Праздник русской матрешки дата

Матрёшка покоряет мир

Матрёшка же вписалась в эту атмосферу просто идеально. Она напоминала игрушки, которые создавали много столетий тому назад. При этом игрушка сохраняла новизну и для многих была удивительной диковинкой, прежде невиданной. Во многих домах стали появляться большие и маленькие коллекции, связанные с народным творчеством. Нередко в них матрёшки занимали самые почётные места.

Но если популярность матрёшек в России была вполне понятна, то как же этим деревянным игрушкам удалось покорить страны, находящиеся далеко от нашей родины? А здесь тоже сыграла свою роль мода. Именно тогда в Париже прошли «Русские сезоны» Сергея Дягилева.

С той поры мода на всё русское охватила европейские страны. Любительницы украшений старались найти нечто, напоминающее скифские узоры; ценительницы туалетов старались наряжаться в платья, подобные русским сарафанам; стали модны тиары-«кокошники». Конечно, матрёшки оказались не менее популярны, чем другие колоритные русские вещицы.

Матрёшка, расписанная Сергеем Васильевичем Малютиным, «Девочка с петухом», 1900 год regnum.ru

С 1909 года русская матрёшка стала постоянным «гостем» Берлинской выставки изделий кустарного искусства. Эти удивительные игрушки стали продавать в приморских городах Греции, Турции, Ближнего Востока.

Не перестали быть популярными матрёшки и в советское время. Теперь их изготавливали целыми партиями на заводах, а маленькие куклы, которые вкладывались друг в друга, имелись практически у каждого ребёнка. Во времена перестройки мастера стали исхищряться, стараясь придать матрёшкам новые формы. Так, например, появились изделия в виде политиков, героев американских комиксов и даже весьма вульгарных героев поп-культуры.

После перестройки появились матрёшки в виде политиков / wp-s.ru

Несмотря на все перемены, которые коснулись внешности матрёшек, самыми популярными остаются те самые, «исконные». Деревянные куколки с розовыми щеками и пышными фигурами, напоминающие русскую барыню в расписном сарафане, по-прежнему нравятся и маленьким, и взрослым. И в наши дни немало коллекционеров, которые гордятся своими коллекциями матрёшек из самых разных времён.

На обложке: Русская матрёшка / polinka.top

Большие мраморные резные фигурки

Французская комиссия

В 1888 году французское правительство заказало первую крупномасштабную мраморную версию

Поцелуй

от Родена в 1889 году

Всемирной выставке

, но она была общедоступна в первый раз в

Салон — де — ла Société Nationale изящных искусств

в 1898. Это было настолько популярный, что компания

Barbedienne

предложила Родины контракт на производство ограниченного числа мелких экземпляров в бронзе. В 1900 году статуя была перенесена в Музей дю Люксембург , прежде чем принимать его текущее местоположение, в музее Родена в 1918 году.

Комиссия Уоррена

В 1900 году Роден сделал копию для Эдварда Перри Уоррен , эксцентричный американский коллекционер, который жил в Льюисе в Сассекс , Англия , со своей коллекцией греческих древностей и его возлюбленной Джона Маршалла. После просмотра

Поцелуй

в Салон — де — Париж, художник Ротенштейн рекомендовал его Уоррен в качестве возможной покупки, но

Поцелуй

был заказан французским правительством и не был доступен для продажи. На его месте, Родины предложили сделать копию и Уоррен предложил половину своей первоначальной цены (10000 франков, вместо 20000), но Родно не снизят цену. Договор комиссии включено, что «гениталии человека должны быть полными.» В предыдущем письме разъяснено, что «будучи язычником и любитель древностей», Уоррен надеялся, что гениталии мужчины будут скульптурные видное место в классической греческой традиции , а не скромно скрыты.

Когда скульптура прибыл в Льюисе в 1904 году Уоррен поместил его в конюшне в задней части своего дома, Льюисе дома, на школе — Хилл, где он оставался в течение десяти лет. Неизвестно, было ли выбрано это место из — за большой размер скульптуры или потому, что он не оправдал ожидания Уоррена. В 1914 году скульптура был отдан в аренду в Льюисе городского совета и выставили на всеобщее обозрение в Ратуше. Ряд пуританских

местных жителей

, во главе с директрисой мисс Фаулером-Таттом, возражал против эротического характера скульптуры. Они были особенно обеспокоены тем, что она могла бы поощрять пыл

большого числа

солдат, расквартированные в городе в то время, и успешно провели кампанию, чтобы иметь скульптуру завернута и экранированные из поля зрения общественности. Он был возвращен к месту жительства Уоррена в Льюисе доме в 1917 году, где он оставался хранящегося в стабильной в течение 12 лет, вплоть до смерти Уоррена в 1928. выгодоприобретателя воли Уоррен, Г. Asa Томас, поставил скульптуру на продажу с Gorringes, местные аукционистам, но он не выполнил его резервной цены и был снят с продажи. Через несколько лет он был отдан в аренду в галерее Тейт в Лондоне . В 1955 году Тейт купил скульптуру для нации стоимостью £ 7500. В 1999 году в период с 5 июня по 30 октября,

Поцелуй

ненадолго вернулся в Льюисе в рамках выставки произведений Родена. Его регулярное дом теперь Tate Modern — однако, в сентябре 2007 года работа была передана в Тейт Ливерпуль, Альберт Док , где предполагается почётное место на время празднования окружающих как 8 — е столетие этого города и столицы Европы Ливерпуля культуры статус в 2008 году был на правах аренды в Auckland Art Gallery Toi O Тамаки в Окленде,

Новая Зеландия

до 16 июля 2017.

комиссия Якобсена

Третья копия была введена в эксплуатацию в 1900 году Карл Якобсен за его проектируемого музея в Копенгагене , Дания . Копия была сделана в 1903 году и стал частью первоначальной коллекции Ny Carlsberg Glyptotek , который был открыт в 1906 году.

Другие версии

Три большие версии мрамора были выставлены вместе в музее Орсэ в 1995 году Четвертый экземпляр, около 182,9 сантиметров (72,0 дюйма) в высоту — по сравнению с 181,5 см (71,5 дюйма) для копии в Париже — была сделана после смерти Родена скульптора Анри Леоном Greber для музея Родена в Филадельфии . Гипсе можно найти в Museo Nacional де изящных искусств в Буэнос — Айресе.

А

большое количество

бронзовых отливок были сделаны из

Поцелуя

. Как сообщает Musée Rodin , что литейный Barbedienne в одиночку производства 319. Согласно французскому законодательству, опубликованному в 1978 году, только первые двенадцать можно назвать оригинальные издания.

Всемирная выставка в Париже

Первая Всемирная выставка-ярмарка ХХ века проходила в Париже с 15 апреля по 12 ноября 1900 года и пользовалась колоссальным успехом. За семь месяцев её посетило свыше 50 миллионов человек. Впервые 35 государств устроили свои национальные павильоны.

Всемирная парижская выставка 1900-го года, русский павильон

В каждом было сосредоточено то, что характеризует страну, собраны лучшие достижения в области науки, техники и искусства.

Специально к выставке в Париже открылась первая линия парижского метро, во время выставки работала троллейбусная сеть и электрическая железная дорога. Частью выставки стали Вторые Олимпийские игры.

Центральным павильоном оказался построенный по проекту Мельцера павильон русских окраин, повторяющий архитектуру Московского и Казанского Кремлей. В центре Palais de I Asie Russe была построена деревня с русскими промыслами. Деревню населили типичными крестьянами, ремесленниками, казаками и музыкантами, включая знаменитого Андреева с его оркестром балалаек, к которому иногда присоединялся Шаляпин. Возле Эйфелевой башни разместился алкогольный павильон, где действовала установка по ректификации спирта и продавались сувенирные бутылочки с русской водкой.

Схема парижской выставки, 1900 год

Интересно, что мысль о создании детского городка развлечений «Диснейленд» родилась в середине XX века после того, как Диснею попал в руки альбом «Парижская всемирная выставка 1900 года».

Однако, для всех экспонатов места все равно не хватило, и были построены дополнительные павильоны.

Пасхальное яйцо «Сибирский поезд» от Фаберже.

“Мы находимся под влиянием чувства удивления и восхищения, испытанного нами при посещении русского отдела. В течение немногих лет русская промышленность и торговля приняли такое развитие, которое поражает всех тех, кто имеет возможность составить себе понятие о пути, пройденном в столь короткий срок. Развитие это до такой степени крупное, что наводит на множество размышлений”, – писала французская газета “Liberte”.

Мы взяли даже первые места за парфюмерию и вино!

Игры с матрешкой

Среди современных игрушек матрешка отличается тем, что способна сама активизировать игру. Расписная кукла почти всегда вызывает у ребенка эмоциональный отклик. Становится интересно посмотреть, какая куколка следующая, сколько фигурок внутри спрятано, и каких? Попутно происходит процесс развития.

Матрешка:

Учит сравнивать фигуры по высоте, размеру, рисунку, объему.
Развивает мелкую моторику рук.
Тренирует мышление, внимание, память и логику.

Детям нравится рассматривать узоры, замечать сходства и различия разных матрешек, создавать похожие куклы собственноручно. Через изучение особенностей игрушки постепенно приходит понимание традиций русского народа.

Примеры игр для детей разного возраста

Матрешка интересна детям разных возрастов. С ней можно играть начиная с 1,5-2 лет. В этом возрасте на первый план выходит сенсорное развитие. Детям нравится трогать разные предметы, сортировать их, разбирать и собирать.

  • «Разбери и собери матрешку». Родитель показывает, как разбирается игрушка. Малыш должен повторить. Когда кукла полностью разобрана, взрослый и ребенок сообща ее собирают.
  • «Расставь от маленькой до большой». Родитель выстраивает куклы в хаотичном порядке, и просит малыша выстроить их в ряд по росту.

Детям младшего дошкольного возраста интересно проявлять смекалку и играть в ролевые игры.

  • «Угадай по описанию». Перед детьми располагают 4-5 кукол. Ведущий описывает одну из них. Кто первый угадает куклу, тот и победил.
  • «Чего не хватает?». Матрешка разбирается, и куколки выстраиваются в ряд. Дети по очереди описывают кукол, а потом отворачиваются. Ведущий прячет одну куклу. Нужно описать, какой фигурки не хватает.
  • «Матрешки-хозяюшки». Ведущий кратко рассказывает историю матрешки, делая акцент на том, что она олицетворяет мать и настоящую хозяйку. После этого детям дают по куколке. Нужно описать, какая она хозяюшка, что делает по дому.

Детям 5-6 лет можно предложить следующие игры:

  • «Наряди барышню». Детям выдаются листки бумаги в форме матрешки с нарисованной головой. Нужно придумать и нарисовать наряд (выполнить аппликацию).
  • «Где спрятано?». Ведущий кладет самую маленькую куколку в одну из 8-10 матрешек. Затем он говорит, где ее спрятал: «5 кукла слева» или «2 кукла справа». Кто первый находит куколку, становится ведущим.

В возрасте 7-8 лет актуальны математические игры:

  • «Найди пару». Ведущий подготавливает карточки в виде матрешек. Вместо росписи на фартуке пишутся примеры (на сложение, вычитание, умножение). Отдельно изготавливаются карточки с ответами. Нужно правильно подобрать пары карточек.
  • «Семеновская матрешка». Дети слушают рассказ и смотрят презентацию на тему. После этого они рисуют куклу на бумаге и выполняют характерную роспись красками.

Примечания[править | править код]

  1. Летопись жизни и деятельности Д. И. Менделеева. Л.: Наука. 1984
  2. Никитин Ю. А. Архитектура выставочных павильонов России на всемирных выставках XIX — начала XX в. // Архитектурное наследство. — Вып. 61. — С. 225—239.
  3. ↑ . Дата обращения: 20 ноября 2008.
  4. Дата обращения: 16 февраля 2011.
  5. . Дата обращения: 16 февраля 2011.
  6. . Недвижимость РИА Новости (20190416T1248). Дата обращения: 26 января 2021.
  7. Пересада А.И. Балалаечных дел мастер. — Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1983. — С. 24—26. — 56 с.
  8. Françoise Launay, «The Great Paris Exhibition Telescope of 1900», Journal for the History of Astronomy, 38 (2007), 459—475
  9. Махровский О. В. . История развития электросвязи. Виртуальный компьютерный музей (14 ноября 2010). Дата обращения: 6 июля 2019.
  10. La construction
    moderne, 6 octobre 1900.
  11. Дата обращения: 6 июля 2021.

Дарума и Семь богов счастья

По всей вероятности, загадочное «Фукурума» появилось при смешении имени Фукурокудзю с названием японской традиционной куклы-неваляшки – Дарума. В некоторых источниках «Фукурума» и «Дарума» описываются как один и тот же идол, но на самом деле они даже не «близкие родственники».
Дело в том, что кукла Дарума – это воплощение основателя дзен-буддизма Бодидхармы. Куклу делают из бумаги, папье-маше, реже – дерева и используют в новогоднем ритуале загадывания желаний. Если загаданное не сбывается, идола сжигают. Казалось бы, деревянная кукла – уже ближе к нашей матрешке, но и в этом случае влияние японской культуры на русских мастеров надуманно. Игрушка Дарума имеет шарообразную форму и не открывается.

Что же касается Фукурокудзю, то это божество синтоистское. Более того: позаимствованное, согласно Накорчевскому, из Китая (в отличие от индийского Бодидхармы). С матрешкой его сближает разве что тот факт, что фигурка тоже выпускается, так сказать, «в комплекте» с еще шестью идолами.
Речь идет об изображении синтоистских Семи богов счастья – Ситифукудзин. Это слово, кстати, тоже часто можно увидеть в связке с упоминанием о происхождении русской матрешки. Даже на сайте министерства культуры Подмосковья можно прочитать, что «свою родословную русская матрешка ведет от японской токарной деревянной разъемной семиместной фигурки Ситифукудзин».

Однако даже примитивный поиск по слову «Ситифукудзин» покажет, что Семь богов счастья чаще всего воплощаются в виде фигурок нэцкэ, сделанных из кости. Разумеется, они вовсе не «разъемные». И уж тем более фигурки Семи богов никогда не помещались одна в другую – ведь это означало бы определенную иерархию, которой в синтоисткой «семерке» нет.

Факты, раскрывающие русское происхождение матрёшки

В расследовании, которое состоит из 8 частей, Игорь Блюм среди других источников ссылается на Гэнки Нуматы, исследователя японских народных промыслов. Тот в свою очередь утверждает, что в Японии нет ни божества, ни мудреца Фукурумы – куклы, которая якобы была прототипом матрёшки.

«Фукурума упоминается только в русскоязычном сегменте интернета и только в паре с матрёшкой, – говорит Игорь Блюм. – Касательно художника, расписавшего первую матрёшку. Нет ни одного доказательства причастности Сергея Малютина к матрёшке. Как известно из источников, он постоянно пополнял и бережно хранил свой архив этюдов, эскизов. Однако в архивах нет ни одного упоминания о матрёшке. При этом сам художник также не говорил, что является автором игрушки. Я связался с его внуком, который утверждает, что дед придумал матрёшку. Никаких доказательств мне предоставить не смогли».

Исходя из полученных сведений, Игорь Блюм уверен, что настоящим автором русской матрёшки является токарь Василий Звёздочкин. Игрушка впервые появилась в мастерской «Детское воспитание», которая находилась в центре Москвы по адресу Леонтьевский переулок, 7.

На сайте «История матрёшки» приводится отрывок зафиксированного высказывания Звёздочкина про матрёшку.

«Увидел как-то в журнале подходящую чурку и по её образцу выточил фигурку, которая имела смехотворный вид, напоминала, как будто монашенку и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате, – вспоминал Звёздочкин. – Работал токарем по дереву разных африканских пород. В 1900 году изобретаю трех- и шестиместную матрёшку и посылаю на выставку в Париж».

Автор матрёшки, токарь Василий Звёздочкин

Игорь Блюм опровергает ещё одно утверждение. Оно гласит, что русская матрёшка получила золото в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Он говорит, что согласно сохранившейся информации, Россия действительно произвела фурор на выставке. Отечественная экспозиция была самой масштабной и стала обладателем 1589 наград. Однако матрёшка удостоилась лишь бронзовой медали, о чём свидетельствует информация в каталоге выставки.

«Золотую медаль она получила только через 6 лет, в Милане», – подчёркивает Игорь Блюм.

Таких данных, которые исследователь опровергает в результате расследования «Подлинная история матрёшки», на сайте множество.

Матрёшка приобретает мировую популярность в качестве неофициального символа страны только к концу 60-х годов. Она демонстрирует семейные ценности, любовь к детям и доброту. Изображение матрёшки печатают на марках, игрушки массово производят на фабриках. Туристы в большом количестве увозят их на родину в качестве сувенира.

Матрёшка, которую расписал В. В. Путин в деревне Мандроги

«На самом деле матрёшка – это мощный элемент пропаганды. Как с нашей стороны, так и с противоположной. Я думаю, что в Японии компания по дезинформации о матрёшке финансируется, и со стороны Запада тоже. Их пропагандисты заявляют, что никакой русской культуры нет, даже матрёшку русские украли и прочее. Это заявление с далеко идущими последствиями. Матрёшка – одна из базовых скреп, как говорит Путин. При этом она не охраняется законом, как герб или флаг, о которых нельзя публиковать недостоверные данные

Матрёшку никто не защищает и никто ей не занимался, а направление важное. Идёт информационная война в этом направлении против России, а я этому противостою», – в заключение добавил Игорь Блюм

Ранее «ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРЕССА» писала о сложностях в установке памятника автору матрёшки. Власти Сергиева Посада должны официально одобрить место под монумент, проект которого безвозмездно разработал скульптор Сергей Сережин.

О том, что Музей Фаберже в Петербурге предложил россиянам создать фамильное яйцо, можно прочитать здесь.

Фотоматериалы предоставил автор сайта «История матрёшки» Игорь Блюм 

Оперативные новости в вашем мобильном: телеграм-канал «ПЕТЕРБУРГ МЕДИА»

Матрешка – игрушка или сувенир?

До рождения ребенка матрешка обычно ассоциируется у взрослых с традиционным русским сувениром. Да, действительно, это очень красивая и яркая памятная вещь, которая станет украшением любого дома. И все-таки матрешка не является обычным сувениром.

На вопрос, матрешки относятся к игрушкам или представляют собой лишь предмет интерьера, можно однозначно ответить: матрешка – это отличная игрушка для детей! Помимо того, что традиционная матрешка сама по себе привлекательна для ребенка и с ней можно играть, как с куклой, она еще и раскладывается, а значит – можно придумать огромное количество вариантов игры с ней.

К какой категории игрушек с точки зрения педагогики относятся матрешки?

Во-первых, матрешка – это игрушка, развивающая первоначальные движения и восприятия. Она развивает зрительное восприятие и осязание, учит восприятию форм и цветов, способствует улучшению координации движений. Простая форма матрешки и экологичность делает ее отличной развивающей игрушкой для самых маленьких детей.

Во-вторых, матрешка относится к игрушкам, способствующим физическому развитию ребенка. Как и другие сборно-разборные игрушки, она тренирует мышцы рук и пальцев, способствует развитию мелкой моторики.

Кроме того, матрешка – это дидактическая игрушка. Данный тип игрушек способствует умственному и сенсорному развитию и обучению детей, расширению общего кругозора. Играя с матрешкой, ребенок решает задачу, которая заключена в самой конструкции игрушки – собрать и разобрать матрешку

В процессе игры развивается внимание и память малыша, растет сообразительность и наблюдательность

Изготовление

Кому-то игрушка может показаться простой. На самом деле изготовить ее нашим предкам стоило большого труда:

  1. Фигурки вытачивали из мягкого дерева – ольхи, липы, березы, осины.
  2. Древесину заготавливали весной, когда в деревьях много сока.
  3. Бревна частично очищали от коры, после чего сушили 2 года.
  4. Дальше начиналась кропотливая токарная работа.
  5. Первой делали самую маленькую фигурку, затем – разъемные большие.
  6. Когда токарные работы были закончены, деревянные куколки зачищали до гладкости и покрывали клейстером.
  7. После этого их вручную расписывали.

Вместительная тонкостенная матрешка – предмет гордости мастеров.

Чтобы куклой было удобно играть, важно сделать ее легкой, с тоненькими, но крепкими стенками. Чем тоньше они будут, тем больше внутри вместится фигурок

И тем интереснее она станет.

Выставка[править | править код]


План выставки


Главный вход (фотохром)

Выставка продолжалась с 15 апреля по 12 ноября 1900 года. Её посетило свыше 50 миллионов человек (мировой рекорд того времени), что принесло французской казне доход в 7 миллионов франков. В выставке приняло участие свыше 76 тысяч участников, площадь выставки составила 1,12 км².

Специально к выставке было сооружено большое количество объектов: Лионский вокзал (напротив которого по этому случаю снесли тюрьму Мазас), вокзал Орсе (ныне музей Орсе), мост Александра III, Большой и Малый дворцы, сквот Улей на Монпарнасе (был задуман как винная ротонда временного пользования). Машинная галерея (фр. Salle des Machines) позже была переделана в Зимний велодром (фр. Vélodrome d’hiver), заслуживший дурную славу во время немецкой оккупации.

Первая линия парижского метро начала работать во время выставки 19 июля 1900 года. Помимо этого во время выставки работала троллейбусная сеть.

Частью выставки стали вторые Олимпийские игры, проходившие целых пять месяцев — с мая по октябрь. Это были первые игры с участием женщин. Соревнования в тринадцати видах спорта из 20 были проведены впервые.

Какой сакральный смысл заложен в матрешке

Глубинный смысл этой, казалось бы, простой игрушки в том, что каждая фигурка матрешки воплощает в себя собрание тонких тел и ауры человека, не заметных глазу.

В стародавние времена считалось, что всевозможных тел, которые мог наработать человек в течение жизни, семь. Одно – твердое, физическое тело, шесть остальных – тонкие.

Таким образом, у каждого человека есть семь оболочек:

  1. физическое тело,
  2. эфирное тело — психика, эмоции,
  3. астральное тело — эмоции и желания,
  4. ментальное тело — мыслеформы,
  5. кармическое тело — совокупность хороших и плохих дел, а также накопленного опыта,
  6. разум (душа — смысл, самоосознание),
  7. ДУХ — человеческий стержень, духовное начало.

Матрешки русские матрешки в советское время

Историю матрешки можно разделить на три периода:

1) 1890-1930-е гг. 2) 1930-е гг.-начало 1990-х гг. 3) Начало 1990-х гг. до настоящего времени.

Первый период дал нам первую русскую матрешку и разработал много новых типов, которые были положены на основу современных матрешек. Расцвет типов матрешек был прерван строительством социализма в СССР. Почему? Советское правительство уделяло большое внимание строительству заводов, на которых производились изделия народных промыслов! Да, это верно. Главная проблема в этом. Изделия ручной работы нельзя производить на фабриках – они не являются предметами массового производства.Для фабричного производства было разработано несколько типов матрешек: Семеновского, Сергиево-Посадского, Кировского (Вятского) и некоторых других. В СССР было запрещено частное изготовление матрешек и производство других изделий ручной работы – ремесленникам приходилось работать на заводах, где не было возможности ни заработать достаточно денег на свой труд (ставки были довольно низкими, как на других государственных предприятиях), ни проявить свои художественные способности (товары должны были быть достаточно простыми для массового производства)

В СССР было запрещено частное изготовление матрешек и производство других изделий ручной работы – ремесленникам приходилось работать на заводах, где не было возможности ни заработать достаточно денег на свой труд (ставки были довольно низкими, как на других государственных предприятиях), ни проявить свои художественные способности (товары должны были быть достаточно простыми для массового производства).

Помню рассказ старого Крафтера с Полховского Майдана о работе в советское время. Тем, кто не работал на заводе, не разрешалось использовать домашние токарные станки для токарной обработки, «вырубалось»электричество. Милиция и представители власти контролировали автомобильные и железнодорожные вокзалы, чтобы предотвратить возможность возить в другие регионы страны готовые ремесленные изделия для продажи . Тем не менее люди производили свои товары и привозили их в разные регионы Советского Союза: Дальний Восток, северные области, Республики Южной и Центральной Азии.

Легче было работать на заводах Семеновского завода, где создавалось много новых видов деревянных игрушек. Эти игрушки (и матрешки среди них) экспортировались во многие страны мира. Несмотря на то, что все вещи слишком похожи, они похожи друг на друга, и им не хватает червя ручной работы.

То же самое произошло и с Сергиево-посадскими матрешками. В 1920-е годы матрешкины мастера артели «Ремесленная Артель» переименовали в «Рабоче-Крестьянскую Красноармейскую артель» , которая в 1928 году стала игрушечной фабрикой № 1. Период свободной работы закончен. На фабрике выпускалось несколько простых видов кукол. Надо сказать, что были люди, которые создавали и рисовали оригинальные матрешки, но это было не типично. Такие матрешки покупали частные коллекционеры и сейчас встречаются довольно редко.

В начале 1990-х годов, когда старая экономическая система уничтожала художников и талантливых ремесленников, появилась свобода для создания нового типа матрешек и других ремесел.

В советское время многие фабрики по всей стране изготавливали матрешки. Во время планирования экономики, когда некоторые мудрые ребята из Госплана (это означало бы Госплан) решил, что было бы неплохо сделать как можно больше матрешек, чтобы каждый человек на Земле мог получить свои матрешки, поэтому матрешки были сделаны в Молдавии (южная часть СССР), на Украине, в республиках Кавказа (???), В Башкирии, Карелии и многих других местах. Никого не интересовало, что нельзя было совместить с инструментами и деревом мастерство людей и их мастерство. Без родных традиций матрешка потеряла свое очарование и стала обычной деревянной игрушкой, очень примитивной и простой.

Единственным местом, где матрешка нашла свой новый дом, был Киров-Старый город с глубокими корнями и традициями деревянного дела. Сейчас Кировская матрешка имеет свой стиль и до сих пор производится на заводе.

История матрешки – русской народной игрушки для детей

История деревянной игрушки матрешки туманна, поскольку разные источники описывают ее по-разному. Большинство публикаций в СМИ и Интернете рассказывают о том, что первая матрешка была создана в конце XIX века, во время расцвета интереса общества к собственной национальной культуре. В московской мастерской «Детское воспитание», созданной специально для сохранения традиций русской народной игрушки, токарь Василий Звездочкин выточил первую разъемную куклу. Прообразом матрешки, как утверждают источники, является японская фигурка Фукурумы (варианты написания – Фукурими, Фукурама, Фукурокуджу, Фукурокудзю), одного из семи богов удачи, бога мудрости и учености.

Художник Сергей Малютин, пропагандист «русского стиля», считается автором эскиза, «отцом матрешки», кроме того, именно он и раскрасил получившуюся игрушку. Она являла собой круглолицую женщину-крестьянку, одетую в вышитую рубашку и сарафан. На ней был передник и цветастый платок, а в руках она держала черного петуха. Внутри куклы помещалось еще 7 фигурок: три сестренки, одна из которых с серпом, а другая с караваем, братик в расписной рубахе, еще две сестренки и спеленатый младенец – самая маленькая, неразделяемая кукла. В 1900 году матрешка получила признание на Всемирной выставке в Париже, что привело к росту спроса на эту игрушку.

На самом деле, авторство матрешки доподлинно не установлено. С одной стороны, исследователи единогласно приписывают его художнику Малютину. Однако токарь Звездочкин в своих воспоминаниях утверждает, что придумал и создал игрушку именно он. Кроме того, в наследии художника Сергея Малютина действительно отсутствует эскиз матрешки.

Также существует путаница с датой происхождения матрешки. Называют и 1893, и 1896, и 1898 годы. Сам Звездочкин вообще упоминает 1900 год – но в апреле уже состоялась Всемирная выставка, и, возможно, автор допускает неточность в датировке (мемуары были написаны 50 лет спустя). Кстати, Звездочкин говорит о создании трех- и шестиместной матрешек, хотя в Музее игрушки в Сергиевом посаде хранится матрешка из 8 элементов, и именно она считается первой.

Что касается японского происхождения матрешки, то и на этот счет вопрос остается открытым. Действительно, японцы были отличными мастерами токарного дела. Однако идея разъемных игрушек была традиционной в русском народном промысле – вспомните хотя бы о пасхальных яйцах. Всем известна и сказка о железном сундуке, внутри которого сидит заяц, а внутри него утка, в утке яйцо – и вот там-то и находится смерть Кощея… Возможно, именно таков глубинный смысл матрешки: чтобы дойти до истины, необходимо до нее буквально докопаться, сорвав все покровы-крышечки.

Первая русская матрешка не имела имени. Матрешка, по всеобщему мнению исследователей – это сокращенная форма популярного в России имени Матрёна, которое, в свою очередь, имеет латинские корни и переводится как «знатная женщина». Кроме того, имя матрешки перекликается с древнеиндийским словом «матри», что переводится как «мать». Индуистская мифология описывает матри как женские проявления божественных начал, число матри колебалось от 7 до 16. Похоже на нашу матрешку, не правда ли?

История

Скульптура

Поцелуй

изначально носила название

Франческа да Римини

, в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы 13-го века, чьё имя обессмертила

Божественная комедия

Данте (Круг второй, Пятая песнь). Дама полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста , Паоло.
Полюбив друг друга за чтением истории Ланселота и Гвиневры , они были обнаружены, а затем убиты её мужем. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. Любовники на самом деле не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха.

Переименование скульптуры в более отвлечённое —

Поцелуй

(

Le Baiser

) — было сделано критиками, впервые увидевшими её в 1887 г.

По-своему изображая женские персонажи, Роден отдаёт дань уважения им и их телу. Женщины у него не просто находятся во власти мужчин, они — равноправные партнёры в охватившей обоих страсти. Очевидный эротизм скульптуры вызвал множество дискуссий. Бронзовая копия

Поцелуя

(74 см высотой) была послана на Всемирную выставку 1893 года в Чикаго. Копию сочли неприемлемой для всеобщего обозрения и переместили в отдельную маленькую комнату, с доступом по личному заявлению.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: