Милосердное служение

Сестры милосердия впервые организованно отправились на войну.

По предложению великой княгини Елены Павловны, бывшей принцессы Фредерика -Шарлотта, вдова младшего брата Николая I, в Петербурге организована была Крестовозвиженская община сестер милосердия — первое в мире женское медицинское подразделение по уходу за ранеными.
 В неё принимали независимо от сословий. Главное было для поступления на службу в качестве сестры: хладнокровие и умение учиться, а основное:, как писал Пирогов,-«чтобы женщина всегда сохраняла в себе физиологическую и нравственную женственность и выучилась бы не расставаться с нею».

Так же Елена Павловна добилась разрешения направить в Крымскую войну к месту боевых действий известного русского хирурга Н.И.Пирогова.

Женщины работали в госпиталях и ранее, но посылать их специально туда, где идет война..-это было впервые в истории Русского государства.

В защиту женщин-сестер милосердия Пирогов так же писал:
«Доказано уже опытом, что никто лучше женщин не может сочувствовать страданиям больного и окружить его попечениями, не известными и, так сказать, не свойственными мужчинам«.

6 ноября 1854 года 120 человек:сестер милосердия и приписанные к общине врачи выехали в Севастополь под начало Пирогова. 

Русский писатель Лев Толстой (1828-1910) так описал их в своих «Севастопольских рассказах»: » Сестры, с спокойными лицами и с выражением не того пустого женского болезненно-слезного сострадания, а деятельного практического участия, то там, то сям, шагая через раненых, с лекарством, с водой, с бинтами, корпией, мелькали между окровавленными шинелями и рубахами«.

17 сестер умерли при исполнении служебных обязанностей, 4 -ре получили ранения.

В основном  это были представительницы высших кругов и интеллигенции,такие как: Е.Хитрово, Е Бакунина,М.Кутузова,  В.Щедрина и другие.

Они работали под пулями, обстрелом, вызывая удивлением восхищения у врачей мужчин и самих защитников Севастополя.

Е.Бакунина писала своей сестре: «Если бы я рассказала все ужасы, раны и мучения, которые я видел в эту ночь, ты бы не спала несколько ночей

После Крымской войны сестры Крестовоздвиженской общины ухаживали за больными Максимилиановской лечебниы, Повивального института, Калинкинской больницы и Кронштадского военно-морского госпиталя в Санкт-Петербурге.

С этого времени уже законно и общепринято сестры милосердия стали работать в военных госпиталях и гражданских больницах.

В 1872 году открылись Петербургские женские врачебные курсы, где слушательницы получали высшее медицинское образование.
  В сербско-турецкую войну 1867 года они уже служили врачами госпиталей и лазаретов. В числе женщин-медиков были В.М.Дмитриева, М.А.Зибольт, Р.С.Святловская.
В добровольческих санитарных отрядах  «частной помощи» в Сербии работали слушательницы женских врачебных курсов С.И.Бальбот, В.П.маствеева. от Московской Александровской общины прибыло 36 сестер во главе с княгиней Н.Б.Шаховской, награжденной медалью на Георгиевской ленте.

Сестра милосердия в Крымскую войну

На официальном законодательном уровне право участвовать в армии во время боевых действий женщины медики получили во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Впервые в истории России в различных медицинских учреждениях на обоих направлениях военных действий — балканском и Кавказском — с Высочайшего повеления трудились женщины врачи, получавшие образование так же и за границей.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

В конце XIX  века на турецко-русскую войну было отправлено 40 выпускниц и 12 слушательниц последнего курса из Питербурга, и так же от Красного креста.

———————

Слайд 3Начало формирования женского движения(1617г.)Рис.2- Святой Викентий де Поль(1581-1660) — католический святой,

основатель конгрегации лазаристов и конгрегации дочерей милосердия.

Стремление помочь проявлялось в человечестве издревле.Две молодые женщины, принадлежавшие к высшему свету и ведшие праздный образ жизни, из любопытства зашли в церковь, где в тот момент проповедовал де Поль. Его слова настолько поразили девушек, что они впоследствии решили посвятить себя служению бедным. Однажды одна из этих двух женщин, госпожа Шассуанье, попросила де Поля упомянуть в проповеди некое бедное семейство, в котором имелись больные дети. Винсент исполнил просьбу, и после службы сам отправился навестить несчастных. Он с удивлением заметил, что множество людей двигалось в том же направлении, неся съестные припасы.»Можно было подумать, что это крестный ход», — рассказывал он потом.

История сестричеств

Первая община сестер милосердия, Свято-Троицкая, появилась в России в 1844 году. Т.к. это был первый опыт, поиск пути и формы, в своем устроении община многое взяла от монашеской: в сестричество могли вступить только незамужние женщины и вдовы от 18 до 40 лет. Если сестра выходила замуж, она исключалась из общины. Испытательный срок длился от одного года до трех лет. В обязанности сестер входили дежурства на квартирах и в больнице, открытой при общине, а также прием больных, приходивших в общину.

Cлужение сестер милосердия продолжало развиваться особенно активно во время народных бедствий. Например, во время эпидемии холеры (1848) по инициативе замечательного врача Федора Петровича Гааза в Москве возникла Никольская община сестер милосердия. А особенно бурное развитие служение сестер милосердия получило во время Крымской войны (1854-1855). В 1854 году была учреждена Крестовоздвиженская община сестер милосердия, чьим главным врачом и руководителем стал выдающийся русский хирург Николай Иванович Пирогов. Близ фронта сестры милосердия работали в госпиталях, помогали врачам при перевязке и операциях, раздавали больным лекарства и провизию, следили за чистотой помещения и белья и т.д. Как писал Пирогов, «присутствие женщины, опрятно одетой и с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий». Одной из главных функций сестер также был контроль над госпитальными служителями (тогда среди последних было много воровства) и сопровождение перевозки больных и раненных.

Сестричества продолжали возникать и активно действовать во время других войн: Русско-турецкой (1877-1878), Русско-японской войны (1904-1905), Первой мировой войны (1914-1918). Бывало так, что в госпиталь, рассчитанный на 600 человек, поступало до 5 тысяч раненых. Их обслуживало всего лишь 10 врачей и несколько санитаров. В таких условиях сестры милосердия были жизненно необходимой помощью. Во время Первой мировой войны на фронтах и в военных госпиталях трудилось уже около 30 тысяч сестер милосердия.

Служение сестер милосердия было поистине самоотверженным (стихотворение И.С. Тургенева, с которого мы начали, было посвящено гибели сестры милосердия Юлии Вревской во время Русско-турецкой войны): они рисковали собой и своим здоровьем ради помощи больным и раненным, гибли от тифа, несчастных случаев, добровольно шли в плен вместе с пленными русскими бойцами. Так, когда после сдачи Порт-Артура (1905) японцы увозили в плен раненых солдат, сестрам милосердия было предложено покинуть город, но сестры последовали за больными в Японию. Во время Русско-турецкой войны пять сестер милосердия получили особые серебряные медали «За храбрость».

Состав сестричеств был очень разнообразным: сестрами милосердия становились женщины из разных слоев общества, в том числе княгини, графини, знатные дамы. Во время Первой мировой войны императрица Александра Феодоровна, прославленная в наше время как святая Православной Церкви, вместе со своими дочерями прошла краткосрочные курсы сестер милосердия и ухаживала в госпиталях за больными и ранеными.

После 1917 года постепенно общины сестер милосердия перестали существовать. Часть из них, лишившись своего христианского основания, стали частью Общества Красного креста, где сестры превратились в младший медицинский персонал. В 1928 году церковная благотворительность была официально запрещена. Этот запрет сохранялся до начала 90-х годов.

В 1990 году Церкви был возвращен первый больничный храм – храм Благоверного царевича Димитрия при ГКБ №1 в Москве. В общине этого храма почти сразу появилось сестричество милосердия. Помощь сестер была остро востребована в больнице: в сложной обстановке 1990-х в больницах не хватало лекарств, расходных материалов, оборудования, медицинских работников. Подобные сестричества стали появляться по всей стране. Сейчас их в России более 350, они объединены в Ассоциацию общин сестер милосердия.

Первые сестры милосердия

13 декабря

Лауреат в номинации «Юность» в конкурсе сочинений-эссе на тему: «Милосердное служение» к I Международному Форуму «Милосердие» 1 ноября 2014 г. Всего в номинации 62 работы школьников 9–11 классов средних общеобразовательных школ и студентов с 1 по 4 курс)

Первые сестры милосердия

Каждый человек, конечно же, слышал и знает и о прекрасных докторах, которые каждый день поднимают людей с кровати после болезни, о храбрых работниках МЧС, готовых на все, чтобы спасти нас, об отважных пожарных, которые всегда готовы отдать свои жизни ради других, и бесстрашных полицейских, охраняющих нас от коварных и злых людей

Я могла бы продолжать этот большой список героев нашего времени, но заострить внимание хочу на людях, которые готовы помочь кому угодно из человеколюбия, простить кого угодно из сострадания, проявить любовь к ближнему, ухаживать за больными, ранеными, служить людям в те минуты, когда приходит беда —болезнь, принимать чужую боль как свою, делить с другими людьми самые тяжкие испытания. Я считаю, что это самая сложная и достойная работа в мире — быть сестрой милосердия

Кэтрин Элизабет Маколи (1778–1841), католическая монахиня, основательница католической монашеской конгрегации «Сестры милосердия».

Сестры милосердия появились 12 декабря 1831 году в Дублине. Конгрегацию «Сестры милосердия» основала Кэтрин Элизабет Маколи: получив наследство, она направила материальные средства на организацию «Дом милосердия». Главной идей этой конгрегации стала помощь обездоленным и образование малообеспеченных.

Сестры милосердия есть и сейчас, они все так же хорошо служат народу, как и прежде.

Однажды, читая истории о сестрах милосердия, я обнаружила очень интересную личность, ее звали Флоренс Найтингейл. Она удивила меня своей смелостью и отвагой. В октябре 1854 года, во время Крымской кампании, Флоренс вместе с 38 помощницами, среди которых были монахини и сестры милосердия, отправилась в полевые госпитали сначала в Скутари, а потом в Крым.

Крымская война сделала ее настоящей героиней. Солдаты сказывали про нее легенды, называя ее «леди со светильником», потому что каждую ночь она обходила палаты больных со свечой в руках.В конце Крымской войны, в 1856 году, Флоренс на свои деньги поставила большой крест из белого мрамора в память о солдатах, врачах и медсестрах, погибших в Крымской войне.

                

Флоренс Найтингейл, «леди со светильником»

Особенно важной частью ее жизни стало создание школы. Флоренс удалось собрать большую сумму денег, на которые в 1860 году была организована первая в мире школа сестер милосердия при больнице святого Фомы в Лондоне

Вскоре выпускницы начали создавать аналогичные учреждения при других больницах, и даже в других странах.

Мировое признание и уважение пришли к Флоренс в 1883 году. Тогда она была награждена Королевским Красным крестом, а в 1907 году получила орден «За заслуги». А в 1912 году Лига Международного Красного Креста и Красного Полумесяца учредила медаль имени Флоренс Найтингейл, до сих пор высшую и самую почетную награду сестер милосердия во всем мире. В честь ее дня рождения 12 мая мир отмечает Международный день медицинской сестры.

Благодаря таким людям, как Флоренс Найтингейл, мир имеет надежду на то, что все лучшие качества, которые имеют сестры милосердия, передадутся будущему поколению. Мы просто обязаны знать героев прошлого и помнить их. «Помни о прошлом, живи настоящем и думай о будущем!»

Анна Дмитренко,Санкт-Петербург, лицей № 623 им. И. П. Павлова, 9 «Б» класс.Педагог: Калинкина Наталья Борисовна

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Вложите его прямо сейчас!Помните о лепте вдовы и жертвуйте сколько можете. Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете.Храни вас Господь!

Слайд 9Избранные вдовы Петербургского Вдовьего дома Первого января 1814 г. двадцать

четыре избранные вдовы Петербургского Вдовьего дома официально приступили к работе в назначенной императрицей и Попечительским советом больнице с целью облегчить душевные и телесные страдания больных. Чуть больше чем через год, 12 марта 1815 г., испытуемые вдовы были посвящены в звание сердобольных. Императрица собственноручно возложила на каждую вновь установленный знак отличия – на шейной зеленой ленте серебряный крест, с одной стороны которого было изображение Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости, а с другой – надпись «Сердоболие». Знак носился пожизненно, вне зависимости от прекращения службы.

Рис.8- «В Гос.эрмитаже настоятельница, ее помощница, группы вдов и девиц Санкт-Петербургского Вдовьего Дома»

Общины милосердные

Общины женщин и девиц для помощи больным создавались в Европе давным-давно, часто это были монахини, ухаживающие за детьми-сиротами или больными, в мирное время — только за женщинами, а в военное — и за мужчинами. Первая община сестёр милосердия была организована во Франции ещё в XVII веке, и уже тогда сёстры проходили специальное обучение, а община состояла не из монахинь, а из вдов и девиц, не дававших постоянных обетов. К середине XIX века подобные институты были созданы во многих странах Западной Европы, а во время Крымской войны англичанка Флоренс Найтингейл и её соратницы отправились участвовать в театре военных действий в качестве профессиональных медицинских сестёр.

С другой, российской, стороны, в 1854 году была создана Крестовоздвиженская община, первое женское формирование для оказания помощи раненым во время войны. Сергеев-Ценский в своём романе о Севастополе так описывал их вид: «На всех сёстрах были коричневые платья с белыми накрахмаленными обшлагами; ярко-белые и тоже накрахмаленные чепчики на простых гладких причёсках; белые фартуки с карманами и — самое главное и самое заметное — наперсные золотые продолговатые кресты на широких голубых лентах». Лев Толстой в своих «Севастопольских рассказах» тоже упоминает сестёр милосердия в действующей армии: «Одна женщина, лет 50, с чёрными глазами и строгим выражением лица, несла бинты и корпию и отдавала приказания молодому мальчику, фельдшеру, который шёл за ней; другая, весьма хорошенькая девушка, лет 20, с бледным и нежным белокурым личиком, как-то особенно мило-беспомощно смотревшим из-под белого чепчика, обкладывавшего ей лицо, шла, руки в карманах передника, потупившись, подле старшей и, казалось, боялась отставать от неё».

Сёстры милосердия, по мнению доктора Николая Пирогова, были необходимы на фронте уже потому, что «никто лучше женщин не может сочувствовать страданиям больного и окружить его попечениями, не свойственными мужчине». Начало было положено, и после Крымской войны присутствие женщин в военных лазаретах не казалось странным. Более того, именно Россия служила в данном случае примером для других стран, и, по мнению Анатолия Кони, сестра Найтингейл во многом взяла на вооружение именно российский опыт. Ещё в Крымскую кампанию из 120 сестёр Крестовоздвиженской общины, работавших в Севастополе, 17 погибли при исполнении своих обязанностей.

Римма Иванова, августейшие сестры милосердия

По велению души

С началом Первой мировой войны в стране произошёл невиданный патриотический подъём. Для многих женщин и девушек естественным движением души стало поступление в сёстры милосердия. Если недавно обучение сестёр длилось около года, поступать могли лишь девушки и женщины от 18 до 40 лет и устав был почти монашеский, то с началом войны стали вводиться шести-восьминедельные курсы, после которых помогать в лазаретах на фронте и в тылу отправлялись тысячи женщин. Подобные ускоренные курсы прошла, например, будущая знаменитая скульптор Вера Мухина. Сестрой милосердия в Первую мировую пошла работать дочь Льва Толстого Александра. К 1917 году в российском Красном Кресте работали уже около ста тысяч сестёр милосердия. О сестринской работе царицы Александры Фёдоровны и её дочерей Татьяны и Ольги широко известно — сохранились фотографии великих княжон и императрицы в сестринских чепцах и фартуках.

Впрочем, воспоминания сохранили и истории о том, как императрица и её дочери подавали инструменты хирургам, перевязывали раненых, держали вату с эфиром — фрейлина Анна Вырубова отмечала в мемуарах, что все три царские особы делали свою работу с неутомимостью и смирением.

Неутомимость, храбрость, смирение и огромная выносливость требовались тогда всем сёстрам, работавшим на фронте и в тылу: и палатным, которые ухаживали за ранеными, утешали их, писали за них письма, и операционным, которые помогали хирургам, и тем, кто сопровождал санитарные поезда и разворачивал палатки на линии фронта. Их называли «ангелами» и «белыми голубками», а им, фабричным работницам, графиням и мещанкам, царевнам и учительницам, приходилось сталкиваться с грязью, смертью, горем, чудовищными картинами гниющих ран и оторванных конечностей, жертвами отравляющих газов и бомбардировок. Сами сёстры считались лицами гражданскими и находящимися под защитой Красного Креста, они не должны были выносить из боя раненых и вообще появляться на линии фронта. Впрочем, санитаров и фельдшеров для этого далеко не всегда хватало. А мужества и решимости у многих девушек было в избытке.

«Государь Император 17 сентября соизволил почтить память покойной сестры милосердия Риммы Михайловны Ивановой орденом Святого Георгия 4-й степени. Сестра Иванова, невзирая на уговоры полкового врача, офицеров и солдат, всегда перевязывала раненых на передовой линии под страшным огнём, а 9 сентября, когда были убиты оба офицера 10-й роты 105-го Оренбургского полка, собрала к себе солдат и, бросившись вперёд вместе с ними, взяла неприятельские окопы. Здесь она была смертельно ранена и скончалась, оплакиваемая офицерами и солдатами. Корпус с глубоким огорчением и соболезнованием свидетельствует уважение семье покойной, вырастившей героиню — сестру милосердия». Это телеграмма командира корпуса Мищенко ставропольскому губернатору. Римма Ивановна родилась в Ставрополе в 1894-м, погибла в 1915-м. Награждение молодой девушки такой боевой наградой — случай исключительный.

Специальное обучение

Для подготовки сестер в 1992 году было открыто первое в современной России православное медицинское учреждение – Свято-Димитриевское училище сестер милосердия в здании храма Царевича Димитрия при ГКБ № 1 в Москве. Училище имело государственную лицензию.

Сегодня те, кто хочет получить медицинскую подготовку, соединенную с христианскими основами служения больным, может пройти обучение в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия, а также в учебном центре больницы Святителя Алексия и БФУ им. Канта (Калининград). Помимо профессиональных медицинских дисциплин там изучают духовные основы милосердия, Священное Писание, церковный устав.

Сестрами милосердия, помогающими в больнице, становятся и женщины без специального образования. Если возникает необходимость, его можно получить потом на специальных курсах или под руководством опытных сестер. Главное – искреннее желание служить ближним ради Христа, мирное устроение, полноценная церковная жизнь, благословение духовника.

Сестры милосердия в больнице

Многие сестричества совмещают разные виды деятельности, которые выбирают сами. Помощь больным – одно из самых распространенных направлений, особенно если община образовалась при больничном храме.

В больнице сестры милосердия:

  • занимаются требным служением, т.е. дают возможность человеку, находящемуся в больнице, получить духовную помощь: узнают о желании больных исповедоваться, причаститься, креститься; объясняют смысл церковных таинств тем, кто хочет узнать о них побольше; приглашают священника в больницу и помогают в совершении таинств;
  • ухаживают за тяжелобольными пациентами, особенно одинокими. Это делают опытные сестры, прошедшие специальное обучение. Иногда требуется круглосуточный уход, что трудно совмещать с другой работой. В таких случаях сестры милосердия могут ухаживать за больным на постоянной основе, получая за это плату. Средства на оплату труда сестер милосердия находят с помощью благотворителей или трудоустроив сестер на свободные ставки в больнице. От обычных сиделок их отличает отношение к больному человеку как к образу Божию, забота не только о теле, но и в целом о личности, обладающей бессмертной душой; молитва о больном;
  • оказывают социальную, бытовую помощью пациентам: вывозят на прогулки, в больничный храм, приносят необходимое и т.д.

Сестры милосердия никому не навязывают веру, не занимаются навязчивой миссией, но и не скрывают своей принадлежности к церковной организации.

Белые платочки

03.06.2010

Веру в русских женщинах даже безбожные пятилетки не убили. Вспомним: в 70-ые годы наша Церковь на 80% состояла из женщин. Они — и прихожанки и певчие, чтицы и свещеносицы, старосты и казначеи. «Белые платочки» называли их. Пожалуй, ничто так не закрепилось в церковном одеянии мирянки, как этот платочек. У сестер милосердия он стал служебным облачением — «Как ряса у священника», — заметил о. Максим (Запальский), духовник группы «Преображение».— Бывает и захочется иногда в киоске свежие газеты полистать или пиво купить, — шутит батюшка Максим, — а нельзя: ряса обязывает. Обязывает к высокому служению, также как вас ваш полуапостольник. Он для каждого страждущего — как спасительный парус, как образ любви и милосердия, как знак вашей готовности послужить ближнему.Недавно отец Максим благословил полуапостольниками еще десять новоначальных сестер. В середине лета готовятся к этой награде еще пятнадцать сестер нашей группы. Этот чин посвящения сложился у нас с 2006 года. Тогда впервые была пошита и освящена форма для сестер милосердия при храме Преображения Господня в Тушино. Прежде мы носили белые косынки. Группа образовалась в 2003 году, скоро заявила о себе благотворительными акциями и делами, быстро и стабильно прирастала в численности. Но появление новой формы стало особенным событием, которое  повышало
наш статус; не внешний – она требовала внутреннего преображения. Как и сегодня его проходят наши новоначальные  — «испытуемыми» называла их святая мученица великая княгиня Елизавета Федоровна, Небесная покровительница всех сестер милосердия. Не каждая из примкнувших к этому движению способна сразу к плодотворной деятельности. Это особый труд. «Душу мою любовью Креста Твоего обяжи» , — просим мы Господа в своих молитвах. Просим Его помощи. Потому что непросто дается нам наука такой любви, которая, по словам Апостола Павла, долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, все покрывает и все терпит.Чувство милосердия, хотя и свойственно человеческой природе, но требует немалых побуждений и усилий. Неудивительно, ведь «Милосердие есть признак Божества,» — сказал св. Иоанн Златоуст. В женской ипостаси это чувство более стойко и естественно. Матери, жены, сестры — хранительницы домашнего очага, семьи, малой Церкви. Их верой, любовью, жертвенностью и терпением держится мир и покой в доме. Природа их сердца более уготовлена к милосердию и состраданию. Не оттого ли не апостолам, а именно женам-мироносицам первым явился Иисус Христос по Воскресении Своем. Не оттого ли именно женщины — «белые платочки» — хранили нашу Церковь в годы безбожия и гонений. Не оттого ли и сегодня большую часть прихода составляют женщины.

Сестра группы милосердия «Преображение»Папилова ЛюдмилаМай 2010 г.

лазареты в Петрограде 1914 год

———————————

Продолжение:

——————————-
 Список инфо-источников всех статей под рубрикой ЖЕНЩИНЫ-ВОИНЫ в блоге:- материалы Ю.Н.Иванова- сайт «Арсенал» (arsenal-info)- книга «100 великих воительниц»- сайт Аллбест (allbest.ru)

— Электронекрасовка — он-лайн библиотека Некрасовки
— сайт maxpark:статья Женщины в русской армии- Л.Батракова,Г.Краснова»Женщины на военной службе в России:исторический аспект»-Е.Исолани «Дама в штанах»- М.Пироговская «Как лечить солдата»-сайт «Почта полевая» : Женщины на службе Отечеству»- введение к работе «Военный фактор в повседневной жизни русской женщины в XVII — начале XX века»-автор Щербинин П.П.-Щербинин П.П.: «Повседневная жизнь российской провинциалки в период Перво ймировой войны»- сайт «Библиохроника» (библиохроника.рф)- форум smolbattle.ru- соц.сеть ВКонтактеи др. открытые источники соц.сетей. и книги.

———————————————————

Читайте так же:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: