Автомобиль яковлева и фрезе 1896 год

127 лет назад представили первый русский автомобиль | forpost - авто

Первый русский автомобиль

История создания первого русского автомобиля берет свое начало со знакомства Евгения
Александровича Яковлева с Петром Александровичем Фрезе на всемирной выставке в Чикаго в 1893 году. Яковлев
был владельцем и основателем «Первого русского завода керосиновых и газовых двигателей Е. А. Яковлева», Фрезе
же был владельцем Акционерного общества постройки экипажей «Фрезе и К».

фото автомобиль Яковлева и Фрезе 1896 год.

В 1895 году началась работа над созданием одномоторной двухместной коляски с двигателем
внутреннего сгорания
. Кузов, ходовая часть и колеса изготавливались на фабрике экипажей Фрезе, в то время как
завод Яковлева работал над созданием двигателя и трансмиссии.

Впервые автомобиль был представлен широкой публике в 1986 году на Нижегородской промышленно-
художественной выставке. Автомобиль имел деревянные колеса, так как предполагалось, что эксплуатироваться данная
конструкция будет по улицам, мощеным булыжником, и соответственно требовалась довольно жесткая конструкция колеса.
Автомобиль внешне был, практически не отличим, от конного экипажа. Компоновка машины была заднемоторной, двигатель
находился сзади экипажа. В конструкции использовался одноцилиндровый четырехтактный двигатель с водяным охлаждением.
Машина развивала скорость до 21 километра в час при весе в 300 кг.
    Для передачи крутящего момента на ведущие колеса служили две цепи. Их связывал промежуточный
вал с закрепленными на нем шкивами. Но вал этот был сделан разрезным и его полувалы связывал дифференциал. Максимальная
скорость первого русского автомобиля составляла 20 верст в час. Рациональное сочетание собственных и заимствованных
технических решений говорит о творческом подходе Е.А. Яковлева и П.А. Фрезе к созданию своего «безлошадного экипажа».
При этом следует отметить, что появление в Петербурге первого автомобиля «Бенц» (четырехместного модели «Виктория»)
не могло ничего добавить к тем знаниям, которыми располагали изобретатели после посещения чикагской выставки в 1893 г.

К сожалению, судьба первого русского автомобиля, оказалась неудачной. Император Николай II,
на нижегородской выставке не уделил должного внимания автомобилю Яковлева и Фрезе. Тем не менее, считается, что
машина все-таки выпускалась серийно, несмотря на то, что не заслужила признания императора.

Автомобиль Яковлева и Фрезе технические характеристики
Выпуск: 1896 г.
Кузов открытый, с тентом
Ведущие колёса задние
Управляемые колёса передние
Колёсная формула 4 х 2
Число мест 2
Длина/ширина/высота 3200 / 1530 / 1440 мм.
Колёсная база 1370 мм.
Двигатель четырехтактный внутреннего сгорания
Число цилиндров 1
Мощность 2-х двигателей 2 л.с. / 1,5 кВт при 500 об/мин.
Рабочий объём 1000 см3
Число передач 2
Главная передача цепная
Максимальная скорость 21 км/ч.
Трансмиссия ременная
Снаряженная масса 300 кг.
Диаметр шин передних/задних 780 / 836 мм.

Судьба императорских автомобилей

После Октябрьской революции машины из автопарка Николая II были распределены между большевистскими вождями. Один из императорских Роллс-Ройсов достался Троцкому.

Ленин получил в личное распоряжение любимца Николая II Delaunnay-Belleville 70 SMT, но вскоре отказался от него, поскольку посчитал его слишком роскошным. Вместо Делоне-Бельвиля вождь стал ездить на втором царском Роллс-Ройсе.

Ленин и автомобиль

Иногда «Его Величеством Царем» пользовались Каменев и Троцкий, но чаще всего роскошный лимузин простаивал в гараже. В 1928 г. его продали, признав непригодным к эксплуатации из-за сложного управления и большого расхода горючего.

Создатели первого российского автомобиля

Стоит отметить, что в те годы продукция российских экипажных заводов достаточно высоко ценилась во всем мире, о чем наглядно свидетельствует тот факт, что они получали достаточно много наград на международных выставках. Особым знаком качества может служить и то, что в начале XX века российскими кузовами оснащались автомобили легендарной сегодня немецкой автомобильной марки «Мерседес».

Евгений Александрович Яковлев родился в 1857 году в Санкт-Петербургской губернии. До 1867 года обучался в Николаевском кавалерийском училище, а с 1867 года в Николаевских морских юнкерских классах. В 1875 году после окончания обучения был переведен во флот юнкером. Вершиной его флотской карьеры стало звание лейтенанта, которое он получил 1 января 1883 года. В том же году он был уволен в бессрочный отпуск, а годом позднее полностью ушел со службы «по домашним обстоятельствам». Покинув флотскую службу, Яковлев начал активно заниматься разработкой двигателей, приобретая патенты на их изготовление. Созданный им двигатель на жидком топливе даже заслужил одобрение со стороны знаменитого российского ученого Дмитрия Менделеева. Проекты Яковлева оказались достаточно прибыльными, со временем у него появились постоянные заказчики, поэтому в 1891 году он открыл Первый русский завод газовых и керосиновых двигателей.

Судьба своей невидимой рукой свела этих людей друг с другом, объединяющим элементом стала их любовь к автомобильной технике. Их личное знакомство произошло на выставке в Чикаго, оно предопределило дальнейшую судьбу их совместного детища. Стоит отметить, что двигатели конструкции Яковлева в те годы имели большое количество передовых конструктивных решений (съемную головку цилиндров, электрическое зажигание, смазку под давлением и т.д.). В 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго они были отмечены премией. На этой же выставке был также впервые представлен один из первых в мире автомобилей серийного производства — немецкий «Бенц» модели «Вело»

Данная машина привлекла к себе внимание Евгения Яковлева, а также Петра Фрезе. Именно тогда они решили создать подобный автомобиль, но уже в России

Серебряный призрак и Малышка Пежо

В 1914 г. в императорском гараже появились 2 красавца Rolls-Royce Silver Ghost («Серебряный призрак»). Они были сделаны по спецзаказу.

Роллс-Ройсы с двигателем мощностью 50 л. с. развивали максимальную скорость 117 км/ч. Их кузова были оснащены мягкими сидениями, пепельницами, вазами для цветов, несессерами и телефонами. Пользовалась «Серебряными призраками» царская семья.

“Серебряный призрак”, во всей своей красе.

В 1914 г. 10-летний наследник престола цесаревич Алексей получил в подарок от своего августейшего отца компактный двухместный родстер Peugeot Bebe. Миниатюрный автомобиль выглядел словно игрушечный, но при этом имел четырехцилиндровый двигатель мощностью 10 л. с. и мог разгоняться до 50 км/ч.

“Детский автомобиль” (Peugeot Bebe)

Цесаревич быстро научился управлять машиной, но ездить ему разрешали только по парковым аллеям на территории дворца.

Любимец Николая II

Из всех своих авто российский монарх особенно выделял шестицилиндровый лимузин с закрытым кузовом Delaunnay-Belleville 70 SMT. Аббревиатура SMT в названии расшифровывается как Sa Majeste le Tsar, т. е. «Его Величество Царь».

“Царь” собственной персоной (а/м Delaunnay-Belleville 70 SMT)

Роскошная французская машина появилась в императорском гараже в 1909 г. и обошлась государственной казне более чем в 22,1 тыс. руб. без учета пошлины. Это был самый дорогой автомобиль Его Императорского Величества. Для сравнения, лимузин отечественной марки Руссо-Балт обошелся царю почти в 3 раза дешевле – в 8,4 тыс. руб.

Модель Delaunnay-Belleville 70 SMT представляла собой одно из самых мощных и совершенных творений техники начала прошлого века. Она была оснащена двигателем мощностью 70 лошадиных сил и могла развивать скорость до 100 км/ч.

Государь требовал необычайно быстрой езды. Господь хранил Государя, но езда захватывала дух; шофёр его, француз Кегресс, ездил лихо, но умело

Из воспоминаний А. Вырубовой, фрейлины императрицы.

«Его Величество Царь» был оборудован сидениями с подогревом, электрическим освещением салона, шкафчиком для дорожных принадлежностей, оконными жалюзи и откидными ступеньками. Машина имела двойной пол и высокую стеклянную крышу, благодаря которой Николай II мог ехать в салоне стоя (его рост составлял примерно 170 см).

Император использовал Delaunnay-Belleville 70 SMT для особых случаев. На этой машине он приехал в мае 1910 г. на торжественное мероприятие, посвященное 200-летнему юбилею Гвардейского экипажа.

В следующем году «Его Величество Царь» доставил Николая II на заседание, приуроченное 200-летию Правительственного Сената, и в Михайловский манеж, где проводилась воздухоплавательная выставка. В 1913 г. автомобиль попал на снимки, сделанные во время празднования 300-летия Дома Романовых.

Машиной государя управлял Кегресс, ездивший с необыкновенной быстротой. На мои замечания относительно такой быстрой езды Кегресс всегда возражал, что государь это любит

Из мемуаров дворцового коменданта генерала Воейкова

Адольф Кегресс (за рулем), 1911 год

Расширение императорского гаража

Автопарк Николая II ежегодно пополнялся новыми автомобилями. В 1910 г. он насчитывал 22 транспортных средства, включая 5 лимузинов Delaunay Belleville, 6 автомобилей Mercedes, по одной машине Daimler, Panhard-Levassor, Serex, Turcat-Mery, Lessner, Руссо-Балт.

До 1917 г. императорский гараж увеличился более чем в 2 раза. Весь транспорт в нем делился на 4 категории:

  1. Машины, предназначенные для царской семьи.
  2. Автомобили для приближенных императора.
  3. Транспортные средства для дворцовой охраны.
  4. Авто для хозяйственных нужд (автобусы, грузовики, полевая кухня, тягачи).

Проект здания гаража в Царском Селе, архитектор С.А. Данини, 1906 год. Площадь составляла 964,8 кв. м, на первом этаже размещались несколько боксов для автомобилей, мастерские и каретник, подсобные службы

Николай II предпочитал роскошные машины. Из огромного числа «моторов», представленных в его гаражах, он ездил на пяти – трех Delaunay Belleville и двух Mercedes. Самостоятельно государь ими не управлял. Его личным шофером долгое время был князь Орлов.

Император, приехал на “Царе”

В книге историка И. Зимина «Зимний дворец. Люди и стены. История императорской резиденции» есть упоминание, что первые гаражи Его Величества были построены в 1907 г. в Царском Селе. Вскоре они стали появляться во всех резиденциях Николая II, где он проводил много времени: в Гатчине, Ливадии и Петергофе.

Вот так выглядели первые вездеходы

Обслуживанием разросшегося царского автопарка занималось 80 шоферов, которые не только водили машины, но и чинили их. На расходы, связанные с содержанием машин, ежегодно тратилось из казны 126 тыс. рублей, что по нынешним меркам эквивалентно сумме почти в 1 млн долларов.

В 2 часа отправился со всеми детьми на снеговых моторах Кегресса к Пулкову; проезжали по разным оврагам, спустились с горы, ехали прямо полями и болотами вдоль Гатчинского шоссе и вернулись через Баболово. Нигде не застряли, несмотря на глубокий снег, и вернулись домой в 4 часа очень довольные необычной прогулкой

Из дневника Императора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: