Слайд 14В ночь с 3 на 4 сентября 1826 года в
Михайловское прибывает нарочный от псковского губернатора : Пушкин в сопровождении
фельдъегеря должен явиться в Москву, по приказу императора, Николая I .8 сентября , сразу же после прибытия, Пушкин доставлен к царю для личной аудиенции. Поэту по возвращении из ссылки гарантировалось личное высочайшее покровительство и освобождение от обычной цензуры.Именно в эти годы возникает в творчестве Пушкин интерес к личности Петра 1, царя-преобразователя. Он становится героем начатого романа о прадеде поэта, и новой поэмы «Полтава».К этому времени в творчестве поэта обозначился новый поворот. Трезвый исторический и социальный анализ действительности сочетается с осознанием сложности часто ускользавшего от рационального объяснения окружающего мира, что наполняет его творчество ощущением тревожного предчувствия, ведёт к широкому вторжению фантастики, рождает горестные, подчас болезненные воспоминания, напряжённый интерес к смерти.В 1827 началось расследование по поводу стихотворения «Андрей Шенье» (написанного ещё в Михайловском в 1825 г.), в котором был усмотрен отклик на события14 декабря 1825 , а в 1828 правительству стала известна кишинёвская поэма «гавриилиада ». Дела эти были по высочайшему повелению прекращены после объяснений Пушкина, но за поэтом был учреждён негласный полицейский надзор.
Интересные факты о ссылках Пушкина
Южная ссылка Пушкина фактически была командировкой: поэта перевели на другое место службы в должности коллежского секретаря.
По дороге на место службы Пушкин искупался в холодном Днепре и заболел. Поправлять своё здоровье он вместе с Раевским отправился на Кавказ.
Прототипом пушкинской поэмы «Братья разбойники» послужила реальная история двух беглых преступников.
Воронцов заставил Пушкина разобраться с саранчой в полях. Поэт считал эту работу для себя унизительной.
Во время южной ссылки Пушкин пришёл на дуэль с пакетом черешни и спокойной ел её, пока противник целился в поэта.
Пушкин любил играть в карты и часто проигрывал. Однажды ему пришлось продать ещё не опубликованную главу «Евгения Онегина», чтобы расплатиться с кредиторами. Позже он смог её вернуть.
Александр Сергеевич был очень любвеобилен. Причём большая часть его похождений приходится именно на годы ссылки.
В южной ссылке Пушкин стал членом масонской ложи «Овидий». Отличительной чертой её участников был длинный ноготь на одном из пальцев рук.
По дороге в Петербург, где проходило восстание декабристов, суеверный Пушкин наткнулся на белого зайца, дважды перескочившему ему дорогу. Поэт счёл это дурным знаком и вернулся в Михайловское.
Одно из первых, что сделал Пушкин, вернувшись из ссылки в Москву, — вызвал на дуэль старого обидчика.
Любимым блюдом Пушкина во время северной ссылки была приготовленная няней картошка.
В Михайловском поэт любил «ходить в народ». Так он изучал не только русский язык, но и знакомился с обычаями.
Произведение «Граф Нулин» было написано Пушкиным за одну ночь, когда ему срочно потребовались деньги для уплаты долга.
Месть губернатора
Прошло несколько месяцев, и Пушкин отличился вновь. Он написал на Воронцова несколько эпиграмм, вот самая злая из них:
«Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец».
В Одессе сразу поняли, в чей огород этот камень. Дело в том, что Воронцов пребывал в ожидании присвоения звания полного генерала. Прочитав эпиграмму, друзья Пушкина серьёзно обеспокоились. Пётр Вяземский срочно пишет Пушкину: «Сделай милость, будь осторожен на язык и перо. Не играй своим будущим…». Но совет опоздал. В Петербурге приняли решение сослать поэта в его псковское имение – в Михайловское, где сейчас знаменитый музей. В июле 1824 года Воронцов принудил Пушкина лично написать и подписать обязательства о незамедлительном выезде из Одессы во Псков. Саранча в итоге великому поэту вышла боком.
Пушкин был активным членом «Арзамаса»
Cубботнее собрание у В. А. Жуковского. Картина художников школы А. Венецианова.
1834–1836 годы
Арзамасское прозвище Пушкина Сверчок — несомненный факт его поэтической биографии, а само участие поэта в «Арзамасском обществе безвестных людей» во многом определяло исследовательский интерес к «Арзамасу» в течение последних 150 лет. Однако вопрос о том, когда и как Пушкин был принят в «Арзамас» и как часто реально участвовал в заседаниях общества, долгое время оставался фактически неразрешенным.
Специалисты сходятся в том, что Пушкин был принят в «Арзамас» заочно, едва закончив Лицей, в июне или в самом начале июля 1817 года. Не вызывает сомнений и то, что Пушкин, пестуемый секретарем «Арзамаса» Жуковским, стремился попасть в тесный круг своих поэтических учителей — как раз именно этим объясняются его заявления (в том числе поэтические — например, именем Арзамасец подписано пушкинское послание «К Жуковскому» 1816 года) в верности арзамасской литературно-полемической программе.
Однако реальное участие Пушкина в «Арзамасе», как недавно показал, опираясь на широкий круг мемуарных и эпистолярных данных, Олег Проскурин, по-видимому, ограничилось одним-единственным заседанием. Фактическое вступление Пушкина в «Арзамас», когда им была произнесена вступительная речь, произошло на прощальной встрече членов 7 апреля 1818 года, где отмечались проводы Дмитрия Блудова, одного из основателей и главных вдохновителей общества, который получил дипломатическое назначение в Лондон. Никаких надежных свидетельств о посещении Пушкиным более ранних заседаний не сохранилось — ни в арзамасских протоколах, ни в богатом эпистолярном наследии членов общества. Таким образом, очевидно, вся история «общества безвестных людей», с его вступительными речами, написанными гекзаметром протоколами, ритуальными «похоронами» беседчиков и поеданием гуся, прошла без участия молодого поэта.
Не сохранилась полностью и арзамасская речь Пушкина, от нее уцелело лишь несколько строк, припомненных «героем» апрельского заседания 1818 года Блудовым, который сообщил их одному из первых биографов поэта Петру Бартеневу. Вот ее начало, свидетельствующее о том, что произносящий присутствует в собрании впервые:
На том же заседании — первом для себя и последнем для «Арзамаса» — Пушкин читал фрагменты из «Руслана и Людмилы»: по всей видимости, впечатление слушателей от пушкинской речи сразу оказалось заслонено куда более сильным эффектом, произведенным чтением отрывков из первой пушкинской поэмы.
Возвращение Пушкина из ссылки
Через три дня после того, как Пушкин покинул свою опальную избу в Михайловском, поэта доставили в кремлёвский Чудов монастырь, где жил Николай I. Александр Сергеевич не знал, чего ему ждать от разговора с царём. Судьба его зависела от того, какое мнение составит о нём новый монарх. Николай Павлович принял Пушкина и проговорил с ним 2 часа тет-а-тет. По воспоминаниям поэта, император был с ним любезен и не скрывал впоследствии от друзей, что новый самодержец ему понравился.
Итогом встречи стало окончание опалы Пушкина и договорённость о том, что цензором поэта станет сам Николай I. Но вызов Пушкина из Михайловского был не просто милостью. Император знал, что в дворянской среде было немало недовольных им, поэтому посчитал выгодным привлечь к себе популярного писателя, чтобы через него добиться некоторого примирения с дворянством.
Возвращение ссыльного поэта вызвало оживление в светских кругах Москвы и аристократии, прибывшей на коронацию Николая I. Пушкин перестал быть опальным поэтом, но и широких возможностей свободного передвижения не получил. Надзор за ним усилили. Государь поставил между Пушкиным и собой шефа жандармов Александра Бенкендорфа, который окружил писателя шпионами.
Портрет А. Х. Бенкендорфа. (wikimedia.org)
Граф Александр Бенкендорф (1782−1844 гг.) — всесильный руководитель тайной полиции времён Николая I, один из главных его приближённых. Бенкендорф был сухим карьеристом. Его причисляли к немецкой партии, придворное влияние которой раздражало русскую знать.
Своим литературном надсмотрщиком Пушкин считал царя, а не Бенкендорфа и с удовольствием называл Николая I «мой цензор». Конечно, это тешило самолюбие вчерашнего ссыльного. На деле же свобода Пушкина определялась не государем, а главой жандармов. Реже он действовал по приказу императора, чаще же сам подсказывал Николаю Павловичу, что можно разрешать поэту. Николай I, доверявший Бенкендорфу, соглашался.
Император понимал, что со взглядами дворян и придворных приходится считаться. Слава и авторитет Пушкина были уже велики, и обходиться с ним в духе графа Воронцова было бы неосмотрительно. Но и Пушкин уже не был так горяч и резок, как во время своей первой южной ссылки. При отсутствии политической свободы, при упорном недоверии власти писатель находился в большой зависимости от императора. Бенкендорфу было подконтролько то, чем Пушкин жил творчески и материально, — возможностью печататься.
Пушкина не любили родители и мало занимались его воспитанием
Предположительно, Александр Пушкин в детстве. Миниатюра 1801–1802 годов
В своей биографии поэта Юрий Лотман сформулировал этот тезис с предельной остротой, утверждая, что Пушкин был «человек без детства». Действительно, в пушкинских стихах нет темы родного дома (что неудивительно, учитывая, сколько адресов Пушкины сменили за первые десять лет жизни будущего поэта), а упоминания родителей редки и весьма ироничны, как, например, в шуточной элегии на смерть тетушки Пушкина Анны Львовны («Ох, тетинька! ох, Анна Львовна, / Ваc<илья> Льв<овича> сестра! / Была ты к маминьке любовна, / Была ты к папиньке добра»). Судя по программе автобиографических записок, раннее детство осталось в памяти Пушкина не самым радостным временем, о чем говорят такие пункты, как «Первые неприятности» и «Мои неприятные воспоминания».
Но, с другой стороны, нельзя сказать, что родители были равнодушны к его воспитанию и образованию — у Пушкина и его сестры были, как и полагалось в дворянских семьях, гувернеры и учителя французского и русского языка, арифметики, Закона Божия, они посещали детские балы танцмейстера Йогеля. От родителей, прежде всего от отца и дяди, сочинителя «Опасного соседа»Василия Львовича, Пушкин пристрастился к чтению и современной русской литературе, первые лица которой нередко посещали дом Пушкиных. Наконец, благодаря усилиям родителей, дядюшки Василия Львовича и хлопотам их друга Александра Тургенева Пушкин попадает в Царскосельский лицей — привилегированное и современное учебное заведение, сыгравшее значительную роль в его биографии.
Пушкина высекли в секретной канцелярии Министерства внутренних дел
Портрет Федора Толстого-Американца. Неизвестный художник первой половины XIX века
Такой слух, восходивший, судя по всему, к неосторожному высказыванию Федора Толстого-Американца в письме к «колкому» драматургу Александру Шаховскому, распространился в 1820 году в столицах накануне отъезда Пушкина в южную ссылку. О неблаговидной роли Толстого в этой истории, не имевшей под собой никаких реальных оснований, но чрезвычайно оскорбительной для дворянина, Пушкин узнал уже на юге и немедленно начал мстить обидчику злыми эпиграммами, намекавшими на шулерство Толстого (выведенное и в «Горе от ума», где о Толстом сказано: «и крепко на руку нечист»):. Все годы ссылки Пушкин не оставлял мысли о дуэли с Толстым, хотя тот был знаменитым бретером и убил в поединках одиннадцать человек
Однако по возвращении Пушкина в Москву в 1826 году дипломатичному Соболевскому удалось помирить их
Все годы ссылки Пушкин не оставлял мысли о дуэли с Толстым, хотя тот был знаменитым бретером и убил в поединках одиннадцать человек. Однако по возвращении Пушкина в Москву в 1826 году дипломатичному Соболевскому удалось помирить их.
Ответственное задание
В письме канцлеру Карлу Нессельроде граф пишет: «Удаление Пушкина отсюда будет лучшая услуга для него». Не добившись ответа из Петербурга, он весной 1824 года отправил поэта в города Херсон и Елисаветград для сбора сведений о саранче. Пушкин должен был подготовить доклад о её передвижении, о количестве и мерах, которые принимаются по её уничтожению.
Пушкин воспринял это назначение без восторга, но вынужден был выполнить распоряжение. Опыта в такой работе у молодого человека не было, но по итогам командировки он представил в канцелярию следующий отчёт:
« Саранча:
23 мая – Летела, летела;
24 мая – И села;
25 мая – Сидела, сидела;
26 мая – Всё съела;
27 мая – И вновь улетела.
Коллежский секретарь Александр Пушкин».
Доклад вызвал шок у начальника канцелярии полковника Александра Казначеева. Он передал доклад губернатору Воронцову, который на следующий день устроил разнос Пушкину, объясняя ему правила дисциплины и принципы государственной службы. Губернатор, впрочем, не смог ответить на вопрос строптивого подчинённого, почему нельзя писать рапорт в стихах. Пушкин привёл пример, когда великий Суворов отправил самой императрице рапорт в стихах.
Из разговоров с читателем Лешей про «скучного АСП»
Все у нас от Пушкина. С него чтение
начинается. Он приходит на ум, когда пытаешься в
себе разобраться. Он судит, учит, лечит, дает
советы. В последнее время не отпускают его
строки:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило
Вот и решили мы, как же номер по чтению
без Пушкина!
Пришел он ко мне (Пушкин, не Леша)
сознательно в двенадцать лет. Мне задала про него
доклад любимая учительница литературы Лидия
Борисовна Софронова. Сказала: «Это для тебя». Уж я
не хотела! Уж я упиралась: «Почему я, зачем
Пушкин?» И книжка-то, по которой нужно было
готовить доклад, попалась скучная – Кирпотин.
Нет, не «Наследие Пушкина и коммунизм» (его же,
кстати), просто «А.С. Пушкин».
Но Бог (а это, без сомнения, был Он), или
ангел (Его посланник) открыл мне эту странную
книжицу на анекдоте. Помните замечательный
случай про то, как граф Воронцов посылал поэта
Пушкина (а тому чуть за двадцать, как и тебе, Леша),
посылал поэта подальше от своей жены Елизаветы
Ксаверьевны в командировку (лексика автора –
В.Кирпотина) на борьбу с саранчой. И далее
приведен известный отчет командировочного о
проделанной работе2. И
это был, по мнению автора, ответ поэта на
преследования Воронцова.
И все! Пора пришла… Влюбилась я в
Пушкина… Послала на саранчу В.Кирпотина и
иже с ним.
Пушкин! Это была свобода, воля! И стала
читать я Александра Сергеевича и любящих его
Тынянова и Пущина, Цветаеву и Ахматову. И даже в
последствии Абрама Терца, не говоря о Хармсе с
его литературными анекдотами. Их много –
понимающих, что Пушкин и вправду – наше все!
Но не всем же повезет с ангелами –
занятые существа, не везде поспевают. Вот, скажем,
к Леше Олейникову дежурный ангел не успел… еще.
Поэтому приходится мне, библиотекарю школьному,
стать сегодня и.о. «посланника» и рассказать эту
историю моему читателю.
– Знаешь… саранча – это такой большой
кузнечик. А в Молдавии (она же Бессарабия),
наверное, степи… И вот стоит там Пушкин (твой,
кстати, ровесник) и глядит… – литературно мечтаю
я, библиотекарь.
– Знаю, знаю, «Встреча в степи. Пушкин и
кузнечики», – перебивает Леша. Потом смеется: –
Вот как надо литературу преподавать. А-то все
темы, темы, планы, планы…
А я – не преподаватель литературы, я –
хранитель книг. И это люблю просто… И звон
цикады, стрекотня (ах, какое слово у Даля нашла!)
пушкинского Кузнечика-Сверчка мне так очевидна и
слышна и в Осипе Эмильевиче, и в Борисе
Леонидовиче… И… и… и… Наше все! – конечно
же.
И вот, Леша, пройдет двадцать лет. И ты
будешь почти как я, сорокалетним. И все будешь
понимать про жизни мышью беготню. Сполна
оценишь пушкинскую фразу: Не дай мне Бог сойти с
ума. И однажды, возможно, все в тебе
перевернется и задышит, зарыдает просветленно: Так
исчезают заблужденья с измученной души моей. И
сквозь эти светлые слезы будет бить солнце,
весеннее, мартовское. Когда снег, но солнце уже
греет… И сквозь светлое удушье (потому что и
дышать будет невозможно) придет новый вздох…
новая жизнь… И на солнце будет смотреть другой
человек.
А я буду, верно, уже сидеть на облаке и
смеяться из Потудани и даже дразниться: Наше
все. И буду прописывать всем вам, еще живущим на
Земле, лечение Пушкиным3. В
день – хотя бы по глотку…
А ты, Лешка, будешь (и я на это сильно
надеюсь) рассказывать своим детям про
кузнечиков. А они не будут любить АСП. Но ты уже
будешь мудрым – ведь ты уже прочтешь Пушкина,
поэтому и будешь улыбаться им, как твой любимый
чеширский кот.
Вот увидишь. Не пройдет и полвека!
_____________
1 Лицейское прозвище
Пушкина, ведь помните, да?
2Саранча
Летела, летела –
и села
Сидела, сидела –
Все съела
И вновь улетела.
3 Если не ошибаюсь, об этом
писал Фазиль Искандер в одном из своих последних
рассказов.
Слайд 15 Впечатления от этой поездки переданы в его очерках
«Путешествие в Арзрум», в стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии…».
Возвратившись в Петербург, поэт получил от шефа жандармов Бенкендорфа письмо с резким выговором от императора за поездку без разрешения, раскрывшее со всей ясностью враждебное отношение Николая I к Александру Сергеевичу Пушкину.
Не заводя собственного дома, Пушкин останавливается в Москве и Петербурге ненадолго, мечется между ними, иногда заезжая в Михайловское, рвётся то на театр военных действий с началом турецкой кампании1828, то в китайское посольство; самовольно уезжает на Кавказ в1829 году
В 1817 году Александр Пушкин заканчивает учебу в Лицее и поступает служить в Коллегию иностранных дел. Поэт присоединяется к литературно-театральному сообществу «Зеленая лампа», а также продолжает оставаться членом «Арзамаса».
На юге:
Весной 1820 года Пушкина вызвали к военному генерал-губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу для объяснения по поводу содержания его стихотворений (в том числе эпиграмм на Аракчеева,архимандрита Фотия и самого Александра I), несовместимых со статусом государственного чиновника. Шла речь о его высылке в Сибирь или заточении в Соловецкий монастырь. Лишь благодаря хлопотам друзей, прежде всего Карамзина, удалось добиться смягчения наказания. Его перевели из столицы на юг в кишинёвскую канцелярию И. Н. Инзова.
По пути к новому месту службы Александр Сергеевич заболевает воспалением лёгких, искупавшись в Днепре. Для поправления здоровья Раевские вывозят в конце мая 1820 года больного поэта с собой на Кавказ и в Крым. По дороге семья Раевских и А. С. Пушкин останавливаются в г. Таганроге, в бывшем доме градоначальника П. А. Папкова.
Александр Пушкин в Михайловском:
В 1823 году Пушкин начинает работать над «Евгением Онегиным» — романом в стихах. В этом же году происходит его перевод по службе в Одессу. А.С. Пушкин довольно популярен среди читателей в это время. Однако этот период отмечается такжеСпустя год Александр Пушкин просит об отставке. Его направляют в имение Михайловское под надзор родителей. Здесь творческий талант Пушкина продолжает раскрываться: продолжается работа над «Евгением Онегиным», написан ряд стихотворений и поэма «Граф Нулин», обдумывается сюжет драмы «Борис Годунов».
Годы странствий:
Годы, последовавшие за освобождением Пушкина от ссылки, справедливо называют «годами скитаний» поэта Столкновения с властью, ощущение расхождения между ним и журнальной критикой, не понимавшей всего значения его литературных достижений, отсутствие многих друзей-декабристов — всё это вызывает в Пушкине чувство тоски, недовольства жизнью Эти годы он проводит в переездах с одного места на другое Пушкин живёт то в Москве, то в Михайловском, то в Петербурге, то в Малинниках (имении своего знакомого в Тверской губернии), то в Остафьеве — подмосковной усадьбе Вяземского.
В эти годы много неприятного пришлось пережить Пушкину В 1827 году его неоднократно допрашивали по поводу стихотворения «Андрей Шенье», потом началась травля Пушкина известным реакционером Булгариным, агентом жандармского управления, писавшим доносы на Пушкина и его ближайших друзей.
Весной 1829 года Пушкин посватался к Наталье Николаевне Гончаровой, но получил неопределённый ответ Тогда он уехал на Кавказ, в действующую армию, где хотел повидать брата и некоторых друзей, сосланных туда за участие в декабристском движении Три года спустя, говоря о цели этой своей поездки на Кавказ, Пушкин писал:
«Желал я душу освежить, Бывалой жизнию пожить В забвеньи сладком меж друзей Минувшей юности моей.
За эту самовольную поездку Пушкин получил выговор от царя через Бенкендорфа.
Смерть поэта:
Зимой 1837 года между А.С. Пушкиным и Жоржем Дантесом произошел
конфликт, приведший к дуэли 27 января 1837 года. На этой дуэли поэт был
смертельно ранен и умер через два дня. Похоронен Александр Сергеевич
Пушкин у стен Святогорского монастыря, близ имения Михайловское.
Взято сhttp://www.kritika24.ru/page.php?id=586
Пушкин с самого начала писал гениальные стихи
Портрет Пушкина. Акварель Сергея Чирикова. Царское Село, 1810 год
Хотя первые стихи Пушкина-лицеиста, появившиеся в печати, были благосклонно встречены журнальными критиками и старшими друзьями, а «старик Державин» хотел обнять юного автора, услышав на переводном экзамене, как он читает свои «Воспоминания в Царском Селе», сам поэт впоследствии относился к своим лицейским сочинениям вполне критически. В позднейших собраниях стихотворений Пушкин помещал лишь незначительную часть написанного в Лицее, да и то в переработанном виде.
В лицейской лирике, разумеется, хорошо прослеживаются черты литературного ученичества — прежде всего у Жуковского и Батюшкова, однако подражательность в данном случае не означала вторичности
Характерно, что важное место в раннем пушкинском творчестве занимает пародия, перепев: так, «Пирующие студенты» (1814) пародировали «Певца во стане русских воинов» Жуковского и одновременно, вероятно, «Певца в Беседе любителей русского слова» Батюшкова, пушкинская «Тень Фонвизина» (1815) ориентирована на сатирическое «Видение на берегах Леты» Батюшкова и включает пародийный перепев строк из «Гимна лиро-эпического на прогнание французов…» Державина, «Городок» (1815) — явное подражание «Моим пенатам» Батюшкова. Такие тексты, написанные как бы по чужой канве, позволяли не только осваивать авторитетные жанры, но и работать с чужим словом, что Пушкин положит в основу своей зрелой, самостоятельной поэтики
«Руслан и Людмила» — сказочная поэма для детей
Первое издание «Руслана и Людмилы». 1820 год
Хотя многие поколения выросли, читая «Руслана и Людмилу» в одном ряду с более поздними сказками вроде «Сказки о мертвой царевне…» или «Сказки о царе Салтане…», создавалось это пушкинское сочинение для гораздо более искушенных читателей.
Первая поэма Пушкина изначально была задумана как актуальный для конца 1810-х годов жанровый эксперимент, скрестивший волшебно-сказочную поэму из русской древности и в народном стиле с традицией фривольного бурлеска в духе «Орлеанской девственницы» Вольтера. В ранней редакции поэмы (1820) Пушкин намеренно соединял отсылки к «Истории государства Российского» Карамзина («С друзьями, в гриднице высокой / Владимир-солнце пировал…», «Не скоро ели предки наши…») и парафразы «богатырских песнотворений» вроде «Алеши Поповича» или «Чурилы Плёнковича» с двусмысленными отступлениями в стиле галантных сказок Вольтера:
или
и, не стесняясь, использовал сюжетику и словесный материал из возвышенных баллад Жуковского для описания эротического приключения Ратмира в замке двенадцати дев.
Старшие современники, отдавая должное «блестящей поэзии» и «легкости в рассказе», называли многие стихи «Руслана…» грешными и безнравственными, а маститый поэт Иван Дмитриев даже говорил, что благоразумная мать «дочери велит на эту сказку плюнуть». Пушкин этих колких отзывов Дмитриеву не забыл, но в 1828 году, готовя второе издание поэмы, за благо рассудил существенную часть фривольностей из текста убрать. Тогда же, в 1828 году, было сочинено и знаменитое вступление-пролог — «У лукоморья дуб зеленый…», сказочная «народность» которого заслонила в глазах новых поколений читателей подпрятанные в поздней редакции двусмысленности.
У Пушкина с ранней юности была «утаенная любовь»
Сначала знакомство с рукописями поэмы «Бахчисарайский фонтан», в которых обнаружились строки о безумной, но неназываемой любви («Я помню столь же милый взгляд / И красоту еще земную, / Все думы сердца к ней летят, / Об ней в изгнании тоскую — / Безумец! полно! перестань…»), а затем публикация донжуанского списка Пушкина, где в череде названных женских имен фигурировала загадочная N. N., заставили исследователей подозревать, что в жизни Пушкина с юности была великая любовь, которую он «хранил как тайну».
Екатерина Карамзина. Миниатюра Жана Анри Беннера. 1817 годЮрий Тынянов полагал, что «утаенной любовью» Пушкина была жена Николая Карамзина.
Попытки разгадать эту биографическую загадку и назвать утаенное Пушкиным женское имя предпринимались неоднократно и предпринимаются до сих пор. Среди претенденток на эту роль были названы Мария Голицына (версия Михаила Гершензона), Мария Раевская (версия Павла Щеголева), жена историографа Екатерина Карамзина (версия Юрия Тынянова), Софья Потоцкая (версия Леонида Гроссмана), даже императрица Елизавета Алексеевна (версия писательницы Ларисы Васильевой) — плюс добрая половина донжуанского списка. Однако ни одна из гипотез не может похвастаться убедительностью аргументации.
По всей видимости, гораздо ближе к правде гипотеза, выдвинутая в свое время Юрием Лотманом и затем поддержанная Олегом Проскуриным: никакой утаенной любви у Пушкина не было, а за тщательно создававшимся образом «тайной возлюбленной» стояла не жизненная реальность, а литературная условность. Ведь если присмотреться к стихам и письмам, видно, что Пушкин не скрывал, а, напротив, демонстративно подчеркивал, что у него есть сердечная тайна, которую он выговаривает в стихах. Романтическому поэту, каким Пушкин, определенно, мыслил себя уже на юге, «утаенная любовь» была нужна как важная часть биографической легенды, строившейся с оглядкой на Петрарку с его Лаурой и Байрона с его загадочной Тирзой.