Соколов, пётр фёдорович

"мастер забивать голы с пенделя"

Встреча в Ленинграде

Их встреча произошла в ноябре 1939 году, в Ленинграде. Форвард Михаил Бутусов увидел защитника Петра Соколова прямо возле своего дома на Петроградской стороне.

«Открыв рот при виде этого человека… он знал, что тот находится в эмиграции много лет и что он белогвардейский офицер… он с ним, обомленный, поздоровался, тот ему кивнул головой и убежал в какой-то проходной».

Супруга Бутусова вспоминала, что еще никогда не видела своего мужа таким бледным и растерянным. Михаил приказал домочадцам: «Закройте все двери, никому не открывайте, не отвечайте на звонки. В городе Соколов!»

Бояться были веские причины. Приведу выдержку из характеристики шпиона Петра Соколова: «Честолюбивый, властный, жестокий, двуличный человек, способный на любые деяния ради своих интересов… Хороший актер в жизни. Умеет представлять из себя добродушного, веселого, компанейского человека. Хитрый, опасный и сильный враг… Организовывал эмигрантскую молодежь в спортивные, театральные и хоровые кружки, при этом сам имел хорошо поставленный голос… Тщательно конспирирует свою личную жизнь и семейное положение… Спиртные напитки употребляет умеренно, женщинами не увлекается… Всегда имеет при себе пару браунингов, хороший большой нож и морскую свайку… (заточенный гвоздь — Авт.)»

В конце 1939 года Соколов в звании капитана допрашивал советских военнопленных и служил в отделе пропаганды Главного штаба финской армии. Он же редактировал газету «Северное слово» для военнопленных. Готовил листовки «Через плен к свободе! У финнов тепло и сытно!» Уверенный бас Петра Соколова, диктора финской радиовещательной компании «Лахти», раздавался по всей линии фронта. А после 22 июня 1941 года Петр Соколов, не прекращая работы в финском Главном штабе и на радио, стал сотрудником немецкой военной разведки (абвера).

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Связной с псевдонимом Голкипер

Монархист Соколов смотрел на новый строй с ненавистью. И, защитник на футбольном поле, не собирался защищать советскую власть. В 1918 году он становится членом белогвардейской организации, связанной с английской разведкой. И получает первое задание: доставляет в оккупированный англичанами Архангельск сведения об обстановке в революционном Петрограде.

Бесстрашный, образованный, с железными нервами… Не удивительно, что крепкого курьера сразу приметили иностранные спецслужбы. Новое задание было сложнее: Соколов отправился в Стокгольм, затем в Гельсингфорс (Хельсинки) на встречу с резидентом британской разведки капитаном Эрнстом Бойсом. После чего стал связным между разведпунктом в финском городке Териоки и резидентом-нелегалом в Петрограде Полом Дюксом. Последнего спас от ареста…

Пол Генри Дюкс (10.2.1889-27.8.1967), с 1918 года тайный агент британской разведки (Агент ST 25), был известен как «человек с сотней лиц». Используя свой артистизм, он сумел проникнуть в режимные учреждения (Политбюро ЦК ВКП(б), Коминтерн, ВЧК). Разрабатывал и организовывал сложнейшие схемы побегов борцов с советским режимом через Финляндию на Запад. Был умен, храбр, красив. Король Англии Георг V посвятил его в рыцари, назвав «величайшим из воинов».

«Засвеченный» англичанин семь суток ночевал в склепах на Смоленском кладбище Петрограда, ожидая Соколова. Они сели в поезд, идущий в Белоостров. Спасаясь от проверки документов, выпрыгнули из вагона на полном ходу, пешком добрались до Белоострова, затем по известным Соколову тайным тропам перешли границу по течению реки Сестры…

Связного с псевдонимом Голкипер повысили, назначив руководителем разведпункта. На торпедном катере он совершал бесчисленные рейсы между Териоки и Петроградом. Перевозил литературу, флакончики с быстродействующим ядом, фальшивые керенки…

В декабре 1924 года на стол к начальнику Контрразведывательного отдела (КРО) ОГПУ А.Х. Артузову легло очередное донесение из Гельсингфорса об агенте Голкипере. «По наружному виду ему около 35 лет, — сообщал источник ОГПУ. — Служил офицером в старой армии. В период 1919-1922 годов служил в английской разведке и ходил курьером в СССР. В 1922 году купил дачу в пяти километрах от Териоки, где сейчас и проживает, женившись на дочери териокского купца Носова. В данное время делает вид, что политикой не интересуется, а занимается крестьянским хозяйством, ходит в рваном костюме и даже не отказывается от поденной работы…»

Но Соколов был неуловим.

Акварельный портрет в творчестве Александра Павловича Брюллова

Алекса́ндр Па́влович Брюлло́в ( 1798 -1877, Санкт-Петербург) — русский художник и архитектор, старший брат Карла Брюллова. Вместе с младшим братом Карлом в 1809 году был принят в Академию Художеств, на казённый счёт, а в 1822 году за счёт Общества поощрения художников они были отправлены на 6 лет за границу, побывал в Сицилиии, в Помпеи, где А.П. Брюллов составил проект реставрации терм. «Помпейские термы» доставили Брюллову звание архитектора Его Величества, члена-корреспондента Французского института, члена Королевского института архитекторов в Англии и звание члена академий художеств в Милане и Петербурге.

6 стр., 2597 слов

Судьба художника в драматургическом воплощении пьесы МБулгакова …

… Пушкине, выводит все изображаемое на метафизический, надвременной уровень. Итоговые штрихи к портрету художника и изображению его судьбы сделаны автором в финальной сцене последнего для … высочайшим разрешением на постановку опального «Тартюфа» становится очевидной губительная для художника нравственная цена, которой оплачена временная благосклонность власти, присваивающей себе право предопределять …

Как архитектор Брюллов составил себе имя проектами зданий, строившихся в Петербурге и его окрестностях. В их числе обсерватория на Пулковской горе, здание штаба Гвардейского корпуса на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, им воссозданы помещения Зимнего дворца после пожара, дворцовая галерея.

Брюллов был известен также как портретист рисовальщик акварелью. Первый опыт Александра Брюллова-портретиста относится к началу 1820-х г., в период пребывания в Италии. В Сорренто он исполнил эффектный портрет «В.А.Перовского» 1824 г. в полный рост, на берегу моря, на фоне гор, в изысканно-простом белом костюме, в шляпе, художник передает не столько портретный облик модели, сколько манеру держаться, позу. У А. Брюллова собственный тип портрета, отличный от Соколова и К. Брюллова и др. портретистов, его портреты парадны на показ, с усиленной внешней стороной жизни моделей. «Портрет Перовского» написан на десять лет раньше аналогичных изображений в пейзаже как у К.Брюллова, так что А.Брюллов впервые написал акварельный портрет-картину. В это же время он начал писать свой автопортрет.

Биография

В 1800 году поступил в Императорскую Академию художеств, где и учился живописи под наиблежайшим управлением доктора B. К. Шебуева. В бытность свою в Академии, Соколов в 1807 и 1808 годах получил малую и огромную серебряные медали за картинки с натуры; в 1809 году он был награждён малою золотою медалью за картину по программке: «изобразить Андромаху, оплакивающую Гектора». В этом же году Соколов закончил курс Академии с званием художника 14-го класса и был оставлен при Академии в качестве пенсионера для предстоящего усовершенствования в живописи.

Ему была задана программка на огромную золотую медаль: «представить отъезд Величавого Князя Дмитрия Донского на схватка с приближавшимся к Москве Мамаем, приемлющего благословение на сие решительное дело спасения Рф от святого Сергия Радонежского чудотворца и прощающегося с своею супругою». За написанную по этой программке картину Соколов, но, не получил большой золотой медали, дававшей ему право на поездку на казенный счет за границу, и в 1810 году оставил Академию.

Прямо за этим он поступил в качестве учителя в одно семейство, через посредство которого имел возможность получать заказы, служившие ему некой вещественной поддержкой. Историческая живопись не была настоящим призванием Соколова. После первых успешных опытов в акварели, он предназначил себя всецело акварельной портретной живописи, и скоро заполучил на этом поприще широкую и крепкую известность.

Соколов был первым по времени русским акварелистом, в первый раз показавшим, меж иным, различие меж акварельной и маленькой живописью. Портреты Соколова, при восхитительном сходстве, отличались красивым рисунком и приятностью красок. Заказы на портреты со временем поступали к Соколову все в большем и большем числе. Через посредство графа Апраксина он был приглашен в Аничков дворец написать портрет величавого князя — потом правителя — Александра Николаевича (тогда ещё 3-х летнего ребёнка). Этот портрет очень удался Соколову и доставил ему целый ряд новых заказов от двора. Он написал для него существенное число портретов, посреди их — портрет Императрицы Елизаветы Алексеевны, величавых княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны и многих зарубежных царевичев, приезжавших к русскому двору.

С самого окончания курса в Академии Соколов жил в Петербурге, хотя предпочитал ему Москву, куда нередко ездил, в особенности в 1830-х годах, для исследования памятников древности; в Москве он останавливался заурядно у Е. И. Маковского, с которым находился в дружественных отношениях.

В 1842 году, вследствие расстройства здоровья, Соколов был должен отправиться для исцеления за границу. Находясь в Париже, он написал портреты многих лиц парижской российской колоний. В 1843 году Соколов опять возвратился в Россию и в 1-ое время поселился снова в Петербурге, а в 1846 году переехал на неизменное жительство в Москву.

В 1848 году Соколов жил в имении графини Орловой-Денисовой близ Харькова и тут сделался жертвой свирепствовавшей в то время холеры. Как человек, Соколов отличался великодушными свойствами души, радостным и открытым нравом, был увлекательным и смышленым собеседником. Соколов был женат на сестре К. П. Брюллова. В Императорской Академии художеств находится гипсовый слепок с бюста Соколова работы И. П. Витали. Из работ Соколова большою известностью пользуется «Портрет супруги барона Клодта». В музее Правителя Александра III в Петербурге находится «Портрет княгини Черкасской» работы Соколова.

Служение

Архангельская о. (?), г. Двинск, военный крепостной соборДолжность псаломщик
1893—1895 гг.
В 1895 г. переведен в Москву в Лагерную церковьМосква, Лагерная церковьДолжность псаломщик
1895—1896 гг.Москва, церковь при артиллерийских частях Московского военного округа при Румянцевском музее
диакон
1896—1902 гг.Москва, церковь 1-й Гренадерской артбригады на Ходынском поле
диакон
1902—1908 гг.Москва, Сергиево-Елизаветинское трудовое убежище
иерей
1908—1919 гг.Московская губ., Клинский у., с. Майданово, Цареконстантиновский храм
протоиерей
1919—1925 гг.Московская губ., Клинский у., с. Майданово, Цареконстантиновский храм
протоиерейДолжность благочинный
1919—1930 гг.
В 1925г. назначен благочинным Клинского р-наМосковская о., г. Клин, Скорбященская церковь
протоиерейДолжность настоятель, благочинный
1930—1938 гг.
В 1936г. назначен благочинным Солнечногорского р-на

Семья

В 1820 году женился на Юлии Павловне Брюлловой (1804—1877), сестре знаменитого Карла Брюллова, с которым поддерживал дружеские отношения. Брак оказался счастливым, и художник неоднократно с любовью отзывался о своей «Жюли». Семья жила дружно. Муж и жена во всем находили полное согласие и переживали вынужденные разлуки, связанные с поездками мастера для исполнения заказов. В семье Соколовых родились сыновья:

  • Соколов, Пётр Петрович (1821—1899) — жанрист и портретист, академик (1899) ИАХ;
  • Соколов, Павел Петрович (1826—1905) — живописец, акварелист, академик (1864) ИАХ;
  • Соколов, Александр Петрович (1829—1913) — акварелист-портретист, академик (1859), действительный член (1896) ИАХ.

Священномученик Петр (Соколов)

Священномученик Петр родился 15 января 1873 года в селе Мотома Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье священника Василия Соколова. Первоначальное образование Петр получил в родном селе в школе, подведомственной Министерству просвещения, а затем, по окончании Белозерского Духовного училища, поступил в Новгородскую Духовную семинарию и окончил ее в 1892 году. В том же году Петр Васильевич был определен псаломщиком в собор при военной крепости в городе Двинске, в 1895 году он был переведен в Москву в одну из церквей при воинской части, в 1896-ом — рукоположен во диакона ко храму святителя Николая в Старом Ваганькове при Румянцевском музее. Духовенство этого храма окормляло военнослужащих артиллерийского ведомства Московского военного округа, в это время настоятелем храма был священник Леонид Чичагов, впоследствии митрополит Серафим, закончивший жизнь мученически. В 1902 году диакон Петр был перемещен к церкви при 1-й Гренадерской артиллерийской бригаде на Ходынском поле. В 1908 году он был рукоположен во священника и служил в храме при Сергиево-Елизаветинском трудовом училище увечных воинов города Москвы.

В 1919 году в связи с закрытием всех дореволюционных училищных храмов отец Петр был назначен в Константино-Еленинский храм в селе Майданово Клинского уезда Московской губернии, в 1930 году — переведен в Скорбященскую церковь в Клину. В 1921 году отец Петр был возведен в сан протоиерея, в 1930 году награжден митрой. В 1925 году протоиерей Петр был назначен благочинным Клинского района, а в 1936 году и Солнечногорского.

В Скорбященской церкви отец Петр прослужил до ареста в 1938 году. В конце января был допрошен дежурный свидетель, а в самый день ареста священника, 2 февраля, житель соседнего дома, который подписал показания, составленные следователем. Протоиерей Петр был допрошен на следующий день после ареста.

— Кого вы знаете из служителей религиозного культа в Клинском районе и с кем персонально поддерживаете связь и в чем она выражается?

— Я знаю всех по своему служебному положению и связь имею со всеми также по долгу служебного положения, других личных связей я не имею.

— Вам предъявляется обвинение, что вы высказываете антисоветские суждения и недовольство политикой партии и советской власти. Подтверждаете вы это?

— Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю, никаких антисоветских суждений и недовольства против политики партии и советской власти я не высказывал.

В тот же день следствие было закончено. 11 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Петра к расстрелу. Протоиерей Петр Соколов был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Биография

В 1800 году поступил в Императорскую Академию художеств, где и обучался живописи под ближайшим руководством профессора B. К. Шебуева. В бытность свою в Академии Соколов в 1807 и 1808 годах получил малую и большую серебряные медали за рисунки с натуры; в 1809 году он был награждён малой золотой медалью за картину по программе: «Изобразить Андромаху, оплакивающую Гектора». В этом же году Соколов окончил курс Академии с званием художника и был оставлен при Академии в качестве пенсионера для дальнейшего усовершенствования в живописи.

Ему была задана программа на большую золотую медаль: «Представить отъезд Великого Князя Дмитрия Донского на сражение с приближавшимся к Москве Мамаем, приемлющего благословение на сие решительное дело спасения России от святого Сергия Радонежского чудотворца и прощающегося с своею супругою». За написанную по этой программе картину Соколов, однако, не получил большой золотой медали, дававшей ему право на поездку на казенный счет за границу, и в 1810 году оставил Академию.

Вслед за этим он поступил в качестве учителя в одно семейство, через посредство которого имел возможность получать заказы, служившие ему некоторой материальной поддержкой. Историческая живопись не была истинным призванием Соколова. После первых удачных опытов в акварели он посвятил себя всецело акварельной портретной живописи и скоро приобрел на этом поприще широкую и прочную известность. В 1810-х гг. в течение 4-х лет преподавал рисование в семье Левашевых.

Первым был удостоен звания академика живописи за акварельные портреты(1839).

Соколов был первым по времени русским акварелистом, показавшим различие между акварельной и миниатюрной живописью. Портреты Соколова при замечательном сходстве отличались прекрасным рисунком и приятностью красок. Заказы на портреты с течением времени поступали к Соколову все в большем и большем количестве. Через посредство графа Апраксина он был приглашен в Аничков дворец написать портрет великого князя — впоследствии императора — Александра Николаевича (тогда ещё трехлетнего ребёнка). Этот портрет очень удался Соколову и доставил ему целый ряд новых заказов от двора. Он написал для него значительное число портретов, среди них — портрет Императрицы Елизаветы Алексеевны, великих княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны и многих иностранных принцев, приезжавших к русскому двору. Соколов писал портреты очень быстро, как правило за один сеанс. За акварельный портрет художник получал от 50 до 100 руб.Мастерство и популярность позволили художнику построить в Санкт_Петербурге собственный дом на Грязной (Николаевской) улице (архитектор Диметр).

С самого окончания курса в Академии Соколов жил в Петербурге, хотя предпочитал ему Москву, куда часто ездил, особенно в 1830-х годах, для изучения памятников древности; в Москве он останавливался обыкновенно у , с которым находился в дружеских отношениях.

В 1842 году вследствие расстройства здоровья Соколов должен был отправиться для лечения за границу. Находясь в Париже, он написал портреты многих лиц парижской русской колонии. В 1843 году Соколов снова возвратился в Россию и в первое время поселился опять в Петербурге, а в 1846 году переехал на постоянное жительство в Москву.
В 1848 году Соколов жил в имении графини Орловой-Денисовой близ Харькова и здесь сделался жертвой свирепствовавшей в то время холеры.

Как человек, Соколов отличался благородными качествами души, веселым и открытым характером, был интересным и остроумным собеседником.

В Императорской Академии художеств находится гипсовый слепок с бюста Соколова работы И. П. Витали. Из работ Соколова большою известностью пользуется «Портрет супруги барона Клодта». В музее Императора Александра III в Петербурге находится «Портрет княгини Черкасской» работы Соколова.

Работы П. Ф. Соколова были широко представлены на историко-художественной выставке русских портретов в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге(1905), где были выставлены сразу 71 портрет работы художника.

Во времена современной России состоялось несколько выставок работ П. Ф. Соколова, наиболее значительные в 2003 г. в Государственном музее А.С. Пушкина (2003) и в музее В. А. Тропинина и московских художников его времени (2017).

С.6

В портретной живописи художника принято различать как бы два раздельных направления — с одной стороны, портреты, характеризующиеся глубоким психологическим анализом, с другой — парадные, торжественные портреты, где декоративные элементы преобладают над психологическими. Однако, подчёркивая это различие, можно отметить, преимущественно, внешние качества искусства Брюллова. По существу же во всех формах его портретной живописи проявляется один и тот же идейный строй, один и тот же внутренний принцип, который можно было бы определить, как постепенное преодоление романтических концепций и непрерывное нарастание и развитие принципов реализма.

В портретах-картинах романтические концепции ещё очень сильны и проявляются в подчёркнутой декоративности построения, в настойчивом стремлении художника опоэтизировать облик его героев. Но по сравнению с ранней «Всадницей», в портретах картинах конца 1830-х годов больше жизненной правды, больше индивидуальности в выражении характера, больше реалистичности и ясности в композиционной структуре. Раскрывается дар Брюллова — колориста. типичные для художника цветовые контрасты красного и синего, тонко продуманные градации красных, желтоватых, чёрных и серебристо-белых тонов

Агент нарасхват

Говорят, что Соколов никогда не мог пройти мимо мальчишек, играющих в футбол, — сразу включался в игру. И даже создал в 1923 году свою футбольную команду «Териоки» из русской эмигрантской молодежи. Голкипер оказался хорошим психологом. Футболисты его уважали и, главное, доверяли ему. Потом из этих юношей тренер вербовал новую команду — для нелегальной работы в СССР.

К нему примкнули одноклубники по «Унитас» — футболисты Антон Хлопушин, его брат Георгий. Агенты Соколова не только шпионили на английскую разведку, но и не брезговали контрабандой. В СССР доставляли дефицит — от иголок до техники. В Финляндию везли антиквариат и золото. Есть данные, что ОГПУ неоднократно пыталось через родственников Соколова склонить его к сотрудничеству. Тщетно. Но после разоблачения посланных в нашу страну шпионов власти СССР потребовали выдворения Соколова с Карельского перешейка. Финляндия выполнила ультиматум: Петр Петрович Соколов перебрался в Хельсинки. Жил по иронии судьбы на улице Спортивной, где из окна квартиры был виден стадион. Состоял в «Русском общевоинском союзе», «Братстве русской правды» (антисоветской организации черносотенного толка), «Союзе младороссов». С 1931 года возглавлял белогвардейскую организацию «Иван Сусанин«, редактировал эмигрантскую газету «Русское слово»…

Надо ли объяснять, почему Соколов оказался так востребован финскими спецслужбами во время Зимней войны? Он придумывал разнообразные способы нелегального перехода границы, буквально изводя чекистов. Причем Соколову везло, как заговоренному. Его часто видели, но никогда не могли задержать.

Одним из тех, кто лоб в лоб столкнулся с ним, был великий футболист и брат капитана той самой олимпийской команды Михаил Бутусов.

Приспешник Власова

Конечно, он рассчитывал, что немцы захватят город на Неве. Соколова включили в состав зондеркоманды «Ленинград», перед которой поставили задачу войти в город вместе с частями немецких войск и вывезти архивы областного комитета ВКП(б) и Управления НКВД. Заранее через Эстонию разведчик подобрался совсем близко к когда-то родному городу.

Но Ленинград не сдался.

Бывшему связнику Пола Дюкса тоже отступать было некуда. На оккупированной фашистами территории представительный «господин Кольберг», или «господин Симолин», или «Соловьянов», или «капитан Эриксон», или «господин Соколовский» (такие псевдонимы брал шпион) с энтузиазмом помогал создавать абверовские разведшколы. Часто приезжал в Германию, где ему организовали встречу с перешедшим на сторону Гитлера бывшим советским генералом А.А. Власовым. Они нашли общий язык, Власов назначил Соколова руководителем Северного отделения так называемой Русской освободительной армии (РОА). Ему предложили подбирать из советских военнопленных солдат для РОА. Он и эту задачу выполнил с присущим ему энтузиазмом.

Конечно, советская контрразведка активно искала Петра Соколова. Директивой ГУКР «Смерш» и НКГБ СССР он был объявлен во всесоюзный розыск как особо опасный государственный преступник, подлежащий при обнаружении немедленному аресту. Во все органы госбезопасности и внутренних дел была направлена ориентировка с указанием его примет. Но у Соколова был поистине собачий нюх на опасность. После выхода Финляндии из войны в сентябре 1944 года он отчетливо понимал: финские власти наверняка выдадут его СССР. А значит, надо вспомнить наставления Пола Дюкса: «Когда чувствуешь угрозу, уходи, не прощаясь. Навсегда рви с людьми на этом уходящем этапе жизни».

Соколов «потерял» контакты с финской разведкой и оставил семью, в которой росли три дочери. Больше он их не видел.

По заранее подготовленному маршруту в сентябре 1944 года он ушел в соседнюю нейтральную Швецию. Обосновался в тихом городке Энчёпинге, в 70 километрах от Стокгольма. Женился на шведке Ютте Салин, став Паулем Салином. От этого брака родились двое сыновей…

И все-таки его отыскали.

Через несколько лет адрес Соколова-Селина стал известен советским чекистам. Но Швеция не выдавала перебежчиков. До конца жизни бывший шпион не выезжал за пределы своего последнего убежища. Работал в спортивном клубе массажистом. Умер в 1971 году в возрасте 80 лет от опухоли мозга в Стокгольме, где в далеком 1912 году защищал честь России на футбольном поле. На его могиле шведские имя и фамилия.

Заключение

Русская художественная культура истоки которой начинались с высокого классицизма, отражавшегося и в живописи, постепенно переходила от романтизма к реализму в русском изобразительном искусстве, в акварельной портретной живописи. Русские живописцы начала XIX века, в частности, П.Ф. Соколов, К.П. Брюллов А.П. Брюллов утвердили собственные принципы написания портрета, картин, выработав свои направления в живописи, в изображении человека, природы, свидетельствующий о совершенно самостоятельной образной концепции. Русские художники в своих работах постепенно отказывались от строгих принципов классицизма, академизма. Именно Соколов ушел от традиций миниатюрного холодного портрета, передавая через свои портретные работы характер человека, его психологическую сущность. Новшество в акварельный портрет внесли Брюлловы перейдя от портрета в общепринятом понимании к потрету-картине.

XIX в. ознаменован высоким расцветом русской живописи, в котором портретисты Соколов и братья Брюлловы оставили для потомков неизгладимый след в истории отечественного изобразительного искусства, проникнутый духом всестороннего отражения человеческой жизни, заложив новое понимание в представление о портретном искусстве. Русское акварельное портретное искусство XIX в., в котором новаторскую, эволюционную роль сыграли великие русские портретисты Соколов и Брюлловы переоценить невозможно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: