Три войны художника верещагина

Слайд 2Данная презентация будет интересна всем, кто увлекается мировой художественной культурой. Автор

попытался дать ответ на вопрос: «Когда говорят пушки, музы молчат?» Раскрывая тему, автор знакомит нас с творчеством русского художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина. Выбор именно этого художника не случаен. В октябре 2012 года исполнилось 170 лет со дня его рождения. Подробно рассказывается о серии полотен, посвященных Великой Отечественной войне 1812 года. Тема войны актуальна, поскольку 2012 год был объявлен Годом российской истории. И Бородинское сражение, которому В.В. Верещагин посвятил так много картин, является одним из ярких событий в истории России.

Аннотация

Интересные факты

Примечательно, что про свою самую известную картину «Апофеоз войны» Верещагин отзывался, что, по сути, она является натюрмортом. Описывая жанр своей картины, художник отмечал, что, если не считать ворон, то все остальное на картине неживое. Так что в дословном переводе с французского обозначение «мертвая природа» как нельзя лучше подходит для этого необычного полотна.

Несмотря на то что главным призванием Верещагина было писать батальные картины, как-то он воскликнул, что больше ни одного такого полотна не напишет. По его словам, он слишком близко принимает к сердцу все происходящее вокруг. По собственному признанию Верещагина, он буквально выплакивает горе каждого убитого и раненого солдата и офицера. Художник очень тяжело переживал, работая над каждым из полотен.

Отправившись в путешествие в Индию, он установил своеобразный рекорд. Его картина «Въезд принца Уэльского в Джайпур», которая была закончена в 1876 году, оказалась самым большим художественным полотном, написанным маслом, которое хранится в Индии. В данный момент оно находится в городе Калькутте.

Еще один интересный факт: художник Верещагин изображен на почтовой марке Болгарии, выпущенной в 1978 году.

Слайд 6«Смертельно раненый» 1873г.Василий Васильевич Верещагин Третьяковская Галерея, Москва, РоссияХолст, маслоНа

своих ранних батальных полотнах Верещагин выражает характерный для всего его

последующего творчества протест против захватнических войн. Он обличает тех, по чьей прихоти гибнут на войне люди. Антимилитаристическая направленность верещагинских картин явилась результатом жизненных наблюдений и размышлений художника. Он увидел в завоевательных войнах величайшее зло, против которого решил бороться своим искусством. Вместе с тем в этих картинах он стремился показать величие и беспредельный героизм русского солдата, олицетворяющие мужество родного народа

http://www.tanais.info/art/vereshchagin9more.html

Краткая биография

  1. 1860 – Василий Верещагин успешно поступает в Петербургскую Академию художеств. Учеба дается ему легко, хотя ему явно мешают «оковы» академического искусства с его опорой на античные сюжеты.
  2. 1863 – Взяв академический отпуск художник отправляется в путешествие на Кавказ, имея весьма скромные средства, полученные путем строжайшей экономии. Путь до Предкавказья совершался на лошадях, по дороге художник успевал делать быстрые зарисовки чудесных видов. В Тифлисего его настигает весть о наследстве, доставшемся от недавно умершего дяди – Алексея Матвеевича.
  3. 1864 – Не закончив образование в России, Верещагин едет в Париж и поступает в Парижскую Академию изящных искусств. Там он понимает, что французское художественное образование, так же как и русское, «погрязло» в академизме, а все учебное время занимает копирование памятников античности.
  4. 1865 – Новая поездка в Грузию, где художником создается множество пейзажей с натуры. В том же году возвращается в Париж
  5. 1866 – Представляет на Парижском салоне свои пейзажные работы, привезенные с Кавказа. Реализм и экзотика вызывают у зрителей неподдельный восторг. В том же году Верещагин возвращается в Петербург. Наладив отношения с отцом, по его протекции получает место в отделе картографии военного ведомства. По должности регулярно ездит в Ташкент.
  6. 1870 – Покидает Туркестан и увозит оттуда огромную серию рисунков. Отправляется в Париж, а затем в Мюнхен, чтобы начать свой грандиозный замысел – создание Туркестанской серии больших полотен. Это было тяжелой и масштабной работой, которая занимала все время художника.
  7. 1871 – Представляет зрителю серию картин на первой персональной выставке в Лондоне. Позже эта выставка была представлена в России и в других странах Европы. Она произвела сильное впечатление на общественность, показав истинный натурализм подлинного Востока. Как бывший военный, Василий Верещагин не боялся представить на суд зрителя горькую правду военных действий – за что он получил осуждение не только со стороны художественного сообщества, но и со стороны бывшего военного начальства.
  8. 1874 – Несмотря на неоднозначную оценку, Академия художеств присваивает Верещагину звание профессора живописи. К тому времени он уже уничтожает несколько раскритикованных картин, и в качестве ответа на решение Академии, публично отказывается от звания, отрицая тем самым традиционные порядки художественного мира. В том же году отправляется в двухлетнее путешествие по Индии, откуда привозит сотни красочных эскизов и этюдов.
  9. 1877 – Начинается русско-турецкая война. Верещагин, не раздумывая, возвращается из Франции и добровольно поступает на службу в действующую армию и через несколько месяцев получает тяжелое ранение. Не успев до конца восстановится, он стремится вернуться на фронт, для участия в масштабном наступлении русской армии.
  10. 1878 – После окончания военных действий художник возвращается в Европу, где под впечатлением от ужасов войны и гибели брата, начинает работу над серией Балканских картин.
  11. 1883 – В академических кругах нарастает недовольство творчеством художника-бунтаря, но Верещагин не останавливаясь на достигнутом, решает ехать в Палестину, в поисках новых сюжетов на христианскую тематику.
  12. 1889 – Посещает США. В Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне, Сент-Луисе и других городах проходят персональные выставки. Картины Верещагина оказывают сильное влияние на изобразительное искусство Америки – ему даже предлагают возглавить одну из художественных школ, но он отказывается. В США Верещагину удается продать часть своих картин, что приносит ему колоссальную сумму денег.
  13. 1891 – Вернувшись в Россию, Верещагин приобретает себе участок земли под Москвой, близ деревни Нижние Котлы. Там он строит дом для своей новой семьи: из США он вернулся уже с новой женой. В своем новом имении он устраивает мастерскую, где много и плодотворно работает. Тягу к путешествиям Верещагин теперь удовлетворяет поездками по российской провинции.
  14. 1896 – Начинает работу над серией картин посвященных Отечественной войне 1812 года.
  15. 1904 – С началом русско-японской войны Верещагин снова добровольно едет к месту боевых действий, несмотря на уговоры жены и уже немолодой возраст. Благодаря своим старым связям в военной среде, он прибывает в Порт-Артур и участвует в рейдах судов русского флота. 31 марта броненосец «Петропавловск», на борту которого кроме Верещагина находился вице-адмирал С.О. Макаров, подрывается на японской мине. Корабль тонет, унося с собой жизни более 600 человек, в том числе гибнет и Василий Васильевич Верещагин.

Художник Василий Верещагин

Слайд 19И. К. Айвазовский«Бой в Хиосском проливе»1848г.Событиям русско-турецкой войны (1768-1774) посвящены

две парные картины «Бой в Хиосском проливе» и «Чесменский бой».

27 июня 1770 года русский флагманский корабль адмирала Г. А. Спиридова (1737-1790) «Евстафий» взял на абордаж и поджег флагманский турецкий корабль «Реал-Мустафа». Оставшись без руководства, турецкие моряки в панике отступили в Чесменскую бухту, где были заблокированы, а затем уничтожены русским флотом. Как художник-романтик, Айвазовский стремился передать «музыку боя», атмосферу, настроение, а не военный протокольный отчет о сражении. В данном случае пафос картины созвучен с донесением, отправленным в столицу « турецкий флот разбили, в пепел обратили, по ветру пустили, а сами стали быть на всем архипелаге господствующими»

Холст, маслоФеодосия, РоссияФеодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского

http://gallery.crimea.ua/ru/

Понятие батального жанра в живописи

Определение 1

Батальный жанр – это жанр в изобразительном искусстве, который посвящен теме войны и военной жизни.

Желание запечатлеть важный момент битвы или раскрыть исторический смысл военных событий сближает батальный жанр с историческим. А стремление показать повседневную жизнь военных на фронте или в казарме перекликает батальный жанр с бытовым.

Художник, работающий в батальном жанре, может быть как современником военных событий, так и их участником. Он может перенести на холст не просто события, но и свои личные переживания, впечатления, ощущения, связанные с этими событиями.

Замечание 1

Батальный жанр создавался в первую очередь для восхваления воинской доблести, торжества победы, для поддержки в обществе воинского духа и патриотизма.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Слайд 3БиографияОсенью 1865 года Верещагин посетил Петербург, а затем вновь вернулся

в Париж, чтобы продолжить учёбу. Зиму 1865—1866 годов он провёл,

обучаясь в Парижской академии. Весной 1866 года художник вернулся на родину, завершив своё официальное обучение.В 1867 году с радостью принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора генерала К. П. Кауфмана состоять при нём художником. Приехав в Самарканд после взятия его русскими войсками 2 мая 1868 года, Верещагин получил боевое крещение, выдержав с горстью русских солдат тяжёлую осаду этого города восставшими местными жителями. Выдающаяся роль Верещагина в этой обороне доставила ему орден Святого Георгия 4-го класса (14 августа 1868 года)

ВНУТРЕННИЙ СТЕРЖЕНЬ

Удивляла друзей манера Васильева держать себя. Разночинец по происхождению, он вёл себя так, как будто был, по меньшей мере, графом. Одному Богу известно, сколь тяжело давались художнику этот светский лоск и непринуждённость в обращении, вводившие в заблуждение тех, кто недостаточно близко знал его. Незаконный сын мелкого чиновника, он тяжело переживал свое «двойственное» состояние. Хотя его отец впоследствии и обвенчался со своей гражданской женой, старшие дети — Фёдор и Евгения — в его документах даже не были означены. «Двойственным» положение Васильева оставалось до конца его дней. Так, в 1870 году Петербургская Мещанская управа выдала ему паспорт, в котором его записали Фёдором Викторовичем, а не Александровичем. Существует, впрочем, версия, согласно которой Васильев был побочным сыном графа Павла Сергеевича Строганова (этим объясняют и последующие теплые отношения графа к живописцу), однако серьёзных подтверждений эта гипотеза не имеет.

В 1867 году Фёдор Васильев оставил занятия в Рисовальной школе. В свои семнадцать лет он был уже вполне сложившимся живописцем, чьи работы вызывали у коллег не снисходительную похвалу, а неподдельное восхищение.

Учеба у Жана Леона Жерома в Париже

В 1864 году у художника скончался дядя и он получил 1000 рублей наследства. На эти деньги Верещагин решил ехать в Париж. Сначала он планировал там организовать выпуск иллюстрированного художественного издания. Но вскоре осознал несостоятельность этой идеи, решил разыскать Жана Леона Жерома и попроситься к нему на учебу. В то время Жером преподавал в Школе изящных искусств при Французской академии художеств.

Увидев кавказские рисунки Верещагина, Жером признал, что молодой человек действительно имеет талант. Вскоре Верещагин стал посещать мастерскую Жерома в Париже. В мастерской Верещагина встретили улюлюканьем и насмешками. Но, еще со времен учебы в кадетском корпусе, он знал как постоять за себя. На всякий случай в его кармане лежал револьвер, он сунул руку в карман и отступил к стене, заняв оборонительную позицию. Его поза и взгляд говорили сами за себя, что с ним лучше не связываться.

Детство и юность художника

Шел 1842-й год. 26 октября в городе Череповце в семье дворян Верещагиных из Новгородской губернии родился мальчик Василий. Отец новорожденного был предводителем уездного дворянства своей губернии, а мать – образованной женщиной татарского происхождения. Благодаря ей мальчик полюбит книги, особенно исторические. На роду Василию уже было написано кем стать, так как по линии отца все мужчины отдавали долг родине на военной службе. При чем делали они это ещё со времен Екатерины Великой.

С детства мальчик имел тягу к рисованию. Однажды он засмотрелся на платок своей няни. Он был красив и разноцветен, на нем удалая тройка лихо мчалась прочь от догоняющих её волков. Художник вспоминает этот момент из детства:

Братья Верещагины Николай и Василий (справа) в период пребывания в Морском корпусе

Несмотря на талант и любовь мальчика к искусству рисования, его отдали в петербургский морской кадетский корпус. Это не смогло умалить его тягу к живописи и желания рисовать самому. Юноша находил для любимого занятия время. Даже в период учебы он посещал занятия в художественной школе. Учебу в кадетском корпусе Василий закончил на отлично в звании мичмана. Преподаватели и родители прочили ему блестящую карьеру на военном поприще, но юноша пошел против воли отца и вопреки мнению общества.

Карьеру военного Верещагин делать не стал, он попросил об отставке и подал прошение зачислить его в Академию художеств. Отец юноши более чем негодовал, он был в гневе, ведь сын Василий нарушил семейную традицию, в отличие от других сыновей, продолживших военную службу. Упоминать имя сына, принимать его дома отец запретил, а также лишил его всяческой финансовой помощи и наследства. Это ни в коей мере не подействовало на решение молодого человека заняться творчеством.

В Академии художеств Василий Верещагин очень скоро показал свои способности. Его талант заметили преподаватели и сокурсники. Эскизу Верещагина под названием «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом» присудили серебряную медаль совета Академии. Этот эскиз он написал на трехметровом полотне картона, также получив похвалу, но по какой-то причине разрезал его и сжег, как Гоголь второй том «Мертвых Душ». Как говорит искусствовед Татьяна Юденкова:

Копировать Верещагин никогда не любил, считал, что в этом нет смысла, всегда придумывал свои сюжеты картин. Большая часть его первых работ выполнена в графике. Тем не менее, эти карандашные рисунки поражают своей живостью, точностью деталей и яркой мимикой героев. Очень советую ознакомиться с графическими работами Верещагина, это красиво, интересно и познавательно. Его творчество в целом хорошо охарактеризовала искусствовед Светлана Капырина:

Художник и царевич

Когда говорят о «преследовании» художника, чаще всего вспоминают эпизод его «Туркестанской выставки», что проходила в Петербурге в 1874 г. А конкретно – слова наследника престола, будущего императора Александра III: «Его тенденциозности противны национальному самолюбию, и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина или совершенно помешанный человек».

Это было мнение человека, который на войне пока не бывал и не видел её страшной изнан­ки. А Верещагин не только видел, но и, будучи штатным рисовальщиком в Туркестанской армии Константина Кауфмана, принимал в боевых действиях непосредственное участие.

Ко времени Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Верещагин службу уже оставил и потому мог писать и говорить, не оглядываясь на начальство. К тому же при третьем штурме Плевны, что был приурочен к 30 августа, именинам императора Александра II, был убит его брат Сергей, тело которого не удалось вынести с поля боя: «Так оно и осталось, к величайшему моему горю, пухнуть и гнить в массе – страшной массе зря покладенных в этот день трупов солдат наших…»

Верещагин с женой Лидией и сыном Василием у картины «В Петровском дворце». 1895-1896 гг. Фото: Commons.wikimedia.org

Слайд 6Затем Верещагин почти два года живёт в Индии, выезжая также

в Тибет. Весной 1876 года художник возвращается в Париж. Узнав

весной 1877 года о начале русско-турецкой войны, он тотчас же отправляется в действующую армию, оставив в Париже свою мастерскую. Командование причисляет его к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, но без казённого содержания. Художник участвует в некоторых сражениях.В июне 1877 года он получает тяжёлое ранение: Верещагин попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. Во время атаки на турецкий пароход, их обстреляли турки и шальная пуля пробила насквозь бедро.

Биография

Слайд 9По законам военного времени каждый город, покоренный врагом, должен повиноваться

победителю. После входа в Москву Наполеон сразу назначил из числа

своих приближенных тех, кто должен был поддерживать порядок. Но порядок не наступал. Вскоре после прибытия в Москву французской армии в городе начались пожары.

Московский пожар превратился в настоящее бедствие для французов. Наполеон приказал сформировать военные суды и казнить захваченных поджигателей без всякого снисхождения. И охота на них началась. Достаточно было просто находиться поблизости от горящего дома, чтобы быть уличенным в поджоге. Людей хватали на улицах, отправляли в военные суды и расстреливали.

http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/v-pokorennoj-moskve-opisanie-kartiny-vereshhagina.html

Биография Верещагина:

Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября
1842 года в семье предводителя дворянства города Череповца
Новгородской губернии. Так же как его братья, он учится на
военного и уже в 9 лет поступает в морской кадетский корпус
в Санкт-Петербурге. По окончанию, недолго служил, но ушёл
в отставку для поступления в петербургскую Академию художеств
(учился с 1860 по 1863 год). Не доучившись окончательно, он
оставляет Санкт-Петербург и уезжает на Кавказ писать с натуры.
Но затем, Верещагин решает вернуться к обучению и учится живописи в
Париже под руководством Жан-Леона Жером (французский художник,
ярый сторонник академизма в искусстве, оппозиционер импрессионизма)
с 1864 по 1865 гг.

Затем у молодого Верещагина случается странный
период. Он бросает Париж и уезжает снова на Кавказ, много
работает, а осенью 1865 едет в Санкт-Петербург (где, возможно,
он получил критические замечания по своим работам). Затем,
вновь возвращается в Париж где продолжает учёбу в Парижской
академии. Весной 1866 года Василий Верещагин возвращается
в петербургскую Академию художеств и завершает своё официальное
обучение.

В 1867 году Верещагин принял приглашение
Туркестанского генерал-губернатора К. П. Кауфмана приехать
в Самарканд (как военный художник) в звании прапорщика. И
практически сразу оказывается в центре боевых действий. Небольшой
самаркандский гарнизон русских солдат (оставленный в городе) вынужден
героически обороняться от восставших местных жителей. Верещагин
сумел отличится в обороне, подняв бойцов в контратаку. За
что был награждён орденом Св. Георгия 4-й ст.

В 1869 году организует «туркестанскую
выставку», где демонстрирует свои работы. По окончании
возвращается в Туркестан. Затем совершает путешествие по западному
Китаю, наблюдает жестокое подавление восстания дунган, участвует
в завоевании Туркестана.

В 1871 году Верещагин едет в Мюнхен, где
работает над картинами для «Туркестанской серии».
Проводит выставки 1871-1874 гг. и имевшей колоссальный успех
в Европе. В 1873 году он устроил персональную выставку картин
в Хрустальном дворце в Лондоне.

Весной 1874 года возвращается в Россию и
проводит выставку в Петербурге, на которой подвергнут критике
со стороны императора Александра II и его окружения.

В 1874-1876 гг. Верещагин живёт в Индии,
выезжая также в Тибет, а весной 1876 г. возвращается в Париж.

С началом русско-турецкой войны 1877 г. записывается
добровольцем в армию, получает должность адъютанта с возможностью
свободного передвижения по войскам. И в том же году Верещагин
был тяжело ранен на борту миноносца «Щука».

В 1878-1879 гг. в Париже художник работает
картинами получившими название «Балканская серия».

В 1882-1884 годах Верещагин снова путешествует
по Индии, Сирии, Палестине.
Летом 1894 года Василий Верещагин путешествует и рисует русский
север (Белое море, Северная Двина, Соловки).

В 1896 году художник работает над серией
картин посвящённых войне 1812 года.
В 1899 году проводит лето в Крыму. В 1901 г. посетил Филиппинские
острова, в 1902 побывал в США и на Кубе. А в 1903 году посетил
Японию.

Авторитет Верещагина в Европе как «борца
с войной» таков, что в 1901 году он выдвинута на соискание
первой Нобелевской премии мира.

С началом русско-японской войны Верещагин
оказывается в действующем флоте.
Василий Верещагин погиб 31 марта 1904 года. Броненосец «Петропавловск»,
на котором находился художник, подорвался на мине на внешнем
рейде Порт-Артура.

САЙТЫ + САМАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПОДДЕРЖКА

Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Художник-воин-патриот Монографический урок по творчеству Василия Васильевича Верещагина 1842-1904.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1

Художник-воин-патриот Монографический урок по творчеству Василия Васильевича Верещагина

2

«Каждая выставка его картин являлась событием. Самое примечательное в его многочисленных картинах – оригинальность, новизна, глубокие чувства. Я не представляю себе русскую живопись без Верещагина, она была бы не полна, в ней не доставало бы самого значительного… Верещагин – светлая, правдивая личность. (В. Стасов)

3

Я всю жизнь хотел рисовать солнце

4

«Пока есть силы – моя жизнь на ногах, на колесах, в путешествиях, иначе я не Верещагин…»

5

Художественная энциклопедия жизни и быта народов Индии

6

Всадник и воин в Джайпуре

7

Религиозная процессия в Шуше

8

Мавзолей Тадж-Махал в Агре

9

Процессия слонов в Джайпуре

10

Подавление индийского восстания англичанами

11

Жизнь и быт народов Средней Азии Пока есть силы – моя жизнь на ногах, на колесах, в путешествиях, иначе я не Верещагин…Пока есть силы – моя жизнь на ногах, на колесах, в путешествиях, иначе я не Верещагин…

12

Двери Тимура

13

Политики в опиумной лавочке. Ташкент

14

Продажа ребенка-невольника

15

Узбекская женщина в Ташкенте

16

Богатый киргизский охотник с соколом

17

Мусульманин-слуга

18

Киргизские кибитки на реке Чу

19

Серия батальных картин Искусство Верещагина можно сравнить с боевой трубой, сигнальные звуки которой громко раздаются во мраке ночи.Искусство Верещагина можно сравнить с боевой трубой, сигнальные звуки которой громко раздаются во мраке ночи. Генри Стивенс

20

«Героическая поэма» Две серии картин: 1-ая в Ташкенте, 2-ая в Мюнхене. В 1868 году он уже участвовал в составе русского гарнизона Самаркандской крепости в боевых операциях, гарнизона Самаркандской крепости в боевых операциях, проявив исключительную храбрость и мужество. проявив исключительную храбрость и мужество.

21

Нападают врасплох Умрем, не посрамим земли русской! Мёртвым не стыдно!

22

У крепостной стены «Пусть войдут!»

23

Вошли

24

Смертельно раненный «Ой, убили, братцы!… убили… ой, смерть моя пришла»

25

Забытый «Ты скажи моей молодой вдове, что женился я на другой жене: Нас сосватала сабля острая, положила спать мать сыра земля…»

26

Торжествуют

27

Представляют трофеи

28

Апофеоз войны Посвящается всем завоевателям прошедшим, настоящим и будущим

29

Русско-турецкая война «Пусть думают и говорят, что он без толку суется туда, где его не спрашивают, чуть не с жиру бесится, — он служит своему Отечеству не менее, если не более других! (Верховцев, повесть «Литератор»)

30

На Шипке все спокойно

31

Шипка-Шейново

32

Победители

33

Перед атакой. Под Плевной

34

После атаки. Перевязочный пункт под Плевной

35

Дорога военнопленных (Дорога в Плевну)

36

Побежденные. Панихида по убитым «Правда, великая правда… Вот эти жертвы ошибок и честолюбия. Вот и судьба этого народа, который, в конце концов, выручил всех и все.» (В. Немирович-Данченко)

37

Отечественная война 1812 года «Искусство Верещагина можно сравнить с боевой трубой, сигнальные звуки которой громко раздаются во мраке ночи.» (Генри Стивенс)

38

Наполеон на Бородинских высотах

39

В кремле. Пожар

40

На этапе. Дурные вести из Франции

41

Не замай! Дай подойти!

42

Ночной привал великой армии

43

Отступление Наполеона по смоленской дороге

44

Отзывы с выставок картин художника: «Приветствуем не только великого живописца, но и друга человечества, провозвестника мира и братской любви.» «Чествуем Вас, как гениального русско-славянского художника, великого сподвижника на поприще развития человечества» «Ваши картины — лучшая гарантия против войны»

46

«Слава русскому народу, рождающему таких художников!» (Л. Толстой)

Не баталист

Подчеркнём – именно все! Даже пробравшаяся в энциклопедии формула «Верещагин – художник-баталист». Это не так даже с формальной точки ­зрения. Батальная живопись – это когда на полотне маршируют колонны или шеренги, кто-то несётся с отбитым знаменем, а полководец верхом на коне, вставшем на дыбы, ободряет «чудо-богатырей»… Словом, когда на картине кипят бой, баталия.

А теперь вспомните самую известную работу Верещагина, его визитную карточку – «Апофеоз войны». Разве это баталия? Сражения отгремели настолько давно, что кости успели побелеть… Верещагин почти ни в одной из картин не изображает битву как таковую, а только то, что было до или после неё. Что же касается «Апофеоза войны», сам художник жанр произведения определил так: «Если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского – «мёртвая природа».

«Апофеоз войны» – самая знаменитая картина Верещагина, которую сам он называл «мёртвой природой».  репродукция

Если кому-то покажется, что от этих слов веет не то запредельным цинизмом, не то сарказмом, так оно и есть. Верещагин был наделён невероятным талантом и одновременно крайне противоречивым характером. Лучше прочих о таких людях сказал писатель Николай Лесков: «Характернейший представитель весьма замечательного у нас типа умных, сильных, даровитых и ревностных, но по некоторым чертам неудобных русских людей».

Учеба в Морском корпусе

В возрасте 8 лет, отец решил определить его в Царское село в Александровский корпус. В нём обучались будущие офицеры, и уже 3 года учился старший из сыновей — Николай.

В кадетский корпус принимались только дети из дворянских семей. Несмотря на это, в нем процветало неравенство. 2 роты были сформированы и состоятельной аристократии. В третью роту определялись дети из семей победнее. Верещагин оказался в 4-ой роте, в ней кадеты готовились к поступлению в Морской корпус. Эта рота была «середина на половину».

Здесь Верещагин отучился чуть больше года. Вот что он писал по поводу пребывания в данном заведении в своих воспоминаниях: «В противоположность многим, вероятно, большинству моих сверстников, я не любил товарищества, его гнета, насилия… я только показывал вид, что доволен им, так как иначе меня защипали бы… Говорю обдуманно, что принудительное казарменное товарищество, действительно закаляя дух в известном направлении, не формирует характеров, а скорее сравнивает, нивелирует их, что оно уничтожает такие драгоценные качества, как наивность, самобытность и в значительной мере совестливость».

Располагался корпус в Царском селе, там кадетам прививалось почитание государя императора. Во время прогулок кадеты часто встречали маленьких великих князей, наследников императора Александра II. В 1853 году Верещагин закончил службу и был зачислен в Морской корпус. Именно в нём в нём также обучались все трое братьев художника.

Учеба в морском корпусе проходила в Петербурге, в течение первого года обучения будущий художник стал одним из лучших учеников. В Петербурге и Петергофе он очень часто имел возможность наблюдать воочию членов царской семьи и самого императора.

Учёба в корпусе научила Верещагина давать отпор обидчикам и уметь постоять за себя. Этот навык он пронес через всю свою жизнь. Больше всего Василий преуспевал в рисовании, что не осталось незамеченным преподавателем Каменевым. Они подружились и Каменев частенько приглашал мальчика к себе домой и показывал ему свои этюды и картины.

Вскоре его талант был замечен другим преподавателем — Александром Александровичем Фоминым, близким другом Карла Брюллова. Узнав об успехах сына, отец всё-таки пошёл навстречу и нанял для него частного преподавателя по рисованию Седлецкого. Который в свою очередь тоже увидел у мальчика особый талант и сообщил об этом отцу. Тогда тот купил ему красивый альбом для хранения рисунков.

Так как обучение рисованию в старших классах в Морском корпусе уже не проводилось, Верещагин стал посещать школу Общества поощрения художеств в Петербурге. Уже в ней его талант отметили академик и профессор: И. А. Гох и А. Ф. Моллер. В это время Василий Верещагин начинает постоянно посещать Эрмитаж, интересоваться историей картин и приобщает к урокам рисования своих младших братьев Сергея и Михаила. Они начинают посещать уроки по субботам вместе.

К окончанию учебы в Морском корпусе Верещагин уже принял решение стать художником. Сдав итоговые экзамены, Василий Верещагин занял первое место. Однако, в Морском корпусе ходили слухи, что теперь выпускникам необходимо прослужить 2 года, чтобы получить чин Мичмана. Верещагин очень не хотел идти в плавание и слукавил медицинской комиссии, сославшись на нездоровье. После чего он был уволен со службы, согласно своей просьбе по болезни. Одновременно с этим ему было присвоено название Прапорщика ластовых экипажей. С этого момента началась учеба Верещагина в Академии художеств.

Слайд 2Василий Васильевич Верещагин родился 14 (26) октября 1842 года в

Череповце (тогда Новгородской губернии) в семье предводителя дворянства. У него

было три брата. Все были определены в военно-учебные заведения. Младшие, Сергей (1845—1878) и Александр (1850—1909), стали профессиональными военными; старший, Николай (1839—1907) — общественным деятелем.Василий в возрасте девяти лет поступил в морской кадетский корпус. По окончании этого заведения, после короткого периода службы вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств, где учился с 1860 по 1863 год у А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера и А. Е. Бейдемана. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Затем уехал в Париж, где учился и работал под руководством Жерома (1864—1865)

Биография

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: