Антон семенович макаренко: биография, семья, педагогическая деятельность, книги

Судьба системы Макаренко

Система Макаренко полностью соответствовала принципам марксизма-ленинизма: в ней был и коллективизм, и воспитание трудом, и «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Тем не менее в середине 1930-х годов её признали «несоветской» и фактически запретили. Макаренко предоставили выбор: отказаться от своей методики или покинуть пост управления коммуной. Он выбрал второе и остаток жизни посвятил писательскому труду. 

Почему методы Макаренко не устраивали руководство страны? Возможно, потому, что Антон Семёнович верил только в практику, отказывался следовать доктринам, созданным в отрыве от реальной работы с детьми, и открыто презирал пустую риторику и демагогию, без которых в те времена не обходилось ничего. Кроме того, Макаренко воспитывал сильных и волевых людей, которые умели думать, — не самые удобные качества для тоталитарной власти. Наконец, система Макаренко строилась на разумных правилах ведения хозяйства и экономики и просто была лучше, чем курс, принятый партией. А такие успехи не прощаются. 

В 1980-е годы на волне перестройки имя Макаренко вновь зазвучало в информационном пространстве. Несколько раз предпринимались попытки повторить его опыт, но безуспешно. Тогда правительство укрепилось во мнении, что без харизмы Антона Семёновича его система функционировать не может. Но зарубежный опыт доказывает обратное: например, в Японии приёмы из «Педагогической поэмы» активно используют в детских садах, приучая детей к труду и взаимодействию в обществе.

В современной России, где советское наследие до сих пор воспринимается болезненно, система воспитания Макаренко едва ли может найти применение. Сама мысль о детском труде кажется шокирующей. Родители многих современных школьников стремятся оградить их даже от уборки классов и школьной территории. Однако стоит задуматься: действительно ли плохо с юных лет приучать людей трудиться на благо себе и своему окружению?

Погорел на фототехнике

Проник любознательный мальчик и в штаб комсомола, где встретил таких же ротозеев: «Был в здании ЦК ВЛКСМ, при обходе комнат воровал на ходу толстые карандаши, значки, чистую бумагу, а в одной комнате из открытого ящика письменного стола утащил продовольственные карточки и кошелек с деньгами в сумме 21 рубль»21. Не брезговал парнишка и добычей идеологического свойства: «Помимо Наркомфина я совершил кражу первомайских плакатов и три портрета вождей в Бауманском отделе народного образования, которые продал — плакаты на завертку, а портреты в 16-ю железнодорожную школу, находящуюся на Хуторской ул.»22.

Так бы и гулял смышленый малец по присутственным местам, ежели бы не стащил дорогой фотоаппарат у работника центральной печати: «На фабрике «Большевик», в редакциях журнала «Экран», газет «Правда» и «Известия» я также при всяком случае воровал, что только мог из письменных столов. В редакции «Правда» проверял столовую, в редакции «Известия» у фоторепортера Новикова украл фотоаппарат, с которым при попытке его продать был задержан»23. Тут-то и навалился на Егорова НКВД всей своей чекистской мощью.

Примечательно, что Политбюро зачитывалось похождениями самого младшего сына лейтенанта Шмидта24 в начале ноября 1934-го, меньше чем за месяц до гибели С.М. Кирова, убийца которого Леонид Николаев проник в Смольный столь же беспрепятственно. Из дела Егорова последовало сразу два вывода — была существенно усилена охрана наркоматов и других центральных советских учреждений, начиная с Наркомфина25, а весной 1935 г. дошла очередь и до ужесточения наказания малолетних преступников. О дальнейшей судьбе Валентина Егорова сведений нет, но отныне за систематические кражи ему светило не направление в Экспериментально-дефектологический институт, куда он попал после своих показаний26, а реальный срок в трудовой детской колонии — к 1940 г. в ГУЛАГе подобных учреждений закрытого и открытого типа было уже 50. Любопытно, что на 1 марта 1940 г. в таких колониях содержалось 4126 пионеров и 1075 членов ВЛКСМ27. И хотя жаргонное словечко «спионерить» появилось уже после войны, походы изобретательного мальчишки по наркоматам именно этот глагол характеризует как нельзя лучше.

Примечания1. Хлевнюк О.В. Хозяин, Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М., 2012. С. 238-239. В варианте Вышинского предполагалось: «К несовершеннолетним, уличенным в совершении систематических краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий и т.п., применять, по усмотрению суда, как меры медико-педагогического воздействия, так и меры уголовного наказания».2. Там же. С. 239.3. Сталинское Политбюро в 30е годы. М., 1995. С. 144.4. Там же.5. Там же. Кобленц Вениамин Исаакович (1895-1939) — в декабре 1937 г. и.о. прокурора Москвы, репрессирован.6. Архив президента Российской Федерации (АП РФ). Ф. 3. Оп. 58. Д. 121. Л. 235.7. Там же.8. Там же. Л. 235-236.9. Там же. Л. 236.10. Там же.11. Там же. Л. 238.12. Там же.13. Ольский (настоящая фамилия Куликовский) Ян Каликстович (1898-1937) — близкий соратник Ф.Э. Дзержинского и И.С. Уншлихта. В 1921-1923 гг. председатель ЧК-ГПУ БССР. В 1923-1930 гг. начальник отделения, помощник начальника Контрразведывательного отдела ОГПУ при СНК СССР, начальник отдела погранохраны, главный инспектор Главной инспекции войск ОГПУ и начальник Высшей пограничной школы ОГПУ. С октября 1930 г. начальник Особого отдела ОГПУ. С августа 1931 г. председатель Объединения по нарпиту г. Москвы. В 1934-1937 гг. начальник Главного управления столовых Наркомата внутренней торговли СССР. Арестован 30 мая 1937 г. «как участник шпионской и террористической польской организации». Расстрелян.14. АП РФ. Ф. З. Оп. 58. Д. 121. Л. 239.15. Там же.16. Там же. Л. 240.17. Там же. Л. 240-241.18. Там же. Л. 241.19. Гринько Григорий Федорович (1890-1938) — нарком финансов СССР в 1930-1937 гг., репрессирован.20. АП РФ. Ф. З. Оп. 58. Д. 121. Л. 241-242.21. Там же. Л. 242.22. Там же.23. Там же.24. Первое книжное издание «Золотого теленка» И. Ильфа и Е. Петрова появилось в 1933 г., и нельзя исключать, что Егоров роман прочитал, тем более что деньги у сына кочегара водились.25. АП РФ. Ф. З. Оп. 58. Д. 121. Л. 236-237.26. Там же. Л. 237.27. Жирнов Е. «Об очистке Москвы от преступного детского населения» // Коммерсантъ-Власть. 2011. N 3. 24 января.

Педагог Макаренко: первый опыт

Антон стал Антоном Семёновичем в 17 лет, когда после окончания Крюковского железнодорожного училища начал работать в нём преподавателем. Его младший брат Виталий вспоминал, что Макаренко на тот момент был «самым образованным человеком на все 10 000 населения». Отношения с родителями складывались плохо. Домой Антон Семёнович приходил только переночевать, стараясь ни с кем не разговаривать. Почти всю зарплату он тратил на книги, отдавая матери лишь незначительную часть. Однажды на многочисленные упрёки Татьяны Михайловны он заявил: «Я не просил вас родить меня на свет Божий. Вам необходимо нести некоторую ответственность за ваши поступки». Вообще семью как институт Макаренко воспринимал критично. И был уверен, что она «портит детей».

В 1911 году Антон Семёнович стал работать в школе на станции Донской. А спустя некоторое время был переведён в Полтавский учительский институт. В то время уже бушевала Первая мировая война. И в 1916 году Макаренко был мобилизован. Антон Семёнович, болезненный и близорукий, вряд ли вернулся бы живым. Но, по одной из версий, от отправки на фронт его спас брат Виталий, который успел проявить себя на полях сражений, являлся поручиком и обладателем ордена Святого Владимира IV степени с мечами и бантом.

После революции жизнь Макаренко изменилась. Вместе с Виталием он начал работать в Крюковском училище. Обстановка на Украине в конце 1910-х гг. оставалась напряжённой. Тогда ещё никто не знал, чем закончатся боевые действия. Народ страдал от нищеты и голода. Но училище работало. Особый вклад внёс Виталий. Как бывший офицер царской армии он взял на себя обустройство учебного заведения, превратив его, по сути, в казарму. Антон был против этого, но с братом не спорил. А благодаря стараниям Макаренко-младшего у училища появились собственное знамя и военный оркестр. Осознав, что работа идёт не с солдатами, а подростками, Виталий разрядил казарменную обстановку драматическим кружком, к деятельности которого привлёк старшего брата. Сам же Антон организовал трудовую дружину.

Но первый педагогический блин Макаренко вышел комом. Его ученики не хотели трудиться на общественных огородах и не понимали, для чего это нужно. Затея провалилась. Педагог сделал соответствующие выводы.


Крюков, 1910-е гг. (etoretro.ru)

В 1919 году Виталий оставил училище и вступил в Добровольческую армию. Победить красных не вышло. И спустя некоторое время Макаренко-младший эмигрировал во Францию. Взять с собой жену и ребёнка у него не получилось. Антон Семёнович не бросил родную племянницу Олимпиаду, она стала его приёмной дочерью.

В самом начале 1920-х гг

в молодом советском государстве возникла серьёзная проблема, на которую нельзя было не обратить внимание. Первая мировая и Гражданская войны привели к появлению нескольких миллионов беспризорников.

Надежда Крупская говорила: «Детская беспризорность — одна из издержек революции». Проблему пытались решить разными способами. Появилась организация «Лига спасения детей», которую быстро ликвидировали из-за идеологических разногласий. С беспризорностью боролся Феликс Дзержинский, но довести дело до конца помешала его смерть. Затем стратегию основателя ВЧК переработали и на борьбу с «гидрой» детской беспризорности бросили новые силы. Тут и зажглась звезда Макаренко.

В 1920-х гг. в стране появились специальные колонии для «социально опасных и отягощённых дурной наследственностью детей». Контингент там был соответствующий. Озлобленные и ожесточённые дети, выживавшие грабежами и даже убийствами, не верили взрослым. Они были уверены, что те просто хотят от них избавиться, отправив в колонию. А по их представлениям, в тюрьму. Обычно охраны в колониях не было, там работало лишь несколько педагогов. И от них никто ничего не ждал.

Педагогика

После нескольких лет педагогической деятельности Антон Семенович поступил в Полтавский учительский университет. Он получал высшие оценки по всем дисциплинам, вследствие чего окончил вуз с красным дипломом.

В то время биографии Макаренко начал писать свои первые произведения. Свой первый рассказ «Глупый день» он отправил Максиму Горькому, желая узнать его мнение о своем творчестве.

Позже Горький ответил Антону. В своем письме он в жесткой форме раскритиковал его рассказ. По этой причине, Макаренко забросил писательскую деятельность на целых 13 лет.

Стоит заметить, что Антон Семенович будет поддерживать дружеские отношения с Горьким в течении всей жизни.

Свою знаменитую педагогическую систему Макаренко начал развивать в трудовой колонии для несовершеннолетних преступников, расположенной в деревне Ковалевка неподалеку от Полтавы. Он пытался найти наиболее эффективный способ воспитания подростков.

Интересен факт, что Антон Макаренко изучил труды многих педагогов, однако ни один из них не вызвал у него удовлетворения. Во всех книгах предлагалось перевоспитывать детей в жесткой форме, что не позволяло найти контакт между воспитателем и подопечными.

Взяв под свою опеку малолетних правонарушителей, Макаренко разделил их на группы, которым предложил собственноручно обустроить свой быт

При решении каких-либо важных вопросов он всегда советовался с ребятами, давая им понять, что их мнение очень важно для него

Первое время воспитанники часто вели себя по-хамски, однако позже начали проявлять к Антону Макаренко все большее уважение. Со временем ребята старшего возраста добровольно брали инициативу в свои руки, занимаясь перевоспитанием младших ребят.

Таким образом Макаренко смог создать эффективную систему, при которой некогда дерзкие воспитанники становились «нормальными людьми» и стремились передать свои идеи младшему поколению.

Антон Макаренко побуждал детей стремиться получить образование, чтобы в будущем иметь достойную профессию

Также он уделял большое внимание культурной деятельности. В колонии часто ставились спектакли, где актерами были все те же воспитанники

Антон Макаренко и его воспитанники

Выдающиеся достижения в воспитательно-педагогической сфере сделали мужчину одним из самых известных деятелей мировой культуры и педагогики.

Позже Макаренко направили возглавить другую колонию, находящуюся под Харьковом. Власти хотели проверить, была ли его система успешной случайностью или же она действительно работала.

На новом месте Антон Семенович быстро установил уже проверенные порядки. Любопытно, что он взял с собой несколько беспризорников из старой колонии, которые помогали ему работать.

Под руководством Макаренко трудные подростки начали вести достойный образ жизни, избавляясь от вредных привычек и воровских навыков. Дети засеивали поля после чего собирали богатый урожай, а также производили разную продукцию.

Более того, беспризорники научились изготавливать фотоаппараты «ФЭД». Таким образом, подростки могли самостоятельно кормить себя, почти не нуждаясь в финансировании со стороны государства.

Максим Горький и Антон Макаренко с воспитанниками

В то время биографии Антон Макаренко написал 3 произведения: «Марш 30 года», «ФД-1» и легендарную «Педагогическую поэму». Вернуться к писательской деятельности его побудил все тот же Горький.

После этого Макаренко перевели в Киев на пост помощника начальника отдела трудовых колоний. В 1934 г. его приняли в Союз советских писателей. Во многом это случилось благодаря «Педагогической поэме», в которой он простыми словами описал свою систему воспитания, а также привел множество интересных фактов из своей биографии.

В скором времени на Антона Семеновича был написан донос. Его обвиняли в критике Иосифа Сталина. Предупрежденный бывшими сослуживцами, он успел переехать в Москву, где продолжил писать книги.

Совместно со своей супругой Макаренко издает «Книгу для родителей», в которой представляет свой взгляд на воспитание детей. В ней говорилось, что каждый ребенок нуждался в коллективе, который в свою очередь помогал ему адаптироваться в социуме.

Позже по мотивам произведений писателя будут сняты такие картины, как «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» и «Большие и маленькие».

Биография

Антон Семёнович Макаренко — известный советский педагог и писатель, считавшийся одним из ведущих педагогов ХХ века. Он родился 13 марта 1888 года в семье рабочего-маляра в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии. У него был младший брат Виталий, который впоследствии стал белым офицером и оставил ценные воспоминания о брате. Антон Макаренко поступил в начальное железнодорожное училище в 1897 году и окончил четырёхклассное училище в Кременчуге в 1904 году. В 1914 году он начал учиться в Полтавском учительском институте и успешно закончил его с золотой медалью. Его дипломная работа посвящена теме «Кризис современной педагогики». Во время Первой мировой войны в 1916 году Антон Макаренко был призван в армию, но был демобилизован из-за проблем с зрением. В период с по 1919 годы Антон Семёнович Макаренко управлял железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских. В 1919 году он переехал в Полтаву, где по поручению Полтавского Губнаробраза организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, недалеко от Полтавы. В 1921 году колонии было присвоено имя Максима Горького, а в 1926 году она была перенесена в Куряжский монастырь под Харьковом. С октября 1927 года по июль 1935 года Антон Семёнович Макаренко руководил этой колонией, а также был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, где он успешно применял свою разработанную педагогическую систему. Максим Горький проявлял интерес к педагогической деятельности Антона Макаренко и оказывал ему поддержку. В результате своих педагогических достижений Антон Семёнович Макаренко был признан выдающимся деятелем советской и мировой культуры и педагогики, а также стал членом Союза советских писателей с 1934 года. С 1 июля 1935 года Антон Семёнович Макаренко был переведён в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР, где занимал должность помощника начальника отдела трудовых колоний до ноября 1936 года. В течение некоторого времени (до марта 1937 года, когда он переехал из Киева в Москву) Антон Семёнович Макаренко руководил педагогической частью трудовой колонии № 5 в Броварах под Киевом. После переезда в Москву в основном занимался литературной деятельностью, публицистикой и часто выступал перед читателями и педагогическим сообществом. Согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1939 года, Антон Семёнович Макаренко был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Перед своей смертью в феврале 1939 года он подал заявление о принятии его в члены ВКП(б).

Антон Макаренко изобрёл собственную систему воспитания, отказавшись от правил педагогики того времени. Проводить свою работу Антону Семёновичу мешали профессора-педагоги и хозяйственные организации, начиная с заведующего губернским отделом народного образования, который приказал Антону Макаренко заниматься открывшейся колонией, а потом уехал на новый пост. Об этом педагог написал в «Педагогической поэме»:

В прозе Антон Макаренко пробовал себя ещё раньше, и отослал копию рукописи Максиму Горькому для рецензии, но не получил ответа. Максим Горький в двух словах ярко раскритиковал произведение, указав на основные невыдержанные моменты. Ознакомившись с рецензией, педагог надолго берёт перерыв в писательской деятельности. Когда он был снят с поста завкола (заведующего колонией) им. Горького, Макаренко снова начинает писать произведения. «Марш тридцатого года» первым получил «зелёный» свет. Второй книгой была «Педагогическая поэма».

Умер Антон Семёнович в вагоне пригородного поезда от болезни сердца, лишь только успел произнести проводнику: «Я — писатель Макаренко». В кармане педагога была найдена повестка о явке в специальный отдел НКВД.

Интересные факты о Макаренко

  • Макаренко был человеком эмоциональным и в общении с воспитанниками не скрывал этого. Однажды он прочитал в педагогическом журнале совет педагогам разговаривать всегда ровным голосом, и его это возмутило. «С какой стати? Почему ровным голосом? Я считаю, что это такой нудный получится педагог, что его просто все возненавидят. Нет, я считаю, что педагог должен быть весел, бодр, а когда не то делается, должен и прикрикнуть, чтобы чувствовали, что если я сердит, так сердит по‑настоящему, а не так что — не то сердится, не то педагогическую мораль разводит».
  • Антон Макаренко придавал очень большое значение эстетике и аккуратности. Для него это были не мелкие детали, а очень значимые. Касалось это далеко не только упомянутых выше роз в помещениях колонии. «Я не допускал к уроку учителя, неряшливо одетого. Поэтому у нас вошло в обыкновение ходить на работу в лучшем костюме. И я сам выходил на работу в лучшем своём костюме, который у меня был», — писал Макаренко. Он также был убеждён, что столы в столовой непременно должны быть накрыты белыми скатертями, а не клеёнками: «Невозможно воспитать умение аккуратно есть, если вы не дадите белой скатерти». И так — во всём, считал он.
  • Родной брат Антона Макаренко, Виталий, был белогвардейским офицером и в начале 1920-х эмигрировал. В России у него остались жена и дочь, с семьёй он так никогда и не воссоединился. Антон Макаренко, не имевший родных детей, воспитывал племянницу, а с братом переписываться вскоре перестал — в 1930-х это стало делом опасным (тем более для сотрудника системы НКВД). Виталий намного пережил своего знаменитого брата, и исследователям удалось расспросить его о детстве и юности Антона.
  • Со своей будущей женой, Галиной Салько, Антон Макаренко познакомился, когда она фактически была его начальницей. Она работала в Наркомпросе, в ведомстве которого находилась колония имени Горького, и где педагогу-новатору не благоволили («казарма»!). Однажды она приехала в колонию как инспектор — с немалым предубеждением. Однако, пробыв два дня, была совершенно очарована и атмосферой, и результатами, и… основателем. Она не только разглядела в нём педагогического гения, но и, как сама потом рассказывала, попросту влюбилась.
  • Семён Калабалин, воспитанник Макаренко из первой колонии им. Горького, выведенный в «Педагогической поэме» под именем Семёна Карабанова, и сам стал впоследствии педагогом, руководителем одного из домов-интернатов под Москвой и преданным носителем идей своего знаменитого учителя.


Семён КалабалинФото: Педагогический музей А. С. Макаренко

  • Самый одиозный эпизод, которым часто попрекали и до сих пор попрекают Антона Макаренко, связан с физическим насилием: в первые месяцы работы колонии он, измотанный и будучи на взводе, не сдержался в ответ на хамство одного из воспитанников и ударил его. Макаренко не только не скрывал этого факта, но и описал в «Педагогической поэме», в том числе рассказал про собственный ужас от этого поступка. Но если верить книге, привёл этот эпизод не к крушению, а к налаживанию отношений: похоже, трудные подростки из-за этого эмоционального взрыва впервые увидели в своём воспитателе не функцию, а живого человека.
  • Виталий Макаренко рассказал в своих воспоминаниях про другой тяжёлый и по-настоящему трагический эпизод из рабочих будней брата — тогда ещё совсем молодого учителя. Произошло это до революции, в школе, где он преподавал. Антон Семёнович придумал ранжировать учеников по степени успеваемости. Мальчик, оказавшийся на последнем месте, убежал домой в слезах и в школе больше не появился. Через несколько дней пришёл его отец и сообщил, что мальчик умер — оказалось, что он был очень болен, а ярлык последнего ученика в классе ужасно его расстроил. Макаренко был потрясён, чувствовал себя очень виноватым и не мог забыть этот случай. К подобным ранжированиям он больше, конечно, не прибегал.
  • Автор «Книги для родителей» всерьёз верил, что в будущем детские дома заменят семейное воспитание, потому что они могут дать ребёнку «несравненно больше того, что способна дать самая лучшая семья». «Именно детскому дому принадлежит советское педагогическое будущее», — утверждал Макаренко. Ведь в детских домах — профессиональные педагоги и общественное воспитание, соответствующее духу советского устройства, а дома — всего лишь «неквалифицированные» в педагогическом плане родители. Ну а пока это идеальное, в представлении Макаренко, будущее не наступило, он решил написать книгу с советами для родителей, как воспитывать детей правильно.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Писательский труд

Понимая, что ему не дадут заниматься любимым делом, Макаренко с головой ушел в написание книг. Благодаря своей «Педагогической поэме» он быстро влился в ряды Союза советских писателей.

Переехав в Москву, Антон Семенович продолжил свою деятельность. Вместе с супругой он написал знаменитую «Книгу для родителей», в которой подробно описал основные педагогические идеи.

Согласно этой книге, для лучшей адаптации ребенка в социуме ему, словно воздух, с ранних лет нужен коллектив. Большую роль играет и возможность свободной реализации своих способностей и талантов. Каждый подросток должен уметь самостоятельно зарабатывать на свои нужды.

Выдающиеся достижения Макаренко в области воспитания и, в частности, перевоспитания беспризорников и трудных подростков, позволили ему стать одной из значимых фигур в мировой педагогике. После кончины Антона Семеновича на основе его литературных трудов были созданы картины «Большие и маленькие», «Флаги на башнях», «Педагогическая поэма».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: