Балтийская трагедия: как погиб линейный корабль «лефорт»

Лефорт (линейный корабль)

1891—1900

  • 1891
    • 17 марта после столкновения британского линейного корабля «Anson» и пассажирского парохода «Утопия», который пытался встать на якорь на Гибралтарском рейде, последний затонул, когда получил пробоину от тарана «Энсона». Жертвами столкновения стали около 600 человек, включая двух матросов с судна «Immortalité», которые принимали участие в спасательной операции.
    • 22 апреля взрыв крюйт-камеры на фрегате «Blanco Encalada» ВМФ Чили стал причиной гибели в гавани Калдера более чем двухсот чилийских военнослужащих.
  • 1892
    • 13 января на подводных рифах в Южно-Китайском море разбилось английское паровое судно «Namchow». Погибло 414 человек.
    • 10 октября в Тайваньском проливе потерпело крушение британское судно «Бохара»; в катастрофе погибло 125 человек.
    • 27 октября близ берегов Португалии потерпел крушение английский пароход «Румыния» («Roumania»); в катастрофе погибло 113 человек, выжило лишь девять.
  • 1893
    • 22 июня во время манёвров в Средиземном море флагманский британский броненосец «Виктория» был протаранен другим броненосцем «Кампердаун» и затонул. Трагическая ошибка командующего эскадрой вице-адмирала Джорджа Трайона унесла жизни 350 человек.
    • 7 сентября в Финском заливе при переходе из Ревеля в Гельсингфорс потерпел крушение броненосец ВМФ Российской империи «Русалка». Весь экипаж (в составе 177 человек) погиб.
  • 1894

    1 ноября у побережья Новой Зеландии в результате крушения новозеландского парохода «Wairarapa» погибли 134 человека.

  • 1895
    • 30 января в Северном море в результате столкновения с английским угольщиком «Crathie» потерпел крушение немецкий океанский лайнер «Эльба». Число жертв составило 335 человек.
    • 11 марта в районе Гибралтарского пролива потерпел крушение крейсер «Reina Regente» ВМФ Испании. Более четырёхсот человек погибли в этой морской катастрофе.
    • 21 июля ночью при входе в залив Специя столкнулись два итальянских судна «Maria P.» и «Ortigia». 148 человек на борту первого судна погибли в аварии.
  • 1896
    • 30 апреля на пути из Шанхая в Ханькоу британский пароход «On wo» столкнулся с другим пароходом «Newchwang» и ушёл на дно. В ЧП погибли около 250 человек.
    • 17 июня во время шторма близ французского города Брест терпит крушение английский пароход «Drummond Castle». Погибло более 250 человек.
    • 8 декабря у побережья Испании, близ мыса Коррубебо потерпел крушение пароход «Sailer» (Германия). Погиб 281 человек.
  • 1898
    • 15 февраля после взрыва в морской гавани города Гавана на броненосце «Мэн», корабль ВМФ США затонул; жертвами катастрофы стали 260 американских моряков.
    • 4 июля после столкновения с английским парусником «Cromantishire» у острова Сейбл затонул лайнер «Ла Бургонь» («La Bourgogne») (Франция). Жертвами катастрофы стали 561 человек.
    • 14 октября на рифах Монаклс был разбит штормом английский пассажирский пароход «Мохеган». Причина катастрофы — человеческий фактор, итог — сто семьдесят погибших.
  • 26 ноября в прибрежной зоне США, у мыса Код терпит крушение американский пассажирский пароход «Portland». Погибли 157 человек, никто из находившихся на борту корабля не выжил.
  • 1899

    30 марта в проливе Ла-Манш на скалах Каскеттс из-за навигационной ошибки потерпел крушение пассажирский пароход «Стелла», шедший под флагом Великобритании. Жертвами катастрофы стали 105 пассажиров и членов экипажа.

Погибший «Лефорт» можно увидеть в виртуальном музее

17.02.2014

84-пушечный линейный корабль XIX века «Лефорт», погибший в 1857 году и покоящийся на дне Балтийского моря, можно теперь увидеть в виртуальном музее. Его созданием занимался проект «Поклон кораблям Великой Победы» при участии Русского географического общества, сообщает ИТАР-ТАСС.

Председатель координационного совета проекта депутат Госдумы Николай Ковалёв объяснил, что форма виртуального музея выбрана не только потому, что подъём судна обошёлся бы в «колоссальную сумму», но и по технической причине — дерево корабля может рассыпаться.

Первый вице-президент Русского географического общества Артур Чилингаров добавил, что подъём каких-либо объектов с корабля «недопустим, так как он является братской могилой». По его словам, на осень этого года намечена траурная церемония в годовщину гибели «Лефорта». «Подготовимся — и 9 сентября попрощаемся со всеми воинскими почестями, которые есть на русском флоте», — сказал Чилингаров.

В музей помещена цифровая объёмная копия линкора. «Лефорт» относится к линейным кораблям 84-пушечного ранга типа «Императрица Александра». Всего восемь линейных кораблей этого типа построено в петербургском Новом Адмиралтействе между 1826–1844 годами.

Линейный корабль «Лефорт», заложенный в 1833 году, был спущен на воду два года спустя и вошёл в состав Балтийского флота. Утром 10 сентября 1857 года, при переходе из Ревеля в Кронштадт, во время очередного поворота на новый галс порыв ветра положил корабль на левый бок. Вскоре после этого линкор опрокинулся и исчез под водой. Ни один из 826 человек, находившихся на борту, не спасся. Вместе с кораблём погиб его капитан, а также 12 офицеров, 743 матроса, 53 матросские жены и 17 детей.

До гибели в 1994 году пассажирского парома «Эстония» гибель «Лефорта» была самой крупной морской трагедией на Балтике в мирное время.

Как сообщала информационная служба фонда «Русский мир», корабль обнаружен экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы» 4 мая 2013 года при обследовании гидролокатором дна севернее острова Большой Тютерс с целью поиска погибшей в 1942 году подводной лодки Щ-320. Остов «Лефорта» лежит примерно в пяти милях севернее острова Большой Тютерс, на глубине около 70 метров.

Ирина Смирницкая, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»

Поиски судна[править | править код]

В конце 1850-х годов русский изобретатель Михаил Спиридонович Замыслов усердно придумывал средства для подъёма затонувшего корабля и в 1858 году даже привёз в Петербург модели своих машин для этой цели; но дело так и не получило дальнейшего хода.

Корабль был найден 4 мая 2013 года экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы» под руководством Константина Богданова между островами Гогланд и Большой Тютерс. Экспедиция искала советскую подводную лодку Щ-320 (по другим данным — С-9), которая погибла в годы Великой Отечественной войны. На верхней палубе корабля прекрасно сохранились главный штурвал, одна из шлюпок, пушки-карронады в ютовой надстройке и личные вещи экипажа. В конце июня 2013 года началось обследование судна специальной экспедицией.

1831—1840

  • 1832
    • 12 апреля американский колёсный пароход «Brandyvane» сгорает на Миссисипи. Погибает 260 человек.
    • 4 декабря затонуло британское судно «Ривал» (англ. «Rival») перевозившее добровольцев на Мигелистскую войну; все 432 человека находившиеся на борту корабля погибли.
  • 1833
    • 11 мая после столкновения с айсбергом затонул в Атлантическом океане английский парусник «Владычица Озера». Погибли 215 человек.
    • 31 августа потерпел катастрофу британский корабль «Amphitrite» перевозивший заключённых; погибло 133 человека.
  • 1835

    13 мая неподалеку от острова Тасмания затонуло британское судно «Нева»; погибло 224 человека (в основном женщины и дети).

  • 1837
    • 16 февраля в кораблекрушении английского парусника «Jane and Margaret» близ острова Мэн погибло более двухсот человек.
    • 9 мая в США на реке Миссисипи погибли 175 человек во время пожара на колёсном пароходе «Sherrod».
    • 29 октября на реке Миссисипи затонул, в результате столкновения с другим судном, пароход «Monmuuth», Погибли 234 человека.
  • 1838

    14 июня на пути из города Саванна в порт Балтимора близ берегов Северной Каролины взорвались паровые котлы американского колёсного парохода «Пьюласки» (англ. Pulaski). В результате чрезвычайного происшествия погибли 140 пассажиров и членов экипажа корабля.

  • 1840

    13 января на пути из Нью-Йорка в Стонингтон потерпел катастрофу «Лексингтон» — колёсный пароход шедший под флагом США. В результате возникшего на борту судна пожара погибли сто сорок человек.

1871—1880

  • 1871

    27 января у мыса Хаттерас столкнулись и затонули барк «Храмовник» («Templar») (США) и пароход «Кенсингтон» («Kensington») (Англия). Общее число погибших в столкновении судов — 150 человек.

  • 1872

    31 марта на реке Миссисипи на пароходе «Океан» лопнул котел, пароход сгорел. Из 100 человек на борту более 60 погибли.

  • 1873
    • 22 января в тёмное время суток, при столкновении с испанским пароходом «Murillo», пошёл на дно британский клипер «Northfleet». Погибли 293 человека (выжили в катастрофе 86).
    • 1 апреля из-за навигационной ошибки, близ Новой Шотландии, разбивается на подводных скалах английский пассажирский пароход «RMS Atlantic». Погибло 547 человек.
    • 23 ноября в Атлантике, после столкновения с английским парусником «Loch Earn», затонул французский лайнер «Ville du Havre». Авария уносит жизни 230 человек.
  • 1874
    • 11 сентября на пути из Англии в Аден загорелся британский пароход «Culcutta». Большинство людей находившихся на борту погибли.
    • 6 декабря следуя из Англии на острова Окленд загорелся клипер «Cospatrick»; в результате пожара судно было полностью уничтожено. Погибли 470 человек, спаслись в катастрофе лишь шестеро.
    • 17 декабря выполняя по расписанию пассажирский рейс Иокогама — Гонконг, был полностью уничтожен огнём пароход «Japan».
  • 1875
    • 24 февраля во время шторма разбился британский корабль «Gothenburg», в катастрофе погибло около ста человек.
    • 7 мая в густом тумане, о подводные скалы близ архипелага Силли, разбился пароход «Schiller» (Германия). В результате погибло более 200 человек.
    • 4 ноября При столкновении двух парохода «Orphey» с другим пароходом «Pacific», последний был потоплен. Погибли 276 человек, выжил, из находившихся на борту колёсника «Pacific», только один.
    • 6 декабря при входе в устье реки Темзы из-за человеческого фактора садится на мель и гибнет пассажирский пароход «Дойчланд» («Deutschland») под германским флагом. 157 человек погибли.
  • 1878
    • 24 марта во время бури мощным линейным шквалом близ острова Уайт был опрокинут и затонул менее чем за две минуты, шлюп «Eurydice» ВМФ Великобритании. Погибли 376 человек.
    • 31 мая немецкий броненосец «Grosser Kurfürst» затонул после столкновения с другим германским военным судном «König Wilhelm»; в катастрофе погибло более 250 человек.
    • 3 сентября речной экскурсионный пароход «Принцесса Алиса» («Princess Alice») затонул после того, как столкнулся с грузовым судном «Bawell Castle» на реке Темза неподалёку от английской столицы, города Лондона. В результате погибли более 700 человек.
    • 18 декабря пассажирский пароход «Бизантин» (фр. «Byzantin») водоизмещением около 1000 тонн затонул в проливе Дарданеллы; погибло 210 человек.
  • 1879

    2 декабря в северной части Атлантического океана потерпел бедствие немецкий пассажирский пароход «Боруссия» («Borussia»). Катастрофа унесла жизни 165 человек.

  • 1880
    • 31 января британское судно «Джуно», которое раньше также именовалось «Атланта» и «Маринер», отошло от Бермудских островов и исчезло; на борту корабля находилось около 280 курсантов и офицеров Королевского флота.
    • 24 ноября Пароход «Oncle Jozeph» (Франция) столкнулся с другим судном и затонул. Более 250 человек стали жертвами трагедии.

Примечания[править | править код]

  1. . Дата обращения: 24 сентября 2009.
  2. . Дата обращения: 3 мая 2015.
  3. Дата обращения: 24 сентября 2009.
  4. Leonid Amirkhanov. . Дата обращения: 14 сентября 2010.
  5. . Дата обращения: 8 мая 2013.
  6. Замыслов, Михаил Спиридонович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  7. ↑ . Дата обращения: 7 мая 2013.
  8. . Дата обращения: 7 мая 2013.
  9. . Дата обращения: 4 июня 2013.
  10. . Дата обращения: 1 июля 2013.
  11. . Дата обращения: 14 февраля 2014.
  12. Предложенный Путиным виртуальный музей корабля «Лефорт» открыт. Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано 13 февраля 2014 года.
  13. . Дата обращения: 14 февраля 2014.

В борьбе со стихией

Ежегодно море собирает свою кровавую жатву. С первых дней появления морского судоходства открыт счет, и жертвами стихии становится множество кораблей

И здесь совершенно не важно, какое они имеют назначение, под каким ходят флагом и насколько технически совершенны. Даже сегодня, когда прогресс, достигнутый людьми в этой сфере, кажется, должен обеспечить максимальную безопасность, число морских катастроф не сокращается и ежегодно колеблется в пределах 350-400 случаев

Что же приводит к этим катастрофам? Мировой океан за века не изобрел что-то новое, а использует старые хорошо зарекомендовавшие себя способы: морская стихия, столкновения, потеря остойчивости судна, посадка на мель, пожары и взрывы на борту – вот его арсенал. Как и прежде, на морских просторах гибнут люди и корабли, ценные грузы уходят на дно. Корабль можно застраховать, но страховка в лучшем случае вернет только деньги.

Естественно, ни один случай не остается без внимания. Создаются специальные комиссии, совершенствуется оборудование, принимаются новые правила плавания, но все равно многие катастрофы так и остаются неразгаданными. Примеров сколько хотите. В 1861 году в Индийском океане без вести пропал русский клипер «Опричник», а в октябре 1859 года в Амурском заливе погиб тендер «Камчадал» со всем экипажем. Но особое место в трагическом ряду катастроф занимает гибель линейного корабля «Лефорт» 10 сентября 1857 года.

Линейные корабли

Как это было…

9-го сентября 1857-го года, после молебна, совершёного в 11 часов утра, эскадра из трёх парусных 84-х пушечных линейных кораблей – «Владимир», «Императрица Александра» и «Лефорт» – вышла из Ревеля (Таллин, Эстония) на зимовку в Кронштадт. Именно поэтому на корабле, кроме команды, находились семьи офицеров и матросов. Условия для перехода были благоприятные: тихий попутный ветер, ясно. Однако уже к вечеру погода стала меняться, ветер усилился. Из рапорта контр-адмирала Нордмана: «В половине 9-го часа вечера прошли створы гогландских маяков; ветер стал крепчать; ходу по лагу было более 11-ти узлов…» Было принято решение убрать паруса, а суда «привести в бейдевинд», то есть развернуть против ветра. Барометр стремительно понижался, обещая шторм. Понимая опасность положения, командир эскадры решил «держаться на этом месте до рассвета». Сильный порывистый ветер в продолжении ночи менялся, и к 4-м часам утра подул свирепый N со шквалами и снегом. С рассветом корабли, всю ночь лавировавшие небольшими галсами, всё более и более сносило к югу и, когда около 5-ти часов утра окончательно рассвело, они шли курсом севернее острова Большой Тютерс.

«Мы шли правым галсом, за нами «Лефорт»…, на ветре же находился корабль «Императрица Александра» – вспоминал контр-адмирал Нордман. – Не доходя до меридиана Тютерса миль около пяти, должны были поворотить через фордевинд (повернуться по ветру – прим. авт.). Занятые этим поворотом, казалось нам, что и «Лефорт» хотел поворотить…, как налетевший сильный шквал повалил его на левый бок. Крен был ужасный,… надо было ожидать, что все мачты слетят. Корабль, так сказать, утвердился в этом положении, наклоняясь все более и более, и едва мы привели на левый галс, «Лефорт» опрокинулся и его не стало. С благоговением, сотворив крестное знамение, смотрели мы на место, где за несколько минут перед сим, был ещё корабль, как вдруг он всем правым бортом ещё раз поднялся на волнение, но вслед за сим исчез и погрузился на дно…».
Другие очевидцы так вспоминали последние мгновения корабля, его команды и пассажиров: «Корабль… накренился…и вместе с тем он видимо стал погружаться, углубляясь носом более, чем кормою. Люди в большом числе показались на наветренных сетках. Вскоре мачты приняли положение близкое к горизонтальному и наружный верхний бок корабля покрылся одною сплошною массою народа, но нашла волна – и эта масса сделалась реже; нашла другая – и ни одного человека более не было видно, а вслед за тем, еще мгновение – скрылся и самый корабль».

Линейный корабль «Лефорт»

К середине 20-х годов XIX века Балтийский флот оказался не в самом лучшем виде. Основные военные действия предыдущей войны проходили на полях Европы, и, естественно, финансирование флота не занимало первые строчки в планах казначейства. По штату в Балтийском море должно было быть 27 линейных кораблей, а несли службу только 5, хотя на бумаге в строю числилось 15.

Николай I, хорошо знавший флот, принял меры к срочным преобразованиям. Ради этого он отозвал из отставки одного из самых авторитетных флотоводцев вице-адмирала Д.Н. Синявина, присвоил ему звание адмирала. Были привлечены и другие заслуженные моряки и инженеры. На верфях закипела работа, которая позволила уже к 1833 году укомплектовать Балтийский флот по штатному расписанию. Кроме этого, император распорядился, чтобы ежегодно на воду спускались по два линейных корабля, одному фрегату и три малых корабля в Петербурге, дополнительно строились корабли в Архангельске. В 1833 году в Петербурге были заложены два линейных 84-пушечных кораблей. Одному из этих кораблей было присвоено имя «Лефорт» в честь первого адмирала русского флота. «Лефорт» прожил довольно спокойную жизнь для военного корабля. В Крымскую войну он оборонял Кронштадт, но в боевых действиях участия не принимал.

20 марта 2024

19:00 По проектам Крыловского ГНЦ за 130 лет построено более 1,2 тыс. судов и объектов морской техники
18:54 Капитана буксирного состава на Ямале обвиняют в гибели водителя перевозимого на барже автомобиля
18:42 Чистая прибыль ГТЛК за 2023 год составила 113 млн рублей против убытка годом ранее
18:33 Сенатор: Доля импорта в гражданском судостроении варьируется от 40% до 90%
18:14 В порту Усть-Луга отработали действия при выявлении опасной инфекции на иностранном судне
17:56 Южнокорейский танкер-химовоз перевернулся у побережья Японии
17:39 РС провел ресертификационный аудит Севастопольского государственного университета
17:23 Запчасти для первого российского серийного электромобиля будут доставлять морем
17:07 ВАРПЭ: Закон об обнулении НДС не дает зеленый свет для инвестиций в судоремонт
16:48 ГК «Дело» будет развивать контейнерные перевозки агропромышленных грузов в Китай
16:33 ВАРПЭ: Объем кредиторской задолженности рыбопромышленных предприятий в 5 раз превышает прибыль отрасли
16:16 РКО приступило к техническому наблюдению за строительством буксирного колесного теплохода проекта ТСК.566
16:10 FESCO будет развивать экспортные морские перевозки продукции двух российских ЦБК в страны Азии
15:44 В ВАРПЭ заявили о «заглохшей» программе возмещения затрат на строительство краболовов на дальневосточных верфях
15:32 Экономические показатели Махачкалинского МТП будут утроены после приватизации
15:15 Внутреннему рынку рыбопродукции необходима поддержка в виде субсидий и развития логистической инфраструктуры
15:07 В Находкинском МТП проведен плановый осмотр буксиров «Гелий» и «Ермак» после зимнего периода
14:48 ВАРПЭ: Антироссийские санкции спровоцировали глобальное переустройство мирового рыбного рынка
14:26 Директором Мурманского морского рыбного порта назначен Андрей Бородин
14:12 В Ярославской области будут построены еще 8-9 причалов для приема пассажирских судов
13:49 «Росагролизинг» планирует заключить первые контракты на строительство зерновозов в 2024 году
13:35 Ярусолов «Аланетт» получил пробоину в порту Петропавловск-Камчатский
13:24 В порту Владивосток проведено учение по ликвидации разлива нефтепродуктов
13:06 Перевозки FESCO через дальневосточные порты в экспортном направлении выросли в 2023 году на 18%
12:47 Экспорт зерна из Астраханской области в феврале 2024 года превысил 400 тыс. тонн
12:28 Движение через пункт пропуска Покровка (РФ) ‒ Жаохэ (Китай) приостановится с 24 марта до начала навигации
12:10 Размер вреда от разлива топлива в порту Новороссийск оценен в 450 млн рублей
11:49 На восстановление портов Мариуполь и Бердянск до 2025 года будет выделено 5,8 млрд рублей
11:31 РЖД в международном сообщении в 2023 году перевезли 551 млн тонн грузов
11:12 ММРП гарантирует отсутствие дефицита мощностей по обслуживанию рыбопромысловых судов и хранению продукции
10:43 Сенатор: Меры господдержки заказчиков промысловых судов нуждаются в обновлении
10:24 Немецкая Thyssenkrupp изучает возможность продажи доли своего морского бизнеса инвестиционной компании Carlyle
10:06 Возгорание произошло на рыболовном судне в Петропавловске-Камчатском
09:47 Генеральным директором ЮЦСС назначен Сергей Карачков
09:15 В Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне сократилось количество тралового флота из-за погодных условий
08:46 FESCO и Индийский деловой альянс будут совместно развивать грузовую базу для морских линий группы
08:23 Сняты ограничения по режиму ледового плавания на одном из участков акватории порта Корсаков (Сахалин)
08:00 Портовая ОЭЗ «Лотос» сможет приступить к стабильным грузоперевозкам в июне 2024 года

В память живущим и в утешение скорбящим

Эта предсмертная агония стала сюжетной основой картины «Гибель корабля «Лефорт»» И. К. Айвазовского, как и все жители Кронштадта потрясённого случившимся. Законченная спустя год после трагедии, картина была помещена в Кронштадтской Морской библиотеке. Сейчас она хранится в запасниках Центрального Военно-морского музея. Жанр картины – аллегория – необычен для творчества художника. Вся она проникнута глубоким религиозным смыслом. Она не только показывает ужас произошедшего, она несёт утешение тем, кто потерял в этой катастрофе своих родных и близких. Милосердный Господь, Чья воля – благо для каждого из людей, распростёр к тонущим Свои руки и призывает их к Себе, в Царствие Небесное, к жизни вечной…
Образ Спасителя в память о свершившейся трагедии и в утешение всем скорбящим был написан по велению Великого Князя Генерал-адмирала Константина Николаевича и для церкви Морского манежа. Деньги для этого собирались по подписке. В молитве перед образом Спасителя кронштадтские моряки могли помянуть души погибших.
Спустя многие годы, уже в начале XX века, имена всех погибших на корабле «Лефорт» были увековечены на памятных досках из чёрного мрамора в Морском Соборе Кронштадта наравне с именами моряков, погибших в сражениях за Россию… В Храме хранилась икона Спасителя, простирающего руки к кораблю «Лефорт». Перед ней горела лампада, сделанная в виде кормы корабля. Память о «Лефорте» ещё много лет сохранялась и в Петербурге. Несколько инвалидов Каменноостровского инвалидного дома именовались «лефортовскими» поскольку на их содержание расходовались проценты с более чем двух тысяч рублей, принадлежавших нижним чинам, погибшим на «Лефорте».

Новые публикации

Бамбара на русском. В Мали интерес к языку Пушкина огромен 19.03.2024

В Русском доме в столице Мали Бамако прошла презентация учебника русского языка как иностранного (РКИ), адаптированного для западноафриканского языка бамбара (бамана). Новое пособие позволит малийцам осваивать русский язык без французского посредника, что ускорит и облегчит процесс.

Русист из Колумбии: Выпускникам российских вузов проще найти хорошую работу 19.03.2024

«Именно язык Пушкина будет объединять Россию с другими народами планеты», –  пишет в своем эссе «Пушкин – наше всё. И что? Нужен ли русский гений новому поколению?» на XXIV Международный Пушкинский конкурс «Российской газета» русист из Колумбии Дина Максимова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: