Биография и личная жизнь алеши поповича, слава и подвиги богатыря

Краткая биография богатыря алёши поповича

Победа над Тугариным змеем

Какие три подвига Алеши Поповича известны лучше всего? Один из них — это победа над Тугариным змеем. Уже в 19 столетии ученые догадывались, кого именно так называли, а в 20 веке это предположение озвучил историк В. Ф. Миллер. Итак, «Тугарын змей» — это хан половцев по имени Тугоркан, принадлежавший династии Шураканидов. Это означало «змея» на его родном языке.

Согласно былинам, Тугарин змей был непобедимым чудищем, обладающим невиданной силой. Только Алеша Попович решился сразиться с ним в чистом поле. По преданиям, чудище было окружено огненными змеями, а его конь обладал бумажными крыльями. Перед началом боя Алеша помолился, чтобы на землю пролился дождь. Его крылья намокли, после чего Тугарин не смог летать. На земле же он не обладал такой огромной силой, что обеспечило Алеше победу в поединке.

Когда родился Алёша Попович: год и место его рождения

Неро 6 букв Ростов — Город в Ярославской области, архитектурный музей- заповедник, знаменитый своим колокольным звоном 6 букв Ростов — Граф из оперы «Война и мир» Сергея Прокофьева 6 букв Ростов — Диктор российского телевидения 6 букв Ростов — Одесса- мама, а кто папа 6 букв Ростов — Пара для Одессы-мамы 6 букв Ростов — Город в Ярославской области, административный центр… Является открытым акционерным обществом, контрольный пакет акций которого принадлежит администрации…

Из былин мы знаем: Алеша Попович прославился тем, что победил двух чудовищ — Идолище поганое и Змея Тугарина. Идолище — фигура совершенно фантастическая.

Змей Тугарин — вроде бы человек, но великан. Где родился и жил Добрыня Никитич? Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри».

Дворец царя Киевского был центром жизни и культуры древнего города, здесь проходили важные церемонии, приемы и праздники. Вокруг дворца располагались знатные люди и богатые купцы, а также множество ремесленников и торговцев. Сегодня дворец царя Киевского уже не существует, но на месте его расположения сохранились несколько исторических зданий, которые являются памятниками архитектуры и культуры Руси. Каждый год к ним приезжают туристы из разных стран, чтобы увидеть своими глазами чудеса древней культуры и истории. Место рождения Алёши Поповича Алёша Попович, главный герой русской народной сказки, родился в древнем городе Ростове-Великом. Этот город был одним из крупнейших центров Древней Руси и входил в состав Ростовской земли.

Ростов-Великий является историческим и культурным центром России. Здесь сохранились многие древние здания, монастыри и церкви, которые были построены еще во времена Алёши Поповича. Также здесь можно увидеть многочисленные памятники культуры и искусства. Слава Алёши Поповича пережила века и до сих пор он остается одним из самых любимых героев русских народных сказок. Его история и приключения вдохновляют нас на проявление мужества и отваги в любых жизненных ситуациях. Исторические события, произошедшие в городе до рождения Алёши Поповича Древний город, в котором родился Алёша Попович, имел богатую историю.

В древности здесь проходили обрядовые культы, и сохранились руины священных храмов. Город был важным торговым центром и многие путешественники останавливались здесь на отдых и обмен товаров. В городе также проходили исторические события.

Илья Муромец — белорусский богатырь? Происхождение богатыря Ильи Муромца спорно. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о том, где и когда родился герой эпосов. Однако в том, что он существовал на самом деле, сомнений нет.

Одни литераторы считают, что Илья — из города Мурома, что во Владимирской области. Другие уверены, что родиной богатыря была белорусская деревня Карчева у городского поселка Мир. В ней он, якобы, спас огромное количество людей от врага. Обратимся к фактам: о богатыре впервые упоминает Кмит Чернобыльский — староста белорусского города Орши. Правда, в своем письме в 1574 году он называет Илью не Муромцем, как принято в современных книгах, а Муравлениным. Кстати, Соловей Будимирович — на нынешний лад — Соловей Разбойник

Илья Муромец на картине Васнецова Однако исследователь былин Всеволод Миллер обратил внимание на то, что Карчева упоминается в источниках лишь один раз

А в былинах, по его словам, чаще говорится «Карачаево» или «Карачево». В поздних вариантах и вовсе «Карачарово». Филолог имеет ввиду пригород Полоцка в Витебской области Беларуси.

Происхождение Алеши Поповича

Версия 1: Алеша Попович как сын попа Леонтия

В одной из версий происхождения Алеши Поповича говорится, что он был сыном священника Леонтия и его жены, живших в городе Ростове Великом. Алеша рос в духовной семье, получил образование и был предан религии. Однако, вместо того чтобы последовать по стопам своего отца и стать священником, он решил стать богатырем и защищать Русь от врагов. В этой версии подчеркивается, что именно благодаря своему духовному воспитанию Алеша сумел стать мудрым, справедливым и храбрым богатырем.

Версия 2: Алеша Попович как сын князя Ростовского

В другой версии происхождения Алеши Поповича считается, что он был сыном князя Ростовского. Рожденный в знатной семье, Алеша с раннего возраста обучался военному искусству, верховой езде и рыцарскому образу жизни. В этой истории акцент делается на том, что Алеша был предан своему княжеству и народу, и его судьба была предопределена тем, что он должен был стать великим защитником своей земли. Воспитанный в духе благородства, юный Алеша быстро проявил свои лидерские качества и стал одним из самых известных богатырей Руси.

Рождение и семья

  1. Богатырь Алеша Попович родился в городе Ростов Великий, который расположен в Ярославской области.
  2. Отец Алеши – князь Попович Гаврило, а мать – княжна Евпроксия.
  3. Алеша был младшим сыном в семье и имел старшего брата, Лаврентия.

Образование и воспитание

  1. Алеша с детства проявлял отвагу и храбрость.
  2. Его образованием занимался отец, который обучал мальчика военному искусству, верховой езде и охоте.
  3. В возрасте 12 лет Алеша смог одолеть опытного воина в поединке.

Алеша — Попович

Алеша родом из Ростова, причем отцом его является поп, иногда названный по имени. Алеша — сын соборного попа Леонтия или Феодора. Если предположение о княжеском происхождении Добрыни не подтверждается материалами, то поповское происхождение Алеши в русском эпосе не подлежит никакому сомнению. Он всегда сын попа, и чаще всего попа ростовского собора.

Сюжет змееборства древнее христианства.

Победитель змея мог стать сыном попа только вскоре после появления христианства. Как ростовский герой, Алеша стал сыном попа Леонтия, то есть «известного святителя Леонтия, которого мощи, почивающие в ростовском Успенском соборе, были открыты в 1164 году. Имя Феодора, носимое в некоторых вариантах отцом Алеши, принадлежит другому ростовскому святому, первому епископу Ростова Феодору, которого мощи лежат в том же соборе».

Это не значит, что Алеша Попович есть историческое лицо, сын исторического попа. Но эти данные показывают, что Алеша изображается как сын святого в эпоху, когда христианство стало явлением прогрессивного порядка по отношению к недавнему язычеству.

Из книги «Русский героический эпос» (16+)

ОБРАЗ БОГАТЫРЯ

Алёша Попович столь же необычен в своем характере, сколь и Добрыня Никитич. Все-таки в большинстве своем удалые молодцы славились недюжинной мощью, а невежеством, как Добрыня. Так что уж говорить о тех чертах, которые приписывают Алексею Леонтьевичу…

Этот богатырь не только не имеет какой-либо особой силы — напротив, в некоторых былинах говорится о том, что он хром, а оттого слаб. Зато Алёша хитер, сметлив, находчив. Можно ли это считать качествами, достойными восхваления? Сложно судить.

В своем увлечении прекрасным полом Алёша Попович не гнушается и откровенной, неприглядной ложью. Пока крестный брат его Добрыня Никитич совершает ратные подвиги, он рассказывает жене его Настасье Микулишне, что видел в поле труп Добрыни. Этим он пытается склонить красну девицу к замужеству.

Алёша лукав, кичлив и хвастлив, а в шутках его больше коварства, чем безобидного смеха. Другие богатыри то и дело порицают его за это.

Вольга Святославич

В былине «Вольга и Микула» описывается нелегкий крестьянский труд в северной полосе России, где соха при вспашке наталкивалась на пни-коренья и камни. Одни пашут, а другие, подобно Вольге Святославичу, собирают с крестьян дань («получку»). В одной и той же былине действуют люди разного социального происхождения. Но между ними по народным представлениям, еще нет жестких иерархических границ. Былинный князь Вольга может предложить крестьянину Микуле Селяниновичу стать наместником, то есть подняться до уровня боярина.

Как предполагают, прототипом Вольги стал Олег Вещий, разъезжавший с дружиной с целью сбора дани, а в образе Микулы представлен популярный в народе святой Николай Чудотворец. Другие, но менее вероятные прототипы — Олег Святославич Древлянский (сын Святослава Игоревича), правивший в земле древлян и погибший при столкновении со своим братом Ярополком, и Олег Святославич Черниговский, получивший из уст древнерусского книжника прозвище «Гориславич» за то, что не раз приводил на Русь половцев. Есть однако, мнение, что за противопоставлением «богатырей — Микулы («оратая-оратаюшко») с Вольгой Святославичем (богатырем княжеского рода и его дружиной)» скрывается противостояние «Перуна как бога княжеской дружины и Велеса как народного крестьянского бога».

Биография

Отец Алеши — Леонтий Ростовский, поп. Как главный герой Алеша Попович присутствует в двух былинах — «Алеша Попович и Тугарин» и «Алеша Попович и сестра Збродовичей». Герой мелькает и в полусотне других текстов, но отнюдь не всегда представляется положительным персонажем. Например, в былине «Добрыня на свадьбе своей жены» роль Алеши откровенно отрицательная.

В былинах часто указывается на недостатки героя, его хромоту, слабость и т.д. Сильные стороны Алеши — хитроумие и находчивость, натиск и удаль. Герой умеет играть на гуслях. При этом Алеша отнюдь не ведет себя честно, даже по отношению к «своим». Богатырь Добрыня Никитич — названный брат героя, тем не менее, Алеша посягает на его жену Настасью. Решив взять эту женщину в жены, герой распространяет ложный слух о том, что Добрыня погиб.

Алеша — обладатель неоднозначного и противоречивого характера. Герой склонен к злым и шуткам, Алеше свойственны хвастливость, кичливость, увертливость и лукавство. Герой часто бывает порицаем собственными товарищами-богатырями, которые относятся к нему с осуждением. Основным занятием Алеши, как и возможного исторического прототипа героя, стала военная служба у князя.

С образом Алеши связан ряд легенд. Когда герой рождается, гремит гром. Младенцем Алеша просит завернуть себя в кольчугу, а не в пеленки, и сразу же требует, чтобы мать благословила героя, потому что тому не терпится погулять по белу свету. Едва родившись, герой уже умеет ездить верхом и орудовать саблей и копьем, проявляет ловкость и хитрость, склонен ко всевозможным проделкам и шуткам.

В былине «Алёша Попович и сестра Збродовичей» рассказывается о том, как Алеша находит себе жену Елену (Аленушку) и подвергается опасности со стороны братьев той. В одном из вариантов этого сюжета герою даже отрубают голову.

Поединок со злым богатырем Тугарином — наиболее архаичный сюжет из тех, где упоминается Алеша Попович. Этот бой происходит то ли в Киеве, то ли по дороге туда. Тугарин закидывает героя угрозами — грозит, что проглотит живьем, огнем спалит, задушит дымом и т.д. Часто сцена поединка разворачивается у воды, а Алеша, после победы над Тугарином, разрубает труп и раскидывает по чисту полю. Победа над Тугарином стала главным подвигом Алеши.

Победа над Тугариным змеем

Какие три подвига Алеши Поповича известны лучше всего? Один из них – это победа над Тугариным змеем. Уже в 19 столетии ученые догадывались, кого именно так называли, а в 20 веке это предположение озвучил историк В. Ф. Миллер. Итак, «Тугарын змей» – это хан половцев по имени Тугоркан, принадлежавший династии Шураканидов. Это означало «змея» на его родном языке.

Согласно былинам, Тугарин змей был непобедимым чудищем, обладающим невиданной силой. Только Алеша Попович решился сразиться с ним в чистом поле. По преданиям, чудище было окружено огненными змеями, а его конь обладал бумажными крыльями. Перед началом боя Алеша помолился, чтобы на землю пролился дождь. Его крылья намокли, после чего Тугарин не смог летать. На земле же он не обладал такой огромной силой, что обеспечило Алеше победу в поединке.

Александр Попович, Тимофей Золотой Пояс и 70 неизвестных богатырей

Илья Муромец

Илья Муромец — старший из «младших богатырей». В нем все — наше.
Сначала сидел на печи, потом чудесным образом исцелился, затем служил на
князя, время от времени ссорился с ним, после дел ратных — ушел в
монахи.

Прототип нашего главного витязя — Святой Илия Печерский, мощи
которого покоятся в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. 
У Ильи
Муромца было прозвище, его называли также «Чоботок». Чоботок — это
сапожок. О том, как Илья Муромц получил это прозвание можно прочесть в
сохранившемся документе Киево-Печерского монастыря:

«Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка,
говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда
он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого
другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел
и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец подтверждает и изданная в
1638 году книга «Тератургима».
В ней монах из лавры Афанасий
Кальнофойский говорит, что в пещерах почивает Святой Илия, которого таке
называют Чибитьком
. Земную жизнь богатыря «Тератургима» относит к XII
веку.

Новые доказательства идентичности исторического Илии Печерского и
Ильи Муромца появились в 1988 году
, когда в Киев-Печерскую лавру была
направлена Межведомственная комиссия Минздрава УССР. Рост Илии
Печерского при жизни составлял 177 см, что для Древней Руси было
внушительно. Указанию былин на неподвижность св. Илии до 30 лет
соответствуют данные о долгой болезни позвоночника.

По заключению ученых, подвижник был воином, об этом свидетельствовали
костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов. Кроме этого, на
теле обнаружено много других боевых ран, одна из которых стала,
по-видимому, смертельной.

Алеша Попович: За Героем и Завесой Времени – Биография, История Персонажа и Зарождение Легенды

Всем нам хорошо знаком мир русских народных былин, где герои величественно сражаются с врагами и совершают подвиги. Среди них выделяется Алеша Попович, младший сотоварищ Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Этот персонаж, будучи любимцем детей, оставляет вопросы о своей реальной сущности или является всего лишь продуктом воображения.

По преданию, Алеша Попович считается собирательным персонажем, созданным на основе различных легенд и сказок. Однако, история проливает свет на возможные реальные прототипы этого героя. По летописям, историческим аналогом Алеши Поповича мог быть ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Этот «храбр» служил Всеволоду Большое Гнездо и Константину Всеволодовичу, а его история завершилась в сражении при Калке в 1223 году.

Тем не менее, существуют сомнения относительно этого тождества. Некоторые исследователи утверждают, что упоминание об Алеше Поповиче в поздних летописных сводах может быть результатом знакомства с былинами, а не реальным историческим событием. Вячеслав Иванов и Владимир Топоров указывают на архаичные черты в описаниях самого героя, что может свидетельствовать о его связи с древними мифологическими корнями.

В былинах, таких как «Алёша Попович и Тугарин» и «Добрыня и змей», мы видим, что у Алеши Поповича отчество Леонтьевич, а в былине «Алеша Попович и Тугарин» указывается, что он является «Сыном попа Леонтия Ростовского». Это приводит к интересному обнаружению — согласно рукописям Артынова, родина Алёши Поповича находится в деревне Селище Ростовского района Ярославской области.

Алёша Попович и Тугарин Змей: Путешествие сквозь сказочные просторы Русской анимации

23 декабря 2004 года в истории российской анимации появился сверкающий алмаз – мультфильм «Алёша Попович и Тугарин Змей», первая часть удивительной франшизы «Три богатыря». В основе этого шедевра лежат древние русские народные сказки, воплощенные в жизнь талантливой командой аниматоров и режиссеров.

Главный герой, Алёша Попович, сталкивается с вызовом, который бросает вражеская орда тугар, требуя золота от мирных жителей Ростова. Именно здесь начинается захватывающее приключение, наполненное исключительными персонажами и неожиданными поворотами сюжета.

В первоначальной попытке спрятать золото в пещере и завалить выход камнем не удается, и кочевники уносят с собой сокровище. На сцену вступает наш «непутёвый» герой, Алёша, решивший отправиться в опасное путешествие на поиски украденного богатства. С ним в этом захватывающем путешествии оказываются верные друзья: Тихон, Любава, её ослик Моисей и бабуля.

Невероятные персонажи, встреченные на пути, добавляют особый колорит этой истории. Встреча с говорящим конём по имени Гай Юлий Цезарь, цыганами и мудрым бывшим богатырем Святогором – лишь малая часть удивительных событий, разыгрывающихся на экране.

Сцены с переходом через каньон, деревянный мост, и даже веселые споры о том, кто первым пойдет в загадочный домик, создают неповторимую атмосферу дружбы и приключений. Каждый персонаж приносит в общее дело что-то своё, раскрывая свои уникальные черты характера.

Поиск золота приводит героев в таинственную пещеру, наполненную множеством загадочных событий. Здесь начинается настоящее испытание, требующее от героев не только физической силы, но и душевной выдержки. Сюжет прямо сквозь магию камня с указателями предсказывает разные судьбы, и каждый герой выбирает свой собственный путь.

Любовь, дружба, и преданность приводят героев к финальному поединку с Тугариным Змеем. Битва, полная волшебства и опасности, выделяет Алёшу, Юлия, и остальных отважных путешественников. Переживания, встречи, и расставания создают насыщенный мир, который запоминается и трогает сердце.

В завершение приключения, возвращение Алёши в Ростов с пленным Тугариным Змеем, становится ярким эпилогом этой захватывающей сказки. Возвращение золота и его внезапное разлетание по городу создают загадочный финал, который оставляет место для размышлений и воображения.

Этот мультфильм не только воссоздал великолепные моменты русских сказок, но и подарил зрителям уникальный опыт, полный волшебства и приключений. «Алёша Попович и Тугарин Змей» стали не просто персонажами мультфильма, но и символами вечных ценностей: дружбы, смелости и любви.

Образ богатыря — былинного героя

(Иллюстрация богатырь-воин Алёша Попович)

На знаменитой картине художника Васнецова «Богатыри» (прим. фрагмент на первом изображении), написанной в начале XIX века, он представлен как юноша-воин, по возрасту он значительно младше, чем остальные богатыри, с немного лукавой и загадочной улыбкой. В качестве оружия он имеет лук и колчан стрел, а подле седла привязаны гусли, что свидетельствует о его веселом нраве и о лиричности его характера.

В былинах отмечалась даже в первую очередь не его сила как воина (иногда даже подчеркивалась как некая слабость его хромота), а его удаль, ловкость, смекалка, хитроумие, хваткость и находчивость. Алеша также бесстрашен и силен, как и другие русские богатыри, но в своих сражениях с врагами он старается победить их не силой и мощью, а умом, хитростью и откровенно безрассудной отвагой.

В целом образу этого богатыря свойственная некая двойственность, ведь наряду с его положительными сторонами, также русский народ награждал его и не весьма лестными чертами характера, такими как хвастливость и кичливость своими подвигами, лукавость и изворотливость, способность на злые и иногда коварные шутки, которые порицались и осуждались его более старшими товарищами по ратному делу. Также слабыми сторонами характера это былинного персонажа являются зависть и горделивость. Однако, не смотря на все свои недостатки, это глубоко верующий и богомольный человек (наверное, сказывалось воспитание отца священнослужителя).

Характер

Богатырь Алеша Попович младше Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Он является самым молодым в этой троице. Это объясняет его поведение и некоторые черты характера. Так, если взглянуть на известную картину Виктора Михайловича Васнецова, можно заметить, что Алеша Попович изображен менее воинственным, чем другие богатыри. Оружие, которым он пользуется, – это лук со стрелами. На полотне «Богатыри» можно увидеть гусли, которые привязаны к седлу. Это говорит о веселом нраве Алеши Поповича.

Начиная статью, раскрывающую тему «Русские былины о богатырях», сначала определимся с…

Его вид нельзя назвать грозным, он в некоторой степени скучающий. Это объясняется тем, что молодой богатырь был склонен к авантюрам, брани, приключениям. Даже врагов он побеждал при помощи хорошо развитой смекалки и хитрости, а не силы. В некоторых былинах сказано о хромоте героя. Он был удалым, ловким, хитроумным и находчивым, что позволяло ему находить нестандартные решения для победы над врагами.

Богатырь Алеша Попович является самым нетипичным из тех, которые известны русскому народу. Он хвастлив, не слишком добродетелен, падок до женщин. Люди, которые слагали былины о нем, выделяли как положительные, так и отрицательные черты его характера. Например, он был способен на коварные и даже злые шутки.

В чём особенности речи Ильи Муромца, старшего из богатырей? Как его характеризуют слова, им же…

БЫЛИННЫЕ СЮЖЕТЫ

Несмотря на свою известность, Алёша Попович выступает в качестве главного героя всего в двух былинных сюжетах. Зато в той или иной степени упоминается в более чем 50 сказаниях.

Алёша Попович и Тугарин Змей. Приехал Алёша со своим слугой Екимом Ивановичем ко двору киевского князя Владимира. Не захотел он сесть ни возле правителя, ни супротив него, а выбрал себе место на печке муравленой. По сю пору явился на пир Тугарин Змей. Расселся между князем Владимиром и княгиней Апраксией — в три горла ест, в три горла пьет. А Алёша над ним насмешничает-потешается — с дурной коровой да собакой дворовой сравнивает. Разобиделся Тугарин, покинул палаты, сел на коня своего с бумажными крыльями да и улетел. Вышел вслед за ним во двор и Алёша, помолился Божьей Матери и Иисусу Христу. Внезапно полил дождь, намокли крылья у Тугаринова коня, да и упало чудо на сыру землю. Тут богатырь изловчился, под его конем схоронился да срубил Тугарину буйну голову. А за то князь Владимир оставил Алёшу в Киеве на службе, в чести и довольстве.

Алёша Попович и сестра Збродовичей. На пиру у князя Владимира все веселы, пьют, едят да хвастают. Поднялся Алёша Попович, начал похваляться, что, мол, видел он Елену Збродовну в одной рубашечке. Засомневались Збродовичи, проверять пошли. Ан и правда — открыла Елена окошечко в одной рубашке, начала звать друга милого Алёшу.

Порешили братья наказать сестру, но та по совету Алёши попросила отвезти ее в поле и там срубить ей буйну голову. Как бы кончилось все — неведомо, только позабыли братья плаху липовую. А пока ездили за ней, освободил Алёша девицу милую, увез в Киев-град да законным путем повенчался.

Поделиться ссылкой

Наговор на девушку

В подписи «Алеша и сестра Збродовичей» герой вновь показывает себя не с лучшей стороны. Не сообщая о последствиях шутки, Алеша Попович на одной из вечеринок объявил сидевшим напротив братьям Збродовичам, что у него внебрачная связь с их сестрой. Дальнейший обзор ожидаемо вызвал эмоции у братьев, которые тут же студвились из-за опозоренной сестры. По одной версии, эта история закончилась смертью Алеши Поповича от руки Збродовича, а по второй, конфликт удалось укротить благодаря посреднической миссии Ильи Муромца, пообещавшего, что Алеша Попович женится на их сестре из-за его оскорбительной шутки.

Видео:Три богатыря правда или вымысел?Скачать

АЛЁША ПОПО́ВИЧ

Поэтому Алёша послушно исполнил своё предназначение. Эпический образ Алёши Поповича сложен и противоречив. Он сформировался на основе различных сказаний, зачастую и не связанных друг с другом. Это к тому, что предначертание судьбы изменчиво и не все былины согласны между собой.

По другой былинной версии в соперники Алёше Поповичу назначен неведомый и загадочный Ским-зверь. Былина не поясняет, откуда появился этот зверь и как он выглядел. Николаевке Мензелинского уезда, Уфимской губернии Н.

И в помине нет князя Владимира, теперь богатырь действует самостоятельно, он сам себе князь. Это более древний образ Алёши Поповича, сложившийся до появления киевского цикла. В былине показан региональный правитель, которого пока ещё не заботит единство русской земли.

Он не собирается никуда уезжать, и предел его забот — безопасность вверенного ему края. Наперёд-то выбегает лютой Скимен-зверь.

Назван так по имени отца митрополита Ионы Сысоевича, схимонаха Сысоя. Название по-гречески означает «многомилостивый». Лебедь — 500 пудов, отлит в 1687 году. Назван так за красивый «полетный» голос.

Знаменитая звонница Успенского собора сохранила до наших дней все свои 15 колоколов. Голодарь — 140 пудов, отлит в 1807 году. В этот колокол звонили во время Великого поста — отсюда и название. Посчитайте, сколько весят эти колокола в килограммах? Один пуд равен 16 кг. Автор «Жития святых» Если от стен Ростовского кремля спуститься к озеру Неро, то можно увидеть Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, основанный еще в Средние века до него совсем недалеко — минут двадцать неторопливой прогулки по берегу.

Самый известный его насельник — святитель Димитрий Ростовский, чье знаменитое творение «Жития святых» и сейчас у многих стоит на книжных полках. В Ростове святитель Димитрий провел последние годы жизни. Здесь он дописал четвертую, последнюю, книгу Четей-Миней, основал славянско-греческое училище. И без устали боролся с пьянством, невежеством и расколом. Так как святитель всю жизнь радел о просвещении, его, как и преподобного Сергия, считают покровителем учащихся. В 1757 году, через полвека после кончины, Димитрий Ростовский был причислен к лику святых.

День его памяти — 4 октября по новому стилю. В знак признания его заслуг перед Отечеством императрица Елизавета Петровна велела изготовить для его мощей серебряную раку. А в 1760 году Екатерина II, совершившая пешее паломничество к мощам святого, повелела только что основанную крепость на юге России назвать в честь Димитрия Ростовского.

Это вариант прозвища, а образовано оно от села Низкиничи. Алеша Попович Этот воин в былинах изображается как сын священника. Он не силач, а хитрец, хвастливый, ловкий и коварный. Но в летописях, относящихся к XIII веку, указывается на многочисленные битвы с участием Александра Олеши Поповича, где он истребил немало врагов. Один из них был Тугоркан, хан половецкий, который в былинах предстает в образе Тугарина. Александр Попович, храбрец из Ростова, ставший прототипом Алеши Поповича, сражался в молодые годы на стороне Всеволода Большое Гнездо: Некто от ростовских, житель Александр, глаголемый Попович, и слуга бе у него именем Тороп; служаше бо той Александр великому князю Всеволоду Юрьевичу.

Первая версия: По одной из версий легенда о рождении Алёши Поповича начинается с того, что его матери приснился сон, где ей явился Дух леса и сказал, что она родит сына, который станет великим воином и защитит свою землю от врагов. Вскоре мать действительно забеременела и родила сына, которого назвала Александром. По прошествии времени мальчик осознал свое предназначение и начал тренировки, чтобы стать сильным и мудрым воином. Вторая версия: Согласно другой версии, Алёша Попович родился в маленькой деревушке под названием Муравленко. Его родители были простыми крестьянами, и во время одной из посевных работ мать мальчика увидела на земле незнакомый предмет. Когда она подняла его, оказалось, что это было загадочное яйцо. Она принесла его домой и положила в гнездо кур. Через некоторое время из яйца вылупился мальчик, которого родители назвали Александром. Он вырос сильным и храбрым, и уже в юности начал приключения, которые сделали его легендой. Таким образом, история о рождении Алёши Поповича зависит от того, какую версию легенды выбрать.

Алёша Попович

Алёша Попович — младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо — ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола.

Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи. Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.

Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами — победой над Тугариным змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугариным змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.

Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха  Ольбергом Ратиборовичем.

По «Повести временным лет» именно он убил  в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности,  писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму «Итларище поганый». Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в «чистом поле».

Второй подвиг Алеши Поповича — победа над Тугариным змеем. Прототип «змея» филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. «Тугарын змей» — это половецкий  хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз «змея».

Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

Современное восприятие Алеши Поповича

Алеша Попович и его истории остаются актуальными и в наше время. Современное общество продолжает изучать и ценить наследие этого знаменитого богатыря, и его образ вдохновляет многих на творчество и подвиги.

В кино и анимации

  1. Помимо мультфильма 2004 года, Алеша Попович стал героем других анимационных и кинофильмов, как российских, так и зарубежных.
  2. В этих произведениях Алеша популяризируется как символ смелости, ума и справедливости, а его истории адаптируются для современной аудитории.

В образовании

  1. В школах и детских учреждениях Алеша Попович стал объектом изучения не только в рамках литературных занятий, но и на уроках истории, культуры и обществознания.
  2. Учителя используют образ Алеши для привития детям патриотизма, уважения к истории и национальным традициям.

В спорте и туризме

  1. Образ Алеши Поповича стал символом российского спорта, в частности, в таких дисциплинах, как борьба и веселые старты.
  2. Туристические маршруты и экскурсии по Ростову Великому и другим историческим местам России часто включают в себя остановки, связанные с былинами о богатыре и его подвигах.

Алеша Попович продолжает вдохновлять людей своими историями и подвигами. Его образ стал символом русской культуры, истории и национального характера, и его слава не угасает на протяжении веков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: