↑ Эмпирический уровень познания
Эмпиризм:
Эмпирический уровень познания (чувственное познание) — начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами, происходит посредством органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).
При чувственном познании человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.
Органы чувств в процессе познания выполняют особую роль:
- они являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
- они отражают преимущественно внешние стороны и связи объекта;
- без них человек не способен ни познавать, ни мыслить;
- они дают минимум информации, необходимой для познания объектов.
Формы чувственного познания:
1) Ощущение — это отражение отдельных свойств познаваемого объекта, которые возникают при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, которые человек испытывает, когда сталкивается с каким-либо предметом, объектом или явлением впервые.
2) Восприятие — это мысленное воссоздание целостного образа познаваемого объекта при его непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие складывается из ощущений и позволяет человеку идентифицировать какой- либо предмет, объект или явление, с которым ранее уже сталкивался.
3) Представление — это мысленное воспроизведение образа исследуемого объекта, без его непосредственного воздействия на органы чувств.
Память человека делает возможным запоминать объекты и при необходимости воспроизводить в мыслях тогда, когда данного объекта нет поблизости.
↑ Рациональное познание (Теоретический уровень познания)
Рационализм: наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Теоретический уровень познания (рациональное познание) — это высшая ступень познания, которая осуществляется при помощи мышления и разума в форме понятий, суждений и умозаключений.
Формы рационального познания:
1) Понятие — это слово, которое включает в себя основные признаки и характеристики материального или нематериального объекта.
Например, к понятию «шар» мы можем отнести воздушный шар, стеклянный шар, земной шар, шар для игры в бильярд, шар для боулинга и т п. Другими словами, понятие — это перевод многообразия признаков, качеств и свойств какого-либо объекта в знаковую систему языка, т.е. слово, которое позволит выделить и отличить данный объект из ряда других.
2) Суждение — это высказывание, смысл которого заключается в утверждении или отрицании какого-либо факта о познаваемом объекте.
Например, «Луна оказывает большое влияние на многие процессы, происходящие на Земле» или «Луна не является планетой».
3) Умозаключение — это мыслительный процесс, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение.
Умозаключение состоит из суждений (посылок) и вывода. Вывод — это результат умозаключения. Например:
- Все адвокаты — юристы (посылка).
- Петров — адвокат (посылка).
- Следовательно, Петров — юрист (вывод).
- индуктивным (от частного к общему)
- дедуктивным (от общего к частному)
- получаемым по аналогии
Похожие термины:
-
познание особенностей объективного мира в процессе практической деятельности человека, направленной на удовлетворение повседневных непознавательных потребностей.
-
сложный процесс постижения формы, содержания и значения художественного явления. Вследствие познания художественного произведения у читателя складывается представление об искусстве слова, чел
-
исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное — методами получения и проверки новых знаний.
-
познание особенностей материальных или идеальных объектов, о результатах которого субъект сообщает другим людям, не имея возможности подтвердить их общепризнанными способами верификации, доказ
-
усвоение и приобретение совокупности содержательных сведений как деятельность познающего субъекта, от активности которого зависит овладение предметом познания и понимание его сущности. Обыден
-
совокупность средств, методов, приемов, используемых в процессе познания; совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке.
-
снятие ограничений отдельных подходов и способов постижения бытия, сформировавшихся в рамках одной парадигмы, вне которой всегда остается «часть» рассматриваемого предмета. По И.А. Колесниковой
-
это то же «древо жизни», которое, согласно христианскому учению, росло посреди Рая. Его плоды было запрещено вкушать первочеловеку. Но человек вкусил, вопреки заповеди Божией. И тогда понял, узнав н
-
процесс познания, в котором получение знания не отделено от общественно практической деятельности людей, а основным источником знаний являются разнообразные практические действия с объектами п
-
способ добывания достоверных фактов о реальной действительности знаний, о существующих связях между явлениями и тенденциях их развития, обобщение добытых сведений и их оценка.
-
учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
-
познавательная деятельность в форме научного исследования, осуществляемая специальными людьми (учеными, исследователями, научными работниками) с помощью специальных средств познания (материаль
-
философское понятие, в раскрытии существа которого В.А.Лекторским, С.Л.Рубинштейном и др. были введены методологически существенные для психологии характеристики субъекта, которые затем позволил
-
учение об источниках и основных закономерностях познавательного процесса, формах и методах постижения человеком окружающего мира.
-
система осознаваемых и неосознаваемых установок, провозглашающая необходимость получения объективных, обобщенных, представленных в понятиях знаний, стремящаяся к установлению причинно-следств
-
1) определенная организация активности познающего (исследователя), в результате которой формируется познавательный смысл двигательного действия. Функциональная система двигательного действия и
-
особенность эмоционально-логической работы читателя (исследователя, ученика), характеризующаяся как индуктивным (через единичное, конкретно-чувственное восприятие образа – к осознанию общей ид
-
способ добывания, выявления достоверных, убедительных фактов о реальной действительности; знаний о существующих между явлениями связях и зависимостях, о закономерных тенденциях их развития; спо
История в современном медийном и кино-пространстве
В настоящее время история вышла за рамки академической науки и стала частью информационного пространства. Отдельного внимания в распространении исторических знаний или псевдознаний заслуживает интернет. Интернет является мощным инструментом при поиске нужной информации – в этом его несомненное преимущество и в этом его опасность. Опасность в том, что неискушенный читатель может попасть на сайт с недостоверными или искаженными фактами. У школьников и студентов, изучающих историю, велик соблазн воспользоваться готовыми суждениями различных авторов, особо не задумываясь, кому они принадлежат и для чего автор это написал. Число сайтов по истории невозможно посчитать: только две первые поисковые страницы Google дают более 30 таких сайтов. Лучшее, что есть на представленных сайтах – это исторические источники, худшее – не все сайты указывают свой конкретный адрес, что наводит на определенные размышления. Размещенный в интернете материал зачастую не указывает источник получения информации или автора, что делает его недостоверным. Решить проблему можно путем создания виртуальных научных сообществ, руководимых специалистами, где свои аргументированные материалы могут размещать как профессиональные историки, так и дилетанты, желающие высказать свою точку зрения.
Кинематограф, учитывая потребность людей в познании истории для утверждения национального самосознания в переломный период, ответил созданием большого числа исторических фильмов. Прекрасно показанные картины прошлого заставили многих людей для уточнения фактов взяться за книги и справочники – это, несомненно, положительная сторона. К числу недостатков исторического кино можно отнести слишком вольный пересказ некоторых моментов, но такова логика художественных произведений, которые имеют право на вымысел. Художественная кинолента – это не источник для познания истории. Александру Дюма приписывают такие слова: «История — это гвоздь, на который я вешаю свою картину». Кстати, он был хорошо знаком с источниками по истории Франции, поэтому его «картина» во многом соответствовала исторической действительности. Историческая наука, в отличие от кино, на древо познания должна прикреплять только достоверные факты.
Способность к познанию — фундаментальная особенность человека
В процессе деятельности человек выходит за рамки биологической необходимости, стремится познать весь мир, открыт всему миру, приобретая независимость от окружающей среды. Особенности его психики, мышления, памяти, способность отражать многие реальности в символической форме, познавать их посредством условных знаков, символов, позволяют ему жить не только в физическом мире, но и в мире культуры. Язык — сложная человеческая символическая система, он является средством общения, познания мира, обучения, культуры.
Какие выводы об уникальности человека и его познавательных возможностях можно сделать?
Знание, его виды
Человек постоянно взаимодействует с окружающим миром и получает разнообразную информацию о нём. Мир знаний достаточно богат и разнообразен.
На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации потребность в познании мира удовлетворялась в мифологических и религиозных объяснениях явлений природы, социальных отношений и многообразных проявлений человека. В мифах, представлявших собой повествование о происхождении и существовании мира и его отдельных частей, находили отражение самые разные сведения. Назначение мифологии — давать целостную картину, в которой есть и прошлое, и современное состояние.
Итальянский философ Д. Вико остроумно назвал мифы первым изданием умственного словаря человечества. Постигая мифы своего народа, человек начинал соотносить личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей. Этим определялось значение мудрости, хранившейся в мифах в условиях бесписьменной эпохи.
НАШИ ВЫДАЮЩИЕСЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ
Алексей Фёдорович Лосев (1893— 1988),
философ и филолог, переводчик, преподаватель, яркий представитель Серебряного века русской культуры и философии.
Судьба оказалась к нему крайне жестокой. Тюрьма, лагерь, ранняя слепота (свои труды по памяти диктовал жене), 23-летний запрет на публикации (и это в период расцвета таланта учёного!), гибель дома от бомбы в 1941 г., а с ним — книг и рукописей. Фактическое забвение до 1960-х гг. и широкая известность, которая пришла, когда ему было уже 70 лет.
С его именем связывают эстетику, философию, филологию, историю, искусствоведение, лингвистику, музыковедение, психологию, литературоведение. Далеко не полный список работ Лосева включает свыше 600 произведений. Но главная сфера его исследований — античная философия и эстетика. Потрясает способность Лосева преодолевать трудности, идти на риск, присутствие духа при действиях в крайне трудных и даже опасных ситуациях, его исключительная работоспособность и редкая эрудиция. В трудах учёного по истории эстетики характерно сочетание строгого научного исследования и художественно-литературной манеры изложения.
Наряду с процессом накопления знаний существовала трудовая и иная социальная практика. Сама жизнь давала так называемое практическое знание, рождённое опытом повседневной жизни. Такие знания были, так сказать, «побочным продуктом». Практические знания выражались специфическим языком, который может быть непонятным в отрыве от практических действий. Действительно, кто может измерить «чуть-чуть» или щепотку? Вместе с тем этот язык становится абсолютно ясным при действиях по образцу или при совместной работе с мастером, владеющим необходимыми приёмами.
Немало полезных сведений о мире таит в себе народная мудрость. В ней не только запечатлён практический опыт, но и отражён здравый смысл. Народная мудрость, как правило, выражена в пословицах, поговорках, загадках. Здравый смысл как бы суммирует опыт разных людей, накопленный в сходных ситуациях. Наряду с истинными знаниями здравый смысл может содержать и предрассудки, и даже устойчивые заблуждения, поскольку опыт разных людей может быть весьма разнообразным.
Особый тип познания представляет собой искусство. Оно прежде всего имеет дело с художественным освоением мира. Отличительной особенностью художественного познания является использование художественного образа. Будучи отражением действительности, образ несёт в себе свойства реальных предметов. Вместе с тем он не просто отражает мир, а как бы обобщает важные свойства многих реальных объектов и делает это при помощи художественных средств, идеальных авторских моделей.
Религиозное познание — это осмысление иных реалий, осуществляющееся с применением того же набора логических средств, через процедуры сакрализации, канонизации, придания предметам символического смысла. Данная трактовка существенно расширяет также сферу познавательных процессов, которые могут быть отнесены к религиозному познанию.
Методы обоснования истины
Существует точка зрения, что знание лишь тогда истинно, когда оно непротиворечиво, логически стройно, т. е. согласовано с имеющейся системой взглядов. Другим критерием истины является признание истинным того, что полезно для человека. Однако критики изложенных взглядов отмечают, что не всякая логически стройная теория является истинной и, напротив, знание, не приносящее непосредственной пользы, на поверку может оказаться истинным.
Термин «доказательство» обозначает логическую операцию, в процессе которой обосновывается истинность какой-либо мысли с помощью других истинных и связанных с ним положений. Доказательство является формой утверждения истины в борьбе против различного рода заблуждений.
Но наиболее важным критерием истины является всё же практика, опыт
Практика неразрывно связана с познанием и выполняет по отношению к нему определённые гносеологические функции: 1) одна из важнейших функций практики состоит в том, что она выдвигает цели познанию, направляет его на решение назревших и наиболее актуальных задач; 2) практика не только ставит цели, но помогает правильно определить объект исследования, понять, что в нём наиболее существенно и важно на данном этапе; чем дальше развивается процесс практики, чем больше объектов вовлекается в орбиту познания, тем полнее и точнее определяется круг первоочередных познавательных задач; 3) практика поставляет основные материальные средства познанию и тем самым определяет его конкретные возможности и границы
Связь доказательства с практикой заключается в том, что человеческий опыт — источник суждений непосредственного восприятия, играющих важную роль в эмпирических доказательствах, — приобретается людьми в процессе активного взаимодействия с природными явлениями и другими людьми, а также в том, что доказанные наукой результаты становятся средством предвидения, руководством в самых различных сферах деятельности людей, получая, таким образом, прямую проверку на практике.
Доказательство истинности теории имеет две важные стороны. Первая сторона состоит в том, что всякая новая теория в своих выводах опирается на уже доказанные научные положения, на ранее установленные законы и принципы.
Второй стороной доказательства является то, что всякое доказательство той или иной теории, даже носящее практический характер, не может осуществляться совершенно обособленно от теории; всякое практическое (например, экспериментальное) доказательство покоится на некоторых предварительно построенных и практически применённых теоретических законах и принципах. Ни одно практическое доказательство не начинается на голом месте, а исходит из некоторой, более или менее верной теории.
Практика считается более надёжным критерием истины. Если, например, атомная электростанция, созданная на основе определённой физической теории, даёт электроэнергию, значит, данная теория истинна. Но эта точка зрения подвергается критике: практика не охватывает весь реальный мир, к тому же практическое подтверждение какой-либо теории может произойти не сразу, а через многие годы, однако это не значит, что данная теория не является истиной. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
Утверждения, не соответствующие действительности, являются либо заблуждением, либо ложью.
Заблуждения следует отличать от лжи — преднамеренного искажения истины в чьих-то корыстных интересах — и связанной с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации. Если заблуждение — характеристика знания, то ошибка — результат неправильности действий индивида в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т. д. Выделяют ошибки логические — нарушение принципов и правил логики и фактические, обусловленные незнанием предмета, реального положения дел и т. п.
Развитие практики и самого познания показывает, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как, например, учение о «вечном двигателе»), либо превращаются в истинные знания (превращение алхимии в химию). Важнейшие предпосылки преодоления заблуждений — изменение и совершенствование породивших их социальных условий, зрелость общественно- исторической практики, совершенствование наблюдений и экспериментов, развитие и углубление знаний и методов его получения.
Познание как деятельность
Познание является одним из важнейших видов деятельности человека. Посредством познания и на его основе человек осваивает и преобразует окружающий природный мир, самого себя, формирует свой социальный и духовный мир, свою культуру.
Познание в своей основе представляет активное восприятие человеком внешнего мира, осуществляемое посредством особого вида деятельности, которую определяют как познавательную деятельность.
Познание не сводится к некоторым нейрофизиологическим или химическим процессам. Эта функция мозга проявляется и начинает функционировать лишь в обществе, т. е. присуща «общественному» человеку
Познание как отражение действительности не носит зеркального характера, а представляет собой творческое восприятие отражаемого, т. е. выход познающего субъекта за рамки непосредственного восприятия. На непосредственное восприятие влияет накопленный в прошлом познавательный опыт человека, а также наличие у него интересов. Человек избирательно воспринимает и воспроизводит те или иные свойства познаваемого явления.
↑ Понятие «познание».
Познание —
Изучением теории познания занимается гносеология — это раздел философии, в котором анализируется природа и возможности познания, его границы и условия достоверности.
По отношению к процессу познания выделяются следующие философские направления:
Гностицизм — философское учение, основная идея которого заключается в том, что познавательная деятельность для человека является жизненной необходимостью («Познание — это необходимость»).
Оптимизм — философское направление, которое считает мир целиком поддающимся познанию («Мир познать возможно»).
Агностицизм — философское учение, утверждающее то, что мир познать невозможно. Обоснование данного факта заключается в следующем: человек может познать объект только с помощью своих ощущений и внутренних переживаний, но стать самим объектом и «увидеть мир» с его стороны невозможно, что искажает факты о познаваемом. А такие понятия как «бог», «душа», «вселенная» в принципе непознаваемы, так как существуют вне возможных пределов человеческого разума. («Мир познать невозможно»).
Релятивизм — философское учение, смысл которого заключается в том, что все истины могут быть только относительными, те. способными измениться в зависимости от условий («Все в мире относительно»).
Скептицизм — направление в философии, подвергающее сомнению возможность познания реальности («Сомнения по отношению к возможности познания»).
Понятия «объективность» и «субъективность» в истории
Под объективностью в исторической науке подразумевается достоверное изображение прошлого, исключающее или сводящее к минимуму субъективные оценки. Объектом познания является процесс истории, находящийся вне человека и независимый от его суждения. В центре объективной истории находятся факт или событие, имевшие место в определенное время в определенном пространстве.
Субъектом в исторической науке является человек, интерпретирующий факты: историк, исследователь, преподаватель, дилетант-любитель. Максимально приблизиться к объективности можно лишь хорошо зная исторический источник и учитывая временные и пространственные рамки события или факта. Британский историк Э. Карр полагает, что историй может быть столько, сколько историков в обществе, так как история – это продукт определенного человека.
Таким образом, история беспристрастна и объективна; мнение историка – субъективно. Элемент субъективности возрастает, если присутствуют эмоции. Чем дальше отстоит событие от времени его оценки, тем меньше влияние эмоций. Например, современники Оливера Кромвеля после восстановления монархии в Англии оценивали его деятельность крайне негативно. Неприязнь и даже ненависть историков к Кромвелю и его соратникам доходила до такой степени, что они спокойно отнеслись к издевательствам толпы над вытащенным из могилы трупом умершего Кромвеля. Время трезвой оценки его деяний пришло позже, и у Вестминстерского дворца был установлен памятник лорду-протектору Кромвелю. Сейчас мы спокойно говорим о величии Наполеона – в 1812 году нас бы не поняли.
Вопросы и ответы
Что означает, когда мы говорим, что «цель истории — идеологическая»?
Когда мы говорим, что «цель истории — идеологическая», мы имеем в виду, что история — это не просто запись событий прошлого, она формируется под влиянием убеждений, ценностей и предубеждений тех, кто ее пишет. История не объективна, а скорее является продуктом культурных, политических и социальных сил, которые ее формируют.
Как изменилась интерпретация наследия Христофора Колумба в последние годы?
В последние годы интерпретация наследия Христофора Колумба изменилась с героической на жестокую, угнетающую и геноцидную. Ученые и активисты оспаривают традиционное представление о Колумбе как о герое, который открыл Новый Свет и принес цивилизацию проживающим там коренным народам. Вместо этого они утверждают, что Колумб принес в Америку болезни, рабство и смерть, и что его наследие — это разрушение и опустошение.
История и историческая наука — как развивалась наука об истории
Письменная история начала создаваться с того времени как человек научился знаками или буквами записывать происходящее вокруг него. Первоначально возникла описательная история, когда историки или летописцы фиксировали происходящие события, включая и жизнеописания известных людей, и существующие тогда мифы и легенды. Благодаря трудам Геродота, Фукидида, Плутарха, Тацита, Светония и многих других историков, мы хорошо осведомлены о событиях в древней Греции и древнем Риме.
На Руси яркую картину происходящих событий в раннее средневековье давали летописи, которые до сих пор предоставляют пищу для размышлений историкам.
Критический подход к истории появился в Новое время, а практическое воплощение данного подхода началось в XIX веке, когда была создана немецкая историко-критическая школа Леопольда фон Ранке. Его принцип заключался в словах: историю надо писать «как это было на самом деле», основываясь на тщательном анализе исторических источников. На семинарах Ранке обучались и российские историки, в частности, С.М. Соловьев.
Русская историческая школа внесла свой вклад в развитие исторической науки, выступив за тесное взаимодействие различных дисциплин при историческом исследовании. Ярким представителем данного направления является В.О. Ключевский, соединивший историю с описанием политической, экономической и культурной жизни.
С XIX в. в исторической науке начал широко использоваться сравнительно-исторический метод, позволяющий путем выявления общего и особенного в исторических явлениях и событиях найти произошедшие изменения и определить тенденции дальнейшего развития.
Споры о возможности (или невозможности) объективного изображения прошлого начались со времени возникновения исторической науки. Л. Ранке считал, что историк должен не судить прошлое, а лишь показывать, как это было. Он считал, что абсолютная объективность невозможна, а условием реализации принципа объективности Ранке считал беспристрастность исследователя. Это справедливо, но трудноосуществимо: при исследовании какой-либо проблемы у историка вырабатывается определенное мнение, которое он будет горячо защищать, если его пытаются оспорить. Беспристрастным остаться трудно, личные позиции часто берут верх. Оценочные суждения можно найти даже в летописях, призванных записывать только хронологию событий: врагов страны русские летописцы называли «поганью» и «нечистью», а защитников – «доблестными мужами».
Даже один и тот же источник может интерпретироваться по-разному. Например, причины первой мировой войны по-разному объяснялись историками России, Франции и Великобритании, с одной стороны, и Германии и Австрии, с другой, хотя источники наверняка были одни и те же.
В современной исторической науке проблема объективности стоит особенно остро. Расширенное информационное пространство породило множество интерпретаций истории, появились различные версии альтернативной истории. Читать их интересно, они сенсационны, заставляют размышлять, но они уводят от познания истории в область фантастики. К объективности истории это не имеет отношения.
Перед историками современность поставила трудную задачу: не просто писать исторические труды и создавать учебники по истории, а создать верифицированную историю, основанную на глубоком изучении источников и историографии вопроса.
ЗАДАНИЯ
- Объясните следующие парадоксы: человек слышит в узком диапазоне частот (не слышит, к примеру, ультразвука); он видит в очень узком диапазоне спектра (не видит в инфракрасном и ультрафиолетовом свете). Как он преодолевает ограниченность своих органов чувств в процессе познавательной деятельности?
- Оцените аргументы агностиков с позиции гностиков. Аргументы агностиков: несовершенство органов чувств человека; беспомощность человеческого разума перед тайнами природы; человек способен познавать только то, что воспринимает; точность знания зависит от разрешающей способности органов чувств; то, что находится вне этой способности, не является познаваемым. Приведите контраргументы.
- Какие значения слова «знание» вам известны? В чём близость этих значений? Составьте сравнительную таблицу, отразив в ней особенности каждого из видов знания.
- На примере одного из биографических мифов определите, какие события в жизни человека считались наиболее значимыми. Чем эта информация обогащает наши знания о прошлом и настоящем?
- В сказе «Левша» Н. С. Лесков описывает встречу тульского умельца, подковавшего «аглицкую диковинку — блоху», с императором. Все с удивлением рассматривали через «мелкоскоп» подковки. На вопрос императора: «Где же ваш мелкоскоп, с которым вы могли произвести это удивление?» Левша ответил: «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши». Каким видом знаний владел тульский умелец? Почему ему не нужен «мелкоскоп»? Какими ещё признаками обладает данный вид знаний?
- Какую информацию о реальной действительности помогает раскрыть образ окна, прорубленного в Европу благодаря реформам Петра I, в поэме А. С. Пушкина; птицы-тройки в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Приведите дополнительно примеры любых других художественных образов из произведений литературы и искусства, характеризующих Россию.
- Составьте план, по которому можно написать эссе, раскрывающее суть высказывания И. В. Гёте «Говорят, истина лежит между двумя противоположными мнениями. Неверно! Между ними лежит проблема».
Проблема познаваемости мира
Проблема познаваемости происходит из реальных трудностей познания. Ещё в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений. Сущность же самих вещей, сокрытую за их внешними проявлениями, человек постичь не способен. Эта идея легла в основу агностицизма (от греч. agnostos — непознаваемый) — философского учения, отрицающего возможность познания. Распространённой разновидностью агностицизма был конвенционализм. Согласно этому учению, существующие научные теории являются лишь соглашениями между учёными (от лат. conventio — соглашение), а сами теории не могут достоверно отражать сущность исследуемых предметов.
Сторонники гносеологического оптимизма, не отрицая сложности познания, трудности выявления сущности вещей, доказывают несостоятельность агностицизма.
Третью позицию в споре о познаваемости мира занимает скептицизм. Его сторонники считают все наши знания относительными и требуют их критического переосмысления. В этом смысле скептицизм противопоставляется догматизму — некритичному способу мышления, опирающемуся на догмы.
Истина и её критерии
Посредством органов чувств, мышления, а также с помощью интуиции и эмоций человек в ходе познавательного процесса получает знания о мире. Но эти знания могут оказаться как истинными, так и ложными.
Истина — это соответствие полученного знания действительности. Или иначе: истина — это соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Понятие «истина» является сложным и многосторонним.
Человек не всегда может познать истину в полном объёме (например, отражающую квантово-механические или социально-исторические процессы), и знания его ограничены данным конкретным моментом, поэтому такую истину называют относительной. Относительная истина — это ограниченное верное знание о чём-либо. Со временем относительная истина может стать частным случаем общего правила или вовсе оказаться заблуждением. Из относительных истин складывается абсолютная истина. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте. Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен. Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин вообще не так уж много. Существенно больше истин относительных.
Как же отличить истину от заблуждения, от ошибочных выводов, какие нередко имеют место в процессе познания? Каковы критерии истины?
Дело Христофора Колумба
Пример Христофора Колумба является наглядным. На протяжении веков Колумб изображался как героическая фигура, «открывшая» Новый Свет и принесшая цивилизацию живущим там «дикарям». Эта история использовалась для оправдания колонизации и эксплуатации Северной и Южной Америки европейскими державами, и на протяжении многих поколений она преподавалась в школах и воспевалась в популярной культуре.
Однако эта версия все чаще оспаривается учеными и активистами, которые указывают, что она стирает насилие, угнетение и геноцид, которыми сопровождалось прибытие Колумба. Они утверждают, что Колумб был не героем, а злодеем, который принес болезни, рабство и смерть коренным народам Америки, и что его наследие — это разрушение и опустошение.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Только человек в полной мере способен к познавательной деятельности, позволяющей ему овладевать знаниями, понимать и преобразовывать мир. Используйте эту фундаментальную особенность на пользу себе и другим.
Примите к сведению, что современная философия рассматривает истину как сложное явление
Установление истины всегда требует интерпретации
Поэтому важно обращать внимание как на логические доказательства тех или иных утверждений, так и на соответствие между ними и реальной жизнью.
Древние говорили, что многознание уму не учит, однако невежество не стоит оправдывать неверием в разум. Для получения научных истин мало нагружать память, важно организовывать мысль, владеть всем арсеналом методов научного познания.
В народной мудрости, здравом смысле, искусстве сконцентрирован опыт прежних поколений людей
Многие выдающиеся учёные были знатоками живописи, музыки, театра, черпая в них не только вдохновение, но и великие догадки и озарения
Истинному учёному, чтобы не уподобиться «сухарю», важно осознавать специфику художественного познания мира.