Слайд 29После 14 декабря 1825 г. он был арестован и в
результате допросов, как «прикосновенный» к восстанию, переведен на Кавказ, в сентябре 1826 г. назначен состоять при генерал-адъютанте И. Ф. Паскевиче и под его началом находился в персидской и турецкой кампаниях. В сражениях Вольховский проявил исключительную храбрость. Отличился при осаде крепостей Эривани, Карса и Эрзерума. Заслужил множество орденов, а также был награжден золотой шпагой с надписью «За храбрость».Занимая высокий пост в армии, Вольховский многое сделал для облегчения участи разжалованных декабристов, прини-мал деятельное участие в их судьбе. По оценке современников, Вольховский «сделался ангелом-хранителем всей довольно многочисленной семьи декабрис-тов, поступивших по высочайшему милосердию на Кавказ рядовыми».
Дата, история праздника
19 октября 1811 года состоялось открытие Царскосельского лицея, где и учился Александр Сергеевич. В честь этого события сегодня отмечают День лицеиста. Праздник начали отмечать сами выпускники этого учебного заведения, которые собирались затем на особый лицейский обед.
Возрождение его случилось в 90-ых годах прошлого столетия, когда стали открываться лицеи.
Александр I основал это учебное заведение для детей из дворянского сословия. Сначала государь и вовсе полагал, что здесь будут воспитываться царские отпрыски, но идея эта не воплотилась.
- Не стоит думать, что дворянский чин давал «зелёный свет» для тех, кто хотел здесь учиться. Всем желающим обязательно нужно было сдать строгий экзамен.
- Программа лицея, действительно, было очень сложная, ведь здесь планировали обучать будущих государственных деятелей.
- Подростков сюда принимали только раз в 3 года и после этого они постигали азы всех наук в течение 6 лет.
- Надо сказать, что Царскосельский лицей был первым учебным заведением такого рода в России. Программу для лицеистов разрабатывал сам Сперанский. Она была рассчитана на мальчиков, начиная с 10 лет.
- Царскосельский лицей был одним из тех немногих заведений в России, где полностью были запрещены телесные наказания. Этот пункт был внесён даже в устав.
- Кстати, в учебное заведение набирали всего 30 человек, и Пушкин попал туда по протекции своего дяди, который лично знал Сперанского – основателя лицея.
Каждый лицеист имел свою собственную келью. В ней были кровать, стол и стул, шкаф, конторка и зеркало. Там был очень строгий режим. Воспитанники очень рано вставали, затем ели и готовили уроки, а после продолжительных учебных занятий было время для отдыха. Но обычно его проводили за гимнастическими упражнениями: летом плавали, а зимой катались на коньках.
Ученики жили здесь 11 месяцев в году. Только в июле у них были каникулы. При этом практически все оставались в лицее, а родственники приезжали лишь на выходные.
Презентация на тему: » (1811-1817 гг.) Друзья мои! Прекрасен наш союз! А. С. Пушкин.» — Транскрипт:
2
( гг.) Друзья мои! Прекрасен наш союз! А. С. Пушкин
3
19 октября 1811 года в необычайно торжественной обстановке в присутствии самого государя императора Александра I в Царском Селе под Петербургом был открыт Лицей. Торжество окончилось, и для 30 мальчиков из лучших дворянских семей потекли лицейские будни. Но было в этих буднях и много интересного. Василий Львович Пушкин, дядя Пушкина
4
Русский ФранцузскийНемецкий Арифметика Общие свойства веществ тел География История Пушкин очень хорошо не учился знает до тройного правила хорошо имеет сведения Кюхельбекерне оченьхорошо довольно хорошо хорошо Пущин хорошо посредственн о не знаетхорошо имеет сведения Вольховский довольно знает очень хорошоне знаетхорошо не очень хорошо хорошо Дельвиг хорошопреслабоне знаетдо тройного правила хорошо Сравнительная таблица оценки знаний Александра Пушкина при сдаче экзаменов в лицей В Лицей принимали не только по предъявлению свидетельства о дворянском происхождении, но и по предварительному испытанию- вступительным экзаменам
5
Лицей — это мир юности Пушкина, это место рождения его поэтического таланта, это место рождения той большой дружбы, воспоминания о которой не могли стереть ни время, ни испытания. Прообразом Царскосельского Лицея был Лицей греческий. Лицеем, или Ликеем, называлась одна из трех афинских гимназий, основанных в 335 году до нашей эры Аристотелем. Она была расположена неподалеку от храма Аполлона Ликейского в северо- восточном пригороде Афин — Ликее, в красивом живописном месте.
6
Класс, где проходили занятия Александрийский дворец В Лицее идет своя бурная, насыщенная жизнь. Лицей дышал стихами. Они витали в классах, перелетали в спальни. Их читали, обсуждали, писали. Лицеисты издавали свои собственные рукописные журналы.
7
А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года. Зимой 1815 года в Лицее вновь соберутся гости, родные, знакомые на публичные испытания воспитанников. Экзамены станут значительным событием их жизни, а для Александра Пушкина — первым публичным поэтическим успехом. В присутствии маститого поэта — Державина Г.Р. Пушкин читает свои «Воспоминания в Царском Селе».
8
«А.С.Пушкин на экзамене в Царскосельском лицее» Картина художника Евгения Демакова.
9
Свидетельство А. С. Пушкина об окончании лицея. Памятник Пушкину в Царскосельском лицее В Лицее стихи писали все, однако Пушкин не сразу занял среди лицеистов первое место
10
В Царскосельском лицее Пушкин-лицеист В те дни — во мгле дубравных сводов Близ вод, текущих в тишине, В углах лицейских переходов Являться муза стала мне. Моя студенческая келья, Доселе чуждая веселья, Вдруг озарилась! Муза в ней Открыла пир своих затей; Простите, хладные науки! Простите игры первых лет! Я изменился, я поэт, В душе моей едины звуки Переливаются, живут, В размеры сладкие бегут. А.С.Пушкин. « Евгений Онегин ». VIII глава (Беловая рукопись)
11
Друзья А. С. Пушкина по Лицею Вы помните: когда возник Лицей, Как царь открыл для нас чертог царицын, И мы пришли. И встретил нас Куницыи Приветствием меж царственных гостей…
12
И ныне здесь, в забытой сей глуши, В обители пустынных вьюг и хлада, Мне сладкая готовилась отрада: Троих из вас, друзей моей души, Здесь обнял я. Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его Лицея превратил.
13
Арист! и ты в толпе служителей Парнаса! Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса; За лаврами спешишь опасною стезей И с строгой критикой вступаешь смело в бой!
14
И ты пришел, сын лени вдохновенный, О Дельвиг мой: твой голос пробудил Сердечный жар, так долго усыпленный, И бодро я судьбу благословил.
15
Друзья мои! Прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.
Чем чаще празднует Лицей…
Чем чаще празднует ЛицейСвою святую годовщину,Тем робче старый круг друзейВ семью стесняется едину,Тем реже он; тем праздник нашВ своем веселии мрачнее;Тем глуше звон заздравных чашИ наши песни тем грустнее.
Так дуновенья бурь земныхИ нас нечаянно касались,И мы средь пиршеств молодыхДушою часто омрачались;Мы возмужали; рок судилИ нам житейски испытанья,И смерти дух средь нас ходилИ назначал свои закланья.
Шесть мест упраздненных стоят,Шести друзей не узрим боле,Они разбросанные спят —Кто здесь, кто там на ратном поле,Кто дома, кто в земле чужой,Кого недуг, кого печалиСвели во мрак земли сырой,И надо всеми мы рыдали.
И мнится, очередь за мной,Зовет меня мой Дельвиг милый,Товарищ юности живой,Товарищ юности унылой,Товарищ песен молодых,Пиров и чистых помышлений,Туда, в толпу теней родныхНавек от нас утекший гений.
Тесней, о милые друзья,Тесней наш верный круг составим,Почившим песнь окончил я,Живых надеждою поздравим,Надеждой некогда опятьВ пиру лицейском очутиться,Всех остальных еще обнятьИ новых жертв уж не страшиться.
Чем лицей отличается от школы?
Царскосельский лицей, стремившийся подготовить высококвалифицированных государственных чиновников и политических деятелей, предлагал 6-летнее образование, включая науки, этикет, физические, исторические и математические дисциплины, а также изящные искусства. Учащиеся не покидали стены учебного заведения, кроме летних каникул, и постоянно занимались учебой, в отличии от школы, в которую ходили каждый день, а вечером возвращались домой.
«19 октября каждого года вся Россия отмечает Всероссийский день лицеиста — особый день, посвященный этой уникальной образовательной группе. Лицеисты — это талантливые и целеустремленные молодые люди, находящиеся на вершине школьной иерархии. Что же делает лицеистов такими особенными?
Одно из главных отличий лицеистов от обычных школьников — высокий уровень их образования. Лицеисты отличаются глубокими знаниями и широким кругозором в различных областях — от естественных наук до искусства и гуманитарных наук. Они стремятся к постижению высоких вершин знаний и поэтому избирают образовательные учреждения, обеспечивающие им подходящую среду для развития.
Кроме того, лицеисты проявляют особую преданность своим учебным целям и стремятся к постоянному самосовершенствованию. Они активно погружаются в учебный процесс, посещают дополнительные занятия, участвуют в олимпиадах и конкурсах. Благодаря этому, лицеисты блестяще справляются с академическими задачами и часто обладают высокой успеваемостью.
На Всероссийский день лицеиста каждый лицеист может по-настоящему почувствовать себя участником особого сообщества — сообщества молодых и умных людей, способных изменить мир вокруг себя
Праздник напоминает лицеистам о важности их роли в обществе и то, что их уникальные способности могут быть использованы для достижения больших высот в науке, искусстве и других сферах деятельности
Таким образом, Всероссийский день лицеиста — это особый день, посвященный талантливым и целеустремленным ученикам, отличающимся высоким уровнем образования и стремлением к самосовершенствованию
Этот праздник напоминает нам о важности поддержки и поощрения успешных и талантливых молодых людей, которые будут становиться будущими лидерами и изменят наш мир к лучшему.»
История Царскосельского лицея
Изначально предполагалось, что во флигеле Екатерининского дворца будут жить внучки Екатерины Великой. Но, коль скоро впоследствии здесь было решено по указанию императора Александра I разместить лицей, архитектор Василий Стасов получил задание подготовить все для будущих звезд государственной службы.
«Идут годы… Кваренги возводит строгие свои колоннады, упоительно-спокойные, величаво-простые дворцы, строит Александровский Дворец, Лицейский флигель. 1811 год, 19 октября: в лицейской зале, между колоннами — стол, покрытый красным сукном, с золотой бахромой… В группе лицеистов смуглый, курчавый, быстроглазый «арапчонок» («Город муз» Эрих Голлербах).
Та самая лицейская зала…
Несмотря на то, что пушкинских мест в Северной столице не счесть, Лицей – место особое: первое в истории России высшее учебное заведение для подготовки госслужащих, образчик для изучения методик прошлых веков, давших миру столько великих имен.
О необходимости создания особой системы воспитания элит говорят и сегодня в верхах, с научных кафедр. Приводят в пример Великобританию, выпустившую из своих школ, ориентированных на служение интересам королевства, десятки премьер-министров, политических и культурных деятелей.
Так, в Вестминстере отучились семь премьер-министров Соединенного Королевства. Eton College окончили писатели Олдос Хаксли и Джордж Оруэлл, а также 19 премьеров Великобритании.
Harrow выпустил не только одного из самых великих британцев, сэра Уинстона Черчилля, но и Джавахарлала Неру, который под наставничеством Махатмы Ганди стал председателем Индийского национального конгресса, а после обретения страной независимости — ее первым премьер-министром.
Выпускниками Хэрроу являются Джордж Байрон и популярный актер Бенедикт Камбербэтч. К слову, школа Хэрроу была основана в 1571-м, в эпоху королевы Англии Елизаветы I.
Авторы проекта создания Лицея и участники «Негласного комитета», среди которых были графья Кочубей и Строганов, князь Чарторыйский, государственные деятели Николай Новосильцев и Михаил Сперанский не хуже британцев желали от лицеистов служения Родине.
Сперанский, к слову, еще и автор проекта отмены крепостничества в стране, новатор, многим идеям которого не было суждено осуществиться в ограничениях неограниченной монархии.
В лицеистах он и видел надежду, тех людей, которые смогут пронести его идеи сквозь годы, сквозь смены поколений и наконец-таки воплотить. Ну, в общем-то, где-то так оно и вышло.
Царскосельский лицей чуть более чем за век своего существования (1811 – 1917) может предложить весьма яркий список имен: за эти годы было 67 выпусков и 1822 выпускников. Среди одних только самых первых были:
— Александр Горчаков — видный российский дипломат, министр иностранных дел, канцлер империи; — Вильгельм Кюхельбекер — русский поэт, писатель и общественный деятель, декабрист. Друг Пушкина; — Антон Дельвиг — русский поэт, издатель; и тоже друг Пушкина; — Федор Матюшкин — адмирал, полярный исследователь, сенатор, однокашник и опять же друг Пушкина.
После переезда из Царского Села в Петербург (1843), Лицей стал именоваться Александровским Императорским. Славную череду выпускников пополнили: — писатель Михаил Салтыков-Щедрин (вряд ли нуждается в представлении); — дипломат Алексей Лобанов-Ростовский; — живописец Вячеслав Шварц; — министр земледелия и госимуществ, экономист, член Государственного совета Алексей Ермолов; — попечитель Александровского лицея граф Владимир Коковцов, председатель Совета министров Российской Империи в 1911—1914 годах; — князь Николай Голицын, последний председатель Совета министров Российской Империи; — и многие-многие другие.
Получается, что свою функцию Лицей полностью выполнил. Недаром ведь просуществовал до самой Октябрьской революции. А потом уже на смену ему пришли формы подготовки элиты — от рабфаков до Высшей партийной школы.
Слайд 33 Комнаты лицеистов .Из воспоминаний Ивана Пущина:“Я, как
сосед (с другой стороны его нумера была глухая стена), часто, когда все уже засыпали, толковал с ним вполголоса через перегородку о каком-нибудь вздор-ном случае того дня; тут я видел ясно, что он по щекотли-вости вся-кому вздору приписывал какую-то важность и это его волновало. Вместе мы, как умели, сглаживали некоторые шероховатости, хотя не всегда это удавалось
В нём была смесь излишней смелости с застенчивостью, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило. Бывало, вместе промахнёмся, сам вывернешься, а он никак не сумеет этого уладить. Главное, ему недоставало того, что называется тактом”.
Дружеские связи
Рассказ о годах учебы невозможен без упоминания той дружеской атмосферы, которая царила в лицее. У А. С. Пушкина были хорошие отношения как с воспитанниками лицея, так и с лицейными преподавателями, которые отмечали природный ум писателя.
Несмотря на то что А. С. Пушкин часто ссорился с другими лицеистами и вступал с ними в конфликты, писателю удалось найти в лицее настоящих друзей, о которых А. С. Пушкин будет всю жизнь вспоминать с теплотой. Именно в Царскосельском лицее поэт познакомился и подружился с И. И. Пущиным, А. А, Дельвигом, В. К. Кюхельбекером, И. В. Малиновским. С А. С. Пушкиным их объединяло не только то, что они находились в одном литературном кружке, где читали друг другу написанные произведения, но и то, что они проводили друг с другом все свое свободное время и делились самыми сокровенными мыслями.
Годы, проведенные А. С. Пушкиным в лицее, навсегда стали ассоциироваться с темой дружбы, которая занимает особое место в творчестве великого поэта и писателя.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Лицейские годы Пушкина», рассмотрит период становления творческой личности А. С. Пушкина, который уже в это время становится известным поэтом.
Учеба в Лицее соответствовала статусу элитного заведения. Физические и унизительные наказания отсутствовали, у каждого ученика была своя комната. Подъем каждый день в шесть утра, затем сразу два часа занятий, лишь потом завтрак и небольшая прогулка. Учеба продолжались и после обеда, чередуясь с небольшими разминками. Всего лицеисты занимались около семи часов в день. Отдых подразумевал не праздность, а занятия спортом и чтение.
В лицее поэт первый раз влюбился. Он был совершенно очарован Бакуниной, которая приезжала на лицейские балы, чтобы проведать своего брата. Пушкин посвятил ей одно из первых своих стихотворений о любви « К живописцу». Но все, же для самого Александра Сергеевича годы учебы в Царском Селе это, прежде всего друзья. И до конца жизни, каждый год на годовщину лицея он будет писать стихотворение- главная тема которого дружба.
Примечания
19 октября — день основания лицея, постоянно отмечавшийся лицеистами первого выпуска.
Он не пришел, кудрявый наш певец — Корсаков, Николай Александрович, композитор, умерший 26 сентября 1820 г. во Флоренции.
Чужих небес любовник беспокойный — Матюшкин, Федор Федорович (1799—1872), моряк; он был в это время уже в третьем плаванье, кругосветном.
На долгую разлуку… — перифраз заключительных стихов «Прощальной песни воспитанников царскосельского лицея» Дельвига:
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас.
Стихи Друзьям иным душой предался нежной, // Но горек был небратский их привет говорят о предательской дружбе Ф. Толстого и других в 1820 г. (см. прим. к стих. «Эпиграмма» — «В жизни мрачной и презренной…» — т. 1), а затем А. Н. Раевского (см. выше, «Коварность»).
О Пущин мой, ты первый посетил… — Пущин приезжал к Пушкину в Михайловское на один день, 11 января 1825 г. Он рассказал позднее об этом посещении в своих «Записках о Пушкине».
Ты, Горчаков… — А. М. Горчаков встретился с Пушкиным у своего дяди, А. Н. Пещурова, в имении Лямоново, недалеко от Михайловского, летом 1825 г.
О Дельвиг мой… — Дельвиг гостил у Пушкина в Михайловском в апреле 1825 г.
Скажи, Вильгельм… — Кюхельбекер.
Несчастный друг… — пережил всех товарищей по выпуску А. М. Горчаков, умерший в возрасте 84 лет.
В первоначальной беловой редакции были строфы, которые Пушкин не ввел в окончательный текст; после стиха «Минутное забвенье горьких мук…» (строфа 1):
Товарищи! сегодня праздник наш.
Заветный срок! сегодня там, далече,
На пир любви, на сладостное вече
Стеклися вы при звоне мирных чаш. —
Вы собрались, мгновенно молодея,
Усталый дух в минувшем обновить,
Поговорить на языке лицея
И с жизнью вновь свободно пошалить.
На пир любви душой стремлюся я…
Вот вижу вас, вот милых обнимаю.
Я праздника порядок учреждаю…
Я вдохновен, о, слушайте, друзья:
Чтоб тридцать мест нас ожидали снова!
Садитеся, как вы садились там,
Когда места в тени святого крова
Отличие предписывало нам.
Спартанскою душой пленяя нас,
Воспитанный суровою Минервой,
Пускай опять Вальховский сядет первый,
Последним я, иль Брольо, иль Данзас.
Но многие не явятся меж нами…
Пускай, друзья, пустеет место их.
Они придут: конечно, над водами
Иль на холме под сенью лип густых
Они твердят томительный урок,
Или роман украдкой пожирают,
Или стихи влюбленные слагают,
И позабыт полуденный звонок.
Они придут! — за праздные приборы
Усядутся; напенят свой стакан,
В нестройный хор сольются разговоры,
И загремит веселый наш пеан.
После стиха «Ты в день его лицея превратил» (строфа 9) следует строфа о И. В. Малиновском:
Что ж я тебя не встретил тут же с ним,
Ты, наш казак и пылкий и незлобный,
Зачем и ты моей сени надгробной
Не озарил присутствием своим?
Мы вспомнили б, как Вакху приносили
Безмолвную мы жертву в первый раз,
Как мы впервой все трое полюбили,
Наперсники, товарищи проказ…
Все трое полюбили — Пушкин, Пущин и Малиновский влюбились в Е. П. Бакунину (см. прим. к стих. «Осеннее утро» — т. 1).
После стиха «Он взял Париж, он основал лицей» (строфа 17) следовало:
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию — и мертвым и живым,
К устам подняв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Куницын, Александр Петрович — преподаватель «нравственных и политических наук» в Царскосельском лицее, один из самых любимых и уважаемых профессоров Пушкина, известный своими передовыми убеждениями. (Т. Ц.)
«19 октября». Автограф Пушкина (1825 г.)
Благодарим за прочтение произведения Александра Сергеевича Пушкина «19 октября»!
Читать все произведения Александра ПушкинаНа главную страницу (полный список произведений)
«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2024Обратная связь
Друзья
Еще во время поступления в лицей, Пушкин познакомился в Иваном Пущиным. Они оказались близки по духу, и сразу сдружились.
В лицее они жили в соседних комнатах: Пушкин в №14, а Пущин — в №13. На ежедневных прогулках они часто ходили в паре, увлеченно беседуя.
Со стороны они казались очень разными: Пушкин был невысокого роста, вспыльчив, а Пущин же наоборот был высоким и спокойным человеком.
Но между ними была крепкая дружба, которую они впоследствии смогли пронести через всю жизнь.
С другими лицеистами Пушкин нашел общий язык не сразу. По-началу он был угрюм, серьезен. Любую шутку в свой адрес воспринимал в штыки. И лицеисты сразу поняли, что с таким как он шутки плохи.
Среди лицеистов у Пушкина были и другие близкие друзья: Вильгельм Кюхельбекер (Кюхля) и Антон Дельвиг (Тося).
Первый славился обидчивым нравом, чем постоянно пользовались лицеисты. У Вильгельма было больше всего прозвищ. Дельвиг же прославился тем, что был невероятно ленив.
Что можно подарить в этот день?
Конечно, уместнее всего поздравлять учеников и преподавателей лицея. В День Пушкина вполне символичным подарком будет собрание его сочинений или отдельное произведение.
- Дети всегда с восторгом относятся к географическим картам и глобусам. Набор интересных или необычных закладок пригодится абсолютно любому.
- Хороший пенал, куда влезут абсолютно все принадлежности для письма, будет надежным другом на много лет.
- В младшей и средней школе дети любят необычные опыты, поэтому и можно подарить набор для выращивания кристалла или другие диковинки. Смешная кружка, на которую можно лепить лего-фигурки обрадует не только детей, но и взрослых.
- Добавьте к ней необычное ситечко для заваривания чая и безудержный восторг гарантирован.
- Как учителям, так и ученикам приходится рано вставать, поэтому креативный будильник – это, как говорится, то, что доктор прописал.
- Мужчинам, особенно тем, кто является современным лицеистом, хочется быть стильными. Поищите красивую бабочку в подарок.
Не забудьте и о хороших пожеланиях в День лицеиста. Постарайтесь найти такой подарок, который обрадует и не обидит.
Иван Пущин
«Мой первый друг, мой друг бесценный» — именно такими словами обращался великий русский поэт Александр Пушкин к Ивану Пущину, самому близкому из своих друзей. Пущин и Пушкин познакомились юными мальчишками на первом году учебы в Царскосельском лицее. Крепкая дружба оказала огромное влияние на творчество друг друга. Александр Сергеевич написал огромное количество стихотворений о близкой дружбе с Иваном Ивановичем: «Воспоминание», «Пирующие студенты», «К Пущину», «В альбом Пущину» и др. После окончания Лицея, друзья не разорвали дружбу, часто виделись. Пущин навещал Александра Сергеевича в Михайловском, где поэт отбывал ссылку. Связь прервалась, когда Пушкина сослали в южную ссылку. В 1825 г. перед декабристским восстанием друзья увиделись в последний раз. Есть интересный факт, что, умирая от ранения пулей, Александр Пушкин вспоминал своего друга. Жалел, что Пущина нет рядом: «Если бы он сейчас был рядом, мне было бы намного легче». Творчество Ивана Ивановича Пущина не смогло раскрыться в полной мере, помешала этому революционная деятельность, затем долгая ссылка. Писал много на тему революционных движений и декабристов: «Записки декабриста», «Письма из Ялуторовска». Во время ссылки в Чите работал над переводом «Записок Франклина». Пущин написал перед самой смертью статью, посвященную лучшему другу «Записки о дружбе с Пушкиным». Иван Иванович Пущин прожил интересную, но трагическую жизнь. Заслугой Ивана Ивановича считают создание исторических заметок о Царскосельском лицее. Пущин был одним из самых первых биографов великого поэта Пушкина.