Чему учит книга «домострой»?

Домострой

Почитание и повиновение отцу и матери

Детям строго-настрого запрещается ругаться со своими родителями, оскорблять их и осуждать. Вее поручения нужно выполнять беспрекословно, не обсуждая сказанное родителями.

Все чада должны любить отца и мать, слушаться их, чтить их старость и повиноваться им во всем. Тех, кто ослушается, ждет проклятие и отлучение от церкви. А детям, воздающим отцу и матери послушание, бояться нечего — они проживут в благости и без напасти.

Глава наполнена мудростью, уважением к личности. Она напоминает о неразрывности будущего и прошлого, о том, что почитание родителей — это сила всего общества. К сожалению, это не пропагандируется сейчас как истина и норма. Родители потеряли авторитет для своих детей.

Воспитательное значение

Несмотря на упоминание в книге таких слов, как «страшный суд», «бес», «лукавый», все эти заповеди могли бы и сейчас стать неплохим руководством к повседневным действиям. Учитывая тот факт, что для современных жителей России «законы не писаны», опираться на свод общепринятых правил не представляется возможным.

Манеры поведения вырабатываются, исходя из норм морали, которые закладывают родители, школа, общество

Не всегда этому уделяют должное внимание. Не говоря уже о том, чтобы какие-либо правила принимались всеми для ежедневного использования

Церковь перестала настолько серьезно восприниматься людьми, чтобы почитать все божественные заповеди.

Сейчас многие труды переосмысливаются и обретают новый смысл. Труды, которые отвергались, осуждались, признаются гениальными и талантливыми. «Домострой» — это одно из таких уникальных творений, несущих для современной семьи, подрастающего поколения и всех людей немало ценных практических советов на каждый день. Основная идея книги — это воспитание детей с самых первых дней, направление ребенка на добрые дела и проявление добра во всех своих поступках. Не этого ли сейчас так не хватает в нашем обществе, полном лжи, лицемерия, зависти, злости и агрессии?

В советскую эпоху текст источника стал недоступным

Период откровенной фальсификации Домостроя, по мнению историка А. Вероновой связан со строительством коммунизма. Домострой искажали намеренно в угоду идеологии, выдергивая самые животрепещущие цитаты из контекста и демонстрируя впечатлительным читателям. В результате удалось создать негативный образ литературного памятника, а заодно всего православия в целом. А главное – получилось убедить людей, что прогрессивные здравомыслящие граждане всецело на стороне научного атеизма.

Человек, живший когда-то в средневековой Руси по наказам Домостроя, оценивался советскими историками как скопидомный и бесполезный элемент в слаженном коллективе.

Своеобразная энциклопедия

С этой точки зрения «Домострой» можно рассматривать как энциклопедию. Он представляет собой сумму нравственных образцов и бытовых стратегий, которые были накоплены православной цивилизацией к середине 16-го века.

Согласно «Домострою» воспитание должно осуществляться в христианском духе, а не по типу палочной дисциплины. Книга призвана прививать к чадам и домочадцам человечное отношение. Автор «Домостроя» говорит о том, что ни господину, ни его жене, ни его детям нельзя:

  • красть;
  • блудить;
  • лгать;
  • клеветать;
  • завидовать;
  • обижать;
  • наушничать;
  • посягать на чужое;
  • осуждать;
  • бражничать;
  • высмеивать;
  • помнить зла;
  • гневаться.

Нужно быть послушным и покорным старшим, дружелюбным к средним, милостивым и приветливым к младшим и убогим. И главный способ достижения домашнего лада совсем не в том, чтобы хорошенько кого-то поколотить и тем самым в его памяти запечатлеть картину правильного поведения. Главная цель – научить, то есть разъяснить, какой образ поведения правильный, а какой — нет.

Литературные прототипы

Жанр поучений или назиданий имеет огромную историю. Это и назидания и завещание воспитателей и отцов, правителей (византийских императоров Константина Багрянородного и Василия Первого. Сами по себе они носят очень различный характер. Можно привести очень много примеров и из европейских литератур. Так упомянем Поучение сыну отшельника в Бари (тринадцатый век), «Трактат об управлении князей» архиепископа Колонны (четырнадцатый век), «Рассуждение об управлении семьей» Пандольфини (пятнадцатый век); французское анонимное сочинение тринадцатого века «Совет отца своему сыну», наказ дочерям Жеффруа де Лату Ландри (четырнадцатый век), «Парижского хозяина» (пятнадцатый век) Существуют также «Книга учения христианского» Фомы Щитного (четырнадцатый век), «Совет отца сыну» Смиля Фляшки из Пардубиц (четырнадцатый век), «Краткое поучение молодому господину» Шимона Ломницкого (шестнадцатый век) чешского происхождения. Кроме того, у королей Испании была традиция создавать нравоучительные сочинения для своих детей. Их составили короли Дон — Санчо и инфант Дон — Хуан Мануэль. Кроме того и французский король Людовик Святой сделал назидание для своего сына. В своё время была известна Латинская книга Платины Кремонского», изданная во французском переводе в 1539 г. Но особенно богата «правилами жизни» итальянская литература шестнадцатого века. Такие книги составили Андреа Пикколомини, Андреа Вивис, Антонио делла Каза, Стефано Гвицци и Бальтазар Кастильоне.

Бояр и священнослужителей в Московском Кремле, объявив, что он хочет отречься от престола, чтобы отступить в монастырь, потому что он был окружен изменностью и предательством. После этой речи он отменил свою корону, скипетр и облачения, но он подчинил их слугам. Несколько дней спустя царь покинул город в поезде более ста саней, обремененных частями царского сокровища, иконами и реликвиями из московских церквей, а также всеми видами продовольствия. Царь сопровождался его семьей, вооруженными людьми и некоторыми сановниками и прибыл в Александровскую слободу, укрепленное загородное место в конце декабря, примерно в 100 км к северо-востоку от Москвы.

Важно добавить, что непосредственным отечественным предшественником «Домостроя» было знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха

Запрет «Домостроя»

С приходом новой власти в 1917 году этот свод правил был отменен и даже запрещен. Конечно, это было связано с тем, что революционеры выступали против религиозной пропаганды и всего, что с этим связано. Поэтому «Домострой» не мог быть одобрен новым правительством. Борьба с самодержавием и крепостничеством (поддерживаемыми церковью) запрещала упоминание о религии и православии.

В любой литературе авторы того времени доводили до читателя идею атеизма. Конечно, книга с поучениями о почитании священников и монахов, отцов своих духовных, служении царю и всяким властителям не могла быть разрешена ни в коем случае.

Такая борьба с религией в течение многих десятилетий не сказалась благоприятно на нравственности современного общества.

Книга, называемая «Домострой» или быт русской семьи 16 века: doktoraikasap — LiveJournal

“Домострой” (полное название — “Книга, называемая “Домострой”, содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам”), свод советов и правил, определявших все стороны жизни русского человека XVI в., поражающий нас сегодня почти неправдоподобной одухотворенностью даже мельчайших бытовых деталей. “Домострой” не просто сборник советов — перед читателем развертывается грандиозная картина идеально воцерковленного семейного и хозяйственного быта. Упорядоченность становится почти обрядовой, ежедневная деятельность человека поднимается до высоты церковного действа, послушание достигает монастырской строгости, любовь к царю и отечеству, родному дому и семье приобретает черты настоящего религиозного служения.

“Домострой” создан в 1-й пол. царствования Ивана Грозного.

“Домострой” состоит из трех частей: об отношении русского человека к Церкви и царской власти; о внутрисемейном устроении; об организации и ведении домашнего хозяйства.

“Царя бойся и служи ему верою, и всегда о нем Бога моли, — поучает “Домострой”. — Аще земному царю правдою служиши и боишися е, тако научишися небесного Царя боятися…”. Долг служения Богу есть одновременно и долг служения царю, олицетворяющему в себе православную государственность: “Царю… не тщится служить лжею и клеветою и лукавством… славы земной ни в чем не желай… зла за зло не воздавай, ни клеветы за клевету… согрешающих не осуждай, а вспомни свои грехи и о тех крепко пекися…”. “А в котором либо празднике… да призывают священнический чин в дом свой… и молят за царя и великого князя (имярек), и за их благородные чада…”.

Та же часть сборника, которая посвящена вопросам семейного быта, учит, “как жити православным христианам в миру с женами и с детьми и домочадцами, и их наказывати и учити, и страхом спасати и грозою претити и во всяких делах их беречь.

В “Домострое” есть все. Есть трогательные указания, “како детям отца и матерь любити и беречи и повиноватися им и покоити их во всем”. Есть рассуждения о том, что “аще кому Бог дарует жену добру — дражайше есть камения многоценного”. Есть практические советы: “како платье всяко жене носити и устроити”, “како огород и сады водити”, “како во весь год в стол ествы подают” (подробно о том, что — в мясоед, и что в какой пост). Есть указания по чину домашнего молитвенного правила для всей семьи — “как мужу с женою и домочадцами в доме своем молитися Богу”. И все это — с той простотой, основательностью и тихой, мирной неторопливостью, что безошибочно свидетельствует о сосредоточенной молитвенной жизни и непоколебимой вере.

“Каждый день вечером, — поучает “Домострой”, — муж с женою и детьми и домочадцами, если кто знает грамоту — отпеть вечерню, повечерие, в тишине со вниманием

Митрополит Иоанн (Снычев)

Домострой в прошлом и настоящем

Срок жизни «Домостроя» оказался
коротким, в начале XVIII века он потерял свою актуальность.

Уже в XX веке о нём очень резко
отозвался Бердяев, который назвал сочинение Сильвестра «извращением
христианства». Любопытно, что «Домострой» критиковался и с духовной стороны.
Профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов
даже указал на то, что «Женщина там поставлена в положение почти что
неодушевлённого «аппарата» по производству детей и обустройству быта»
.

В то же время «Домострой»
оказался незаменимым источником по эпохе русского Средневековья, без его
подробного изложения деталей быта мы сегодня не представляли бы повседневную
жизнь сословий Московского царства

Вместе с тем важно понимать, что Сильвестр
описывает ту модель поведения христианина, которая кажется ему идеальной, а не
обычное поведение современников

Была ли жизнь русской женщины в
Средневековье адом? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Разумеется,
современная женщина не смогла бы жить по законам того времени, однако речь ведь
идёт не о современной женщине. Необходимо учитывать дремучее невежество людей
прошлого, их гораздо более скромные жизненные потребности.

Понятно, что выданная замуж на
нелюбимого человека, обременённая детьми и домашним хозяйством, женщина не
имела особых поводов для радости. Совершенно не случайно Пётр I вытянул её из
боярских теремов на ассамблеи. Впрочем, мы знаем в ту эпоху не только
затворниц, но и видных государственных деятелей. Особенно заметными фигурами в
этом ряду являются Марфа-посадница и царевна Софья.

Таким образом, «Домострой» — это
отражение своей эпохи, а не наставление на все времена. И воспринимать его
нужно соответственно, без фанатизма. Каждому историку необходимо прочитать это
сочинение. Он найдёт в нём массу полезного для себя материала. Что же касается
попыток внедрить наставления «Домостроя» в реальную жизнь, то они обречены на
провал. Впрочем, такие попытки всегда будут иметь место хотя бы в пику
поднимающей голову идеологии феминизма…

Литература[править | править код]

  • Хорихин В. В. Рукописные тексты Домостроя XVI—XVIII вв. : История издания и изучения. — Сергиев Посад : Сергиев-Посад. гуманит. ин-т, 2002. — 247 с. — (Habent sua fata libelli /Сергиев-Посад. гуманит. ин-т. Лаб. гуманит. исслед. СПГИ; Вып. 1). — ISBN 5-7017-0543-9
  • Якутин Ю. В. Домострой — экономика русской (православной) цивилизации // Философия хозяйства. — 2008. — № 1 (55). — С. 253—254.
  • Нефедова Л. К. Понимание детства в концепции «Домостроя» // Реальность. Человек. Культура: антропологические проекты русской культуры : материалы Всероссийской научной конференции, Омск, 17 ноября 2017 года / Омский государственный педагогический университет. — Омск: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет», 2017. — С. 158—163.
  • Зорина Е. Д. Сопоставительный лингвистический анализ религиозных и хозяйственных глав «Домостроя» // Синергия Наук. — 2019. — № 42. — С. 458—464.

Издания[править | править код]

  • Сильвестра

    Домострой / Изд. подгот. В. В. Колесов, В. В. Рождественская; Отв. ред. Л. А. Дмитриев. — СПб.: Наука, 1994. — С. 88—133.; Зеркала: в электронной библиотеке Исторических ресурсов МГУ им. Ломоносова, с комментариями митрополита Иоанна (Снычева).

    середины XVI века.

  • Голохвастова Д. П. во «Временнике» Московского общества истории и древностей Российских, и отдельной книгой (М., 1849).
  • Домострой. По рукописям Императорской публичной библиотеки / В. Яковлев. — СПб.: Издание Д. Е. Кожанчикова, 1867.
  • Домострой. — М.: Советская Россия, 1990.
  • Домострой / Изд. подгот. В. В. Колесов, В.В. Рождественская; Отв. ред. Л. А. Дмитриев. — СПб. : Наука, 1994. — Содерж.: Домострой: . – С. 5—87; Сильвестровская редакция. – С. 88—133; Перевод. – С. 134—268.
  • Домострой : По списку Гос. Ист. музея из собр. рук. Петра Ивановича Щукина и ему подобным / . — Москва : Экон. газ., 2000. — 351 с. — (Русская классическая библиотека «Экономика и духовность»). — ISBN 5-900792-04-8
  • Домострой / . — 3-е изд. — Москва : Экономическая газ., 2008. — 302 с. — (Русская классическая библиотека «Экономика и духовность»). — ISBN 978-5-900792-39-2

Основные фигуры быта

Рассматривая вопрос о том, кто написал «Домострой» и в какое время, нужно отметить, что тремя основными фигурами тогдашнего быта являются следующие:

  • Во-первых, это крестьянин, молившийся то Богородице, то древним идолам где-нибудь в лесу. Он привык обращаться со скотом и тяжело работать. А вот галантное обхождение ему неведомо, он ему не обучен.
  • Во-вторых, это воин, который защищает пахаря и владеет основной частью произведенного им хлеба. На боку он носит оружие и в любой момент готов пустить его в ход.
  • В-третьих, это священник, зачастую едва грамотный, с трудом разбирающий Псалтырь. Но только он способен хоть немного смягчить сердце земледельца, руки которого задубели от тяжелой работы, кожа пропиталась соками земли. И воина, с ладоней которого годами не исчезали мозоли из-за упражнений с оружием и которому зимой приходилось спать чуть ли не на снегу.

Таким образом, в век создания «Домостроя» лишь слово Божие было способно в их душах поставить заслон жестокосердию, сформировавшемуся тяжелым бытом.

Народ был приучен к драке

В наше время подобные ограничения могут показаться незначительными. Но чтобы оценить их масштаб, нужно понимать, как Россия жила в ту пору. Весь юг, начиная с весны, трепетал от страха перед татарскими набегами.

Ежегодно одна или несколько армий приходили к южным границам, чтобы в случае необходимости стоять насмерть против очередного нападения войск Орды монголо-татар. А также войны часто происходили и на востоке, и на западе.

Как следствие, быт в московской державе был крайне милитаризован. Тогда народ от мала до велика был приучен к драке, так как это могло понадобиться в любой момент, чтобы дать отпор врагу.

Женское счастье — покорность и инициативность

Согласно чёткой иерархии «Домостроя», жена должна беспрекословно подчиняться своему мужу, быть верной и терпеть наказания, в том числе и физические, если они оправданы её поведением. На ней также лежит практически всё домашнее хозяйство и воспитание дочерей. Кажется, что более тяжёлой судьбы придумать невозможно.

Но не всё так просто, как кажется. Почти полностью подчиняясь своему супругу, жена всё же занимала второе место в семейной иерархии. Ей подчинялась большая часть слуг, если такие в хозяйстве имелись, на её плечах, как уже было сказано, держалось хозяйство, а вопросы, которые касались бы ведения домашней экономики, глава семьи обязан был обсуждать со своей суженой.

Несмотря на то, что фактически на жене находилось всё хозяйство и она была должна владеть многочисленными ремесленными профессиями (прядение, ткачество, шитьё, не считая готовки еды и её хранения), супруга обладала инициативой в экономическом планировании. Излишки произведённых изделий жена могла сбывать на рынке, не советуясь об этом с мужем.

О чем рассказывает «Домострой»?

Этот памятник — часть европейской средневековой традиции сборников правил и наставлений на все случаи жизни. Похожие сочинения были известны и в Западной Европе, и в Византии. Разброс тем в них может показаться современному читателю даже слишком широким. В «Домострое» есть рекомендации и о том, «как христианам веровать во Святую Троицу и Пречистую Богородицу», и о том, «как держать на сеновалах сено». Это не кощунство и не небрежность составителя текста, а принципиальное решение.

Для христианина той эпохи вся жизнь — это путь либо к Богу, либо прочь от Него, третьего не дано. Поэтому процесс духовного совершенствования не ограничивался стенами церкви и минутами молитвы. Нравственным правилам подчинялись все действия, даже самые простые бытовые заботы. В облике дома и поступках его обитателей отражался их ежедневный труд на этом пути к Богу. Кэролин Паунси пишет:

Вот что говорит сам «Домострой»:

Этот земной бытовой «рай» не просто приятен глазу, он дает надежду на истинный рай после смерти.

Главный принцип жизни дома по «Домострою» — всё должно быть на своем месте, и каждый выполняет свои задачи так хорошо, как только может. Дети подчиняются родителям, те заботятся о них. Слуги делают всю необходимую работу, хозяева контролируют ее качество и обеспечивают слуг всем необходимым. Все обитатели дома должны стараться сохранять честь семьи и за пределами дома вести себя так, чтобы никто не сказал о них дурного: не сплетничать, не воровать, не напиваться допьяна.

Хозяин дома несет ответственность не только за то, чтобы все домочадцы, включая слуг, были одеты и накормлены. От его решений зависит, будут ли спасены их души после смерти, обретут ли они вечную жизнь или отправятся на вечную муку. Бремя их проступков ложится на плечи хозяина.

О рукоделии

В те далекие времена честный труд почитался очень высоко. Поэтому правила «Домостроя» коснулись добросовестного и качественного исполнения любой работы.

Осуждению предавались те, кто врет, работает нечестно, крадет, не делает добро на благо общества. Пред началом всякого дела требовалось перекреститься и попросить благословения у Господа, трижды поклониться до земли святым. Всякое рукоделие (приготовление еды, заготовка запасов, ремесленничество) надобно начинать с чистых мыслей и вымытых рук.

Все, что сделано с чистыми мыслями и желанием, будет приносить пользу людям. Разве можно с этим поспорить?..

Роль женщины и мужчины

К женщине книга выдвигала ряд требований, которым та непременно должна была соответствовать:

  • Покорность и послушание, воля главы семьи должна была быть исполнена беспрекословно.
  • Духовная чистота.
  • Обязанность воспитывать детей, прежде всего — дочерей, поскольку свой опыт сыновьям передавали мужчины.
  • Ведение домашнего хозяйства.

Регламентирует «Домострой» правила поведения в семье. Последняя представляла собой общество в миниатюре, поэтому общий смысл произведения становится гораздо более масштабным. Правилам и советам должны были следовать не только отцы и матери, но и все жители Руси вне зависимости от их социального и семейного статуса.

У любого государства есть глава — царь, равно как и во главе любой семьи находится мужчина, отец и муж, ответственный и справедливый, который должен не унижать своих домочадцев, а наставлять их на путь истинный, помогать принимать правильные решения и становиться порядочным человеком. В свете этой аналогии законы и правила текста перестают казаться чрезмерно жестокими и абсурдными.

Глава семьи, отец, обладал, согласно канонам книги, безграничной властью, но в то же время именно на его плечи ложилась максимальная ответственность

Использовать власть важно было грамотно, без злоупотреблений. Использование физических наказаний «Домострой» разрешал, однако рекомендовал делать это «без злобы», только при необходимости

Цель порки должна была быть благая — воспитание подрастающего поколения или супруги, а ни в коем случае не унижение их человеческого достоинства. Прилюдно наказание осуждалось, кроме того, рекомендовалось пожалеть наказанного.

В обязанности главы семьи входило своевременное обеспечение дочери приданым. Книга рекомендовала заранее начинать откладывать на эти цели часть доходов, чтобы повзрослевшая дочь стала завидной невестой и смогла получить себе достойного избранника, который, в свою очередь, станет надежной главой новой молодой семьи.

«Домострой» приписывал сопровождать молитвой любое дело. Перед его началом необходимо было помолиться Богу и попросить его о помощи, после завершения — поблагодарить. Наконец, отец с ранних лет должен был воспитывать в детях положительные качества и научить их избегать пороков — не красть, не предаваться зависти, не блудить, не клеветать.

Наставление отца к сыну

Хотелось бы ознакомиться с книгой «Домострой», краткое содержание которой описано выше, чуть подробнее.

Особое место занимает важнейшее наставление «Домостроя» — заповедь отца. Обращаясь к сыну, он в первую очередь благословляет его. Далее он наставляет сына, его жену и детей жить по христианским законам, с правдой и чистой совестью, веруя и соблюдая заповеди божьи. Отец отдает эти строчки своему сыну и его домочадцам и подчеркивает: «если писание сие не примете, то будете сами за себя отвечать в Судный день».

В него вложена величавость, мудрость и гордость. Такие наставления были бы актуальны в любое время. Ведь все родители желают своим чадам добра, хотят видеть их честными, милосердными и достойными людьми. Современная молодежь зачастую не слышит подобных фраз от своих отцов и матерей. А «Домострой», год создания которого выпал на период особого почитания Бога, ставил все на свои места. Это закон, который следует исполнять, и точка. Его не подвергали сомнению

Он расставлял всех членов семьи на свои «ступеньки», определял отношения между ними и, самое важное, объединял их. Вот что такое «Домострой»

Структура и особенности стилистики

Вне зависимости от редакции «Домостроя» (до нас дошло их несколько, поскольку на Руси было принято не только переписывать книги, но и привносить в их содержание нечто свое), в его структуре выделяется 3 составные части. Первая посвящена рассмотрению отношения к церкви и ее догматам. Вторая рассматривает правильное отношение к семье и домочадцам, третья — о домоводстве.

Классический текст включает в себя 64 главы: 63 основные и дополнительная, 64-я — послание автора к своему сыну. В ней священник пытается не только сделать своеобразное «резюме» содержания книги, предложить собственные краткие выводы, но и сквозь призму своей собственной жизни рассмотреть житейские и бытовые правила. Написана эта глава в форме обращения.

Есть версия, что именно 64-я глава и имеет авторство Сильвестра, в то время как все прочие представляют собой произведения, отрывки различных авторов, которые протопоп «довел до ума» и систематизировал в единое произведение. «Домострой» — это не художественное произведение, но в наше время читать его интересно, поскольку оно дает представление о нравах и обычаях людей Древней Руси, об особенностях жизни в те далекие эпохи. Есть в книге и рецепты, написанные довольно просто, особенно если учесть, что каждая их буква была ориентирована на жителей прошлого.

https://youtube.com/watch?v=Dnrs7dP1coM

Практически все главы написаны живым русским языком, классических церковных штампов в тексте очень мало, равно как и сложных слов, вот почему произведение читается легко и без особых проблем может быть понято современным человеком. Его включают в школьную программу (в кратком изложении или отрывочно), изучение, как правило, особых сложностей у детей не вызывает.

Можно выделить следующие стилистические особенности «Домостроя»:

  • Простота сюжета и доступность изложения.
  • Богатство и многообразие лексики, причем не только узкоцерковной, но и бытовой. Вот почему текст интересен не только лингвистам, но и историкам, позволяет понять, какие реалии простой жизни уже существовали в рассматриваемый период.
  • Речь красочная, образная, богата пословицами, поговорками, устойчивыми выражениями.
  • Синтаксис прост, лаконичен, без использования сложных витиеватых конструкций. Присутствуют определения, четкие, но образные.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: