«два вождя после дождя»: самая известная прогулка сталина

А.М. Герасимов «После дождя»: описание картины

Сюжет картины удивительно прост и лаконичен. Угол деревянной террасы, букет цветов на круглом обеденном столе и сочная зелень листвы, составляющая фон. По блеску деревянных поверхностей зритель понимает, что недавно закончился сильный дождь. Но влага не создает ощущение сырости и неуюта. Наоборот, кажется, что ливень приглушил летний зной и наполнил пространство свежестью.

Чувствуется, что картина создана на одном дыхании. В ней нет натужности и тяжеловесности. Она впитала настроение художника: легкое, умиротворенное. Зелень деревьев и цветы в букете написаны слегка небрежно. Но зритель легко прощает это художнику, понимая, что тот торопился, чтобы успеть уловить это прекрасное мгновение гармонии с природой.

Картина «В.И. Ленин на трибуне»

Это полотно было создано в 1930 году. Именно в данной работе наиболее отчетливо проявился социалистический реализм, так как ее содержание проникнуто духом классовой борьбы, которая стала главной темой указанного направления. В центре картины — фигура этого партийного лидера, который резким движением подался вперед, как бы желая этим движением усилить смысл сказанного. Идеей борьбы проникнута картина «Ленин на трибуне». Герасимов нарочно играет на контрасте красок. Небо покрыто темными серыми тучами, в то время как самого докладчика окружают красные флаги, которые, как известно, являются знаком революции.

Внизу художник изобразил огромную толпу народа с красными флагами. Цветовая гамма картины получилась очень колоритной. Серые, почти черные тучи резко выделяются на фоне белых просветов, а черный костюм Ленина подчеркивает стремительность его движения к слушателям. Вся композиция построена на контрасте, так как автор хотел показать динамизм борьбы. В том же году художник создал второй портрет Ленина, представляющий его выступающим на пленуме Моссовета в 1922 году. Данное полотно, в отличие от первого, делает акцент на внешности докладчика: его лицо — в центре, а фигура снова полна динамизма и стремительности.

Почему Ворошилов?

В сущности, вторым персонажем полотна А.М. Герасимов мог выбрать любого государственного деятеля сталинской эпохи: от Буденного до Молотова. И все же «на прогулку» И.В. Сталин вышел именно с наркомом обороны.

Портрет Климента Ефремовича Ворошилова. Художник А.М. Герасимов

Причиной подобного выбора стали дружеские отношения Герасимова и Ворошилова. За годы творчества художник написал не менее десяти разных портретов своего товарища, был знаком с его семьей и часто наведывался в гости. С И.В. Сталиным живописца тоже познакомил именно Климент Ворошилов. 6 июля 1933 года А.М. Герасимов вместе с художниками Исааком Бродским и Евгением Кацманом целый день провели на даче Генерального секретаря, где беседовали с хозяином и играли в городки. Считается, что за это время Герасимов успел сделать несколько портретных набросков, хотя специально Сталин не позировал живописцам.

Александр Михайлович Герасимов

Герасимов Александр
Михайлович (31.07.1881, Козлов Тамбовской губернии — 23.07.1963.
Москва), живописец, народный художник СССР (1943),
действительный член Академии художеств (1947),
доктор искусствоведения (1951), четырежды лауреат
Сталинской премии (1941, 1943, 1946, 1949). В 1903- 15 учился в
Московском училище живописи, ваяния и зодчества
у А.Е. Архипова и К.А. Коровина. В 1915 призван в
армию. С 1918 жил в Козлове, участвовал в оформлении
города по большим революционным праздникам. В 1925
переехал в Москву. В 1925 вступил в Ассоциацию
художников революционной России. В первые годы
работал над пейзажами, но затем переключился на
портрет и на этом поприще получил признание
компартии. В 1929-30 создал полотно «Ленин на
трибуне», «проникнутое героическим
пафосом», и сразу же стал широко известен. Его
картины создавали образ «мудрого вождя» и
играли важную роль в пропагандистских кампаниях.
Самые известные работы Герасимова этого периода:
«Выступление И.В. Сталина на XVI съезде ВКП(б)»
(1933), «Сталин среди командиров 1-й Конной
армии» (1936), «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в
Кремле» (1938). «И.В. Сталин и А.М. Горький в
Горках» (1939), «Гимн Октябрю» (1943).
посвященный торжественному заседанию в Большом
театре в честь 25-летия революции. В 1938-39 создал
большое число портретов Сталина, признанных
каноническими. В 1939-54 пред. оргкомитета Союза
советских художников. С 1947 президент Академии
художеств. 1945 отмечен появлением картин
Герасимова «Тегеранская конференция
руководителей трех великих держав» и
«Московское совещание министров иностранных
дел трех великих держав». В послевоенный
период самыми известными стали работы
Герасимова: «Портрет И.В. Сталина» (1945-47),
«Портрет К.Е. Ворошилова» (1948), «Портрет В.М.
Молотова» (1948), «И.В. Сталин у гроба А.А.
Жданова» (1949). В 1950 вступил в ВКП(б). Был известен
как очень демократичный в общении человек. В 1950- 51
вместе с творческой мастерской Академии
художеств
создал грандиозное полотно «Великая
клятва» о выступлении Сталина на 2-м съезде
Советов. После смерти Сталина влияние Герасимова
стало постепенно сходить на нет, а после XX съезда
КПСС он полностью был отстранен от дел. В 1957
Герасимов потерял пост президента академии и уже
не выставлялся, его картины были убраны в
запасники. Когда одна из его знакомых критиков
встретила Герасимова на улице и спросила, как у
него дела, Герасимов ответил: «В забвении, как
Рембрандт».

Использованы материалы из кн.:
Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический
энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000

ГЕРАСИМОВ Александр Михайлович (1881-1963).
Живописец, народный художник СССР (1943).
Один из самых именитых «придворных»
художников сталинской эпохи, «любимейший
художник Кремля». Президент Академии
художеств СССР (1947-1957). Четырежды лауреат
Сталинской премии (1941, 1943, 1946, 1949).

А.М. Герасимов — автор ряда картин на
историко-революционные темы и портретов
советских государственных и партийных
деятелей. Среди наиболее известных его
работ: «Сталин выступает на XVI съезде ВКП(б)
27 июня 1930 г.»; «И.В. Сталин у гроба А.А.
Жданова» (1948); «Есть метро!» (1949 г.;
выступление Сталина на торжественном
заседании метростроевцев в Колонном зале
Дома Союзов по поводу окончания
строительства первой линии
метрополитена 14 мая 1935 г.) и «Сталин и К.Е.
Ворошилов на прогулке в Кремле» (1938). «Два
вождя после дождя» — прозвали последнюю
картину остряки. Копии с этих картин
украшали многие учреждения, они были
широко растиражированы средствами
массовой информации.

«В доминирующих тенденциях советская
живопись представляла собой странную
смесь передвижнических традиций с
академическо-классицистическими, причем
нередко под знаком последних. Выдающимся
ее представителем являлся А. Герасимов.
Любимый художник Сталина, личный друг
Ворошилова, он в 1941 году был награжден
Сталинской премией 1 степени за картину
«Сталин и Ворошилов в Кремле». В 1947 г.
по решению правительства была создана
Академия художеств СССР. Первым
президентом академии по настоянию К.Е.
Ворошилова был назначен А. Герасимов…

Художник не знал меры лести ни в своих
парадных изображениях вождя, ни в
высказываниях о нем. Он писал, что Сталин
«высказывал ценнейшие, для нас —
художников, замечания, касающиеся самой
темы нашего ремесла». Сам Сталин не
считал себя знатоком живописи, был к ней
равнодушен, если она не касалась его
собственного изображения» (Громов Е.
Сталин: власть и искусство. М., 1998. С. 288, 305).

Использованы материалы кн.:
Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина.
Историко-биографический справочник.
Санкт-Петербург, 2000

О конкурсе

     На выбор художникам предлагали несколько тем. В их числе: «Портрет/бюст Сталина», «Сталин на трибуне Чрезвычайного съезда Советов», «Сталин на трибуне мавзолея», «Сталин с поднятой рукой на вечере открытия метро или на Съезде Советов», «Вперёд к новым Победам», «На канале Москва-Волга», «Сталин среди детей, лётчиков, героев Советского Союза» и «В парке культуры и отдыха им. Горького».

     Кроме того, был установлен список деятелей, с которыми можно было рисовать вождя народов. В этом списке значились председатель Совета народных комиссаров СССР, министр иностранных дел Вячеслав Молотов, секретарь ЦК ВКП Лазарь Каганович, один из первых маршалов Советского Союза Клим Ворошилов, «всероссийский староста» Михаил Калинин, нарком НКВД Николай Ежов.

    При этом художники были «вправе предложить издательству собственную тему, не идущую вразрез с установкой конкурса». Следует отметить, что конкурс был закрытым. К участию в нём пригласили всего пятьдесят человек.

    Работать разрешили в «любой технике», размер полотна не мог быть меньше, чем «50 на 60 см» и обязан был удовлетворять требованиям репродуцирования в массовой печати. Художникам выдали по 1,5 тыс. руб. на расходы, срок сдачи работ назначили через полгода, в аккурат к выставке в честь очередной годовщины Октябрьской революции.

Сюжет[править]

Существует два варианта этого произведения. Они мало различаются. Первый вариант — более темный.

Картина создана сразу после Великой Отечественной войны, однако в своем сюжете она возвращает к теме войны.

Главный и единственный персонаж показан за работой.

И не имеет значения, что именно он делает

Ясно одно: всё, что он делает, глубокомысленно и важно для государства. Сталин на этом портрете серьезен и вдумчив, понимая всю ответственность возложенных на него в его положении обязанностей. Образ главного персонажа решен в манере соцреализма, то есть внешний вид соответствует не реалиям оригинала, а подан в предназначенном для идеологии виде: например, испещренное рябыми оспинами лицо оригинала, уродующее его (в свое время у него даже была политическая кличка Рябой), выглядит на полотне чистым и привлекательным

Сам он в военном френче — это была будничная одежда Сталина, но на картине выглядит особо величественно и подчеркивает политическую значимость — ведь произведение создано вскоре после победы над фашистской Германией и отражает страшные военные годы. Именно Сталину приписывается главенствующая роль в победе. Хотя в этом случае было бы логичным ему же приписать и первые поражения… К тому же полководческий дар Сталина историками ставится под сомнение.

Образ главного персонажа решен в манере соцреализма, то есть внешний вид соответствует не реалиям оригинала, а подан в предназначенном для идеологии виде: например, испещренное рябыми оспинами лицо оригинала, уродующее его (в свое время у него даже была политическая кличка Рябой), выглядит на полотне чистым и привлекательным. Сам он в военном френче — это была будничная одежда Сталина, но на картине выглядит особо величественно и подчеркивает политическую значимость — ведь произведение создано вскоре после победы над фашистской Германией и отражает страшные военные годы. Именно Сталину приписывается главенствующая роль в победе. Хотя в этом случае было бы логичным ему же приписать и первые поражения… К тому же полководческий дар Сталина историками ставится под сомнение.

Сталин в своем кабинете. Сквозь окно (правый верхний угол) словно бы просачивается только-только начинающийся рассвет — судя по всему, художник показал раннее утро. Таким образом зрителю разъясняется, что Сталин работал всю ночь. Это особенно видно в первом варианте картины — затемненный кабинет указывает, что утро лишь начинается.

Картина-плакат «О каждом из нас заботится Сталин в Кремле». (автор Говорков В.)

Образ окна как символ бессонной работы Сталина Решетников придумал не сам — он использовал (плагиат!) агитационный плакат 1940 или (скорее — ошибочно) 1947 года В. Говоркова «О каждом из нас заботится Сталин в Кремле». Этот плакат был широко растиражирован по всей стране советов, так что Решетников не мог его не знать.

Вместе с окном, роняющим первый свет, входит в картину и тревога: повисшие в воздухе аэростаты не дают забыть, что враг где-то рядом; и хотя картина создана после войны — она будто бы указывает: это неважно, что Великая Отечественная война к моменту написания картины уже закончилась, для настоящего коммуниста враги найдутся всегда.

Во всей фигуре Сталина как бы воплощается образ «отца народов», несшего в тяжелые годы войны на своих плечах тяжелую ношу ответственности за страну и за судьбу каждого гражданина страны советов.

141 год

Что же зафиксировано в этой метрической книге? 6 декабря 1878 года Виссарион Иванович Джугашвили и его жена Екатерина Гавриловна засвидетельствовали пополнение в своей семье. И уже 17 декабря крестили первенца – Иосифа. А если держать в голове, что реформа календаря ещё не произошла, то 6 декабря по старому стилю равняется 18 декабря по календарю новому. Таким образом, согласно метрической книге, Сталин родился 18 декабря 1878 года, а не 21 декабря года следующего. Но вдруг во время перестройки недоброжелатели Сталина обманули нас и подтасовали данные? Есть ли еще какие-то источники, позволяющие точнее подтвердить эту версию?

Так выглядела метрическая книга

Оказывается, есть. Например, дата из метрической книги фигурирует в записях об окончании Иосифом Джугашвили полного курса духовного училища города Гори в 1894 году. Есть и записи служебного характера – о «подозрительном» и «политически неблагонадежном» молодом человеке И. Джугашвили, сделанные уже Санкт-Петербурге, в жандармском управлении.

Не годен к строевой

В 1938 году на советские киноэкраны вышел фантастический фильм под названием «Если завтра война». Может быть есть кинозрители-мазохисты, которые пожелают посмотреть этот фильм полностью. На самом деле содержание кинофильма довольно полно излагается в песне, в этом фильме звучащей:

И на вражьей земле мы врага разгромим

Малой кровью, могучим ударом!

Через год оказалось, что к современной войне Красная Армия не готова. Победа в так называемой «зимней войне» с небольшой страной Финляндией (ноябрь 1939 – март 1940) досталась Советскому Союзу с большими потерями. Линия Маннергейма оказалась неприступной. Кстати, это словосочетание для обозначения укреплений на советско-финской границе ввели в оборот советские журналисты, ориентируясь линию Мажино. Сравнение с якобы неприступной линией обороны между Францией и Германией подчёркивало силу Красной Армии. Хотя, благодаря финской войне, весь мир увидел низкую боеспособность Советов. Однако, за это Климента Ефремовича не стёрли в лагерную пыль. Он был наказан довольно мягко, его всего-навсего сместили с поста наркома обороны.

С началом Великой Отечественной войны шестидесятилетний «первый маршал» показал свою полную неспособность к управлению современными маневренными боевыми действиями.

Могила Климента Ворошилова у Кремлёвской стены

Ворошилова назначили командовать Северо-Западным направлением, которое должно было обеспечить защиту Ленинграда. В результате этого командования в конце августа немецкие войска оказались в непосредственной близости от второго города страны и крупного военно-промышленного центра. А окончательно немецкие войска блокировали Ленинград 8 сентября 1941 года. Что смог сделать командующий Ленинградским фронтом Ворошилов? Только ещё раз доказать, что был он человеком лихим и храбрым. 10 сентября в районе Красного Села он лично возглавил контратаку подразделения морских пехотинцев. Безуспешную, надо сказать …

8 и 10 сентября 1941 года германская авиация бомбила Бадаевские склады и большая часть продовольствия, собранного там на случай осады, сгорела. Следствием этого стал голод зимой 1941 – 1942 года. Тоже элементарные просчёты в организации обороны.

Друг Иосиф понял, наконец, что друг Клим – никакой не командир, никакой не военный. Ворошилова больше не использовали, как представителя Ставки на фронтах. На короткое время его назначили командовать партизанским движением, а потом он стал председателем Трофейного комитета. После победы маршал фактически находился вдали от военных дел. Сталин, ценивший прежде дружбу Ворошилова, стал не только пренебрегать Климом, но даже не раз обзывал его английским шпионом. Это были опасные шуточки.

Сюжет и художественные особенности картины


Дворец Советов. 3D модель

С 1936 года Сталина чаще изображали одного, в противном случае его присутствие на картине обозначалось в виде живописного или скульптурного портрета на заднем плане. Доминирующим принципом организации пространства вокруг Сталина, по мнению искусствоведа Катерины Кларк, являлись концентрические круги. Пространственная структура полотна основана на системе концентрических кругов и на картине «Сталин и Ворошилов в Кремле» Александра Герасимова. Геометрический центр располагается на уровне обшлагов армейской шинели на сложенных руках Ворошилова, однако центральное место в структуре полотна принадлежит Сталину. Он изображен ближе к зрителю и поэтому выглядит более высоким (в реальности Сталин был гораздо ниже Ворошилова), рядом с ним, в первой концентрической зоне находится только Ворошилов. Всем было известно, что он входит в «ближний круг». Полотно символически размыкает «ближний круг» в сторону зрителя, потенциально включая и его в число самых близких соратников Сталина. В следующие концентрические зоны попадают на картине: а) кремлёвская башня и Кремлёвская стена (по мнению искусствоведа Катерины Кларк, художник идентифицирует Сталина и Ворошилова с этими оборонительными сооружениями, изображая их в непосредственной близости друг от друга), б) Москва-река, в) толпы людей на набережной за рекой, г) дальняя панорама Москвы.

На картине присутствуют одновременно «новая Москва», реконструированная по распоряжению Сталина («Дом правительства», Большой Каменный мост через Москву-реку у правого края картины, дымовые трубы позади них), и «старая Москва» (три купола православной церкви), которая отступила на задний план, что символизирует победу над царской Россией. Художник признавался, что Дом правительства специально был помещен на картину — Плампер предполагает, что как знак идеологической близости селившейся там партийной и творческой элиты к Сталину. По мнению Яна Плампера, на картине Герасимова Сталин выполняет роль сакрального центра всего советского космоса. Сакральность Сталина подчёркивается размером его фигуры, неподвижностью, отсутствием наград и званий. Ворошилов наделён регалиями высшего командного состава (например, маршальские звезды на петлицах), Сталин же в них не нуждается как сакральный центр общества, он одет чрезвычайно просто — в серую шинель, фуражку и армейские сапоги.

По мнению Плампера, Сталин служит на картине воплощением Советского государства, а Ворошилов — Красной Армии. Таким образом, государство находится под защитой армии. Ещё одним символом защиты является ограда. За фигурой Ворошилова секция ограды отсутствует, давая возможность разглядеть Москву-реку и скопление людей на набережной. Сломанная ограда позволяет провести зрительную ось от Ворошилова к людям на набережной Москвы-реки, вводя мотив связи между двумя вождями и обществом. Дымовые трубы символизируют готовность советской индустрии к отражению агрессии внешнего врага.

В 1939 году художественный критик предположил, что взгляд Сталина направлен на конкретный объект: «Сталин и Ворошилов стоят на Кремлёвском холме, устремив взоры туда, где воздвигается грандиозный монумент в честь В. И. Ленина — Дворец Советов». В 1931 году на конкурсе проектов Дворца Советов победил проект Бориса Иофана, по нему здание 415-метровой высоты должна была венчать 80-метровая статуя Ленина. Дворец Советов, расположенный на месте крупнейшего в России собора Христа Спасителя, должен был стать самым высоким зданием в мире. Снос храма завершился в декабре 1931 года, в фундамент нового здания был залит бетон, а ближайшая станция метро получила название «Дворец Советов», но сам Дворец Советов так и не был построен. Плампер приводит два варианта трактовки такого взгляда: а) Ленин проторил путь к коммунизму (ещё не установленная статуя, на которую смотрят Сталин и Ворошилов), а Сталин завершает его дело и является его живым воплощением (фигура Сталина, пристально смотрящего на стройку), б) Сталин смотрит на Ленина как на воплощённое в человеке начало утопической новой эры. Ленин в этой версии олицетворяет поворотный момент истории.

Кандидат философских наук Вера Чайковская в своей монографии о соцреализме писала, что некогда полотно вызывало бурю восторгов. В настоящее время оно заслуживает лишь удаления из Третьяковской галереи и экспонирования в Государственном историческом музее как своеобразный «раритет» своего времени. Она цитировала доктора искусствоведения Глеба Поспелова, который писал о картине как «о всем надоевшей и беспомощной в художественном отношении».

Новости

Масштаб некоторых событий или объектов лучше всего раскрывается в деталях. Таких, например, как обстоятельства недавней находки во время грандиозной реставрации на столичной ВДНХ. Выставка город отпраздновала недавно 75-летие. Её общая площадь двести тридцать семь гектаров. Площадь павильонов 132 тысячи квадратных метров. Под впечатлением таких цифр не удивляешься тому, что там могла затеряться картина гигантских масштабов. Это работа художника Александра Герасимова. Советский живописец, соцреалист, он был первым президентом Академии художеств СССР. Во времена Хрущёва был освобождён от занимаемых постов, а картины художника убрали из большинства музейных экспозиций. Рассказывают «Новости культуры».

На женщинах – расписные платки и рубашки с вышивкой. Мужчины в костюмах и галстуках. Они не просто колхозники – ударники. Делегаты II Всесоюзного съезда, который прошёл в феврале 1935-го. Взгляды устремлены на трибуну зала заседаний Верховного совета СССР. На ней, конечно, Иосиф Сталин. О существовании полотна, созданного спустя 18 лет после этого съезда любимым художником вождя народов – Александром Герасимовым, долгое время никто не догадывался.

«Где она висела – это хороший вопрос, – отмечает культуролог Павел Нефедов. – И висела ли она вообще где-либо. Или возможно, была создана, но не успела найти свое место. Потому что она настолько огромная. Картина беспрецедентных размеров, что найти такое место даже в Москве, достаточно сложно».

В конце концов, картина оказалась в не самом подходящем месте. Огромное полотно размером почти 7 на 11 метров обнаружили во время реставрации на цокольном этаже одного из самых монументальных зданий ВДНХ – главного павильона. Полотно было намотано на огромный барабан. Как и когда оно там оказалось – неизвестно. Дальнейшая судьба – уже решена.

«Могу сказать однозначно, что территорию Выставки она не покинет, – говорит заместитель генерального директора ОАО «ВДНХ» Ирина Гордина-Невмержицкая. – А каким образом мы будем ее экспонировать, решат также эксперты. Первым делом, сейчас будет составлен план реставрации. Будет созвана группа реставраторов, которая специализируется именно на этом периоде и пройдет, наверное, в течение года».

Реставрацию проведут прямо здесь, в главном павильоне ВДНХ. Ее уже назвали первой в Москве «открытой реставрацией».

Посетители «Главной выставки страны», которая расположилась в соседнем зале павильона, смогут наблюдать за процессом реставрации полотна Герасимова. Для этого в стене было сделано специальное окно.

Отсюда даже можно разглядеть. что на полотне рядом со Сталиным – правительственная элита. Вот они – за столом, обитым зеленым сукном. Но на фотографиях с того съезда стол без покрытия. За ним – нарком земледелия Чернов, Бухарин. А на полотне 53-го – уже другие лица. «Здесь, конечно, в 53-м году, этот президиум сильно подредактировали, – поясняет Павел Нефедов. – И в том числе появились какие-то фигуры, которых там и не было. Можно угадать и Ворошилова, и Жданова, которых тогда в руководстве не было».

Но доподлинно известно, что именно на этом съезде рабочие и крестьяне просили партию организовать Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москве – нынешнюю ВДНХ. В последние минуты президиум постановил: выставке быть. Возможно, на картине Герасимова изображен именно этот момент. Теперь, спустя более шести десятилетий, картина снова будет выполнять своё главное предназначение – иллюстрировать историю создания выставки.

Новости культуры

Литература

  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Сканрус, 2009. — Т. 6: Живопись первой половины XX века, книга 1, А—И. — С. 156—157. — 492 с. — ISBN 978-5932211373.
  • , Александр Герасимов. К 135-летию художника. — М.: ГИМ, 2016. — 144 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-93332-538-3.
  • Алхимия власти. Культ Сталина в изобразительном искусстве. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. — 496 с. — (Очерки визуальности). — 1000 экз.
  • Несколько слов для нетерпеливых читателей // Дух подлинности. Соцреализм и окрестности. — М.: Искусство-XXI век, 2019. — С. 5—17. — 280 с. — 1200 экз. — ISBN 978-5-98051-187-6.

Заколдованная дата

При жизни Сталина таких вопросов, которые мы задаем сейчас, ни у кого не возникало. Все официальные источники считали датой рождения вождя 21 декабря. В этот день печатались большие поздравительные заметки в газетах, на юбилеи (например, в 1949 году) проводились пышные торжества. В энциклопедиях и других официальных источниках указывалась эта же дата. Но вот интересный момент: в 1920 году в интервью одной из шведских газет социал-демократического толка Folkets Dagblad Politiken сам Сталин указал годом своего рождения 1878-й. Более того, 21 декабря 1879 года вообще начинает фигурировать как официальная дата рождения Сталина лишь с 1929 года, с заметки в газете «Правда» по случаю 50-летия вождя.

Та самая газета от 21 декабря 1929 года

Но до крушения Советского Союза таким вопросом никто не задавался. Все, как водится, изменила горбачевская перестройка. В те годы вообще было модно подвергать сомнению все, что было наработано официальной советской историографией, а равно и опровергать официальную позицию. Так вышло и со Сталиным. Сначала в прессу прорывались сообщения о неточности даты рождения Сталина, а за этими статьями пришли и специалисты-историки, которые решили проверить дату рождения самым простым из доступных способом.

Справка о Сталине из Бакинского жандармского управления

Дело в том, что привычных нам с вами отделов ЗАГС в Российской империи, конечно, не существовало. Их эквивалентом выступали так называемые метрические книги, которые велись в церквях. Это было удобно, ведь человека там крестили, там же и отпевали, поэтому и в наши дни, специалисты по родословным постоянно используют данные церковных приходов. Удача улыбнулась исследователям: метрическая книга Успенской церкви грузинского города Гори сохранилась.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: