Госплан

Romansmirnov • про французский и японский "госплан" (нет) ( + комментарий )

Введение

Ликвидация господства класса капиталистов и установление власти рабочего класса требует, помимо ликвидации частной собственности на средства производства, также и демонтажа капиталистических экономических отношений. Элементами таких отношений являются рынки труда и товаров. Так, руководящая роль рынка и рыночных отношений в экономике уходит, а на смену им приходят социалистические отношения. Прежде чем начать обзор принципов работы обеих социально-экономических формаций, нужно отметить, что такие термины как «рыночная экономика» и «плановая экономика», используемые в сленге современной буржуазной экономической науки, крайне абстрактны по своему содержанию и не могут являться синонимами капитализма и социализма, равно как и форм народного хозяйства.

Чем же противоречит «регулирование» экономики рынком построению социалистического общества? А тем, что такая «регуляция» даже при условии внедрения плановых элементов, хаотична и стихийна, а именно подверженность рынка кризисам и стихийным колебаниям является первой причиной, по которой социалисты и отвергают его «регуляцию». Это не регуляция в понимании разумной управляемости — это стихийное влияние.

В социалистическом обществе недопустимо, чтобы из-за классического для капитализма кризиса перепроизводства, ведущего к разорению предприятий, трудящиеся остались без работы и средств к существованию. Недопустима ситуация, когда человек невостребован на рынке труда; недопустимо, чтобы по рыночным мотивам (например, роста цен) человек не мог приобрести жизненно необходимые товары, как недопустимы и спекуляции на таких товарах в моменты высокого спроса на них. Таким образом, становится виден еще один недостаток капиталистического рынка— ориентированность на прибыль поверх любых других факторов.

Как отмечал Карл Маркс в «Капитале», оборот капитала  в тяжелой промышленности происходит медленнее чем в лёгкой, следовательно, с момента вложения денег в производство до момента их изъятия с прибылью проходит больше времени. Потому, очевидно, капиталистам гораздо выгоднее вкладываться в легкую промышленность из-за её скорой окупаемости и прибыльности. В тоже время, тяжёлая промышленность обеспечивает развитие лёгкой — трудно себе представить постройку прядильной фабрики без участия завода, который будет производить оборудование для пряжи.

Но из-за того, что развитие тяжелой промышленности требует больших вложений и большего горизонта окупаемости, при капитализме её развитие сдерживается ростом легкой. Рост производства вместе с качественным развитием тяжелой промышленности невозможен, к примеру, пока спрос на средства производства (или другую продукцию) не сделает выгодным для капиталиста вложения в эту область. Для человека с привитым буржуазным пониманием экономики такой порядок вещей кажется естественным — в бизнесе все отрасли должны развиваться и расширяться лишь когда они приносят скорую всевозрастающую прибыль.

Многим знакомо высказывание буржуазных пропагандистов, о том как в период индустриализации руководство СССР во главе с И.В.Сталиным сделало такой сильный упор на развитие тяжелой промышленности, что легкая практически не развивалась. Дескать, советские люди того времени не всегда могли иметь даже зубную щетку, зато строили сталелитейные цеха, что подается буржуазной пропагандой как несуразный парадокс.

В действительности, никакого парадокса здесь нет — при наличии развитой тяжелой промышленности развернуть производство зубных щеток легко, как и любое другое производство в легкой промышленности, а вот сделать наоборот быстро не выйдет. Между тем, перед молодым Советским Союзом стояла задача в сжатые сроки провести индустриализацию и превратить отсталую аграрную державу в индустриальную, совершить мощный рывок, чего с темпами рыночной экономики добиться было совершенно невозможно, да и быть её в социалистическом государстве не могло.

Поэтому никакой стихийности — сперва становление тяжелой промышленности, потом и благодаря ей развитие легкой. Нельзя ждать пока легкая промышленность, созданная за счет средств внешней торговли, сама и своими заказами начнет толкать вперед промышленность тяжелую.

Этот пример ясно показывает возможности планового народного хозяйства и заложенную в него способность быстро и организованно решать задачи колоссального веса. Не зря любимым приемом советской пропаганды была частая демонстрация темпов роста производства в СССР – цифр, недостижимых в странах с рыночной капиталистической экономикой.

Учет потребностей граждан

А.С.: Региональные руководители – понятно. Простой гражданин Советского Союза насколько мог донести свои нужды?

В.К.: Когда шел проект «Основных направлений», перед вынесением на съезд КПСС организовывалось его «всенародное обсуждение». Мы каждый день получали мешки писем. Каждое письмо рассматривалось, направлялось в соответствующий отдел, если там что-то интересное, то мы немедленно включали в текст основных направлений.

А.С.: Было, чтобы вам подсказывали что-то, чего до этого вы сами совсем не учитывали?

В.К.: Подсказкой являлась сама частотность. Если что-то костерят непечатными словами – значит, тут «горит», это надо «тушить». Слишком плохое надо убрать в первую очередь.

А.С.: «Основные направления» – они очень высокоуровневые. А более предметное?

В.К.: Это план – пятилетний план.

А.С.: На него насколько влиял простой трудящийся?

В.К.: А зачем туда трудящемуся? Это уже не его дело. Его дело – подсказать, «куда маршировать», что составляет существо «Основных направлений».

А.С.: Получается, что они могли раз в пять лет высказаться по «Основным направлениям»?

В.К.: Конечно. А дальше все реализовывалось.

А.С.: Спасибо.

Организации при Госплане СССР[править | править код]

Наименование организации Период функционирования Руководитель
Всесоюзная плановая академия им. Молотова при Госплане СССР
Комитет по химизации народного хозяйства при Госплане СССР
Центральное управление народнохозяйственного учета (ЦУНХУ) Госплана СССР Оболенский (Осинский) Валериан Валерианович, Краваль Иван Адамович , Верменичев Иван Дмитриевич, Саутин Иван Васильевич, Старовский Владимир Никонович
Государственное издательство экономической, плановой и учетно-статистической литературы Госплана СССР (Госпланиздат)
Центральное Статистическое Управление (ЦСУ) Госплана СССР Старовский Владимир Никонович
Управление по стандартизации при Госплане СССР (будущий Госстандарт СССР)
Главное управление научно-исследовательских и проектных организаций при Госплане СССР (Главниипроект) — постановление Совета Министров СССР от 25 июня г. № 904
Главное управление научно-исследовательских организаций при Госэкономсовете СССР (ГлавНИИ)
Главное управление по сбыту цветных металлов при Госплане СССР (Главцветметсбыт)
Бюро цен при Госплане СССР (Госкомцен) — 08.07.1965. Постановлением Совета министров СССР при Госплане образован Государственный комитет цен
Главное энергетическое управление при Госплане СССР (Союзглавэнерго)
Главный вычислительный центр Госплана СССР М.Е. Раковский (1960—1961), Н.И. Ковалев (1961—1971), Н.П. Лебединский (1971—1981), В.В. Коссов (1981—1984), В.Б. Безруков (1984—1990), Н.Н. Барышников (1990—1991)
Государственный комитет по топливной промышленности при Госплане СССР
Государственый комитет по черной и цветной металлургии при Госплане СССР (Госметаллургкомитет)
Государственный комитет химического и нефтеперерабатывающего машиностроения при Госплане СССР
Государственный комитет по автоматизации и машиностроению при Госплане СССР
Государственный комитет по приборостроению, средствам автоматизации и системам управления при Госплане СССР
Государственный комитет автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения при Госплане СССР
Государственный комитет химического и нефтяного машиностроения СССР при Госплане СССР
Государственый комитет по лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности и лесному хозяйству при Госплане СССР Орлов, Георгий Михайлович (1963—1975)
Государственный комитет нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности при Госплане СССР (Госнефтехимкомитет) Фёдоров, Виктор Степанович (1964 — 1965)
Государственный комитет нефтедобывающей промышленности при Госплане СССР
Государственный комитет химической промышленности при Госплане СССР
Государственный комитет по химии при Госплане СССР
Государственный комитет химической промышленности при Госплане СССР
Государственый комитет по машиностроению при Госплане СССР
Государственный комитет тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения при Госплане СССР
Государственый комитет по электротехнике при Госплане СССР Оболенский, Николай Александрович (1963—1965)
Главное управление комплектной поставки металлургического, энергетического и нефтехимического оборудования при Госплане СССР(Главкомплектоборудование)
Главное управление по сбыту машиностроительной продукции при Госплане СССР (Главмашсбыт)
Главное управление по сбыту продукции тяжелого, транспортного, строительно-дорожного, бурового, угольного и нефтяного оборудования при Госплане СССР (Главтяжмашсбыт)
Главное управление по снабжению и сбыту подшипников и их применению при Госплане СССР (Главподшипниксбыт)
Главное управление по сбыту приборов при Госплане СССР (Главприборсбыт)
Главное управление по сбыту электротехнической продукции при Госплане СССР (Главэлектросбыт)
Главное управление по сбыту электротехнической продукции при Госплане СССР (Союзглавэлекро)
Государственный комитет по пищевой промышленности при Госплане СССР
Государственый комитет по легкой промышленности при Госплане СССР (Гослегпром СССР)
Высшие экономические курсы при Госплане СССР

Организации не все.

О научно-техническом прогрессе

А.С.: Раз мы говорим о структурном развитии: как все-таки планировался технический прогресс?

В.К.: Этим не мы занимались. Был целый комитет – ГКНТ . Это не работа Госплана. В моей части технический прогресс – это строительство заводов и покупка оборудования, которое соответствует этому прогрессу.

А.С.: Они говорили вам, какое оборудование будет выпускаться?

В.К.: Да.

А.С.: А ситуация, когда у нас машины, оборудование десятилетиями выпускались и не снимались, бывала?

В.К.: Сплошь и рядом.

А.С.: Почему это происходило?

В.К.: Потому, что надежное, отлаженное производство, а как только ты начинаешь выпускать новое, начинается головная боль.

А.С.: Госплан пытался бороться?

В.К.: Это очень трудно. Это как раз, почему я не смог добиться строительства печи для переработки титановых отходов. Привычка делать старьё – на старье сделаешь план. Платили за план, а не за то, что ты сделал. Потом уже, когда появилась чистая продукция, в косыгинские времена – это чуть-чуть поменялось. Новое – это страшная головная боль: новые материалы, новые краски, новые формы, пойдет / не пойдет… как чумы боялись этого!

А.С.: Пытались как-то премировать за выпуск новой продукции, чтобы ее простимулировать?

В.К.: Конечно! Но что такое премия на пол-литра против «выговорешника» за невыполнение плана? Ты взвесь! А выговор – это минимум, что ты получишь.

Какова главная функция Госплана?

http://www.media.nakanune.ru/images/pictures/image_big_78916.jpg

Видимо, пришло время нового рассмотрения некоторых функций и методов работы Госплана с точки зрения их полезности и применимости в наше время. В 1992 году были полностью отброшены формы и методы работы Госплана. Таковы были действия «младореформаторов». Главной задачей того времени был демонтаж плановой централизованной системы, причём методами и в сроки, делавшими этот процесс необратимым. Теперь же, когда точка возврата пройдена, можно спокойно, без идеологических эмоций рассмотреть опыт работы Госплана и отобрать всё полезное для использования.

Прежде всего о главной функции Госплана. Сейчас мало кто её правильно назовет. Большинство скажет — разработка и организация выполнения государственных народно-хозяйственных планов. Внешне это действительно так. Но главная сущностная функция Госплана была другая.

http://vestnikk.ru/uploads/posts/2015-07/1436964964_2.jpg

Всем известно, что экономику движут интересы. Интересы всех слоёв населения, представленных Советами, всех отраслей, регионов, при том — сбалансированные на методологической основе. Вот это и была главная функция Госплана. Лозунг — «Всё для человека, всё во имя человека» — воплощался государством в жизнь.

Эти интересы, поднимаясь снизу, формировали интересы населения, ветвей власти, государственных органов и предприятий. Это так при любом политико-экономическом строе. Это объективная реальность.

Советская плановая система включала в себя Госплан и Госснаб. Госплан прогнозировал (планировал) общее развитие и доходы бюджета, а Госснаб «привязывал» поставщиков к потребителям, что позволяло народно-хозяйственному комплексу страны развиваться планово и поступательно, а каждый житель страны был уверен в своём будущем.

В чем заключалась работа

Алексей Сафронов: Чем именно вы занимались, работая в сводном отделе?

Владимир Коссов: Я отвечал за цифровую часть пятилетних планов, которые разрабатывались в два этапа. Сначала намечались контуры плана, они фиксировались в «Контрольных цифрах». Они определяли «лицо» пятилетки и составляли суть документа «Основные направления развития народного хозяйства СССР» на очередную пятилетку, которые утверждались каждым съездом КПСС. Следует сказать, что цифры основных направлений относились к СССР и к союзным республикам, в которых были свои компартии.

На основе утвержденных съездом КПСС «Основных направлений» разрабатывался пятилетний план, который называли «встречным» по аналогии с первыми пятилетками. Разработка пятилетнего плана шла от предприятий к министерствам, которые представляли свои проекты в Госплан СССР. Сведенный Госпланом СССР пятилетний план выносился на Верховный Совет СССР, который и утверждал его. Вернемся к «Основным направлениям». В этом документе была текстовая часть, «молитва», – этим занимался мой коллега, Федор Иванович Котов (прозвище ФИК). Любимая шутка в Госплане была такая: «Не забудь исправить номера съездов». Я отвечал за цифры. Какие темпы роста? Какие капитальные вложения? Какие объемы производства в натуре по основным показателям («вилки», то есть допустимый интервал).

Чем могу в связи с этим похвалиться? Ввел в русский язык слово «биотехнология». Я был советником от СССР в Экономической комиссии ООН по Европе, в материалах к очередному заседанию как-то было слово «биотехнология». Вернувшись домой, позвонил в Академию наук, в приемную вице-президенту Овчинникову Юрию Антоновичу, и сказал, что мне хотелось бы с ним переговорить. Раз биотехнология появилась – значит, мне ее надо в «Основные направления» тоже включить.

Тот был страшно удивлен, потом он мне рассказывал, что ему было всегда трудно найти контакты с чиновниками, а тут чиновник, да еще довольно высокопоставленный, звонит ему и чего-то хочет. Он меня свозил в Пущино, в Академический центр. Благодаря этому визиту, я ясно представил, что такое биотехнология. Вписал тогда текст про нее. Это, возможно, самый яркий пример того, что приходилось делать.

В Госплане СССР план утверждается на коллегии по каждому отделу и только после этого печатались формы плана, содержащие его показатели, которые доводились до исполнителей. Моя работа состояла в приемке от отраслевых отделов показателей плана. Они приходили с предложениями «Давайте напишем столько и столько», – а я с ними либо соглашался, либо нет. Не соглашался – шли с разногласиями к соответствующему заместителю председателя Госплана, а уж если у него не договаривались, то последней инстанцией был сам Байбаков.

О цели советской экономики

А.С.: Что вы закладывали в целевую функцию развития экономики?

В.К.: Целевую функцию в том виде, как в задаче линейного программирования, – конечно, никто этого не делал. Целевая функция была и для меня, и для всех моих коллег – пределы возможного, как в дипломатии.

Поясню примером. Готовилась пятилетка, я, как всегда, посмотрел американские данные и думаю: да что же получается? У нас капвложения на связь на пятилетку меньше, чем на один год у них. При том, что состояние связи совсем разное. Пошел к связистам, пригласил их. Говорю: «Что они делают? Они же нас со свистом обходят! Мы-то где?» Министр связи был Талызин – он был выдающимся министром связи. Талызин что придумал: капвложения на связь, в том числе телефонизацию, включают во вложения в здания. Он говорил каждому председателю обкома: «Ты телефон хочешь? Ты здание построй, а начинку связную я тебе дам». Ход гениальный. Как только это решение принято, связисты капвложений на строительство здания не расходовали. Вот решение. И тогда мы, все тщательно обсудив, поставили деньги на связь.

Целевую функцию я подтягивал под структуру потребления, у меня был показатель перекосов. Я с помощью этой теории имел гипотетическую модель, какими с учетом тех знаний, которыми я тогда располагал, должны быть к концу пятилетки народнохозяйственные пропорции. И видел, какие они складывались по факту. Получались «дельты». Вот тогда «дельтой» была связь.

А.С.: Когда вы для себя определяли, какой должна быть структура, вы смотрели на развитые западные страны?

В.К.: Конечно.

А.С.: В каком-то смысле «целевая функция» была приближение по структуре отраслей к Западу?

В.К.: Просто я изучил структуру экономик разных стран. Как меняется структура отраслей, это описано в статьях, там вопросов нет. Есть общие тенденции изменения структуры экономик стран. Как ВВП (у нас тогда это был «нацдох» – национальный доход) на душу меняется.

А.С.: А не было опасений, что структура на Западе может быть неоптимальной?

В.К.: Я же не одну страну смотрел. На одной стране ты можешь чего хочешь нагородить.

А.С.: Мы тогда будем все время немножечко отставать от этих изменений.

В.К.: Ну не настолько же! Мы можем где-то уйти вперед. Мы где-то уйдем вперед, где-то отстанем.

Институты при Госплане СССР[править | править код]

Наименование организации Период функционирования
Научно-исследовательский экономический институт
Совет по изучению производительных сил
Институт комплексных транспортных проблем
Всесоюзный научно-исследовательский институт комплексных топливно-энергетических проблем
Научно-исследовательский институт планирования и нормативов
Институт экономических исследований (ИЭИ)
Центральный институт технической информации угольной промышленности (ЦИТИ угольной промышленности) ЦИТИ Госплана СССР
Институт по проектированию предприятий цветной металлургии «Гипроцветмет»

Лоббистские пределы научному планированию

А.С.: Если бы у вас была возможность, что вы улучшили бы в работе Госплана 1970-х?

В.К.: Невозможно. Госплан – это был орган, он выполнял ту роль, которую ему отводили. Он мог сделать «хуже – лучше», но не мог изменить ничего радикально.

А.С.: Были ли какие-то «интервенции» в связи с тем, что местные руководители хотели себе завод?

В.К.: Еще как! Если надо пять заводов было построить, то вариантов было пятнадцать как минимум. Как только чье-то предложение отбраковывалось (затраты выше, чем у других), на следующее утро присылали новые нормативы.

А.С.: То есть они за ночь пересчитывали свои коэффициенты, чтоб на бумаге проект проходил?

В.К.: Они сидели и ждали, когда будут результаты. Как только их завод вылетал из расчета, тут же гонец сообщал, что вылетел, они тут же делали правку. Ну, не прямо наутро, они через ГИПР разрабатывали проектную документацию. Эти институты готовили информацию по решению задач о размещении предприятий. Руководители регионов обращались к ним, те изменяли данные и сообщали в Госплан СССР. Действовали очень оперативно потому, что решение било по интересам.

А.С.: У них, получается, были в Госплане «свои люди»?

В.К.: А как же.

Некоторые уроки госпланирования в СССР

Госплан (Государственный плановый комитет Совета министров СССР) действовал в советское время — с 1921 по 1991 годы.

ГЕНСЕК БРЕЖНЕВ С МИНИСТРАМИ

Урок 1. Стиль одного управленца

Стиль и корпоративную культуру работы Госплана заложил по-сути главный его управленец Николай Байбаков. Он руководит конторой более 20 лет — в 1955-1957 гг. и в 1965-1985 гг.

До этого Байбаков работал в нефтяной сфере, которую называл делом своей жизни.

Урок 2. Основные направления развития как молитвы

Текстовую часть «Основных направлений социально-экономического развития СССР» на очередную пятилетку в Госплане иронично называли «молитвами». От разработчиков требовалось искусство выбирать цели на будущее (те самые «молитвы») как можно более «дешёвые» — чтобы звучало хорошо, а выполнить можно было легко.

Урок 3.  Основной капитал — «рабочие лошадки»

Основными «рабочими лошадками» в Госплане были сотрудники в должностях главных специалистов. Каждый из них был докой в своём деле.

Если, например, в отделе химической промышленности был главный специалист, который отвечал за калийные удобрения, то он реально знал все заводы Советского Союза, которые производят эти удобрения, регулярно туда ездил, понимал какой там уровень технологий и руководящий корпус. Итогом этого было некое неявное знание, что одно задание тот или иной завод потянет, а другое нет.

Урок 4. Процесс планирования. План как руководство к действию

Архивные материалы свидетельствует, что работа над планом очередной пятилетки начиналась за 2-3 года и проходила большой процесс согласований — свод и балансировку сначала предложений отраслевых отделов, а потом поступивших «встречных» предложений республик и министерств.

Существовало много обстоятельств, которые усложняли своевременную подготовку планов. Например, изменения политических указаний.

Работа над планом IX пятилетки (1971-1975 гг.) началась 29 декабря 1967 года. Но официально план IX пятилетки оказался утверждён только к концу её первого года.

Урок 5. Автоматизация помогает

Годовые и пятилетние планы занимали тысячи страниц таблиц.  В результате каждый год, пока не была введена АСПР (автоматизированная система плановых расчётов Госплана СССР), почти весь январь исполнители работали, не зная своих годовых заданий.

В Советском Союзе действовало десятки тысяч предприятий.

Урок 6. План не догма. Движение декабристов

В конце года представители заводов-исполнителей начинали обивать пороги Госплана с просьбами скорректировать (снизить) планы. «Они являлись с бумагами, смысл которых состоял в том, чтобы перенести сроки и уменьшить объёмы. Этот процесс назывался движением декабристов». Снижение планов облегчало процесс их выполнения и давало возможность получить премии.

Урок 7. Учет реальных элементов политэкономии социализма

Урок 8. Демократия как она есть

Сама процедура подготовки плана отличалась широким демократизмом: несколько кругов согласований и всенародное обсуждение обеспечивали учёт интересов как хозяйственных министерств и союзных республик, так и простых граждан.

Учет 9. Математические модели

Целью работы Госплана СССР было максимально возможное со всеми ограничениями приближение реальной структуры производства к модели сбалансированного развития отраслей экономики. При этом должна была учитываться и структура спроса населения. Искусство плановиков как раз и состояло в нахождении этих «пределов возможного».

Активно внедрялись экономико-математические модели, которые позволяли просчитывать темпы роста отдельных отраслей и обеспечивали их согласованное развитие.

Урок 10. Ритмичность пятилеток

Работа Госплана СССР выстраивалась на основе пятилетних планов, существовавших с 1928 года. За всю историю СССР было принято 12 пятилетних планов и один семилетний. Последняя 13-я пятилетка не была реализована в связи с распадом СССР и демонтажем советской системы.

В качестве резюме предлагается изучить вот этот плакат. Аналогии, как вы понимаете, есть.

СРАВНЕНИЕ СКРАМ И СССР

Статья написана с учетом материалов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: