Тропинин василий андреевич

Тропинин, василий андреевич

Музей Тропинина совместно с Государственным Русским музеем представил масштабную выставку «Василий Тропинин. Удача гения». В составе выставки будут представлены работы только одного художника – Василия Андреевича Тропинина.

Из коллекции Русского музея в Москву прибыли девять шедевров, среди которых «Казначейша», портреты гитариста Павла Михайловича Васильева, художника Петра Фёдоровича Соколова, писательницы Варвары Ипполитовны Лизогуб и купца Александра Александровича Сапожникова. 

На выставке представлена и одна из самых известных работ В.А. Тропинина – «Девушка с горшком роз» (1850). Картина поступила в Русский музей (Музей Александра III) в 1897 г. из собрания Царскосельского Александровского дворца. В июне 1941 г. она вошла в состав временной выставки, открывшейся в Алупкинском дворце в Крыму, вскоре оккупированном фашистами.  После Великой Отечественной войны полотно считалось утерянным. В средине 1950-х годов основатель Музея Тропинина, известный коллекционер Феликс Евгеньевич Вишневский нашел «Девушку с горшком роз» в одном из антикварных магазинов Москвы, где она была выставлена на продажу случайным владельцем. Вишневский узнал руку мастера, а позднее и подпись художника была обнаружена в тонком орнаментальном поясе на горшке. Коллекционер передал портрет основанному им Музею В.А. Тропинина. 

Выставка «Василий Тропинин. Удача гения» показывает, как талант и характер творческого человека даже в исходно неблагоприятных обстоятельствах могут привести к успеху и благополучию. Тропинин родился крепостным, однако смог в полной мере реализовать свой талант живописца, получить признание и прожить жизнь в любви. Став мастером портретной живописи, он создал яркую, узнаваемую собственную манеру. Ее высоко ценили заказчики, ею восхищались любители и знатоки искусства. Вероятнее всего, именно в этом секрет истинной удачи его гения. 

Изначально жизнь В.А. Тропинина, «обычного» крепостного мальчика в услужении у господ, не сулила блистательных перспектив.  По воле своих хозяев он обучался кондитерскому ремеслу, хотя его художественный талант уже проявлял себя. С дозволения владельца с 1798 по 1804 год Тропинин был посторонним учеником в портретном классе Академии Художеств, руководимом Степаном Щукиным. В 1823 г., уже в зрелом возрасте, он освобожден от крепостной зависимости, в том же году – избран назначенным, а через четыре года – академиком Императорской Академии художеств. 

В 1807 г. по большой любви Тропинин женился на свободной поселянке Анне Катиной, которая, став женой крепостного, потеряла личную свободу. Счастливый брак продлился более полувека. Сын Тропининых Арсений родился в 1809 г. Жена и сын художника оставались крепостными до 1829 года.

С 1821 г. Тропинин жил и работал в Москве, впрочем, не порывая связи с Академией художеств. В первопрестольной он пользовался заслуженной славой самого одаренного портретиста, стяжав уважение коллег-художников и учеников, добившись материального благополучия и возможности работать по собственному выбору. Богатейшее художественное наследие Тропинина насчитывает почти 3000 работ в живописи и графике. 

Среди товарищей и коллег В.А. Тропинина была традиция: не застав художника дома, они расписывались на двери его квартиры. Среди надписей были автографы скульптора Ивана Витали, художника Карла Брюллова и других. К сожалению, легендарная дверь не сохранилась, однако воспоминания о ней вдохновили в свое время режиссера Юрия Любимова, а позднее и художников Владимира Богачева и Евгения Гриневича на создание инсталляции в рамках выставки.

Как писал биограф Тропинина Николай Рамазанов: «Кто хорошо знал Василия Андреевича, тот не мог не любить его всею душой. Как он ни разу в жизни не изменял призванию художника, так никто не изменял ему в привязанности».

На выставке представлены портреты современников В.А. Тропинина и образы его родных людей. 

Выставка будет открыта до 26.02.2023

Куратор: Искусствовед Мария Санти

Подробнее: https://www.museum-tropinina.ru/

Краткая биография

  1. 1804 – Василий Тропинин впервые представляет свою картину на академической выставке, в одном ряду с произведениями уважаемых профессоров и выпускников Академии. Когда Ираклий Морков узнает, что Тропинин пользуется успехом у высокопоставленных господ, он сразу же отзывает Василия из Петербурга в Украину, где тогда находилось его поместье. Моркову не нужен был выдающийся портретист среди его крестьян, а в услугах усадебного художника для росписи новой церкви он как раз нуждался.
  2. 1807 – При непосредственном участии Тропинина в усадьбе Моркова возведена церковь. Художник выполнил для нее все алтарные образы, расписал стены.
  3. 1812 – Во время Отечественной войны Морков, имеющий чин генерал-лейтенанта перебирается в Москву, где его назначают начальником местного ополчения. Тропинин обязан следовать за ним. В Москве Тропинин узнает, что графская усадьба сгорела, а вместе с ней и все юношеские полотна художника.
  4. 1813 – После окончания войны Морков с Тропининым возвращаются в Украину. В течение нескольких следующих лет Василий Андреевич руководит постройкой и украшением нового барского дома.
  5. 1819 – Страстный коллекционер русского искусства и издатель знаменитых «Отечественных записок» Павел Петрович Тугой-Свиньин рассказывает на страницах своего журнала о художнике Василие Тропинене, благодаря чему у того появляется ряд постоянных заказчиков.
  6. 1821 – Семья графа Моркова окончательно перебирается в Москву. Там Тропинин вновь восстанавливает связи с друзьями и коллегами художниками. Он много работает и обретает известность, но факт того, что такой талантливый портретист является крепостным человеком, вызывает у многих возмущение.
  7. 1823 – Граф Морков в качестве пасхального подарка торжественно вручает Тропинину вольную грамоту. Жена и сын художника получат свободу только через пять лет. Несмотря на это, Василий Андреевич начинает новую независимую жизнь, посвятив ее любимому делу.
  8. 1824 – За портрет медальера К.А. Леберехта Совет Академии художеств присуждает Тропинину звание академика портретной живописи. У него появляются новые заказчики и покровители, а также ему дают должность преподавателя Академии и профессорское звание.
  9. 1827 – А.С. Пушкин заказывает Тропинину портрет, который тот планирует подарить своему другу С.А. Соболевскому. На этом знаменитом полотне художник изображает собственный идеал свободного человека, полностью соответствующий романтической эпохе.
  10. 1835 – Тропинин встречается с Карлом Павловичем Брюлловым. Приезд этого выдающегося художника в Москву оказал влияние на все русское искусство1830-1840-х годов. В том числе и у Тропинина появляются в художественном арсенале большеформатные полотна, он начинает использовать новые приемы, живописные аксессуары свойственные большому парадному портрету
  11. 1836 – Василий Андреевич пишет портрет самого Брюллова, где с присущим ему мастерством передает артистическую индивидуальность художника, которую он искусно подчеркивает фоном, где изображены античные развалины, лозы винограда, а также дымящийся Везувий.
  12. 1843 – Василий Тропинин становится почетным членом Московского художественного общества, которое принимало участие в создании в городе Рисовального класса – школы, где могли получать художественное образование способные молодые люди любого сословия.
  13. 1844 – По заказу Московского художественного общества пишет знаменитый автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль. Здесь он утверждает собственное творческое кредо истинно русского художника.
  14. 1855 – После смерти жены художник покидает квартиру, где они вместе прожили 30 лет и переезжает в Замоскворечье.
  15. 1857 – Василий Андреевич скончался 3 (16) мая. В последний путь его проводили сын, друзья, ученики и многочисленные почитатели его таланта. Его похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве.

Автопортрет (1846)

Желание хозяина – закон для крепостного

Семейный портрет графов Морковых, 1813 г.

Радетели добивались для лучшего студента вольной грамоты, но его хозяин внезапно решил, что учиться хватит, и такой талант должен быть рядом с барином: граф Морков в 1804 году приказал своему крепостному Тропинину явиться в своё новое имение в селе Кукавка на Украине. Здесь молодой художник стал подручным хозяина во всех делах, что бы тот ни пожелал: прислуживал и рисовал семью графа, выпекал для него пирожные и чертил планы новых построек.

Тропинин – художник и архитектор сельской церкви в Кукавке, построенной и расписанной им в 1806 году. Церковь Св. Дмитрия Солунского сохранилась до наших дней (перед ней памятник Тропинину). Получив бесценные знания и опыт во время учёбы в Академии, Василий Андреевич использовал все возможности заниматься любимым делом. Покладистый характер художника позволял ему обходить острые углы в отношениях с графом и принимать действительность такой, какая она есть.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2Тропинин — один из основоположников романтизма в живописи России. Родился

в семье крепостных В 1798-1804 учился в петербургской Академии художеств,

где сблизился с О. А. Кипренским и А. Г. Варнеком . В 1804 Морков вызвал молодого художника к себе; затем тот попеременно жил то на Украине, в селе Кукавка, то в Москве, на положении крепостного живописца, обязанного одновременно выполнять хозяйственные поручения помещика. Лишь в 1823 был окончательно освобожден от крепостной зависимости. Получил звание академика, но, отказавшись от карьеры в Петербурге, в 1824 поселился в Москве.

Слайд 3Тропинин Василий Андреевич в своих портретах стремился к живой, непринужденной

характеристике человека (портрет сына, 1818; «А. С. Пушкин», 1827; автопортрет,

1846), создал тип жанрового, несколько идеализированного изображения человека из народа («Кружевница», 1823).

Слайд 4А. С. Пушкин на знаменитом портрете написан в стиле раннего

творчества Тропинина, 1827 года : поэт, положив руку на стопку

бумаги, как бы «внимает музе», вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом.

Слайд 5Важную часть наследия Тропинина составляют его рисунки, в особенности карандашные

гармонический лад его образов не раз воспринимались как специфическая черта старомосковской художественной школы. В 1969 году в Москве был открыт Музей Тропинина и московских художников его времени.

Слайд 7Ранние портреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме , принадлежат

к традиции века Просвещения: модель является в них безусловным и

стабильным центром образа. Позднее колорит живописи Тропинина становится интенсивней, объемы обычно лепятся более четко и скульптурно, но самое главное — вкрадчиво нарастает романтическое ощущение подвижной стихии жизни, лишь частью которой кажется герой портрета.

«Портрет Булахова». 1823.

Слайд 8Портрет и жанрУже с раннего периода художник активно интересуется и

бытовым жанром, создав большое количество рисунков и этюдов украинских крестьян.

Жанр и портрет органически сочетаются в его полуфигурных «безымянных» картинах, самой известной из которых является миловидная «Кружевница» (1823), подкупающая своим наивным и сентиментальным обликом; тип девушки из низов становится лирическим олицетворением женственности. Тропинин не раз обращался к жанровому типажному, обычно повторяя такого рода композиции в нескольких вариантах (как и свои автопортреты).

Слайд 9Золотошвейка. 1826
Пряха Конец 1800-х — начало 1810-х

Слайд 10«Портрет неизвестного в халате с трубкой». Эта картина необычна по

своей стилистике, она выделяется среди бытовых портретов, написанных художником в

1840-1850-е годы. Резкий боковой свет выявляет выразительные черты лица портретируемого и придает образу некую романтичность, свойственную более ранним работам Тропинина.

Слайд 11Портрет П. М. Васильева с гитарой. 1830-36. Масло
Портрет С. М.

Слайд 12Романтизм художника в портретах 1830-40-х годов обычно остается камерным и

умиротворенно-«домашним» — даже там, где очевиден намек на сильное чувство,

(«Женщина в окне», чей образ был навеян поэмой М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша», 1841). Поздние произведения Тропинина свидетельствуют об угасании колористического мастерства, однако по-прежнему привлекают своей жанровой наблюдательностью, предвосхищающей страстный интерес к бытописанию, свойственный русской живописи 1860-х гг.

Колонна, кирочка и шрам

В. А. Тропинин «Портрет Самсона Ксенофонтовича Суханова», 1823. (Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени)

В начале 1820-х Тропинин создал несколько ярких жанровых портретов — «Ямщик, опирающийся на кнутовище», «Украинский мужик», знаменитая «Кружевница», которая принесла ему звание академика. В один год с «Кружевницей» художник нарисовал старика-каменотёса, опирающегося на молоток-кирочку. Эта работа не была атрибутирована до 1967 г., пока в ней не признали Самсона Ксенофонтовича Суханова — вероятно, самого знаменитого строителя Российской империи.
Выходец с Вологодчины, он с детства батрачил, повзрослев, ходил на барках по Двине и Волге, занимался «звериным промыслом» на островах Белого моря. О его бурной молодости на портрете напоминает шрам на лице, оставленный когтями белого медведя.
Кирочка нарисована тоже не случайно. В зрелом возрасте Суханов обнаружил в себе дар работы с камнем. Список строительных работ первой половины 19 в., на которых он подвизался сначала как простой каменотёс, потом как староста артели, а затем и самостоятельный подрядчик, впечатляет: в Санкт-Петербурге это Михайловский замок и Казанский собор, Адмиралтейство и Горный кадетский корпус, Ростральные колонны и набережная Стрелки Васильевского острова, Петергоф и Павловск, в Москве — постамент для первого в городе памятника «Гражданину Минину и князю Пожарскому».
Тропинин не случайно написал своего героя на фоне базы лежащей колонны. Суханов придумал, как извлекать гранитные глыбы, из которых целиком высекались колонны Исаакиевского собора, по его методу в финских каменоломнях два года рубили 600-тонный монолит-заготовку Александровского «столпа» на Дворцовой площади.
Талант принес свои плоды. Мастер купил билет купца 2-й гильдии и трёхэтажный каменный дом в Петербурге, но его обеспеченную жизнь подорвала череда финансовых неудач. По заказу Александра I Суханов высек из цельного куска гранита 48-тонную полированную ванну для Баболовского дворца в Царском селе. «Царь-ванна» диаметром 5,33 м, глубиной 1,52 м и высотой 1,96 м не имела аналогов в мире. Работа над ней заняла у Суханова с подручными семь лет. Мастеру заплатили по договору, но оплата не покрыла издержек. Напрасно он подавал прошения императору Николаю I и цесаревичу Александру. Позднее фрагмент скалы, который предназначался для пьедестала памятника Барклаю-де-Толли, затонул во время перевозки по Ладожскому озеру, что окончательно разорило Суханова.
Умер знаменитый каменотёс в бедности, точные дата и обстоятельства его смерти неизвестны.

Тропинин Василий Андреевич

Василий Андреевич Тропинин родился в селе Карпово в семье крепостного Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху 19 марта 1776 года. За усердие к работе отец Тропинина получил вольную. Но семья же продолжала еще оставалаться в крепостной зависимости. Дочь графа вышла замуж за военачальника И.И.Моркова, вследствие чего и село, в котором жил Тропинин, и он сам стали собственностью Моркова. Юношу отправили в Петербург учиться на кондитера. Впрочем, там Тропинина с головой захватила живопись. В конце концов, Морков дал согласие на то, чтобы юноша посещал классы при Академии художеств.

Годы, проведенные в Академии, стали самыми счастливыми в судьбе Тропинина. Они совпали с его стремлением во что бы то ни стало стать художником, с проснувшимся призванием к живописи. Попал туда Тропинин по настойчивой просьбе двоюродного брата графа, желавшего, чтобы самоучка развил свой природный талант. Так, в 1799 году Тропинин стал учеником художника Степана Щукина, имевшего славу придворного портретиста.

Товарищами Тропинина по учению были Сильвестр Щедрин, Орест Кипренский, Александр Иванов. Они как могли, помогали 19-летнему юноше, понимая, как тяжело ему, попавшему сюда недавно, и куда легче им, обучавшимся здесь с детства. Копирование картин великих мастеров в Эрмитаже оттачивало стремительно растущее мастерство самого Тропинина. Его прозвали «русским Грёзом» — за пристрастие к копированию детских головок. Одна из работ приглянулась императрице Елизавете Алексеевне.

Граф Строганов стал хлопотать об освобождении Тропинина из крепостной зависимости. Щукин же написал Моркову письмо с тем содержанием, что, дескать, если не хотите потерять хорошего слугу, то забирайте его скорее обратно. Так мечты разбились о грубую реальность. Тропинина отозвали обратно на Украину, и он занял место между поваром-кондитером и личным лакеем графа.

Жизнь на Украине Тропинин тоже считал своеобразной академией. Здесь он много рисовал людей из народа, а также крепостных – товарищей по несчастью. Последующие выезды с графом в Москву были для Тропинина как глоток свежего воздуха. Изредка он встречался со старыми товарищами, в частности, с Орестом Кипренским. В 1823 году граф Морков дал своему крепостному художнику вольную. На тот момент Тропинину было уже 44 года. Он был гол, как сокол, зато наконец-то свободен! Сам и только сам теперь он вынужден был обеспечивать себя и свою семью средствами к существованию.

Москва приняла Тропинина. В доме на Ленивке он прожил 32 года. Он стал известным портретистом и вскоре, как полушутя выражались современники, переписал чуть ли не всю Москву. Первый и последний раз Тропинин выставил свои работы на академической выставке 1824 года. От заказов и без того не было отбоя. Неожиданно радостным для Тропинина оказался 1836 год. Он познакомился и близко сошелся с Карлом Брюлловым.

Из прогулок по Москве Тропинин никогда не возвращался без новых впечатлений. Так, незаметно, за работой и проходила жизнь художника Тропинина. В 1856 году умирает горячо любимая жена, Анна Ивановна. Двух лет не дожила она до их золотой свадьбы. В свое время она пошла за крепостного, будучи свободной. Венчались они еще на Украине, в поместье графа Моркова, в новопостроенной церкви. Возводил ее, кстати, тоже сам Тропинин, за плечами которого к тому времени было шесть лет учения в Академии художеств. Граф же считал, что раз учился – то должен уметь всё. Вот и заставил своего крепостного заниматься строительством – ремеслом, которым тот не владел вовсе.

Последние годы Тропинин провел в небольшом домике в Замоскворечье. Умер Василий Андреевич 3 (15).05.1857 года. Похоронен художник на Ваганьковском кладбище Москвы.

На сайте представлены следующие марки с сюжетами на его картины:

  • «Портрет К.П.Брюллова» (почтовый выпуск 1952 года)
  • «Кружевница» (почтовый выпуск 1967 года)
  • «Гитарист» (почтовый выпуск 1973 года)
  • «Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль» (почтовый выпуск 1976 года)
  • «Портрет П.А.Булахова» (почтовый выпуск 2001 года)

Литература:

  • Амшинская А.М. «В.А.Тропинин». — Москва, Искусство, 1976
  • Жидков Г.В. «Тропинин Василий Андреевич». — Москва, Искусство, 1943
  • Коваленская Н.Н. «Тропинин» — Москва, Издание Государственной Третьяковской галереи, 1930
  • Петинова Е.Ф. «Василий Андреевич Тропинин». — Ленинград, 1987

Последние годы

Кружевница 1823 г.

С годами живописцу было всё труднее соперничать с молодыми талантами, но мастер старался сохранять верность главному принципу своих работ – изображать людей счастливыми. В 1850-х героями картин всё чаще становятся пожилые женщины, для которых позировала жена художника. Подобные образы рождались от размышлений о старости и быстротечности жизни.

В 1855 году Анна Ивановна умерла. Это подкосило немолодого живописца, любящего свою жену и привыкшего к размеренной жизни в трудах. Он забросил живопись. Оставить насиженное за 30 лет место, квартиру на углу Волхонки и Ленивки, заставил случай: художник обнаружил, что совсем рядом обосновался гробовых дел мастер. Подобного соседства находящийся в горе Тропинин вынести не мог – переехал в Замоскворечье. Здесь, в Наливковском переулке, он прожил ещё два года. Умер 15 мая 1857 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

19 марта (30 марта по новому стилю) 1776 г., село Карповка Новгородская область – 3 мая (15 мая по новому стилю) 1857 г., Москва

Лучший портретист первой половины XIX века. Из под его кисти вышла целая московская летопись той эпохи.

Тропинин родился в семье крепостных графа А.С. Миниха.  Так сложилось исторически, что общество негативно относится к крепостничеству. Однако и тут была своя иерархия, и семья Тропининых занимала высокое место в ней. Отец русского художника за службу управляющим получил личную свободу, правда, семья его осталась крепостной. Четыре года мальчик обучался в новгородской «народной школе».

В 1790-х годах Тропинина передали новому хозяину – графу И. Моркову, который женился на дочери Миниха, Наталье Антоновне. Отклонив просьбы отца Тропинина обучать мальчика живописи, граф Морков отправляет юношу учиться в Петербург на кондитера в 1793 году.

Не смотря на это, позднее, граф сделал Тропинина своим доверенным лицом и оценил его творчество. В то время многие дворяне жили трудами крепостных, потому что так диктовала эпоха крепостничества, даже либеральные. По другому они жить не умели.

В Петербурге, посилившись у графа Завадовского, обуреваемый страстью к живописи, молодой художник берёт уроки у проживавшего там же профессионального художника. За что получал наказания.  Жена кондитера приводила Тропинина с уроков живописи за уши и давала указания высечь ученика.

Не смотря на то, что у Тронинина был мягкий характер, он был настойчив и твёрдо шёл к своей цели. В 1798 году Тропинин тайком стал посещать бесплатные занятия в Академии художеств. В 1799 году становится «посторонним учеником» Академии. Его уважали лучшие ученики: Кипренский, Варнек, Скотников. Профессора также отметили успехи ученика – Тропинин получил две медали. Тропинин получил азы художественного мастерства у известного портретиста С. Щукина.  В 1804 году граф Морков отзывает Тропинина из Петербурга на Украину, в село Кукавка Подольской губернии, дав отказ на ходатайства освободить Тропинина (о чём просил даже президент Академии). До 1812 года Тропинин выполнял обязанности лакея, кондитера и крепостного живописца. В расписанной им церкви, в 1807 году Тропинина обвенчали с Анной Ивановной Катиной. Началась война с Наполеоном, граф Морков, как начальник московского ополчения, с двумя сыновьями, едет на войну. Морковский обоз с имуществом, который возглавляет Тропинин, отправляется вслед за ним. После пожара в Москве сгорел и дом Моркова. Этот дом и пришлось восстанавливать Тропинину.

В это время Тропинин больше не прислуживает, а всё больше занимается живописью. В 1821 году он с семейством графа снова в Москве. Росла слава портретиста, известные люди ходотайствовали Моркову освободить Тропинина, дать ему вольную. В 1823 году Тропинин стал свободным человеком, а его жена и сын ещё пять лет находились в крепостничестве.  В этом же году за картины «Кружевница», «Портрет художника О. Скотникова» и «Нищий старик» был утверждён в звании «назначенного» академика (то есть кандидата в академики). Спустя год, за картину «Портрет медальера К.А. Леберехта», Тропинин получил звание академика. Отказавшись от профессорства, русский художник возвращается в Москву.

С 1824 года, на протяжении тридцати лет, Тропинин живёт в доме Писаревой на Ленинке близ Большого Каменного моста. Тропинин писал портреты знаменитых людей, становился известным и общепризнанным художником, у него было много заказов. Русский художник близко сошёлся с другим не менее известным художником – Брюлловым.

В 1856 году русский художник потерял жену, с которой жил душа в душу. Тропинин переезжает в свой домик в Замоскворечье. Сын Арсений создал в доме хорошую обстановку, чтобы хоть как-то сгладить горе отца.

Ах, не говорите этого… Старуха моя умерла, да и дверей тех нет…»

Тропинин В.А.

Художник имеет в виду двери на Ленинке, на которых посетители оставляли автографы, не застав художника дома. «Был Брюллов», «Был Витали», «Снова был Брюллов».

Самые известные картины Василия Андреевича Тропинина

Картины Василия Тропинина обрели всемирную известность. Среди лучших произведений можно отметить следующие:

«Кружевница» (1823). Это шедевр жанрового портрета, когда модель изображается за каким-то занятием. Героиня очень женственна, а детально прописанные принадлежности для рукоделия передают ощущение уюта и покоя. «Портрет А. С. Пушкина» (1827). По словам современников, портрет имеет поразительное сходство с гениальным поэтом, но потрясает он еще и одухотворенностью, глубоким проникновением во внутренний мир героя. «Портрет К. П. Брюллова» (1836). Картина стала выражением теплых дружеских чувств, которые Василий Тропинин испытывал к своему коллеге Карлу Брюллову. Работа содержит черты европейского парадного портрета: изысканно одетый персонаж изображен в горделивой позе на фоне античного пейзажа. «Голова мальчика» (1818). Портрет сына Василия Тропинина — один из лучших образов ребенка в русской живописи

Мальчик пребывает в собственных мыслях и вместе с тем притягивает к себе внимание зрителей. «Гитарист» (1839)

Гитаристов живописец рисовал не единожды

Здесь молодой человек изображен в непринужденной обстановке, в домашней одежде. Симпатию зрителя он вызывает мечтательным и нежным взглядом.

Хотя Василий Тропинин и родился крепостным, уникальный талант и стремление реализовать свои способности позволили ему с помощью искусства получить свободу, стать в итоге известным и обеспеченным живописцем. Узнаваемый почерк художника сделал его работы знаменитыми не только в России, но и во всем мире.

Личная жизнь

Никакого роптания не было даже по поводу того, что граф записал в крепостные вольную поселенку, с которой в 1807 году обвенчался Тропинин. По закону статус супругов должен быть одинаковым – барин рассматривал только закрепощение жены художника, а никак не его освобождение.

Жена Тропинина, Анна Ивановна Катина, в 1809 году родила сына Арсения, который в будущем продолжит династию. В галерее художника есть образы жены и сына; портрет Арсения в истории русской живописи считается одним из лучших детских изображений.

Семейная жизнь сложилась благополучно. Все Тропинины со временем получили вольные (в разные годы).

Шедевр Тропинина В.А. – картина «Кружевница»

Картина написана в 1823 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Благодаря этой картине и ещё двум работам Тропинин попал в Академию художеств. В композиции и прописке образа героини проявился академический стиль письма, что никак не повлияло на художественную ценность произведения. Это самый удачный образ из серии картин Тропинина «трудовых девушек».  Идеализированный образ «кружевницы» связывают с образом «Бедной Лизы» Карамзина, появившейся в 1792 году.  Тропинин очень любил «жанровый портрет». Считается, что при создании таких картин Тропинин шёл по стопам двух художников – француза Жана Батиста Грёза (1725-1805), прославившийся своими жанровыми композициями из жизни третьего сословия, и женскими «головками», и итальянца Петро Ротари (1707-1762). Жанровый портрет отличается своеобразной сюжетной линией, благодаря которой удаётся ярче выразить человеческий тип.

Всё на мгновение застыло, когда девушка взглянула на вошедшего, даже булавка в её руке. По коротко остриженным ногтям можно определить принадлежность девушки к профессии.  Во время эпохи синтементализма люди научились любить душу человека. Вот и поэтизированный образ «кружевницы» очищенный от повседневных трудностей, тягот и забот вызывает симпатию.  Замечательно выполнен натюрморт, уточняющий производственный фон портрета.  Колорит выполнен в сближенных тонах. Серый фон оживляет – по контрасту – сиреневую ткань косынки, накинутой на плечи кружевницы. В руке девушка держит коклюши. «Коклюшка – точёная палочка, с утолщением к одному концу и шейкой с пуговкой на другом, для намотки ниток и плетенья поясков и кружев». Живописно изломанная ткань, мастерски написанная художником, позволяет ему подчеркнуть эффектное освещение. Внизу веден фрагмент тонких кружев.

Переезд в Москву

В августе 1812 года граф Морков по службе отправился в Москву (руководить народным ополчением). После освобождения города от французов граф призвал к себе Тропинина. Сгоревшая Москва заново отстраивалась, новые особняки нуждались в новых полотнах. Поэтому у художника было много работы. Героями его произведений стали счастливые дворянские семейства, дождавшиеся своих героев-родственников с войны, группами и поодиночке. Известность живописца росла вместе с городом и, хотя официальных выставок не было, имя художника знали (представители дворянства, бывая друг у друга). Очень многие пытались повлиять на графа Моркова и добиться вольной для такого таланта.

Происхождение и детство

Родился 30 марта 1776 года в семье крепостных графа Миниха (село Карпово Чудовского уезда Новгородской губернии). Позже в качестве приданого хозяйской дочери село отошло к графу Моркову, её мужу. Отец Василия был грамотным и хозяйственным, поэтому у барина числился на хорошем счету, исполнял обязанности сначала старосты, затем управляющего. В качестве награды за службу получил вольную (пока единственный из семьи).

С детских лет Василий Тропинин увлекался рисованием. Особенно ему нравилось изображать людей, подмечая свойственные им особенности. До наших дней дошли семейные воспоминания Минихов, из которых известно, что к детским рисункам крепостного мальчишки господа относились как к забаве.

Снова Академия художеств

Портрет А. С. Пушкина 1827 г.

Сдался граф лишь в 1823 году, когда художнику было уже 47 лет. Жена и сын, крепостные, оставались в качестве заложников графа – он очень хотел удержать живописца возле себя. Но тот, прожив почти полвека, не оставил мечту и подал документы в Академию, чтобы получить звание художника. Комиссию убедили картины Тропинина: «Кружевница», «Старик-нищий» и портрет известного тогда гравёра Скотникова. Василию Андреевичу дали звание «назначенного в академики», промежуточное перед заданием на звание академика. Оно, в свою очередь, было также выполнено с честью в 1824 году, что и принесло Тропинину вожделенное звание академика портретной живописи.

предстаёт в образе довольного и благополучного мужчины. С этого времени художник постоянно живёт и работает в Москве. В 1828 году, когда умер граф Морков, жена и сын Тропинина получили вольные грамоты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: