Персидский коридор

Персидский коридор для советского союза

Значение ленд-лиза для СССР

Уже после войны, когда социалистический и капиталистический блоки вступили в противостояние друг с другом, не было принято поминать добрым словом союзническую помощь. СССР справился бы своими силами без США и Великобритании, а та техника, которую поставляли из-за рубежа, зачастую была плохого качества или приходила в порты уже в неисправности. Однако в большей степени такая оценка была порождением набиравшей обороты антизападной пропаганды. Даже после войны звучали авторитетные положительные оценки. Ярким примером могут служить слова Георгия Жукова: «Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали. Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью. А сейчас представляют дело так, что у нас всё это было своё в изобилии».

Простые статистические подсчёты показывают, насколько важной оказалась помощь союзников особенно в начальный этап Великой Отечественной войны. В то время, когда почти две трети парка бронетехники оказались уничтожены или выведены из строя, американские и британские танки смогли залатать дыры

По подсчётам исследователей, в конце войны пятая часть бронетехники Красной армии была ленд-лизовской. На отдельных фронтах союзнические танки и БТРы составляли половину от общих сил: такая ситуация, например, была на Кавказе, где часто танки прямо с транспортов шли в бой. Советские военные хорошо отзывались о западной технике. Танкист Владимир Головачёв отмечал различие: «В наших танках всё приходилось делать вручную: и башню поворачивать, и пушку наводить, а в «Шермане» всё электрическое».

Огромное значение имели поставки грузовиков. Во Второй мировой войне важную роль играла мобильность, которая без моторизации откатывалась на десятки лет назад. Около трети автопарка СССР составляли союзнические грузовики, которые не только обеспечивали логистику, но также служили базой для ракетного вооружения. Большинство «Катюш», выпущенных в годы Великой Отечественной войны, использовали в качестве основы шасси «Студебеккера». В самих Соединённых Штатах этому грузовику применения не нашли — но в Советском Союзе он стал символом ленд-лиза. Водители любили его за неприхотливость в обслуживании и надёжность — многие машины, выкупленные у США, использовались в экономике ещё 20 лет, пока советские конструкторы не придумали им достойную замену.


Советские солдаты на «Студебеккере» в Будапеште. (commons.wikimedia.org)

Самолёты тоже сильно повлияли на ситуацию на фронте в первые месяцы войны, когда значительная часть советского авиационного парка оказалась уничтожена. Советские лётчики пересаживались на зарубежные «Харрикейны» и «Спитфайры» и зачастую не хотели возвращаться к советским самолётам.

Ленд-лиз сыграл положительную роль и для союзников. Дело не только в том, что поставки укрепили вооружённые силы СССР и не дали вермахту разгромить Красную армию. Польза от поставок была и чисто экономическая. Советские заказы нагружали военную промышленность Соединённых Штатов, заставляли заводы расширять производство. Во многом благодаря этому, когда в декабре 1941 года американцы вступили во Вторую мировую, они были готовы с экономической точки зрения к противостоянию.

Безвозмездная помощь?

Одно из самых популярных заблуждений, когда под ленд-лизом понимается безвозмездная помощь. Ответ в публичном заявлении Рузвельта: «Помощь русским ‒ это удачно потраченные деньги».

Ленд-лиз – это, по сути своей, инструмент, с помощью которого администрация США решила ряд важнейших внешнеполитических и внутренних задач:

1.      Создавались новые рабочие места в Америке. Если в 1940 г. около 8 млн американцев были безработными, то уже в 1942 году весь незанятый резерв рабочей силы был выбран, и до самой победы занятость была полной.

2.      Влияние на страну-получателя. Американские солдаты, как и обещал Рузвельт, в чужой войне не участвовали, европейцы получали в качестве помощи только оружие.

3.      Выгода для американских монополий – расширение производства, выросшие в 2,5 раза прибыли. Кроме того, десятки млрд долларов получены ими для строительства новых и переоборудования старых предприятий для нужд ленд-лиза.

Часть расходов Штатов была погашена с помощью так называемого «обратного ленд-лиза». Необходимое сырье для производства материалов и вооружений для внешних поставок получено в объеме, равном 20% их общей стоимости. Только Советский Союз отправил в Штаты 32 тыс. т марганцевой и 300 тыс. т хромовой руды, не говоря уже о золоте.

Известен факт потопления 2 мая 1942 г. британского крейсера «Эдинбург», в трюме которого находилось 465 в 5,5 т. Союз ССР расплачивался за поставки вооружения, медикаментов и продовольствия. В качестве платы в Америку «уплывали»: русская пушнина, ценная древесина, красная рыба и черная икра. Союз оплатил даже утонувшие в разгромленном немцами караване РQ-17 124 тыс. т грузов.

Не говоря уже о счете в $ 1,3 млрд, полученном после окончания войны от американской стороны.

Так что о бесплатной помощи говорить не приходится.

Интересная статистика! Сколько в России золота сейчас и было в прошлом.

Этимология

В официальных англоязычных документах периода Персидского коридора слово «Персия» по-прежнему становится взаимозаменяемым. имя Ирана. В переписке правительства Соединенного Королевства использование слова «Персия» вместо «Иран» было выбрано Уинстон Черчилль чтобы избежать путаницы с соседними Ирак.

Свержение шаха

После Германии вторжение в СССР в июне 1941 года Великобритания и Советский Союз стали союзниками. Великобритания и СССР увидели недавно открытый Трансиранская железная дорога как привлекательный маршрут для транспортировки грузов из Персидского залива в Советский Союз. Великобритания и СССР использовали уступки, полученные в ходе предыдущих интервенций, чтобы оказать давление на Иран (и, в случае Великобритании, на Ирак), чтобы он разрешил использовать свою территорию для военных и логистических целей. Рост напряженности в отношениях с Великобританией привел к прогерманским митингам в Тегеране. В августе 1941 г., потому что Реза Шах отказался выслать всех немецких граждан и явно выступил на стороне союзников, Великобритания и СССР вторглись в Иран, арестовали монарха и отправили его в ссылку. Южная Африка, взяв под контроль иранские коммуникации и желанную железную дорогу.

Союзы во время Второй мировой войны и вторжения в нейтральный Иран, 1939-1945 гг.

Реза Шах в изгнании.

Встреча сына Реза-шаха с Ф. Д. Рузвельтом в Тегеранская конференция, 1943

В 1942 году Соединенные Штаты, теперь союзники Великобритании и СССР во Второй мировой войне, направили в Иран военные силы для обслуживания и эксплуатации участков железной дороги. Британские и советские власти допустили крах системы правления Реза-шаха и ограничили взаимодействие конституционного правительства. Они установили сына Резы Шаха, Мохаммад Реза Пехлеви на иранский / персидский трон.

Вскоре новый шах подписал соглашение о полном невоенном логистическом сотрудничестве с Великобританией и Советским Союзом в обмен на полное признание независимости его страны, а также обещание уйти из Ирана в течение шести месяцев после окончания войны (эти заверения позже подтвердились. необходимо в обеспечение независимости своей страны после войны ). В сентябре 1943 года шах пошел дальше и объявил войну Германии. Он подписал Декларация ООН предоставление его стране места в первоначальном Объединенные Нации. Два месяца спустя он провел Тегеранская конференция между Черчиллем, Рузвельтом и Сталиным.

Присутствие такого большого количества иностранных войск в Иране ускорило социальные изменения и вызвало в стране националистические настроения. В 1946 г. Хоссейн Гол-э-Голаб опубликовал националистическую песню Эй Иран; Сообщается, что он был вдохновлен инцидентом во время войны, когда Голаб стал свидетелем американского GI избиение коренного иранца овощной в рыночном споре.

Войско Польское

Через персидский коридор также прошли тысячи бывших польских военнопленных, которые позже сформировали Польскую армию генерала Андерса , отличившуюся в году в Итальянской кампании и в частности в битве при Монте-Кассино (до сих пор помнят в день польских вооруженных сил ). Польские военные, захваченные русскими после нацистско-советского вторжения в Польшу , были освобождены после нападения Германии на Россию с первоначальным намерением заставить их сражаться вместе с Красной Армией на Восточном фронте (с оптимистичным прогнозом их победоносной победы). вернуться в Польшу с востока).

Непреодолимые политические конфликты между Сталиным и польскими руководителями Лондона , взаимное недоверие и, более того, вера поляков в скорый крах СССР привели вместо этого к решению союзных держав весной 1942 года объединить польские части с британскими. армия действовала в Африке , проходя именно через персидский коридор ; Вместе с ними были освобождены тысячи польских мирных жителей, задержанных Советским Союзом.

На католическом кладбище в Тегеране есть большой польский участок.

Польская армия Андерса

Персидский коридор использовался не только в направлении юг-север, но и в направлении север-юг. После немецко-советского нападения на Польшу польские солдаты, задержанные советскими вооруженными силами, содержались в советских трудовых лагерях. Более двух миллионов поляков были изгнаны со своей родины Советским Союзом и депортированы в отдаленные республики Азии. После нападения Германии на Советский Союз поляки стали его союзниками. 30 июля 1941 года премьер — министр Польши Владиславом Сикорским и посол СССР в Великобритании Iwan Майский подписал с Сикорский-Майский соглашения в Лондоне . Соглашение предусматривало установление дипломатических отношений между двумя странами и создание польской армии в Советском Союзе . Согласно соглашению, ими руководил польский генерал и оперативно они находились под советским верховным командованием . Она была названа Армией Андерса в честь ее командира генерала Владислава Андерса , который был захвачен Советским Союзом в 1939 году . К концу 1941 года три дивизии была создана около Бузулука в Оренбургской области , а четвертый после переезда в Ташкент . Поскольку Советский Союз был не в состоянии должным образом оснащать и обслуживать эти подразделения, они были переброшены через Иран на Ближний Восток в марте 1942 года для охраны стратегически важных нефтяных месторождений там по запросу британцев, где они были затем переданы британскому командованию на Ближнем Востоке. были приняты.

Хотя в ходе переговоров о перемирии было согласовано, что размещенные войска не являются оккупационными войсками, советские войска питались «из страны» путем конфискации продуктов питания. С переброской польских войск в Иран и без того напряженное снабжение иранским населением продовольствием ухудшилось. «Из дневников Владислава Андерса узнаешь, в каком невероятно плохом физическом состоянии находились польские волонтеры. Дело в том, что потеря людей, умерших из-за общего недоедания, авитаминоза и инфекционных заболеваний, составила более 3000 человек ». Из-за недоедания, подверженного болезням, население Ирана страдает от эпидемий, вызванных принесенными болезнями.

Польские евреи, бежавшие в Советский Союз, также использовали армию Андерса и ее переезд в Иран, чтобы привезти в Иран членов своих семей и особенно детей. По окончании этой операции 41 тысяча солдат и 74 тысячи мирных жителей смогли покинуть Советский Союз. Под британским командованием армия Андерса была переброшена в Палестину через Ирак . Многие поляки-евреи дезертировали там и сформировали более мелкие подразделения, которые составили основу сегодняшних Сил обороны Израиля (ЦАХАЛ) . Остатки армии Андерса легли в основу формирования 2- го Польского корпуса , который использовался в итальянской кампании с 1944 года .

Открытие Персидского коридора

1941 — 1945 гг.

Трансиранский маршрут, он же Персидский коридор, стал одним из важных путей, по которым в рамках ленд-лиза доставлялись военные грузы из США и Великобритании в СССР.

Военная помощь со стороны США в рамках программы ленд-лиза доставлялась в СССР в основном по двум маршрутам: через Тихий океан и Арктику. Арктические конвои в силу сурового климата были весьма рискованными, да и Тихоокеанский маршрут после нападения японцев на Перл-Харбор также утратил былую безопасность. Союзникам требовался ещё один путь для доставки вооружения, боеприпасов, техники, стратегического сырья и прочих военных грузов.

Правительство Персии во главе с шахом Реза Пехлеви в первые годы войны хоть и поддерживало формальный нейтралитет, но всё же больше склонялось на сторону Германии. В этой связи в августе 1941 года советские и британские войска по взаимной договорённости оккупировали Иран, не оказавший никакого вооружённого сопротивления. Шах отрёкся от престола, который занял его сын Мохаммед Реза Пехлеви. Молодой наследник был всецело за сотрудничество со странами-участниками антигитлеровской коалиции, и в 1943 году даже объявил Германии войну.

Трансиранский маршрут ленд-лиза       

В первые же дни существования Трансиранский маршрут продемонстрировал свою полную несостоятельность. В Иране практически отсутствовали дороги (как автомобильные, так и железнодорожные), а порты были не приспособлены для интенсивного обслуживания большого количества крупных транспортных кораблей. Имеющаяся инфраструктура позволяла перевозить не более 10 000 тонн грузов в месяц, что ставило весь грандиозный план союзников перед серьезной проблемой.

Понимая неэффективность маршрута в его начальном виде, США и Великобритания приняли решение ударными темпами модернизировать транспортную инфраструктуру Ирана. В кратчайшие сроки были частично реконструированы, частично построены с нуля Трансиранское шоссе и железная дорога, два порта и прочие важные объекты.

Результат не заставил себя ждать: уже осенью 1942 года объёмы поставок выросли до 30 000, а весной 43-го – до 100 000 тонн в месяц. Таким образом, по объёмам перевозимого груза Трансиранский маршрут в конечном итоге даже обогнал Арктические конвои.

После доставки грузов в один из Иранских портов они перегружались на автомобильный или железнодорожный транспорт, который вёз их в порты Каспийского моря. Далее за дело брался советский Каспийский флот. Некоторые грузы транспортировались на автомобилях через весь Иран прямиком в советские Азербайджан или Туркмению.

#Великая Отечественная#ленд-лиз

Борьба за коридор — иранский кризис

С капитуляцией Японии 2 сентября 1945 года закончилась Вторая мировая война . В соответствии с Трехсторонним соглашением, в котором говорилось, что союзные и советские войска должны быть выведены через шесть месяцев после окончания боевых действий, союзники начали вывод войск 2 марта 1946 года. Советский Союз объявил, что уйдет из Хорасана , Шахруда и Семнана , но не из Азербайджана . Вместо того, чтобы отступить, их войска двинулись в сторону Тегерана, Турции и Ирака. Тем временем сотни танков были доставлены в Иран с юга Советского Союза для подкрепления. Премьер-министру Каваму , который вел переговоры о выводе советских войск со Сталиным в Москве, было сказано, что советские войска должны оставаться в Иране на неопределенный период времени, что иранское правительство должно признать Азербайджанскую Автономную Республику, провозглашенную в ноябре 1945 года, и что должна быть создана совместная ирано-российская нефтяная компания. в котором России принадлежит 51% акций.

Посол Ирана в Организации Объединенных Наций, учрежденной 24 октября 1945 года (одним из основателей которой был Иран), обратился в Совет Безопасности 20 марта 1946 года. Советские требования были явным нарушением международного права и трехсторонней декларации. Президент США Гарри С. Трумэн обратился напрямую к Сталину и в конечном итоге потребовал вывода всех советских войск из Ирана («Либо вы уходите, либо я войду»). Иранский кризис был в самом разгаре. 24 марта 1946 года Иран и Советский Союз достигли соглашения о выводе советских войск в течение шести недель. Вопрос о признании Азербайджанского Народного Правительства должен быть решен путем прямых переговоров. Создание ирано-советской нефтяной компании, обещанное премьер-министром Кавамом, должно быть одобрено парламентом Ирана.

В ноябре 1946 года, после вывода советских войск, шах, премьер-министр Кавам, генерал Размара и министр обороны Ахмади решили атаковать Азербайджан и положить конец азербайджанскому народному правительству. 6 декабря иранские войска двинулись на Тебрис . 12 декабря народное правительство с несколькими сотнями сторонников бежало через границу в Советский Союз.

После того, как Азербайджан был успешно возвращен, иранский парламент отказался одобрить соглашение, заключенное премьер-министром Кавамом с советским правительством о создании ирано-советской нефтяной компании. Иран при поддержке США достиг всех своих военных и политических целей. «Персидский коридор» снова оказался в руках Ирана после вывода союзных и советских войск.

В отношениях между США и Советским Союзом иранский кризис положил начало холодной войне .

Опасные перегрузки

Технология процесса была довольно простой. Американцы доставляли грузы в порты Персидского залива, здесь их перегружали на железнодорожный или автомобильный транспорт и везли в порты Каспийского моря. Здесь уже подключалась советская Каспийская флотилия. Часть грузов перевозилась на автомобилях, транспорт шел своим ходом через Иран в советские республики Азербайджан или Туркмению. Надо отметить, что доставка грузов через Каспийское море до конца 1942 года была делом довольно опасным. Немецкие самолёты могли долетать до маршрутов транспортировки и доставляли большие неудобства. Гитлеровцы так уверились в своём успехе, что даже назначили своего адмирала командующим флотом Каспийского моря. Правда, после разгрома нацистов под Сталинградом иранский маршрут стал полностью безопасным.

Ещё один пример

Из поставок по ленд-лизу по персидскому коридору особенно надо отметить морское оборудование и автомобили. Только для нужд Красного флота было доставлено свыше 40 тысяч тонн грузов, среди них были автоматические зенитные пушки, пулемёты, зенитные автоматы. За годы войны американцы поставили в СССР 400 тысяч автомобилей, а только по персидскому коридору их поступило 184 тысячи.

И ещё один

Про поставки автомобилей можно было бы сделать целый отдельный рассказ. Американцы – люди предприимчивые и, чтобы оптимизировать процесс, построили в Иране несколько сборочных автомобильных фабрик. Корабли привозили детали, в Иране собирались машины, которые затем отправлялись в воюющий Советский Союз. Маршруты были таковы: Тегеран — Ашхабад, Тегеран — Астара — Баку, Джульфа — Орджоникидзе. Одной из самых востребованных машин стал грузовик «студебеккер». Именно на их шасси до конца войны воевали знаменитые реактивные установки «катюши». 20 тысяч «катюш» на базе надёжных в эксплуатации «студебеккеров» приближали нашу победу.

Трансиранский маршрут был темой и для плакатов

Программа ленд-лиза распространялась на Советский Союз до победы над Японией. 20 сентября 1945 года эти поставки были завершены. Заканчивалась работа и персидского коридора. По предварительным договорённостям, союзники должны были покинуть Иран. Был момент, когда Сталин попробовал оставить за собой часть занятых иранских территорий (южный Азербайджан), но в итоге был вынужден от этих планов отказаться. В мае 1946 года советские солдаты вернулись домой. А созданная союзниками инфраструктура ещё долгое время помогала Ирану развивать экономику.

Возврат долгов

Советский Союз, как и другие страны, получавшие помощь по ленд-лизу, получил предложение вернуть уцелевшую технику, а также погасить образовавшийся долг. Оплате подлежали, прежде всего, гражданские поставки, как то железнодорожный транспорт, пароходы, электростанции, грузовики и т.п., уцелевшие к 2 сентября 1945 года.

Советско-американские переговоры по согласованию суммы затянулись. В книге Н.И. Рыжкова описаны все этапы переговоров:

  1. Не удалось договориться в 1948 г., затем в 1949 г. Не были приняты предложения о снижении платежа до $ 800 млн в 1951 г.
  2. Лишь в 1972 году стороны, наконец, заключили соглашение о порядке погашения долгов. Согласно Большой российской энциклопедии, сумма возмещения составила $ 722 млрд с учетом процентов. Советский Союз гарантировал выплату этой суммы к 2001 году, если его торговле со Штатами будет предоставлен режим наибольшего благоприятствования.
  3. Три платежа на общую сумму $ 48 млн страна осуществила до июля 1973 г. Но с введением дискриминационных мер (поправка Джексона – Вэника) в торговле с Советским Союзом, выплаты прекратились.
  4. К обсуждению долга стороны вернулись только через 17 лет, в июне 1990 г. Сверхдержавы согласились с суммой долга в $ 674 млн и конечным сроком погашения – 2030 год. С распадом Союза долг выплачивает РФ. В 2003 г. он составлял $ 100 млн.

К 2030 году весь долг СССР по ленд-лизу будет выплачен.

Вы знали, что Россия до сих пор возвращает долги за военную помощь?

Да
Нет

Откуда и куда

Как известно, ленд-лиз – это программа США, Великобритании и Канады по оказанию военной помощи своим союзникам во Второй мировой войне, в том числе и Советскому Союзу, боеприпасами, техникой, продовольствием и стратегическим сырьём, включая нефтепродукты. Маршрутов, по которым к нам поступала эта помощь, было несколько. Обычно все вспоминают знаменитые «арктические конвои». Именно о них имеется большое количество исторической и художественной литературы, сняты художественные и документальные фильмы. Но путь морем до Молотовска (ныне Северодвинск) или Мурманска был не единственным маршрутом, по которому в СССР поступала союзническая помощь.

Карта путей Трансиранского маршрут

Был ещё очень эффективный тихоокеанский маршрут, который обеспечивал почти половину поставок по ленд-лизу. До 7 декабря 1941 года (день нападения Японии на Пёрл-Харбор) этот маршрут был относительно безопасным, а вот после этого перевозки осуществляли только советские моряки. Все пути контролировались японцами, наши корабли принудительно досматривались, а иногда просто топились. Маршрут был хорош и тем, что составлял всего 18-20 суток от американского побережья до дальневосточных портов и дальше по Транссибирской магистрали.

Закон США о ленд-лизе

Это произошло 11 марта 1941 года. Франклин Делано Рузвельт, Президент Соединенных Штатов, поставил свою подпись под новым законодательным актом, официальное название которого звучало: An Act to Promote the Defense of the United States». В переводе с английского это означает «О содействии обороне Соединенных Штатов». В мире этот документ известен более как закон о ленд-лизе. Акт этот позволял президенту страны «продавать, передавать право собственности или передавать каким-либо иным способом» правительству любого государства военные товары, если он сочтет защиту этой страны имеющей первостепенное значение для обороны Америки.

Рис. 1. Ф.Д. Рузвельт в момент подписание закона о ленд-лизе

Юридически ленд-лиз – соглашение между США и другим государством, в котором рассчитаны и оговорены интересы обеих сторон: экономические, военные или политические.

Закон устанавливал такие условия:

  1. Материалы, что поставлены по ленд-лизу, а позже использованные, утраченные или уничтоженные, в период военных действий, оплате не подлежат.
  2. Сохранившееся имущество, годное для общегражданских целей, после окончания войны оплачивается в полном объеме или отчасти на основе долгосрочных, кредитов, предоставленных США.
  3. Уцелевшая после войны техника и оборудование возвращаются Штатам, если будет проявлена в том их заинтересованность.

Англичане первыми запросили военную помощь от Штатов на основе оперативного лизинга. Это было в мае 1940 г. Именно для Великобритании был организован ленд-лиз, и в конце лета состоялась сделка. Но позже, в апреле 1941 г., под действие закона попал Китай, а 28 октября 1941 г. ‒ Союз ССР. Поставки осуществлялись строго в соответствии с заключенными соглашениями. Их Штаты подписали десятки.

Н.И. Рыжков в своей книге «Великая отечественная: ленд-лиз» выделяет несколько этапов этого процесса для Союза ССР.

Сначала «пре-ленд-лиз». Он длился с 22.06.1941 по 30.09.1941 и был оплачен золотом. Затем протоколы:

  • № 1 от 02.10.1941 – с 01.10.1941 по 30.06.1942;
  • № 2 от 06.10.1942 – с 01.07.1942 по 30.06.1943;
  • № 3 от 19.10.1943 – с 01.07.1943 по 30.06.1944;
  • № 4 от 17.04.1944 – с 01.07.1944 по 12.05.1945. Имело место продление поставок до окончания войны с Японией, в которую Союз вступил после того, как войны в Европе закончилась. В сентябре 1945 г. Япония капитулировала. И тогда же был положен конец и поставкам по ленд-лизу в Союз ССР.

Великобритания так и осталось главным получателем всесторонней помощи американцев (около 63%). К концу войны снабжались разнообразной продукцией, от оборонной до продовольственной:

  • Австралия;
  • Бельгия;
  • Великобритания;
  • Китай;
  • Нидерланды;
  • Новая Зеландия – всего около 40 стран.

Каким предстает ленд-лиз в цифрах? Порядка $ 50,1 млрд (в рублевом исчислении 57 869 млрд) было поставлено Штатами по этой программе помощи.

Таблица 1. Поставки из США по программе ленд-лиза, $ млрд

В ценах 1941-45 гг. С учетом инфляции в ценах 2018 года (оценка) В пересчете по курсу $ на 06.2019, млрд руб.
В Великобританию 31,4 532,2 34 153,2
В Союз ССР 11,3 191,5 12 290,8
Во Францию 3,2 54,2 3 480,5
В Китай 1,6 27,1 1 740,3

Справочно. Уровень инфляции $ с декабря 1940 по декабрь 2018 годов составляет 1694,52% (Статбюро США).

Правда, до места доходили не все штатовские поставки. Многие транспорты были уничтожены германским военно-морским флотом при морских переходах. Согласно изданию «Конвои союзные в СССР в 1941–45», из 17,5 млн т грузов лишь 16,6 млн доставлены к месту назначения.

Значение ленд-лиза

Ленд-лиз, вместе с нарастающей помощью Англии в битве за Атлантику, стал критическим фактором, который вовлёк США в войну на европейском фронте. Гитлер, объявляя войну США 11 декабря 1941 года, упомянул эти факторы как ключевые во время принятия решения вступить в войну.

Надо отметить, что после тяжёлого начала войны и с появлением необходимости выиграть время для перебазирования военной промышленности вглубь СССР ленд-лиз сначала преимущественно был в виде поставок военной техники и оборудования – самолётов, бронетехники, судов, автомобилей, миллионов тонн авиационного топлива, снарядов для орудий, патронов, автомобильных покрышек, запчастей для автомобилей, танков, самолётов тому подобного. С 1943 года, когда промышленность развернулась на новых базах в полной мере, но были исчерпаны продрезервы, а руководство стран-союзников перестало сомневаться в способностях СССР вести долговременную войну, в СССР начали ввозить промышленное оборудование, стратегические материалы и продукты.

Ограничения в поставках вооружения касались поставок тяжёлых бомбардировщиков. Союзники уклонялись от поставок четырёхмоторных бомбардировщиков со значительной бомбовой нагрузкой и большим радиусом действия. Очевидно, союзники видели в доступе СССР к такому вооружению угрозу в послевоенное время. Без сомнения, это работало против достижения скорой победы над Германией. Советский Союз имел ограниченные силы дальней бомбардировочной авиации и не мог восполнять потери. Также носили секретный характер исследования по созданию атомного оружия.

За исключением меньших встречных поставок, ввиду того, что потерянные поставки не подлежали возмещению, ленд-лиз был в итоге оплачен получателями в малых долях и с большой отсрочкой

Однако не следует недооценивать важность «ответного ленд-лиза». Например, ценным для США оказалось решение СССР дать доступ союзнику к технологии производства пороха для системы залпового огня

СССР имел значительное преимущество в разработке этого вида оружия. Хотя решение о передаче технологии производства порохов для СЗО было для СССР вынужденным, оно позволило наладить производство порохов в США. Таким образом США сумели разрешить важную задачу быстрого обеспечения армии этим оружием, имевшим в условиях Второй мировой войны огромное значение.

Маршруты поставок ленд-лиза

На три основных пути транспортировки грузов в Советский Союз пришлось 93,5% общих поставок, по материалам книги Н.И. Рыжкова. Кстати, ни один из них не был совершенно безопасным:

  1. Арктические конвои были самыми короткими, но и самыми опасными: от восточного побережья Америки до советского Мурманска почти две недели по воде, а там – по железной дороге в центральную часть страны. На морском дне осталось почти 15% грузов.
  2. Тихоокеанский маршрут был не так опасен. Он обеспечил порядка 50% поставок. Торгово-транспортные суда шли под советским флагом. В незамерзающих проливах хозяйничала Япония. Тем из судов, которые сумели избежать потопления, приходилось проходить через принудительные досмотры.
  3. Трансиранский маршрут заработал с ноября 1941 г. Транспортная система Ирана (порты в Персидском заливе и Трансиранская железная дорога) подверглась масштабной модернизации после того, как в августе 1941 г. союзниками (СССР и Великобританией) Иран был оккупирован. Это позволило значительно увеличить объемы ежемесячных поставок с 80-90 тыс. т в мае 1942 г. до 200 тыс. во второй половине 1943 г.

Рис. 6. Маршруты поставок по ленд-лизу

Функционировали и воздушные маршруты. Самолеты из Штатов в Союз ССР летели:

  • через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив;
  • через Аляску, Чукотку и Сибирь.

Таблица 5. Маршруты и объемы поставок в СССР по ленд-лизу

Направление Млн т % к итогу
Дальний Восток (через Владивосток) 8,2 47,1
Персидский залив (через Иран) 4,2 23,8
Северная Россия (через Мурманск)  4,0 22,7
Советский Север 0,7 3,9
Советская Арктика 0,5 2,5

Ленд-лиз для Союза ССР

Первые грузы были отправлены в Советский Союз зимой 1941–42 гг. До места назначения они добрались очень поздно. К тому же, первая заявка от 30 июня 1941 г. оказалась удовлетворенной лишь на 0,5%. Об экспорте оружия речь пока не шла.

В июле 1941 г. экспортные поставки в страну из США оценивались всего в $ 6,5 млн ($ 110,2 или 7 069,9 млн руб. в ценах 2019 г.), к 1 октября было поставлено продукции на $ 30 млн ($ 508,5 или 32 630,445 млн руб. в новых ценах). До конца года сумма поставок составила $ 545 тыс. ($ 9 237,8 или 592 786,4 тыс. руб.). Это 0,075% от стоимости товаров, направленных странам антигитлеровской коалиции.

Рис. 2. Автомобили ленд-лиза на советской территории

За один лишь 1941 г. Советскому Союзу от Штатов и Великобритании было передано:

  • самолетов – 750,
  • танков – 501;
  • зенитных орудий – 8.

Интересная статистика! Сколько в России танков сейчас и было в прошлом.

Рис. 3. Погрузка пехотного танка «Матильда» по ленд-лизу

За первые два года войны, 1941 и 1942, из Соединенных Штатов поступило всего 7% грузов. Затем был 5-месячный перерыв, когда никаких поставок не было вообще. Объяснение этому в словах будущего президента США:

«Если мы увидим, что Германия побеждает, мы должны помогать России, а если верх будет одерживать Россия, мы должны помогать Германии, и пусть они, таким образом, убивают друг друга как можно больше» (Г. Трумэн).

Таблица 2. Оружие, поступившее в Советский Союз по ленд-лизу в 1941-1945 гг., в сравнении и объемами отечественного производства, тыс. штук

Произведено, млн шт. Поставлено, тыс. шт. Поставки в % к производству
Самолеты 0,14 18,7 13,6
Танки и САУ 0,1 10,8 10,3
Пулеметы и пистолеты 6,2 105,4 0,2
Орудия и минометы 0,8 6,9 0,8
Мины и снаряды 0,8 17,4 0,2

Кроме того, тот же источник сообщает о поставленных в Союз ССР:

  • 345,7 тыс. т взрывчатых веществ;
  • 31,9 – динамита;
  • 903 – детонаторов;
  • 123,2 – тротила;
  • 127 – пороха;
  • 107,7 – толуола;
  • 842 – химикатов.

Поступили в СССР от компаний Штатов, Канады и Великобритании порядка 50 моделей автомобилей общим количеством 312,6 тыс. штук. Самым популярных среди них стал грузовик «студебеккер». Их было получено почти 100 тыс. В Красной Армии они, да еще «джипы» составляли к 1944 г. 70% парка, чем обеспечивали ее мобильность.

Функционал «студебеккеров» этим не ограничивался. На 20 тыс. этих ленд-лизовских автомобилей были установлены знаменитые «катюши», «ЗИС-6» для этих целей использовалось всего 600 шт.

Это интересно! Как менялось в России количество грузовых автомобилей.

В номенклатуре поставок были и другие позиции, объем помощи союзников по которым был сопоставим с объемом отечественного производства, иногда даже в разы превышал его.

Таблица 3. Поставки отдельных видов промышленной продукции в сравнении с союзным производством в 1941-1945 гг.

Произведено Поставлено Поставки в % к производству
Медь, тыс. т 534 404 76
Кобальт, т 340 470 138
Алюминий, тыс. т 283 301 106
Олово, тыс. т 13 29 223
Сахар, тыс. т 995 658 66
Жиры животные, тыс. т 565 602 107
Консервы мясные, млн банок 433 2077 480

Рис. 4. Раздача продуктовых наборов, полученных в порядке помощи из Штатов

Из Штатов и Канады в СССР по ленд-лизу поставлялся практически весь ассортимент продовольственных товаров.

Таблица 4. Продовольственные поставки по программе ленд-лиза

Продукты Производство в СССР Поставки в СССР Поставки в % к отечественному производству
Мука, млн т 61,5 0,51 0,8
Крупы, млн т 3,9 0,14 3,6
Макароны, тыс. т 949,5 0,16
Растительное масло, тыс. т 1194,5 347, 54 29,0
подсолнечное х 327,6 х
льняное х 16,9 х
хлопковое х 0,27 х
кукурузное х 0,99 х
оливковое х 0,16 х
соевое х 1,6 х
Маргарин, тыс. т 172 40,65 23,6
Мясо (все виды), тыс. т 2797,5 785,4 28,1
Рыба и консервы из нее, т 4608 0,13 0,0
Сахар, тыс. т 970 483,9 49,9
Шоколад, тыс. т 307
Концентрированные супы и мясные концентраты, тыс. т 6,5
Молоко, тыс. т
сухое 48
консервированное 17,5
Яичный порошок, тыс. т 69

Основная часть поставок по ленд-лизу пришлась на годы завершения коренного перелома в Великой Отечественной войне, 1943–1944 гг. Тогда же произошли изменения в составе грузов и вооружения, они уступили промышленному и медицинскому оборудованию, транспортным средствам и продовольствию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: