Николай стариков

Оборона заполярья

Силы сторон[править | править код]

Германия и Финляндия

  • Армия «Норвегия» (15 января 1942 года она была переименована в Армию «Лапландия», с июня 1942 года — «20-я горная армия») под командованием Николауса фон Фалькенхорста (с 1 июня 1942 года — Эдуарда Дитля, с 28 июня 1944 года — Лотара Рендулича) располагалась в Лапландии, включая район Петсамо. В неё входили 5 немецких и 2 финские дивизии. Наступление поддерживали 5-й воздушный флот под командованием генерала Ганса-Юргена Штумпфа (на мурманском направлении около 160 самолётов), а также части ВВС Финляндии (в беломорокарельской полосе наступления).
  • Кригсмарине в Северной Норвегии имел на начало войны 5 эсминцев, 3 миноносца, 6 подводных лодок (ПЛ), 1 минный заградитель, 10 сторожевых кораблей, 15 тральщиков, 10 сторожевых катеров (всего 55 единиц). В связи с провалом наступления были переброшены: 1 линкор, 3 тяжёлых и 1 лёгкий крейсер, 2 флотилии эсминцев, 20 подводных лодок, до 500 самолётов.

СССР

  • Войска Северного фронта (с 23 августа 1941 года — Карельского фронта):
    • 14-я армия под командованием Валериана Фролова располагалась в Мурманской области и Беломорской Карелии (до Войницы). В составе: 42-й стрелковый корпус (104 сд, 122 сд), 14 сд, 52 сд, 1 тд, 23 ур;
    • 54-я стрелковая дивизия 7-й армии (в Беломорской Карелии от Войницы до Реболы).
  • Северный флот (СФ) под командованием Арсения Головко базировался в Баренцевом и Белом морях. В него входили: бригада эскадренных миноносцев (2-дивизионного состава), в состав которой входили 7 эсминцев (5 эсминцев проекта 7 и 2 эсминца типа «Новик»), не считая 1 эсминца типа «Новик», который находился в капитальном ремонте до 1944 года; командир бригады капитан 2-го ранга М. Н. Попов. Также 15 подводных лодок, 2 торпедных катера, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика, 14 малых охотников и 116 самолётов.

Выход Финляндии из войны[править | править код]

В феврале 1944 года финское правительство послало своего представителя Паасикиви в Стокгольм для выяснения через советского посла в Швеции А. М. Коллонтай условий выхода Финляндии из войны.

19 февраля Паасикиви получил советские условия — разрыв отношений с Германией, восстановление советско-финского договора (то есть — границы) 1940 года, перевода финской армии на мирное положение, возмещение нанесенного Советскому Союзу ущерба в размере 600 млн долл. и передача СССР Петсамо. 19 апреля советские условия были отклонены.

2 июля 1944 года с речи по радио премьером Линкомиесом — Германии было дано обязательство о не заключении сепаратного мира с СССР. 10 июня начинается Выборгская наступательная операция советских войск — 20 июня Выборг освобожден.

19 июня Финское правительство обратилось с просьбой немецкому правительству, чтобы оно срочно направило в Финляндию 6 дивизий и значительное количество авиации. Немецкое командование выполнить эту просьбу не смогло.

21 июня начинается Свирско-Петрозаводская наступательная операция — 28 июня Петрозаводск освобождён.

1 августа президент Рюти подал в отставку. 5 августа сейм избирает президентом Маннергейма. 8 августа сформировано новое правительство во главе с А. Хакцеллем, которое заявило, что не считает себя связанным обязательством, данным Гитлеру Рюти.

7 октября — 1 ноября 1944г.

Утром 7 октября 1944 г. войска Карельского фронта перешли в наступление. При наступлении были разгромлены части 2-й горно-стрелковой немецкой дивизии. Одновременно наши войска совершили глубокий обход открытого правого фланга обороны противника по труднопроходимой местности и вышли в район южнее Луостари. Вечером 9 октября со стороны Мотовского залива была произведена высадка десанта.Десант овладел намеченным участком побережья и начал быстро продвигаться в южном направлении. Утром 10 октября части бригады вышли во фланг и тыл обороны противника. После того как определился успех десанта в губе Малая Волоковая, началсяпрорыв обороны противника на перешейке полуострова Средний. Опасаясь окружения, немцы в ночь на 11 октября начали отход с перешейка полуострова Средний. Для замедления продвижения наших частей противник устраивал каменные завалы (россыпи) на дорогах, минировал их, разрушал мосты. Днем, чтобы затруднить ориентировку и наблюдение, на отдельных рубежах противник ставил дымовые завесы. Вечером 12 октября два торпедных катера под командованием Героя Советского Союза капитана 3 ранга А.О. Шабалина и лейтенанта Е.А. Успенского вышли в море. За ними с интервалом 7 минут вышли еще две группы катеров с десантом на борту подкомандованием капитана 2 ранга С.Г. Коршуновича и капитана 3 ранга С.Д. Зюзина. При подходе к Петсамской губе на расстояние 20-30 каб. катера были обнаружены противником. Вспыхнули прожекторы, осветительные снаряды, береговые батареи открыли интенсивный огонь. Увеличив ход, катера прорвались через огневую завесу и вошли в губу, прижимаясь к западному высокому берегу и стараясь использовать не простреливаемое пространство, несмотря на сильный ружейно-пулеметный огонь, высадили на причалы 52 десантника. Для захвата Линахамари был сформирован десантный отряд моряков в составе 660 человек под общим командованием майора И.А.Тимофеева. Высаженный же в порту десант, не дожидаясь рассвета, пошел в наступление. Основные силы отряда под командованием майора И.А. Тимофеева наступали на сильно укрепленный опорный пункт. На рассвете 13 октября противник двумя ротами пехоты контратаковал группу Тимофеева. Бой перешел в рукопашную схватку, в результате которой гитлеровцы были отброшены. К 12 часам опорный пункт и батарея были заняты.15 октября войска Карельского фронта и части Северного флота штурмом овладели г. Петсамо. В дальнейшем наступление сухопутных войск развивалось в направлении Никель, Наутси и по дороге Петсамо – Киркенес. К 24 октября 14-я армия вышла на подступы к Киркенесу. Для содействия сухопутным войскам в овладении городом было решено высадить десант в заливе Хольменгро-фьорд. Утром 25 октября отряд высадки в составе 12 торпедных катеров, 2 малых и 1 большого охотника за подводными лодками под командованием командира бригады торпедных катеров капитана 1 ранга А.В. Кузьмина высадил два батальона морской пехоты. Двигаясь вдоль Бек-фьорда на Якобснес, десант помог войскам армии овладеть г. Киркенес. Побережье от Линахамари до Бек-фьорда было очищено от противника.В ходе Петсамо-Киркенесской операции территория Советского Заполярья была полностью очищена от немецко-фашистских захватчиков. В целях завершения разгрома противника советские войска 22 октября 1944 года перешли норвежскую границу и начали освобождение Северной Норвегии. 1 ноября, завершили полное освобождение Печенгской области от немецких захватчиков. В честь побед советских воинов, освобождавших Заполярье, в столице нашей Родины Москве четырежды гремели залпы салютов.

Самый неудачный блицкриг

В Заполярье активные боевые действия начались позже, чем на других участках советско-германского фронта — лишь 29 июня 1941 года. По одной из версий задержка имела комичную причину: командование немецкой армии «Норвегия» планировало использовать танки, но выяснилось, что дорога Петсамо (Печенга) — Титовка заканчивается обрывом и бронетехника бесполезна. Впрочем, вероятней, что Германия не хотела вторгаться до того, как Финляндия, граничившая с СССР в районе Петсамо, вступит в войну. За неделю отсрочки советская сторона эвакуировала население и часть оборудования предприятий.

Фото Евгения Халдея

Наконец, наступление пяти немецких и двух финских дивизий началось. Основной задачей вражеских войск, основу которых составляли австрийские егеря, подготовленные и экипированные для горной войны, был прорыв к Мурманску и блокада города. На следующем этапе Мурманск должен был быть взят, и после выхода к берегу Белого моря планировалось наступление на Архангельск.

Все планы рухнули. Противник был остановлен на реке Западная Лица, в месте, названном тогда Долиной Смерти, а позже — Долиной Славы. Неудачей окончились и попытки немцев прорваться к Кандалакше. Одним из факторов успешной обороны стали тактические десанты, проведенные Северным флотом в июле и в августе, первые в Великой Отечественной. Они были подготовлены так хорошо, что с эвакуированных плацдармов удавалось забрать все вооружение и лошадей.

Мурманское направление стало единственным театром боевых действий, где враг не сумел перейти советскую границу. Правда, старую, 1939 года. В районе горного хребта Муста-Тунтури немецкие войска продвинулись лишь на 9 километров и были остановлены на высоте Погранзнак, получившей название, по пограничному знаку, сохранившему после переноса границы. На всем остальном фронте, до Черного моря, врага не удалось сдержать ни на новой, ни на старой границе.

К осени полярный фронт стабилизировался и началась позиционная война. Немцы больше не пытались прорваться к Мурманску, но и советское наступление в апреле — мае 1942 года тоже не удалось. Это была единственная битва, в которое наши войска потеряли обмороженными гораздо больше, чем немцы: о том, что в мае в Заполярье дождь может смениться вьюгой, командование не подумало или вообще не знало.

Но даже несостоявшийся прорыв фронта заставил немцев отказаться от наступательных планов, и в Заполярье до осени 1944 года установилось наземное затишье.

Подробнее о боевых действиях в Карелии читайте в материале «Земля четырех войн: как шла борьба за Карелию в XX веке».

2

Первые признаки войны

Признаки войны в советской Арктике проявились еще до июня 1941 г. Десятью годами ранее над Ледовитым океаном пролетел дирижабль LZ-127 «Граф Цеппелин», на котором радистом был советский немец Э.Т. Кренкель. Совместная с Германией экспедиция официально имела научные цели: собиралась информация о подвижке льдов, фотографировалась трасса. Преимущества этого пути очевидны — магистраль (14 тыс. км от Архангельска до Владивостока) на 10 тыс. км короче аналогичного морского пути через южные моря. Собранные данные можно было использовать и в военных целях.Руководителем созданного 17 сентября 1932 г. управления северного морского пути являлся академик О.Ю. Шмидт. Под его руководством шло сквозное — за одну навигацию — движение судов от Архангельска до Берингова пролива. Он же руководил в 1936 г. проводкой от Ленинграда до Владивостока каравана эскадренных миноносцев. Летом 1940 г. (получив согласие СССР) по трассе прошел вспомогательный крейсер «Komet», поскольку после пакта Молотова-Риббентропа было достигнуто соглашение о проводке с запада на восток двух немецких сухогрузов, а с востока на запад — 26 вымпелов со свастикой.»Komet», замаскированный под торговое судно «Donau», шел в сопровождении ледоколов «Иосиф Сталин», «Ленин», «Лазарь Каганович» и подводной лодки Щ-423.Разведав обстановку и покинув советское сопровождение, 10 сентября 1940 г. крейсер сбросил «овечью шкуру», потопив в Тихом океане пять английских судов. Однако главным приобретением стала информация о северном морском пути. В сентябре 1941 г. нацисты запланировали операцию по блокировке трассы.

Боевые действия[править]

Первый ударправить

Через семь дней после начала войны на мурманском направлении был нанесены удары германскими войсками . Дивизии врага атаковали части Советской армии на фронте шириной примерно 35 км за счёт артподготовки и воздушных авианалётов. Благодаря этим действиям за один день наступательных действий врагу удалось продвинуться на 8-12 км, где он был остановлен.

Вторая попытка наступленияправить

7 июля перегруппированный корпус «Норвегия» продолжил наступление, в ходе которого им удалось глубоко проникнуть в оборонительные порядки 52-й стрелковой дивизии. Критическая обстановка у Советской армии была создана за счёт отсутствия резервов. Стараясь отвлечь с фронта силы противника, командующий высадил малочисленный морской десант, нанесший удар во фланг врага. Поскольку враг не имел точной информации об истинной силе морских пехотинцев, поэтому направил на его подавление целых 3 батальона, что привело к ослаблению ударной группировки. В сложившихся оборонительных боях части 52-й стрелковой дивизии измотали противника, а потом в ходе контратаки, которая поддерживалась эсминцами «Урицкий» и «Куйбышев», отбросить противника на прежние позиции. 11 июля в ходе возобновившихся врагом атакующих действий, он смог вклиниться в оборонительные порядки 52-й дивизии, однако упорное противодействие наших войск в течение двух дней наступление врага помогло остановить. В течение недели благодаря решительным контратакующим действиям враг был вынужден отойти на исходные позиции. Сорвать июльское наступление помог морской десант, он сумел отвлечь на себя крупные силы противника.

Расстановка сил

Германия еще в 1941 году сформировала армию «Норвегия», состоящую из немецких и финских подразделений и предназначенную для захвата советского Заполярья.

В Северной Норвегии у Германии имелись стоянки для военных кораблей, на которых и базировался флот. В период боевых действий противнику приходилось неоднократно усиливать армию войсками, ранее находившимися в резерве. Количество немецких самолетов на твд доходило до 500, кораблей было более 50, подводных лодок — до 25.

Оборону осуществляли войска 14-й армии при содействии Северного флота. Советское командование подготовилось к наступлению врага на севере, поэтому часть сил 14-й армии еще в середине июня была переброшена к границе.

Никто не забыт, ничто не забыто

Начало войны

Для многих наших читателей битва за Заполярье, развернувшаяся в годы Великой Отечественной войны, лишь небольшой эпизод противостояния Советского Союза и нацистской Германии. У всех на слуху , а вот о войне на Севере информации явно недостаточно. А ведь боевые действия, проходившие на территории Мурманской области, Северной Карелии и Петсамо, на Баренцевом, Белом и Карском морях, были наполнены не менее трагическими и героическими событиями.

Советские бойцы ведут бой с прорвавшейся группировкой противника в районе Мурманска

Противником советских войск на этом направлении стала армия «Норвегия», состоящая из трех корпусов — двух немецких и одного финского. Во главе армии стоял генерал-полковник Николаус фон Фалькенхорст. В составе армии было 97 тысяч человек, более тысячи орудий и минометов и сотня танков. Для ее поддержки были направлены подразделения авиации и морского флота Германии. Перед армией стояла задача захватить Мурманск (единственный незамерзающий порт на севере СССР) и Кировскую железную дорогу, уничтожить базы Северного флота и завладеть Кольским заливом. Враг двигался по трем направлениям: Мурманск, Кандалакша и Лоухи. Участие в боевых действиях Финляндии носило также практический интерес. По ранее утвержденным планам ей доставался Кольский полуостров, который должен был войти в состав «Великой Финляндии».

Боевые действия

Против объединенных сил врага выступала 14-я армия, личный состав которой составлял 52 тысячи человек, 1150 орудий и минометов, 400 танков. Морские рубежи защищали корабли и авиация Северного флота. Суровый климат Заполярья не способствовал крупным военным операциям, тем не менее 29 июля 1941 года объединенные немецко-финские войска начали наступление. Бои продолжались неделю. Противник так и не смог преодолеть сопротивление советских войск и вынужден был перейти к обороне. Блицкриг на Севере не удался. Позиционные бои растянулись до 1944 года. Непосредственная угроза Мурманску была ликвидирована, но немцы продолжали бить по городу с воздуха и нанесли ему довольно значительный ущерб, но порт, главные ворота страны на севере, продолжал работать.

Разрушенные немецкими бомбардировками жилые кварталы Мурманска


Война на море

Затишье на берегу не снизило накал боевых действий на море. В этот период активизируются поставки военной техники, снаряжения и продовольствия по программе . Только через Мурманск переправили 1,2 миллиона тонн иностранных грузов. Естественно, немцы пытались сорвать поставки, с этой целью в регион были переброшены большие части люфтваффе, кригсмарине и надводных сил. Основную нагрузку по охране конвоев несли корабли британского флота и советский Северный флот, который также вел активные действия по срыву перевозок вражеских грузов. Всего за годы войны Северный флот лишил противника 200 кораблей и вспомогательных судов, свыше 400 транспортов и около 1300 самолетов.

Освобождение Заполярья и Норвегии

К концу 1944 года ситуация в Заполярье заметно изменилась. Советская авиация уже полностью господствовала в воздухе, а Финляндия вышла из войны, и немцам приходилось держать оборону только своими силами.

7 октября 1944 года Красная армия начала войск Карельского фронта и Северного флота. Немцы были выбиты с территории СССР, советские войска перешли границу Норвегии и начали ее освобождение от немецко-фашистских войск. Был освобожден город Киркенес. Норвежский политик Ю. Липпе в те дни писал: «Советская армия пришла в Норвегию не только как военная сила, но и как друг норвежского народа». Во время освобождения страны 2122 советских солдата и офицера пали смертью храбрых. В Осло, Киркенесе, Будё, Эльвенесе и ряде других городов стоят памятники нашим воинам с надписью «Норвегия благодарит вас».

К сожалению, время не только лечит, но и калечит. В эти дни на территории Норвегии проходят учения НАТО «Единый трезубец», в них принимают участие свыше 50 тысяч военнослужащих. Цель одна — защита от России, правопреемницы СССР, который в далеком 1945 году принес мир и спокойствие на эти земли.

Но, несмотря на все эти бряцания оружием, память о мирной миссии советского народа в стране сохраняется, а к памятникам советских солдат-освободителей все так же относятся с большим уважением, в отличие от многих других европейских стран, в том числе и Польши.

Расстановка сИЛ[]

Германия и Финляндия

  • Армия «Норвегия» (15 января 1942 года она была переименована в армию «Лапландия», с июня 1942 года — «20-я горная армия») (командующий Николас фон Фалькенхорст, с 1 июня 1942 года — Эдуард Дитль, с 28 июня 1944 года — Лотар Рандулич) располагалась в районе Петсамо и Северной Финляндии. В неё входили 5 немецких и 2 финские дивизии. Наступление поддерживал 5-й воздушный флот (на мурманском направлении около 160 самолётов)(генерал Ганс-Юрген Штумпф).
  • ВМФ Германии в Северной Норвегии имел на 22 июня 1941 года 5 эсминцев, 3 миноносца, 6 подводных лодок, 1 минный заградитель, 10 сторожевых кораблей, 15 тральщиков, 10 сторожевых катеров (всего 55 единиц). В связи с провалом наступления были переброшены: 1 линкор, 3 тяжёлых и 1 лёгкий крейсер, 2 флотилииэсминцев, 20 подводных лодок, до 500 самолётов. ===СССР===
    • 14-я армия Северного фронта (с 23 августа 1941 Карельского фронта) (командующий Валериан Фролов) располагалась в Мурманской области и Северной Карелии. В составе: 42-й стрелковый корпус (104-я сд, 122-я сд), 14-я сд, 52-я сд, 1 тд.
    • 7-я армия в составе: 54-я сд, 71-я сд, 168-я сд, 237-я сд.
    • 23-я армия в составе 19-й стрелковый корпус (142-я сд, 115-я сд), 50-й стрелковый корпус (43-я сд, 123-я сд), 10-й механизированный корпус (21 тд, 24 тд, 198 мд).
    • Северный флот (СФ)(командующий Арсений Головко) был расположен в Баренцевом и Белом море. В него входили: бригада эскадренных миноносцев двухдивизионного состава, В состав которой входили семь эсминцев (пять — проекта «7» и 2 эсминца типа «Новик»): один корабль находился в капитальном ремонте. Командир бригады капитан 2-го ранга М. Н. Попов, 15 подводных лодок, 2 торпедных катера, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика, 14 малых охотников и 116 самолётов. ==Немецкое наступление (июнь — сентябрь 1941)==

29 июня 1941 года немецкие и финские войска начали наступление, нанося главный удар на мурманском направлении (см.Мурманская операция (1941)) и второстепенные на кандалакшском и лоухском направлениях. Советские войска к 4 июля отошли на рубеж обороны на реку Западная Лица, где немцы были остановлены 52-й стрелковой дивизией и частями морской пехоты. Огромную роль в срыве немецкого наступления на Мурманск сыграл десант в губе Большая Западная Лица (1941). На кандалакшском и лоухском направлениях советские войска остановили продвижение немецко-финских войск, которым не удалось выйти к железной дороге, и они были вынуждены перейти к обороне.

Военные действия в Заполярье возобновились 8 сентября 1941 года. Не добившись успеха на кандалакшском и лоухском направлениях, командование армии «Норвегия» в соответствии с приказом ставки вермахта перенесло главный удар на мурманское направление. Но и здесь наступление усиленного немецкого горнострелкового корпуса провалилось. Северная группа немцев, наступавшая на Полярный, за 9 дней смогла продвинуться всего на 4 км. Южной группе при поддержке авиации удалось к 15 сентября перерезать дорогу Титовка — Мурманск и создать угрозу выхода в район Мурманска. Однако 14-я армия частью своих сил при поддержке авиации и артиллерии Северного флота 17 сентября нанесла контрудар и разгромила 3-ю горнострелковую дивизию, отбросив её остатки за реку Западная Лица. После этого немецкое командование прекратило наступление на Мурманск.

Весной 1942 года обе стороны готовили наступательные действия: немцы с целью захватить Мурманск, советские войска — с целью отбросить противника за линию границы. Первыми перешли в наступление советские войска. В ходе Мурманской операции (1942) и морского десанта в губе Большая Западная Лица добиться решительного успеха не удалось. Но запланированное немецкое наступление также было сорвано и фронт в Заполярье стабилизировался до октября 1944 года. 

Слайд 19Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой отечественной войны»

На семиметровом постаменте возвышается воин в плащ-палатке с

автоматом за плечом. Высота монумента 31,5 метра, вес более 5 тысяч тонн — внутри скульптура полая. Перед монументом расположен подиум «Вечный огонь», выполненный из блоков природного камня черного цвета. Широкая центральная лестница ведет к трибуне для почетных гостей. Выше, рядом с фигурой солдата, покатая трехгранная пирамида. По авторскому замыслу — это приспущенное в знак скорби по павшим воинам боевое знамя. Рядом находится стела из полированного гранита с надписью. Довершая ансамбль, чуть в стороне, два зенитных орудия.
9 мая 1975 года перед монументом состоялось торжественное перезахоронение останков Неизвестного солдата и был зажжён Вечный огонь, перенесённый сюда от памятника 6 батарее.
В октябре 2004 года, в 60-ю годовщину победы советских войск в Заполярье, мемориал дополнила аллея памятных плит городов-героев. Под ними заложены капсулы с землёй из этих городов». Текст на памятнике «Защитникам Заполярья воинам 14-й армии, 19-й армии, Краснознамённого Северного флота, 7-й воздушной армии, пограничных отрядов № 82, 100, партизанских отрядов «Советский Мурман», «Большевик Заполярья», «Полярник», «Сталинец», «Большевик»   

Битва за ленд-лиз

Если боевая активность на побережье Баренцева моря затихла, то борьба за морские коммуникации только разворачивалась. Еще в сентябре 1941 года в Архангельск прибыл первый британский конвой «Дервиш», доставивший разобранные истребители «Харрикейн», каучук, шерсть и ботинки.

Каждый конвой имел свой буквенно-цифровой код, причем буквы были постоянные — до лета 1942 года PQ, позже — JW, по именам британских офицеров, ответственных за конвои. Так как «Дервиш» прибыл до введения этой системы, он считался нулевым — PQ-0.

До конца войны в порты Мурманска, Архангельска и Североморска добрались более 40 конвоев, плюс несколько судов вне караванов. Они доставили почти 40 % всех грузов, полученных СССР от стран-союзников — оружие, автомобили, стратегическое сырье, продовольствие, одежду, медикаменты.

Бомбардировка Мурманска

Арктический путь в СССР, по которому было доставлено чуть меньше половины грузов всего ленд-лиза, был не единственным, но самым близким. Впрочем, как показали дальнейшие события, и самым опасным.

Усилилась и борьба немцев с конвоями. На север, в норвежские базы были переброшены подводные лодки, эскадрильи самолетов и тяжелые надводные корабли, включая самый крупный линкор военно-морского флота Германии — «Тирпиц». Серьезное значение имел географический фактор: с приближением лета светлое время увеличивалось и воздушным разведчикам было легче находить конвои. Каждая операция по проводке приводила к гибели нескольких судов и одного-двух кораблей сопровождения.

Английские ВМС не могли гарантировать конвоям полную защиту. Корабли требовались и на других военных театрах, например в Средиземном море и у самих британских берегов. Английское сопровождение доводило суда до 20 градуса восточной долготы, приблизительно до острова Медвежий, где начиналась ответственность Северного флота. Однако возможности советских ВМФ были ограничены, а британское Адмиралтейство рекомендовало кораблям избегать сражений с превосходящими немецкими надводными силами, в частности с линкором «Тирпиц».

Это и привело к трагедии конвоя PQ-17. Он достаточно успешно оборонялся от атак немецких самолетов и подводных лодок. Но сообщение о том, что «Тирпиц» вышел на перехват, привело к приказу Адмиралтейства: крейсерской группе оставить конвой, эсминцам сопровождения присоединиться к крейсерам, а конвою — рассеяться и идти в советские порты самостоятельно. В результате из 35 судов погибли 22. Их уничтожали только самолеты и подлодки — «Тирпиц» вернулся на базу в Норвегии, не поучаствовав в бою.

Следующий конвой был отправлен только в сентябре и впервые сопровождался авианосцем. В дальнейшем возможности защиты увеличивались, нередко грузы полностью доставлялись в Мурманск и Архангельск, а немцы теряли по несколько подлодок и десятки самолетов в неудачных атаках.

Последний арктический конвой вошел в Кольский залив 20 мая 1945 года

Несмотря на тяжелые потери, морским путем в порты Русского Севера были доставлены сотни тысяч тонн стратегических грузов и, что особенно важно — в 1941 и 1942 годах, когда в них была особая потребность

Северный морской путь тоже стал зоной боевых действий. Немецкие подлодки атаковали отдельные советские суда и небольшие конвои, а в августе 1942 года на СМП вышел тяжелый крейсер «Адмирал Шеер». Его задачей было уничтожение сразу двух конвоев, идущих с востока и запада, в районе пролива Вилькицкого. Но 25 августа «Адмирал Шеер» встретил одинокий ледокол «Александр Сибиряков» — тот перед гибелью успел послать радиограмму о встрече с немецким крейсером. «Адмиралу Шееру» пришлось ограничиться обстрелом порта Диксон и уйти в Норвегию.

3

План «Барбаросса»

Согласно плану «Барбаросса», захват Мурманска и всего Кольского полуострова являлся одной из первоочередных задач немецкого командования. Для ее выполнения была создана армия «Норвегия», укомплектованная немецкими и финскими солдатами, прошедшими специальную подготовку для действий в условиях Крайнего Севера. Главной стратегической задачей противника на этом участке был захват в кратчайшие сроки города Мурманска с его незамерзающим портом, что поставило бы под угрозу существование всего советского Северного Флота. Рейх также привлекали обширные природные ресурсы полуострова, главным образом месторождения никеля, столь необходимого для военной промышленности. С первых дней Войны немецкие самолеты начали массированные авиационные налеты на Мурманск и другие ключевые базы Северного флота. 29 июня 1941 года немецко-финские войска перешли северную границу СССР. Эту дату принято считать началом битвы за Заполярье. В течение трех дней немецкая армия предпринимала попытки захватить Мурманск и уничтожить военные суда Северного Флота. Фашисты подвергли массированным бомбовым ударам погранзаставы, базы военного флота и населенные пункты, расположенные на Кольском полуострове.

Итоги

Попытки контрнаступления советских армий в 1942 году не привели к желаемому результату, но и немецкий план «Северного блицкрига» потерпел полный провал. Благодаря грамотным действиям командования сухопутных сил и Северного флота положение советских войск было менее тяжелым, чем на других фронтах. Сопротивление защитников Заполярья на долгое время сковало значительные силы противника. Гитлеровская Германия не смогла использовать армии, задействованные на Северном фронте, для усиления блокады Ленинграда.

Значительную помощь фронта оказало гражданское население. Несмотря на частые авиаудары, вследствие которых три четверти города были разрушены, жители Мурманска продолжали работать на предприятиях, перешедших на выпуск военной продукции. Рыболовные бригады продолжали вылов рыбы. Поддерживалось железнодорожное сообщение с Большой землей. Продолжала поступать помощь от союзников по ленд-лизу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: