14 июня 1868 года сражение на зерабулакских высотах

1868 год оборона самарканда. Оборона Самарканда

Узбекистан, Самарканд

Оборона Самарканда (2 — 8 июня 1868) — это оборонительные действия русского гарнизона города против бухарских войск.

Российская Империя осваивала среднеазиатскую территорию весь XIX век, чему очень противились англичане, боясь за свою крупнейшую колонию в Индии. Но завоевание шло достаточно успешно — все новые территории подчинялись русскому царю. Бухарский эмир перед описываемыми событиями вел себя очень дерзко, оскорбляя подданных российской короны. Бухарские отряды совершали набеги на уже покоренные территории, что побудило российское командование выйти против них в поход. Во время этого похода русские войска без боя взяли Самарканд. Русские вскоре ушли преследовать неприятеля, оставив небольшой гарнизон в шесть сотен штыков.

Вскоре местное население выступило против малочисленного гарнизона; подошли к городу и отряды противника. Русские командиры решили запереться в цитадели, пригласив в крепость для защиты других соотечественников и евреев.

2-го июня в город ворвались бухарцы, которые с ходу попытались взять штурмом крепость. Стены были довольно большой толщины, поэтому разрушить их артиллерией было проблематично. Серьезные бои завязались за ворота цитадели — они, к сожалению, были очень уязвимы при обороне. Но русские мужественно противостояли бухарцам, отбив все атаки противника.

Штурм продолжился на следующий день: бухарцы сломали ворота и преодолели баррикады, но решительная контратака русских смогла спасти положение. Кстати, в оборонительных действиях активно участвовал известный художник Верещагин, который в это время путешествовал по региону.

Русские командиры готовились отступить во дворец, чтобы там организовать последнюю оборону. Было даже решено взорвать все на воздух, чтобы не попасть противнику в плен. В следующие дни нападавшие умерили свой пыл, поэтому русские смогли совершить даже несколько дерзких вылазок.

8-го числа на помощь русскому гарнизону пришли основные силы русского отряда, а бухарцы были вынуждены бежать. Защитники смелыми действиями сумели в последний раз атаковать неудачливого неприятеля.

Во время героической обороны около двухсот русских солдат были убиты, но бухарцы понесли более значительные потери.

Битва ЧИНГИСХАНА НА Самарканде. Наследие Тамерлана

Тамерлан начал жизнь как сын второстепенного вождя, как и его предполагаемый предок Чингисхан. Благодаря чистому интеллекту, военному мастерству и силе личности он смог завоевать империю, простирающуюся от России до Индии и от Средиземного моря до Монголии.

Однако, в отличие от Чингисхана, Тимур завоевывал не для открытия торговых путей и не защиты своих границ, а ради того, чтобы грабить и грабить. Империя Тимуридов долго не просуществовала после смерти своего основателя, потому что Тамерлан редко беспокоился о создании какой-либо правительственной структуры после того, как он уничтожал существующий порядок.

В то время как Тамерлан был правоверным мусульманином, он, очевидно, не испытывал никаких угрызений совести от уничтожения городов и уничтожения их жителей. Дамаск, Хива, Багдад … эти древние столицы исламского мира никогда не оставались без внимания Тамерлана. Его намерение, похоже, заключалось в том, чтобы сделать его столицу в Самарканде первым городом в исламском мире.

Современные источники говорят, что войска Тамерлана убили около 19 миллионов человек во время их завоеваний. Это число, вероятно, преувеличено, но Тамерлан, похоже, очень любил резню.

Оборона города

Не имея возможности защищать город по незначительности своих сил, майор Штемпель отступил в цитадель и распорядился приведением её в оборонительное положение. В цитадель удалились множество еврейских семейств и русские купцы. Купцы, а также известный художник Василий Верещагин, путешествовавший по Средней Азии, принимали деятельное участие в обороне цитадели.

2 июня бухарцы, потрясая воздух дикими криками, при звуке зурн и барабанов ворвались в город и разлились по всем направлениям. Вскоре они огромными толпами бросились на стены цитадели, цепляясь за них железными кошками.


Защита Самаркандской цитадели.Иллюстрация к статье «Константин Петрович фон-Кауфман. Туркестанский генерал-губернатор».Рисунок Н. Каразин, грав. И. Матюшин. «Нива», 1872, № 52

Толщина стен цитадели достигала в отдельных местах 12 метров и пробить её нападавшие явно не могли. Слабым местом обороны были двое ворот: Бухарские в южной стене и Самаркандские в восточной. Боеприпасы и продовольствие у русского отряда имелись в количестве вполне достаточном для долгой обороны. Первую атаку осаждавшие произвели на Бухарские ворота, которые защищали 77 солдат под началом майора Альбедиля.

Шахрисабзцы трижды пытались выломать ворота и перебраться через стену, но каждый раз их отбивали метким ружейным огнём. Тяжелое ранение получил сам Альбедиль. Наконец, штурмующим удалось поджечь ворота. Одновременно у Самаркандских ворот держали оборону 30 солдат прапорщика Машина. Здесь нападавшие также подожгли ворота, попытались через них пройти внутрь, но солдаты выбили их штыками. В разгар боя на помощь защитникам Самаркандских ворот подоспел взвод 3-й роты под началом прапорщика Сидорова, составлявший мобильный резерв. Он помог отразить вражеский натиск, а затем стремительно бросился к Бухарским воротам и поддержал отряд Альбедиля.

Кроме ворот шахрисабзцы пытались проникнуть в цитадель через проломы в восточной стене. Поднимались они и непосредственно на стены, для чего пользовались железными крючьями, которые надевались на руки и на ноги. Однако, везде нападавших встречал меткий огонь солдат. К вечеру атаки прекратились, но этот временный успех стоил русским дорого: было убито 20 рядовых и 2 офицера. Общие потери русских за первые два дня обороны составили 150 человек убитыми и ранеными.

Утром 3 июня штурм возобновился. Оборону Бухарских ворот возглавил вместо Альбедиля подполковник Назаров, официально никакой должности не занимавший. Этот офицер имел репутацию человека храброго, но очень дерзкого, заносчивого, не признававшего никаких авторитетов. Для ободрения солдат он приказал поставить у ворот свою походную кровать, подчёркивая, что и ночью не оставит позиции. Спать Назарову, однако, не пришлось. В 8 часов утра шахрисабзцы, сломав обгоревшие остатки ворот, разобрали сооружённую русскими баррикаду и захватили одну пушку. Солдаты бросились в штыки. После ожесточённой рукопашной схватки осаждающие отступили, но вскоре возобновили штурм на других направлениях.

Комендант, майор Штемпель, решил в случае необходимости отступить во дворец, который поэтому деятельно приводился в оборонительное положение. При невозможности устоять перед напором неприятеля и в этом последнем оплоте, решено было, по общему согласию, взорвать всё на воздух, для чего в ночь на 4-е июня во дворец свезён весь порох и снаряды. 4, 5 и 6 июня шахрисябзцы хотя и предпринимали частные приступы, но они слабели. В виду этого гарнизон стал сам делать вылазки и жечь городские сакли.

7 июня от генерала Кауфмана получено известие, что он идёт на выручку форсированным маршем.

8 июня бухарские войска стали поспешно очищать город, и последние толпы неприятеля были атакованы гарнизоном цитадели. Вскоре показались передовые казаки, а за ними генерал Кауфман с отрядом вошёл в город. В наказание жителей приказано было сжечь городской базар, как главную часть города, отдав его перед этим солдатам на разграбление.

Потери русского гарнизона за 8 дней обороны составили 49 убитыми и 172 раненными.

Георгиевский крест от генерала

В 1867-м Верещагин узнал, что генерал Константин Кауфман, недавно назначенный генерал-губернатором Туркестана и командующим русскими войсками в Средней Азии, ищет художника, готового приехать в эти далекие края и состоять при его превосходительстве в качестве рисовальщика-репортера, способного запечатлевать успехи армии в противостоянии с войсками бухарского эмира, объявившего России «священную войну». Василий Васильевич откликнулся на такое предложение, объяснив это следующим образом: «Поехал, потому что хотел выяснить, что есть настоящая война, о которой я много слышал и читал». Верещагин был зачислен на военную службу, вновь надел мундир, только на сей раз с погонами прапорщика.

Когда главные силы русских войск во главе с Кауфманом покинули Самарканд, чтобы продолжить борьбу с эмиром в других местах, оставленный в крепости небольшой гарнизон был атакован. На него напали многочисленные отряды из кипчаков, найманов и других племен, организованные шахризябским правителем, надеявшиеся захватить столь важный пункт. Нападение поддержала также часть жителей Самарканда и его окрестностей. В итоге численность противника, по некоторым данным, превосходила гарнизон крепости, насчитывавший всего около 500 человек, почти в 40 раз.

Верещагин в сложившейся отчаянной обстановке зарекомендовал себя, как храбрый офицер. Он участвовал в разведывательных вылазках, водил отряды солдат в контратаки на неприятеля, пытавшегося ворваться в крепость. Почти каждая такая стычка заканчивалась рукопашной. Василий Васильевич неоднократно рисковал жизнью. Вражеская пуля расщепила приклад ружья, которое он держал в руках, другая сбила с него головной убор… Третья впилась в ногу.

Осада Самарканда продолжалась почти 8 дней, пока к городу не подоспели силы главных войск Кауфмана. Генерал-губернатор по достоинству оценил боевые заслуги Верещагина. Художник был награжден орденом Святого Георгия IV степени.

Этот знак отличия отважному живописцу-воину повесил на грудь сам Кауфман, сняв со своего мундира. И Василий Васильевич с гордостью носил потом «Георгия» всю свою жизнь

wikipedia.org
Портрет В. Верещагина с Георгиевским крестом.

А многое из увиденного и пережитого он запечатлел в своей привлекшей всеобщее внимание не только в России, но и на выставках в Европе Туркестанской серии — цикле картин, среди которых «Пусть войдут», «Смертельно раненный», «Нападают врасплох», «Преследуют»..

Гибель флагмана

Он начинал свою военную жизнь на море и закончил ее тоже на море…

В 1903 году Василию Верещагину удалось осуществить давнюю мечту — отправиться путешествовать по Японии. Однако из этой поездки он вернулся раньше запланированного и с весьма тревожными предчувствиями. Оказавшись в Стране восходящего солнца, художник увидел, что тамошние власти вовсю готовятся (и готовят свой народ) к военным действиям против Российской империи ради захвата новых территорий в опекаемых ею Китае и Корее. Увы, тревоги живописца оказались не напрасными, это подтвердили вскоре события, развернувшиеся на Дальнем Востоке.

wikipedia.org
Художник В. Верещагин за работой в своей мастерской.

Будучи знаком с вице-адмиралом С.О. Макаровым, которого вскоре назначили командовать российским флотом в Тихом океане, Верещагин сумел договориться, чтобы его прикомандировали к адмиральскому штабу как наблюдателя. Уже в конце февраля Василий Васильевич выехал поездом из Петербурга на восток. Поездка по Транссибирской магистрали растянулась почти на две недели.

Прибыв в Порт-Артур, художник сразу активно взялся за работу: рисовал артиллеристов батарей, окружающих крепость, и их пушки, моряков эскадры, корабли на рейде и во внутренней гавани, делал наброски характерных порт-артурских пейзажей…

Но на все это судьбой были отведены ему лишь считаные дни.

Ранним утром 31 марта (13 апреля) 1904 года флагманский броненосец «Петропавловск», на котором находился адмирал Макаров со своим штабом, а также и «прикомандированный» художник Верещагин, вышел во главе эскадры в море, чтобы достойно встретить появившиеся на горизонте японские корабли. Однако неприятель вступать в открытый бой не решился и повернул прочь.

Поспешившим к месту гибели флагмана катерам и миноносцам удалось спасти лишь 80 «петропавловцев». Но С.О. Макарова и В.В. Верещагина среди них не оказалось.

Командир «Петропавловска» капитан 1 ранга Н. Яковлев, который чудом уцелел при этой катастрофе, потом рассказал, что видел знаменитого живописца буквально за считаные секунды до взрыва: стоя на мостике броненосца неподалеку от Макарова, Василий Васильевич быстрыми штрихами заносил на страницу своего рабочего альбома открывавшуюся с высоты панораму движущейся в строю русской эскадры.

wikipedia.org
Художник В. Верещагин за работой в своей мастерской.

В Порт-Артуре Василий Верещагин расстался со столь ценимым им орденом Святого Георгия. Эту свою награду он отдал одному из моряков эскадры.

Могилой великого русского художника-баталиста стало море. Хотя в первые дни после трагедии тщательно обследовали акваторию и побережье в районе гибели флагманского броненосца, однако при этом не было обнаружено ни тела Верещагина, ни каких-либо принадлежащих ему вещей. За прошедшие с тех пор 120 лет несколько раз проводились подводные поиски. В 2012-м водолазы смогли точно определить место неподалеку от гавани Порт-Артура (теперь это китайский морской порт Люйшунь), где на дне находятся обломки «Петропавловска». Однако никаких новых находок, имеющих отношение к Василию Васильевичу Верещагину, сделать при этом не удалось.

Взятие самарканда монголами. САМАРКАНД — Часть 12 — ГЛАВА 1 Под властью Чингиз-хана

В сентябре 1219 года в пределы Средней Азии вторглись полчища татаро-монгольских завоевателей под водительством Чингиз-хана (1155—1227). До своего похода на Мавераннахр монгольские феодалы подчинили огромную территорию. Ими были покорены «местные народы» на берегу Енисея — буряты, якуты, земли киргизов и уйгур. Совершив большой поход в Северо-Западный Китай, Чингиз-хан после нескольких лет кровопролитных сражений, в 1215 году, занял столицу тогдашнего цинского государства — Пекин. Из Китая Чингиз-хан вывез не только рабов и рабынь, но и золотые и серебряные сосуды, шелковые ткани, большое количество китайского вооружения, особенно осадных машин и воинов, умевших управлять ими.

Теперь взоры грозного и алчного полководца обратились к землям Средней Азии. К этому походу Чингиз-хан готовился с особой тщательностью. Еще до начала вторжения Чингиз-хан через своих лазутчиков-купцов имел все необходимые сведения о внутреннем и политическом положении государства хорезмшаха Мухаммеда, об отсутствии единства между отдельными феодальными владетелями страны, о военных силах и вооружении среднеазиатских войск. Испытанные в боях монгольские полководцы были прекрасно осведомлены о дорогах, по которым придется идти, о мостах и переправах через реки, горных перевалах, о фуражных и продовольственных запасах в районах будущих наступательных операций.

Вступление русских войск в Самарканд[править | править код]

После победы над бухарскими войсками под Ирджаром генерал фон Кауфман предложил эмиру Музаффару утвердить новый проект границ, изменённый в пользу России. Отказ бухарской стороны подписать его весной 1868 года привёл к возобновлению военных действий. Кауфман, обвинив эмира в подготовке к вторжению во владения империи, собрал военный отряд из более чем 4 тысяч солдат, в апреле 1868 года приступил к Зеравшанскому походу и принял решение о взятии Самарканда — крупнейшего города эмирата.

К этому времени бухарские войска расположились на самаркандских высотах Чупан-аты. 1 мая 1868 года началась атака русских войск на высоты. Невзирая на сплошной огонь ружей и пушек сарбазов, русские солдаты, перейдя реку и разгромив авангард бухарцев, взобрались на высоту Чупан-аты и вынудили тех отступить.

Серия поражений привела в мае 1868 года войска бухарского эмира Музаффара к воротам Самарканда, за крепкими стенами которого они предполагали укрыться, но жители города, разорённые бесконечными поборами, закрыли перед бухарской армией ворота.

14 (26) мая 1868 года русские войска заняли Самарканд, с конца XVIII века находившийся во власти династии Мангытов, правящей Бухарским эмиратом.

Василий Верещагин. Туркестанская серия

Верещагин участвовал в походе русских войск под управлением Кауфмана в завоевании Средней Азии. В июне 1868 года в составе небольшого русского гарнизона Верещагин принимает участие в обороне Самаркандской крепости от войск бухарского эмира, за что награжден орденом Св.Георгия 4-й степени, который присуждался за особые боевые заслуги. Это была единственная принятая художником награда. Вернувшись из Туркестана, Верещагин в 1871 году поселяется в Мюнхене, где на основе этюдов и привезенных коллекций продолжает работать над туркестанскими сюжетами. В окончательном виде Туркестанская серия включала в себя тринадцать картин, восемьдесят один этюд и сто тридцать три рисунка — в таком составе она была показана на первой персональной выставке Верещагина в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 в Петербурге и Москве.

То, что показал Верещагин в Туркестанской серии, было ново, оригинально, неожиданно: это был целый неведомый мир, представленный замечательно ярко в своей правде и характерности. Изумляли краски и новизна письма, техника, не похожая на технику русских современников, казавшаяся необъяснимой у молодого художника-любителя, всего лишь несколько лет всерьез занимавшегося живописью. Многим из художников (в их числе Перову, Чистякову, поначалу Репину) Туркестанская серия казалась инородной и даже чужеродной в русском искусстве, «цветными заплатками» на его строгих одеждах, но преобладающим стало мнение, выраженное Крамским: Туркестанская серия — блестящий успех новой русской школы, ее безусловное достижение, «высоко поднимающее дух русского человека», заставляющее сердце биться «гордостью, что Верещагин русский, вполне русский».

Успех Туркестанской серии в России, как уже отмечалось, был громадным. «По моему мнению, это — событие. Это завоевание России, гораздо большее, чем завоевание Кауфмана», — резюмирует общественное мнение Крамской… Московский собиратель П.М.Третьяков, купил в 1874 году Туркестанскую серию … и открыл ее для широкой публики сначала в помещении Московского общества любителей художеств, а затем после пристройки новых залов специально для верещагинской серии — у себя в галерее.

Верещагин наделен удивительной, по его выражению, «прямо страшной памятью прошлого», прочно удерживавшей малейшие подробности виденного и позволявшей возвращаться к ним спустя много лет. Перебравшись в Мюнхен, он продолжает писать туркестанские этюды и картины. Он работает с натурщиками, сверяет каждую подробность с подлинными костюмами, оружием, утварью, привезенными из Туркестана, однако очень многое делает по памяти. Художник ничего не привносит «от себя». Его задача — достигнуть адекватности между тем, что он пишет, и тем, что предстает его внутреннему взору, не допустить «двоедушия», по стасовскому выражению, между реальностью, как она живет в его памяти, и живописным изображением…

Данную статью и изобразительный ряд я нашёл на изумительном сайте http://veresh.ru, где о В. Верещагине можно узнать и увидеть по больше.

«Я ранен в бедро»

В следующий раз Верещагину довелось оказаться в гуще боевых событий почти 10 лет спустя. Весной 1877-го, узнав о начале войны с турками, от ига которых Россия пыталась защитить балканских славян, Василий Васильевич добился того, чтобы его направили в действующую армию. Формально он был зачислен в состав адъютантов главнокомандующего Дунайской армией великого князя Николая Николаевича с правом свободного передвижения по войсковым частям.

В июне того же года Верещагин принял участие в опасной флотской операции. Маленькому миноносцу «Шутка», на борту которого находился художник, было поручено поставить мины у вражеских берегов. Во время выполнения такого задания корабль (им командовал, к слову сказать, бывший однокашник Василия Васильевича по Морскому корпусу лейтенант, а в будущем адмирал, Н. Скрыдлов) попал под обстрел вооруженного турецкого парохода. Один из вражеских боеприпасов угодил живописцу в ногу.

Художник выжил чудом, у него едва не началась гангрена

Однако лишь чуть оправившись от раны, он опять отправился туда, где шли бои: русская армия упорно атаковала неприятеля под Плевной, в стратегически важном пункте театра боевых действий. Впоследствии многое из увиденного в битве под Плевной легло в основу верещагинских картин из серии, посвященной Балканской кампании

wikipedia.org
Репродукция картины Верещагина «Пусть войдут».

Василий Васильевич немало времени провел в частях, которыми командовал знаменитый «белый генерал» М.Д.Скобелев. Вместе с его отрядом Верещагин совершил трудный переход в зимних условиях через Балканы. Он воочию смог увидеть важнейшую для хода войны победу русских войск на Шипке у деревни Шейново. Все, чему становился свидетелем в разгар боевых действий, художник старался сразу же запечатлеть на бумаге, порой прямо под неприятельским обстрелом.

Проявленный художником героизм хотели отметить вручением ему золотого оружия с надписью «За храбрость», однако Василий Васильевич отказался от столь почетной награды, как и от многих других знаков отличия и титулов, которые ему предназначались на протяжении жизни. Например, от звания профессора, пожалованного Академией художеств.

Главным результатом столь непростых, опасных месяцев, проведенных на Русско-турецкой войне, стала для Верещагина его Балканская серия из почти 30 полотен, которую художник создал в последующие годы.

Самарканд история. История Самарканда: городу более 2700 лет, и он все еще существует

Причиной названия города объясняет очень грустная легенда, и она гласит, что было два молодых человека, юноша и девушка одного возраста. Девушка, по имени Канта («сахар»), а она была фактически принцесса, встретила юношу, по имени Самар и они полюбили друг друга с невероятной силой. Но когда отец Кантыузнал, что Самар происходит из бедной семьи, он отверг возможность их брака и убил юношу. Когда Канта узнала, что ее возлюбленный мертв, она убивает себя, прыгая с крыши замка. Переполненные печалью этой истории, люди приняли решение и дали городу новое имя Самарканд, и посвятили еговозлюбленным. Эта легенда до сих пор живет в сердцах людей.

История Самарканда началась более чем 2700 лет назад, отмечая каждый год с важными событиями. В истории Самарканда было множество вражеских вторжений,истощающих сражений и войн, которые пытались уничтожить город, но каждый раз город возрождался вновь, и все еще стоит, славный, блестящий и прекрасный.

Город Самарканд (его старое название было Mараканда) расположено на горе Aфросиаб, развивался в очень быстром темпе, став большим городом с базарами и мечетями. Самарканд являлся уже хорошим развитым и укрепленным городом с большим населением, ремесленничество, культура и торговля была на высоком уровне. И этот процветающий город был завоеван в 328 до н.э. Александром Македонским, и это не было последним тяжелым испытанием в истории Самарканда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: