Почему в 1942 году советские красноармейцы сменили шинели на ватники

Шинель для штатских.

В зимнюю стужу в России шинель согревала не только военнослужащих. Начиная с ХIХ века в суконную униформу облачилась значительная часть мужского населения страны — от гимназистов и студентов до пожарных и чиновников государственной службы. Шинели заиграли разными оттенками. Гимназисты, к примеру, носили двубортные шинели светло-серого цвета, украшенные двумя рядами серебряных пуговиц, а униформа чиновников министерства просвещения и в Академии художеств была темно-синего цвета. Шинели шили из дорогого сукна на меховой подкладке или драпа — по уровню достатка. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: 1

История создания военного обмундирования

На Руси до появления постоянной армии не было единой униформы. Только с возникновением стрелецких полков в XVII веке парадная форма приобрела определенные отличительные характеристики, хоть и одевалась она только по большим праздникам. Стрельцы носили:

  • красные или алые кафтаны;
  • шапки с опушкой;
  • массивные сапоги.

При Петре I была создана регулярная армия. Обмундирование было исполнено на европейский манер. Парадная военная форма состояла из камзола, кафтана, чулок, узких штанов, приплюснутой треуголки, епанчей. Выполнялась из ткани зеленого, красного, синего оттенка. Позже Петр I ввел погоны, а также офицерский шарф.

Военная одежда была узкой и дискомфортной, месяцами солдаты тренировались надевать ее. Во времена Екатерины II с военных сняли парики. Форма стала более практичной, она состояла из брюк, сапог, каски, широкого мундира. Но при Павле I все военные атрибуты вернулись, в том числе напудренные парики и неудобная униформа.

Александр II отверг красоту в угоду удобству и функциональности. Форма стала просторной, комфортной. Под низ можно было надевать теплую одежду. Шинели, башлык, сапоги помогали пережить холодные зимы. У Александра III форма военная стала еще проще, теплее, дешевле в производстве. В 1907 году был введен однобортный китель с воротником-стойкой. Одежда застегивалась на пуговицы, имелись карманы по обеим сторонам, на груди.

«Шинель» Николая Гоголя.

В основу повести «Шинель» Николая Гоголя лег один из популярных анекдотов XIX века. В первоначальной истории речь шла о ружье, которое было пределом мечтаний бедного чиновника. Он приобрел его и потерял на первой же охоте. Анекдот был в ходу в 1834 году, спустя семь лет появилась «Шинель». Повесть о маленьком человеке не раз ставили на сцене и экранизировали. В 1951 году французский актер-мим Марсель Марсо поставил на гоголевский сюжет пантомиму, спустя 8 лет фильм «Шинель» снял Алексей Баталов, над одноименным мультфильмом вот уже 35 лет работает Юрий Норштейн. Спектакль идет и «Современнике», где на сцену в роли Башмачкина выходит Марина Неелова.

Отличия базового обмундирования и многослойной системы

В 2005 году Президент РФ В. В. Путин ввел указ о запрете ношения обмундирования теми, кто не имеет отношения к военной службе. В России появились папахи для зимнего времени года. Погоны теперь крепились на груди, рукавах, некоторые элементы экипировки стали исполняться на липучках.

Шинели обрели приталенную форму. Были выведены из обихода кальсоны, портянки. Для офицерского состава были изготовлены специальные теплые свитера. Базовый гардероб военного дополнился сезонными куртками, защитными жилетами, ботинками, балаклавами. Для офицеров и генералов предусмотрели офисный костюм.

Обновленные всесезонные комплекты позволяли вести боевые действия в любое время года вне зависимости от погодных условий. Многоуровневая система с теплоизоляцией включала 8 слоев и была изготовлена из современных тканей с добавлением синтетических волокон, повышающих прочность и износостойкость изделий. Созданная из этих материалов военная форма позволяла защитить от холода при низких температурах до -40 С°.

3 направления стиля Милитари

Одним из самых любимых и популярных направлений стиля в шестидесятые в Соединенных Штатах стал молодежный, как выразительный демарш против агрессии американских солдат во Вьетнаме. И ношение армейской униформы не военнообязанными людьми, служило напоминанием всем, что завтра, возможно каждого из них могут призвать на обязательную срочную военную службу, без возможности отказа. Элементы армейской формы намерено носили небрежно: приспускали брюки до бедер и очень ослабляли ремень.

Сегодня модные бутики «Army», находящиеся на Восьмом Авеню Нью-Йорка, до сих пор торгуют одеждой этого направления стиля. Так же элементы армейской одежды встречаются у бренда Levi’s и знаменитого Wrangler.

Кстати, к молодежному направлению также имеет отношение, так называемая «натовская» униформа. И непосредственно ношение «натовских» брюк с шнурованными с высоким голенищем ботинками на высокой рифленой подошве.

Вторым направлением стиля стала одежда, специально созданная для показа на неделях высокой моды или по-другому High-Милитари. Основа направления взята из образа классической униформы военных командующих чинов. В стиле преобладают черные, серо-зеленые и грязновато-коричневые тона, а также традиционный цвет хаки.

Особенную популярность направление приобрело в восьмидесятые годы прошлого столетия. Из топовых брендов, выпускающих одежду в High-милитари, стоит отметить такие известные и популярные производители, как: Louis Vuitton, Miu Miu, Dior и Celine.

Официально третий вид модной линии появился примерно в конце восьмидесятых. Его появление обусловлено задумкой модельеров преобразить обыденные предметы одежды в разнообразных камуфляжных расцветках.

3 стадии возникновения стиля Милитари

Как стиль, Милитари (англ. military – «Военный») зародился в шестидесятых годах минувшего века. Первыми, кто стал его пропагандировать были хиппи. Смысл их заявлений – пропаганда мира и решительный протест Вьетнамской войне. Они специально носили элементы военной формы небрежно, символизируя нарядом свое негативное отношение к войне. Несколько позже еще одними пропагандистами данного веяния стали английские панки.

Одежда в стиле Милитари очень прочная и дешевая, поэтому для представителей субкультур помимо доступности, она также полностью соответствовала их запросам.

В итоге, в уличную моду стиль Милитари проник именно с помощью тех самых субкультур. Это было третьей и самой главной стадией формирования стилистического направления. Благодаря этой стадии мужчины повсеместно начали примерять на себя военную одежду, изменяя ее по своему вкусу и желанию.

Первой стадией послужило его зарождение в период военных действий. Во время англо-бурской войны появилась первоначальная версия камуфляжной одежды. Ее создание обусловлено необходимой мерой для маскировки военнослужащих в лесных массивах. Кстати, в переводе с французского языка слово камуфляж означает «маскировка».

Вторая стадия – послевоенное время. После завершения Первой мировой войны, на военных складах осталось очень много невостребованного армейского обмундирования. Нужно добавить, что в период военных действий пошив привычной гражданской одежды остановился. В связи с этим, в то время многие люди перешли на военную форму в своей обычной жизни.

Завершающей стадией развития стиля Милитари стало его одобрение в высшем свете. Это то время, когда стиль стали брать за основу в своих работах известные и ведущие модельеры мира. Самым первым, кто взялся за мужской стиль был Джорджо Армани.

Мужская ШИНЕЛЬ на Красную армию СССР

Военная форма очень важна для победы. Чем лучше и удобнее одет солдат, тем эффективнее он воюет.

    В течение 190 лет верой и правдой солдату служила шинель.
Первоначально она составляла основу зимней формы.
Внешний вид ее практически не изменялся до XX века.
Длинное пальто, которое можно использовать и как плащ, и как одеяло.
Первые образцы 1796 года имели 6 пуговиц  и хлястик на спине. При застегивании на верхнюю пуговицу и роспуске хлястика получался плащ.
Изготавливались они из прочного серого сукна, имели длинные рукава, которые полагалось носить загнутыми. Зимой они отворачивались и служили для дополнительной защиты кистей рук.
Крой шинели был узкий, но не стеснял движений в рукопашном бою

Толщина и огнеупорность сукна спасали от искр огнестрельного оружия и, что немаловажно, от осадков.
 Шинель неплохо удерживала влагу и быстро сохла у походного костра. Носили шинель в скатке

Первые уставы требовали скручивать ее настолько плотно, что требовались усилия трех человек.Позднее к шинели прилагался специальный чехол, однако к 1855 году вновь ввели скатку. Теперь шинель носилась через плечо. Подобный способ ношения этой одежды был очень удобен на маршах и  просуществовал около ста лет.
 Плотная скатка спасала от натирания лямок заплечного рюкзака и могла спасти от удара кавалерийской сабли.

    Во времена Советского Союза пехотные шинели стали выпускать из серо – коричневого сукна. От предыдущих эпох они отличались только нашивками. И способ ношения, и крой, и материал не изменились.
В период Великой Отечественной войны наряду с шинелями применяли ватники и стеганые штаны. По сравнению с шинелью они имели свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести большую подвижность.
 Не имея длинного подола, ватник позволял солдату с большей легкостью передвигаться по лесу и кустарнику. К минусам можно отнести слабые водооталкивающие свойства, плохую огнеупорность и большой объем.
Мне лично пришлось убедиться, что намокший ватник невозможно высушить в походных условиях, а маленькая искра привела к тому, что подкладка начала тлеть.
 К утру ватник развалился на две части.При использовании в походах шинели таких проблем никогда не возникало.

    В 1986 году шинель не вошла в состав полевой военной формы.
С одной стороны многие современные синтетические материалы значительно превосходят сукно по теплопроводности, износостойкости и весу.
 Как ни странно, зимняя форма российской армии продолжает делаться на основе ватников, причем зеленого цвета.
Многие  служившие товарищи предпочли старую шинель новой зимней форме.

    — Солдат, не холодно тебе зимой в шинели?

    — Так она же суконная!

    — А летом не жарко?

    — Так она же без подклада!

————————————————

Реформы 2008 и 2012 года

В 2008 году разработка военной экипировки была поручена далекому от вооруженных сил РФ известному модельеру Валентину Юдашкину. В результате нововведений парадная униформа перестала отличаться от повседневной, канты с брюк убрали. Новая военная форма должна была соответствовать стандартам качества и удовлетворять потребности тех, для кого предназначалась – военнослужащих. Но она оказалась непригодной для ведения боевых действий по ряду причин:

  1. Кители были слишком узкими в талии.
  2. Новая шинель не могла защитить ни от низких температур, ни от ветра.
  3. Полевая форма с погонами на груди значительно уступала в износостойкости старой.
  4. В зимнем комплекте было холодно даже при небольших морозах.

Реформа 2012 года была призвана исправить допущенные ранее ошибки. Качество пошива улучшили, оставив парадный вариант без существенных изменений. Повседневная униформа была преобразована, ненужные элементы упразднили. Ввели офисный комплект, грудные клапаны дополнили липучками. Сегодня женская и мужская военная экипировка в России основывается на трех цветах:

  1. Синий – авиаторы и десантники.
  2. Черный – ВМФ и морская пехота.
  3. Зеленый – артиллерия и пехота.

Русская военная форма годами подвергалась изменениям. Красота со временем уступила место функциональности, износостойкости, а также способности сохранять тепло. Современный вариант экипировки отвечает всем стандартам качества, начиная прочной тканью для пошива и заканчивая удобной обувью.

Солдатская шинель: история происхождения

Происхождение солдатской шинели связано с древней практикой носить одежду, которая оберегала солдат от холода и непогоды. Первые упоминания о похожих по своему назначению предметах встречаются уже в античности.

Однако, именно во время Наполеоновских войн (1803-1815 гг.) солдатская шинель приобрела свои основные черты, которые мы знаем сегодня. Целью шинели было защитить солдат от холода, осадков и травм. По мере развития военных технологий и тактики, шинель стала менее массовым предметом одежды, замененным другими формами защиты.

Солдатская шинель имеет несколько характерных особенностей. Она обычно выполняется из плотной шерстяной ткани, чтобы обеспечить хорошую сохранность тепла. Она имеет простой крой и обычно заканчивается на уровне колена. Шинель может иметь разные детали, такие как воротник, петли для ношения рюкзака или оружия, а также эмблемы или знаки различия, указывающие на воинское звание или принадлежность к определенному войсковому подразделению.

Сегодня солдатская шинель может использоваться как часть военной формы, а также как элемент стиля и моды, что подчеркивает ее значимость и влияние на культуру и историю.

ПОКРОЙ ШИНЕЛИ

Шинель французской армии. 1812 г. Ее покрой менялся со временем, но это были эволюционные изменения, соответствующие моде. Довольно сильное влияние на крой оказала война с Францией, которая началась с 1805 года. Сравните наряд наполеоновца и русского солдата (рис. 2 и з). Шинель стала короче, стоячий ворот удлинился.

Шинель русской армии. 1812 г.

Еще через полвека шинель получила вертикально прорезанные карманы на боках, а стоячий воротник заменился на отложной, на который нашивались цветные клапаны.

Рядовые Лейб-Гвардии Драгунского полка в шинелях. 1858 г.

Шинели для пехоты и кавалерии отличались: у кавалеристов она была с разрезной шлицей и существенно длиннее, чтобы при езде верхом полы закрывали ноги лошади и служили попоной. Офицерская шинель отличалась от солдатской пелериной для утепления плеч, а у старшего командного состава (от полковника и выше) пелерин было две.

Обер-офицер Лейб-Гвардии Измайловского полка в офицерской шинели. 1864 г.

В похожем виде армейская шинель просуществовала до революции 1917 года, изменения касались количества пуговиц и способа застегивания (у солдат — на крючки), удаления пелерин и других незначительных моментов.

Шинель для нижних чинов РИА обр. 1911 г.

Вот шинель для нижних чинов образца 1911 года. Во время войны офицеры частей обязаны были носить предметы солдатского обмундирования: солдатские шинели, походные рубахи и гимнастерки, шаровары и фуражки, сохраняя офицерские знаки различия.

Красные мундиры атакуют

В английской армии к красному цвету всегда было особое отношение. Прославились английские войска еще во время войны за освобождение Северо-Американских колоний. В то время, когда во всех армиях мира наметилась тенденция на более спокойные и менее привлекательные цвета в воинском обмундировании, британская армия продолжала оставаться самым консервативным воинским институтом. Английские красные мундиры получили известность во многом благодаря тем актам жестокости, которые английские солдаты и офицеры проявляли по отношению к противнику и гражданскому населению.

Отношение к красному цвету в британской армии было особенным. Об этом можно судить глядя на приверженность английских военных к своей военной форме. Склонность к яркой расцветке объясняется тем, что английской армии часто приходилось вести боевые действия против туземного населения. Красный цвет должен был стать весомым фактором психологического воздействия на противника. К тому же близкая дистанция огневого боя, практикуемая в XVII-XIX века, никак не отражалась на маскирующих возможностях армейских подразделений на поле боя. Красный цвет военных мундиров британских войск хорошо помнят пехота и ополчение армии Джорджа Вашингтона. Индейцы Канады, народы Персии и Индии на себе ощутили все ужасы военных действий, которые вела английская колониальная армия. Французские гренадеры и кавалеристы навсегда запомнили английские каре с рядами красного цвета в битве при Ватерлоо.

Для английской армии красный цвет мундира продолжал оставаться неизменным до конца XIX века. Только изменение тактики ведения боя, появление мощных и дальнобойных видов ручного огнестрельного оружия привело к тому, что яркий и броский мундир английский солдат и кавалеристов стали использовать только в парадных церемониях. Винтовка и дальнобойная артиллерия заставили солдат зарываться в землю. На смену красному цвету на поле боя пришел цвет хаки.

Однако перед тем как изменить своим традициям, британская армия сумела продемонстрировать миру отвагу и доблесть своих воинов, облаченных именно в форму красного цвета. Английский гусарский мундир был красного цвета, став со временем одновременно символом высшей человеческой глупости и символом бесстрашия.

Итог ужасной атаки был страшен. Легкая кавалерия англичан была расстреляна русскими пушками в упор. На поле боя осталась лежать не одна сотня красных мундиров. С тех пор отношение к красным мундирам на берегах туманного Альбиона стало меняться. Довершили закат яркой военной униформы на поле боя военные действия на Юге Африки. Во время англо-зулуской войны, вспыхнувшей в конце XIX века зулусы, поддерживаемые голландскими охотниками-колонистами, буквально выкашивали британских солдат во время снайперского обстрела из луков и винтовок. Красная униформа английских солдат становилась прекрасной мишенью.

Как использование солдатских шинелей изменилось со временем

Солдатская шинель — это неотъемлемая часть военной формы, которая сопровождает солдатов на протяжении многих веков. Начиная с первых солдатских шинелей, использование их изменилось со временем, адаптируясь к меняющимся условиям и потребностям военных.

Вначале солдатская шинель была простым прямоугольным куском ткани, который служил для защиты от холода и дождя. Она использовалась для укрывания и обогрева солдат во время боевых действий и физических нагрузок. Вместе с этим, солдатская шинель была частью военной формы и служила для идентификации солдат на поле боя.

С течением времени, использование солдатских шинелей изменилось. Они стали более функциональными и адаптированными к разным климатическим условиям. Солдатская шинель начала проходить специальную обработку, чтобы быть водонепроницаемой и устойчивой к ветру. Это сделало ее более эффективной защитой от непогоды и позволило солдатам приспособиться к разным климатическим условиям.

Кроме того, солдатская шинель стала иметь особые карманы и крепления, чтобы в ней можно было хранить необходимые предметы и снаряжение. Например, солдаты могли крепить свои патроны, ножи и другие инструменты к поясу шинели. Это позволяло им иметь быстрый доступ к необходимым предметам во время боевых действий.

С появлением новых материалов и технических разработок, солдатские шинели стали более легкими и прочными. Использование новых материалов позволило создать шинели с улучшенными теплоизоляционными свойствами и повышенной влагонепроницаемостью. Это помогло солдатам лучше справляться с неблагоприятными условиями и защитить свое тело от переохлаждения и увечий.

На сегодняшний день, солдатские шинели также могут иметь дополнительные функции, такие как встроенные системы нагрева, встроенные фильтры для воздуха и т.д. Каждый солдатский шинель разработан с учетом конкретных потребностей и требований современных военных. Они становятся все более интегрированными и инновационными, помогая солдатам выполнять свои обязанности и сохранять свое здоровье и безопасность в различных условиях боевых действий.

Таким образом, использование солдатских шинелей изменилось со временем, становясь более функциональными, эффективными и адаптированными к нуждам военных. Их разработка и усовершенствование не прекращается, чтобы обеспечить максимальную защиту и комфорт солдатам на поле боя.

Форма в СССР

После переворота 1917 года форма кардинально изменилась. Как пережиток царской армии остались погоны. Через год появились шлемы из сукна, которые сейчас называют буденовками. Только в 1943 году постепенное возвращение к единой униформе стало заметнее. Изменения коснулись и парадных военных форм вооруженных сил.

Артиллеристы облачились в красно-черные одежды, а казачьим войскам восстановили традиционную униформу. Буденовка была отменена. Вплоть до 1965 года основная форма утверждалась и преобразовывалась, приобретая близкий к современной облик.

Род войск Военная униформа
Пехота Фуражка, брюки с малиновой окантовкой, черные петлицы.
Кавалерия Брюки, фуражка, окантованная синим, черные петлицы.
Артиллерия Красные петлицы. Черная окантовка на фуражке, красная – на брюках.
Авиация Голубой кант на брюках и фуражке, темно-синие петлицы.
Инженеры, связисты, технические специалисты Кант на брюках и петлицы синего оттенка, фуражка с черным околышем.
Радиационная, химическая, биологическая защита Кант красного цвета на брюках и петлицах. Последние были темно-зелеными. Такого же цвета околыш фуражки.
Прокуратура, военные врачи Окантовка на брюках и петлицах красная. Сами петлицы и околыш фуражки в темно-зеленом цвете.

Парадная форма офицера имела стальной цвет, отличалась петлицами с изображением эмблемы российских войск. Китель, белая рубашка, галстук соответствовали войску. В обиход вошли кокарды со звездой и окантовкой зелеными листиками.

Позже перемены не были столь значительными. Вносились изредка корректировки, например, к 1972 году гимнастерка сменилась кителем. Знаменитые афганки (полевые костюмы) появились после одноименных военных действий.

Эволюция солдатской шинели в России

Солдатская шинель в России имеет долгую и богатую историю. Ее эволюция охватывает различные эпохи и периоды, каждый из которых отражает особенности того времени.

В древней Руси солдатская шинель была простой и функциональной одеждой из грубого материала, которая предназначалась для защиты от холода и дождя. Она была темно-серого или коричневого цвета и имела простой силуэт с застежкой на пуговицы.

Во времена Петра I шинели солдат стали делать более продвинутыми и удобными. Появились воротники, которые позволяли воротникам фасону солдатской шинели быть выше и поднятыми практически до положения вертикального положения. Материал также стал более качественным, и шинели стали иметь красивый, яркий цвет.

В период Наполеоновских войн солдатская шинель в России стала более официальной и отражала статус солдата. Она приобрела новые детали и украшения, такие как эполеты, галуны и погончики. Форма и фасон солдатской шинели стали более сложными и солдатская форма приобрела большую военную символику.

В XX веке солдатская шинель в России подверглась изменениям в соответствии с современными тенденциями моды и военной технологией. Материалы стали более легкими и прочными, а фасон шинели был упрощен и облегчен для облегчения передвижения солдат на поле боя.

Сегодня солдатская шинель в России остается одним из ключевых элементов военной формы и символизирует принадлежность к вооруженным силам. Она изготавливается из высококачественных материалов, которые обеспечивают комфорт и защиту солдату в различных погодных условиях.

История

Слово «шинель» для обозначения форменного пальто прижилось в русском, болгарском и
некоторых других европейских языках. Из русского языка слово попало в языки большинства
народов бывшей Российской империи. Наиболее вероятная версия происхождения — от фр.
chenille (современное прочтение: шёний — цветной шнур, пряжа, бахрома).Шинель
(сениль) была непременным атрибутом отделки военной одежды в прошлом, вследствие чего
произошел перенос значения слова.


Шинель французской армии. 1812 г.

Шинели начали использоваться в армии примерно во второй половине XVIII века, и чаще всего
использовались при ведении боевых действий зимой. (Последующий всплеск моды на длинные
пальто пришелся на период после Первой мировой войны, популяризовавший так называемый тренч,
иначе — тренчкот).

В качестве полевой формы шинели продолжали использоваться в европейских армиях до середины
1950-х годов, после чего были признаны устаревшей и непрактичной одеждой. В то же время, в
некоторых странах с суровым климатом, они по-прежнему используются для армейских нужд. Так,
в ВС СССР шинель оставалась элементом парадной и повседневной формы одежды до 1991 года. В
ВС России до 1993 года. Отказ от шинелей в некоторых родах войск видов вооружённых сил был
связан не столько с её непрактичностью, сколько с господством короткой верхней одежды,
которое определилось в моде с середины XX века.

Военная форма регулярной армии петровского времени

Дальнейшим этапом стало появление армии, которая должна была действовать на регулярной основе. Подавив стрелецкие бунты, российский император Петр Первый решился на ответственный шаг по созданию боеспособной и обученной армии, которая будет способна ответить на любую агрессию как внутреннего агрессора, так и на заграничных врагов России. Поэтому внешний вид солдат был одним из условий создания войска, которое будет оберегать покой простого народа. Военная форма состояла из следующих деталей:

  • камзол;
  • узкие брюки;
  • чулки с башмаками;
  • треуголка — головной убор треугольной формы, получивший в связи с этим название;
  • епанча — накидка с капюшоном;
  • шейный платок или шарф расцветки государственного флага (для офицерского состава).

Цветовая палитра была довольно сдержанная, форма была зеленая, алая и голубая. Также необходимо отметить, что именно при Петре I в армии появились погоны как знак различия между воинскими подразделениями и бойцами.

На мероприятия, посвященные войне можно купить военную форму для детей. Например, детскую военную форму времен Пётра I.

Текст песни «Бери шинель, пошли домой»

А мы с тобой, брат, из пехоты, А летом лучше, чем зимой. С войной покончили мы счеты, С войной покончили мы счеты, С войной покончили мы счеты, – Бери шинель, пошли домой!

Война нас гнула и косила, Пришел конец и ей самой. Четыре года мать без сына, Четыре года мать без сына, Четыре года мать без сына, – Бери шинель, пошли домой!

К золе и к пеплу наших улиц Опять, опять, товарищ мой, Скворцы пропавшие вернулись, Скворцы пропавшие вернулись, Скворцы пропавшие вернулись, – Бери шинель, пошли домой!

А ты с закрытыми очами Спишь под фанерною звездой. Вставай, вставай, однополчанин, Вставай, вставай, однополчанин, Вставай, вставай, однополчанин, – Бери шинель пошли домой!

Что я скажу твоим домашним, Как встану я перед вдовой? Неужто клясться днем вчерашним, Неужто клясться днем вчерашним, Неужто клясться днем вчерашним, – Бери шинель пошли домой!

Мы все – войны шальные дети, И генерал, и рядовой. Опять весна на белом свете, Опять весна на белом свете, Опять весна на белом свете, – Бери шинель, пошли домой!

ЧТО ТАКОЕ ШИНЕЛЬ

Само определение шинели достаточно точное, энциклопедические словари трактуют его как «форменное военное пальто со складкой на спине и хлястиком». Зачем нужны складка и хлястик? После расстегивания хлястика, удерживающего складку (или складки — их бывало до шести!), шинель раскладывалась, превращаясь в одеяло или плащ-палатку, в которую можно закутаться полностью, с головой.

Уносный фейерверкер Лейб-Гвардии 1-й Артиллерийской Бригады. 22 января 1864 года.

Почему шинели делали из шерстяного сукна? Потому, что другой ткани массового производства больше не было. Современные люди, привыкшие к бесконечному разнообразию тканей. от кожи молодого дерматина до меха Чебурашки, упускают из вида тот факт, что когда-то в Европе материалов для изготовления тканей было только три: шерсть, лен и пенька. Лен в основном шел на производство нижней одежды, он был непрочен и плохо окрашивался. Пеньку изготавливали из стеблей конопли, вымачивая их многие месяцы в воде, ткань из нее получалась грубой, «дерюжной», поэтому пенька шла на веревки и канаты. «А хлопок?» — спросите вы. А не было тогда хлопка. Вернее, он был, но не в Европе. Его привозили из Индии в виде сырца и использовали, в основном, для производства свечных фитилей. Массовое производство хлопчатобумажных тканей началось только с наступлением промышленной революции, в конце XVIII — начале XIX века.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: