Гениальное изобретение советского танкиста, остановившее наступление фашистов: «звёзды» горрикера

Ежи (монумент)

«Звёздочки» Горрикера

Уже в начале июля 1941 года Госкомиссия провела испытания инженерного сооружения Горрикера, которое должно было остановить танки. Всё прошло отлично. Машина была полностью обездвижена. Теперь можно было без проблем уничтожить её огнём артиллерии. Тем временем конструкция оборонительного заграждения была до горя простой — это были куски обычных рельс, которые были сварены в форме буквы «Ж». Изобретение получило имя своего создателя, а в народе эти танковые препятствия прозвали сходу «ежами».
Вся хитрость этой элементарной идеи заключалась в правильной расстановке «звёздочек». Нужно было их расположить в шахматном порядке в два-три ряда. Расстояние между конструкциями должно было равняться примерно двум третям ширины танка.
 

Противотанковые «ежи» Горрикера отлично справлялись со своей задачей.

Дело происходило следующим образом: первый «ёжик» при наезде на него переворачивался и упирался танку в днище. Второй поднимал машину на дыбы и она не могла больше двинуться ни вперёд, ни назад. Для исторического сражения под Москвой было изготовлено около сорока тысяч противотанковых «ежей». Именно эта простейшая металлическая конструкция в сочетании с проявленным героизмом советских солдат, остановила почти все фашистские танки. За годы Великой Отечественной войны всего в Советском Союзе было изготовлено чуть больше двух миллионов «звёздочек» Горрикера. Этими препятствиями ощетинились впоследствии все советские города.
 

Такими ежами вскоре ощетинились и встречали оккупантов все города страны.

Мало кто знает, что немцы едва завидев «ёжиков» сразу отказывались от танкового наступления. В первые же годы войны они стали вывозить эти заграждения в Германию. Советские солдаты вспоминали потом, каково было их удивление, когда при штурме Берлина, они узрели те самые горриковские «звёзды» на подступах к столице Рейха.
Некоторые конструкторы решили, что главное в противотанковом «еже» — это размер. Они стали делать их просто гигантскими. Выглядели эти заграждения, безусловно, весьма устрашающе, только на практике были абсолютно бесполезными. Грозные бронированные машины с лёгкостью сдвигали их в сторону и спокойно продолжали свой путь. Главной же особенностью 80-ти сантиметровых «звёздочек» Горрикера было то, что они, попадая под днище танка, подымали его на дыбы.
Советские солдаты даже придумали о горриковском изобретении песню, которую любили распевать во время атаки:«Простая, в сущности,
поделка,
Но не такая уж безделка,
Такая «звёздочка»
под дном —
И экипаж в краю родном»…
 

Описание

Монументальная композиция состоит из трёх частей. В центре размещены три шестиметровых (по некоторым источникам — десятиметровые) копии противотанковых ежей, которые в годы войны служили надёжной защитой от вторжения немецких бронетанковых частей на территорию Москвы. Перед «Ежами» размещена каменная плита с выполненной из цветного стекла и керамики картой обороны столицы и надписью: «В последний час. Поражение немецких войск под Москвой. …6 декабря 1941 года войска нашего западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки разбиты, и поспешно отходят, бросая технику, вооружение, и неся огромные потери… Совинформбюро, декабрь 1941».

Неотъемлемой частью композиции является высокая гранитная стела с изображением солдат и рабочих, защищавших страну от фашистских захватчиков. Также на памятной стене высечены имена авторов памятника и надпись: «…И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова…», взятые из стихов, написанных в критические дни 1941 года защитником Москвы младшим лейтенантом Марком Лисянским, которые позже стали гимном города-героя.

Боевое применение

Для эффективного использования мало было знать, как сделать противотанковый еж, требовалось усвоить некоторые особенности применения этого средства ПТО в условиях боя.

Во-первых, устанавливать его лучше всего на поверхности достаточно ровной, но не скользкой, иначе его будет несложно отодвинуть с помощью нехитрых вспомогательных устройств (троса с крюком или петлей, например). Отлично подходит мерзлый грунт или асфальт.

Во-вторых, важно расстояние между рядами элементов обороны (а «ежей» должно быть много, один ничего не решает). Оно должно составлять полтора метра (для первого и второго) и два с половиной — для следующих эшелонов

Как в любой фортификации, чем больше контуров защиты, тем лучше.

В-третьих, «ежи» в рядах могут быть скреплены между собой, но следующая линия должна быть автономна от предыдущей.

В-четвертых, применение колючей проволоки нежелательно. Для нее крепление особое.

В-пятых, подходы лучше заминировать.

Нарушение этих нехитрых правил в условиях фронта приводило к снижению боевой эффективности средств, как и попытки сделать «звездочки Гориккера» больших размеров, чем это рекомендовалось инструкциями.

Кстати, изобретатель, которого можно назвать гениальным (за простоту решения), имел и другие заслуги, он получил много правительственных наград и до, и после войны, в том числе и Орден Ленина. А за «ежи» ему правительство подарило фотоаппарат ФЭД.

Война продолжалась, и наступил тот долгожданный перелом, после которого об обороне советский генералитет уже не помышлял. Только наступление, и на всех фронтах! А потом война победно закончилась.

Как работает противотанковый еж

Именно небольшие размеры стального «ежа» делали его эффективным средством. Если бы он был большим, то проблем было бы куда меньше. Уперся в него лобовой броней, включил первую передачу, а затем потихоньку, потихоньку… Советские противотанковые ежи норовили, перекатываясь, залезть под днище, нарушая сцепление гусениц с землей. Попытка «съехать» приводила и вовсе к плачевному результату. Дно распорото, маслопровод течет, КПП заклинило. И все эти разрушения остается лишь печально рассматривать, да и то только в том случае, если из-за бруствера в этот момент не ведет огонь расчет противотанкового ружья или артиллеристы не отрабатывают меткость стрельбы по слабо защищенному нижнему горизонтальному участку бронекорпуса. Тут уже и до детонации боезапаса недалеко, да и бензин вот-вот вспыхнет. Машину нужно покидать, а тут пехота огоньку подбросила. В общем, завидовать немецким танкистам в такой момент охотников было маловато.

Забытый родиной герой

Во время войны, конечно, было не до патентов и наград. Имя генерал-майора Горрикера как-то подзабылось. Кстати, за своё изобретение Михаил Львович был отмечен вручением фотоаппарата марки ФЭД. Со временем противотанковые «ежи» стали считать народным изобретением. Сам изобретатель сначала работал начальником Рязанского, а затем Орджоникидзевского военно-автомобильных училищ. В начале 1950-х годов ушёл в отставку по состоянию здоровья.
 

Сын Михаила Львовича, Владимир Горрикер стал режиссёром.

Скончался генерал-майор Горрикер в 1955 году. Интересно, что когда на похороны героя Министерство обороны предоставило автобусы для желающих проводить его в последний путь, машины не вместили и половины. Пришло очень много людей, по большей части стариков и старушек. Оказалось, что Михаил Львович был не только храбрым солдатом и гениальным военным инженером, но и очень хорошим и доброй души человеком. Большинству соседей и просто знакомых он помогал всем чем только мог. Горрикер доставал дефицитные лекарства, делился чем мог подчас с совершенно незнакомыми ему людьми. Они называли грозного генерала очень — нежно «сыночек».
 

Мемориальная доска Михаилу Львовичу Горрикеру.

Более полустолетия после этого имя Михаила Львовича оставалось в полном забвении. Однажды его сын, будучи уже пожилым человеком разбирал семейный архив. Владимир Горрикер, кстати, стал очень известным режиссёром и сценаристом. Он нашёл папку с документами отца, где были его чертежи, акты государственной комиссии и прочие отчёты. Герой, наконец, удостоился хотя бы мемориальной доски на доме, в котором жил. Сын изобретателя скончался в прошлом году, прожив долгую и насыщенную жизнь.
 

Владимир Михайлович Горрикер.
 

По дорогам войны

Немцы тоже с техникой были на ты, и очень скоро догадались, что сначала нужно делать проходы в заграждениях, а уж потом лезть напролом. Так как ежи никак не крепились к поверхности земли, немцы приспособились растаскивать их с помощью буксирных тросов. Со своей стороны, красноармейцы ответили минированием прилегающей территории и размещали рядом пулеметы или противотанковые пушки. В дальнейшем «ежи» стали связывать друг с другом и привязывать к различным объектам на местности, что весьма усложняло задачу для немцев: сначала надо было под огнем противника разобраться с тросами и цепями, а уж потом убирать сами препятствия.

Изобретение генерал-майора М.Л. Гориккера сыграло немаловажную роль в организации сдерживания врага и значительно улучшили возможности армии. К сожалению, и немцы воспользовались нашим изобретением, в последние годы войны и они активно стали его использовать. С «ежами» столкнулись и наши союзники, которые высадились в Нормандии. Бытует мнение, что немцы сами не производили «ежи», а воспользовались нашими. Это происходило в последние годы, когда они сами начали испытывать трудности с производством вооружения.

Построение экипажа советского танка ИС-2 у противотанковых «ежей»

В сентябре 1941 года генерал Гориккер возглавил автотранспортное управление Главного Управления автодорожной службы РККА. Изобретатель умер в Москве в 1955 году.

1939 год. Европа без «ежей»

Гитлер начинал войну, вооружившись легкими танками и доктриной «блицкрига». Стремительные броски подвижной бронетехники, охваты, «котлы» — вот технология, применяя которую нацисты захватили большую часть Европы, не утруждаясь длительными осадами и затяжными боями. За Судетами им пришлось встретиться с заградительными сооружениями, но чешские противотанковые ежи оказались неспособными причинить какой-либо вред, их просто раздвигали и устремлялись в возникшие проломы. Немецкие генералы предполагали, что и в СССР им удастся справиться с поставленной командованием задачей не хуже. Их ждал очень неприятный сюрприз.

«Смешная» преграда

Когда немецкие танкисты впервые увидели наши противотанковые ежи, они совершенно не озадачились, а кое-кто из них даже посмеялся над «этими глупыми русскими», думающими, что стальной кулак вермахта можно остановить или хотя бы задержать «вот этим». И в самом деле, какая-то нехитрая комбинация, сваренная из балок или обычных рельс, высотой всего-то метр или даже ниже. Оглядев в бинокли этот загадочный предмет, немцы решили, что тот и вправду не представляет опасности, он даже не вкопан в землю. Вот чехи, те, как настоящие европейцы, подошли к задаче капитально, в изготовлении их заграждений применялся бетон, не мешавший, впрочем, их двигать. Подумав, командиры панцерваффе дали команду к наступлению. Вскоре выяснилось, что не все так просто…

Исторический курьёз в качестве эпилога

Несмотря на все уроки истории, антисемитские настроения иногда всё же поднимают свою голову в обществе. На одном из сайтов, например, один пользователь, который выбрал ник «ветеран войны», посетовал, что среди символов Великой Победы постоянно фигурирует «противотанковое заграждение, по форме напоминающее шестиконечную сионистскую звезду». Не хочется разочаровывать человека, но объёмная геометрическая конструкция ничем на звезду Давида не походит, кроме того, что у неё шесть концов.
В 1970-х годах в СССР тоже было популярно движение по выявлению тайных «происков» сионистов. С маниакальной одержимостью его адепты выискивали повсюду сионистскую символику. Страшно представить, что подумали бы эти «разоблачители заговоров», если бы они прознали, кто именно изобрёл противотанковый «ёж» с шестью концами…

«Звездочка» генерала Михаила Львовича Гориккера

Вообще-то, звезда у него была, причем на каждом погоне, генеральская. Служил М. Л. Гориккер начальником Киевского танко-технического училища. Но прославился он другой «звездочкой».

Гориккер — пример настоящего русского офицера, два полученных в Германскую войну, подтверждают, что был он не только умен, но и смел.

После нападения Германии сразу и остро встал вопрос о противотанковых средствах. Требования были несложными, но жесткими: технологическая простота, доступность материалов изготовления и высокая эффективность.

Будучи грамотным инженером (особенно в области бронетехники), М. Л. Гориккер произвел многие расчеты, после которых предложил свой противотанковый «еж». Чертеж был одобрен, в июле изготовили несколько опытных экземпляров и испытали их на полигоне. Роль «мишеней» этого беззарядного устройства играли легкие советские танки Т-26 и БТ-5, они превосходили немецкие аналоги (в частности, ходовая часть у них была куда лучше, а трансмиссия задняя), но все равно сильно пострадали. Итак, в арсенале Красной Армии появилось новое средство борьбы с бронетанковой техникой противника, названное звездочкой Гориккера. «Ежами» его нарекли позже фронтовики, видимо, выговаривать заковыристую фамилию изобретателя оказалось непросто. Но получить мало, нужно еще уметь пользоваться.

История

Монумент «Ежи» был торжественно открыт 6 декабря 1966 года на 23-м километре Ленинградского шоссе в Химкинском районе Московской области. Дата открытия приурочена к 25-летию разгрома фашистской армии под Химками. Композиция расположена на месте, где в 1941 году был дан отпор немецкому наступлению. Перед установкой памятника комсомольцы более трёх месяцев проводили подготовительные работы: осушали болотистую местность, устанавливали сваи. Произведение архитекторов А. А. Агафонова, И. П. Ермишина, А. Михе и инженера К. И. Михайлова, выполненное из трёх различных материалов — железа, камня и железобетона, воздвигнуто благодарными потомками в честь четырёх московских и одной иваново-вознесенской дивизий народного ополчения, которые в осенние дни 1941 года защищали границы Западного фронта на случай прорыва обороны.

В 2011 году была завершена комплексная реставрация монумента. Ранее реставрационные и профилактические работы проводились в 2003 и 2005 годах.

В ознаменование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1 мая 2015 года опытные российские специалисты установили на композиции 3D-подсветку. Благодаря ярко-красным и белым световым лучам прибывающие из аэропорта «Шереметьево» гости столицы могут издалека полюбоваться монументом и стелой, находящейся поблизости.

Руководитель администрации Химок Владимир Слепцов прокомментировал «обновление» памятника:

Обновление монумента необычайно важно: это память, которую мы должны хранить и чтить. «Ежи» – визитная карточка Химок, Подмосковья, Москвы и России

Сегодня этот символ Великой Победы стал ещё более торжественным и грандиозным.

Технология изготовления

Уже к июлю все предприятия прифронтовых городов (Одессы, Севастополя, Киева и многих других), обладавшие необходимым оборудованием, получили задания изготовлять противотанковые ежи. Все машиностроительные заводы стали военными, с трудовыми ресурсами вопросов не возникало, специалистов хватало.

Технология была проста, для каждого «ежа» требовались три отрезка двутавровой балки длиной менее полутора метров. Лучше всего, если эти детали выполнялись из прочной стали, но чаще всего использовали рельсы, трамвайные или железнодорожные, они всегда были под рукой.

Их следовало сварить или прочно соединить иным способом так, чтобы при приложении определенного усилия готовое изделие могло перекатываться, не разрушаясь.

Комментарии

Комментариев пока нет

  • Собор славянских народов отметил 360-летие Переяславской Рады
  • В Тель-Авиве отметили юбилей одного из создателей «Блокадной книги» Даниила Гранина
  • Воссоединение Беларуси: взгляд военного историка
  • Факты, которые «не замечают»в Институте истории НАН Беларуси
  • Битва за Полоцк и Смоленск
  • Бородино
  • Письма из Беларуси. Уличённые во лжи
  • К юбилею легендарного полёта «Буран». Прерванный триумф
  • Не повторять роковых ошибок прошедших эпох
  • У России украли победу в Первой мировой войне
  • 1853 – 1856: не только Крымская война
  • Романовский обелиск в Александровском саду
  • Городельская уния и её последствия
  • К 20-летию государственного флага Российской Федерации Три с половиной века русскому триколору
  • Генерал, равный Суворову. Михаил Дмитриевич Скобелев.
  • Ветераны Великой Отечественной войны и жители блокадного Ленинграда, проживающие за рубежом, приняли участие в городских мероприятиях, посвященных 70-ой годовщине полного освобождения Ленинграда
  • 70 лет снятия блокады Ленинграда
  • К 70-летию снятия блокады Ленинграда. Они защищали великий город
  • К 360-летию Переяславской Рады. «Да будут совершены воедино»
  • Единству Руси быть!
  • Аркаим как исток европейской цивилизации
  • Дорогами Первой мировой войны
  • «Дорога жизни» станет музеем
  • Лесная – место русской воинской славы!
  • Солнечный исток славянской культуры
  • Искажение истории и попытки оправдания коллаборационизма на белорусском государственном телеканале
  • Герои Отечества времён Первой мировой
  • Мы пред врагом не спустили славный Андреевский флаг…
  • Он мог бы быть нашим современником. На 90-летие Александра Матросова
  • Белоруссию ждёт свой Крым?
  • Митрополит Павел передал Национальной библиотеке Беларуси факсимильный экземпляр Полоцкого Евангелия
  • Первая мировая война на белорусской земле. Новая книга Вячеслава Бондаренко.
  • Кровавый след бандеровцев в Белоруссии
  • Анатолий Шлыков, белорусский публицист: Теперь наших детей учат, что в 1812 году воевали между собой россияне и французы, а мы, белорусы, тут ни при чем
  • Ветераны Великой Отечественной войны просят белорусского президента А.Г.Лукашенко не устанавливать памятник Ольгерду в Витебске
  • В Белоруссии есть силы, дискредитирующие партизанское движение
  • «Чернобыльская война». Как это было
  • В Бресте накануне Дня Победы умудрились повесить портрет Гитлера на улице
  • Георгиевская лента — исторический символ Победы
  • Три праздника в преддверии Троицы
  • Линия Сталина
  • А хто там iдзе?
  • Прошлое как возможное будущее
  • Белорусы и Белорусская Народная Республика (БНР)
  • В Витебске поставили памятник, а в Бресте уже давно стоит. Не заметили?
  • «Политики принимают решения, но жизнь отдают не они». Суриков и Жадобин призвали извлечь уроки из двух мировых войн Читать полностью: http://news.tut.by/society/409484.html
  • Тихая революция “па-беларуску”. Часть первая
  • Тихая революция. “Па-беларуску”. Часть вторая
  • Тихая революция “па-беларуску”. Часть третья
  • Первая мировая война – это не только история
  • ГосТВ Белоруссии подтвердило приверженность пересмотру итогов Отечественной войны 1812 года
  • Осовец: русская слава Великой войны
  • К 500-летию битвы под Оршей
  • Нет флагу полицаев!

Примечания

  1. Противотанковые ежи — легендарное оружие времен Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.. 1941-1945.ru. Проверено 30 июля 2015.
  2. ↑ МОНУМЕНТ ЗАЩИТНИКАМ МОСКВЫ «ЕЖИ». Культура.РФ. Проверено 30 июля 2015.
  3. ↑ «Монумент Ежи». Каталог для путешественника himki.i-vt.ru. Проверено 30 июля 2015.
  4. ↑ Памятник «Противотанковые ежи». Проверено 30 июля 2015.
  5. ↑ «Противотанковые ежи» на Ленинградском шоссе украсят 3D-подсветкой. Мосгуберния.ru. Проверено 30 июля 2015.
  6. Мемориал памятника защитникам г. Москвы – “Ежи”. ВИОЛе-М. Проверено 30 июля 2015.
  7. ↑ Монумент «Ежи» в Химках засиял новыми красками. zelenograd24.ru. Проверено 30 июля 2015.

Кем был изобретатель

Михаил Львович Горрикер родился 13 января 1895 года в городе Бериславе Херсонской губернии. Став подростком он обучался на слесаря-кузнеца, позже дорос до мастера кузнечного цеха. В 1915 году был зачислен рядовым в армию и участвовал в боях во время Первой мировой войны

Воевал отчаянно и отважно, за что был дважды удостоен награды Георгиевским крестом. В 1917 году был ранен

После выздоровления вступил в ряды Красной Армии. Прошёл всю Гражданскую войну.
 

Михаил Львович Горрикер.

В 1919 году стал курсантом, впоследствии сам организовывал командные курсы. После был комиссаром полевых госпиталей Юго-Западного фронта, потом комиссаром курсов тяжёлой артиллерии, затем комиссаром пехотных командных курсов. Прошёл обучение на Военно-педагогических курсах РККА. После их окончания был назначен главным инспектором Политуправления РККА по военно-учебным заведениям. В 1929 году Михаил Львович поступил в военную академию моторизации и механизации. Даже в те революционные времена это было неслыханно, чтобы начальник над военными академиями сел за парту вместе со всеми в качестве совершенно обычного ученика! Горрикер окончил академию с отличием, получил звание военного инженера и служил в мотомехвойсках РККА.
 

Михаил Львович Горрикер возглавил Московское танково-техническое училище .

Михаил Львович был назначен начальником Московского танкового технического училища. За три года до начала войны оно было переведено в город Киев. В 1940 году Горрикер оказался в числе самых первых советских генералов, которым сразу было присвоено это новое звание.
Ещё до начала войны Михаил Львович был озабочен созданием эффективной конструкции для защиты от танкового наступления. Когда же война началась, это стало катализатором идей для военного инженера. Он сутками пропадал на работе. Даже приходя очень поздним вечером домой, за ужином, он продолжал о чём-то размышлять, постоянно пытаясь делать какие-то странные поделки из спичек, клея, пластилина. Потом он брал игрушечные машинки сына и… играл.
Сын недоумевал, глядя на всё это. Ему на то время уже было 15 лет, игрушки давно подростка не интересовали. Он не понимал зачем отцу всё это? Спустя какое-то время Михаил Львович пришёл домой необычно рано и прямо с порога радостно и гордо провозгласил: «Два танка запороли!» Сказать, что домашние удивились — это ничего не сказать. Горрикер дорожил каждой машиной, опекал и берёг как зеницу ока и тут вдруг радуется, что испортил целых две???
 

Как оказалось, отец играл с игрушками, делая непонятные поделки, преследуя великую благую цель.
 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: