Юрий никулин: «вызвать смех

Личная жизнь Юрия Никулина

Первый раз Юрий влюбился еще в школе. Будучи нескладным 13-летним юнцом он так и не решился признаться в своих чувствах запавшей в душу сверстнице. В дальнейшем, в бытность солдатом, у него завязались отношения с девушкой по имени Рита. Она дождалась его с фронта, но как только Юрий сделал ей предложение руки и сердца, призналась, что влюблена в летчика. Надо сказать, что отношения Риты с другим мужчиной не сложились, а с Юрием они до конца жизни поддерживали дружеские отношения.

Возвращение Юрия Никулина с фронта

Зимой 1949 года актер, делавший первые шаги на профессиональной цирковой сцене, познакомился со студенткой Тимирязевской академии Татьяной Покровской, которая была младше артиста на 8 лет. Она увлекалась конным спортом, и одна из лошадей, как раз любимица Татьяны, понадобилась клоуну Карандашу, в подчинении у которого в то время ходил Никулин. На выступлении, которое девушка пришла посмотреть, лошадь проявила норов и затоптала клоуна. Татьяна чувствовала свою вину и в течение месяца регулярно ходила навещать Юрия в госпиталь. Вскоре артист сделал возлюбленной предложение.

На фото: Юрий Никулин и его жена Татьяна Покровская

Нина Гребешкова, одноклассница Татьяны, была удивлена, когда увидела Никулина рядом со своей школьной подругой – ей было странным, что такая красивая женщина выбрала такого неказистого спутника жизни. И даже не подозревала, что будет играть его жену в «Бриллиантовой руке». Самой же Татьяне внешность супруга была не важна – Юрий с первых минут знакомства покорил ее своей харизмой и обаянием.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука»

Жена никулина начала помогать ему в цирке, например, заменила паренька в миниатюре «Маленький Пьер». Артист был человеком очень ревнивым, а когда Татьяна позволила себя в эйфории от выступления позволила себя поцеловать смотрителю манежа, больше не отпускал ее ни на шаг, брал с собой на все гастроли. Юрий Никулин и Татьяна Покровская. Больше, чем любовь В 1956 году у них родился сын Максим, и даже тогда Татьяна не оставила цирк. Мальчик, кстати, появился в фильме «Бриллиантовая рука» – это он идет с удочкой, когда его пинает герой Андрея Миронова.

Юрий Никулин с сыном Максимом (1962 год)

Супруги прожили вместе 47 лет до самой смерти Юрия Владимировича в 1997 году. По воспоминаниям близких, они жили душа в душу, делили на двоих все невзгоды и радости. Татьяна скончалась в октябре 2014 года на 86-м году жизни.

Супруги были вместе до самого конца

Клоун как призвание

После войны Юрий Никулин решил поступать во ВГИК, однако его не приняли. Та же история повторилась и с ГИТИСом. Преподаватели не увидели у абитуриента актерских талантов, о чем прямо ему заявили. К счастью, Юрий Владимирович не отчаялся и начал учебу в школе-студии разговорных жанров при Московском цирке на Цветном бульваре.

С женой

Этот цирк стал для Никулина родным домом. Здесь он начал свою творческую деятельность и с радостью проработал всю жизнь. В начале карьеры Юрий Владимирович был ассистентом у популярного клоуна Карандаша (Михаила Румянцева), затем с 1950 года выступал дуэтом с М. Шуйдиным. Иногда в интермедиях клоунов в качестве третьего партнера принимала участие жена Никулина, Татьяна Николаевна, с которой он тоже познакомился на цирковой арене. Работа клоунов в основном строилась на противоречиях характеров: Никулин изображал трогательного романтика (и взял себе сценическое имя «Юрик»), а Шуйдин – предприимчивого забияку.

На арене цирка

На Цветном Юрий Владимирович проработал полвека: до 1981 года сам выступал на сцене, затем стал главным режиссером цирка, а потом – директором. Он думал, что на пенсии сможет гулять, отдыхать и заниматься делами, не связанными с работой, но так и не смог расстаться с цирком. Уже в новом статусе Никулин продолжал творить там добрые дела. При нем здание на Цветном бульваре было полностью перестроено и обновлено, за ходом работ Юрий Владимирович наблюдал лично.

Драматические роли и телевидение

Немалое место в творчестве актёра занимают драматические роли. Впервые в подобном образе Юрий Никулин появился в картине Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими» 1961 года. Тогда артист работал помощником Карандаша и только начинал кинокарьеру. Режиссёр увидел клоуна на одном из выступлений и пригласил его на главную роль Кузьмы Кузьмича Иорданова, отказав в ней признанному актёру Василию Меркурьеву.

По сюжету герой Никулина — фронтовик, страдающий от алкогольной зависимости и собственной неприкаянности. Юрий Владимирович сомневался в наличии у себя драматического таланта, но уже в первый день работы убедился в обратном: его, загримированного и плохо одетого, не хотели пускать на съёмочную площадку в мебельном магазине, потому что директор салона посчитал его алкоголиком, решившим что-то украсть.

Особое признание получила драма «Ко мне, Мухтар!» (1964). В ней Юрий Никулин исполнил роль младшего лейтенанта Николая Глазычева, воспитавшего из брошенного пса верного помощника. Ради роли ему пришлось выезжать на операции с милицией и заниматься со служебными собаками. Пёс Дейк, снимавшийся в большинстве сцен, некоторое время жил в квартире актёра. Спустя 40 лет после выхода фильма был снят сериал «Возвращение Мухтара».

Артист появился в нескольких фильмах, посвящённых теме войны. Так, в драме «Они сражались за Родину» (1975) он сыграл рядового Некрасова. В «Двадцати днях без войны» (1976) — военного журналиста и писателя Василия Николаевича Лопатина. В короткометражном фильме «Тут… недалеко» (1979) — безымянного ветерана Великой Отечественной войны. Последняя картина была дипломной работой режиссёра Георгия Николаенко, обнаруженной в семейном архиве сыном актёра Максимом Никулиным.

Одним из последних крупных фильмов с участием Юрия Никулина стала драма «Чучело» (1983). Здесь знаменитый актёр исполнил роль Николая Николаевича, дедушки Лены Бессольцевой. В целом к своей работе в кинематографе он относился неоднозначно. «Я испытываю иногда некоторое разочарование от того, что играл на экране. Досада: здесь можно было сыграть лучше, интереснее!» — вспоминал он. После 1991 года актёр перестал сниматься в кино.

После этого Юрий Владимирович начал работать на телевидении. Большим успехом у советских телезрителей пользовалась юмористическая программа «Белый попугай», которую он выпускал вместе с Эльдаром Рязановым с 1993 года. Никулин был избран почётным председателем клуба, а в 1995 году номинировался на ТЭФИ как «Лучший ведущий развлекательной передачи». Также он нередко появлялся в музыкальной программе «В нашу гавань заходили корабли».

Юрий Никулин и Леонид Кмит в фильме «Ко мне, Мухтар!» (1964)

Биография

Юрий Никулин родился 18 декабря 1921 года в городе Демидове. Его семья была тесно связана с театром: отец Владимир Андреевич учился на юриста, а по возвращению с армии устроился актером в театр, мать Лидия Ивановна тоже была актрисой театра. Примечательно, что родители Юрия были известны в городе именно как актеры-комедианты, что немало повлияло на дальнейшую судьбу мальчика.

Когда Юрию было четыре года, его семья переехала в Москву. Отец устроился корреспондентом в две местные газеты и стал сочинять репризы для театра и цирка. Владимир Андреевич часто брал сына с собой в цирк, где пятилетний Юра вдохновлялся атмосферой радости и веселья. Именно тогда будущий артист загорелся идеей веселить людей, вызывая на их лицах улыбки. Он вел жизнь обычного советского мальчишки, много времени проводил с друзьями, а иногда встревал в драки.

Юрий Никулин в детстве

В школе, куда Юрия оправили в семь лет, учителя поголовно жаловались на поведение мальчика, по их словам, он вел себя «словно клоун». Но для Никулина подобная характеристика была комплиментом. Учился парень средне, часто получая замечания на уроках. Он также не мог похвастаться хорошей памятью, заучивание наизусть давалось мальчику с трудом. Исключением были смешные истории и диалоги, которые Юрий разучивал, играя в местном драматическом кружке. Руководителем театрального кружка был его отец, который приложил немало усилий, чтобы раскрыть комедийный талант сына.

После седьмого класса многие дети ушли в разные спецшколы. Никулин мечтал поступить в военную спецшколу, куда пошел его друг, но родители посчитали, что этот вариант не подходит сыну с его веселым и бесшабашным характером. Тем не менее, Юрию все же пришлось покинуть родную, образцовую школу и перейти в учебное заведение по соседству, которое он окончил в 1939 году.

Юрий Никулин в юности

Сразу после школы Никулина призвали в армию на долгих семь лет. В ноябре 1939 года Юрий Никулин попал в 115-й зенитно-артиллерийский полк. В период советско-финской войны его батарея защищала подступы к Ленинграду под Сестрорецком. Когда началась Великая Отечественная, будущий актер воевал там же, недалеко от Ленинграда. В 1943 году заболел воспалением легких и был направлен в госпиталь в городе на Неве, а после выписки был контужен во время одного из авианалетов. Затем Никулина направили в 72-й отдельный зенитный дивизион под Колпино. Демобилизован в 1946 году в звании старшего сержанта.

Юрий Никулин на фронте

Никулин награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией». В последний год службы артист занимался исключительно творческой самодеятельностью по приказу капитана: сначала он был тренером футбольной команды, однако после провальной игры был освобожден от этой работы, позже занялся постановками и концертами.

Медали Юрия Никулина

Никулин решил поступить во Всесоюзный государственный институт кинематографа. Он сделал несколько фотографий и стал разучивать отрывки из произведений, чтобы произвести впечатление на приемную комиссию. Однако на экзаменах Юрию сказали, что несмотря на его талант и артистичность, он не подходит для кино. Такая же участь постигла артиста и в театральных институтах. Тогда Никулин был вынужден подать документы в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре.

https://youtube.com/watch?v=Cs_uYWSKEFo

Первые роли в кино

В 1949 году Никулина пригласили на кинопробы – режиссер Константин Юдин думал утвердить его на роль трусливого немца в свой истерн «Смелые люди». Так клоун впервые побывал на студии «Мосфильм». Но то ли пробы не понравились режиссеру, то ли этого персонажа вырезали из сценария – на этом участие Юрия в проекте Юдина закончилось. А позже он узнал, что на эту роль утвердили Григория Шпигеля.

Дебют Никулина в кино состоялся лишь 9 лет спустя в фильме «Девушка с гитарой», где он исполнил роль горе-пиротехника, чуть не спалившего магазин. Несмотря на совсем небольшую роль, артист хорошо запомнился зрителям. А в 1959-м году актер отметился ролью проходимца Альберта Клячкина в фильме о трудной молодежи «Неподдающиеся». И хотя у него были разногласия с режиссером в видении его героя – один видел Клячкина этаким рубахой-парнем, а другой – флегматичным циником, и в целом этот опыт не понравился начинающему актеру, как вспоминал позже Никулин, на экране все выглядело замечательно.

«Девушка с гитарой»: первая роль Юрия Никулина

В 1960 году на актера обратил внимание режиссер Эльдар Рязанов. Никулин приступил к съемкам в его фильме «Человек неоткуда», но из-за бюрократических проволочек производство отложили на год, актеров заменили, персонажа Никулина, неблагополучного молодого человека по имени Проша, отдали Сергею Юрскому.

Биография Юрия Никулина

Актер и цирковой деятель Юрий Никулин – это человек, чье имя навсегда неразрывно связано с советским кинематографом, ставший легендой еще при жизни. Он обладал врожденным талантом смешить людей, а потому чаще всего появлялся на экране в образе комедийных персонажей. Однако драматические роли также отлично давались актеру. Прошло уже много лет с тех пор, как актера не стало, но в сердцах миллионов поклонников он все еще жив – ведь живы его роли в многочисленных фильмах, которые мы пересматриваем – это комедии Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова, «Они сражались за родину» Сергея Бондарчука, «Андрей Рублев» Андрея Тарковского и многие другие.

Юрий Владимирович Никулин

Великий комедиант

Юрий Никулин мог дебютировать в кино в 1949 году, ещё в начале клоунской карьеры, когда он учился в школе-студии при цирке. Начинающего артиста рассматривали на одну из второстепенных ролей — Шульце, трусливого денщика немецкого офицера — в легендарный фильм о Великой Отечественной войне «Смелые люди» (1950). Но после проб режиссёр Константин Юдин отдал предпочтение другому актёру, Григорию Шпигелю.

Первой в фильмографии Юрия Никулина стала музыкальная комедия «Девушка с гитарой» (1958). Его герой, безымянный незадачливый пиротехник, получился таким ярким, что после этого карьера актёра в кино начала стремительно развиваться. Но сначала роли были второстепенными или эпизодическими: он появился в комедии «Неподдающиеся» (1959), киноповести «Яша Топорков» (1960) и в драме «Мёртвые души» (1960) – в последней даже не был указан в титрах.

В 1960 году актёр претендовал на главную роль Чудака в картине культового режиссёра Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда». Но из-за бюрократических и других сложностей съёмки откладывались, и актёрский состав был изменён. В итоге Никулин исполнил в этой картине небольшую роль старшины милиции. Эта картина была названа партийным деятелем Михаилом Сусловым «браком» и запрещена. Отмена запрета последовала только в 1988 году.

Настоящее признание и всенародную любовь актёр получил благодаря картинам другого крупного режиссёра — Леонида Гайдая. Именно он воплотил на экране знаменитое трио антигероев — Труса, Балбеса и Бывалого. Его знакомство с режиссёром состоялось благодаря Георгию Вицину, который увидел артиста в цирке и на следующий день рекомендовал постановщику рассмотреть его. После проб Юрий Владимирович был утверждён на роль Балбеса, обойдя более опытных актёров.

Впервые этот герой — жизнерадостный, предприимчивый пьяница — появился в 1961 году в новеллах «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Харизматичное трио тут же стало популярным. С их участием был снят ряд фильмов: наиболее яркими стали картины «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (1965) и «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966). Эти образы использовал не только Гайдай, но и другие режиссёры – Эльдар Рязанов и Евгений Карелов.

Появление в картинах ВиНиМора (так называли Вицина, Никулина и Моргунова) считалось гарантом зрительского интереса, но сам артист спустя годы назвал образ своего героя «замыленным» и отказался от участия в «Комедии давно минувших дней» (1980). Впоследствии актёр говорил, что наиболее успешными стали первые короткометражные картины с участием трио жуликов, а «Кавказскую пленницу» и другие полнометражные ленты оценил невысоко.

Одной из ключевых в фильмографии Никулина является комедия Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968). В ней артист исполнил главную роль Семёна Семёновича Горбункова, старшего экономиста «Гипрорыбы». Сценаристы писали её с учётом актёрской органики Юрия Владимировича. Ради съёмок артист взял отпуск в цирке на полгода. В киноленте снимались жена Никулина, Татьяна (в роли экскурсовода), и сын Максим (в роли мальчика с сачком).

Комедия о контрабанде бриллиантов с участием Андрея Миронова, Анатолия Папанова, Нонны Мордюковой, Светланы Светличной и других кинозвёзд имела колоссальный успех. Ныне она занимает третье место в списке самых кассовых советских фильмов. За год кинопроката её посмотрели 76,7 млн зрителей. Впрочем, и предыдущие ленты вошли в десятку самых успешных кинопроектов СССР: «Кавказская пленница» заняла 4 строку рейтинга (продано 76,5 млн билетов), а «Операция „Ы“» – 7-ю (её посмотрели в кино 69,6 млн раз).

Другой известной картиной с Никулиным в главной роли стал фильм Эльдара Рязанова «Старики-разбойники» (1971). Здесь он сыграл следователя Николая Сергеевича Мячикова, организовавшего с другом несколько ограблений с целью раскрыть их, чтобы не уйти вынужденно на пенсию. Также с участием Юрия Владимировича выходили такие комедии, как «Укрощение строптивой» (1961), «Деловые люди» (1962), «12 стульев» (1971), «Точка, точка, запятая…» (1972) и пр.

Юрий Никулин, Евгений Моргунов и Георгий Вицин в новелле «Самогонщики» (Сборник комедийных фильмов, 1961)

Жизнь на фронте

Часть, где служил Никулин, располагалась под Ленинградом. Первое время тощий высокий нескладный паренек в шинели не по размеру был причиной всеобщего веселья, но новобранец умел смеяться над собой, поэтому издевки быстро прекратились. Каждую неделю ему приходило множество писем от родителей и другой родни – столько не писали ни одному солдату в роте.

Юрий Никулин на фронте

Прошел всего месяц армейской жизни Никулина, как началась Финская война. Юрий написал заявление: «Хочу идти в бой добровольцем». Впереди было 7 долгих лет в солдатских сапогах, шинели, с оружием в руках. В марте 1940 военные действия с северным соседом завершились, но военная подготовка, учения, занятия по политинформации продолжались. А потом наступило 22 июня 1941 года. Первые два года войны Никулин сражался в составе 115-го зенитного-артиллерийского полка, заслужил звание старшего сержанта. После госпитализации из-за воспаления легких его перевели в другой полк, но в новое местно назначения Никулин так и не прибыл – по дороге его контузило разорвавшимся снарядом. Оправившись от травмы, Юрий прибыл в 72-й зенитный дивизион неподалеку от Колпино.

Только 18 мая 1946 года, через год после окончания войны, Юрий демобилизовался из армии. Воспоминания о голоде, холоде, убитых товарищах. Однако пережитые моменты лишь утвердили его тягу к жизни и решимость в выборе дальнейшего жизненного пути.

Работа в цирке

Ещё в 15 лет, увидев фильмы с легендарным Чарли Чаплином, Юрий Никулин захотел стать киноактёром. Вернувшись после демобилизации в Москву, он подал документы во ВГИК. Но на вступительных испытаниях профессор кафедры актёрского мастерства Сергей Юткевич заявил, что он не киногеничен. Тогда 25-летний юноша попробовал попасть в ГИТИС, но и там он вновь столкнулся с отказом. Молодой человек не сдавался и всё же поступил в студию разговорных жанров при Московском цирке.

Будучи студентом, Юрий Никулин начал работать с Михаилом Румянцевым, известным в Советском Союзе клоуном и актёром по прозвищу Карандаш. Благодаря ему он познакомился с его помощником Михаилом Шуйдиным, другим начинающим артистом цирка и по совместительству акробатом. В 1950-м товарищи ушли от Карандаша, составив собственный комедийный дуэт, который стал очень популярным у советских зрителей.

Сценки дуэта Никулина и Шуйдина строились на противопоставлении образов. Никулин играл меланхоличного, но наивного и трогательного героя, а его напарник — задиристого «рубаху-парня», любящего розыгрыши. Время от времени к ним присоединялась Татьяна, супруга Никулина. Артисты работали в Московском цирке и часто гастролировали по другим странам — выезжали в Великобританию, Францию, Бразилию и даже в Уругвай.

Артист отмечал, что быть клоуном трудно: «Некоторые не выдерживают, когда над ними смеются». Сложность представляет и то, что смешное для одного может быть оскорбительным для другого, а потому не каждая сценка получается удачной. Собственный успех он объяснял наличием напарника: «Один бы я не выступал. Сложно одному человеку держаться». В тандеме с Шуйдиным артист выступал в течение 30 лет.

Артист оставался верным цирковому искусству до самой смерти. В 1983-м Юрий Никулин был назначен директором Московского цирка, в котором на тот момент прослужил больше 35 лет. Благодаря его стараниям был открыт фонд помощи ветеранам циркового искусства, а также построено новое здание цирка. Ещё при жизни актёра культурному учреждению дали его имя Юрия Владимировича. Московский цирк Никулина на Цветном бульваре сегодня возглавляет его сын Максим Никулин.

Клоун Юрий Никулин в цирке

Отношения Юрия с супругой

Жена Юрия Никулина Татьяна Николаевна пережила своего известного мужа на целых семнадцать лет. Все эти годы она продолжала хранить и чтить память о своем супруге. У нее так и не поднялась рука, чтобы изменить хоть что-то в квартире, в которой они жили с Юрием Никулиным с 1971 года. Квартира выглядела точно также, как и при жизни супруга.

Близкие друзья семьи Юрия и Татьяны Никулиных неоднократно подтверждали тот факт, что именно на Татьяне Николаевне держался весь быт. Она выполняла все, что необходимо делать в доме. Таким образом позволила супругу уделять больше времени призванию, а не уборке и готовке.

Именно она обустроила полностью квартиру, создала теплую и уютную атмосферу. При этом никогда не стеснялась предлагать свою помощь другим домочадцам, могла помогать даже совершенно незнакомым ей людям.

При этом Татьяна всегда принимала участие в профессиональной деятельности своего возлюбленного. Она не только поддерживала супруга, но также придумывала для многие цирковые номера и репризы. В какой-то момент ей даже пришлось выступить с Юрием. Причиной стало то, что его напарник заболел. Татьяна не отказала в помощи и выступила с мужем на арене в цирковой пантомиме. Удивительно, что в тот самый день началась цирковая карьера женщины.

После этого Татьяна объездила с ним буквально всю страну. Именно благодаря ей мужчина всегда был окружен любовью и заботой. Самыми известными совместными номерами на сегодняшний день можно считать: «Бревно», «Яблоко», «Розы и шипы», «Барышня и хулиган».

При этом она посвятила этой деятельности практически всю осознанную жизнь – а именно 30 лет. Она делала паузу лишь на непродолжительное время, когда родила сына.

Она всю жизнь наблюдала за своим популярным мужем, но никогда не завидовала его популярности и известности. Она прошла с ним сложный и тернистый путь, помогая ему удваивать известность со стороны. Но часто Татьяна не могла остаться в стороне, ведь ее нередко приглашали сниматься в фильмах с мужем.

Таким образом, ее можно заметить в следующих кинокартинах: «Точка, точка, запятая», «Новенькая», «Бриллиантовая рука». Однажды ей предложили главную роль в комедии самого Рязанова под названием «Гусарская баллада».

Она прошла все необходимые кинопробы. Но Юрий ее не отпустил, ведь желал, чтобы жена была всегда рядом с ним. И это не удивительно, ведь он не мог расстаться с супругой ни на секунду, даже дома не любил оставаться без нее.

Цитаты Юрия Никулина

  • О смешном и трагическом на войне

    «Смешное и трагическое – две сестры, сопровождающие нас по жизни. Вспоминая всё весёлое и всё грустное, что было в эти трудные годы, – второго больше, но первое дольше сохраняется в памяти».

  • О блокаде Ленинграда

    «Я видел Ленинград во время блокады. Трамваи застыли. Дома покрыты снегом с наледью. Стены все в потёках. В городе не работали канализация и водопровод. Всюду огромные сугробы.

    Между ними маленькие тропинки. По ним медленно, инстинктивно экономя движения, ходят люди. Все согнуты, сгорблены, многие от голода шатаются. Некоторые с трудом тащат санки с водой, дровами. Порой на санках везли трупы, завернутые в простыни.

    <…> Я знаю, что в январе 1942 года в отдельные дни умирало от голода по пять – шесть тысяч ленинградцев…»

  • О наступлении

    «Навсегда вошло в мою жизнь 14 января 1944 года – великое наступление, в результате которого наши войска сняли блокаду и отбросили фашистов от Ленинграда. Была продолжительная артиллерийская подготовка. Двадцать градусов мороза, но снег весь сплавился и покрылся черной копотью. Многие деревья стояли с расщепленными стволами. Когда артподготовка закончилась, пехота пошла в наступление…»

  • О смерти на войне

    «Смерть на войне, казалось бы, не должна потрясать. Но каждый раз это потрясало. Я видел поля, на которых лежали рядами убитые люди: как шли они в атаку, так и скосил их всех пулемет. Я видел тела, разорванные снарядами и бомбами, но самое обидное – нелепая смерть, когда убивает шальная пуля, случайно попавший осколок…»

  • Об опасной ошибке и чудесном спасении

    «Летом 1944 года мы остановились в городе Изборске. Под этим городом мы с группой разведчиков чуть не погибли. А получилось так. Ефим Лейбович, я и ещё трое наших разведчиков ехали на полуторке. В машине – катушки с кабелем для связи и остальное наше боевое имущество. Немцы, как нам сказали, отсюда драпанули, и мы спокойно ехали по дороге. Правда, мы видели, что по обочинам лежат люди и усиленно машут нам руками. Мы на них не обратили особого внимания. Въехали в одну деревню, остановились в центре и тут поняли: в деревне-то стоят немцы.

    Винтовки наши лежат под катушками. Чтобы их достать, нужно разгружать всю машину. Конечно, такое могли себе позволить только беспечные солдаты, какими мы и оказались. И мы видим, что немцы с автоматами бегут к нашей машине. Мы мигом спрыгнули с кузова и бегом в рожь.

    Что нас спасло? Наверное, немцы тоже что-то не поняли: не могли же они допустить, что среди русских нашлось несколько идиотов, которые заехали к ним в деревню без оружия. Может быть, издали они приняли нас за своих, потому что один немец долго стоял на краю поля и всё время кричал в нашу сторону:
    – Ганс, Ганс!..

    Лежим мы во ржи, а я, стараясь подавить дыхание, невольно рассматривая каких-то ползающих букашек, думаю: «Ах, как глупо я сейчас погибну…».

    Но немцы вскоре ушли. Мы выждали некоторое время, вышли из ржаного поля, сели в машину, предварительно достав винтовки, и поехали обратно.

    Почему наша машина не привлекла немцев, почему они не оставили засады – понять не могу. Наверное, оттого, что у них тогда была паника. Они все время отступали.

    Нашли мы свою батарею, и комбат Шубников, увидя нас живыми, обрадовался.
    – Я думал, вы все погибли, – сказал он. – Вас послали в деревню по ошибке, перепутали…

    Так мне еще раз повезло».

Юрий Никулин с боевым товарищем на фронте

Смерть и память

Изматывающий график подточил здоровье артиста. К 70 годам у него был диабет, проблемы с сосудами и печенью, боли в легких. Летом 1997 года к этому перечню добавилась невыносимая боль в сердце. Обследование показало закупорку главных сердечных сосудов. Актера начали готовить к операции, которая из-за множества осложнений обещала стать нелегким испытанием и для врачей, и для Никулина. Впрочем, на операцию артист шел с легким сердцем.

Юрий Никулин в последние годы жизни

До какого-то момента шло хорошо, но перед самым финалом произошло то, чего больше всего боялись врачи – сердце народного кумира остановилось. Его удалось запустить, но около получаса Юрий пребывал в состоянии клинической смерти. Полчаса на грани жизни и смерти – начали отказывать внутренние органы. Следующие 16 дней врачи сражались за жизнь Никулина, но 21 августа, в 10 утра, его сердце остановилось навсегда. На панихиду по актеру пришли тысячи людей, включая президента Бориса Ельцина. Похоронили артиста на Новодевичьем кладбище.

Могила Юрия Никулина

В память о великом артисте в разных городах России установлены мемориальные доски и памятники в его честь. В частности таковые можно встретить в Хабаровске, Курске, Иркутске, Сочи и в родном для актера городе Демидове. В его честь назван цирк на Цветном бульваре, с которым долгое время была связана жизнь и судьба актера. Имя Юрия Никулина носит также теплоход, приписанный к порту Ростова-на-Дону.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: