Пушкин в работе над «историей пугачева»

По следам пугачевского бунта

Трагедия национальной катастрофы

Поэт действительно внимательно изучал документы о том времени, в котором жили его герои. Произведения Пушкина на историческую тему полны реальными подробностями, а не выдуманными ситуациями. Но заслуга автора, конечно, заключается не только в точном описании того или иного события. Талант настоящего гения позволял создавать истинные памятники литературы.

Одним из ярчайших произведений, построенных на исторической основе, стала трагедия смутного времени, одна из центральных фигур которого — Борис Годунов:

  1. Писатель давно задумывался над тем, чтобы сделать большую вещь о том горьком для страны времени, когда она оказалась в глубоком политическом кризисе, осложненном вторжением врагов. Независимость государства была под реальной угрозой. Автор, не выходя за рамки жанра, сумел показать, что именно народ является главной силой истории. В этом заключается новаторство произведения.
  2. Здесь Пушкин окончательно развенчивает миф о том, что высокая цель может оправдывать любые средства. Трагедия проникнута чувством справедливости высшего закона, который никто не вправе нарушать. В противном случае страна оказывается на грани национальной катастрофы. Борис же явно идет на преступления, поставив себе в оправдание благую цель.
  3. Исследователи продолжают проявлять интерес к трагедии. Они до сих пор спорят, кого можно считать главным героем произведения. Борис умирает, а действие развивается без него. Самозванец присутствует далеко не на первом плане. Бояре и народ сами идут против нравственности, позволяя вступить на трон недостойному человеку. Автор не зря придает мольбам и молитвам вид неестественности. Это помогает читателю понять, что вокруг происходит государственный спектакль, в котором роли уже расписаны.
  4. Показательное значение придается равнодушию, безразличию толпы. Даже слезы здесь являются искусственными. Чтобы продемонстрировать их, люди трут глаза луком. Народ же, совесть его представляет не толпа, а те, кто находится вне ее. Это юродивый и летописец. Логично, что, не будучи охвачены общим безумием, они становятся носителями исконной мудрости.

Картина русского бунта

Великий поэт стал и великим ученым. Чтобы создать правдивое полотно восстания под предводительством Пугачева, он проехал пол-России, узнавая, изучая, осмысливая причины бунта, чуть было не стоившего стране самого ее существования. Добытые материалы нашли литературное отражение в «Капитанской дочке», которую можно считать почти документальной повестью.

Здесь снова имеет место уникальное пересечение романтизма и реализма, ставшее темой не одного научного сообщения:

  1. Автору стоило большого труда собрать необходимые материалы. Реальные прототипы есть даже у некоторых второстепенных героев произведения. В этом, кстати, также заключается историзм Пушкина. Романтическую повесть он создал на богатейшей фактуре ожесточенных военных и духовных сражений противоборствующих сторон.
  2. Ужасы кровавого восстания и истории его подавления писатель передает и словами своих героев, и поступками «маленьких людей», и даже терзаниями, которые мучают самого Пугачева. Не случайно в памяти у многих остается высказывание атамана о Гришке Отрепьеве, которому удалось-таки немного поцарствовать.
  3. Тем не менее параллель между Гришкой и Емельяном Пугачевым проводить нельзя. Даже если ознакомиться с повестью лишь в кратком ее содержании, можно заметить, что у атамана иная миссия. Он старается стать «народным царем». Емельян широк душой, умен, незауряден, по-своему справедлив. Но он очень ограничен в знаниях и в выборе средств.
  4. Если ориентироваться лишь на цитаты «народного царя», то в этом качестве он выглядит идеальным правителем. Символом веры, который он несет людям, является воля. Но ради этой воли Емельян убивает людей. То есть путь ложен. И этот путь приводит к гибели самого атамана. Так что относиться к Пугачеву можно по-разному. Писатель намеренно оставил выбор за читателями.
  5. Автор сумел гармонично вписать в «Капитанскую дочку» и традиционный любовный сюжет. На его фоне бунт выглядит еще более жестоким и не имеющим смысла. Да, достойны уважения герои, отважившиеся на восстание, но по-настоящему счастливы те, кто рискуют иметь в дни войны и раздора чистые человеческие чувства, любовь.

Произведения Александра Сергеевича не зря изучают в разных классах на протяжении почти всего школьного обучения. Они того безусловно заслуживают. А «Капитанскую дочку», хотя бы за ее правдивость и пронзительность, можно занести в вечный список обязательных к прочтению книг.

Если говорить кратко, то Пушкин не зря стремился показать своих героев именно в сложные периоды жизни страны. В переломные моменты можно лучше рассмотреть и истинные человеческие качества, и действие законов истории.

Глава первая

Пушкин приводит различные версии историков о возникновении казаков на реке Яик, переименованной позднее в Урал Екатериной II. По мнению автора, сочинения многих историков основаны на необоснованных догадках.

Далее начинается рассказ о начале бунта. Среди яицких казаков назрело недовольство из-за ограничения их государством, вылившееся в мятеж 1771 года. Угнетаемые русскими приставами калмыки, жившие на южной границе, двинулись к Китаю. Яицких казаков же отправили было в погоню, но те отказались.

Были приняты строжайшие меры для подавления мятежа, однако бунтовщики победили в сражении. Мятежники послали в Петербург своих выборных. Посланный из Москвы генерал-майор Фрейман смог подавить бунт. Многие мятежники бежали, но были пойманы. Фрейман город удержал. Зачинщиков бунта наказали кнутом, многих посадили в тюрьмы.

Глава четвёртая

Победы и успех увеличили дерзость мятежников: они грабили и разоряли селения и города. По приказу Пугачёва Хлопуше удалось взять Ильинскую крепость, в Верхне-Озёрной он получил отпор, из-за чего Пугачёв поспешил ему на помощь. Тем временем к Ильинской подошло военное подкрепление, и царским войскам удалось занять её: Хлопуша крепость не разорил и не сжёг. Однако вскоре Пугачёв взял её вновь и казнил всех офицеров. Осада же Оренбурга продолжалась.

Пушкин пишет, что приезд Бибикова ободрил местных жителей, многих заставил вернуться. Возмущённые башкирцы, калмыки и другие народы отовсюду пресекали сообщение, яицкие казаки бунтовали, рыскали шайки разбойников. Екатеринбург был в опасности. Императрица предприняла меры.

Согласно указу дом Пугачёва сожгли, двор окопали и огородили, как место проклятое. Семейство его отправили в Казань, «для уличения самозванца в случае поимки его».

Эпоха Петра I в произведениях А. С. Пушкина

Богатство исторических познаний А.С. Пушкина отразилось и в освещении поэтом эпохи Петра I. Пушкина по праву можно назвать историком петровской эпохи. Произведения, в которых поэт освещает этот период российской истории:

  • «Медный всадник»;
  • «Стансы»;
  • «Полтава»;
  • «Материалы для истории Петра Великого»;
  • «Арап Петра Великого».

Для Пушкина Петр I был идеалом просвещенного государя, хоть поэт и отмечал некоторые отрицательные черты его правления. Пушкин неоднократно, обращаясь в своих стихах к Николаю I, советует ему быть подобным «пращуру».

Характеристику значения правления Петра I, влияние его реформ на развитие русской литературы Пушкин дает в статье «О русской литературе с очерком французской».

В произведении «Арап Петра Великого» поэт показал императора как талантливого государственного деятеля. А в поэме «Полтава» Пушкин в художественной форме показывает историю борьбы со Швецией, рисует непревзойденные, незабываемые картины боя. Для создания «Полтавы» поэт изучает труд Б. Каменского «История Малороссии», «Историю Карла XII» Вольтера, «Журнал Петра Великого» и ряд других произведений.

Замечание 2

Пушкин преклонялся перед прогрессивной, преобразовательной деятельностью императора, но вместе с тем ясно видел колоссальное усиление гнета русского абсолютизма, сопутствовавшее этой деятельности.

Характеризуя послепетровскую эпоху, поэт говорит о правлении «Злодея» Бирона, «безграмотной» Екатерины I, «сладострастной Елисаветы», пишет о том, что «азиатское невежество обитало при дворе».

Поэт негативно относился к попыткам аристократии ограничить абсолютную монархию. Он считал, что имен неприкосновенность абсолютизма спасла страну от развития феодализма дала возможность продвигаться по службе лицам недворянского происхождения.

Екатерину II поэт критикует за политику укрепления крепостного режима, распространение его на новые области страны.

Историческая тема присутствует и в лирике Пушкина. Первая четверть 19 века – это период появления свежих политических идей, время зарождения декабристского движения, подъема общественной мысли. Вольнолюбивая лирика Пушкина была литературной пропагандой декабристов.

Глава третья

Казанский, сибирский и астраханский губернаторы дали знать о яицких происшествиях в государственную Военную коллегию.

Тогдашние обстоятельства сильно благоприятствовали беспорядкам. Войска были в Турции и Польше, рекрутский набор усиливал затруднения. Несколько эскадронов и рот последовали в Казань. Из-за ошибок местных начальников Оренбург был осаждён бунтовщиками. Рейнсдорп освободил злодея Хлопушу, который двадцать лет разорял край, и подослал его к Пугачёву. Битва за Оренбург продолжалась долго. Пугачёв решил: «Не стану тратить своих людей, …выморю город мором».

Началась стужа. Пугачёв со своим войском расположился в предместии. В церковь относили раненых, иконы в ней были ободраны, храм осквернён нечистотами. На колокольню втащили пушку. Затем самозванец перебрался в Бердскую слободу, которая стала вертепом убийств и распутства:

Пугачёв, обладая лишь некоторыми военными познаниями и дерзостью необыкновенной, ничего не предпринимал без согласия яицких казаков, «они же часто действовали без его ведома». Они «не допускали самозванца иметь иных любимцев и поверенных».

Под Оренбург прибыли генералы с войсками, однако и они стали вскоре отступать под натиском мятежников. Многие из них были взяты в плен и казнены Пугачёвым. Императрица послала расправиться с бунтовщиками надёжного военачальника, генерал-аншефа Бибикова.

Смутное время и крестьянские восстания в творчестве А.С. Пушкина

В исторических работах и художественных произведениях Александра Сергеевича отразились многие события русской истории. У Пушкина есть ряд произведений, посвященных древнерусской истории:

  • «Олегов щит»;
  • «Песнь о вещем Олеге»;
  • Планы поэмы о русских князьях Мстиславе, Владимире и т.д.

Но особенно Пушкина интересовало Смутное время – период первой крестьянской войны рубежа 16-17 вв., осложненной борьбой с шведской и польской интервенциями. Поэт проводит колоссальную работу на историческими источниками и создает трагедию «Борис Годунов». Он считал эту трагедию одним их самых значительных своих произведений. Пушкин писал, что при создании этого произведения он старался передать события исторически правдиво. Лжедмитрия I поэт показывает как ловкого авантюриста, ставшего орудием в руках польско-шведской интервенции.

Поэт тщательно изучил документальные источники описываемой эпохи, и потому вполне свободно делал замечания на произведения других авторов, изображающих ту эпоху (например, «Юрий Милославский или русские в 1612 году» М.Н. Загоскина).

Яркое отображение в творчестве Пушкина находят и крестьянские восстания 17-18 вв. Если учесть обстановку, в которой поэт создавал свои произведения, можно понять, что тема крестьянских восстаний не была для поэта, которого хотели назначить придворным песнопевцем, выгодной. Нужно было обладать смелостью, прямотой и иметь независимые суждения, чтобы в ту эпоху писать «Песни о Стеньке Разине» или о пугачевском движении. Эта тема доставила писателю много неприятностей.

Профессиональные исторические труды

«История Пугачевского бунта».

Пушкин заявляет о себе как профессиональный историк. Результатом его поездок, архивных изысканий, расспросов, изучения мемуарной литературы стала “История Пугачевского бунта”, исторический труд вышедший в свет в декабре 1834 года. Первый том содержит текст и примечания А.С. Пушкина; второй состоит из исторических документов (манифесты, мемуары, донесения).

Замечание 1

В “Истории Пугачевского бунта” Пушкин отошел от концепции, заявленной екатерининским правительством и принятой всеми официозными историками.

В манифестах Екатерины и судебных актах, связанных с восстанием 1773-1774годов, значение последнего снижено: оно изображалось как “бунт казака Пугачева” и “шайки воров и убийц”. Все историки до Пушкина, не занимаясь изучением событий, ограничивались декламацией о “злодействах” Пугачева, сопровождая его имя эпитетами “обманщик”, “вор”, “зверь”, “самолютейший”. Задача сводилась к громогласному изъявлению “верноподданейших” чувств. Подразумевалось, что сами факты уже освещены в правительственных публикациях.

Пушкин пошел другим путем.

Он создал образ Пугачева, образ живой, величавый, героический, а главное — правдивый, схожий с подлинником. Взамен грубого лубка, искажавшего черты подлинника, обществу был показан реалистический портрет народного вождя, мастерски написанный рукой величайшего художника.

В монографии Пушкин восстановил истинный масштаб событий. «Весь черный народ за Пугачева, одно дворянство открытым образом было на стороне правительства». Этот тезис лег в основу книги, где отмечается “великая обширность” движения. Версия правительства, подменявшая крестьянскую войну понятием местного “бунта”, была решительно отвергнута Пушкиным. Пугачевщина была истолкована, как явление классовой борьбы. Возможность примирения исключалась. Таков итог пушкинского анализа крестьянской войны.

Ко времени написания «Истории Пугачева» Пушкин в историческом мышлении далеко ушел от воззрений “просветителей”, признававших индивидуальные “разум” и “волю” решающими факторами исторического процесса. Пушкин не переоценил роли Пугачева в движении. В глазах Пушкина основной силой восстания был народ.

После выхода “Истории…” Пушкин получил доступ к следственному делу. Обращаясь к Бенкендорфу, он писал:

Из этого письма видно, что сам Пушкин зачислял себя в историки.

«Петр 1»

После “Истории Пугачева” последовала грандиозная по замыслу работа над “Историей Петра”.

Незавершенная рукопись была запрещена Николаем I, затем потеряна, а найдена и напечатана лишь в 1938 году.

Однако появление нового текста в собрании сочинений поэта оказалось едва ли замеченным, поскольку труд дошел в черновом состоянии и продолжает оставаться труднодоступным читателю.

Однако найденный труд меняет прежние преставления о размахе исторических замыслов и работ поэта. Исследование показывает, что Пушкин не ограничился конспектированием многотомного свода исторических источников (изданных И. И. Голиковым “Деяний Петра Великого”). Общие контуры “Истории Петра” были ясны; в подготовительном тексте отражена историческая концепция, в свете которой различима обрисовка эпохи и виден образ Петра.

Однако труд остался незавершенным.

Также в бумагах Пушкина сохранились наброски истории Камчатки и истории Украины. Пушкин намеревался написать историю Павла I и историю французской революции.

В стихах и прозе

Первые опыты проникновения взором в прошлое писатель предпринял еще в юности. В истории Пушкина интересовало буквально все. Начал он, как и подавляющее большинство соотечественников, со сказок и легенд. Позже размышления автора о родной стране нашли свое отражение и в небольших стихотворениях. Причем почти всегда гению удавалось выразить дух эпохи, к которой он обращался в своем творчестве .

Обязательно нужно знать:

  1. Одним из первых сочинений, в которых Пушкин обратился к прошлому, можно считать «Песнь о вещем Олеге». С одной стороны, это почти сказка, пусть и основанная на древнем предании. Но, с другой стороны, читатель узнает и о Царьграде, и о Перуне (в лице его служителя). И это уже самая настоящая реальность, как и борьба Руси со своими соседями, языческие народные основы. Поэтому и сам Олег воспринимается как живой человек, готовый шагнуть в мир со страниц произведения.
  2. Впоследствии автор часто находил место отсылке к историческим событиям и в тех своих шедеврах, где им, казалось бы, не может быть места. О настоящем героизме народа-освободителя писатель, например, тонко сказал даже в «Евгении Онегине». Пушкин, наверное, впервые на деле доказал, что лирика и патриотизм более чем совместимы, они могут органично дополнять друг друга.
  3. Стремясь к разгадке русской души, писатель не боится исследовать особенности характеров реальных персонажей. Его на протяжении всей жизни интересуют исторические личности. В частности, в «Воспоминаниях о Царском Селе» это такие знаковые фигуры, как Орлов и Румянцев. Аналогичный подход певец народа использовал и в других работах, в них проходит целая череда героев, мыслителей, ученых, военных, правителей и обычных людей. Судьба каждого из них неразрывно связана с судьбой Родины.
  4. Настоящий исследователь отталкивается от фактов. Писателю крайне любопытны были и архивы, и живые свидетели минувшего, и возможность лично увидеть памятники прошлого. Интересно, что Александр Сергеевич не приукрашивал своих героев, он не наделял их сверхспособностями. В его изложении историю страны делали обычные люди, обладающие не только достоинствами, но и недостатками.

https://youtube.com/watch?v=y9MaP2BHTgg

Глава вторая

На хуторе, где проводились совещания злоумышленников, объявился сбежавший из казанской тюрьмы Емельян Пугачёв, донской казак и раскольник. Его выбрали главарём.

Сбежавшего Пугачёва искали, но безуспешно. Многие казаки, высланные для поимки самозванца, перешли на его сторону, другие не признали. Пугачёв брал город за городом и вешал тех, кто не желал ему повиноваться. Предводитель мятежников именовал себя Петром III.

Пугачёв взял крепости Рассыпную и Нижне-Озёрную, а так же крепость в Татищево. Самозванец жестоко расправлялся с неповиновавшимися офицерами и дворянами.

«Известия об успехах Пугачёва приходили в Оренбург одно за другим». Испуганный оренбургский губернатор, генерал-поручик Рейнсдорп принял различные меры, чтобы не пустить мятежников в Оренбург. Однако войско и сила Пугачёва росли.

Личность Петра Великого

Некоторые исследователи считают, что огромный пласт творчества писателя, так или иначе касающегося фигуры Петра Первого, являлся лишь попыткой представить правителям пример образа истинного Императора, живущего интересами государства

Но Петр Великий привлекал внимание творца и сам по себе как богатая и неординарная личность. История России глазами Пушкина — это в том числе и череда больших переломов, постоянная проблема выбора и стоящие за этим люди.

Необходимо понимать:

  1. Пушкин преклонялся перед Петром как перед правителем, который сумел вытащить страну из азиатчины и сделать ее мощной европейской империей. В каких-то моментах автор почти обожествляет императора, а в каких-то демонизирует его. Петр, на взгляд Александра Сергеевича, гениальный политик и умелый полководец, трудолюбивый строитель и настоящий патриот. Но писатель напоминает и о том, что новая Россия строилась на большой крови.
  2. Одним из ключевых моментов становления новой России поэт считал Полтавскую битву. «Полтавы» он не мог не написать. Здесь есть и император-полубог, и настоящий творец победы над врагом — русский народ. Сама поэма представляет собой гармоничный сплав романтизма и реализма. Петр здесь велик и могуч, одним только видом он вдохновляет войска, но именно народ выступает в роли главной движущей силы истории. Получается, что даже «божия гроза» далеко не всесильна. Она сильна именно народной поддержкой.
  3. Нечто похожее, но уже в ином ключе, звучит и в «Медном всаднике». Здесь поэт ставит императору в заслугу и поднятую на дыбы страну и прорубленное в Европу окно. Петр умен и величественен. Но он же и деспотичен, страшен и даже ужасен в своем величии. Это уже не веселый и отважный полководец «Полтавы», это жесткий и беспощадный правитель, готовый на все ради достижения цели. Такое изменение образа Петра можно объяснить и тем, что Пушкин взялся писать «всадника», изучив не только литературные труды о своем герое, но и доступные архивы.

Свое отношение к личности Петра Великого гений так окончательно и не определил. Образ императора влек автора на протяжении долгих лет, сложился он весьма противоречивым. Но и реформы Петра не были однозначны. Так что поэт, осмысливая общую картину, пришел к единственно верному выводу, связав характер своего героя с характером народа.

Глава пятая

Благодаря разумным распоряжениям Бибикова удалось выгнать бунтовщиков из Самары и Заинска.

«Яицкие же казаки в случае неудачи думали предать Пугачёва в руки правительства и тем заслужить себе помилование». В Яицком городке самозванца встретили решительным отпором.

Хлопуша во время отлучки Пугачёва пробил Илецкую защиту и разорил её. Под натиском отрядов Голицына Пугачёв засел в Татищевой и стал наращивать силы. Там Голицын одолел в бою бунтовщиков, но понёс огромные потери:

Пугачёв бежал с пушками, а Хлопушу повязали татары и выдали губернатору. В июне 1774 года каторжника казнили.

Самозванец было дерзнул пойти на Оренбург, но встречен был войсками, потерял последние пушки и людей. Взяли в плен и его главных сообщников. Крепости Озёрная и Рассыпная, а также Илецкий городок мятежники уже оставили.

Несмотря на поражение и отсутствие главаря, мятежники устроили осаду Яицкого городка. В крепости начался голод. Обессилившие солдаты варили глину и употребляли её в пищу.

Военные знали, что бунтовщики укрепились, и хотели умереть с честью, смертью воинов, а не от голода. Но неожиданно к осаждённым пришла подмога. Начальники бунта и жена Пугачёва были отправлены под стражу в Оренбург.

Бибиков же занемог в горячке и скончался.

Глава седьмая

Пугачёвские бунтовщики смогли взять Казань. «Огненное море разлилось по всему городу».

На рассвете гусары Михельсона и войско Потёмкина освободили Казань.

Пугачёв не терял надежды одолеть наконец Михельсона и набирал новую сволочь. «Войско его состояло из двадцати пяти тысяч всякого сброду». Однако очередную битву Михельсон выиграл за очень короткое время. Пленные из лагерей Пугачёва были освобождены.

Михельсон вошёл в Казань как освободитель. Состояние города было ужасным. «Гостиный двор и остальные дома, церкви и монастыри были разграблены». Ходили слухи, что Михельсон мог предупредить взятие Казани, но нарочно дал мятежникам войти в город, чтобы потом самому поживиться славою освободителя. Пушкин называет эти слухи клеветою.

За Пугачёвым выслали погоню.

Глава восьмая

Пугачёв бежал в лес. Через несколько дней он устремился к Волге, вся западная сторона которой восстала и предалась самозванцу.

Силы были брошены на то, чтобы преградить самозванцу путь к Москве. Но тот уже думал только о своём спасении — пробраться на Кубань или в Персию. Понимая своё положение, бунтовщики готовы были выдать главаря.

Появление нескольких злодеев в разных областях сеяло страшную смуту. Екатерина уже сама намеревалась ехать в провинцию, но один из генералов вызвался исправить положение. Пугачёв же постоянно двигался, во все стороны рассылая свои шайки.

Михельсон преследовал самозванца. Однако до встречи премьер-майора с Пугачёвым последний успел побывать в Пензе, Саратове, Сарепте. Только после этого его отряды нагнал Михельсон. «Несколько пушечных выстрелов расстроили мятежников». Наконец остатки бунтовщиков решились сдать Пугачёва императорской гвардии. Его перевезли в Москву, где и казнили 10 января 1775 года.

Желая стереть воспоминания об ужасной эпохе, Екатерина изменила название реки Яик на Урал.

Презентация на тему: » А.С. Пушкин «История Пугачевского бунта». «История Пугачевского бунта», настоящий исторический труд Пушкина вышел в свет в декабре 1834 года в двух томах.» — Транскрипт:

1

А.С. Пушкин «История Пугачевского бунта»

2

«История Пугачевского бунта», настоящий исторический труд Пушкина вышел в свет в декабре 1834 года в двух томах. Первый том содержал текст и примечания Пушкина; второй состоял исключительно из исторических документов (манифесты, донесения и мемуары).

3

В начале 1830-х гг. А.С.Пушкин заинтересовался историей Крестьянской войны 1773–1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачева г.- отправился в поездку по местам восстания – Оренбургскую и Казанскую губернии, где расспрашивал стариков-очевидцев, собирал изустные рассказы и предания о Пугачеве. «Капитанская дочка» и исторический труд «История Пугачева» (Болдино, осень 1833 г.) Цензором «Истории Пугачева» стал сам император Николай I, который потребовал переименовать работу в «Историю Пугачевского бунта».

4

В начале своей работы он писал: Сей исторический отрывок составлял часть труда, мною оставленного. В нем собрано всё, что было обнародовано правительством, касательно Пугачева, и то, что показалось мне достоверным в иностранных писателях, говоривших о нем. Также имел я случай пользоваться некоторыми рукописями, преданиями и свидетельством живых. Дело о Пугачеве, доныне нераспечатанное, находилось в государственном санкт-петербургском архиве, вместе с другими важными бумагами, некогда тайными государственными, ныне превращенными в исторические материалы. Государь император по своем восшествии на престол приказал привести их в порядок. Сии сокровища вынесены были из подвалов, где несколько наводнений посетило их и едва не уничтожило. Будущий историк, коему позволено будет распечатать дело о Пугачеве, легко исправит и дополнит мой труд — конечно несовершенный, но добросовестный. Историческая страница, на которой встречаются имена Екатерины, Румянцева, двух Паниных, Суворова, Бибикова, Михельсона, Вольтера и Державина, не должна быть затеряна для потомства. А А. Пушкин.

5

К работе над «Историей Пугачевского бунта» Пушкин приступил, в связи с возникшей у него идеей романа, из эпохи Пугачевского восстания, впоследствии осуществленного в «Капитанской дочке». Во время своей работы он обращается к военному министру Чернышеву с просьбой предоставить ему архивные документы из истории Пугачевского восстания. Посещает места событий (Москва, Нижний Новгород, Казань, Оренбург и Уральск).

6

Подняв образ Пугачева на пободавшую высоту, Пушкин не переоценил, однако, роли Пугачева в народном движении. По объяснению Пушкина, «спокойствие было ненадежно» и до появления Пугачева: «все предвещало новый мятеж». — «Пугачев, — говорит Пушкин, — не был самовластен» и в период наибольших своих успехов. В глазах Пушкина основной движущей силой «начатого» Пугачевым восстания, как и основным героем книги, был народ, который, по свидетельству Пушкина, и в его время, то есть спустя целых шестьдесят лет после подавления пугачевщины, «живо еще помнил кровавую пору». Подняв образ Пугачева на пободавшую высоту, Пушкин не переоценил, однако, роли Пугачева в народном движении. По объяснению Пушкина, «спокойствие было ненадежно» и до появления Пугачева: «все предвещало новый мятеж». — «Пугачев, — говорит Пушкин, — не был самовластен» и в период наибольших своих успехов. В глазах Пушкина основной движущей силой «начатого» Пугачевым восстания, как и основным героем книги, был народ, который, по свидетельству Пушкина, и в его время, то есть спустя целых шестьдесят лет после подавления пугачевщины, «живо еще помнил кровавую пору».

7

«История Пугачева» «История Пугачева» наивысший образец русской исторической прозы. Этот исторический опыт — образцовое произведение и со стороны исторической и со стороны слога».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: