Описание конструкции
Танк «Шерман» выполнен по схеме, более характерной для немецкого танкостроения тех лет: его трансмиссия и отделение управления размещены в передней части корпуса, а моторное отсек – в задней. Между ними расположено боевое отделение с башней кругового вращения, которая находится по центру корпуса. В состав экипажа входило пять человек.
Внутри танк был покрыт подбоем из пенорезины, который защищал экипаж от осколков.
Подобная компоновка повышала высоту боевой машины: конструкторам пришлось размещать в корпусе карданный вал, который шел от двигателя к коробке передач. Увеличивало высоту танка и вертикальное расположение двигателя.
Разные модификации танка мало отличались по своей конструкции, поэтому ниже приводится описание модели М4А2 с дизельным двигателем, которая наиболее массово поставлялась в СССР по ленд-лизу.
В передней части корпуса располагалось отделение управления, в котором размещались рабочие места механика-водителя и его помощника, контрольные приборы и рычаги управления, элементы трансмиссии и курсовой пулемет с боекомплектом.
За ним находилось боевое отделение с вращающейся башней. В нем располагались места командира машины, наводчика и заряжающего, боекомплект орудия, огнетушители и аккумуляторы. В башне было размещено орудие, прицельные приспособления и приборы наблюдения, подъемный механизм пушки, спаренный пулемет и радиостанция. Также в боевом отделении находился механизм поворота башни.
В задней части танка располагалось моторное отделение, которое было отделено от боевого специальной перегородкой.
Корпус танка модификации М4А2 был выполнен из катаных броневых плит, которые соединялись с помощью сварки. Лобовая часть машины представляла собой одну массивную литую деталь, которая была расположена под углом 56° и имела толщину 51 мм. Толщина бортов корпуса составляла 38 мм. Справа в нижней части листа находилась шаровая пулеметная установка. В днище корпуса имелся люк, который использовался для эвакуации экипажа под огнем противника. Над отделением управления находились два посадочных люка со встроенными приборами наблюдения.
«Шерман» имел литую башню с небольшой кормовой нишей, толщина ее лобовой брони составляла 76 мм, борта и корма имели броню в 51 мм, а маска орудия имела бронирование в 89 мм. На крыше башни располагался двустворчатый командирский люк, который использовался для эвакуации всех членов экипажа, находящихся в боевом отделении. На более поздних сериях машины к нему был добавлен еще один люк для заряжающего.
Первоначально основной боезапас танка находился в надгусеничных полках, которые снаружи имели дополнительное бронирование. Однако практика показала, что такое расположение приводило к детонации боекомплекта, поэтому на машинах поздних серий его перенесли на пол боевого отделения, и была использована так называемая мокрая боеукладка: снаряды заливались водой с добавлением этиленгликоля.
Первоначально на танк модификации М4А2 устанавливалась 75-мм пушка М3, а с 1943 года – 76-мм орудие М1А1. С пушкой был спарен пулемет, 12,7-мм зенитный пулемет был смонтирован на крыше башни.
Прицельные приспособления танка состояли из телескопического прицела М55 и перископического прибора М38. Пушка «Шермана» была стабилизирована в вертикальной плоскости.
Силовая установка М4А2 состояла из двух дизелей GM 6046 с шестью цилиндрами каждый. Общая мощность составляла 375 л. с. Емкость топливных баков танка составляла 590 литров.
«Шерман» оснащался 5-скоростной коробкой передач механического типа, крутящийся момент от двигателя передавался на нее с помощью карданного вала.
Ходовая часть танка состояла из шести одинарных опорных катков на каждый из бортов, они были объединены попарно в три тележки, каждая из которых была подвешена на двух пружинах. Кроме того, на каждом борту было по три поддерживающих катка, ведущее переднее колесо и направляющие колеса. В середине 1942 года ходовая часть танков была несколько модернизирована.
На «Шерманах» устанавливались мощные радиостанции.
Фото и видео
Видео-экскурсий по внутреннему устройству Т-34 существует довольно много.
Некоторые из них:
Боекомплект, ремонтный комплект, огнетушители
Схема размещения боекомплекта Т-34
Штатный боекомплект танка Т-34 составлял от 56 до 60 снарядов, в зависимости от их типов. Снаряды размещались в креплениях на стенах кабины, в стеллажной укладке башни и в ящиках над днищем. Под 7,62-мм патроны имелось 30 магазинов, гнёзда для которых также рассредоточены в нескольких местах.
Стеллажные полки под снаряды в башне музейного Т-34-85 пусты. Но в реальном танке они были заполнены целиком, а остальное пространство башни занимали части ремкомплекта
Один из ящиков разнообразного ЗИПа Т-34
4 диска с патронами к спаренному пулемёту и смотровая щель у места заряжающего
Основная часть 7,62 мм патронов размещалась возле носового стрелка-пулемётчика
На этом Т-34 фото показывает один из двух огнетушителей, размещённых по бортам корпуса танка. Ручные огнетушители тех времён были крайне неэффективны, с 1944 года в Т-34 их сменила автоматическая противопожарная система на основе стационарных углекислотных огнетушителей.
Автор статьи:
Роев Олег
«Первая ласточка»
Такими словами у стен Кремля встретил И.В.Сталин новенькие, производившие хорошее впечатление, приземистые и крепко сбитые машины во время их показа высшему руководству СССР 17 марта 1940 года. А уже 31 числа танк встал на производственные линии, стране требовалось как можно больше первоклассных машин.
А-32
Еще в январе 1940 года А-32 превратились в Т-34, броня была увеличена до 45 мм и имела рациональный угол наклона, что повышало ее стойкость, а 45- миллиметровое орудие сменила мощная 76-миллиметровая пушка Л-11, которую чуть позже заменили на Ф-34 (с лучшими характеристиками). Имелась у экипажа и пара пулеметов ДТ.
Новые танки нужно было показать военным в Москве. История перегона первых двух «ласточек» своим ходом из Харькова в Москву вне дорог общего пользования даже легла в основу художественного фильма, который, впрочем, больше похож на вымысел.
Т-34 первых серий с пушкой Л-11
Водители-испытатели Носик и Дюкалов, сидевшие за рычагами двух машин все 750 км пробега, продемонстрировали и неплохую маневренность танка перед военным руководством, также испытания танка шли в Кубинке и даже на остатках противотанковых укреплений поверженной «линии Маннергейма». Лишь одно событие омрачило рождение легенды: от пневмонии скончался М.И. Кошкин, когда уже простуженный сильно промок, помогая вытаскивать застрявший Т-34 на переправе. Его дело развития новой боевой машины продолжил А.А. Морозов – соратник и ученик.
Формирования воздушных армий Фронтовой авиации после 1945 года
После Великой Отечественной войны воздушные армии сохранили своё назначение, сократив количественный состав. При этом дислокация воздушных армий после перехода на штат мирного времени претерпела изменение. Так было принято решение передать воздушные армии в оперативное подчинение военным округам (группам войск).
Воздушная армия | Округ (группа войск) | Наименование армии после 20.02.1949 г. | Наименование армии после 01.04.1980 г. | Наименование армии после 01.05.1988 г. | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
1-я воздушная армия | Белорусский военный округ | 26-я воздушная армия | ВВС Белорусского военного округа | 26-я воздушная армия | |
1-я воздушная армия | Дальневосточный военный округ | 1-я воздушная армия | 1-я воздушная армия | 1-я воздушная армия | сформирована 01.04.1957 |
2-я воздушная армия | Центральная группа войск | 59-я воздушная армия | 09.1955 г. расформирована | ||
3-я воздушная армия | Ленинградский военный округ | в 1946 году часть соединений передана в 15-ю ВА | на базе оставшихся соединений сформирована 1-я воздушная армия дальней авиации | 50-я воздушная армия дальней авиации | 50-я ракетная армия |
4-я воздушная армия | Северная группа войск | 37-я воздушная армия | ВВС Северной группы войск | 4-я воздушная армия | 4-я ВА ВГК ОН4-я армия ВВС и ПВО |
5-я воздушная армия | Одесский военный округ | 48-я воздушная армия5-я воздушная армия | ВВС Одесского военного округа | 5-я воздушная армия | |
6-я воздушная армия | 31 октября 1944 года | переформирована | в управление | ВВС Войска Польского | |
6-я воздушная армия | Туркестанский военный округ | 73-я воздушная армия | ВВС Туркестанского военного округа | 73-я воздушная армия | сформирована в 1946 году |
7-я воздушная армия | Дальняя авиация | 3-я воздушная армия дальней авиации | 65-я воздушная армия дальней авиации | расформирована в середине 1953 года | |
7-я воздушная армия | Бакинский военный округ | 62-я воздушная армия | 20 февраля 1950 года переформирована | 42-я воздушная истребительная армия ПВО | |
8-я воздушная армия | Дальняя авиация | 2-я воздушная армия дальней авиации | 43-я воздушная армия дальней авиации | 43-я ракетная армия | |
9-я воздушная армия | Забайкальско-Амурский военный округ | 54-я воздушная армия | 1 апреля 1957 года | вошла в состав | 1-й Краснознамённой воздушной армии |
10-я воздушная армия | Дальневосточный военный округ | 29-я воздушная армия | 1 апреля 1957 года | вошла в состав | 1-й Краснознамённой воздушной армии |
11-я воздушная армия | 20 декабря 1944 года | преобразована | в 18-й авиационный корпус | ||
11-я воздушная армия | Закавказский военный округ | 34-я воздушная армия | ВВС Закавказского военного округа | 34-я воздушная армия | |
12-я воздушная армия | Забайкальский военный округ | 45-я воздушная армия | ВВС Забайкальского военного округа23-я воздушная армия | ВВС Забайкальского военного округа | 23-я воздушная армия |
13-я воздушная армия | Ленинградский военный округ | 76-я воздушная армия | ВВС Ленинградского военного округа | 76-я воздушная армия | ВВС Ленинградского военного округа76-я воздушная армия |
14-я воздушная армия | Прикарпатский военный округ | 57-я воздушная армия | 14-я воздушная армия | ВВС Прикарпатского военного округа | 14-я воздушная армия |
15-я воздушная армия | Прибалтийский военный округ | 30-я воздушная армия | 15-я воздушная армия | ВВС Прибалтийского военного округа | 15-я воздушная армия |
16-я воздушная армия | Группа советских войск в Германии | 24-я воздушная армия | 16-я воздушная армия | ВВС ГСВГ | 16-я воздушная армия |
17-я воздушная армия | Киевский военный округ | 69-я воздушная армия | ВВС Киевского военного округа | 69-я воздушная армия17-я воздушная армияВВС Киевского военного округа | 17-я воздушная армия |
22-я воздушная армия | Северный военный округ | сформирована в февраля 1952 года | расформирована в августе 1960 года | Управление армии обращено на формирование управления ВВС Приволжского военного округа | |
36-я воздушная армия | Южная группа войск | ВВС Южной группы войск | 36-я воздушная армия | сформирована в апреле 1967 года, расформирована в июле 1991 года | |
49-я воздушная армия | Среднеазиатский военный округ | 49-я воздушная армия | ВВС Среднеазиатского военного округа | 49-я воздушная армия | создана 24 июня 1969 годана базе 73-й ВА, расформирована 01.06.1989. |
Почему Солнце не взрывается?
Звезда живет за счет притяжения — вот почему они большие, огромные. Чтобы сжать звезду, нужна огромная сила притяжения, для того чтобы выделить невероятное количество энергии, достаточного для термоядерного синтеза. Вот в чем секрет звезд, вот почему они светятся.
Синтез в ядре звезды Солнца, каждую секунду генерирует мощность, которой хватило бы на миллиард ядерных бомб. Звезда — это гигантская водородная «бомба».
Почему тогда ей просто не разлететься на куски?
Дело в том, что силы тяжести сжимают внешние слои звезды. Сила тяжести и синтез ведут грандиозную войну, притяжение которых хочет смять звезду и энергия синтеза, которая стремится разнести звезду изнутри, этот конфликт и это равновесие создают звезду.
Этот процесс происходит всю жизнь звезды. В результате создается свет и каждый луч совершает невероятное путешествие, проходя 1080 миллионов километров в час. За одну секунду, луч света может семь раз обогнуть землю, ни что во вселенной не движется так быстро.
Т-34
1 июля 1941 года появилось постановление Государственного Комитета Обороны, в соответствии с которым к производству танков Т-34 привлекался горьковский завод «Красное Сормово» (завод № 112 Наркомсудпрома). При этом заводу разрешили устанавливать на танки авиамотор М-17 – к его выпуску должен был приступить цех авиадвигателей ГАЗа. Решение о производстве Т-34 с бензиновым двигателем было вынужденным и временным и связанным с тем, что к середине 1941 года единственным изготовителем дизелей В-2 оставался харьковский завод № 75. В первые же дни войны поступило распоряжение о развёртывании их производства на ХТЗ. Однако, быстро меняющаяся обстановка на фронте заставила изменить эти планы. Двигательное производство ХТЗ перебазировали на СТЗ, где и начался выпуск дизелей в ноябре 1941 года. Завод № 75 в это время находился «на колёсах» – шла его эвакуация на Урал. Программа выпуска Т-34 на заводе «Красное Сормово» в 1941 году включала 700—750 единиц, но до конца года завод смог изготовить только 173 машины.
Тем временем завод № 183 наращивал выпуск танков. Люди работали в две смены по 11 часов, не покидая цеха даже во время начавшихся бомбёжек города. В июле из ворот завода вышли 225 танков, августе – 250, сентябре – 250, в октябре удалось собрать последние 30 машин. На основании постановления № 667/СГКО от 12 сентября 1941 года Ю. Е. Максарев отдал приказ о немедленной эвакуации завода в глубокий тыл. Первый эшелон покинул Харьков 19 сентября 1941 года и направился на Урал, в Нижний Тагил, на территорию Уральского вагоностроительного завода. На эту же площадку прибыли Московский станкостроительный завод имени С. Орджоникидзе, часть оборудования и сотрудников московских заводов «Красный пролетарий», «Станколит» и др. На основе этих предприятий был образован Уральский танковый завод № 183. Первые 25 танков в Нижнем Тагиле собрали уже в конце декабря из узлов и деталей, привезённых из Харькова.
Осенью 1941 года единственным крупным производителем Т-34 оставался СТЗ. При этом выпуск максимально возможного числа комплектующих постарались развернуть в самом Сталинграде. Броневой прокат поступал с завода «Красный Октябрь», бронекорпуса сваривались на Сталинградской судоверфи (завод № 264), пушки поставлял завод «Баррикады». В городе организовали практически полный цикл производства танка и его деталей. Так же обстояли дела и в Горьком, и в Нижнем Тагиле.
Двигательный завод № 75 прибыл в Челябинск, где влился в состав Челябинского Кировского завода. В ноябре 1941 года из заготовок и деталей, привезённых из Харькова, в Челябинске собрали первые 18 дизелей. В декабре ЧКЗ наладил серийный выпуск дизелей В-2 уже полностью из деталей собственного изготовления и сдал за месяц 155 двигателей. В январе 1942 года выпуск составил 240 дизелей, а к марту 1942 года производство достигло 10 моторов в сутки.
От войны до войны
С началом военных действий стало очевидно, что вести войну силами одной только бронетехники невозможно: без сопровождения пехоты такое наступление обречено на провал, а пехота по определению на сможет развить высокий темп наступления. В итоге основной задачей танков стала огневая поддержка пехоты, уничтожение укреплений противника и его бронетехники. Параметр скорости уже не являлся качеством, а вот броневая защита стала важна, так как должна была выдерживать не только попадания пуль и осколков. Всё это легло в основу концепции среднего танка, в котором все вышеперечисленные показатели были бы сбалансированы.
Советская бронетехника, созданная на базе БТ Кристи, принимала участие в ряде военных конфликтов, в частности, воевала в Испании в 1936-1939 годах. Именно эта кампания выявила ряд принципиальных недостатков машины, с которыми нужно было что-то делать.
К началу военных действий 1941 года на вооружении СССР стоял средний танк Т-28: высокая и потому хорошо заметная на поле боя трёхбашенная машина, не отличавшаяся высокой манёвренностью и хорошей бронёй, зато в меру быстроходная. Буквально в первые же месяцы стало очевидным: танк не соответствует требованиям и армия нуждается в его адекватной замене.
Вооружение танка Т-34
Так как первоначальную пушку Л-11 достаточно быстро сменила Ф-34, остановимся на характеристиках именно Ф-34.
Масса орудия, кг – Около 1700
Боекомплект, сн. – 77
Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, – 662
Начальная скорость полета подкалиберного снаряда, м/с, – 950
Начальная скорость полета Оскол.-Фугас. снаряда, м/с, – 680
Прицельная дальность, м, – 1500
Углы вертикальной наводки, град.: -5° +28°
Бронепробиваемость:
Градусы наклона измеряются по отношению к горизонтальной поверхности.
Бронебойный, На расстоянии 500 м, мм/град. – 84/90°
Бронебойный, На расстоянии 1,5 км, мм/град. – 69/90°
Подкалиберный, На расстоянии 500 м, мм/град. – 100+/90°
Скорострельность, выстр./мин – до 5
Дополнительное вооружение:
Два пулемета ДТ. Один спарен с орудием, второй – курсовой.
Танк Т-34-85: модифицированный Т-34
Танк Т-34-85 был запущен в производство в январе 1944 года. Новые танки отправлялись на все фронты Великой Отечественной войны, участвовали в освобождении Украины, Белоруссии, Польши, Венгрии, Румынии. Т-34-85 участвовал в Берлинской операции, именно этот танк называют «танком Победы».
После окончания Великой Отечественной войны, танк Т-34 новой модификации участвовал в Советско-Японской войне и фактически был основной боевой машиной армии до середины 50-х годов. Он стоял на вооружении вплоть до 1993 года, постепенно его место стали заменять более современные машины.
Что касается других стран, то Т-34 в течение XX века стояли на вооружении более 40 стран. Танки участвовали в Корейской и Вьетнамской войне, в многочисленных вооруженных столкновениях на Ближнем Востоке.
Особенности конструкции Т-34
Разработанный с «нуля», без заимствования идей с машин других государств, танк Т-34 был несколько раз модернизирован. Его первоначальная конструкция от начала создания в 1940 году претерпела множество изменений. Менялось количество боеприпасов, модификация пушки: Л-11, позднее Ф-34 для калибра снаряда 76 мм, для 85-мм калибра Д-5Т, ЗИС-С-53. Неизменным оставался принцип: не бензин, а дизель. В отличие от бензиновых, боевые машины на дизельном ходу не взрывались от попадания в топливные баки.
В конструкции Т-34 использовался дизельный двигатель В-2, способный работать как на солярке, так и на керосине. Снаряды Т-34 были оснащены:
-
стержневой шрапнелью;
-
пулевой шрапнелью;
-
бронебойно-трассирующие;
-
фугасные;
-
осколочно-фугасные дальнобойные;
-
бронепрожигающие;
-
с картечью.
Что касается координации танковых подразделений, то стоит заметить, что не во всех танках ранних версий Т-34 была предусмотрена радиосвязь, а в тех, что была, она часто давала сбои. Командирам танковых подразделений приходилось вылезать из танка и координировать действия с помощью сигнальных флажков. Это было недостаточно эффективным и довольно опасным способом коммуникации в условиях боя. Важным достижением стала установка в 1943 году в транспорте качественных переговорных устройств и радиосвязи.
Экипаж машины состоял из четырех человек: механик-водитель, пулеметчик, наводчик и командир танка. Позже, в модификации Т-34-85, членов экипажа стало 5 – появилось место для заряжающего.
Танк Т-34 называют легендарным. Созданный накануне Великой Отечественной, он во многом определил ход войны, принеся победу стране, его создавшей. И хотя со стороны Советской России после 1945 года он не участвовал в военных конфликтах, его вклад в мировую историю сложно переоценить. А конструкторские идеи танка были использованы для дальнейшего развития военной и гражданской техники.
05.03.2019 10:15
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Творение Михаила Кошкина
Созданием лучшего танка Великой Отечественной мы обязаны Михаилу Ильичу Кошкину, конструктору Харьковского паровозостроительного завода, с декабря 1936 года возглавившего Конструкторское бюро Танкового отдела «Т2». Руководство было передано Кошкину в довольно сложной ситуации: его предшественник был арестован за «вредительство» и в КБ велись следственные мероприятия. Всё это однако не помешало конструктору заняться разработкой нового танка, столь необходимого вооружённым силам.
Первые проекты были предложены уже в 1930-ых годах, но по ряду причин не удовлетворяли требованиям и были отклонены руководством. Конструктора это не остановило и в 1938 году В марте 1938 года был утверждён проект танка под литерой «А». К этому моменту у военного руководства страны возникли сомнения в правильности выбранного типа движителя для танка.
28 апреля 1938 года в Москве состоялось совещание Народного Комиссариата обороны (НКО), на котором Кошкину удалось добиться разрешения на изготовление и испытания двух новых танков — колёсно-гусеничного (как и предполагалось изначальным заданием) и чисто гусеничный. Испытания были проведены в Харькове летом 1939 года. Комиссия заключила, что «по прочности и надёжности опытные танки А-20 и А-32 выше всех выпускаемых ранее… выполнены хорошо и пригодны для эксплуатации в войсках», однако отдать предпочтение одному из них она не смогла.
Большую тактическую подвижность в условиях пересечённой местности во время боёв Советско-финской войны 1939—1940 годов показал гусеничный танк А-32. В короткие сроки была проведена его доработка: утолщёна до 45 мм броня и установлена 76-миллиметровая пушка и другое — так появился Т-34.
Начало серийного производства Т-34 явилось завершающим этапом трёхлетней работы советских танкостроителей по созданию принципиально новой боевой машины. В 1940—1945 годах постоянно наращивался объем выпуска «тридцатьчетвёрок», при этом сокращались трудозатраты и стоимость. Так, за время войны трудоёмкость изготовления одного танка сократилась в 2,4 раза (в том числе бронекорпуса — в 5 раз, дизеля — в 2,5 раза), а стоимость — почти вдвое (с 270 000 руб. в 1941 г. до 142 000 руб. в 1945 г.)
Опытные образцы нового Т-34 были изготовлены и переданы на войсковые испытания 10 февраля 1940 года. Испытания полностью подтвердили их высокие технические и боевые качества, а в начале марта 1940 года Михаил Кошкин решает отправиться из Харькова в Москву «своим ходом» — на танках, чтобы ещё раз проверить и подтвердить ходовые и маневренные характеристики.
В условиях начавшейся весенней распутицы, при сильной изношенности танков предшествующими пробеговыми испытаниями (около 3000 км), начавшийся пробег несколько раз был на грани провала. 17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки были продемонстрированы представителям правительства. Испытания в Подмосковье и на Карельском перешейке завершились успешно. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.
Начало серийного производства Т-34 стало завершающим этапом трёхлетней работы советских конструкторов по созданию принципиально новой боевой машины. В 1940—1945 годах постоянно наращивался объем выпуска «тридцатьчетвёрок», при этом сокращались трудозатраты и стоимость. За всё время войны трудоёмкость изготовления одного танка сократилась в 2,4 раза (в том числе бронекорпуса — в 5 раз, дизеля — в 2,5 раза, а стоимость — почти вдвое (с 270 000 руб. в 1941 г. до 142 000 руб. в 1945 г.)
Созданный под руководство Михаила Кошкина танк стал лучшей броневой машиной своего времени. Гейнц Гудериан, командующий танковыми частями немецкой армии, писал: «Наши противотанковые средства того времени могли успешно действовать против танков Т-34 только при особо благоприятных условиях. Например, наш танк Т-IV со своей короткоствольной 75-мм пушкой имел возможность уничтожить танк Т-34 только с тыльной стороны, поражая его мотор через жалюзи. Для этого требовалось большое искусство«.
Автоматические защитные выключатели: классификация и различия
Помимо устройств защитного отключения, которые не используются по отдельности, есть 3 типа автоматов защиты сети. Они работают с нагрузками разной величины и отличаются между собой по своей конструкции. К ним относятся:
Модульные АВ. Эти устройства монтируются в бытовых сетях, в которых протекают токи незначительной величины. Обычно имеют 1 или 2 полюса и ширину, кратную 1,75 см.
- Литые выключатели. Они предназначены для работы в промышленных сетях, с токами до 1 кА. Выполнены в литом корпусе, из-за чего и получили свое название.
- Воздушные электрические автоматы. Эти устройства могут иметь 3 или 4 полюса и выдерживают силу тока до 6,3 кА. Используются в электрических цепях с установками высокой мощности.