Российские сословия xix века

Как жили люди разных сословий в россии

Купечество

Хотя история купечества как сообщества торговцев уходит корнями в древность, как отдельное сословие оно возникло лишь в начале XVIII столетия. В специальном регламенте купечество оформлялось в три гильдии в зависимости от величины капитала. К первой, как правило, принадлежали банкиры, крупные промышленники и оптовики, которые имели право заморской торговли, ко второй – купцы средней руки, владельцы заводов, фабрик, магазинов, аптек и т.д., к третьей – держатели трактиров и постоялых дворов, лавочники, розничные торговцы и т.д. Размер необходимого капитала со временем повышался – от 10 000 рублей для 1-й гильдии в 1775 году до 50 000 рублей в 1807 году.

Купцы сыграли исключительную роль в развитии русской промышленности и торговли. Создатели Русско-американской компании управляли русскими владениями в Америке, в Кяхте пограничная торговля с Китаем достигала многомиллионных оборотов, купеческие товарищества создавали фабрики по всей стране. Из купцов вышли многие известнейшие предприниматели, меценаты и учёные дореволюционной России – К.Т. Солдатенков, С.П. Боткин, А.А. Бахрушин, братья П.М. и С.М. Третьяковы, С.И. Мамонтов, П.И. Щукин и другие.

Генезис сословий в Российской империи

Хотя само слово «сословие» вошло в обиход только в XVIII веке, на Руси задолго до этого под ним подразумевали группу с определёнными правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Подразумевалось, что каждое сословие наделено набором преимуществ, вольностей и обязательств. В широком смысле, сословия делились на привилегированные и податные. К первым, прежде всего, относились дворянство и духовенство, ко вторым – крестьянство, купечество и мещанство. Конечно, сословных групп было больше, но так или иначе все они укладывались в приведённую схему.

По «Русской Правде» мы знаем о князьях, боярах, смердах, холопах, тиунах и т.д. С приходом удельного, а затем и московского периодов названия сословных групп претерпевали некоторые изменения. Так, в конце XV века русское общество делилось на бояр, дворян (московских, городовых, детей боярских), духовенство, купечество, тяглых (посадские и крестьяне), слуг дворских и холопов. Привилегии и льготы относительно различных сословий прослеживались во многих юридических актах того времени. В важнейшем памятнике русского права – Соборном уложении 1649 года – перечислены свыше 10 сословных групп, включая крепостных, казаков, промысловых людей, стрельцов.

Радикальные перемены Петра I коснулись и сословной структуры общества. Исчезли бояре, стрельцы, дети боярские и другие сословия, отменено патриаршество. До 1917 года на территории Российской империи существовали шесть основных сословий: дворянство, духовенство, купечество, крестьянство, казачество, мещанство. При этом внутри каждого сословия существовала собственная градация. В то же время, начиная с Великих реформ 1860-х гг., все сильнее набирала популярность мысль о бессословном обществе, о ликвидации особых преимуществ привилегированных групп, об отмене ущемлённого положения тяглых – прежде всего, крестьян.

Присоединение Украины

Часть территории современной Украины также входила в состав Российской империи. Она была присоединена во времена правления императрицы Екатерины Второй в результате действий которой, была ликвидирована Запорожская Сечь и гетманщина. Вместе с территориями Украины, Российская Империя получила также часть польского государства, которое на тот момент называлось Речью Посполитой.

Второй этап присоединения расположенных в этом регионе территорий, имел место после завершения русско-турецкой войны, когда в состав империи вошел целый ряд областей:

Левобережная Украина вошла в состав империи в добровольном порядке, поскольку на тот момент подобное решение позволяло избежать притеснений на социальной и религиозной почве со стороны поляков. Спустя несколько лет, территория Российской империи значительно расширилась за счет Крымского полуострова, который был присоединен в результате удачной военной кампании князя Потемкина.

Исторический контекст сословий

Система сословий в Российской империи имела глубокие исторические корни, которые можно проследить до средневекового Русского государства. В течение веков русское общество было разделено на несколько сословий, которые имели разные правовые и социальные статусы.

Первые формы сословной структуры появились в Киевской Руси, где были выделены две главные группы – княжеский и крепостнический сословия. Крепостническое сословие состояло из крестьян, которые были связаны с землей и должны были работать на своих господ.

С развитием феодализма появились новые сословия: дворянство, купечество и церковь. Дворянство было наивысшим сословием, обладавшим привилегиями и политической властью. Купечество играло важную экономическую роль, контролируя торговлю и финансы. Церковь также имела значительное влияние, поскольку она контролировала религиозные и моральные аспекты общества.

С началом реформ Петра I в XVIII веке произошли значительные изменения в сословной системе. Петр I провел серию реформ, направленных на модернизацию и западное преобразование России. Крестьянская реформа 1762 года, проведенная императрицей Екатериной II, привела к отмене практики рабства и превращению крестьян в свободных крестьян.

Однако даже после реформ крепостничество продолжало оставаться существенной частью русского общества. Это сословие было основной силой сельского хозяйства, и крестьяне сохраняли зависимость от дворян.

Роль сословий и их правовой статус в Российской империи продолжали меняться до 1917 года, когда Государственный совет временного правительства отменил систему сословий и установил равноправие всех граждан.

Примечания[править | править код]

  1. Е. Н Марасинова. Власть и личность: очерки русской истории XVIII века. Наука, 2008. С. 11.
  2. Сословия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. ↑ , с. 593.
  4. Для такого сложного деления было много разнообразных причин: широкая местная автономия Великого княжества Финляндского, приводившая к тому, что его уроженцы пользовались особыми личными правами; «особый порядок управления» инородцами, как западными (евреями), так и восточными; остатки попыток в XVIII веке привить к русской жизни начала западноевропейского сословного строя.
  5. До 1845 года потомственное дворянство получали все лица, произведенные в 14-й класс на военной службе и в 8-й класс на гражданской службе, кроме тех, кто получал эти чины при отставке. Получали потомственное дворянство и все обер-офицеры (начиная с 14-го класса) в горной службе. С 1845 года на военной службе потомственное дворянство стал приносить лишь чин 8-го класса, а на гражданской — чин 5-го класса. С 1856 года потомственное дворянство стал приносить чин полковника на военной службе (6-й класс) и действительного статского советника на гражданской (4-й класс).
  6. ↑ , с. 594.
  7. Главным образом благотворительной деятельностью.
  8. , с. 594—595.
  9. ↑ , с. 595.
  10. Крестьянская реформа не полностью отменила неравноправное положение крестьян. Даже став
    артистом или литератором, крестьянину надлежало брать паспорт в волости, платить подушные и выкупные платежи. В государственных учреждениях к нему обращались официально на «ты». Выход из общины был крайне затруднён. Только в 1906 году крестьяне получили право свободного выхода из общины и право частной собственности на землю.
  11. Юридический словарь А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. Казачество // Большой юридический словарь. — Инфра-М. — М., 2003.
  12. Алексеев В. В., Миненко М. А. История казачества Азиатской России в трёх томах: XVI– первая половина XIX века. Т. 1. Ин-т УрО РАН, 1995
  13. Советская военная энциклопедия, Том 4. М, 1977.
  14. . Дата обращения: 19 июня 2012.
  15. . Дата обращения: 16 июня 2012.
  16. , с. 596.
  17. , с. 597.
  18. ↑ , с. 598.
  19. ↑ , с. 600.
  20. Право не распространялось только на помещичьих крестьян.
  21. С 1827 года правом поступления на государственную службу пользовались дети потомственных и личных дворян, потомственных почётных граждан (с 1832), купцов 1-й гильдии, дети священнослужителей православного и армяно-григорианского исповеданий и пасторов евангелическо-лютеранского и реформатского исповеданий, дети канцелярских служителей, лекарских учеников, фельдшеров, а также дети учёных и художников, не имевших классных чинов (пo разъяснению 1862 года, кроме лиц, имевших дипломы и учёные степени, в эту категорию входили те, кто приобрел известность, что должно быть засвидетельствовано академиями, университетами и другими учёными обществами). Получили право на службу также дети служителей и мастеровых придворного ведомства и нижних воинских чинов, зачисленных в это ведомство.

Податные сословия

Все сословия в России были разделены на две основные группы: облагаемые налогом, так называемые податные сословия, которые должны были платить личный налог, и не облагаемые налогом, или привилегированные.

Обязанности, в том числе и размер податей, увеличивались по мере понижения социального статуса. Дворяне и почетные граждане не имели особых обязанностей и были освобождены от налогов. Духовенство было обязано проповедовать слово божье. Купцы первой гильдии были освобождены от части налогов.

Начиная с купцов 2-й и 3-й гильдий и далее вниз по социальной лестнице увеличивался список обязанностей и количество налогов и податей.

С развитием капитализма и упразднением крепостного права в России сословия в 19-м веке уже не соответствовали фактическому социально-экономическому расслоению населения, но использовались до русской революции 1917 г.

В то же время правовая и государственная система постепенно становилась имущественно-независимой, при этом определяющую роль играл имущественный класс личности.

В конце 19-го века русское общество было сильно иерархическим. Царские политические структуры, религиозные ценности, правила землевладения и российский правовой кодекс укрепили социальную иерархию нации, определили ее положение и статус.

Социальная структура России часто изображалась и высмеивалась в визуальной пропаганде. Например, было несколько вариантов «русского свадебного торта». В этих изображениях русское общество показывалось как феодальная пирамида. Высшие классы удерживаются трудом крестьянских, которые находятся под давлением религии и угрозы насилия.

Бедное крестьянство и промышленный рабочий класс составляли более четырех пятых населения, в то время как образованный и профессиональный средний класс России был ничтожно мал по сравнению со странами Западной Европы.

Органы управления

Сословно-представительная монархия в России характеризовалась существованием различных органов представительства для каждого из сословий. Вот несколько примеров:

Земские соборы — органы представительства городских и сельских обывателей, которые созывались в различные периоды истории Российской империи. Например, Земский собор 1549 года был созван Иваном Грозным для обсуждения вопросов об управлении государством и проведения реформ.

Формирование сословно-представительной монархии в России произошло в XVI веке при Иване Грозном, когда в 1549 году был созван Земский собор. Это был фактически один из первых в российской истории случает созыва совета, в котором участвовали представители разных сословий. При этом период этот продлился недолго, сменившись абсолютизмом уже при Романовых.

Изменения после 1861 года

До 1861 года большинство русских крестьян были крепостными и не имели ни правового статуса, ни прав, как свободные люди. Манифест об отмене крепостного права Александра II давал им свободу передвижения и другие права, но последовавшее за этим перераспределение земель оставило тысячи крестьян в худшем положении, чем раньше.

После освобождения лучшие участки сельхозугодий обычно выделялись землевладельцам. Они держали его для себя или сдавали в аренду за высокую арендную плату. Бывшие крепостные получили то, что осталось, но были обязаны оплатить в казну 49 ежегодных выкупных платежей. По сути, им продали их наделы в 49-летнюю государственную ипотеку. Эти платежи часто превышали арендную плату и налоги, которые они платили до 1861 года.

Большинство крестьян жили в небольших деревнях, и это формировало их мировоззрение. Практически все они были неграмотны, редко покидали свою деревню, события за ее пределами их мало интересовали. Шансов на повышение сословного статуса они не имели.

Военная служба[править | править код]

Прохождение военной службы начиналось с рядового, через последовательное nроизводство с начала в унтер-офицерские и лишь затем в nервый обер-офицерский чин. Все военнослужащие разделялись на отбывающих рекрутскую повинность (распространявшуюся на лиц податных сословий), сданных в рекруты, и на постуnивших в службу по доброй воле (с целью достижения чинов и совершения военной карьеры) — вольнооnределяющихся. По уставу все военнослужащие могли достигнуть офицерских чинов; разница в сословной nринадлежности сказывалась лишь в nорядке постуnления на службу и сроках
nроизводства. Однако на практике в дореформенной России получение первого офицерского чина не дворянами было весьма затруднено.

С 1863 года все выпускники университетов и гимназий независимо от сословной принадлежности получили право поступления на военную службу вольноопределяющимися сразу в унтер-офицерском звании, с производством в обер-офицеры: действительные студенты через 3 месяца, выпускники гимназий через 6 месяцев, а лица, не имевшие законченного среднего образования и обладавшие правами поступления на военную службу вольноопределяющимися, могли, без различия происхождения, сдать общеобразовательный экзамен и претендовать на производство в офицеры через год службы.

Сословия

В России до Петра I сословий в собственном смысле слова не было, и в языке Московской Руси не найти даже слов для выражения таких понятий, как “сословный строй”, “сословные учреждения”, “сословные предрассудки”.

Сословный строй России — создание последних столетий русской истории. Общее положение, помещенное в начале IX тома “Свода законов”, показывает, что все природные обыватели России предполагаются разделенными на четыре главных рода людей:

  • Дворян.
  • Духовенство.
  • Городских обывателей.
  • Сельских обывателей (крестьяне, казаки, инородцы).

Закон дает им название сословий, но большинство их вовсе не составляет единого целого, даже дворяне делятся на потомственных и личных, духовенство — по вероисповеданиям, городское сословие — на почетных граждан, купцов, мещан и цеховых; среди крестьянства тоже целый ряд разновидностей. Далее, некоторые из „сословных состояний” не наследственны, даже не пожизненны и вообще не замкнуты.

По Коркунову, сословиями на Руси могут быть признаны лишь дворяне, почетные граждане, мещане и крестьяне, но и в этих “сословиях” жизнь пробила большие бреши.

  • Дворянство. Наибольший процент его наблюдается на Кавказе 2.4%, затем в Польше 1.9%, в Европейской России 1.5%, Сибири 0.8%, Средней Азии 0.4%. Многодворянские губернии суть следующие: Петербургская 7.2%, Кутаисская 6.8%, Ковенская 6.8%, Виленская 4.9%, Варшавская 4.1%, Минская 3.6%, Елизаветпольская 3.5%, Мо­сковская 3.2%, т.е. все инородческие, за исключением Санкт-Петербургской и Московской, двух центральных правительственных.
  • Духовенство. Наибольший процент его на Кавказе 0.6%, затем в Европейской России 0.5%, Сибири 0.3%, Польше 0.1%. Больше всего процент духовенства в губерниях: Кутаисской 2.2%, Ярославской 1.4%, Архангельской 1.2%, Костромской, Московской, Оренбургской, по 1.1%, Тверской, Тифлисской по 1%.
  • Почетные граждане и купцы. Это сословие оказывается еще более разреженным. Купцов и почетных граждан: в Европейской России 0.6%, на Кавказе 0.4%, в Сибири 0.3%, в Средней Азии и Польше по 0.1%. Эти цифры превосходно иллюстрируют допотопность и нелепость деления обывателей на сословия. Оказывается, что в такой промышленной области, как Польша, чрезвычайно мало лиц купеческого сословия. Очевидно, торговля больше всего интересует лишь другие сословия, — иначе говоря, сословие тут не причем.
  • Мещане. Это сословие оказывается наиболее распространенным в Польше 23.5%, затем в Европейской России 10.6%, на Кавказе 8.1%, в Сибири 5.6%, Средней Азии 2%. Особенно богаты лицами этого сословия губ. Варшавская 33%, Петроковская 31.6%, Херсонская 27.4%, Гродненская 25%.

Интересно присмотреться к распределению лиц не крестьянского сословия по городам и деревням. Оказывается, что 1897 г. более половины потомственных дворян (52.7%) жили вне городов. После событий 1905‑1906 гг. такое распределение значительно изменилось во многих губерниях, и многие потомственные дворяне выселились из своих имений. Личные дворяне и чиновники довольно равномерно распределены по Империи, исключая Среднюю Азию, где они составляют всего 0.2% населения. Представители этого сословия живут преимущественно в городах (75%), так же, как и купцы (из них 80% городские жители). Большая часть мещан тоже — горожане (56%). Что касается до крестьян, то из их общего числа приходится на города лишь 6.7%, но их много в крупных в быстро развивающихся центрах: в 1897 их было в Петербурге 745 905, в Москве 661 628. За последние годы, благодаря обезземелению крестьян по закону 9 ноября 1906 года в голодовке 1911‑1912, в очень многих городах наблюдается небывалое стечение деревенских жителей, ищущих работы и прокормления.

Перечень привилегий и обязанностей

Наибольшими привилегиями обладало дворянство: они владели населенными землями, освобождались от налогов и земской повинности, не могли нести телесные наказания и быть принудительно призванными в армию. Каждый дворянин имел возможность поступить на государственную службу и получить образование. Похожими, хотя и меньшими привилегиями было наделено и духовенство: они пользовались возможностью обучаться, не призывались в рекруты, и к ним не применялось телесное наказание.

Среди горожан в каждой категории были свои особенности. Почетные граждане освобождались от воинской повинности, не платили подушный налог и не наказывались телесно, избирались на общественную должность. Купцы подразделялись на 3 гильдии (1 — вела крупную внешнюю и внутреннюю торговлю, 2 — только крупную внутреннюю, 3 — мелкую городскую и уездную). У купечества были права на сословное самоуправление и обучение.

Мещанство занималось городским промыслом и торговало в уездах. Разрешение на сословное самоуправление у них было, а возможность образования ограничивалась, более того, их забирали в рекруты и обязывали платить подати. Ремесленники и рабочие лишь занимались продажей своих изделий или предлагали услуги, а привилегий не имели вообще. Также горожанам было запрещено переселяться в деревню.

У крестьян были только обязанности и никаких возможностей улучшить свое положение: их время занимала работа на владельца, отбывание барщины, уплата оброка, рекрутская повинность. Своей земли у крепостных крестьян не было, только государственные крестьяне владели землями общинно. Казакам было разрешено иметь землю и не платить подати, зато в их обязанности входила военная служба.

Конец монархии

Медлительность и непоследовательность давно назревших экономических и социальных реформ, проводившихся последними самодержцами, привела на исходе XIX века к системному политическому и социально-экономическому кризису империи, который породил революционную ситуацию. Результатом системного кризиса было поражение в русско-японской войне и первая революция 1905—1907 годов. Она вынудила Николая II провести реформу управления, в результате которой страна в будущем могла стать конституционной монархией.

Процесс вынужденных политических реформ был прерван из-за вступления России в Первую мировую войну. Это очень скоро привело к усилению экономических и социальных проблем, вызвавших в результате Великую Российскую революцию 1917—1922 годов. Февральское восстание, с которого она началась, привело к свержению самодержавия и формальному учреждению республики. Российская империя в своём классическом варианте перестала существовать.

Культура Древней Руси

Культура каждого исторического этапа складывается:
 – из культурных достижений предшествующих поколений;
 – вклада живущих поколений;
 – заимствований из культур других народов и стран.

 Восточные славяне до принятия христианства обладали развитой
культурой. Материальная культура была связана с основными занятиями – земледелием, охотой, рыболовством и ремеслом. Деревянное строительство дополнялось изготовлением различных изделий из
дерева. О большом количестве городов свидетельствует скандинавское название Древней Руси – Гардарики (страна городов). Устное
народное творчество было связано с языческой религией и бытом
славян. Зарождается письменность – четы и резы.

Крещение Руси. Стремясь обеспечить духовное единство вошедших в государство племён, кн. Владимир I в 980 г. проводит
религиозную реформу. В Киеве создаётся пантеон шести старших языческих богов, главным из которых был назван Перун. Но реформа не дала ожидаемого результата. Кн. Владимир решает перейти к единобожию (монотеистической религии). Летописная легенда
рассказывает, как Владимир Святославич выбирал религию, сравнивая ислам, иудаизм и два направления в христианстве – римский
католицизм и византийское православие. Выбор князя остановился
на православии. В 988 г., по одним данным, в Корсуни (Херсонесе),
в Крыму, по другим – в Киеве Владимир с дружиной принимает крещение, затем крестит всю Русь.
Причины принятия христианства:
 – наиболее тесные экономические, политические и культурные
связи у древнерусского государства были с Византией;
 – принятие христианства значительно облегчало Руси, через которую проходил торговый путь «из варяг в греки», ведение торговых
операций с Византией и христианскими государствами Европы;
 – восточные славяне и киевские князья давно были знакомы
с христианством. В 955 г. в Константинополе приняла крещение
кн. Ольга. Варяги-христиане жили в Киеве уже в начале X в. По легенде, Аскольд и Дир также были христианами.
 Крещение восточных славян привело к значительным изменениям
в их культуре.
 Вместе с христианством на Русь пришли славянская азбука (глаголица и кириллица) и книжность. Делаются переводы на славянский язык богослужебных книг и светских сочинений. Древнейшая
из сохранившихся книг – «Остромирово Евангелие». По указанию
Ярослава Мудрого в Киевской Софии была создана первая на Руси
библиотека.
 Появляется литература – «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение к братии» новгородского епископа
Луки Жидяты, поучения и послания Феодосия Печерского, житийная литература, в том числе «Чтение о житие и погублении… Бориса
и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского» монаха Нестора, «Палея
Толковая», в которой впервые формулировались идеологические
постулаты русичей, и др.
 В конце XI – начале XII в. монахами Киево-Печерского монастыря Никоном, Нестором и Сильвестром создаются первые русские
летописи.
 Грамотность на Руси была широко распространена, о чём свидетельствуют надписи на хозяйственных предметах и многочисленные берестяные грамоты, написанные представителями разных социальных слоёв.
 Сохраняется и развивается устное народное творчество – былины, сказания. Древнерусский период отражён в былинах «Добрыня
и змей», «Добрыня-сват», «Вольга и Микула» и др.
 С христианством на Русь приходит каменное храмовое строительство (Десятинная церковь в Киеве (989),Спасский собор в Чернигове
(1036), Софийские соборы в Киеве (1037), Новгороде (1045), Полоцке (1044-66) и др.).
 Живопись представлена монументальной (фрески и мозаика),
станковой (иконы) живописью, а также книжной миниатюрой.
 Распространена музыка, несмотря на протесты православной церкви, видевшей в светской национальной музыке отголоски язычества. В соборе Киевской Софии сохранилась фреска с изображением
музыкантов.

Какие названия имела Россия за историю своего существования?

В разные исторические эпохи Российское государство обладало отличными друг от друга названиями. Одни из них стали общеизвестными, другие безвозвратно канули в лету, а некоторые считаются в науке лишь условными.

Как называли Россию зарубежные источники в Античности, Средневековье и Новом времени?

Мощное военно-политическое объединение древних славян, занимавшее территорию будущей Киевской Руси. Анты упоминались готскими и византийскими историками. Среди венедов и склавинов, анты считались наиболее сильным и многочисленным племенным объединением. Большинство историков относят антов к предкам восточных славян.

Согласно Иордану, союз образовался еще в III веке н.э. Анты, с переменным успехом, воевали с римлянами, скифами, готами, фракийцами, гуннами и аварами.

В IV веке гунны разбили антскую армию и включили славянские племена в состав кочевой империи. В 560 году регион заполонили новые кочевники – авары. Спустя 20 лет кровопролитной войны, славяне были вынуждены вступить с ними в союз и осуществлять совместные походы на Византию. В 602 году между антами и аварами разгорелась новая война. Антский союз был уничтожен.

К середине VII века территория антов оказалась поделена между Первым Болгарским царством и Хазарским каганатом.

Русский (Киевский) каганат

Гипотетическое государство, существовавшее с VIII века до второй половины IX века (до призвания на Русь варягов). Одни историки рассматривают Киевский каганат как самостоятельное государство, другие видят его вассалом Хазарского каганата.

Как бы то ни было, с IX по XII века в византийских, франкских, арабо-персидских и даже древнерусских летописях русских правителей называли вовсе не князьями, а каганами – тюркским титулом.

Куявия, Славия и Артания

Названия славянских государств согласно арабским путешественникам VIII века.

Современные историки видят в Куявии – Киев, Славии – государство ильменских славян (Новгородский регион). Артания, по утверждениям арабов, была удалена от двух других славянских царств. Предполагается, что Артанией могла быть Тмутаракань или некое другое государство на побережье Азовского моря.

Эти государства существовали до прихода варягов.

Так называли Средневековую Россию в Скандинавии, как минимум, с XII по XIV века.

Вопреки распространенному мнению, «гардарика» означало не «страну городов», а «страну крепостей». Славяне, в отличие от скандинавов, обносили тыном каждое свое поселение, делая из любой небольшой деревни настоящую крепость.

Слово «Русь» для обозначения России впервые появляется в конце X века в польских и немецких хрониках. В первой половине XI века слово «подхватили» в Англии и Италии.

Греки называли Русь по своему – «Росией» (с одной буквой «с»). К концу XIV века слово «Росия» вытеснило слово «Русь» и, за страной закрепилось именно это название.

Термин использовался с XIII века и отмечался на английских географических картах вплоть до середины XIX века.

На название повлияли кочевники монголо-татары, завоевавшие в этот период почти всю территорию современной России. Этот огромный кусок суши, вместе с Монголией, Казахстаном и т.д. называли Тартарией.

В представлениях набожных средневековых европейцев, кочевники были исчадиями ада, изрыгающими огонь изо рта и вселяющие ужас лишь одним своим видом. Считалось, на их далекой земле живут разнообразные чудовища, великаны, библейские монстры.

Тартар в греческой мифологии – это Преисподняя. Европейцы посчитали, что слово не только созвучно, но и вполне подходит для империи татар. Славянские княжества, считались частью этой империи. Даже когда Золотая Орда распалась, а Русь обрела независимость, её рассматривали в качестве варварской державы, приемника татарской империи.

Московское государство и Россия

Названия Московия и Московское царство стало употребляться в европейских источниках с XV века. Наряду с этим в ходу были наименования Россия и Руссия.

В 1547 году Иван Грозный провозгласил Московское царство Российским царством. Название просуществовало до 1721 года, с этого момента, Россия стала империей.

В 1917 году Российская империя стала называться Российской Республикой, а в 1922 году Советским Союзом. В 1991 году СССР превратился в Российскую Федерацию.

Присоединение территории Финляндии

Территория современной Финляндии стала полноценной частью Российской империи в 1809 году в результате войны со Шведским королевством. На основании мирного соглашения, которое было подписано между двумя странами, Российская империя обзавелась новыми землями.

Они имели стратегическое значение, поскольку позволяли грамотно организовать защиту города Санкт-Петербурга и прилегающих к нему территорий. Но хотя Финляндия и стала одним из регионов империи, она сохранила внушительную автономию.

Помимо автономии, данный регион пользовался собственной валютой, а также имел небольших размеров армию. На тот момент, подобная область была излюбленным местом отдыха русской интеллигенции, которая собиралась на популярных курортах вроде города Хельсинки.

Финляндия смогла вернуть себе независимость лишь в 1917 году, когда в результате Февральской революции и последующих событий, различные территории империи начали процесс отделения

Состав и структура сословий

Сословия в Российской империи до 1917 года были разделены на три основных группы: духовенство, дворянство и крестьянство. Каждое сословие имело свой статус, привилегии и обязанности.

  1. Духовенство:

    • Верховное духовное начальство состояло из священников и монахов. Они занимали высокие посты в Русской православной церкви и имели особые привилегии.
    • Духовенство было освобождено от платы налогов и светских обязанностей.
  2. Дворянство:

    • Дворяне являлись элитой общества и имели привилегии, такие как право владения крепостными крестьянами.
    • Они имели особый статус и политическую власть. Влиятельные дворяне занимали посты в правительстве и армии.
    • Дворяне имели обязанность служить в армии или государственной службе.
  3. Крестьянство:

    • Крестьяне составляли самую многочисленную часть населения Российской империи.
    • Они обычно арендовали и работали на земле помещиков (дворян).
    • Крестьяне имели ограниченные права и свободы. Они были привязаны к земле и не могли покинуть ее без разрешения помещика.
    • Крестьянство выполняло основную работу в сельском хозяйстве и обеспечивало государство продовольствием.

Таким образом, сословия в Российской империи были строго разделены по социальному статусу, привилегиям и обязанностям. Духовенство, дворянство и крестьянство играли важную роль в общественной и политической жизни страны до революции 1917 года.

Особенности сословно-представительной монархии в России

  • Система представительства. Основой сословно-представительной монархии была идея управления страной через представителей различных сословий, таких как дворянство, духовенство, городские и сельские обыватели.
  • Кратковременность. В России сословно-представительная монархия превратилась в абсолютизм в ходе реформ Петра I в конце 17-го и начале 18-го веков.
  • Пробелы в законодательстве. Законы никак не регулировали полномочия царя и Земского собора.
  • Выборность. Органы самоуправления в России в этот период формировались на основе выборов представителей различных сословий.
  • Фактическое состояние. В Росиси сословно-представительная монархия была переходным периодом от раннефеодальной монархии к абсолютной, а не полноценной и устояйшейся формой государственного строя.
Начало Крымской войны 1853-1856
Внутренняя политика Хрущёва. Плюсы и минусы, итоги кратко.
  • Участие сословий в законодательной деятельности. Власть монарха совмещалась с участием представителей сословий в различных законодательных органах, таких как Земские соборы.
  • Ограниченная роль монарха. Монарх играл роль связующего звена между различными сословиями, но его власть была ограничена действиями законодательных органов и представителей сословий. Так, в России царь должен был учитывать мнение бояр и дворян при ведении внутренней и внешней политики
  • Возможность выражения интересов. Сословно-представительная монархия в России давала возможность различным социальным группам выражать свои интересы и представлять их в органах власти, что способствовало более широкому участию в управлении государством.

Социальный срез общества

Социальная сословная пирамида Российской империи по переписи 1897 года выглядит так:

  • правящий класс — царь, суд, правительство — 0,5 %;
  • высший класс — дворянство, высшее духовенство, офицеры — 12,0 %;
  • коммерсанты — торговцы, фабриканты, финансисты — 1,5 %;
  • рабочие — 4,0 %;
  • крестьяне — 82,0 %.

Система сословий в России в 18-м веке была тесно увязана с происхождением, служебным положением, образованием и родом занятий. Если говорить кратко, то перечисленная совокупность признаков есть не что иное, как имущественное положение индивидуума. Эта система определяла взаимоотношения социальных групп общества между собой.

В отличие от других европейских стран, межсословные перегородки не были установлены раз и навсегда. Возможности перехода в другое сословие в Российской империи были достаточно гибкими. Это достигалось по мере продвижения по государственной службе, получением государственных наград, учебой. Для инородцев повышение статуса было связано с принятием православия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: