Дмитрий быков: «гражданин поэт», биография пастернака и поддержка оппозиции

Дмитрий быков: «гражданин поэт», биография пастернака и поддержка оппозиции

Ранние годы

Будущий писатель появился на свет в семье детского врача-оториноларинголога Льва Иосифовича Зильбертруда и учительницы русского языка и литературы Натальи Иосифовны Быковой (при рождении Лотерштейн). Вскоре после рождения ребенка родители развелись, и Диме досталась фамилия матери.

Дедушка по маме, Иосиф Соломонович Лотерштейн в свое время работал начальником автобазы. Он прошел Великую Отечественную войну как майор артиллерийско-технической службы и получил орден Красной Звезды.

В школе №1214, где преподавал его мама, мальчик учился хорошо. Тогда же он увлекся литературой и журналистикой. Будучи школьником, Дима входил в совет передачи для старшеклассников «Ровесники», которую делало Всесоюзное радио. По словам самого Быкова, это была такая «элитная спецшкола английская», а своих одноклассников он характеризовал негативно: «Неприятная публика… Непрерывное «меряние благосостояниями».

Окончив школу с золотой медалью, юноша поступил на журфак МГУ. Однако обучение пришлось прервать после второго курса, свои права на Дмитрия заявила советская армия (отсрочки для студентов в конце 80-х попросту не было). Отслужив несколько лет на флоте, молодой человек восстановился в вузе, который в итоге окончил с красным дипломом.

После окончания вуза Быков отправился преподавать русский язык в школу. Там он отработал несколько лет: сначала в родной 1214-й, затем в спецшколе «Золотое сечение» и гимназии «Интеллектуал».

Романы Дмитрия Быкова

Если не брать в расчет «кинороманы», которые Дмитрий написал, опираясь на сценарии знаменитых голливудских фильмов, то дебютом в крупной прозе для него стал роман «Оправдание», вышедший в 2001 году и получивший номинации на «Национальный бестселлер» и премию в области фантастики имени братьев Стругацких (она же «АБС-премия»).

За «Оправданием» два года спустя последовала «Орфография», вторая книга из так называемой «О-трилогии». Этот роман также получил номинацию на «Нацбест».

Третья часть «О-трилогии» под названием «Остромов, или Ученик чародея» вышла уже в 2010-м, когда за плечами писателя были еще три романа вне цикла («Эвакуатор», «ЖД» и «Списанные»). Если «Оправдание» предлагало читателю идею, что жертвы сталинского террора на самом деле не были расстреляны, а в «Орфографии» сюжет крутился вокруг реформы правописания 1918 года, то в центре «Остромова» рассказ о масонах в первые годы существования СССР.

За третью часть «О-трилогии» литератор получил-таки премию «Нацбест» (а заодно и третью премию «Большой книги»). К этому моменту у него также были три «АБС-премии» (за «Оправдание», «Эвакуатор» и «ЖД») и две «Серебряных улитки» (за «Эвакуатор» и «Списанных»).

После «Остромова» у Быкова вышла «Правда». Этот роман о Ленине и его коллегах-революционерах писатель создал вместе с Максимом Чертановым (кто на самом деле скрывается под этим псевдонимом, так до конца выяснить не удалось; по некоторым данным, это журналистка Мария Кузнецова). Совместно с Максимом Чертановым Дмитрий позже выпустил кинороман «Живой» (по мотивам мистической драмы Александра Велединского) и роман-пародию «Код Онегина» о найденной неизвестной ранее рукописи Пушкина. Последнее произведение вышло под псевдонимом Брэйн Даун (явная отсылка к Дэну Брауну, автору «Кода да Винчи»).

Кроме «О-трилогии», Быков также решил написать «И-трилогию». Первыми двумя частями ее стали романы «Икс» и «Июнь». За «Икс» писатель получил четвертую в карьере «АБС-премию», а за «Июнь» – «Большую книгу» (снова третью премию). Третья часть «И-трилогии» должна выйти под названием «Истина» и будет посвящена делу Бейлиса.

Последним на сегодня романом Быкова стал выпущенный в 2021 году «Истребитель», повествующий о советских летчиках – «соколах Сталина».

Отравление «Новичком»

9 июня 2021 года два издания сообщили, что Дмитрия Быкова еще в 2019-м пытались отравить «Новичком». По версии изданий Bellingcat и «Инсайдер», именно по причине отравления нервнопаралитическим агентом в апреле 2019 года литератору сильно поплохело во время перелета по маршруту Екатеринбург-Уфа. Тогда писателя, у которого начались тошнота и проблемы с речью, госпитализировали, и он пять дней пробыл в медикаментозной коме.

Быков со своей третьей супругой прилетели из Москвы в Новосибирск, где литератор должен был прочесть текст «Тотального диктанта». Издания уверены, что именно в номере новосибирского отеля «Домина» злоумышленники нанесли на одежду писателя ядовитое вещество (как и в случае с Алексеем Навальным). То, что Дмитрию стало плохо не на следующий день, а только через, журналисты объяснили предположением, что он сначала использовал другой комплект нижнего белья.

Быков, который еще в 2019 году отвергал предположения об отравлении, доводы, приведенные в расследовании Bellingcat, счел убедительными. «Меня эти доказательства убеждают», – заявил он.

Издания также назвали имена лиц, которые, по их сведениям, причастны к отравлению Быкова. Это офицеры Второй службы ФСБ Владимир Паняев и Валерий Сухарев, а также сотрудник НИИ-2 ФСБ Иван Осипов.

Оценочность сатиры Быкова

Как уже отмечалось выше, Быков не только творческий, но и политический деятель, который активно участвует в политических процессах страны, подвергает критике наиболее острые, актуальные проблемы современности, соответственно, важнейшую часть его творчества составляют современные политические памфлеты.

Например, памфлет «Правоправила» представляет собой оценивание писателем политической жизни Краснодарского края

Внимание писателя привлекло введение православных правил дорожного движения

Важно добавить, что автор выражает не только собственное мнение, но является рупором определенной аудитории, которая является сторонником его идей:

Как видим из приведенного фрагмента, Быков воспринимает себя как защитник определенной части народа, который, по мнению автора, остается бесправным в нашей стране. В иронической, сатирической форме писатель отражает восприятие нововведения. Сам автор не отделяет себя от других жителей, он отожествляет себя с ними, посредством своего авторского «Я» отражая наиболее острые проблемы современности.

Замечание 1

Автор не выражает эксплицитно своего мнения, но позволяет читателю самостоятельно сделать собственные выводы, прийти к собственному оцениванию нововведения на основании анализа ситуации.

Политические памфлеты автора характеризуются высокой экспрессивностью благодаря сочетанию сниженной и разговорной лексики (водила) и высокого стиля церковных молитв (блюсти, смиренье, сотвори).

Все языковые средства работают на достижение главной цели – создание комичного образа нововведения, самих властей, которые принимают подобные решения, формирование у читателя устойчивой негативной оценки абсурдных нововведений.

Ссылки[править]

Евгения Альбац (1989) • Владимир Кара-Мурза (1995) • Алексей Венедиктов (1996) • Павел Вощанов (1996) • Юлия Калинина (1996) • Юрий Соломонов (1996) • Зоя Ерошок (1997) • Виталий Третьяков (1997) • Михаил Леонтьев (1998) • Виктор Шендерович (1998) • Анна Политковская (2000) • Ярослав Голованов (2001) • Елена Милашина (2001) • Владимир Молчанов (2001) • Акрам Муртазаев (2001) • Александр Аронов (2001) • Владимир Фомин (2001) • Всеволод Овчинников (2001) • Игорь Мальцев (2002) • Константин Катанян (2003) • Андрей Колесников (2003) • Валентин Постников (2003) • Юрий Рост (2004) • Валерий Панюшкин (2004) • Василий Песков (2005) • Зубаржат Муратова (2005) • Леонид Никитинский (2005) • Георгий Бовт (2007) • Сергей Бунтман (2008) • Лидия Графова (2008) • Иван Зюзюкин (2008) • Михаил Кожухов (2008) • Максим Шевченко (2008) • Марианна Максимовская (2008) • Светлана Фёдорова (2009) • Дмитрий Быков (2010) • Лев Шлосберг (2010) • Борис Вишневский (2010) • Ирина Халип (2011) • Сергей Пархоменко (2013) • Евгений Поддубный (2015) • Андрей Угланов (2015) • Сергей Тепляков (2015) • Ева Меркачева (2017) • Владимир Вороков (2017) • Галина Сапожникова (2017) • Ольга Скабеева (2017) • Евгений Попов (2017) • Алексей Пушков (2017) • Константин Ремчуков (2017) • Ирада Зейналова (2018) • Дмитрий Соколов-Митрич (2018) • Юрий Феклистов (2018) • Андрей Добров (2020) • Галина Мурсалиева (2020)

  • Леонид Юзефович (2001)
  • Александр Проханов (2002)
  • Александр Гаррос и Алексей Евдокимов (2003)
  • Виктор Пелевин (2004)
  • Михаил Шишкин (2005)
  • Дмитрий Быков (2006)
  • Илья Бояшов (2007)
  • Захар Прилепин (2008)
  • Андрей Геласимов (2009)
  • Эдуард Кочергин (2010)
  • Дмитрий Быков (2011)
  • Александр Терехов (2012)
  • Фигль-Мигль (2013)
  • Ксения Букша (2014)
  • Сергей Носов (2015)
  • Леонид Юзефович (2016)
  • Анна Козлова (2017)
  • Алексей Сальников (2018)
  • Андрей Рубанов (2019)
  • Михаил Елизаров (2020)
  • Александр Пелевин (2021)
  • не присуждалась (2022)
Первая премия
  • Дмитрий Быков (2006)
  • Людмила Улицкая (2007)
  • Владимир Маканин (2008)
  • Леонид Юзефович (2009)
  • Павел Басинский (2010)
  • Михаил Шишкин (2011)
  • Даниил Гранин (2012)
  • Евгений Водолазкин (2013)
  • Захар Прилепин (2014)
  • Гузель Яхина (2015)
  • Леонид Юзефович (2016)
  • Лев Данилкин (2017)
  • Мария Степанова (2018)
  • Олег Лекманов, Михаил Свердлов и Илья Симановский (2019)
  • Александр Иличевский (2020)
  • Леонид Юзефович (2021)
  • Павел Басинский (2022)
  • Евгений Водолазкин (2023)
Вторая премия
  • Александр Кабаков (2006)
  • Алексей Варламов (2007)
  • Людмила Сараскина (2008)
  • Александр Терехов (2009)
  • Александр Иличевский (2010)
  • Владимир Сорокин (2011)
  • Александр Кабаков и Евгений Попов (2012)
  • Сергей Беляков (2013)
  • Владимир Сорокин (2014)
  • Валерий Залотуха* (2015)
  • Евгений Водолазкин (2016)
  • Сергей Шаргунов (2017)
  • Александр Архангельский (2018)
  • Григорий Служитель (2019)
  • Тимур Кибиров (2020)
  • Майя Кучерская (2021)
  • Алексей Варламов (2022)
  • Юрий Буйда (2023)
Третья премия
  • Михаил Шишкин (2006)
  • Дина Рубина (2007)
  • Рустам Рахматуллин (2008)
  • Леонид Зорин (2009)
  • Виктор Пелевин (2010)
  • Дмитрий Быков (2011)
  • Марина Степнова (2012)
  • Юрий Буйда (2013)
  • Владимир Шаров (2014)
  • Роман Сенчин (2015)
  • Людмила Улицкая (2016)
  • Шамиль Идиатуллин (2017)
  • Дмитрий Быков (2018)
  • Гузель Яхина (2019)
  • Шамиль Идиатуллин (2020)
  • Виктор Ремизов (2021)
  • Сергей Беляков (2022)
  • Алексей Сальников (2023)
За вклад в литературу / За честь и достоинство
  • Наум Коржавин (2006)
  • Андрей Битов и Валентин Распутин / Илья Кормильцев* (2007)
  • Александр Солженицын* (2008)
  • Борис Васильев (2009)
  • Антон Чехов* (2010)
  • Питер Мейер / Фазиль Искандер (2011)
  • Антуан Галлимар / Даниил Гранин (2012)
  • Евгений Евтушенко (2013)
  • Леонид Зорин (2014)
  • Non/fiction / Борис Куприянов (2016)
  • Виктория Токарева (2017)
  • Людмила Петрушевская (2018)
  • Валерий Попов (2019)
  • Михаил Елизаров / Дина Рубина / Алексей Макушинский (2020)
  • Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля (2021)
  • Институт прикладной астрономии РАН (2022)
  • Фонд СЭИП Сергея Филатова (2023)
Список номинантов премии

* посмертно

Личная жизнь

В биографии Дмитрия Быкова было три брака. Первой женой писателя была биолог Надежда Гурская, которая на два года моложе мужа. Она работала в лаборатории биофотоники Института биоорганической химии РАН. По словам самого Дмитрия, он сохранил с первой супругой хорошие отношения. «Она крутой ученый, я ее очень уважаю, мы очень дружим», – сказал Быков в одном из интервью.

Второй женой литератора была его коллега – писательница и журналистка Ирина Лукьянова. Она работала в журналах «Ломоносов», «Карьера», «Город женщин» и «Крестьянка», а в соавторстве с мужем написала две книги – «Зверьки и зверюши» и «В мире животиков». В браке с ней у Быкова родились дочь Евгения и сын Андрей.

В третий раз Быков женился в 2019 году, супругой Дмитрия стала еще одна его коллега – прозаик Екатерина Кевхишвили. У супругов разница в возрасте почти в 30 лет. Уже через год после свадьбы литератор стал отцом в третий раз. Сын Дмитрия Быкова получил имя Шервуд в честь писателя Шервуда Андерсона.

Старые и новые фото Дмитрия Быкова можно посмотреть в его аккаунте в Instagram. На страницу литератора в Инстаграме с фотографиями и видео подписаны 194 тыс. пользователей.

Критические публикации Быкова

Критическое мировосприятие Быкова ярко отображается не только в политических памфлетах, но и многочисленных критических заметках и публикациях.

На сегодняшний день популярность Быкова как критика постоянно растет, однако одновременно растет и круг его противников. Из-под пера автора выходят многочисленные критические материалы:

  • эссе;
  • статьи различного характера, в том числе, и рифмованные;
  • выступления в сети

В своих критических заметках Быков максимально глубоко вникает в смыслы интерпретируемого. Он убежден, что потенциал отечественных художников слова на сегодняшний день еще не раскрыт, не реализован, и уже в ближайшее время Россию ждет появление великих русских писателей. Быков убежден, что сегодня Россия подходит к историческому периоду, этапу исторического цикла, аналогичного 1860 гг.:

Причины наступления нового «Золотого века» кроются в геополитической ситуации, которая сложилась сегодня в России

Принимая во внимание ожидания наступления нового расцвета русской литературы, Быков, с одной стороны, негативно относится к современному литературному процессу, с другой, — выделяет талант отдельных писателей, которые, по его мнению, могут оказаться гениями современности и будущего. Иначе говоря, в своих критических публикациях Быков занимает роль своеобразного «заведующего», «менеджера», регулирующего развитие современного литературного процесса, современной русской культуры в целом, поскольку критикой исключительно литературы автор не ограничивается

Таким образом, творчество Быкова отличается вариативность, разноплановостью. В качестве главных особенностей индивидуально-авторского стиля следует назвать автобиографичность, высокую ироничность, сатиричность наррации, которые формируются благодаря использованию разнообразных стилистических приемов.

Начало литературной карьеры

Стихи Быков начал писать еще в школе и продолжил в вузе. В 1989 году он вошел в состав «Ордена куртуазных маньеристов», пишет Википедия. Среди других участников этого творческого объединения были лидер группы «Бахыт-Компот» Вадим Степанцов, поэты Виктор Пеленягрэ, Александр Бардодым, Константэн Григорьев и Андрей Добрынин.

В «Ордене» Быков носил звание «Командора», его стихи вошли в два сборника, выпущенные в конце 80-х и начале 90-х, – «Волшебный яд любви» и «Любимый шут принцессы Грезы». Однако уже в 1992 году Дмитрий, к тому моменту уже член Союза писателей, покинул ОКМ.

После ухода из ОКМ у Дмитрия Быкова вышли три сборника стихов – «Декларация независимости», «Послание к юноше» и «Военный переворот». Также Быков попробовал себя в крупной литературе – под псевдонимом Мэтью Булл он выпустил повести «66 дней» (по мотивам фильма «9 с половиной недель»), «Орхидея джунглей» (в основу которой легла «Дикая орхидея»), «Харлей и Мальборо» (по мотивам боевика «Харлей Дэвидсон и Ковбой Мальборо») и «Дикая орхидея – 2» (по мотивам одноименного продолжения классики эротики).

Журналистика, телевидение и радио

Журналистикой Дмитрий занялся еще на первом курсе вуза. Он работал в газете «Собеседник». Уже в российские времена он сотрудничал с такими изданиями, как «GQ Россия», «Story», «Вечерний клуб», «Досуг в Москве», «Здоровье», «Искусство кино», «Компания», «Новая газета», «Огонек», «Профиль», «Русская жизнь», «Сельская новь», «Столица», «Труд» и др.

Уже получив известность как автор ряда романов, писатель на протяжении нескольких лет вел мастер-класс «Журналистское мастерство» в Институте журналистики и литературного творчества.

Что до телевидения, то дебют на голубом экране пришелся на 1992 год, когда его позвали в программу Киры Прошутинской «Пресс-клуб». В качестве ведущего он дебютировал в телепроекте Сергея Лисовского, а во второй половине 90-х вел программу «ССР, или Скандалы, Слухи, Расследования» на канале «Рен-ТВ».

Уже в начале XXI века литератор делал собственную передачу «ХОРОШО, БЫков!» на канале ТВЦ. Параллельно с этим он был соведущим программы АТВ «Времечко» на все том же канале.

На стыке нулевых и десятых Быков вел на «Пятом канале» ток-шоу «Картина маслом». Сам литератор позже отмечал, что для него стало откровением существование программы в течение почти года. «Все это время мы пребывали в состоянии, которое я бы назвал плаванием со связанными руками», – вспоминал он.

Сотрудничал Быков и с телеканалом «Дождь». Среди его проектов – авторский комментарий «Все было», а также программа «Сто лекций с Дмитрием Быковым», в которой писатель рассказывал об отечественной литературе ХХ века (это цикл выходил до декабря 2017-го), и передача «Нобель» о литературных нобелиатах.

Отметился литератор и работой на радио. В середине нулевых он вел вечернее шоу на станции «Юность», а затем на протяжении шести лет – «Сити-шоу с Дмитрием Быковым» на радио Сити-FM. Работает на радио Дмитрий и сейчас, он ведет программу «Один» на Эхо Москвы.

Политическая позиция

Дмитрий – убежденный антисталинист и противник действующей власти. Говоря о Сталине, писатель отметил, что тот «принял Россию страной с высочайшим интеллектуальным потенциалом» и за 30 лет превратил ее в «гнуснейшую страну мира».

Отношения с Владимиром Путиным у литератора тоже не сложились. Еще в 2009 году он отказался посетить встречу деятелей культуры с тогдашним премьер-министром. Аналогично он поступил и в апреле 2011-го, а уже в декабре того же года принял участие в митинге на Болотной площади против фальсификации результатов выборов в Госдуму.

Когда в ходе «прямой линии» Путин назвал протестующих «бандерлогами», Быков ответил на это стихотворением «Свежий закон джунглей», зачитанным в эфире «Эха Москвы». В нем он сравнил премьера с удавом Каа, который сетует, что «они не блюдут закона, не думают головой, и я для них не икона, а лишь червяк дождевой».

На протестном митинге на проспекте Сахарова в конце декабря 2011 года Быков нелестно отозвался о власти, заявив, что «история поставила на нас – и положила на них». Досталось Путину от литератора и на следующей протестной акции в начале февраля 2012 года. Тогда Быков выступал с плакатом «Не раскачивайте лодку – нашу крысу тошнит!»

Активность писателя привели к тому, что Дмитрий стал вторым по общегражданскому списку во время выборов Координационного совета оппозиции. Он уступил только Алексею Навальному.

Свою роль сыграл и проект «Гражданин поэт», в котором стихи Дмитрия Быкова, написанные на злободневные темы, читал актер Михаил Ефремов. Поначалу проект под названием «Поэт и гражданин» выходил на телеканале «Дождь», но позже его выкупила радиостанция «Эхо Москвы». Смена площадки и названия были связаны с тем, что шестой выпуск о разногласиях Путина и тогдашнего президента Дмитрия Медведева телеканал «Дождь» не пустил в эфир.

Всего вышло свыше 50 выпусков, в которых литератор едко высказывался о создании Общероссийского народного фронта, намерении актера Ивана Охлобыстина участвовать в президентских выборах, участии Медведева и Путина в уборке на комбайнах кукурузы (одно из самых известных стихотворений – «Путин и мужик») и проч.

Осенью 2012 года телеканал «Дождь» наладил отношения с Быковым, который стал постоянным автором для проекта «Господин хороший». В рамках проекта исполнитель Вася Обломов (в миру Василий Гончаров) читал сатирические стихи на злободневные темы от Быкова и Орлуши (в миру Андрей Орлов). Всего вышло почти 90 серий.

В марте 2014 года накануне присоединения Крыма к России Быков, как и многие деятели культуры, выразил несогласие с политикой Кремля на полуострове. Еще через два года он поддержал украинского режиссера Олега Сенцова, которого обвинили в попытке организации терактов в Крыму.

Перед президентскими выборами 2018 года писатель принял участие в избирательной кампании Ксении Собчак, выступив с лекцией «Ксения Собчак как героиня русской литературы».

А уже в 2020 году вскоре после президентских выборов в Белоруссии подписал письмо в поддержку протестных акций в соседней с Россией стране.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: