царя из числа русских родов, Патриарх запрещает избирать на царство сына Марии Мнишек;
  • Религиозный аспект. Предчувствуя собственную смерть (ему уже был восемьдесят один год, и он находился под стражей) призывал служить своей стране.

В феврале 1612 Патриарх погибает, приняв мученическую смерть от голода.

На примере Патриарха Гермогена, хорошо видно, что и одна историческая личность, обладающая волей и характером способна решать глобальные проблемы. Своей волей и решимостью он спас страну от уничтожения.

Патриархи

Ио́в

Первый патриарх Московский и всея Руси в 1589—1605, 1606—1607 гг.

Был избран патриархом благодаря Борису Годунову, фактическому правителю России в 1584—1598 гг. Оказал определённое влияние на избрание в 1598 г. на Земском соборе царём самого Годунова (1598—1605 гг.).

С приходом к власти Лжедмитрия I (1605—1606 гг.), был низложен и заменён на ставленника самозванца — митрополита Рязанского и Муромского Игнатия. Возвратился на патриарший престол после воцарения Василия Шуйского (1606—1610 гг.).

Ни́кон (как фотоаппарат:))

Патриарх в 1652—1666 гг.

В 1652 г. запретил строительство шатровых храмов (последняя церковь, построенная в этом стиле, вероятно, храм Рождества Богородицы в Путинках, Москва).

Провёл, пожалуй, наиболее известную и масштабную церковную реформу 1652 (1653)—1655 (1656) гг., вследствие которой возник раскол внутри Русской православной церкви, до конца не преодолённый до сих пор. Сторонников сохранения старых (дониконовских) церковных обрядов называют старообрядцами или раскольниками, их оппонентов, что характерно, никонианами или новообрядцами.

Однако из-за конфликта с царём Алексеем Михайловичем (1645—1676 гг.) был низложен (лишён сана) на церковном соборе 1666—1667 гг. Отправлен в ссылку в Кирилло-Белозёрский монастырь, откуда получил разрешение вернуться лишь в 1681 г. при царе Фёдоре Алексеевиче (1676—1682 гг.). Умер по дороге в Москву.

Ти́хон (Беллавин)

Патриарх в 1917—1925 гг.

Первый патриарх после более чем 200-летнего перерыва (синодального периода). Избран на Поместном соборе в 1917 г.

Провозгласил анафему (проклятие) в адрес большевиков в январе 1918 г. Взят под домашний арест в 1922 г., а затем переведён в тюрьму, в которой и умер в 1925 г. После его смерти выборы патриарха были запрещены вплоть до 1943 г.

Се́ргий (Страгоро́дский)

Патриарх в 1943—1944 гг.

Избран патриархом после встречи в сентябре 1943 г. высших церковных иерархов с И.В. Сталиным. На этой встрече, кроме разрешения провести выборы патриарха, было также разрешено образование Священного Синода, открытие части духовных учебных заведений. Впоследствии также была освобождена из заключения часть священников. 

Ссылка: 7 митрополитов и патриархов для повышенного уровня 

___

Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан» vk.com/historystepa.

Великое посольство 1611 года и плен

В 1610 году Филарет был освобожден из тушинского плена и отправлен гетманом С. Жолкевским к Сигизмунду III (так называемое Великое посольство 1611 года; всего к польскому королю под Смоленск «отъехало» сто двадцать человек). С Филаретом отправились такие известные люди, как:

  • князь В. В. Голицын;
  • князь Д. И. Мезецкой;
  • Авраамий Палицын и другие.

Послы должны были договориться об условиях воцарения в Москве королевича Владислава, сына Сигизмунда. Филарет был не против его кандидатуры, но настаивал на переходе королевича в православие. Так как этот переход был неприемлем, договор был составлен без этого пункта, и Филарет отказался подписать его. После этого он был арестован и отправлен в Польшу. В Варшаве его содержали в доме Л. Сапеги вместе со смоленским воеводой М. Б. Шеиным, с которым они крепко подружились.

Филарет находился в польском плену во время освобождения Москвы от поляков, во время работы Земского собора, во время избрания его сына Михаила новым русским царем. Во время работы Земского собора 1613 года казаки, вероятно послушав кого-то из бояр, выдвинули предложение сделать новым царем Федора Никитича Романова, а потом заменили его кандидатуру на его же сына. Именно казачество, пригрозившее боярам новой Смутой в случае избрания иностранца или затягивания процесса выборов, сыграло решающую роль в избрании Михаила Романова. Недаром польский полководец Л. Сапега, рассказывая Филарету о восшествии его сына на престол, упомянул: «Посадили сына твоего на Московское государство одни казаки донцы».

Сочинения

  • Речь при наречении во епископа Выборгского. ЖМП. 1976, № 6, с. 6-8.
  • «Заседание Исполкома ВСЦ в Хельсинки». ЖМП. 1979, № 2, с. 74.
  • Речь на парастасе в Троицком соборе в Ленинграде 4 сент. 1979 г. в годовщину кончины митр. Никодима. ЖМП. 1979, № 12, с. 27.
  • Речь на поминальной трапезе 5 сентября 1979 г. в годовщину кончины митр. Никодима (Ротова). ЖМП. 1979, № 12, с. 30.
  • «К реорганизации регентского класса при Ленинградских духовных академии и семинарии». ЖМП. 1980, № 5, с. 13.
  • «Свидетельство и служение» (Доклад на Х Генеральной Ассамблее Синдесмоса).ЖМП. 1980, № 11, с. 42-48.
  • «К вопросу о реконструкции Кирилло-Мефодиевского перевода Свящ. Писания». (Доклад, прочитанный 25 ноября 1980 года на богословском симпозиуме в Софийской Духовной Академии, посвящ. 1300-летию Болгарского государства). ЖМП. 1981, № 3, с. 49-54.
  • «Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной Церкви о ее благодатном характере». (Кандидат. сочинение).
  • Через духовное обновление русского народа — к его национальному возрождению: Доклад на II Всемирном Русском Соборе, Москва, 01.02.1995 г. ЖМП. 1995. 1/4. С. 39-48.
  • Непременное условия воцерковления общества: О перспективах религиозного образования. // Православная беседа. 1995. № 4.
  • Церковь и армия сегодня: В российском обществе и государстве // Смоленские епархиальные ведомости. 1996. № 3 (12). с. 32-35.
  • Справедливости ради замечу… // Русь Православная. СПб., 1997.
  • Церковь должна заниматься экономикой: Интервью председателя ОВЦС митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла // Московский церковный вестник. 1997. № 8-9.
  • Кредит нашего доверия к ВСЦ исчерпан: // НГ-религии. 1998. (июнь).

Пастырь Казанский

Родился Ермолай (таково было мирское имя святителя) около 1530 г. в семье донских казаков. По другим сведениям, родственниками Ермолая были князья Голицыны или Шуйские. Некоторые историки возводили его род к низам дворянства или городскому духовенству.

Юношество и зрелые годы святого проходили на фоне могучих исторических сдвигов: царствование Ивана IV, опричнина, покорение Астрахани и Казани, Ливонская война, воцарение Бориса Годунова и кровавая трагедия в Угличе…

В какой-то степени Ермолаю было проще – далеко от столичных хитросплетений: он служил тогда Господу на самом восточном рубеже Московского царства. Еще подростком он ушел в Казань и поступил в Спасо-Преображенский монастырь, где святитель Варсонофий обучил и укрепил его в вере. Служение будущего патриарха началось там же, в Казани, приходским священником при гостинодворской церкви Святителя Николая. По отзывам современников, священник Ермолай уже тогда был «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный».

Доподлинно известно, что после чуда 8 июля 1579 г. с явлением Казанской иконы Божией Матери Бог судил именно ему первому «взять от земли» святой образ, показать его собравшимся горожанам и потом торжественно, с крестным ходом, перенести в ближайший Никольский храм.

Позже, уже став митрополитом, Гермоген составит службу Царице Небесной «в честь иконы Ее Казанской». Его вдохновенный тропарь празднику «Заступнице Усердная» мы по-прежнему поем в храмах. Его перу приписывают также «Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и совершившихся от нее чудесных исцелениях», отправленное духовенством Ивану Грозному. Все эти чудеса святитель видел своими глазами и осязал руками.

Патриарх Гермоген Портрет из Титулярника

Предполагают, что в 1587 г., после смерти супруги, имени которой история не сохранила, батюшка Ермолай приехал в Москву, где в Чудовом монастыре принял постриг под именем Гермогена (Ермогена).

За два года из простого монаха Гермоген возводится в сан архиепископа, его кафедра становится митрополией, а он сам, соответственно, митрополитом Казанским и Астра¬ханским. Став пастырем обширной паствы, святитель Гермоген сделал все, чтобы обращение в православие местного населения не было формальным и православная вера укрепилась в этом крае.

Святитель Гермоген стал инициатором восстановления древней церковной службы апостолу Андрею Первозванному на основе полного перевода ее с греческого на церковнославянский язык. Он создал современную редакцию «Повести о Петре и Февронии, муромских чудотворцах».

Уже будучи Патриархом, в самый разгар смуты, охватившей страну, Гермоген методично продолжает исправление церковно-богослужебных книг, начатое еще преподобным Максимом Греком. Первосвятитель лично «свидетельствует» новый печатный перевод Евангелия, сборник «Четьи-Минеи». Под наблюдением Патриарха в Москве, захваченной поляками, делают станки для печатания богослужебных книг, строят новое здание типографии взамен старого, погибшего в пожаре 1611 г.

Его просветительское наследие велико и разнообразно. И все-таки не эти высокие труды сделали имя Патриарха Гермогена духовным знаменем в роковой для России час.

Прославление святого

Тело Патриарха было погребено в Чудовом монастыре. Через сорок лет произошло открытие мощей. К великому удивлению всех, тело совсем не разложилось. Святой лежал в целости, как будто только что скончался.

Мощи были перенесены в Успенский собор, где покоятся до сих пор в раке. Однако причисление к лику святых произошло только в 1913 году

Вся царская семья присутствовала при этом важном событии.

Спустя сто лет Патриарху был воздвигнут памятник в Александровском саду. Также памятник ему был поставлен в Аламетьевске.

Трогательная история мученической кончины Патриарха вдохновляла творческих людей. Он был воспет в стихотворении «Мужество» Державина, в опере Георгия Дмитриева «Святитель Ермоген» и других произведениях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: