Русская народная игрушка

Презентация на тему "история возникновения игрушки на руси"

История игрушек на Руси

С древних времен игрушки были неотъемлемой частью русского быта. Они служили не только для развлечения детей, но и имели значимую роль в культуре и образовании.

Первые известные игрушки на Руси были сделаны из дерева. Древесные куклы, лошадки и зверушки были распространены среди малышей. Игрушки из дерева были прочные и простые в изготовлении, поэтому их использовали как во время игры, так и в образовательных целях.

В 17-18 веках в России стали появляться игрушки из других материалов. Мастера начали создавать костяные и слоновые шахматные наборы, а также механические игрушки, такие как ветряные мельницы и птицы-певцы.

В 19 веке появились первые фабрики, специализирующиеся на производстве игрушек. В России стали создавать игрушки из стекла, пластика и даже металла. Наиболее популярными игрушками стали куклы, медведи и солдатики.

Время Тип игрушек
20 век Мягкие игрушки, конструкторы
21 век Интерактивные игрушки, роботы

С развитием технологий в 20 веке игрушки стали все более разнообразными и инновационными. Появились мягкие игрушки, конструкторы, автоматические машинки и другие интересные развлечения. В наши дни популярностью пользуются прежде всего интерактивные игрушки и роботы, способные общаться с детьми и развивать их креативность и интеллект.

История игрушек на Руси отражает не только эволюцию развлечений детей, но и социальные, культурные и технологические изменения, происходящие в обществе. Независимо от времени и материала, из которого они сделаны, игрушки остаются важным элементом воображения и развития детей.

Советские до- и послевоенные игрушки

Понятное дело, что игрушка, как мощный язык пропаганды, не могла долгое время оставаться безнадзорной. И уже в начале 30-х гг. был создан первый научно-художественный совет, занимающийся оценкой того значения, которое игрушка оказывала на детей. Главная задача советской игрушки — стать орудием настоящего коммунистического воспитания ребенка, помочь вырастить из него строителя коммунизма.

Такие планы отличались широтой масштаба и потому вскоре научно-художественный совет был заменен Всесоюзным научно-экспериментальным институтом институтом игрушки, который и брал на себя груз ответственности за воспитание молодого поколения в правильном направлении. Именно в то время из круга детского чтения была изгнана сказка, не имеющая ничего общего с действительностью и уводящая ребенка в мир несуществующих фантазий (заодно была отменена и традиция новогодней елки), что не могло не сказаться на тематике детских игрушек.

Кукольные страдания

Традиционных русских Снегурочек, Бабу ягу и прочих сказочных персонажей сменили игрушки в виде пионерских отрядов, фигурок комсомольцев, рабочих, военных и пр. Но самые большие споры велись вокруг кукол: считалось, что игра с куклой способствует разделению коллектива на мальчиков и девочек, а в советском обществе такого явления быть не должно. Кроме того, находились педагоги, утверждающие, что основным занятием советского ребенка должен быть труд, а не забавы, поэтому предлагалось кукол заменить конструкторами.

Однако все же кукла как явление продолжила свое существование в истории развития советской игрушки — тому способствовала статья Н. К. Крупской, утверждающая, что у ребенка должна быть простая и функциональная игрушка, на которой он сможет отрабатывать навыки завязывания шнурков, застегивания пуговиц, одевания, причесывания и т.д. Так началось массовое производство советских кукол, отвечающих требованиям политики государства…

Послевоенная советская игрушка

В 1946 году НИИ игрушки обретает статус Всероссийского: в его штате уже имеются не только художники и технологи, но и педагоги, педиатры, психологи и методисты. Ажиотаж, связанный с соцреализмом, воплощенном в игрушке, начинает потихоньку спадать, и появляются первые изделия, направленные на то, чтобы просто доставлять ребенку радость, без идеологической подоплеки.

Медвежата, слонята, зайцы, забавные щенки и обезьянки, мирный городской транспорт, игрушки для самых маленьких — все это ознаменовало наступление новой эпохи в истории .

*****************************************************************************************************************

Образы

В русских народных игрушках закодированы образы-символы, постоянно живущие в памяти народа. Они отражают национальный колорит и этнические черты. В большинстве своем образы игрушек незамысловатые, простые, но жизнерадостные. Нужно учитывать, что народные умельцы часто не имели художественного образования. Традиционно навыки ремесла передавались от матери к дочери или от отца к сыну. Мастера изображали людей, животных и предметы часто нереалистично, а так, как они им виделись.

Наиболее часто использовались следующие образы:

  • животные: корова, петух, утка, курица, баран, козел, лошадка, кукушка, медведь, олень;
  • люди: барыня, скоморох, солдат, мужик, деревенская крестьянка, всадник.
  • славянские божества и духи (в основном женского пола).

Сочинение ученицы:

«Умом Россию не понять…», — писал Тютчев в своём стихотворении. И это действительно так. На Руси всегда были люди, которые несли на себе «особенную стать», люди, чьи поступки порой казались окружающим необъяснимыми, странными. Каждый человек – загадка. Проблема загадочной русской души интересует и автора данного текста, Ф.И.Шаляпина

На первый взгляд, эта важная философская проблема довольно избитая, традиционная. Многие русские писатели пытались разгадать тайну «беспричинной русской тоски». Об этом мы читаем в произведениях Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, Н.С.Лескова, М.Ю.Лермонтова и многих других. Но звучание проблемы в тексте Ф.И.Шаляпина удивляет нас сокровенностью высказанных мыслей. Автор раскрывает проблему на примере странников, представителях бродяжной России.

Куда идут странники- праведники? Ради чего? Что их гонит? Что нужно сделать, чтобы эти люди изменились? Автор не даёт ответов на вопросы, но в одном он убеждён: «эти люди — одна из замечательнейших, хотя, может быть, и печальных, красок русской жизни».

Невозможно не согласиться с мнением автора. Странники на Руси – это праведники, мудрецы, подвижники, люди, стремящиеся обрести счастье. Гонимый «русской хандрой», желанием найти смысл жизни, Онегин, герой романа А.С.Пушкина, отправляется в путешествие. В постоянных поисках настоящей любви, счастья и лермонтовский Печорин.

Странник Лука из пьесы М.Горького «На дне» стремится понять «дела человеческие», открывает светлые стороны в каждом из ночлежников и вселяет веру в лучшее, способен просто пожалеть человека.

Иван Флягин, герой повести Н.С.Лескова «Очарованный странник», не имеет конкретной цели путешествия. Его бесконечное странствие – целая жизнь. Это человек широкой души, преданный, верный, мудрый, честный, одарённый, ему «за народ очень помереть хочется».

«Каждый в этом мире странник», — писал Лермонтов. Текст Ф.И.Шаляпина заставляет нас, читателей, в очередной раз задуматься о смысле жизни, об истинном предназначении искренних, честных, талантливых, хотя и странных людей из народа.

Тряпичница – кукла с женскими формами

Одной из самых распространенных кукол было тряпичница. Лица у нее не было, зато женская грудь подчеркивалась, что олицетворяло культ плодородия. Для красоты тряпичницу одевали в одежду, которую носили в том регионе, где ее сделали. Платье для куклы шили один раз, и она носила его, не снимая, всю свою кукольную жизнь. Девочки украшали одежду при помощи бисера, тесьмы, вышивки, тем самым оттачивая свое мастерство.

Эти игрушки были настолько распространены, что даже у бедняков в избе можно было увидеть десяток смешных тряпичниц. Позднее, когда кукол стали делать на фабриках, а для голов использовать дорогой фарфор, тряпичницы постепенно стали отходить на второй план. Но даже в тех семьях, где могли себе позволить купить дорогущую кукольную барышню, использовались традиционные народные куклы, а более дорогие игрушки выдавались детям в праздничные дни.

Советские игрушки были не такими, как современные. Наверное, нынешнему поколению они покажутся примитивными. Все эти пупсики и мишки, паровозики и машинки — простота и ограниченность по сравнению с современными «навороченными» игрушками. Но от этого они не становятся хуже. Советские игрушки менялись вместе со страной, отражая происходящие в обществе перемены. Читайте, какими были детские любимые вещи в разные годы советской власти, и какие события влияли на них

Нашествие медведей и влияние полета в космос: 50-60 годы

Медведи вообще были очень востребованной фигурой в производстве игрушек. Они были разные — мягкие и деревянные, механические и набитые опилками, в одежде и без. А когда прошла Олимпиада 1980 года, то игрушечные магазины заполонили олимпийские мишки из каучука, резины, пластмассы, меха, плюша, целлулоида. Почти у каждого ребенка, жившего в тот период, был такой мишутка с поясом из олимпийских колец.

После того как первый человек покорил космическое пространство, игрушки стали отражать это великое событие 60-х. В игрушечных магазинах появились спутники и ракеты, а также фигурки космонавтов с большой надписью СССР — вот на что делалась ставка в начальный период покорения космоса. Луноход или космическая станция стали мечтой советских мальчишек.

История русской народной игрушки

Первые игрушки появились задолго до возникновения Руси. Славянские племена использовали для развлечения младенцев погремушками с зерном, для мальчиков постарше изготавливались простые фигурки из дерева и глины. Девочки в древние времена играли куколками из соломы или разноцветных тряпочек от старой одежды. Крестьянские дети часто делали игрушки своими руками. Особенно красивые фигурки продавались на праздничных ярмарках.

Кукла-панка – одна из самых древнейших игрушек. Название происходит от слова «панг», что означает «корень» или «ствол». Ее вытачивали из цельного куска дерева. Фигурки изображали каменную бабу, столбообразного идола, которому поклонялись древние славяне. Она служила символом продолжения рода. Детей приучали обращаться с ней аккуратно. Люди верили: если дети долго и усердно, но при этом бережно играют куклами, то в семье будет достаток.

С течением лет люди научились делать более совершенные игрушки и куклы из дерева, глины, фарфора. Но в начале ХХ века игрушечный промысел в России оказался на грани вымирания. Ремесло перестало кормить, его забросили и частично позабыли. Только после окончания Великой Отечественной войны мастерицы снова взялись за работу.

История возникновения игрушек для детей

Дети играли с фигурками людей и животных за три тысячи лет до нашей эры, поэтому, когда появилась самая первая игрушка, историкам трудно проследить. С популярными в 20-21 веке йо-йо выполняли трюки еще древние греки.

В истории создания представителей современного игрушечного мира проще узнать, кто автор. Неваляшку оснастил «несгибаемым» механизмом технолог Нахабинской фабрики Иван Ефимкин, а «взрослую» куклу Барби изобрела американская бизнес-леди Рут Хэндлер.

Первые игрушки древности

Фигурки древних кукол вырезали из костей мамонта и мягкого известняка, изготавливали из перевязанных пучков соломы. Древнегреческие дети играли восковыми и глиняными игрушками. Лошадок ставили на колеса уже в 900 году до нашей эры.

У древнеегипетских кукол двигалась нижняя челюсть. На территории Индии археологи находили обезьянок, свистульки в форме птичек. В азиатских странах человеческие фигурки использовали в религиозных ритуалах.

Древние славяне делали кукольные обереги — мотанки, куватки. Они не только участвовали в играх девочек, но и защищали от болезней, берегли сон от злых духов. Мальчики играли с деревянными саблями и лошадками-качалками. В забавах дети готовились к взрослой жизни женщины-хозяйки и мужчины-воина.

Самая древняя игрушка — глиняный мяч. Его следы сохранились в пещере троглодитов вблизи французской коммуны Дуэ-ла-Фонтэн.

Появление мягких игрушек

История происхождения плюшевых мишек, собачек и зайчиков началась в 16-17 веке. Игрушки шили из ткани и набивали соломой. Их использовали как манекены и изготавливали только для аристократов.

В 19 веке советы по изготовлению детских игрушек печатали в модных журналах. Первое производство наладила немка Маргарет Штайфф. Женщина пошила игрушечных зверей для племянников. Ее работа понравилась соседям и вскоре Маргарет принимала постоянные заказы.

К делу подключились сестры и отец. Штайффы открыли мастерскую, а затем в 1902 году появился знаменитый мишка Тедди, названный в честь президента США Теодора Рузвельта.

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, Исходный текст:

(1)Детская игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребенка

(2) Действительно, она воспитывала терпение и осторожность, ловкость и внимание, ребёнок неосознанно получал представление о причинно-следственных отношениях, о сути человеческих отношений, сложном устройстве мира. (3) Игрушка — духовный образ идеальной жизни, идеального мира, она утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. (4) Кроме того, игрушка еще и средство обучения, развлечения и даже лечения

(4) Кроме того, игрушка еще и средство обучения, развлечения и даже лечения.

(5) Но так ли повезло современному ребёнку, на которого буквально обрушивается разнообразный и заманчивый мир игрушек? Конечно, теперь каждый малыш живет в мире, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. (7)В самом деле, вокруг яркие обложки книг, журналов, цветные рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов и форм. (8)Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. (9)Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. (10)И нежная психика ребёнка не справляется — восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.

(11)К огромному сожалению, современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. (12)Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребенка. (13)Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бзтман, Человек-паук — эти игрушки атрофируют способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребёнком в жизни по отношению к более слабым. (14)Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.

(15)Но ведь игрушка — это не забава. (16) Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие образы мира, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование нравственных качеств личности. (17)Игрушка должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. (18) Нужно учить добру и красоте, мудрости и способности к сопереживанию.

Советские послереволюционные игрушки

Будничные, повседневные стороны жизни, которые раньше отражала кустарная игрушка: домашняя птица и животные, тележки и повозки, утюжки и кукольные стиральные доски постепенно вытесняются мощной революционной волной. Игрушки все шире и шире начинают «шагать» в ногу со временем: фигурки буржуев и рабочих, ледоколы, автомобили, физкультурницы, солдаты и матросы, пионеры и красноармейцы, как будто только что сошедшие с революционного плаката.

Народная игрушка начинает все больше и больше восприниматься, как пережиток прошлого. Этому способствовала модная в то время волна отбрасывания всего старого и «отжившего» в целях строительства нового и перспективного будущего. К счастью, любимой девчачьей игрушке — кукле удалось почти безболезненно пережить это время.

Именно текстильные куклы, набитые соломой или ватой, были самым востребованным и самым ходовым товаром. За счет этой игрушки и удалось не полностью уничтожить народные традиции: куклы, одетые в простые ситцевые платьица с традиционным русским орнаментом, были румяные, пышные и статные, похожие на классическую дымковскую игрушку или знаменитую посадскую матрешку.

Вопросы и ответы

Как называется русская народная погремушка?

Шаркунок. Игрушка состояла из множества кубиков с горошинками. Делали ее на березовом стержне из щепочек (бересты).

Какое значение русская народная игрушка имеет для современных детей?

В отличие от современных игрушек, русская народная игрушка лаконичная и вместе с тем многозначная, несет определенный смысл и настроение. Она развивает воображение детей, знакомит с обычаями, бытом и религиозными верованиями предков.

Русские народные игрушки многообразны. Это и свистульки из глины, и всевозможные расписные статуэтки, матрешки, куколки из соломы, тряпичные куклы-обереги, резные фигурки из дерева. Особенно интересны древние игрушки предков для детей. Многие из них можно сделать своими руками буквально за один вечер. Работать с натуральными материалами приятно, полезно и увлекательно. Не откажите себе в удовольствии.

Игрушки для развития способностей ребенка

Малыш подрастал, ему требовались игрушки, которые могли бы формировать его моторику, мышление. Сегодня существует масса изделий самых разных материалов, раскрашенных в яркие привлекательные цвета. В древности же эти предметы делались из дерева, но смысл был точно такой же, как и сегодня. Пирамидку нужно было собрать, кубики составить определенным образом, колечки накинуть на палочку.

Во времена СССР очень популярной была игрушка «Наковальня» — медведь и кузнец сидели на концах бревна и при перемещении основы были молотом. Эта забавная потеха пришла также из Древней Руси.

Были дергунчики, то есть куколки с частями тела, соединенными нитками. Они забавно двигались и были прекрасным примером динамической игрушки.

Самым популярным предметом активных детских игр был мяч. Упоминание о нём историки находили в старинных летописях 10 века. Делали мячики из тряпок: тканевый каркас набивали лоскутами. Иногда для изготовления использовали березовое лыко, также это могла быть липа или ива. Эти мячи были потяжелее, поскольку их внутренности щедро набивались мелким песком. Существовали мячики, которые валялись из остатков овечьей шерсти. И мальчики девочки с удовольствием стреляли из лука, который делался из упругой ветки дерева и обычной верёвки или бычьей жилы.

Виды игрушек

Игрушечные предметы, фигуры и принадлежности различают по форме, предназначению, материалу и способу изготовления. Основные разновидности:

Вид Описание Пример
Сюжетно-образные Изображают объекты окружающего мира Куклы

Фигурки животных, людей

Предметы обихода

Театральные

Карнавальные

Технические

Дидактические Для обучения и развития внимания, логики, фантазии Настольные игры с карточками, фишками и правилами

Конструкторы, наборы для строительства

Головоломки

Музыкальные игрушки

Спортивные Изображают спортивный инвентарь Мячик

Кегли

Ракетки

Боксерские груши

Баскетбольные, футбольные сетки

Стрелковые наборы

Настольные футбол, хоккей

Забавы Для развлечения, радости и хорошего настроения ребенка Матрешка

Неваляшка

Куклы на руку

Пружинка

Марионетки

Юла

Заводные

Игрушки по форме бывают цельные, разборные или трансформеры, а также в виде заготовок для склеивания и раскрашивания. Их изготавливают из различных материалов: дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, бумаги. По функциям различают механические, электронные, магнитные и пневматические виды.

Сочинение ученика:

Жизнь каждого человека порой напоминает закон джунглей, особенно в больших городах. Выживает тот, кто сильнее, умнее и образованнее других. Каждый день во всём мире между людьми возникают споры, а из-за этих споров порой и серьёзные проблемы, которые потом приходится решать правовым путём. Спор – это борьба за свои права и за свою точку зрения по тому или иному вопросу.

В рассуждениях Л.Павловой также затрагивается тема спора между простыми людьми в разных жизненных ситуациях, когда каждый норовит отстоять свою точку зрения любыми способами

Таким образом, автор привлекает наше читательское внимание к проблеме человеческого общения, манеры поведения во время спора

К Обсуждаемый автором вопрос о культуре ведения дискуссий, диспутов, безусловно, актуален. Культура взаимоотношений – это проблема не только нравственная, она социально значимая вечная проблема и будет такой оставаться, пока существует жизнь на земле. Л.Павлова предлагает читателям самостоятельно разобраться, что является главным в споре, и определить для себя стратегию поведения во время полемики. Она показывает, что спор может обнаружить отрицательные черты характера человека: невежественность, грубость, агрессивность, безразличное отношение к собеседнику. Автор пишет: «…поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения…»

М Не могу не согласиться с мнением Л.Павловой о том, что споры, выходящие за рамки этических норм, никогда ни к чему хорошему не приводят. Лучше избегать словесных поединков тем людям, которые не могут общаться и корректно отстаивать свою точку зрения. Общение самых непримиримых соперников может, наоборот, быть доброжелательным, толерантным. Вспомним, например, героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Встретившись на дуэли, они серьёзно и уважительно ведут деловой разговор о том, как убить друг друга.

Человек не только должен уметь высказывать свою точку зрения, он ещё должен прислушиваться к чужому мнению. В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Чацкому нельзя отказать ни в уме, ни в красноречии, но, обличая фамусовское общество, он не пытается услышать никого, кто его окружает, в результате быстро распространился слух о сумасшествии героя.

Заключени Если каждый будет при общении внимательным к собеседнику, будет уважать мнение своего оппонента, то, может быть, тогда мы быстрее придём к согласию, пониманию и примирению? (Брылёв Д.)

Экологически чистые игрушки для младенцев

По мнению педиатров, новорождённым обязательно нужны игрушки, поскольку они помогают развивать сенсомоторную координацию. Сейчас можно купить любые варианты, начиная от обычных погремушек и заканчивая сложными подвесными конструкциями. Наши предки не отставали в этом, и изготавливали для новорождённых игрушки собственными руками. С первых дней малыш получал потешки — так в древние времена назывались игрушки.

Для совсем маленьких делали шаркунки, то есть погремушки. Их мастерили из сушеных маковых коробочек с семенами, из лоскутков ткани с пришитыми колокольчиками. Существовали также погремушки из бересты, которые были наполнены семенами или мелкими камушками, потому имели приятное слуху малыша звучание.

Дети постарше играли в погремушки, сделанные из мочевых пузырей коров, овец и других домашних животных. Для этого пузырь тщательно промывался, очищался от жира при помощи золы, затем в него клали немного сушеного гороха и надували через обыкновенную соломинку.

Все детские потешки делались из натуральных материалов — это были еловые шишки, дерево, солома, глина. Для обвешивания колыбели на Руси использовали бубенчики, трещотки, различные погремушки, яркие тряпочки. Всё это называлось побрякушками. Кстати, родители делали это не только для того, чтобы научить малыша концентрировать взгляд или перебирать пальчиками: они верили в то, что побрякушки буду защищать ребеночка от порчи и злого духа.

Русская народная игрушка своими руками

Многие народные игрушки можно легко сделать самому. Для этого не нужно обладать особыми умениями. Материалы найдутся дома. Предлагаем 3 пошаговых мастер-класса.

Мастер-класс по изготовлению обрядовой куклы «Пеленашка»

Несмотря на простой вид и несложное изготовление, кукла пеленашка для древних славян имела особое значение и смысл. Куколку делали беременные женщины, ожидая дня родов. Материалом служила ношенная одежда будущей матери, впитавшая ее энергию и любовь. Лоскуток, предназначенный для изготовления тельца, скручивали 7 раз и перевязывали красной ниткой. Узел символизировал пуповину, поэтому его располагали спереди, и нитку не обрезали, а перекусывали. Когда женщина пеленала куклу, то говорила добрые слова и пожелания. Всего делали 7 пеленашек. Они оберегали ребенка с момента появления на свет и все младенчество. Пеленашки были самыми первыми куколками малышей.

Для изготовления куклы-оберега понадобятся:

  • прямоугольник ветоши;
  • красные нитки;
  • белый прямоугольный лоскут ткани;
  • яркий лоскуток для косыночки;
  • 2 квадрата цветной ткани для пеленки и одеяльца;
  • атласная ленточка.

Пошаговый мастер-класс:

  1. Свернуть трубочкой ветошь.
  2. Завернуть в белую ткань и перевязать красной нитью в двух местах, зрительно поделив трубочку на три части.
  3. С одного конца повязать на «голову» младенца лоскут-косыночку.
  4. Поместить тельце в пеленочку.
  5. Сформировать из квадратного лоскута-одеяльца конверт.
  6. Повязать красивой лентой, и завязать на бант.

Мастер-класс «Кукла колокольчик»

Считается, что кукла колокольчик родилась в Валдае, который славится литыми колоколами. Как и многие другие древние народные русские игрушки, ее использовали, как оберег. Колокольчик дарили тем, кто собирался в дальнюю дорогу. Кроме того, ее называли «куклой добрых вестей». Ямщики, развозившие почту, цепляли куклу к повозке. В доме она располагалась у порога на двери. Внутри куколки прятали колокольчик, который звенел, когда кто-то входил в дом. Считалось, что звон очищает пространство, притягивает радость и хорошие новости. Другой характерной особенностью куклы-оберега было использование 3 юбок. Они символизировали объединение 3 миров: Явь, Правь и Навь.

Для изготовления куклы колокольчик своими руками понадобятся следующие материалы:

  • 3 кружочка разноцветной ткани разной расцветки для юбки (диаметр кружков должен отличаться на 5 см, например, 15,20 и 25 см);
  • белый квадратный лоскут для лица;
  • вата для наполнения головы;
  • небольшой колокольчик;
  • яркий полукруглый кусок ткани для косынки;
  • белые и красные нитки.

Пошаговый мастер-класс:

  1. Привязать к колокольчику белую нитку, а с другого конца прикрепить к ней ватный шарик.
  2. Обернуть ватный шарик самым большим кружком. Обвязать ниткой.
  3. Сверху одеть 2 других кружка ткани, диаметром меньше. Закрепить при помощи нитки.
  4. На белом квадрате подогнуть два противоположных угла к центру.
  5. Разместить на голове куклы так, чтобы длинные края уходили в стороны. Это будут руки.
  6. Завязать красную нить в области шеи и кистей рук.
  7. Повязать на голову косынку.

Мастер-класс «Дымковская барышня из бутылки и пластилина»

Настоящую дымковскую игрушку сделать своими руками стоит немалого труда и мастерства. Нужна специальная глина, краски и оборудование. Поэтому с детьми для выставки в саду или школе на тему «Русская народная игрушка» чаще всего делают поделку из пластилина. Чтобы сократить расход материала, в качестве основы используют обрезанную пластиковую бутылку.

Материалы для изготовления дымковской барышни:

  • пластиковая бутылка;
  • канцелярский нож;
  • ненужный колпачок от клея ПВА;
  • набор цветного пластилина;
  • доска для пластилина со стеками.

Пошаговое изготовление игрушки с фото:

  1. Обрезать верхнюю часть бутылки с крышкой.
  2. Прозрачный пластик равномерно покрыть белым пластилином.
  3. Крышку (туловище) облепить красным пластилином.
  4. Прикрепить к туловищу колпачок от клея ПВА и сформировать вокруг него белый шар – голову.
  5. На белой юбке навести стеком фартук.
  6. Скатать из синего пластилина трубочки и украсить юбку, не заходя за линию фартука.
  7. Из зеленого, красного и желтого пластилина скатать шары разного размера. Сплюснуть. Прилепить на юбку между полосок.
  8. Слепить из белого пластилина волнистый край фартука. Сделать украшение по центру в виде красного солнца с желтым центром и круглыми лучами.
  9. Коричневым пластилином покрыть верх головы. Сплести из двух трубочек косу.

  10. Сделать руки из красного пластилина (трубочки) и ладони из розового.
  11. Слепить маленькие красные губы, круглый румянец на щеки, черные круглые глаза, жгутики брови. Аккуратно прилепить на лицо барышни.
  12. Сформировать на доске синего цвета кокошник, украшенный желтыми кружками. Закрепить на голове.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: