Три дня с маресьевым: одно из последних интервью легендарный летчик дал «амурской правде»

Алексей петрович маресьев — биография и подвиг героя советского союза

Как сын Сталина помог юным летчикам

Архивное фото из открытых источников

Маресьев служил в инспекторском отделе 1‑го Гвардейского истребительного корпуса под командованием Василия Сталина. Был у генерал-лейтенанта пилотом на У-2, когда летали в командировки по фронтовым аэродромам. У них сохранились очень хорошие отношения. Однажды Маресьев обратился к сыну генсека за помощью. И тот не отказал.

Алексей Петрович посетил среднюю школу с углубленным изучением авиации возле метро «Сокол». Директор пожаловался, что программой предусмотрено 200 часов налета в год, ребятам надо подниматься в воздух на 15—20 минут в день, а не на чем. И тогда Маресьев позвонил Василию Сталину, который командовал ВВС Московского военного округа.

— Он пришел к Сталину и говорит: «Товарищ командующий, Василий Иосифович, тут рядом с вашим штабом спецшкола ВВС находится. В ней должны готовить учащихся для поступления в авиаучилища. Так вот, ребятишки ни разу не летали. Это безобразие!» Сталин строго: «Ну и чего ты хочешь?» — «Дайте мне самолет, механика, ГСМ и место на аэродроме. Можно в Чехово, там недалеко какая‑то штурмовая часть находится, Илы стоят». Василий Сталин тут же позвонил командиру эскадрильи: «Слушай! У тебя сейчас появится Лешка Маресьев. Выдели ему самолет, механика и всё остальное, что он попросит. Он будет летать с пацанами». Вопрос был решен.

— Маресьев что‑то еще рассказывал о Сталине?

— Нет. Я пытался его разговорить, но тогда еще эти вещи не афишировали. Если бы прожил дольше, то многое про Василия мог бы рассказать. А тогда еще определенные табу были.

Детские годы

Когда вглядываешься в фотографии легендарного советского персонажа, поневоле считаешь его чем-то вымышленным, мифическим. Где же здесь прячется печать необычности? Те самые черты, которые выделяют его среди общей массы? О летчике, чье имя навсегда высечено в памяти Войны, было написано сотни статей и книг, постановочных сцен, опера. Но только один писатель смог сделать из Маресьева культ советского человека. Речь идет о книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Произведение выхватило только три года жизни легендарного летчика. Но именно эти три года являются ключевыми в судьбе русского летчика.

О том, каким он был на самом деле – известно мало. Алексей Петрович старательно играл роль того, кем ему было предначертано быть – героя. Он всегда был немногословным и замкнутым, мало распространялся о личной жизни, о ранних годах сохранились лишь обрывочные сведения. О довоенных годах жизни Алексея можно узнать только из личного дела гвардии майора Маресьева, заполненное им собственноручно в 1946 году. Все остальное – результат множества диалогов с журналистами, встречи с трудовыми коллективами, учащимися школ. Из множества писем, записок, статей советских корреспондентов можно воссоздать длинную, яркую, не лишенную испытаний, жизнь советского героя.

Маресьев Алексей Петрович родился 20 мая 1916 года в Сталинградской области (до 1934 года уездный город Камышин Саратовской губернии). По другой версии местом рождения летчика является хутор Веревкин Верхне – Добринской волости Камышинского уезда.

Алексей Маресьев 1

Провинциальный городок Камышин ничем не отличался от сотен ему подобных, разбросанных по всему Советскому Союзу. Здесь текла тихая почти сельская жизнь, горожане радовались жизни и строили планы на будущее. Отец Алексей, Петр Авдеевич – участник Первой Мировой войны. После окончания военных действий вернулся на Родину, однако вскоре умер от ран. Случилось это в 1919 году, когда Алеше было всего три года. Мать осталась совсем одна. Она поднимала троих сыновей своими силами. Екатерина Никитична способствовала воспитанию сильных личностей в своих сыновьях, за что они были ей благодарны. В то время она работала уборщицей на деревообделочном заводе.

Будущий летчик, уничтоживший в свое время десяток вражеских летных суден, в детстве не отличался хорошим здоровьем, часто и подолгу болел. Окончив 8-летку, Алексей стал учиться в фабрично-заводском училище №32 (окончил его в 1932 году) на токаря по металлу. Затем работал токарем на Камышинском лесозаводе.

Лето 1956 года, Алексей Маресьев на выступлении в пионерском лагере:

Разрушенной войной стране отчаянно нужен был живой пример несгибаемой воли, который могла бы использовать советская идеологическая машина. Молодогвардейцы, Матросов, Гастелло, Космодемьянская – все эти герои погибли. Из всех знаменитых героев войны Маресьев был единственным, кто выжил, воюя с захватчиками. По воле судьбы ему предназначалось стать памятником при жизни – самому себе и всему советскому народу, измученному войной. Эта была трудная роль. Но Маресьев справлялся с ней идеально. Он прожил долгий век, насыщенный, полный ярких событий.

В годы перестройки о нем забыли. «Повесть о настоящем человеке» убрали из школьной программы. И когда заходил разговор о Маресьеве, все спрашивали: «А что, он еще жив?».

18 мая 2001 года в Москве, в театре Российской армии состоялся вечер в честь 85-летия легендарного летчика. На встречу с Маресьевым приехал Сергей Петров, когда-то спасенный Маресьевым, приехала Ольга Вихрова из деревни Плав, желавшая увидеть летчика спустя 60 лет после последней встречи. Но встрече не состоялась. На сцену вышел ведущий и объявил собравшимся, что час назад Алексей Петрович скончался. Смерть наступила в результате обширного инфаркта. Торжественный вечер превратился в памятный. Начался он с минуты молчания.

Тетрадку с записями о безногом летчике Борис Полевой возил с собой всю войну

«С Борисом Полевым мы никогда не ссорились!» Архивное фото из открытых источников

Вопреки измышлениям журналистов, у легендарного летчика с автором повести Борисом Полевым были доброжелательные отношения. Да, они виделись всего два раза в жизни. Первый раз в 1943‑м — тогда военкор «Правды» Борис Полевой познакомился с летчиком-истребителем, о котором ему сказали, что это лучший летчик полка.

— Алексей Петрович в бою три «мессера» сбил, а за каждый сбитый самолет положено было 100 граммов водки. Они пошли в столовую, где им три стопочки налили. Потом Маресьев пригласил писателя переночевать в его землянке. Когда ложились спать, что‑то грохнуло об пол. Полевой оглянулся и своим глазам не поверил. Маресьев оставил на полу свои «ноги». Безногий летчик-истребитель, только сегодня совершивший шесть боевых вылетов и сбивший три самолета! Это было невероятно. И тогда Маресьев начал ему рассказывать о своей судьбе. Проговорили до самого утра… К слову, история написания «Повести о настоящем человеке» тоже по‑своему интересна, — продолжил Геннадий Астахов. — Две тетрадки с записями рассказа безногого летчика Полевой возил с собой всю войну. Не раз начинал писать и ничего не получалось — «какая‑то литературщина». Только спустя годы, когда корреспондент «Правды» на Нюрнбергском процессе слушал оправдательные выступления фашистов, перед его глазами вдруг встала картина воздушного боя, как раненый летчик ползет по заснеженному лесу… Он на высоком душевном подъеме за 19 дней написал повесть. Об этом Борис Полевой рассказал Маресьеву, а он — мне.

— Выходит, до публикации книги о подвиге Маресьева никто не знал?

— Никто, кроме боевых товарищей и генсека Сталина. Благодаря повести о Маресьеве узнала вся страна. Что интересно, — вспомнил Астахов еще один момент, — после войны, когда Маресьев работал вместе с сыном Сталина и жил уже в Москве, однажды пришел со службы и услышал по радио рассказ, который напомнил ему моменты из его жизни. Еще тогда матери сказал: «Мама, тут, по‑моему, что‑то про нас говорят». На следующее утро позвонил в редакцию «Правды», где его связали с радиокомитетом, а там дали контакт Полевого. Так они увиделись второй раз — уже в 1946 году. Встреча была теплой. Больше они никогда не встречались.

Эти четыре года

В 1939 году журналист Борис Полевой был призван на военную службу: освещать в печати ход Зимней войны 1939-40 годов. Вскоре после прибытия на фронт Полевой, никогда не упускавший возможности побывать на передовой, получил контузию, но это не помешало ему дослужить до самого конца той короткой войны. В начале Великой Отечественной он вернулся на службу, и уже в октябре 1941 года в звании батальонного комиссара стал военным корреспондентом «Правды», а вскоре и старшим корреспондентской группы на Калининском, Степном, 1-м и 2-м Украинских фронтах. За четыре фронтовых года Полевому довелось побывать в самых разных ситуациях, в том числе летать на бомбардировки германских городов, сидеть в окопах Сталинграда и даже приземляться на биплане У-2 в центре восставшей Праги в качестве одного из посланцев советского командования. Свои фронтовые впечатления Полевой в конце концов свел в две книги фронтовых воспоминаний: «От Белгорода до Карпат», вышедшую в 1945 году, и двухтомник «Эти четыре года. Из записок военного корреспондента», увидевший свет в 1974 году. А на форменном кителе Бориса Полевого за то же время появились пять боевых орденов: два ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени и орден Красной Звезды.

Старший корреспондентской группы газеты «Правда», военный корреспондент подполковник Борис Полевой, осень 1945 года

Латинский псевдоним

Обратно в Москву Борис Полевой перебрался лишь в 1941 году, накануне Великой Отечественной войны, так что неудивительно, что своей малой родиной он считал именно Тверь, где провел детство и юность. К тому же именно в Твери в 1927 году у молодого технолога текстильной фабрики, пробовавшего свои силы в журналистике в качестве рабочего корреспондента, вышла и первая книга — сборников очерков «Мемуары вшивого человека». Издание это примечательно не только тем, что его (как и его автора) заметил и отметил Максим Горький, поддержка которого много значила для начинающего литератора. Это была единственная книга в литературной биографии Бориса Полевого, вышедшая под его настоящей фамилией — Кампов. Когда сборник готовился к печати, редактор предложил автору «перевести» его странно звучащую фамилию и пользоваться псевдонимом «Полевой» (от латинского «campus», то есть «поле»). Но публиковаться под этим псевдонимом молодой журналист стал только с 1928 года, когда, подобно отцу, кардинально сменил профессию и ушел из технологов в журналисты.

Борис Кампов (Полевой) в юности, Тверь, конец 1920-х годов

Память[править | править код]

Кожаное пальто Маресьева в Центральном музее Вооружённых Сил в Москве

В честь Маресьева названы улица в Москве в жилом районе Люберецкие Поля (район Некрасовка, ЮВАО), ранее носившая название Ново-Преображенская (также установлена памятная доска), центральная улица в посёлке Ибреси Чувашской Республики (в 2005 году открыта мемориальная доска), а также улицы в Актюбинске, Ташкенте, Горно-Алтайске, Чернигове и других городах.

Имя Маресьева также носят:

  • Малая планета (2173) Маресьев, открытая 22 августа 1974 года астрономом Людмилой Журавлёвой в Крымской астрофизической обсерватории. Название присвоено 1 апреля 1980 года.
  • Школа-лаборатория № 760 и школа № 89 в Москве.
  • Камышинский педагогический колледж.
  • МБОУ СОШ № 13 города Орла. В этой школе также есть музей, где хранятся некоторые личные вещи Алексея Петровича.
  • Cорт сирени.

Монументы, бюсты и мемориальные доски:

  • 20 мая 2006 года в честь 90-летия со дня рождения Маресьева в Камышине был открыт монумент, недалеко от дома, где он жил.
  • Мемориальная доска на доме в Москве, где Маресьев жил после войны.
  • Надпись на мемориальной доске «Герой Советского Союза» в Батайске.
  • В честь Алексея Маресьева поставлен бюст в Комсомольске-на-Амуре, кроме того, он является почётным гражданином этого города, его фотография висит на городской доске почёта.
  • Бюст установлен на Аллее героев на территории Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков.
  • Мемориальная доска на часовне св. Николая Чудотворца в городе Батайске Ростовской области. Установлена 6 мая 2003 года.
  • К 105-летию со дня рождения героя открыт мемориальный комплекс «Легендарный Маресьев» в городе Бологое Тверской области, включающий в себя копию самолёта Як-1 на гранитном постаменте и бронзовую фигуру лётчика.

Прочее:

  • В школе рудника Старый Берикуль Тисульского района Кемеровской области существовала пионерская дружина имени Маресьева, участники которой переписывались с лётчиком.
  • В 100-й юбилей Героя в городе Камышине открыт музей Маресьева.
  • В 2004 году при поддержке Правительства Москвы учреждена международная премия имени Алексея Маресьева «За волю к жизни». Премия направлена на возрождение популяризации примеров мужества и жизнестойкости людей нашего времени.
  • В г. Камышине Волгоградской области 29 августа 2014 года образован Региональный общественный Фонд имени А. П. Маресьева «За волю к жизни».

Памятник в городе Чимишлия, Молдавия

Свидетель Нюрнбергского процесса

В качестве военного корреспондента «Правды» Борис Полевой был командирован на Нюрнбергский процесс, ход которого освещали около 250 журналистов из нескольких десятков стран. К открытию процесса подполковник Полевой опоздал и прилетел в Нюрнберг неделю спустя. В оперативных корреспонденциях он подробно описывал ход процесса и кошмарные детали нацистских преступлений, которые рассматривались во время судебных заседаний. Однако конца работы трибунала Полевой не дождался. Еще работая в Нюрнберге, он за девятнадцать дней — невероятный срок! — написал давно задуманную книгу о подвиге летчика Алексея Маресьева, ту самую «Повесть о настоящем человеке», и был срочно отозван в Москву готовить ее к печати. Тем не менее уже в 1969 году Борис Полевой опубликовал книгу воспоминаний «В конце концов. Нюрнбергские дневники», в основу которой легли его нюрнбергские заметки и фронтовые тетради.

Военные корреспонденты газеты «Правда» на Нюрнбергском процессе (слева направо): Борис Полевой, Всеволод Вишневский и Виктор Темин

«На самом деле я съел ящерицу»: Маресьев о повести и реальности

Архивное фото из открытых источников

Мне всегда было интересно узнать: всё ли в «Повести о настоящем человеке» описано Борисом Полевым так же, как это было в реальности? И что по этому поводу говорил сам Алексей Маресьев, в фамилии которого автор изменил одну букву.

— Об этом мы тоже говорили, — привел один из примеров Геннадий Астахов. — Алексей Петрович сказал так: «Полевой в книге немного преувеличил, что я якобы нашел банку консервов, санитарную сумку и съел ежа. На самом деле я съел ящерицу». Я переспросил: «Живьем?!» Он засмеялся: «Да. Я был в полуобморочном состоянии. Шли уже восемнадцатые сутки моих скитаний. Изнемогая, я привалился к старому пню. Смотрю: ящерка — еще не совсем проснувшаяся, разморенная на апрельском солнышке — сама лезет ко мне. Взял ее, растянул и думаю: «С головы есть или с хвоста?» Начал с хвоста. Правда, всё потом выплюнул… Так что все восемнадцать суток, как один час, ничего съестного во рту не держал».

Поразительно и необъяснимо с медицинской точки зрения, как человек мог выдержать такое длительное голодание и при этом еще передвигаться…

«Езжай на Дальний Восток или клади на стол комсомольский билет»

Алексей Маресьев стоит в кепке в 3 ряду четвертый справа. Архивное фото из открытых источников

Юный водовоз раз и навсегда решил для себя, что станет летчиком. В Камышине тогда было четыре завода: три лесопильных и стекольный. Для производства в местной школе ФЗУ (ее в народе называли «фазанка») готовили квалифицированных специалистов. Алексей Маресьев пошел туда учиться.

— Я думал, что рабочая профессия летчику лишней не будет, — пояснил Герой Советского Союза. — Приобрел их сразу несколько. После ФЗУ стал токарем по металлу четвертого разряда, механиком-дизелистом, слесарем. На кусок хлеба себе уже мог заработать. И тут попался номер «Комсомольской правды», где я прочитал, что идет набор в Московский авиационный институт. Написал туда письмо. В ответ получил правила приема, программу испытаний. Стал готовиться к экзаменам, и вдруг меня вызывают в Камышинский горком комсомола. На лесопильные заводы пришла разверстка. Двух человек надо было направить на строительство Комсомольска-на-Амуре. «Ты молодой парень, — сказали мне. — Тебе и ехать!»

Никаких возражений о том, что собрался поступать в авиационный институт, в горкоме не приняли. Разговор был короткий: «Учебу придется отложить! Езжай на Дальний Восток или клади на стол комсомольский билет». Восемнадцатилетний Маресьев остался верен комсомолу. И двадцать дней потом добирался до города Юности: сначала поездом до Хабаровска, а потом уже по Амуру на пароходе «Клара Цеткин» до Комсомольска-на-Амуре.

Лесная глухомань, где жить приходилось в землянках, долго и помногу работать, стала серьезным испытанием для Алексея Маресьева. Позже он напишет: «Тридцатые годы воспитали во мне волю, мужество, упорство, умение преодолевать трудности. Университетом для меня стал Комсомольск-на-Амуре. И может быть, закалка в приамурской тайге дала мне силы победить смерть в смоленских лесах в сорок втором году…»

Не дожил два дня до своего 85‑летия

Большое интервью «Амурской правде» в мае 1999‑го было одной из последних бесед легенды со СМИ. Уже после ухода Бориса Ельцина, когда у руля встал Владимир Путин и отношение к участникам войны начало меняться, Алексей Маресьев согласился принять участие в съемках документального фильма режиссера Александра Марутяна.

Премьеру на центральном телевидении запланировали на 20 мая 2001 года — к юбилею героя. А отрывки из фильма хотели показать 18 мая в Театре Российской Армии на торжественном вечере «85. Полет нормальный». Буквально за два часа до этого, когда Алексей Маресьев уже собирался выезжать на концерт, у него вдруг защемило сердце. Он прилег на минуту и больше не встал.

— Торжественный вечер всё же состоялся, но начался он с минуты молчания. Потом по телевизору показывали, как ведущий вышел на сцену и объявил, что Алексей Петрович скончался. Многие плакали. Я тоже мог сидеть в этом зале. После встречи мы поддерживали связь с Маресьевым. Я же писал в газету о нем серию очерков. И перед каждой публикацией обязательно отсылал ему факсом материалы почитать. Он делал кое‑какие замечания. И когда работа уже близилась к концу, сказал, что хочет пригласить меня на свое 85‑летие. Я пошел к генеральному директору редакции с этим вопросом, а он: «У нас денег нет, чтобы купить тебе билеты». Время было такое…

На Дальний Восток печальное известие пришло только на следующий день. Что примечательно: собкор АП услышал сообщение по радио как раз в тот момент, когда взял в руки свежий номер «Амурской правды» со своей статьей, в которой от имени редакции поздравлял летчика-героя с 85‑летием. Очень жаль, что Маресьев до этого дня не дожил.

Длинный путь к небу

В Камышине практически не было развлечений. Все, чем можно было заняться в городке, так это прогуливаться по тихим улочкам или посещать кинотеатр. Именно там, на большом черно-белом экране Алексей впервые увидел, а потом и горячо полюбил «Сталинских соколов». С тех пор Маресьев стал мечтать о небе, но путевку дали на стройку авиационного завода в Комсомольске-на –Амуре. Но Алексей отказывался. За это его даже хотели исключить из комсомола, что, естественно, означало крах всем надеждам молодого человека. На медкомиссии врач вынес вердикт, что в тайге у юноши пройдут все хвори и здоровье поправится. Эти слова способствовали принятию решения – ехать в тайгу. Алексей в течение нескольких месяцев проработал на стройке. Все свое свободное время молодой человек посвящал занятиям в аэроклубе. Несколько раз Алексей подавал документы в летное училище, но по причине того, что юноша имел серьезные проблемы со здоровьем (в детстве мальчик переболел малярией и заработал ревматизм), документы возвращали. Однако Алексей Петрович не из тех, кто привык отступать. В силу своего напористого характера, он вновь и вновь пробовал силы в поступлении в летное училище. Подходящий случай (трагический!) не заставил себя долго ждать…

В 1937 году Маресьев был призван в ряды Советской армии. Именно в армии его места о небе стала реальностью. Нести службу молодой солдат начал в 12-м авиационном погранотряде Тихоокеанского пограничного округа на Сахалине. Через несколько месяц молодого человека перевели в Читинскую школу военных пилотов, которую в 38- году перенесли в Балтайск. Занимался молодой человек, как и все остальные на авиасимуляторе. В 1940-м году он успешно закончил Балтайское авиационное училище имени А.К.Серова, получив звание младшего лейтенанта. После окончания учебы, Алексей остался в стенах училища в качестве инструктора. Там он проработал до начала Великой Отечественной войны.

На презентации книги

При Ельцине у легенды пытались отобрать машину

Архивное фото из открытых источников

Самому Маресьеву еще Сталин специальным указом выделил персональный автомобиль — пожизненно. При Ельцине эту машину хотели забрать. И тут уже за легендарного героя вступились его однополчане — написали обращение в одну из центральных газет: «Вы что там в Кремле, с ума посходили?!» После этого Маресьеву позвонил лично глава президентской администрации Павел Бородин, извинился и дал слово, что машину отбирать не будут.

— Мы вели разговоры с Алексеем Петровичем на самые разные темы, в том числе очень болезненные для него. За три дня он лишь однажды не сдержался и выругался матом, когда я спросил его про Ельцина, — об этом факте собкор АП раньше не рассказывал. — Это было время разгула либеральных свобод, когда пытались принизить значение советского народа в победе над фашизмом. Маресьева возмущало отношение власти к участникам войны, что никто ничем фонду не помогает. Он мне сказал, что обратился в Газпром, а Вяхирев (стоявший тогда у руля компании) ему ответил: «Денег нет, чтобы ветеранам помочь».

— Это у Газпрома‑то денег нет?!

— Вот именно. Маресьева очень удручало, что законы о поддержке ветеранов принимаются и на государственном уровне, и на местных «этажах». Но реально ничего не делается. Ветераны не только льгот никаких не получали, они без пенсии сидели — есть нечего было. У самого легендарного летчика, полковника в отставке Маресьева, когда мы с ним встречались, пенсия была 2 867 рублей — по тем временам копеечные деньги. У меня знакомый майор милиции как раз ушел в отставку, так у него пенсия была четыре тысячи. А здесь Герой Советского Союза, награжденный одиннадцатью советскими, российскими и иностранными орденами, восемнадцатью медалями. Человек-легенда, который представлял национальную гордость страны.

Скажу честно: когда Геннадий Астахов мне это рассказывал, я плакала…

Кто ещё у нас «Маресьев»?

Алексей Маресьев был не
единственным лётчиком, поднявшимся в небо после тяжёлой травмы и ампутации. 

Михаил Левицкий.
Был сбит и ранен в ногу в 1942 г. Михаила схватили немцы и отвезли в лагерь, где
пленный врач провёл ему ампутацию без наркоза. Лётчик был освобождён из плена,
но долгое время провёл в больницах. Левицкий вернулся уже в гражданскую
авиацию. 

Юрий Гильшер.
Лётчик, корнет. В 1916 г. получил травму в результате падения самолёта: Гильшеру
оторвало стопу левой ноги. Из-за гангрены ногу ампутировали до колена. Корнет не
сдался и вернулся в Авиационный отряд истребителей.

Александр
Прокофьев-Северский
. Лётчик, дворянин. После
ранения в 1915 г. ему ампутировали ногу. Вернулся в небо благодаря протекции
Николая II.

Захар Сорокин.
Во время боя в 1941 г. был ранен в бедро. С такой травмой прополз 70 км по
тундре. Ступни пришлось ампутировать. После выздоровления Сорокин вернулся в
авиацию. 

В Москву собкор летел с презентами и в мандраже

В Москву собкор «Амурки» летел с огромным волнением. Для мандража было несколько причин. Первая — предстояла встреча с человеком, которого знал весь мир! Летчик Маресьев был кумиром всех пацанов, чье детство пришлось на первые послевоенные годы.

Геннадий Астахов вспомнил, как по титрам диафильма, сделанного по кинокартине «Повесть о настоящем человеке» с Павлом Кадочниковым в роли военного летчика, учился читать. А научившись, буквально «проглотил» книгу Бориса Полевого. На примере прославленного героя воспитывалось не одно поколение мальчишек, и теперь представилась возможность увидеть его вживую. До последнего переживал, состоится ли встреча. Все‑таки 83 года — солидный возраст. Хотя Маресьев продолжал работать, был первым заместителем председателя Российского комитета ветеранов войны и военной службы, но человек может заболеть или еще что‑нибудь случится…

Мечта о небе

С раннего детства Алексей мечтал летать на самолётах. Он дважды пытался поступить в лётное училище, но его документы возвращали. Главной причиной была перенесённая в детстве болезнь, давшая осложнение в виде ревматизма. 

Однако юноша не сдавался и ему всё же удалось поступить заочно на рабфак Московского авиационного института. Занятия молодой человек совмещал с трудовой деятельностью в другом месте.

В 1934 г. отправлен райкомом комсомола на строительство авиастроительного завода в строящийся Комсомольск-на-Амуре. Поспособствовали этому данные парню лестные характеристики. В этом месте он частично осуществил свою мечту о полётах, занимаясь в аэроклубе и совмещая своё «хобби» с работой.

На военную службу призвали в 1937 г. Прикомандирован был в качестве техника, обслуживающего самолёты, к Тихоокеанскому пограничному округу, находившемуся в городе Александровск-Сахалинский на острове Сахалин. Именно в это время Маресьев в первые реально соприкоснулся с боевыми самолётами.

Спустя 2 года его направили в лётную школу г. Читы, готовившую военных пилотов. Через несколько месяцев после начала обучения, учебное заведение Алексея перевели в г. Батайск и совместили с Батайским авиационным училищем им. А. К. Серова.

Маресьев окончил обучение в 1941 г., по окончании получил звание младшего лейтенанта. Замеченная страсть к самолётам была оценена преподавателями, и молодому человеку предложили остаться при учебном заведении в качестве инструктора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: