Связанные цитаты
Социализм, рассматриваемый ли как учение, или как исторический факт, или как движение, если он действительно остается социализмом, не может быть приведен в соответствие с догматами католической церкви… Религиозный социализм, христианский социализм суть выражения, подразумевающие противоречие в терминах.
«Религиозный социализм», «христианский социализм» — выражения, заключающие в себе противоречие в терминах.
На практике социализм не сработал. Но социализм никогда бы не сработал, потому что он основан на ложных посылках о человеческой психологии и обществе, а также на грубом незнании человеческой экономики.
На практике социализм не сработал. Но социализм никогда бы не сработал, потому что он основан на ложных посылках о человеческой психологии и обществе, а также на грубом незнании человеческой экономики.
Мы собираемся дать социализму кое-что, еще несколько лет, потому что социализма больше нет. Оно умирает само по себе. Плохо то, что социализм, будучи жертвой его… Я сказал социализм?
По Ленину, социализм и демократия неразделимы… Суть перестройки состоит в том, что она соединяет социализм с демократией и возрождает ленинскую концепцию социалистического строительства как в теории, так и на практике. Мы хотим больше социализма и, следовательно, больше демократии.
Социализм» не более злое слово, чем «христианство». Социализм предписывает Иосифа Сталина, его тайную полицию и закрытые церкви не больше, чем христианство предписывает испанскую инквизицию. мужчины, женщины и дети созданы равными и не должны голодать.
Государства могут быть более или менее демократическими, как и социализм. Я думаю, что любое идеальное общество, существующее в больших масштабах, которое мы, скорее всего, приготовили для себя как человечества, будет включать в себя некоторые аспекты социализма.
Либо СССР не был страной социализма, и тогда социализма нигде не было и, несомненно, не могло быть, либо социализм был тем, этим гнусным чудовищем, этим полицейским государством, властью хищных зверей.
Борьба за социализм есть борьба за пролетарскую (рабочую) демократию. Пролетарская демократия не есть венец социализма. Социализм есть результат пролетарской демократии. По мере того, как пролетариат мобилизует себя и огромные народные массы, продвигается вперед социалистическая революция. Пролетариат мобилизует себя как самодействующая сила через свои комитеты, союзы, партии и другие организации.
Все, что выдвигалось в пользу социализма за последние сто лет, в тысячах писаний и речей, вся кровь, пролитая сторонниками социализма, не может сделать социализм работоспособным.
Социализм — это именно та религия, которая должна победить христианство. … В новом порядке социализм восторжествует, сначала захватив культуру через проникновение в школы, университеты, церкви и средства массовой информации, преобразовав сознание общества.
Мы всегда должны помнить, что коллективный социализм является частью коммунистической стратегии. Коммунизм в основе своей есть социализм. Мы никогда не выиграем нашу борьбу с коммунизмом, идя на уступки социализму.
Национал-социализм и христианство непримиримы.
Как и большинство терминов политического дискурса, социализм более или менее утратил свое значение. Раньше социализм что-то значил. Если вернуться достаточно далеко назад, это означало в основном контроль над производством со стороны производителей, ликвидацию наемного труда, демократизацию всех сфер жизни; производство, торговля, образование, средства массовой информации, рабочий контроль над фабриками, общественный контроль над сообществами и так далее. Когда-то это был социализм. Но это не означало, что в течение ста лет. Социализм имел в виду другое.
Италия — такое восхитительное место для жизни, если вы оказались мужчиной. Там можно насладиться изысканной роскошью социализма — тем истинным социализмом, который основан не на равенстве доходов или характеров, а на равенстве нравов. В демократии кафе или улицы был решен великий вопрос нашей жизни, и братство людей стало реальностью. Но это совершается за счет сестринства женщин.
Пий XI и нацизм[]
Пий XI был вынужден бороться с нацизмом и, несмотря на подчёркнутую в «Quadragesimo anno» поддержку христианских рабочих профсоюзов, социализмом, которым были посвящены энциклики 1937 (написанная 14 марта на немецком «Mit brennender Sorge» — «С глубокой тревогой» — и «Divini Redemptoris» от 19 марта). К удивлению нацистских руководителей, «Mit brennender Sorge» зачитали во всех католических храмах Германии.
В Пий XI реорганизовал конгрегацию «de propaganda fide pro negotiis ritum orientalium», переименовав её в Конгрегацию по делам Восточных церквей. В понтификат Пия XI канонизировано было 33, а беатифицировано — 500 чел.
Католическая церковь и коммунистическое учение
В папской энциклике не предлагалось каких-либо изменений в отношении католической церкви к коммунизму. Как писал известный советский антиклерикальный публицист И. Р. Григулевич, энциклика «решительно и категорически осуждала коммунизм, предавала его анафеме, запрещала верующим соприкасаться в какой бы то ни было степени или форме с коммунистическими идеями».
Папа Пий XI ссылался в этом на своих предшественников — Пия IX и Льва XIII, которые так же, как он, осуждали коммунистическое учение: так, Пий IX ещё в 1846 году заявлял, что это учение «совершенно противоречит естественному закону и, если будет когда-либо принято, полностью уничтожит права, собственность и имущество всех людей и само общество». В 1864 году он же отнёс социализм и коммунизм, атеизм и требование свободы совести к числу «главнейших заблуждений нашего времени», подрывающих учение католической церкви и авторитет римского папы. Лев XIII в своей энциклике «Quod Apostolici Muneris» (1878) назвал коммунизм «пагубной чумой, проникающей в кости человечества, лишь чтобы привести его к гибели».
Сам папа Пий XI с гордостью заявлял о приоритете католической церкви в борьбе против коммунистического учения: «По сути, наиболее упорные враги Церкви, что ведут из Москвы борьбу против христианской цивилизации, сами свидетельствуют своими непрестанными нападками, словом и делом, о том, что по сей час Папство продолжает верно защищать святилище христианской религии и чаще и действенней, нежели любая другая общественная власть на земле, привлекает внимание общества к угрозе коммунизма». Пий XI, призывая «энергично применять соответствующие действенные средства, чтобы преградить путь революции, которая подготавливается», хотел, по мнению И
Р. Григулевича, «показать Гитлеру, что в лице папы он может потерять надежного союзника в борьбе с коммунизмом и Страной Советов».
Дэвид Ранан (David Ranan) отмечает в своей книге «Двойной крест» (Double Cross: The Code of the Catholic Church, 2007), что энциклика «Divini Redemptoris», опубликованная всего через пять дней после появления «Mit brennender Sorge», продемонстрировала, что «католической церковью коммунизм явно рассматривался как большее зло, нежели нацизм. Нацизм в энциклике „Mit brennender Sorge“ даже не упоминался, тогда как „Divini redemptoris“ представляет собой не просто инструмент антикоммунистической пропаганды, но фактически пособие для духовенства о том, как вести наступление на коммунизм… Энцикликой „Divini Redemptoris“ настроенный прогермански кардинал Пачелли, государственный секретарь Ватикана и будущий папа Пий XII дал Германии понять, что „нормальные и добрые отношения будут восстановлены, как только это станет возможным“».
Бросить вызов Гитлеру
По мере того, как власть нацистов усиливалась, многие христиане боролись с их расизмом и вторжением в Церковь. «То, что часто называется “церковной борьбой” (Kirchenkampf), в широком смысле относится к ситуации христианских церквей в Германии от прихода Гитлера к власти в 1933 году до конца Второй мировой войны в 1945 году» .
От коммунистической Румынии, где в тюрьмы было заключено более 5 тысяч священников, до коммунистического Китая, где истинные верующие сопротивлялись спонсируемой правительством “Церкви трёх автономий”, были те, кто вместе с апостолами говорил: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деяния 4:20). Потому точно так же меньшинство отважных лидеров выступало против Гитлера.
Исповедующая церковь
Это движение «развилось в 1930-е годы из сопротивления попытке Адольфа Гитлера сделать церкви инструментом национал-социалистический (нацистской) пропаганды и политики» . Они понимали доктрину Мартина Лютера о двух царствах как запрещающую им сопротивляться государству, но также протестовали и против попытки Гитлера проникнуть в Церковь. «Несмотря на свою оппозицию немецкому христианскому движению, Исповедующая церковь не возражала против большинства элементов нацизма, и некоторые члены этого движения были одновременно членами нацистской партии» , они просто не хотели нацизма в Церкви.
Фактически два высокопоставленных епископа, обратившихся к Гитлеру в 1934 году вместе с Мартином Нимёллером, в конце концов подписали «заявление о безоговорочной преданности Гитлеру; Нимёллер этого не сделал»
Важно отметить, что Немецкие христиане не только не были политизированными, но и оставляли социальную работу государству. «Они возложили на институционализированную церковь задачу провозглашения Слова Божьего в четырёх стенах церкви, и заявили, что социальная работа не должна выполняться церковью»
ПИЙ XI
Страница 1 из 2
ПИЙ XI (Амброджио Дамиано Акилле Ратти) – папа Римский с 6 февраля 1922 г. по 10 февраля 1939 г. Родился 31 мая 1857 г. в Дезио (Италия) в семье владельца небольшой шелкопрядильной фабрики. По другим версиям, был сыном крупного фабриканта, сколотившего состояние темными махинациями. Окончил духовную семинарию и Григорианский университет в Риме, получив степень доктора философии, богословия и церковного права. В 1879 г. Ратти принял сан священника, с 1882 по 1888 гг. преподавал в семинарии Падуи и считался крупным знатоком древних и средневековых церковных рукописей. Любовь к палеографии привела к тому, что он оставил семинарию и поступил на службу в Амброзианскую библиотеку в Милане, за что позже был прозван «библиотекарем», а также «альпинистом» (за приверженность к этому спорту), «молодым стариком» и «папой иезуитов» (за благосклонность к ним). В 1911 г. по приглашению Пия X (1903–1914 гг.) Ратти переехал в Рим, став вице-префектом, а затем префектом Ватиканской библиотеки. В 1918 г. в его карьере произошел резкий поворот. Он попросил Бенедикта XV (1914–1922 гг.) назначить его на должность апостольского визитатора в Польше и Литве. Блестяще справившись с работой, Ратти был повышен до звания нунция, а в октябре 1919 г. получил титул архиепископа. В 1920 г. он проявил личную храбрость, отказавшись покинуть Варшаву перед наступавшими отрядами Красной Армии. В июне 1921 г. его отозвали в Италию, назначили архиепископом Милана и кардиналом, а уже в начале 1922 г. он был избран папой под именем Пия XI. Первым делом новый папа восстановил обычай обращения к верующим с балкона Папского дворца с благословением «Urbi et orbi» (его предшественники отказались это делать после потери Папским государством суверенитета). Возобновление традиции означало, что Ватикан стремится к восстановлению прежнего авторитета папства. Пий XI оказался человеком энергичным и трудолюбивым. Прежде всего, он установил, чтобы конклавы начинались через 15–18 дней после смерти очередного понтифика с тем, дабы все кардиналы имели возможность прибыть на этот церковный форум. В декабре 1922 г. Пий XI объявил о создании движения «Католическое действие», деятельность которого направлялась из Ватикана и была призвана проводить в жизнь принципы католической социальной доктрины в духе папских энциклик, противодействовать влиянию социализма и коммунизма в рабочей среде. Осудив «исключение Бога из жизни общества» (1922 г.), папа выступил против светского либерализма (1923 г.), определил принципы католического учения о семье и браке (энциклика «Casti connubili», 1930 г.), установил католический праздник Христа-Царя (1925 г.), осудил контрацепцию. В отличие от многих предшественников, осуждавших демократию, Пий XI был более прагматичен, поддерживал разнообразные организации католиков-мирян. В 1933 г. в энциклике «Dilectissima Nobis» он обратился к республиканской Испании со словами, что церковь не привязана к той или иной форме правления, при условии, что ее права не будут ущемлены. Он также приводил доводы в пользу реконструкции экономической и политической жизни на основе религиозных ценностей. Развивая социальную доктрину католицизма в духе энциклики « Rerum novarum» папы Льва XIII (1878–1903 гг.), через 40 лет после ее опубликования издал свою энциклику «Quadragesimo anno» (1931 г.), в которой ратовал за соблюдение естественного права в общественно-экономических отношениях и за воплощение в жизнь корпоративного строя как самое близкое к принципам христианства решение социальных проблем, средство снятия социальной напряженности. Многие увидели в этой энциклике реверанс папства в сторону фашистского строя. Но Пий XI, лавируя в политике и нарушив обет затворничества, данный Пием IX, проявил желание примирения Ватикана с Италией. Взаимные симпатии папы и Муссолини привели к подписанию 11 февраля 1929 г. Конкордата с Италией («Латеранские соглашения»), согласно которому Святой престол получил суверенитет над территорией Рима в 0,44 кв. км, известной сейчас как Город-государство Ватикан.
<< Первая < Предыдущая 1 Следующая > Последняя >>
Говорить правду власти
Карл Барт, швейцарский теолог , выступал против «немецко-христианского» нацистского евангелия.
Барт смело разоблачал цель нацистов. Они не христиане ни в каком смысле. Они просто используют Лютера для своей собственной больной языческой лжерелигии. Позже Барт проповедовал «Иисуса как еврея», через год после прихода Гитлера ко власти. К тому времени у Барта было много последователей. С его проповеди были сделаны копии, и он имел наглость даже послать одну копию самому фюреру! Более подробно об этом я расскажу в следующей статье.
Со временем у нацистов появилось презрение к христианству и «немецким христианам».
Нацисты в них больше не нуждались. Они были на пути к тому, чтобы стать тоталитарным режимом.
Проницательный богослов мог предвидеть это. Гитлер никогда не поддерживал христиан. Ещё в 1920 году в его состоящем из 25 пунктов плане национал-социализма (не путать с социализмом; это больше национализм, расизм) 24-й пункт ясно говорил о том, что церковь подчиняется немецкой расе.
Потому, когда Шнайдер и Бонхёффер проповедовали против нацизма, это было нарушением, поскольку оскорбляло… немецкую расу.
Ганс Керрл, нацистский министр по делам церкви, довольно ясно высказался об этом:
То, что Гитлер называл позитивным христианством, « полностью новой религией, в которой Гитлер и история Германии в более широком смысле становятся средством Божественного откровения» .
Поклонение Гитлеру становилось всё более смелым. Издатель нацистской газеты Юлиус Штрайхер страстно провозгласил: «Только в одном или двух исключительных моментах Христос и Гитлер выдерживают сравнение. Потому что Гитлер — слишком великий человек, чтобы его можно было сравнивать с кем-то столь ничтожным. Наш фюрер — посредник между своим народом и престолом Божьим. Всё, что произносит фюрер, является религией в наивысшем понимании» .
Со временем нацисты построили свою собственную церковь без служителей, вместо них были партийные представители; а Библия была заменена на Майн Кампф. Он установил свои собственные 12 заповедей, которые были сосредоточены на сохранении чистоты немецкой крови.
Христиане и нацисты
Впервой части мы говорили о том, как Гитлер и нацисты пытались захватить христианство и превратить его в новую языческую религию, в которой мессианской фигурой был смелый и отважный Адольф Гитлер вместо кроткого, подставляющего другую щеку Иешуа. Но как на это отреагировали христиане? Тремя способами:
- Присоединившись к нацистам.
- Не вмешиваясь в политику.
- Защищая невинных и давая отпор.
Прежде, чем мы опишем эти три ответа, вам следует понять доктрину Мартина Лютера о двух царствах. Именно на основании этой доктрины христиане верили в то, что Бог не допускает, чтобы они сопротивлялись нацизму. Доктрина двух царств утверждала, что царство государства и Царство Божье представляют разные способы Божьей заботы о людях. «И что одно царство не должно вмешиваться в сферу другого» . Лютер «утверждал, что правит и расширяет Своё Царство через служение Слова силой Святого Духа. Но Он делает это таким образом, чтобы не сводить на нет… институты, которые Бог создал для управления этим порядком, гражданское правительство» . В этой доктрине, безусловно, много истины, но Лютер разработал её в попытке удержать католическую церковь от государственных дел. Он не ответил на вопрос о том, как относиться к тираническому геноцидному государственному режиму, такому, как нацистский.
Окончательное решение для христиан
Документы, которые были найдены в последние 20 лет, показывают, что у Гитлера было окончательное решение и для христиан.
Нет, нацисты не были исповедующими христианами. Они строили языческую религию, основанную на немецкой мифологии и гитлеровской демагогии.
Во второй части я расскажу о христианском сопротивлении Гитлеру.
Stroud, Dean G… Preaching in Hitler’s Shadow: Sermons of Resistance in the Third Reich (p. 36). Wm. B. Eerdmans Publishing Co… Kindle Edition.
Stroud, (p. 36).
Heschel, Susannah. The Aryan Jesus (p. 3). Princeton University Press. Kindle Edition.
Stroud p. 57.
Stroud p. 36.
«Их раввинам запретить учить под страхом потери здоровья и жизни» (Лютер, «Евреи и их ложь»)
Stroud, p. 24.
Stroud, p. 36-47.
Eberhard Busch, Unter dem Bogen des einen Bundes: Karl Barth und die Juden 1933—1945 (Neukirchen-Vluyn: Neukirchener Verlag, 1996), p. 165.
Susannah Heschel, «The Aryan Jesus in Nazi Germany: The Bible and the Holocaust,» timestamp 14:52, accessed April 18, 2022, www.youtube.com/watch?v=hnnggA-mIJI
https://en.wikipedia.org/wiki/Positive_Christianity.
Dr. Jen Rosner, https://www.youtube.com/watch?v=PFL71mhSV8Y.
700 Club, https://www.youtube.com/watch?v=dXWImaYevG0.
Jean-Denis, Hitler Youth, 1922—1945, (G.G. Lepage: 2009) p. 89.
700 Club.
Борьба Бонхёффера
Отношение немецкого богослова и пастора Дитриха Бонхёффера к нацизму стало одной из самых горячо обсуждаемых тем после его смерти от рук нацистов в 1945 году. Поскольку он не пережил войну, биографы пытались собирать историю его жизни воедино в течение почти 80 лет. Мы также попытаемся сделать скромный вклад в это. Некоторые изображали его как либерального пацифиста, некоторые утверждают, что он стал атеистом (что нелепо), а другие видят в нём образец для американского правого активизма. Одно можно сказать наверняка, он является самой известной фигурой, когда речь заходит о христианском сопротивлении Адольфу Гитлеру и его окончательному решению.
Будучи лютеранином, Бонхёффер не сразу разработал свою теорию гражданского неповиновения. Он, как и большинство теологов и пасторов в его время, был аполитичным. Тем не менее, довольно скоро он высказался по этому вопросу. Он высказывался против нацистов и призывал Церковь выбрать сторону. Он выступал за помощь евреям. Он учил: «Церковь имеет безусловные обязательства перед жертвами любого устроения общества, даже если они не принадлежат к христианскому обществу» .
Бонхёффер начал «формулировать свои идеи о том, как Церковь должна взаимодействовать с государством, которое уничтожает невинных. Многие христиане просто не знали, что делать. Они не знали, что они могут сделать, или даже то, что они должны делать. Бонхёффер предложил три радикальных ответа на несправедливость, которые подвергли бы христиан опасности, если бы они встали на защиту евреев-жертв» . Похоже, что в это время Бонхёффер начал выступать (хотя и не прямо) против доктрины Лютера о двух царствах, предположив, что, во-первых, мы должны «исследовать несправедливость государства и призывать его к ответственности; во-вторых, мы должны помогать жертвам, являются ли они членами церкви или нет . Однако в конечном итоге Церковь может оказаться призванной “не только помогать жертвам, попавшим под колесо, но и вставить палку в это колесо, чтобы остановить этот механизм несправедливости”» . В другом переводе эта мысль звучит так: «Церковь должна встрять между спицами колеса, чтобы остановить его!» . Он всё больше отходил от идеи того, что христианин должен присягнуть на верность государству. «Четыре года спустя… он резко начал критиковать теорию двух царств» .
Позже в «Этике», которая была опубликована посмертно, Бонхёффер страстно писал: «Церковь… молчала, когда ей следовало возопить, потому что кровь невинных жертв громко взывала к небесам… Она стояла в стороне, когда насилие и зло совершались под прикрытием… имени Иисуса Христа… Церковь исповедует, что была свидетельницей беззаконного применения грубой силы, физических и духовных страданий бесчисленных невинных людей, угнетения, ненависти и убийств, и не нашла способов ускорить помощь им» .
К сожалению, подавляющее большинство служителей евангелических церквей, живших в Германии и соседних европейских странах, отвергли призыв Бонхёффера к действию. Некоторые действительно считали своим долгом христианина подчиняться правительству Гитлера. Другие пошли намного дальше и активно добивались благосклонности фюрера.