Апостол

Прежде, чем стать апостолом

Согласно книге «Деяния святых апостолов», настоящее имя 13-го апостола, то есть данное ему при рождении, звучит как Савл, прозванный Тарсяниным – жителем города Тарса. Савл переводится с древнееврейского как «младший».

Савл не был знаком с Иисусом и никогда не входил в круг его слушателей. Напротив, он принимал активное участие в преследованиях и расправах над последователями христианского учения. Еще будучи юношей, Савл стал соучастником убийства первого христианского мученика Стефана, потому как всецело одобрял данное действие. Когда Стефана забивали камнями, Савлу поручили стеречь одежду убийц, которая стесняла их движения.

Со временем Савл обрел определенный вес в обществе и, по его собственным словам, указанных в «Деяниях апостолов», получил от первосвященников власть, благодаря которой он имел право заключать христиан в тюрьмы и голосовать за их казни. Есть версия, согласно которой Савл мог быть членом высокого суда – синедриона.

Двенадцать апостолов

Чаще всего под апостолами понимается двенадцать ближайших учеников Христовых, призванных Христом для того, чтобы они были с Ним, возвещали вместе с Ним Евангелие и изгоняли бесов (), говорили от Его имени (-13). Христос наделяет апостолов своею властью: “Принимающий вас Меня принимает, а принимающий Меня принимает пославшего Меня” (). В силу этой власти апостолы после Воскресения Христова и сошествия на них Св. Духа (Пятидесятница) становятся во главе христианской Церкви.

Согласно Евангелию от Матфея () к числу апостолов относятся

  1. Симон, называемый Петром
  2. Андрей, брат Петра
  3. Иаков Зеведеев
  4. Иоанн, брат Иакова
  5. Филипп
  6. Варфоломей
  7. Фома
  8. Матфей мытарь
  9. Иаков Алфеев
  10. Иуда Иаковлев, брат Господень по плоти, он же именуется Леввеем или Фаддеем
  11. Симон Кананит
  12. Иуда Искариот, предавший Христа

Небольшие расхождения в евангельских списках апостолов объясняются тем, что многие из апостолов имели несколько имен или прозвищ и указаны в разных евангелиях в списках апостолов под разными именами. Некоторые Св. Отцы (в частности, Иоанн Златоуст) полагали, что ап. Варфоломей и Нафанаил (о котором говорится в 1-й главе Ев. от Иоанна) — одно лицо.

Число двенадцать имеет символический характер, соответствуя числу колен Израилевых, которые апостолы и будут судить в последний день (). Вместе с тем апостолы образуют ядро Нового Израиля, т.е. Церкви Христовой, грядущей на смену Израилю старому: “Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца” (). Эта промыслительная значимость числа двенадцать обусловливает и избрание апостола Матфия на место предавшего Христа и удавившегося Иуды Искариота (-26).

Почему именно «Апостол»

Памятник Ивану Федорову, Москва. Фотография: artpoisk.info

«Апостол», 1564 г. Обложка книги. Фотография: mefodiya.ru

Место бывшего печатного двора, Москва. Фотография: mefodiya.ru

Для печати первого издания взяли «Деяния и послания апостолов», написанные евангелистом Лукой, — часть Нового Завета. Книгу использовали на богослужениях, при подготовке священников и для обучения грамоте в церковно-приходских школах.

Печать столь серьезной книги требовала тщательной подготовки. Для нового начинания Ивану Федорову понадобились помощники — среди них был Петр Мстиславец, которого также считают одним из первых книгопечатников на Руси. Сначала все учились набирать текст и печатать его. Федоров с помощниками делали формы для каждой буквы, отливали все новые и новые свинцовые литеры разных шрифтов и вырезали деревянные орнаменты для украшения глав. За процессом подготовки следил лично государь.

Особенно старательно Иван Федоров и митрополит Макарий отбирали первоисточник — варианты рукописных «Апостолов» присылали из монастырей. При Печатном дворе открыли «справную палату», где готовили образец для печати. Проработки требовал и сам текст книги.

От царского повеления запустить печатный станок до самой печати прошло почти десять лет. Лишь в апреле 1563 года мастера принялись изготавливать саму книгу.

«Апостол» Ивана Федорова

Первая печатная книга в России увидела свет 1 марта 1564 года. Книга называлась «Апостол». На ее издание ушел целый год.

В послесловии книги излагались события, предшествующие ее напечатанию. В нем говорилось о том, что царь Иван Васильевич повелел печатать священные книги и хранить их в церквях. Но невежество переписчиков стало причиной неверного или умышленно искаженного изложения. Узнав о том, царь поручил митрополиту Макарию привести божественные издания в соответствие с византийскими и греческими первоисточниками. К печати второй книги царь повелел приступить 7 августа 1565 года. Книга называлась «Часовник». Работа над ней заняла менее двух месяцев. Книга была закончена 29 сентября.

Федорову удалось освоить новое ремесло и вывести русское книгопечатание на достойный уровень, о чем сохранились воспоминания итальянского купца Барбарини, посетившего первую русскую типографию. Барбарини впоследствии писал с удивлением о том, что русские всего лишь год, как основали Московский печатный двор, однако книги там печатаются с небывалой ловкостью.

Произведение полиграфического искусства ХVI века

Фронтиспис и заглавная страница «Апостола». 1564 г. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.

«Апостол» декорировали в стиле древнерусских рукописных книг. Деревянный переплет обтянули сафьяном с золотым тиснением и латунными застежками. Внутри «Апостол» был «с картинками»: книгу украшали 48 рисунков из причудливо переплетенных трав с плодами и шишками. Начало главы печатник выделял орнаментом, а буквицы и вставки еще и красным — киноварью. Краски оказались столь высокого качества, что не выцвели даже спустя столетия.

При столь традиционном оформлении в «Апостоле» появился и новый элемент декора: гравированный фронтиспис — рисунок, размещенный на одном развороте с титульным листом. На нем изображена фигура евангелиста Луки в арке на двух колоннах.

«В прошлом году ввели они у себя печатание… и я сам видел, с какой ловкостью уже печатались книги в Москве», — отметил работу московских печатников в 1564 году итальянский аристократ Рафаэль Барберини, побывавший в те годы в России.

Годы подготовки и скрупулезная работа над книгой себя оправдали: исследователи не обнаружили в книге ни одной ошибки или опечатки.

Секретный агент «Апостол»

Сериал «Апостол» (2008) переносит нас в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Немецкий агент Петр Истомин, попавший в Советский Союз из Германии, оказавшийся вором, погибает.

Но остаются не сделанные дела в фашистской Германии, важные для СССР, которые такая фигура, как Петр Истомин, могла бы выполнить. Принято решение заменить Петра Истомина братом-близнецом Павлом Истоминым, который является сельским учителем. Этот момент замены криминального авторитета далеким от этих дел представителем интеллигенции, культуры уже встречался в кино: «Джентльмены удачи».

Но эта замена двух абсолютно похожих внешне людей, но совсем не похожих внутренне и составляет основу сюжета данного фильма. Обоих этих людей сыграл Евгений Миронов. Абсолютно разные типы характера.

Сперва он в первой серии в образе Петра будет дерзко и бесстрашно, нагловато вести вынужденный разговор с военными, затянувшись сигаретным дымом. Этот тип характера закаленный или все же искалеченный жизнью, судьбой, которому уже мало что страшно. Боится ли он чего-нибудь?

Затем он в образе Петра Истомина будет добрым, мягким учителем, носящим очки, который будет с увлечением рассказывать своим ученикам в холодные и голодные годы о далеких жарких странах.

Два человека — две противоположности: доброта и жесткость, покладистость и самоуверенность, наглость. Почему у двух братьев так сложилась по-разному сложилась судьба? Один прошел через огонь, воду, медные трубы, другой как-бы беспомощен перед жизнью, пассивен, мягок, не приспособлен к ее суровости. Но смущает слово «как-бы», поскольку именно Петру, пройдя с неоднозначным результатом процесс подготовки предстоит отправиться в фашистскую Германию, играя достоверно образ абсолютно чуждый ему, переборов себя. При этом сохранив внутри себя свет своей интеллигентности, доброты, порядочности. Так сложилась жизнь. Она непредсказуема. И тут могут быть отсылки к самому Штирлицу из «Семнадцати мгновений весны» Весь этот различный, сложный диапазон характеров сыграл прекрасно Евгений Миронов.

Николай Фоменко сыграл военного человека НКВД Хромова — человека мужественного, сурового, жесткого, принципиального. Но однозначен ли этот характер?

Кто-то является подставным агентом, человеком с двойным характером. Кто он? Это тоже одна из тайн этого фильма. И тут уже можно проводить параллель именно с «Ликвидацией». Поскольку он — настолько свой, «что никто даже подумать не может». Но возможно ли его возрождение, как феникса, искупление?

В этом сериале чувствуется то тяжелое время войны, хотя и не показано военных действий. Серость, почти черно-белый фон. Суровые условия жизни того времени, тревога, неопределенность будущего.

Но сам позывной «Апостол», а так же те имена: Павел и Петр, которые даны героям неслучайно, отсылают к религиозным мотивам, даже библейским, которые в это непростое время все же были верой и надеждой, может смутно, может неосознанно, скрытно.

10 из 10

Иван Федоров

В 1563 году «государев Печатный двор» возглавил Иван Федоров.

Иван Федоров был образованным человеком. Он хорошо разбирался в книгах, знал литейное дело. Был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплетчиком. Федоров закончил Краковский университет. Знал древнегреческий язык, писал и печатал на этом языке, знал и латынь. В народе про него говорили: такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.

Просыпались по застрехам птицы,
Запевали третьи петухи.
Поднималось солнце над столицей,
Золотя шатровые верхи.
Царь спешил на стройку. Там умело
Возводили стены мастера
Для большого, для живого дела-
Первого печатного двора.
Вот они! Пока еще без крыши,
Меж лесами прорези окон.
И заметно с каждым днем все выше
Становится дом со всех сторон.
Царь Иван стал будто ростом ниже,
С мастером Иваном говоря.
Молодой, широкоплечий, статный ,
Перед Грозным Федоров Иван
О палате рассуждал печатной:
Где поставит он печатный стан;
Пояснял он царственному тезке,
Как сушить печатные листы,
Как хранятся для печати доски
Да какие буквы отлиты…
Грозный царь стоял и думу думал
О дерзанье царственном своем.
И в печати помощь видел Грозный
Для своих больших державных дел…
Н. Кончаловская

10 лет работали Иван Федоров и его ученик Петр Мстиславец над устроением Печатного Двора. И только 19 апреля 1563 года приступили к изготовлению первой книги. Иван Федоров сам строил печатные станки, сам отливал формы, для букв, сам набирал, сам правил.

Много труда ушло на изготовление различных заставок, рисунков большого и малого размеров. Рисунки изображали кедровые шишки, диковинные плоды — ананасы, виноградную листву.

Взял Иван Федоров страницу, оттиснул на ней узор, вырезанный на доске и смазанный черной краской. Потом оттиснул украшения, все, что надо было напечатать для красоты красной краской. Дальше шли буквы более мелкие. Вот и готова первая страница!

Азбука

Одновременно с изданием «Апостола» шла работа над составлением и выпуском «Азбуки» — первого славянского учебника. Вышла она в 1574 году. Азбука знакомила с русским алфавитом, учила составлять слоги и слова.

Составил ее сам Иван Федоров.  В Русском государстве была большая потребность в образованных людях. Знания требовались не только духовенству, но и ремесленникам, торговцам. Обучали в основном в «семейных» школах при домах учителей: священников, церковных чтецов, пономарей, профессиональных писцов, грамотных горожан и селян. Существовали школы при монастырях, церквах, где учили чтению, церковному пению и порядку богослужения.

Развитие великого дела

Но 1 марта 1564 года стало датой начала книгопечатания в России, зарождения отечественного типографского ремесла. Остановить этот процесс не удалось ни боярам, ни противникам от Церкви, ни переписчикам. Печатный двор возобновил свою деятельность в 1568 году. Дело мастера продолжили (предположительно ученики Федорова) Тимофеев и Тарасиев.

В это время Федоров и Мстиславец находились в имении Заблудово, под покровительством литовского государственного деятеля Г. А. Ходкевича. Он разрешил опальным печатникам организовать типографию в собственном имении. 10 месяцев потребовалось Федорову и Мстиславцу на издание новой книги – «Евангелие учительное». Других книг в Заблудове напечатано не было, потому что Ходкевич принял решение покончить с книгопечатанием, однако за труды пообещал Федорову пожаловать одну из деревень. Печатник отказался от щедрого дара.

Позднее Федоров перебрался во Львов, где попытался продолжить печатное дело. Он организовал новую типографию и приступил к повторному изданию «Апостола» в феврале 1573 года. А в 1574 году был издан первый Букварь. Но развития типография не получила. Федоров погряз в долгах. Его материальное положение резко ухудшилось.

Мстиславец тем временем организовал типографию купцов Мамоничей в Вильно. Первая книга, отпечатанная там, называлась «Псалтырь».

Апостол для язычников

Павел, проповедующий христианство, выгодно отличался от других 12 апостолов. Если так можно выразиться, он был своего рода профессионалом. Ведь, как уже упоминалось выше, Павел еще с юношеских лет занимался религиозной деятельностью. В то время как ученики Христа были не слишком образованны. Именно поэтому Павлу с такой легкостью удавалось обращать в христианство самых ярых противников учения, за что он и получил прозвище «апостол язычников», хотя и не вошел в число даже семидесяти апостолов.

Именно Павел отделил христианское учение от иудаизма, так как проповедовал 13-й апостол по-своему. Конечно, это приводило к неоднократным стычкам между Павлом и другими апостолами. Однако в конце концов те смирились.

Тем не менее судьба новоиспеченного проповедника была предопределена. Бывшие соратники не простили Павлу его крещения. Через несколько лет он был арестован и обезглавлен.

« Какое мясо запрещено есть православным

Пожар на Печатном дворе

Неспокойно было в Москве. Работа Ивана Федорова не могла радовать писцов — подъячих, что зарабатывали себе на жизнь перепиской книг. И пустили они по Москве слух, что Печатная изба — дело недоброе. Недруги давно бы к Печатне подобрались, да боялись царя.

А тут царь повздорил с боярами и уехал из Москвы в Александрову слободу

Стараясь не обращать внимание на то, что творится в Москве, Иван Федоров продолжал свое дело, торопился. Когда напечатали «Часовник», мастер даже поцеловал книгу и сказал: «Думал, не успеем закончить»

Против Ивана Федорова выступило духовенство. Оно объявило печатание книг колдовством и ересью. Печатный двор вскоре сгорел. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец уехали в Литву.

И тогда не знали два Ивана,
Заведя горячий разговор,
Что по воле вражеского стана
Запылает их Печатный двор.
Что объявят « ересью и ложью»
Всю печать — не рукописный труд,
И, призвав на «ересь» — «Кару Божью»,
Двор Печатный ночью подожгут.
Что потом боярин сговорится,
Как бы им народ ввести в обман,
Что покинет древнюю столицу
Для чужбины Федоров Иван…
/Н. Кончаловская/

Книги «От руки»

Книгопечатанию в России предшествовала эра рукописных книг. Переписывали их в монастырях, и при этом не обходилось без «человеческого фактора». Чтобы в книгах не появлялись ошибки и отступления от церковных норм, правила работы «списателей» священных текстов опубликовали в Стоглаве 1551 года. Сборник также содержал церковные правила и наставления, древнерусские нормы права и нравственности.

Первая типография на Руси

Приступить к решению проблемы в масштабах страны помог прогресс. Столетием ранее был изобретен печатный станок, позже он появился и в России. В середине ХVI века на Руси были изданы несколько «анонимных» — без указания издателя — книг религиозного содержания. Это были три Евангелия, две Псалтыри и Триодъ. В 1553 году государь Иван Грозный повелел на средства царской казны построить Печатный двор — неподалеку от Кремля, на Никольской улице. Из зданий первой типографии сохранилось самое старое — «правильня» или корректорская.

По приказу государеву «изыскать мастерство печатных книг» за дело взялся дьякон Кремлевского храма Николы Гостунского Иван Федоров. Федоров был широко образован: он знал греческий и латынь, умел переплетать книги и занимался литейным делом.

Испытание Апостолов

Итак, мы разобрались со значением слова «апостол». Но наша цель – это разобраться ещё и с тем, кто не является Апостолом (посланником) Иисуса Христа

Это было очень важно в Эфесской церкви, куда пришли люди, которые НАЗЫВАЛИ СЕБЯ апостолами (посланниками) Иисуса Христа. Сам Господь хвалит эту церковь за то, что они ИСПЫТАЛИ этих людей и нашли, что они лжецы

Выше мы немного писали о том, как распознать истинного служителя, а на этой странице dom-na-vostoke.ru/ispytanie-apostolov/ мы более подробно изучаем вопрос испытания Апостолов.

Ещё раз подчеркну важность служения Апостолов. Они кладут основание, на котором другие будут строить

И они имеют верховную власть в Церкви. И мы, признав кого-то Апостолом обязаны будем ему подчиняться.

Дело Ивана Фёдорова. 450 лет русской печатной книге

19.04.2013

Эра печатных книг, кажется, на закате. Всё больше людей пользуются электронными «читалками» и другими небумажными носителями информации. Даже в школах хотят ввести электронные учебники. Спасения для бумажной книги, кажется, ждать не откуда. Со временем книга может стать штучным дорогим товаром – таким, каким она и была долгое время с момента своего появления.

Между тем ровно 450 лет назад, в царствование Иоанна Грозного, на Руси произошла маленькая революция. 19 апреля 1563 года на Никольской улице, недалеко от Московского Кремля, начала работать типография Ивана Фёдорова. В России началась эра печатной книги, потому и называют Фёдорова Первопечатником.

Немец Иоганн Гуттенберг придумал способ создавать печатные книги (на самом деле книгопечатание было изобретено в Китае задолго до Гуттенберга, но это отдельная история) с помощью наборных шрифтов ещё в середине XV века, и сто лет спустя книгопечатание стало в Европе прибыльным бизнесом. Русь отставала, именно поэтому печатание книг, начатое Иваном Фёдоровым, можно вполне назвать культурным подвигом. Впрочем, несколько столетий спустя мы своё наверстали, книги в нашей стране издавались миллионными тиражами, а народ слыл самым читаемым в мире. Помните?

Фёдоров и его помощник и сподвижник Пётр Мстиславец начали дело, которое в результате сделало книгу доступной. Конечно, всё развивалось постепенно, и далеко не сразу книги, за которые поначалу на Руси давали по пять деревень, стали относительно доступны. А значит, доступными стали и знания. Потому на Руси Ивана Фёдорова считали не просто мастером, чем-то наподобие полиграфиста, но просветителем.

Фёдоров был очень образованным человеком. Хотя родился в Московском государстве, он долгое время жил в Литве и учился в Краковском университете. Помимо типографского дела, он был и мастером-пушечником и даже изобрёл многоствольную мортиру с взаимозаменяемыми частями. Вернувшись на Родину, Иван Фёдоров входит в окружение одного из самых образованных людей – митрополита Макария. Под его началом Фёдоров становится диаконом в Кремлёвском храме Николы Гостунского.

В Москве до закрытия типографии первопечатник успел издать лишь три книги, ещё десять были напечатаны позже в Белоруссии и на Украине. По тем временам Фёдоров издавал книги неплохими тиражами. Они отличались очень высоким качеством исполнения и заслуженно считаются настоящими произведениями искусства.

Первой печатной книгой Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца стал «Апостол», изданный тиражом около 1000 экземпляров. Это первая точно датированная печатная русская книга, первопечатники работали над ней в течение 1563-го и начала 1564 года. Оформлен «Апостол» был с большим искусством, в книге богатые рисованные заставки перед каждым разделом, множество красочных виньеток, буквиц-инициалов. Второй книгой стал «Часовник», изданный дважды.

Но просветительская деятельность Ивана Фёдорова встретила сопротивление консерваторов. Последовали обвинения в ереси. Был тут и «корпоративный» элемент: обвинения исходили от переписчиков книг, у которых заведение Фёдорова отбирало работу. После поджога типография сгорела. Фёдоров и Мстиславец свернули деятельность в Москве и перебрались в Великое княжество Литовское, где после изданий белорусского и восточнославянского первопечатника Франциска Скорины типографское дело заглохло. Здесь, в Заблудове, Фёдоров и его товарищ организовали новую типографию, здесь в 1568 году вышла первая книга литовского периода – «Евангелие учительное».  

До нашего времени сохранилось примерно пятьсот книг, напечатанных Иваном Фёдоровым. Некоторые в единственном экземпляре. Например, «Часовник» есть только в Королевской библиотеке Брюсселя, а «Азбука» – только в библиотеке Гарвардского университета. Книга в старые времена считалась ценным подарком. Однажды Иван Грозный подарил «Острожскую Библию», изданную Фёдоровым, английскому послу Джону Горсею. Она до сих пор хранится в Британской библиотеке.

Жизнь Ивана Фёдорова весьма поучительна. Это и повесть о скитаниях, и вместе с тем увлекательное путешествие. Образец преданности делу и зримое свидетельство единства русской, украинской и белорусской культур, в отсутствии которого многие стремятся нас уверить. Это история человека, который дал новый импульс просвещению русского народа. Сегодня, 19 апреля, у всех желающих есть прекрасная возможность почтить память этого неординарного человека и проявить уважение к начатому им делу. Для этого станьте участником международной акции «Библионочь» и просто сходите в библиотеку.

Александр Рязанцев

Служение Апостола

Служение апостола неотъемлемо от всех пяти служений в Церкви.

Для созидания

Сегодня появилось много «апостолов», которые не служат для созидания, а для разрушения Тела. То есть определить Апостола легко по его целям. Я хочу подчеркнуть, что здесь не говорится о тех, кто говорит евангелие, чтобы люди принимали спасение. Это и есть созидание. Я говорю о тех, кто приходит к вам в этом ранге и ведет себя иначе.

Единство веры и познания Сына

Единство веры можно добиться, только если источник и цель веры – Христос. Познание Сына Божьего – это основная цель служителей Христовых.

Муж совершенный

Обратите внимание – не в «мужей и жен» совершенных, но в МУЖА. То есть совершенство достигается в Теле, а не по отдельности

Колеблющиеся от учений младенцы

Это категория людей, которые постоянно прыгают по церквям и учениям. То одно учение «самое, самое», через время другое. Когда человек наставлен в истине – его никто не сможет поколебать. Очень ясная цель служителей, которая, к сожалению, сегодня заменяется полным подчинением тому учению, что исповедует главный человек в церкви.

Первая типография на Руси

Приступить к решению проблемы в масштабах страны помог прогресс. Столетием ранее был изобретен печатный станок, позже он появился и в России. В середине ХVI века на Руси были изданы несколько «анонимных» — без указания издателя — книг религиозного содержания. Это были три Евангелия, две Псалтыри и Триодь. В 1553 году государь Иван Грозный повелел на средства царской казны построить Печатный двор — неподалеку от Кремля, на Никольской улице. Из зданий первой типографии сохранилось самое старое — «правильня» или корректорская.

По приказу государеву «изыскать мастерство печатных книг» за дело взялся дьякон Кремлевского храма Николы Гостунского Иван Федоров. Федоров был широко образован: он знал греческий и латынь, умел переплетать книги и занимался литейным делом.

Последние годы Ивана Федорова

Князь Константин Острожский пригласил печатника в свое имение, где Федоров организовал новую типографию. Здесь в 1577 году он приступил к изданию Острожской Библии. В 1580-м вышел со станка «Новый завет с псалмами Давида». Библия была закончена 12 августа 1581 г., она стала последней книгой Ивана Федорова.

Далее отношения князя и книгопечатника осложнились, и Федоров снова вернулся во Львов. Там все это время оставалась его семья. С собой Федоров привез помощника и печатный инвентарь. Он планировал возобновить дело всей жизни. Но осенью 1583 года Иван Федоров тяжело заболел и 5 декабря скончался в полной нищете. Его тело было захоронено на Онуфриевском монастырском кладбище. Позднее, в XVIII веке, останки великого печатника были перезахоронены здесь же, в Онуфриевском монастыре, вблизи главных дверей. На могиле мастера, положившего начало книгопечатанию в России, установлен мемориальный камень с надписью: «Друкарь книг пред тем невиданных».

Почитание апостолов

Почитание апостолов было одним из отправных моментов для культа святых вообще. Их святость была удостоверена самим Христом, просившим Бога-Отца во время Тайной Вечери “соблюсти их во имя Твое” (); апостолы, таким образом, выступали как образец спасенного по своей вере человечества. Установление празднования памяти апостолов относится к древнейшему времени. О праздновании памяти апостолов Петра и Павла в Риме 29 июня г. говорится в календаре середины IV в. Празднование их памяти в этот день является общим для всех христианских исповеданий. Достаточно рано в воспоминание апостолов устанавливается особый пост, завершающийся 29 июня. С V-VI вв. в восточной церкви 30 июня устанавливается празднование Собора двенадцати апостолов. В Иерусалимской церкви по крайней мере с IV в. известно празднование апостола Иакова, брата Господня, и апостола Иоанна Богослова. Поскольку апостолы возглавляли церковь, в преемственном отношении к почитанию апостолов находится почитание святителей. Поскольку большинство апостолов окончили жизнь мученическим подвигом, почитание мучеников также связывается с почитанием апостолов. Таким образом, в апостолах находят одновременное осуществление разные виды святости, и позднейшее почитание разных разрядов святых соединяется как в своем источнике с почитанием апостолов. Это соединение отразилось и в иконографии апостолов: они могут изображаться в епископском облачении, возможны вместе с тем изображения шествия апостолов в золотых венцах, которые могут интерпретироваться как венцы мученические.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: