Кошкин михаил ильич

3 декабря 1898 года родился советский конструктор создатель танка Т 34 Михаил Ильич Кошкин Мальчик из кондитерской Михаил родился в семье крестьян в Ярославской губернии Земли не хватало поэтому отец семейства был вынужден заниматься подработкой

Чуть больше года назад в нашу редакцию обратился житель посёлка Новая Ляда Ерванд Нечаев. Воспитанного на советских идеалах, великодушного и до глубины честного, порядочного человека тогда к нам «привела несправедливость».

Фото: Елена Гридчина

Легендарный «отец»

В центре города больше 70 лет назад был установлен мемориальный комплекс «Тамбовский колхозник». На его постаменте возвышается легендарный Т-34, прошедший с боями от Сталинграда до Винницы. Но нигде не упоминался не менее легендарный «отец» танка Михаил Кошкин. Ерванд Нечаев в честь конструктора лично оформил скромную табличку и оставил её рядом с мемориалом, чтобы хоть так выразить благодарность.

Тогда в статье, вышедшей в газете летом 2020 года, мы рассказали эту историю и поддержали собеседника в его искреннем стремлении напомнить тамбовчанам и всем тем, для кого тема Великой Отечественной войны настолько же священна и важна, что главным богатством и наследием страны была и остаётся народная память.

Историей создания танка Ерванд Нечаев увлёкся несколько лет назад. Потому что судьба Т-34 неразрывно связана с войной, а значит, это один из главных символом победы советского народа над фашисткой Германией.

Патриот своей страны

При посещении городских памятных мест у Ерванда Нечаева появилось желание выразить уважение конструктору танка Т-34 Михаилу Кошкину. Решил в юбилейный День Победы возложить цветы к мемориальному комплексу «Тамбовский колхозник», а также оформить табличку с простой, символичной подписью: «Конструктору танка Т-34 Кошкину Михаилу Ильичу от благодарных соотечественников».

Ради памяти народа

После той газетной публикации Ерванд Нечаев решил «отвоевать имя конструктора». Больше года ему потребовалось, чтобы преодолеть все бюрократические преграды, превозмогая возраст и болезни, и добиться её установки. 

В одном из писем, написанных в приёмную президента Владимира Путина по Тамбовской области, говорится: «Обращаюсь к Вам с гражданской инициативой. На перекрёстке улиц Советской и Московской установлен монумент с танком Т-34, на котором увековечен патриотичный поступок колхозников Тамбовской области. Но ни одного слова нет о конструкторе танка Т-34 Кошкине Михаиле Ильиче. Переговоры (речь идёт о различных ведомствах) велись 2 месяца, мне обещали мой вопрос-обращение рассмотреть и решить, сообщить результат. Но со мной никто так и не связался». 

Правда, переговоры на этом не закончились, а его письма продолжали рассматривать ещё долго — до весны 2021 года. Тогда Ерванд Нечаев обратился напрямую к президенту Владимиру Путину — во время пресс-конференции.

Прошлым летом рядом с монументом «Тамбовский колхозник» действительно появилась золотая табличка с длинной, обстоятельной подписью: «Мемориал «Танк «Тамбовский колхозник» был открыт в июле 1949 года. Автор проекта — архитектор В.Г. Самородов. К 70-летию Победы, в 2015 году, произведена реконструкция монумента в соответствии с первой установкой — скульптор В.С. Остриков. На постаменте — в динамичном победном положении известный во всём мире танк Т-34.

Его создатель и первый главный конструктор — начальник конструкторского бюро танкостроения Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна, инженер-конструктор, Герой Социалистического Труда (посмертно, 1990 г.) — Михаил Ильич Кошкин (03.12.1898 — 26.09.1940). В ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 годов конструкция танка постоянно модернизировалась, дополняясь новыми элементами. Пройдя тяжёлый боевой путь, «тридцатьчетвёрка» победно вошла в Берлин. Танк Т-34 стал не только лучшим танком Второй мировой войны, но и символом Великой Победы советского народа над фашизмом».

…Пока жива память — жив и сам человек. Пусть же таких имён — легендарных и малоизвестных — будет на таких золотых табличках как можно больше.

↑ Работа на Харьковском заводе. Создание Т-34

С декабря 1936 года М.Кошкина переводят в Харьковский паровозостроительный завод, где он занимает должность главного конструктора. Именно этот завод выпускал самые массовые танки Красной Армии – БТ-5 и БТ-7. Учитывая то, что в 1937 году НКВД начали массовые репрессии против конструкторов, должность М.Кошкина стала опасной. В случае любой ошибки или неудачи ему грозил расстрел. Однако такие условия способствовали проявлению лучших руководящих качеств М.Кошкина. Он смог заработать авторитет в новом коллективе, и не боялся продвигать свои новаторские идеи.

Именно в 1937 году Михаилу Ильичу поручили разработать танк нового поколения, который бы заменил скоростной БТ-7. Кошкин понимал необходимость придать танку гусеничный ход. В то время все танки были оборудованы колесно-гусеничным движителем. Вместе со своим конструкторским бюро Кошкин спроектировал два танка – А-34, и А-32. Они были первыми прототипами будущего Т-34. В них был использован и первый дизельный двигатель В-2.

Показ новой техники для руководства Кремля был назначен на март 1940 года. К этому времени завершилось создание двух прототипов Т-34, но они не имели достаточного количества пробега, чтобы быть допущенными к показу. Поэтому Михаил Кошкин принял рискованное решение перегнать танки с Харькова в Москву своим ходом. Это был уникальный шанс опробовать новые машины в экстремальных условиях и проверить, были ли правильными технологические решения. Всю ответственность за пробег Кошкин взял лично на себя.

Показ новой разработки стал триумфом Кошкина. Новые танки были быстрыми и изящными, имели высокий уровень защиты. Сталин назвал их «первыми ласточками танковых войск». На обратном пути в Харьков конструктор усугубил простуду, на которую заболеем ещё по пути в Москву. В Харькове Михаил Кошкин долгое время провёл в больнице, но его состояние только ухудшалось. В санатории «Липки» под Харьковом Михаил Кошкин умер. Это произошло 26 сентября 1940 года.

Война и танки

М. И. Кошкин скончался за девять месяцев до начала войны, ему так и не довелось засвидетельствовать триумф своей самой совершенной разработки.

К моменту начала войны Советский Союз располагал 1225 единицами Т-34. Танк хоть и находился в среднем классе, но был оснащен превосходной броней и мощным орудием, что позволяло ему вступать в противостояние с машинами тяжелого класса, такими как немецкие «Тигры» и «Пантеры». Последние были в разы дальнобойнее, но не могли пробить броню «тридцатьчетверки», а он, в свою очередь, хоть и с меньшего расстояния, но уверенно поражал вражескую технику. На тот моменту немцев на вооружении не было танка, который мог бы выдержать прямой удар Т-34.

И это было не единственным его преимуществом. Беспрецедентная маневренность позволяла вести бой в любых, даже самых сложных, условиях. Т-34 проходил там, где, по мнению противника, пройти просто невозможно.

Наша машина превосходила не только немецкие танки, она была лучшей в мире. Даже захватив уцелевшую в бою модель Т-34, немцы не смогли создать его копию, хоть многие идеи и были взяты на вооружение в дальнейших разработках. Можно сказать, что немецкие «Пантеры» и «Тигры» были созданы именно как ответ русскому Т-34.

Этот танк на поле боя вызывал ужас у танкистов врага и восторг у их конструкторов.Мюллер-Гиллебрандт, немецкий генерал-майор, даже говорил о развитии в рядах немецких войск «танкобоязни».

Некоторые элементы конструкции так и остались для них тайной за семью печатями, например, особый способ закалки стали для изготовления танков – сварка под флюсом, разработанная советским академиком Патоном Е. О.

До конца войны Т-34 не сдавал своих лидерских позиций на мировом рынке танкостроения. Технологические особенности и возможности серийного производства привели к тому, что он вошел в историю как самый массовый танк Великой Отечественной войны.

Ленинградский выпускник

Именно здесь выпускник военно-механического отделения ЛМСИ Михаил Кошкин постигал азы конструирования танков. В числе его непосредственных руководителей были легендарные конструкторы танков — такие, как Семен Гинзбург и Николай Барыков. А то, что конструкторское бюро завода № 185 занималось преимущественно средними танками, предопределило и дальнейшее направление его собственных работ.Первый опыт по созданию средних танков Михаил Кошкин, пришедший на должность конструктора, получил, когда КБ вело разработку танка Т-29. Работами по этому направлению руководил еще один легендарный советский танкостроитель — ведущий конструктор КБ профессор Николай Цейц. И хотя построенный в пяти экземплярах экспериментальный средний танк в серию так и не пошел, наработки по нему были использованы в следующем проекте — среднем танке Т-46-5, он же Т-111.Основой для этой бронированной машины послужил легкий танк Т-46, который должен был прийти на смену хорошо зарекомендовавшему себя, но уже не способному противостоять противотанковой артиллерии легкому танку Т-26. Когда по опыту боев в Испании стало очевидно, что поле боя грядущей войны будет принадлежать средним танкам, КБ 185-го завода уже год как вело разработку собственной машины с противоснарядным бронированием. А самое главное — и это был принципиально важный аспект проекта! — без возможности движения только на колесах: Семен Гинзбург и большинство его подчиненных уже оценили бесперспективность идеи колесно-гусеничного танка. Конструкторы хорошо понимали: чисто гусеничная машина отличается гораздо большим запасом модернизации, ее можно оснастить гораздо более толстой броней, а ее конструкция отличается большей технологичностью и простотой.Все эти идеи были заложены в конструкцию Т-46-5 с самого начала работы над ним, в которой участвовал и Михаил Кошкин. Но долго заниматься разработкой нового танка он не смог: в конце 1936 года его, успевшего всего за два года пройти путь от рядового конструктора до заместителя начальника КБ, перебросили на усиление конструкторского бюро Харьковского паровозостроительного завода — основного производителя колесно-гусеничных танков серии БТ. Именно здесь, в Харькове, его и ждал звездный час, тот самый взрыв, эхо которого слышно до сих пор.

Музей на даче

Даже после войны отец ничего не рассказывал про дело своей жизни. Но, когда стало понятно, что он уходит, я пообещала ему написать о танке. «Ты мало знаешь, — отозвался скептически. — А коллеги мои ничего не расскажут». Поэтому первую книгу, вышедшую задолго до создания музея, я предварила словами: «Не подумайте, что это про танк-34. Но и не забудьте про это».

Кому-то кажется: ну что там, написала в 2000-м мэру Лужкову, губернатору области Громову — и музей готов. А у них такая вражда была, что люди рядом со мной беспокоились: что будет, если они вместе приедут? Так они и приехали. И всё сложилось. Потому что не могло не сложиться — на этом месте был рубеж обороны Москвы. Дачу, где я сейчас живу, в своё время получил мой отец. В музее всегда полно народу, проходят реконструкции — приезжают немцы, бегают ребятишки — того и гляди, лестница рухнет.

А вот полюбить танк я не смогла. Он просто стал частью моей жизни. Без любви.

Готовя экспозицию музея, я нашла лишь одну свою фотографию с отцом. Спустя время, ещё одну. Не до снимков ему было. Слишком много работал. Но как я его любила! Это было что-то невозможное! Я потом и мужа нашла похожего — почти такого же высокого. Красивого. Вот уже много лет его нет, а я так больше и не вышла замуж.

  • Как сделать из лего робота машину мини

      

  • Star wars the empire strikes back lego

      

  • Коды на лего юрский период на динозавров

      

  • Как построить из лего войну в лесу

      

  • Lego ninjago shadow of ronin системные требования

От чего умер Михаил Кошкин?

Едва конструктор-испытатель вернулся домой, его поместили в больницу. Диагноз докторов был неутешительным: запущенное воспаление легких. Несомненно, медики бы поставили на ноги талантливого техника, если бы он не позволял себе сбегать из стационара на завод, не выпуская из-под контроля старт «серии». Недуг обострился, на помощь местным врачам спасать практически народного героя прибыли лучшие столичные умы. Кошкин лишился одного легкого и получил направление на курс реабилитации в санаторий. Вот только необратимые последствия, несовместимые с жизнью, в ослабленном и истощенном организме уже начались и позже привели к смерти нашего героя. 

26 сентября 1940 Михаил Кошкин умер. Сколько идей, планов и нереализованных свершений могло бы состояться под его началом! Ведь 41 для большинства – это расцвет жизни.

Его смерть стала невосполнимой потерей для всего государства. И что бы там не говорили злопыхатели, ему удалось создать танк, который уже спустя несколько лет сыграл одну из решающих ролей в победе российского народа над фашизмом. А Гитлер открытым текстом объявил мужчину своим личным врагом — так сильно его боялся. Так что свой бой наш герой все же выиграл.

Официальной причиной смерти Михаила Кошкина была признана осложненная пневмония, с которой медицина не смогла справиться. Конечно, и сам конструктор не щадил себя, поэтому и произошла эта ужасная трагедия.

На похороны Михаила Кошкина собрался весь завод. Многие деятели из числа советского руководства почтили память конструктора своим присутствием, во время траурной панихиды сказали немало теплых слов и поблагодарили гения за подарок армии.

Памятник Михаилу Кошкину

Могила Михаила Кошкина в Харькове была стерта с лица земли в период оккупации.

Один из военных современников позже напишет:

В 1942 Михаилу Ильичу было посмертно присвоена Сталинская премия, а спустя полвека после того, как умер создатель Т-34, он стал Героем Социалистического Труда.

Памятная доска, установленная вместо могилы Михаила Ильича

Партработник из Вятки

Все, что происходит с Михаилом Кошкиным после Гражданской войны, тоже вполне укладывается в понятие «обыкновенная биография в необыкновенное время». Как активный политработник, в 1921 году он попадает на учебу в Коммунистический университет имени Свердлова: советской власти нужны собственные управленческие кадры взамен потерянных в смутное время. Причем кадры идеологически верные: не случайно университет занимал тот же комплекс зданий на Миусской площади в Москве, где потом до самого конца СССР размещалась Высшая партийная школа КПСС.Выпускники университета, как правило, быстро заканчивали работу на производстве и переходили в партийные органы. Так получилось и с Кошкиным: направленный в 1924 году в Вятку заведовать кондитерской фабрикой (надо думать, при распределении учли девятилетний опыт работы партийного агитатора на одном из лучших кондитерских производств России), он уже через год уходит работать заведующим агитационно-пропагандистским отделом в райком компартии. За четыре года Кошкин сделал неплохую партийную карьеру, дойдя до поста завотделом губернского комитета ВКП(б).И тут его судьба сделала очередной неожиданный поворот. К этому времени Михаил Кошкин успел познакомиться с самым, пожалуй, известным в Советской России вятичем — Сергеем Мироновичем Кировым. И, как вспоминает дочь конструктора Елизавета, именно Киров своим личным распоряжением включил Михаила Ильича в число «парттысячников» — коммунистов, мобилизованных на учебу в вузы: стране, начинавшей индустриальный рывок, спешно требовались новые инженерные кадры.Видимо, именно потому, что списки утверждались Кировым, Кошкин попал на учебу в только что открывшийся Ленинградский машиностроительный институт, возникший на базе машиностроительных факультетов Политехнического и Технологического институтов и подчинявшийся непосредственно Наркомату тяжелой промышленности. Любопытно, что Михаил Кошкин был одним из нескольких сотен студентов ЛМСИ, которые провели в стенах этого вуза все время обучения. В 1934 году, когда Михаил Ильич уже получил распределение на бывший Путиловский завод, институт включили в состав Ленинградского индустриального института — воссозданного Политеха.

Харьковский назначенец

…28 декабря 1936 года нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе подписал приказ, которым Михаил Ильич Кошкин назначался начальником танкового конструкторского бюро завода № 183 — бывшего Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна. В самом КБ на новичка, приехавшего в город в первых числах января, смотрели с сомнением. Старый партийный аппаратчик, недавний выпускник вуза, человек, сумевший без потерь пережить аресты и следствие в отношении сразу нескольких своих начальников… Короче, в Харькове Кошкина приняли настороженно. Усугублялось положение и тем, что КБ всерьез лихорадило. Бывший руководитель Афанасий Фирсов, поплатившийся за ненадежность коробки передач нового танка БТ-7, отстранен от должности и работает простым конструктором. Само бюро фактически разделено напополам: пока одни инженеры разрабатывают новые танки, другие днюют и ночуют на производстве, чтобы довести до ума уже принятые на вооружение.Немудрено, что в первую очередь Михаил Кошкин, которого инструктировал и вводил в курс дела сам Фирсов, решает заняться проблемами стоящих на конвейере БТ-7. И довольно скоро ему с помощью ведущего конструктора Александра Морозова и других коллег удается повысить надежность капризной коробки передач БТ. А вскоре находится решение и для проблемы прожорливости быстроходного танка. Под руководством Кошкина вместо отработанного и требующего много топлива бензинового двигателя на БТ-7 заводчане ставят разработанный здесь же «быстроходный дизель» БД-2. Именно он вскоре получит индекс В-2 и станет сердцем будущей «тридцатьчетверки». Его же будут устанавливать на последнюю модификацию быстроходных танков — БТ-7М.Но ни модернизация уже стоящих на вооружении БТ-7, ни проектные работы по созданию очередной колесно-гусеничной модификации БТ-9 не были для Михаила Кошкина по-настоящему увлекательной работой. Прекрасно понимая, что будущее принадлежит танкам исключительно гусеничным, он искал возможность доказать свою точку зрения на деле. И такой шанс представился Михаилу Ильичу и его единомышленникам из КБ-24 осенью 1937 года. Именно в это время Автобронетанковое управление РККА дает харьковчанам задание на разработку нового танка БТ-20. Документ, который предусматривал создание легкого танка с противоснарядным бронированием, 45-миллиметровой пушкой и наклонной броней, был подписан 13 октября 1937 года. Фактически именно с этого дня можно отсчитывать судьбу танка Т-34.

↑ Ранние годы. Служба в армии. Учёба

Михаил Кошкин родился в многодетной крестьянской семье 21 ноября 1898 года. Его отец умер в результате несчастного случая на лесозаготовках, когда мальчику было 7 лет. Поэтому, как только Михаилу исполнилось 14, он отправился искать работу в Москве. Он стал подмастерьем на кондитерской фабрике, и эта профессия пригодилась ему во взрослой жизни. Когда Кошкин достиг призывного возраста, он был призван на службу в царскую армию. Но его служба продлилась недолго, так как в 1917 году началась Октябрьская революция. Она во многом повлияла на жизнь Михаила Кошкина: он вступил в ряды теперь уже Красной армии и сражался с белогвардейцами.

В 1921 году для Михаила началась студенческая жизнь. Его направили в Коммунистический университет им. Свердлова, где готовили руководство для молодой Советской республики. Учёба в университете дала старт его партийной и руководящей роботе, сначала во Вятской губернии. С 1929 года Михаил Кошкин снова начинает учиться, на этот раз в Ленинградском политехническом институте.

Вскоре Кошкина пригласили на Кировский завод опытного машиностроения, где инженеры работали над созданием бронетанковой техники

Из-за политической ситуации, которая сложилась на то время в Европе, танкостроение стало важной оборонной отраслью. На Кировском заводе Михаил Ильич занимал должность заместителя главного конструктора, которая стала пиком его карьеры в Ленинграде

КОМИТЕТ ОБОРОНЫ при СНК Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Принять на вооружение РККА:

Танк Т-32 — гусеничный, с дизель-мотором В-2, изготовленный заводом № 183 Наркомсреднемашпрома, со следующими изменениями:
а) увеличить толщину основных бронелистов до 45 мм;
б) улучшить обзорность из танка;
в) установить на танк Т-32 следующее вооружение:
1) пушку Ф-32 калибра 76 мм, спаренную с пулемётом калибра 7,62 мм;
2) отдельный пулемёт у радиста — калибра 7,62 мм;
3) отдельный пулемёт калибра 7,62 мм;
4) зенитный пулемёт калибра 7,62 мм.
Присвоить указанному танку название Т-34.

Два опытных Т-34 были изготовлены и переданы на войсковые испытания 10 февраля 1940 года, подтвердившие их высокие технические и боевые качества. В начале марта 1940 года Кошкин отправляется с ними из Харькова в Москву «своим ходом». В условиях начавшейся весенней распутицы, при сильной изношенности танков предшествующими пробеговыми испытаниями (около 3000 км), начавшийся пробег несколько раз был на грани провала. 17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки были продемонстрированы представителям правительства. Испытания в Подмосковье и на Карельском перешейке завершились успешно. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.

Сам Кошкин дорого заплатил за этот демонстрационный успех — простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией, но Михаил Ильич продолжал активно руководить доработкой танка, пока не произошло обострение заболевания и не пришлось удалить одно лёгкое. Конструктор скончался 26 сентября 1940 года в санатории «Занки» под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения.

Похоронен в Харькове на Первом городском кладбище (ныне Молодёжный парк), которое в 1941 году уничтожено лётчиками люфтваффе целенаправленной бомбардировкой с целью ликвидации могилы конструктора (Гитлер объявил Кошкина своим личным врагом уже после его смерти). Могила не восстановлена.

Т-34 до сих пор стоит на вооружении более чем десяти стран мира, в том числе нескольких европейских. Последнее массовое применение — в ходе арабо-израильской «войны судного дня» в 1973 году, где применялся обеими сторонами.

И.М.Герасимов

Высказывания о Т-34

«Наиболее замечательный образец наступательного оружия второй мировой войны».

«Исключительно высокие боевые качества. Мы ничего подобного не имели».

Генерал-майор фон Меллентин

«Т-34 показал нашим, привыкшим к победам, танкистам превосходство в вооружении, броне, маневренности».

«Танк Т-34 произвел сенсацию… Русские, создав исключительно удачный и совершенно новый тип танка, совершили большой скачок в области танкостроения… Попытка создать танк по образцу русского Т-34 после его тщательной проверки немецкими конструкторами оказалась неосуществимой».

Генерал Шнейдер

«Этот танк неблагоприятно повлиял на боевой дух германской пехоты».

Генерал Блюментритт

«Очень неприятным сюрпризом было появление советских образцов оружия, превосходящих по своим боевым качествам немецкие, например, танка Т-34, против которого немецкие противотанковые орудия были бессильны».

Генерал Вестфаль

«Когда у противника танки лучше, это — страшно. Ты даешь полный газ, но твой танк слишком медленно набирает скорость. Русские танки такие быстрые, на близком расстоянии они успевают взмахнуть на холм или проскочить болото быстрее, чем ты сможешь успеть развернуть башню. И сквозь шум, вибрацию и грохот ты слышишь удар снаряда в броню. Когда они попадают в наши танки, по большей части раздается глубокий затяжной взрыв, а затем ревущий гул вспыхнувшего бензина, гул, слава богу, такой громкий, что мы не слышим воплей экипажа…»

Немецкий младший офицер-танкист
(Цит. по кн. Д. Орджилла «Т-34. Русские танки». США, 1971.)

В ноябре 1942 года видные конструкторы, промышленники и офицеры управления вооружения приезжали в мою танковую армию для ознакомления с русским танком Т-34. Предложения офицеров-фронтовиков выпускать точно такие же танки, как Т-34, для выправления в наикратчайший срок чрезвычайно неблагоприятного положения германских бронетанковых сил, не встретили у конструкторов никакой поддержки. Конструкторов смущало, между прочим, не отвращение к подражанию, а невозможность выпуска с требуемой быстротой важнейших деталей Т-34, особенно дизельного мотора.

Генерал-полковник Гудериан

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: