Величие героев: расшифровка темы и персонажей на картине три богатыря

Сюжет полотна

В чистом поле на боевом дежурстве главные былинные герои-защитники: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Они оглядывают окрестности — не видать ли врага али не творится где несправедливость какая. Этим сюжетом Виктор Васнецов хотел на пороге 20-го века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. Богатыри здесь — это не конкретные былинные персонажи, но аллегория созидательных сил. При этом поле — не конкретное место на карте, а вся Русь.


Первый эскиз картины, начало 1870-х. (wikimedia.org)

Богатыри «жили» в разное время и могли «встретиться» только на картине Васнецова. Когда Илья Муромец был таким, каким его изобразил художник, Добрыня должен был быть стариком, а Алёша Попович — мальчиком.

За героями — могилы воинов, павших в битвах. На переднем плане — молодая поросль как символ грядущих поколений. Герои находятся между символами прошлого и будущего как звенья в бесконечной цепи защитников Родины.

Воинская и крестьянская силы

Поскольку в славянской традиции было выражено возвеличивание крестьянского труда, то и Микула Селянинович стал одним из центральных образов фольклора. Самым известным преданием о нём стала былина о противостоянии богатыря и князя Вольги Всеславьевича.

Как гласит былина, однажды князь объезжал свои земли во время сбора подати. Увидев, что вдалеке кто-то вспахивает поле, он остановил коня и дружину, пожелав получше рассмотреть пахаря. Увиденное потрясло Вольгу.

Перед князем стоял высокий крепкий мужчина, который создавал борозду на целине. Он с лёгкостью выкорчёвывал деревья, создавая участок для поля. Под плугом Микулы Селяниновича не мог устоять даже могучий дуб, который с корнями вылетал из земли. Вольга Всеславьевич был ошеломлён – такой силы ему видеть не доводилось.

Mикyлa Ceлянинoвич – бoгaтыpь-aгpapий. Вcю cвoю cилy oн вклaдывaeт в зeмлeдeлиe и ceмью / alluz.ru

Конечно, князю стало интересно, что за человек перед ним. Микула Селянинович представился, немного рассказал о себе. Выяснилось, что это он проучил сборщиков налогов, что с простых людей “драли три шкуры”.

Кроме того, Микула отметил, что не так давно на дороге у его селения орудовали разбойники. Именно он и сумел остановить их бесчинства, разбросав бандитов в разные стороны.

Богатырь Вольга Всеславьевич – нeпpocтoй бoгaтыpь, oн oблaдaeт cпocoбнocтью к oбopoтничecтвy, пoнимaет язык звepeй и птиц / Константин Васильев / nevsepic.com.ua

Вольга Всеславьевич сразу понял, что перед ним – не простой мужик, а настоящий богатырь. Он предложил Микуле вступить в его дружину. Тот согласился, однако заметил, что сначала следовало бы проверить силу воинов князя. Пахарь подготовил им испытание.

В первую очередь, следовало вынуть из земли соху, что осталась после работы Микулы. Как отметил богатырь, инструмент следовало извлечь и положить за ракитов куст, чтобы соха не мешала.

Послал князь пятерых своих сильнейших воинов. Все вместе они безуспешно пытались выдернуть соху из земли, да только усилия их не увенчались успехом. Тогда Вольга приказал помочь им ещё десяти воинам. Однако и целой группе лучших солдат князя не удалось извлечь инструмент – настолько глубоко и крепко он засел в целину. Усмехнулся Микула Селянинович, подошёл к сохе и одним движением руки поднял её над головой.

Это предание весьма необычно. Здесь идёт речь о противостоянии, однако не подразумевается вооружённый конфликт. Напротив – противоборствующими сторонами выступают военная мощь и особенная крестьянская сила, причём последняя одерживает верх.

Силу богатырскую получил Микула от самой матушки-Земли / Stepan Gilev / artstation.com

Биография Добрыни Никитича: где родился, там и сгодился

Победа над Идолищем поганым

Первым подвигом Алеши Поповича является победа над Идолищем. Об этом сказано в «Повести временных лет». Согласно сохранившемуся тексту, случилось это в 95 году 11 столетия. Так, на переговоры с русским князем приехал половецкий хан по имени Итларь. Встреча должна была состояться в Переяславле. Князь приказал Алеше Поповичу убить противника, что тот и сделал, расстреляв хана из лука через дыру в крыше.

Историк Борис Рыбаков утверждает в своих трудах, что Идолище – это искаженное половецкое имя Итларь, а точнее – форма «Итларище поганый». Именно этот подвиг стал уникальным случаем во всей традиции былин. Дело в том, что только в нем совершено убийство врага во дворце, а не в «чистом поле».

Пересвет

Имя этого богатыря тесно связано с битвой на Куликовом поле. Это легендарное сражение, в котором полегло бесчисленное количество славных воинов и бояр. И Пересвет, как и многие другие богатыри, защитники земли Русской, встал грудью перед врагом.

Ученые до сих пор спорят, был ли он на самом деле. Ведь, согласно легенде, Пересвет (Александр), вместе со своим братом Андреем, был отправлен на помощь Дмитрию Донскому самим Сергием Радонежским. Подвиг этого богатыря заключался в том, что именно он вдохновил войско русское на битву. Он первым вступил в бой с представителем полчища Мамаева – Челубеем. Практически без оружия и доспехов, Пересвет победил противника, но упал замертво вместе с ним.

Изучение более ранних источников наводит на мысль о нереальности этого персонажа. В Троицком монастыре, в котором Пересвет, согласно истории, был послушником, нет никаких записей о таком человеке. Кроме того, известно, что и Сергий Радонежский не мог встретиться с князем Дмитрием непосредственно перед боем.

Но практически все подвиги русских богатырей — так или иначе — частично выдуманы или преувеличены сказителями. Такими историями поднимался боевой дух, воспитывалось национальное самосознание.

Секреты «Богатырей» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине

Одной из самых известных картин Виктора Васнецова и всей русской живописи называют знаменитых «Богатырей», которые стали одним из последних приобретений Павла Третьякова для его галереи. Все знают о том, что на картине изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, однако на самом деле прототипами были не только исторические и фольклорные персонажи.

Виктор Васнецов работал над «Богатырями» около 30 лет. Первые наброски датированы 1871 годом, композиция задумана в Париже в 1876 г., а закончена картина были лишь в 1898 г. Это полотно стало центральным на персональной выставке художника в том же году. Васнецов признавался: «Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом».

Фольклорные мотивы были очень популярными в творчестве художников-передвижников, а для Виктора Васнецова эта тема стала одной из главных. В центре композиции «Богатырей» (название «Три богатыря» ошибочно, хотя в народе эту картину называют именно так) – былинные герои. Богатырская тема влекла художника всю жизнь. Об этом свидетельствуют картины «Баян» (1910), «Богатырский скок» (1914), «Единоборство Пересвета с Челубеем» (1914), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) и другие.

Историческими прототипами героев картины стали былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Примечательно, что Илья Муромец – не только сказочный, но и вполне реальный персонаж. Это был воин по имени Чоботок, который родился предположительно в 1188 г. в Муроме. После тяжелого ранения в бою он «роздал нажитые богатства на украшение храмов» и постригся в монахи, приняв новое имя – Илья. В 1643 г. Русская православная церковь причислила его к лику святых под именем преподобного Ильи Муромца. Его мощи хранятся в Киево-Печерской Лавре.

В 1988 г. ученые провели исследование останков Ильи Муромца, в ходе которого установили, что он действительно до 30 лет был прикован к постели из-за болезни позвоночника, и что погиб он от удара копья в сердце. В конце ХХ в. удалось реконструировать и его внешний облик: ученые утверждают, что это был крупный мужчина с развитой мускулатурой, ростом около 182 см. На момент создания картины Васнецов не знал этих фактов, но изобразил богатыря таким, каким сам его представлял: кряжистым, величественным и спокойным.

Исторический прототип Добрыни Никитича определить сложнее: в былинах упоминается несколько персонажей с таким именем. Судя по всему, он был представителем княжеского рода. А вот об Алеше Поповиче известно больше, правда, в летописях он упоминается под именем Александр Попович. Это был ростовский боярин, который побеждал врага не столько силой, сколько умением и смекалкой. Он проявил себя как бесстрашный воин в нескольких значительных сражениях. Но позже, под влиянием прозвища Попович (сын попа) народная молва приписала герою совсем другие черты – хитрость, коварство и любвеобильность.

Все три богатыря жили в разное время, и могли встретиться только на картине Васнецова. Когда Илья Муромец был таким, каким его изобразил художник, Добрыня должен был быть стариком, а Алеша Попович – мальчиком.

Однако кроме былинных героев, у персонажей Васнецова были и вполне реальные прототипы, которых он нашел среди своих современников. Говорят, что прообразом Ильи Муромца стал крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, а также извозчик, которого художник встретил в Москве и уговорил позировать: «Иду по набережной около Крымского моста, – рассказывал потом В. Васнецов, – и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья».

В облике Добрыни некоторые исследователи усматривают черты самого Васнецова. Есть мнение, что лицо Добрыни стало собирательным типом рода Васнецовых – не только художника, но и его деда и отца. А вот для Алеши Поповича художнику позировал в имении Абрамцево младший сын хозяина Саввы Мамонтова Андрей. Тогда ему было всего 13 лет, а спустя 8 лет юноша заболел и скоропостижно скончался. Васнецов дописывал его образ уже по памяти.

=======================================================================================

Про Илью не поняла — он в монахи ушёл или от копья погиб? Запутали.

Никита Кожемяка

Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем.

Никита Кожемяка

Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь.

Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.

Добрыня Никитич


Добрыня Никитич имел знатное происхождение, на Руси занимал второе место по популярности, среди героев фольклора, после Ильи Муромца. Его женой была Настасья Микулишна, сам богатырь состоял на службе Киевского князя.

Историки и литературоведы считают, что прототипом образа героя послужил воевода Добрыня, который приходился дядей князю Киева и был братом его матери.

Согласно сюжетам былин, Добрыня Никитич был образованным человеком, хорошо пел и играл на гуслях, обладал добрым нравом. Имя богатыря упоминалось в 53 сюжетах русских сказаний, в 6 былинах он был центральным персонажем.

Вполне определенные параметры

Каждый момент жизни древнего великана, даже смерть, описаны по-разному. А как не совпадают сведения о Святых горах! Выше назывались Карпаты. Кроме них упоминаются Урал, Алтай, и даже холмы Святогорска. На то и сказания, что в них нет точных сведений. Несомненно, как отмечалось, лишь то, что это был огромнейший великан, ложе которого в длину достигало 10 саженей, в ширину — 6. Что у него был сказочный меч и что он был славянином. Все сведения о богатыре почерпнуты из былин, которые не являются сказками в полном смысле. Былины в очень преувеличенном виде пересказывают якобы реально существовавшие события. Под Черниговом на самом деле есть могила великана, в которой, по убеждению местных жителей, захоронен именно наш герой.

Василий Буслаев

Этот богатырь не похож на остальных. Он — бунтарь, всегда идет наперекор общему мнению и порядкам. Несмотря на суеверия обычных людей, он не верит в приметы и предсказания. В то же время, это образ защитника-богатыря.

Василий Буслаев родом из Великого Новгорода. Именно поэтому в былинах о нем так много местного колорита. Есть два рассказа о нем: «Василий Буслаевич в Новгороде» и «Василий Буслаевич молиться ездил».

Всюду прослеживается его озорство и бесконтрольность. Например, выбирая себе дружину, он устраивает несколько неординарных заданий. В результате находится 30 молодцев, которые во всем поддерживают Василия.

Деяния Буслаева — это не подвиги русских богатырей, которые следовали правилам и во всем подчинялись князю, уважая традиции и верования простых людей. Он почитал только силу. Поэтому его деятельность — это разгульная жизнь и драки с местными мужами.

Интересные факты о алёше поповиче. Алёша Попович (русский богатырь)

Образ богатыря — былинного героя

(Иллюстрация богатырь-воин Алёша Попович)

На знаменитой картине художника Васнецова «Богатыри» (прим. фрагмент на первом изображении), написанной в начале XIX века, он представлен как юноша-воин, по возрасту он значительно младше, чем остальные богатыри, с немного лукавой и загадочной улыбкой. В качестве оружия он имеет лук и колчан стрел, а подле седла привязаны гусли, что свидетельствует о его веселом нраве и о лиричности его характера.

В былинах отмечалась даже в первую очередь не его сила как воина (иногда даже подчеркивалась как некая слабость его хромота), а его удаль, ловкость, смекалка, хитроумие, хваткость и находчивость. Алеша также бесстрашен и силен, как и другие русские богатыри, но в своих сражениях с врагами он старается победить их не силой и мощью, а умом, хитростью и откровенно безрассудной отвагой.

В целом образу этого богатыря свойственная некая двойственность, ведь наряду с его положительными сторонами, также русский народ награждал его и не весьма лестными чертами характера, такими как хвастливость и кичливость своими подвигами, лукавость и изворотливость, способность на злые и иногда коварные шутки, которые порицались и осуждались его более старшими товарищами по ратному делу. Также слабыми сторонами характера это былинного персонажа являются зависть и горделивость. Однако, не смотря на все свои недостатки, это глубоко верующий и богомольный человек (наверное, сказывалось воспитание отца священнослужителя).

Был ли женат Илья Муромец?

Документальных источников, подтверждающих, что легендарный богатырь был женат и имел детей, нет. Да и времени обзаводиться семьей у него было не так много. Тем не менее в былинах встречаются детали, указывающие на то, что и Илье Муромцу ничто человеческое было не чуждо.

В ряде текстов упомянута богатырша Савишна, которая трижды вызывала Илью на бой. Только в третьей схватке богатырю удалось победить ее, после чего он женился на побежденной, тронутый ее красотой. Но Савишне больше нравилось не заниматься домом, а участвовать в богатырских поединках. И однажды она заменила Илью в бою с Тугарином-змеем.

Кроме Савишны былины рассказывают и о другой женщине богатырской силы – Златогорке, в которую Илья был влюблен некоторое время. Она родила ему сына Сокольника (по другой версии – дочь). Об этом пишет Александр Асов в книге «Атлантида и Древняя Русь». В сборнике Николая Ончукова «Печорские былины» вместо Златогорки в качестве матери Сокольника упоминается уже некая «вдова калачница» из «земли Тальянской».  Сам же Сокольник разыскивает Илью, чтобы отомстить отцу, оставившему мать. Богатырь едва не убивает своего сына, прежде чем узнает его.

Алёша Попович

     Алёша Попович — фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. В украинских думах также именуется Алексеем Поповичем. Обычно Алёшу Поповича считают  сыном ростовского попа Левонтия.

    Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.

    Алёшу Поповича отличает не сила. Иногда подчёркивается его слабость и указывается его хромота. Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Вообще Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность.

     Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права. Он распространяет ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулишне.

    Женой Алёши Поповича в былинах о нём становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Алёна, Алёнушка. Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича  и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара.

   Сыну предпринимателя Саввы Мамонтова, начинающему художнику Андрею исполнилось всего 13 лет, когда Васнецов начал писать с него Алешу Поповича. Через 8 лет, в самый разгар работы над картиной, юноша простудился в Киеве, когда расписывал Владимирский собор, и по приезду домой умер. Виктор Михайлович пришлось дорисовывать его по памяти.

Как защитник Киевской Руси обрел силу

В характеристике Ильи Муромца в 7 классе по-прежнему одним из самых интересных фактов его биографии является обретение им силы. Как говорится в былинах, Илья до 33 лет (в некоторых источниках может называться другой возраст) не мог пошевелить ни руками, ни ногами. Однажды к нему пришли волхвы и попросили воды. Но дома никого, кроме Ильи, не было, и он отвечал им, что не может этого сделать.

Тогда старцы велели ему пойти и принести воды. Он послушался и, к своему удивлению, понял, что может ходить. Волхвы сказали ему выпить воды, и Илья ощутил в себе силушку непомерную. И старцы сказали попить еще, чтобы силу немного убавить. После этого Илье было сказано отправляться на службу к князю Владимиру и защищать русский народ.

Василий Буслаев

Этот богатырь не похож на остальных. Он — бунтарь, всегда идет наперекор общему мнению и порядкам. Несмотря на суеверия обычных людей, он не верит в приметы и предсказания. В то же время, это образ защитника-богатыря.

Василий Буслаев родом из Великого Новгорода. Именно поэтому в былинах о нем так много местного колорита. Есть два рассказа о нем: «Василий Буслаевич в Новгороде» и «Василий Буслаевич молиться ездил».

Всюду прослеживается его озорство и бесконтрольность. Например, выбирая себе дружину, он устраивает несколько неординарных заданий. В результате находится 30 молодцев, которые во всем поддерживают Василия.

Деяния Буслаева — это не подвиги русских богатырей, которые следовали правилам и во всем подчинялись князю, уважая традиции и верования простых людей. Он почитал только силу. Поэтому его деятельность — это разгульная жизнь и драки с местными мужами.

В поисках себя

Виктор Васнецов родился в семье священника и, как это водится, первоначально собирался идти по отцовским стопам. Он поступил в духовную семинарию, отучился, но на последнем курсе вдруг решил круто изменить свою жизнь и отправился в Петербург — поступать в Академию художеств.

Здесь молодой человек долго искал себя. Он писал портреты, создавал декорации для спектаклей и архитектурные проекты, увлекался историческими и религиозными жанрами, пока, наконец, не создал свой, былинно-исторический «васнецовский» стиль.

«…влеклось сердце и тянулась рука!»

Васнецов узнаваем. Его картины — это яркие и красочные иллюстрации к русским сказкам и былинам. Его богатыри — герои, защитники родных просторов. А сколько труда в них вложено? Ведь это полотно художник создавал 20 лет! Сын Васнецова Алексей вспоминал, что картина так долго путешествовала с ними во время различных переездов, что стала привычным элементом быта, как сундук или напольные часы.

Первый её набросок был сделан в начале 1870 годов в Париже в мастерской Василия Поленова. Художник иногда неделями не прикасался к полотну, потом вдруг брался за него вновь, с каждым разом всё увлечённее трудился над будущим шедевром, под конец считая уже своим долгом закончить его. «Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряжённостью, — признавался Васнецов, — но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!».

Кони в поле

Кто только не служил ему натурщиком! Друзья, родственники, даже просто незнакомые люди. Например, лицо Добрыни Никитича «взято» у простого русского крестьянина, оставшегося безымянным. Детали фигуры «позаимствованы» у родственников художника. Илья Муромец — собирательный портрет обычных людей с улицы. Только для образа Алёши Поповича имелся свои, конкретный натурщик. Это — Андрей Мамонтов, младший сын знаменитого в то время мецената Саввы Мамонтова. Кстати, богатырские кони на картине — из мамонтовской конюшни. Каждый день их специально приводили в поле, где художник не только работал, но и фактически жил на завершающих этапах картины.

Сколько им лет?

Создавая своих «Богатырей», Васнецов не смог обойтись без скрытой аллегории. На заднем плане видны могилы погибших в борьбе с врагами воинов. На переднем — молодая поросль, будущие защитники родной земли. И поле, в котором стоят богатыри, не просто поле, а вся Русь.

Интересно, что с точки зрения историков изображённые на холсте воины существовали в реальности, даже могли бы встретиться друг с другом. Вот только разница в возрасте между ними гораздо больше, чем между сказочными богатырями. Когда Илья Муромец достиг того возраста, в котором изображён на картине, Добрыня Никитич был уже глубоким стариком, а Алёша Попович, наоборот, был маленьким мальчиком. Но художник и не претендовал на историческую подлинность. Это в картине — не главное.

Добрыня Никитич

Алеша Попович в культуре и искусстве

Какие подвиги совершил Алеша Попович, мы вспомнили. Этот русский богатырь вместе с Добрыней Никитичем и Ильей Муромцем не раз становился персонажем литературы, полотна, музыки. Один из пароходов, известный в настоящее время как «Володарский», раньше назывался в честь Алеши Поповича.

В литературе образом богатыря вдохновился писатель Николай Радищев. Этот персонаж появился в его поэме «Алеша Попович, богатырское песнотворение», изданной в 1801 году. Также была создана одноименная баллада А.К. Толстого. Образ этого героя появился в операх А. Гречанинова и А.П. Бородина. Алексей Шутов, Сергей Столяров и Антон Пампушный исполнили роли богатыря в кинофильмах «Приключения в Тридесятом царстве», «Илья Муромец» и «Реальная сказка» соответственно. Кроме фильмов, были созданы мультики, в которых также можно было увидеть Алешу Поповича. Такая мультипликационная картина, как «Алеша Попович и Тугарин Змей», премьера которой состоялась в 2004 году в России, посвящена одному из подвигов богатыря.

Знаменитые подвиги младшего из богатырей

(Алёша Попович и Тугарин Змеевич)

Основным занятием легендарного героя была служба у киевского князя в роли защитника русского народа от врагов киевского государства.

Главным подвигом приписываем этому легендарному богатырю считается его победа над Тугарином, в жизни реально существовавшим половецким ханом Тугорканом. В былинах этот персонаж изображается как некое мифическое чудовище, иногда с приставкой Змей или Змеевич, что делает его более устрашающим и загадочным. Он приезжает в Киев как чужеземный захватчик, великий князь Владимир и его окружение не в силах ему сопротивляться и принимают его как дорогого гостя. Один Алеша Попович не склоняет перед ним головы, относится к нему без уважения и страха, вызывает его на поединок и побеждает в нелегком бою, Опять же по былинной версии не с помощью силы и доблести, а воспользовавшись природной смекалкой и хитростью.

Характер этого былинного богатыря отличается не только храбростью и удалью, а еще и безудержным юношеским безрассудством, авантюризмом, резкостью высказываний и некоторой необдуманностью поступков. Сражение с половецким ханом Тугорканом обернулось для Алеши победой и славой, позже народные сказители создали свою мифологическую версию данного события, в котором хан был превращен в змееподобное чудовище, побежденное русской смекалкой, хитрость, ну и отвагой конечно.

Знаменитый богатырь был замечен во многих междоусобных конфликтах и сражениях того времени, он погиб в мае 1223 года на реке Калке как участник исторической битвы объединенных сил славян и половцев против монголо-татарского войска.

Величие картины

Увидев впервые картину, размер которой 295,3 х 446 см, Третьяков был поражён и молча рассматривал полотно несколько минут. Не раздумывая, он купил впечатляющий шедевр и торопливо перевёз к себе.

Васнецов считал, что кое-что ещё надо подправить и несколько раз приезжал в галерею с кистями, в рабочем халате и прямо в зале, взбираясь на стремянку, делал на полотне мазки, необходимые по его мнению. Это он дорабатывал Добрыню Никитича, изредка поглядывая в зеркальце на себя.

Сжившись с картиной за годы труда, он любил её и с уверенностью мог сказать, что ему действительно удалось выразить свою мечту и веру в красоту и непобедимую мощь земли русской.

Воссоздав грандиозные по духовной мощи образы защитников Древней Руси, Васнецов выразил своё возвышенное и одновременно гражданское понимание идеала русского народа.

Прототипы трех богатырей: кто они

Алёша Попович

Алёша Попович — младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо — ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола.Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи. Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.

Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами — победой над Тугариным змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.

Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха  Ольбергом Ратиборовичем.

По «Повести временным лет» именно он убил  в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности,  писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму «Итларище поганый». Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в «чистом поле».

Второй подвиг Алеши Поповича — победа над Тугариным змеем. Прототип «змея» филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. «Тугарын змей» — это половецкий  хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз «змея».Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: