биография
Портрет царя Узун Хасана
Выходец из великой венецианской семьи Контарини , Амброджо в молодости жил в Константинополе, где занимался профессией купца; С года он принимал участие в турецко-венецианской войне на кораблях Светлой республики , в частности Эгейского моря, с которой он сражался против османского флота Мехмеда II . Стремясь наладить обратный союз с персами, чтобы открыть восточный фронт против турок, то Сенат Венеции решил отправить посольство к суверенному Узун Хасан в году с Контарини в качестве своего представителя, который оставил берегов Адриатического КНИГУ23 февраля 1474 г.(1473 в соответствии с венецианским календарем, который начался в 1 — м марта). Однако он не первый представитель большого морского города, который отправился на Восток с той же целью, потому что два других итальянца, Катерино Зено и Иосафат Барбаро , опередили его на несколько месяцев.
Вынужденный избегать территорий, находящихся под контролем Османской империи, дипломат проделал долгий путь на север через Центральную Европу, Польшу, где он принимал Казимира IV (король Польши и великий князь Литовский ), прошел через Киев и Каффу , пересек Черное море. Море, чтобы добраться до Кавказа , Грузии , Армении, прежде чем прибыть в Тебриз вАвгуст 1474 г.. Получено30 октября 1474 г.После того, как Узун Хасан в Исфахане представил его уже там Иосафатом Барбаро, персидский суверен с добротой выслушал его, но последний не отреагировал положительно на проект военного союза с Венецией. Амброджо оставался при дворе Исфахана в течение нескольких месяцев, не возобновляя путь в Европу до июня 1475 года . Обратный путь оказался очень долгим и трудным, потому что османы, осведомленные о контактах между венецианцами и персами, наблюдали за дорогами и захватили Каффу и Крымское ханство . Затем посланник из Венеции вынужден пройти через Дербент , зимует на западном берегу Каспийского моря в центре рыбацкой общины, затем отправляется в Астрахань вверх по Волге , он присоединяется к Московии, где его принимает великий народ. Иван III перед встречей с королем Казимиром IV в его резиденции в Тракае . Вернулся в Венецию10 апреля 1477 г.Амброджо Контарини делает подробный отчет о своем посольстве Совету десяти . Только в 1486 году его рассказ о путешествии был опубликован в Виченце под названием Questo e el viazo de mister Ambrosio Contarin ambasador de la illustrissima signoria de Venesia al signor Uxuncassan Re di Persia .
Между Дмитрием и Петром
Следующий этап в иконографии первого государявсея Руси связан с исторической живописью и скульптурой второй половины XIX — начала XX века. Впрочем, и эта иконография более чем скромна.
В монументальной скульптуре образ Ивана III оказался запечатлен дважды на одном памятнике.
Этот знаменитый монумент (автор проекта — Михаил Микешин) был торжественно открыт к тысячелетию России в Великом Новгороде в 18 62 году. Несмотря на то что для Новгорода деятельность Ивана III имела скорее трагический оттенок, решено было отдать должное великому князю как создателю единого Русского государства. Его скульптурное изображение заняло место среди больших фигур наиболее значимых правителей России, символизирующих несколько важнейших этапов российской истории (здесь представлены Рюрик, Владимир Святой, Дмитрий Донской и Петр Великий). Композиция «Основание самодержавного царства Русского», в центре которой возвышается фигура Ивана III, находится как раз между скульптурными группами Дмитрия Донского и Петра Великого.
Здесь Иван III Васильевич — государь всея Руси, основатель России — новой, независимой державы. Символичны его царское облачение, шапка-венец на голове, скипетр и держава в руках. Две последние регалии, как известно, появились в российском церемониале — лишь в конце XVI века, так что их сопряжение с фигурой великого князя (как и царское облачение) — явный анахронизм
Тем не менее создателям памятника было важно подчеркнуть новый статус объединенной державы, восходивший именно к эпохе первого Ивана Васильевича. Примечательно, что скипетр венчает двуглавый орел византийского типа, указывающий и на истоки формирования государственной геральдики, и на преемственность от Византии
Существенно и то, что в этой композиции переда великимкнязем склоняется, опустившись на одно колено; татарин (чтосимволизирует не просто освобождение от ордынской зависимости, но иначало подчинения татарских государств Москве), а по другую руку
государя расположены фигуры поверженных литовского и ливонского рыцарей (что означает победы в войнах с Литвой и борьбу за выход к Балтийскому морю). Сам Иван III, с окладистой раздвоенной бородой, большими усами, предстает решительным, даже суровым; его строгий взор устремлен вперед, в грядущее изображение чрезвычайно реалистично и фактурно.
Второй раз фигура князя помещена во фризе, составляющем галерею многих наиболее выдающихся деятелей российской истории. Тут Иван III (облачение, скипетр, взгляд — все так же, как и в верхней части памятника) показан сидящим на троне, который опять-таки увенчан двуглавым орлом. Наконец, у трона мы видим еще и щит с изображением двуглавого орла — точно скопированного с миниатюры Евангелия, принадлежавшего Дмитрию Палеологу. Внизу дата: 6980 год, то есть 1472-й — год женитьбы Ивана III на Софье Палеолог. Тем самым снова недвусмысленно утверждалась преемственность России от Византии, отраженная в том числе в геральдике.
Примечания и ссылки
- ↑ и
- ↑ и
- Франсуа Анжелье, Словарь западных путешественников и исследователей 13–20 веков , стр. 228.
- (in) Джанет Мартин, Средневековая Россия, 980-1584 , Cambridge University Press, 1995, стр. 274 и 314.
- некоторых источниках упоминается публикация в Виченце в 1486 году, что кажется маловероятным. С одной стороны, от этого так называемого принцепсовского издания не сохранилось ни одного экземпляра . С другой стороны, и все же согласно этим свидетельствам, его напечатал бы Леонардо да Базилейя, о котором мы знаем, напротив, что он категорически отказался взять на себя руководство этим изданием [A. Зенон, Dissertazioni vossiane , Venice, 1752, vol 1, p. 241-242]. Таким образом, первое издание Viazo датируется 1487 годом на венецианских печатных машинах Ганнибала Фосио, как указывает колофон указанного издания: Impressum Venetiis per Hannibalem Fosium parmensem anno incarnationis Domini Mcccclxxxvii. умри. xvi. januarii .
- ↑ и Альберт Чизаускас, венецианский дипломат в Литве XV века .
В трехчастном венце
Описание Ивана III оставил венецианский дипломат и путешественник Амброджо Контарини. По поручению Светлейшей Республики он ездил с посольством в Персию и на обратном пути четыре месяца (конец 147 6 -начало 1477 года) провел в Москве, где был принят великим князем и его супругой Софьей Палеолог. Впоследствии Контарини издал сочинение о своем путешествии, в котором, в частности, мы и находим слова, посвященные Ивану III: «Упомянутому государю от роду лет 35; он высок, но худощав; вообще он очень красивый человек».
Примечательно, что дипломат почти точно указывает возраст правителя, хотя понятно, что по этому описанию мы можем представить себе внешность великого князя лишь в самых общих чертах. Существует предположение, что Иван III заметно сутулился, так как в некоторых источниках он упоминается с прозвищем Горбатый, но в достоверности этих сведений можно сомневаться.
Прижизненное изображение Ивана III относится уже к самому концу XV века. Речь идет о знаменитой шитой пелене, созданной, по-видимому, в мастерской невестки великого князя Елены Волошанки (пелена хранится в Государственном историческом музее в Москве). По мнению исследователей, на ней представлена торжественная церемония в праздник Вербного воскресенья 8 апреля 1498 года с выносом иконы Богоматери Одигитрии. Среди присутствующих, как полагают, изображена вся великокняжеская семья, включая Дмитрия Внука (он показан с нимбом, как венчанный на великое княжение), будущего Василия III (только в короне, без нимба) и Софью Палеолог. В среднем ряду слева процессию возглавляет человек в трехчастном венце и также с нимбом над головой — очевидно, это и есть сам Иван III, старец с седыми волосами и длинной раздваивающейся седой бородой. В 1498-м московскому правителю исполнилось 58 лет, но вполне возможно, что он выглядел именно так, как изображен на пелене. Во всяком случае образы других мужчин великокняжеской семьи здесь также весьма индивидуальны.
История путешествия
Viaggio al signor Usun Hassan re di Persia , 1487 г.
Работа, в которой Амброджо Контарини описывает свое путешествие на несколько тысяч километров, больше относится к отчету о поездке, чем к отчету дипломатической миссии. Венецианец больше настаивает на личных превратностях, с которыми он, возможно, столкнулся среди земель, населенных враждебными татарами и кавказскими разбойниками , на перенесенных страданиях и лишениях, чем на исторических, географических и / или политических соображениях. В начале и в конце рассказа автор описывает свое внешнее и обратное путешествие в соответствии со своими встречами, своими ловушками, чередующимися приятными воспоминаниями, такими как пребывание с королем Казимиром IV, или более трудными моментами, такими как те, что он провел посреди татарский конвой, чьи варварские обычаи, суровый образ жизни и чрезмерное употребление меда приводят его в ужас: « Татары, питающиеся исключительно кониной, чувствовали себя настолько отвратительно, что для них это было совершенно невыносимо. подходить к ним … » Основная часть работы посвящена его пребыванию в Персии, описанию иранских городов, дворца Исфаханского дворца , личности царя, парада из 25 000 всадников, организованного в его честь.
« Я признаю, что мог бы сказать больше и более элегантно об успехе моей поездки, а также моего пребывания в Германии, но, поскольку все это теперь известно всем, мне это показалось неуместным. Однако все, что я сказал, является только правдой, и по этому поводу я ничего не скрывал. »Так заключает Амброджо Контарини. Однако его история открывает Западу малоизвестную европейцам часть мира, иногда настоящую terra incognita, такую как Кавказ, а также великолепие восточного двора. « Эти первые сообщения венецианцев с Персией, хотя и были сделаны в политических целях, они являются событием в истории путешествий и истории цивилизации. Они открыли неизведанные регионы для наблюдений жителей Запада и объединили народы, которые, казалось, были разделены навсегда, пролив некоторый свет на географию, которая до того была такой запутанной. «.
Портреты в профиль и анфас
Первой третью XVI века датируется икона Богоматерь Боголюбская, с предстоящими из собрания музеев Московского Кремля. На ней в первом ряду вслед за митрополитом Ионой изображены князь Василий Темный и его сын Иван — сравнительно молодой человек со светло-русой небольшой бородой. Конечно, этот образ носит чисто условный характер. Столь же условны и изображения Ивана III на многочисленных миниатюрах Лицевого летописного
свода XVI века. Там Иван Васильевич предстает в разном возрасте — и совсем юным безбородым отроком, и умудренным годами мужем: движение времени символизирует появление и увеличение размера бороды.
Очень ярким и наиболее часто воспроизводимым, когда речь идет об Иване III, является его профильный портрет из книги французского путешественника Андре Теве «Всеобщая космография», изданной в Париже в 1575 году. Это, безусловно, наиболее художественное из всех ранних изображений великого князя, хотя историческая достоверность его сомнительна. Иван III показан здесь бородатым мужчиной средних лет с довольно крупными чертами лица и большим носом (отмечаемом также на гравированных портретах его сына Василия III и классических портретах Ивана Грозного), одетым в некое подобие меховой куртки. На голове правителя — шапка-венец с горностаевым мехом, а в руке — сабля с рукоятью в виде орлиной головы. Портрет выполнен очень реалистично, потому-то и производит столь убедительное впечатление.
Изображения Ивана Васильевича, датируемые XVII веком, характеризует стандартный подход. Черты лика князя на фреске Архангельского собора Московского Кремля (росписи были выполнены в 1652-1666 годах), находящейся над местом его захоронения, плохо различимы, но заметны небольшая раздваивающаяся борода и слегка курчавые волосы — такие же мы видим у многих изображенных здесь князей.
Очень похожий портрет Ивана III помещен в «Титулярнике» 1672 года. Только тут курчавые волосы и борода седые. Можно отметить удлиненный нос и относительно тонкие черты лица правителя. Это как бы классический, почти идеальный тип внешности — подобный почти идеальному образу великокняжеского правления. При обозначении седины Ивана III художники «Титулярника» явно ориентировались на известную им продолжительность жизни князя.
Ханская грамота
Одним из центральных событий правления Ивана III было свержение ордынского ига. И отечественные исторические живописцы, безусловно, не могли пройти мимо знаменитой легенды о том, как московский великий князь разорвал ханскую грамоту.
Самым известным (и лучшим с художественной точки зрения) произведением на этот сюжет стала картина Николая Шустова (1834-1868) «Иоанн III разрывает ханскую грамоту». Она была закончена в том же году, когда в Новгороде установили памятник «Тысячелетие России», и своим содержанием отвечала возникшему тогда повышенному интересу к русской истории. 3а эту конкурсную работу автор, в то время ученик Академии художеств, был награжден малой золотой медалью. Сама картина хранится ныне в Сумском художественном музее, а подготовительный эскиз, одобренный советомакадемии, — в Третьяковской галерее.
Иван III показан на ней в момент совершения решающего жеста-поступка. Перед нами высокий мужчина с окладистой темной бородой, длинными усами,
горбатым носом и орлиным взором, облаченный в царское золотое платье с бармами, с его плеч свисает горностаевая мантия (еще один очевидный анахронизм), а голова князя увенчана шапкой Мономаха. Вся его
фигура выражает гнев и решительность. Разорвав грамоту, он бросает ее обрывки вниз, в сторону беснующихся и почти поверженных ордынских послов, которых крепко держат русские воины.
Конечно, интерьер, на фоне которого разворачиваемся действие, да и одеяния персонажей носят не соответствующий эпохе Ивана III характер, хотя художник при создании картины изучал исторические материалы, стремясь достичь большей достоверности. В конкурсе на большую
золотую медаль, объявленном в следующем году, Шустов уже не участвовал: в числе четырнадцати учеников Академии художеств он покинул ее стены, войдя в состав Петербургской артели художников, явившейся прообразом Товарищества передвижников. К сожалению, через несколько лет талантливый живописец скончался в сравнительно молодом возрасте.
Закончить этот обзор, пожалуй, стоит рассказом о единственном образе Ивана III в советском кино. В 195 8 году на экраны нашей страны вышел замечательный двухсерийный художественный фильм «Хождение за три моря», снятый совместно с индийскими кинематографистами. В нем и появляется молодой Иван Васильевич, роль которого исполняет актер Леонид Топчиев. Посол Василий Папин в сопровождении Афанасия Никитина и других купцов идет на аудиенцию к князю как раз тогда, когда со двора государя выезжают разгневанные татарские послы, а сам Иван III, словно молодой Петр Великий, своим порывом и неукротимой энергией как бы символизирует новую Россию, открывающую пути в неведомые страны и в собственное свободное будущее.
Евгений ПЧЕЛОВ,
кандидат исторических наук.
Журнал «Историк», № 10, 2015 г.
Комментарии
Комментариев пока нет
- Собор славянских народов отметил 360-летие Переяславской Рады
- В Тель-Авиве отметили юбилей одного из создателей «Блокадной книги» Даниила Гранина
- Воссоединение Беларуси: взгляд военного историка
- Факты, которые «не замечают»в Институте истории НАН Беларуси
- Битва за Полоцк и Смоленск
- Бородино
- Письма из Беларуси. Уличённые во лжи
- К юбилею легендарного полёта «Буран». Прерванный триумф
- Не повторять роковых ошибок прошедших эпох
- У России украли победу в Первой мировой войне
- 1853 – 1856: не только Крымская война
- Романовский обелиск в Александровском саду
- Городельская уния и её последствия
- К 20-летию государственного флага Российской Федерации Три с половиной века русскому триколору
- Генерал, равный Суворову. Михаил Дмитриевич Скобелев.
- Ветераны Великой Отечественной войны и жители блокадного Ленинграда, проживающие за рубежом, приняли участие в городских мероприятиях, посвященных 70-ой годовщине полного освобождения Ленинграда
- 70 лет снятия блокады Ленинграда
- К 70-летию снятия блокады Ленинграда. Они защищали великий город
- К 360-летию Переяславской Рады. «Да будут совершены воедино»
- Единству Руси быть!
- Аркаим как исток европейской цивилизации
- Дорогами Первой мировой войны
- «Дорога жизни» станет музеем
- Лесная – место русской воинской славы!
- Солнечный исток славянской культуры
- Искажение истории и попытки оправдания коллаборационизма на белорусском государственном телеканале
- Герои Отечества времён Первой мировой
- Мы пред врагом не спустили славный Андреевский флаг…
- Он мог бы быть нашим современником. На 90-летие Александра Матросова
- Белоруссию ждёт свой Крым?
- Митрополит Павел передал Национальной библиотеке Беларуси факсимильный экземпляр Полоцкого Евангелия
- Первая мировая война на белорусской земле. Новая книга Вячеслава Бондаренко.
- Кровавый след бандеровцев в Белоруссии
- Анатолий Шлыков, белорусский публицист: Теперь наших детей учат, что в 1812 году воевали между собой россияне и французы, а мы, белорусы, тут ни при чем
- Ветераны Великой Отечественной войны просят белорусского президента А.Г.Лукашенко не устанавливать памятник Ольгерду в Витебске
- В Белоруссии есть силы, дискредитирующие партизанское движение
- «Чернобыльская война». Как это было
- В Бресте накануне Дня Победы умудрились повесить портрет Гитлера на улице
- Георгиевская лента — исторический символ Победы
- Три праздника в преддверии Троицы
- Линия Сталина
- А хто там iдзе?
- Прошлое как возможное будущее
- Белорусы и Белорусская Народная Республика (БНР)
- В Витебске поставили памятник, а в Бресте уже давно стоит. Не заметили?
- «Политики принимают решения, но жизнь отдают не они». Суриков и Жадобин призвали извлечь уроки из двух мировых войн Читать полностью: http://news.tut.by/society/409484.html
- Тихая революция “па-беларуску”. Часть первая
- Тихая революция. “Па-беларуску”. Часть вторая
- Тихая революция “па-беларуску”. Часть третья
- Первая мировая война – это не только история
- ГосТВ Белоруссии подтвердило приверженность пересмотру итогов Отечественной войны 1812 года
- Осовец: русская слава Великой войны
- К 500-летию битвы под Оршей
- Нет флагу полицаев!
Владимир КОНСТАНТИНОВ: «Вхождение Крыма в состав Российского государства предопределило его расширение на всю территорию Северного Причерноморья»
- Подробности
- Категория: Председатель Госсовета
- Опубликовано 20.03.2024 19:43
- Просмотров: 21
Глава крымского парламента Владимир Константинов принял участие в заседании круглого стола на тему «Геополитическое и цивилизационное значение Крыма и сопредельных земель в истории России». Мероприятие прошло в Совете Федерации в формате видеоконференции под председательством заместителя Председателя Совета Федерации Инны Святенко.
Участники обсудили вопросы исторической значимости окончательного вхождения Крыма и сопредельных территорий в состав Российской империи, образования Новороссийской губернии и Таврической области, а также способы защиты исторической правды и сохранения памяти.
По словам Владимира Константинова, «вхождение Крыма в состав Российского государства предопределило его расширение на всю территорию Северного Причерноморья. Крым занимает центральное место в Черноморском регионе, что позволяет осуществлять контроль за морским побережьем, так как здесь непревзойдённые условия для базирования Военно-морского флота».
«Без контроля за территорией Крыма было бы невозможно стремительное овладение российскими войсками в 2022 году Азовским побережьем. Азовское море стало этаким Русским озером, что открывает широкие возможности социально-экономического развития Приазовья, в том числе и вернувшихся в состав России портовых городов — Бердянска и Мариуполя. Аналогичные возможностивозникнут в Северном Причерноморье, когда оно полностью перейдёт под российский контроль. Цели СВО нельзя считать успешно выполненными без полного лишения Украины выхода к Черноморскому побережью. Речь об обеспечении безопасности российских территорий. Прекратить регулярные атаки террористического образования «Украина» можно только после того, как Херсон, Николаев, Одесса — русские города, основанные нашими предками, — вернутся в состав или под контроль России», — сказал спикер.
В День воссоединения Крыма с Россией в Совете Федерации также открылась тематическая фотовыставка, на которой выступили дети Крымской весны, родившиеся 16 и 18 марта 2014 года.
В ходе мероприятия крымчан и севастопольцев, всех жителей России поздравила Председатель Совета Федерации Российской Федерации Валентина Матвиенко.
Владимир Константинов подчеркнул, что жители республики высоко ценят роль верхней и нижней палат российского парламента в возвращении Крыма на его историческую родину, в становлении республики как субъекта России, а также благодарны Валентине Матвиенко и Сергею Нарышкину за помощь и поддержку в прохождении интеграционных процессов.
Анастасия ПРЯДКО, пресс-секретарь Председателя Государственного Совета Республики Крым.
Нравится
IT news
Вперёд >