Обострение национального вопроса в ссср

Национальная политика большевиков. образование ссср. предпосылки, причины, последствия - готовый реферат

Предпосылки образования СССР

Идеологическая подоплека. Октябрьская революция 1917 года привела к распаду Российской империи. Произошел распад бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько столетий. Однако большевистская идея мировой революции и создания будущей Мировой Федеративной Республики Советов вынудила к новому объединительному процессу. Активную роль в развитии объединительного движения сыграла РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи.

Национальная политика большевиков. Национальная политика советского государства способствовала росту доверия к центральной власти. Она основывалась на принципе равенства всех наций и национальностей и праве наций на самоопределение, закрепленном в Декларации прав народов России (2 ноября 1917 года) и Декларации прав трудящихся и эксплуатируемых народов (январь 1918 года). Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи и национально-культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызывало рост доверия к новой власти не только со стороны иностранцев России (составлявших 57% населения), но и в Европе и Азии. Право на самоопределение было использовано в 1917 году Польшей и Финляндией.

ЗСФСР сыграла большую роль в становлении СССР

Для всех русских было важно экономическое объединение всех трех закавказских республик. Эта ассоциация вызвала бурную дискуссию

Главным вопросом спора были принципы НЭПА и создания (объединения) государств. Спор шел также о том, применимы ли принципы НЭПА к объединению всех республик. Нэп требовал восстановления государственного единства на основе конфедерации. Было организовано единое управление железными дорогами Закавказья. Но большевики недооценили национальный вопрос. Началась политика насильственного сближения и объединения национальностей. В июле 1922 года был предложен проект ФССРЗ. В то же время основные силы оставались в руках республик. Это был союз, основанный на конфедерации. Орджоникидзе был этим очень недоволен. Сталин, как и Орджоникидзе, был сторонником жесткой централизации. В конце августа Сталин предложил проект, в котором предложил » … приспособить форму отношений между центрами и окраинами к действительным отношениям, в силу которых окраины во всем, конечно, должны подчиняться центру.

На всей остальной территории бывшей Российской империи национальные правительства боролись за национальную независимость во время Гражданской войны (в том числе Украинская Центральная рада, Белорусская социалистическая община, Тюркская партия Мусават в Азербайджане, казахский Алаш и др.).

Политическая подоплека. В связи с победой Советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпосылка объединительного процесса — единый характер политической системы (диктатура пролетариата в форме Советов), схожие особенности организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям. Нестабильность международного положения молодых Советских республик в условиях капиталистического окружения диктовала и необходимость объединения.

Экономические и культурные предпосылки. Потребность к объединению диктовалась также исторической общностью судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей. Между отдельными районами страны исторически сложилось экономическое разделение труда: промышленность центра снабжала районы юго-востока и севера, получая взамен сырье — хлопок, лес, лен; южные районы выступали основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т.д. Значение этого разделения возросло после окончания Гражданской войны, когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик. В национальные республики и области из центральных губерний переводились текстильные и шерстяные фабрики, кожевенные заводы, типографии, посылались врачи, педагоги. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также предусматривал развитие экономики всех районов страны.

Значение образования СССР

Образование СССР объединило усилия народов по восстановлению и развитию экономики, культуры, преодолению отсталости отдельных республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика подтягивания отсталых национальных регионов, достижения фактического равенства между ними. Для этого из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказскую Республику были переброшены заводы с оборудованием и некоторым квалифицированным персоналом. Это включало ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог и электрификацию. Большие налоговые отчисления делались в бюджеты других республик.

Были определенные положительные результаты национальной политики Советского Правительства в области культуры, образования, здравоохранения в республиках. В 20-30-е годы создавались национальные школы, театры, широко издавались газеты и литература на языках народов СССР. Некоторые народы получают письменность, разработанную учеными впервые. Решаются вопросы здравоохранения. Так, если на Северном Кавказе до 1917 года было 12 больниц и всего 32 врача, то к 1939 году только в Дагестане насчитывалось 335 врачей (из них 14% составляли представители коренной национальности). Союз народов СССР был одним из источников победы над фашизмом в 1941-1945 годах.

Фактически суверенитет союзных республик оставался номинальным, поскольку реальная власть в них была сосредоточена в руках комитетов РКП(б). Ключевые политические и экономические решения принимались центральными партийными органами, обязательными для республиканских. Интернационализм в его практическом воплощении стал рассматриваться как право игнорировать национальную самобытность и культуру народов. Был поставлен вопрос об исчезновении национального и языкового разнообразия на пути к коммунизму. Сталинские репрессии в республиках и последовавшие за ними депортации народов оказали негативное влияние на национальную политику. В то же время от борьбы с национализмом пострадали не только народы СССР, но и сам русский народ. Административные, унитаристские тенденции национальной политики СССР создавали почву для формирования потенциальных очагов будущих межнациональных конфликтов. В то же время советское руководство стремилось подавить сепаратистские тенденции в национальных регионах, создав там местную бюрократию, предоставив ей видимую независимость при реальном строгом контроле со стороны центральной власти.

Российская Федерация дала первый пример национально-государственного строительства, она была создана как союз народов, объединенных на основе социалистической национальной автономии. «Будучи первым многонациональным советским государством, РСФСР была прообразом СССР» .

РЕШЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ, ВХОДИВШИХ В СССР

Пролетарский подход к решению национального вопроса состоит в неразрывной связи с перспективой построения социализма.

В Конституции Российской Федерации записаны широкие полномочия национальных республик и декларировано право всех народов на свободное развитие и сохранение национальных культур. Но современная капиталистическая Россия очень далека от решения национального вопроса. Наоборот, все чаще дают о себе знать серьезные проблемы: национальная грызня, региональный и великодержавный национализм.

Следовательно, национальный вопрос не является вопросом, который можно решить путем реформ или совершенствования законодательства. Национальный вопрос в СССР был решен после 7 ноября 1917 года, в процессе построения социализма, а Конституция, в которой закреплялось решение национального вопроса, была написана уже после победы революции.

При господстве частной собственности невозможно осуществить «свободное развитие национальностей» путем административных реформ, попыток создать баланс интересов между разными народами, живущими на одной территории. Коммунисты связывают вопрос о свободном национальном развитии с коренным изменением экономических отношений в стране. Отмена частной собственности и наемного труда, осуществление власти трудящимися через советы, избираемые по фабрикам и заводам, создадут благоприятную перспективу для развития народов России.

Существенным моментом национального вопроса служит пролетарский вопрос, потому что основную массу национальных движений составляет рабочий класс. Не может быть мощного национального движения без его поддержки трудящимися, значит, нельзя недооценивать внутреннюю мощь национального движения и необходимо учитывать его глубоко народный характер. В то же время ни в коем случае нельзя допускать, чтобы буржуазия становилась лидером национальных движений, закрепляя с их помощью свое право собственности на средства производства. Насаждение национализма прямо связано со стремлением «своей» национальной буржуазии сохранить капитализм.

Исходным пунктом решения национального вопроса в России должно быть положение об установлении диктатуры пролетариата в форме власти советов и понимание того, что это невозможно без свержения капитала, как и свержение капитала без создания советов. После двух мировых войн, и особенно после победы советской революции в России, международный финансовый капитал никогда не допустит реформистского решения национального вопроса

В эпоху империализма и пролетарских революций национальный вопрос является важной частью взаимоотношений всех народов земле. Из функции каждого отдельного государства он превратился в общемировой, и его нужно рассматривать как часть общего вопроса о диктатуре пролетариата

Помимо экономики национальный вопрос включает в себя национальную культуру и национальную государственность. При известных условиях, вполне возможно, что некоторые соседние государства захотят присоединиться к социалистической России, как это было в 1922 году. С четом этого, в национальной программе партии рабочего класса должен быть особый пункт об союзных отношениях с теми странами, которые посчитают нужным войти в новое социалистическое государство. Для такого случая необходимо иметь возможность преобразования России в федерацию автономных национальных государств на основе общественной собственности и в форме советской власти.

Сергей Рядчиков,

слушатель 2-го отделения Красного университета

Национальная политика СССР и феномен «советского человека»

Вопреки политически-ангажированным утверждениям политиков и интеллигентов бывших советских республик об отсутствии в СССР национальной политики, или даже режиме национального апартеида, в действительности в советском государстве с первых лет его существования национальному вопросу уделялось самое пристальное внимание. СССР объединил значительную часть бывших территорий Российской Империи на которых проживало множество национальностей и этносов, как крупных и обладающих древней историей, так и малых или возникших в исторически-обозримом контексте

При этом наиболее развитыми, как в экономически-промышленном, так и образовательно-культурном отношении были бывшие европейские территории РИ, в то время как в некоторых национальных окраинах промышленность была представлена средневековыми мануфактурами и кустарным производством, отсутствовало образование и система здравоохранения

СССР объединил значительную часть бывших территорий Российской Империи на которых проживало множество национальностей и этносов, как крупных и обладающих древней историей, так и малых или возникших в исторически-обозримом контексте. При этом наиболее развитыми, как в экономически-промышленном, так и образовательно-культурном отношении были бывшие европейские территории РИ, в то время как в некоторых национальных окраинах промышленность была представлена средневековыми мануфактурами и кустарным производством, отсутствовало образование и система здравоохранения.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Советское руководство взяло курс на развитие национальных окраин, выравнивание их с центром как в социально-экономическом, так и культурном отношении.

Замечание 1

Всего в рамках СССР существовало 53 национально-территориальных единицы, а именно — 15 союзных республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных округов.

Результатом реализации национальной политики стало стремительное развитие данных единиц. На их территории строились современные производства, открывались школы, университеты, создавались учреждения культуры и печати, причем как на русском, так и на национальных языках, поощрялось исследование и культивация особенностей и традиций национальной культуры, истории. Донором для масштабных преобразований выступала наиболее развития часть СССР, а именно РСФСР и русский народ.

Национальные республики и автономии пользовались значительными преимуществами в сравнении с обычными областями русского центра – они получали повышенное финансирование из центра, власти уделяли больше внимания развитию культуры и образования, социально-экономическому благополучию населения, республики оставляли себе значительно большую часть доходов. Так если РСФСР имела право оставить в республиканском бюджете 42,3% собранного налога, то Эстония 59,7%, а Литва, Узбекистан, Казахстан более 99%.

На фоне экономического и социального развития республик советская центральная власть пребывала в убежденности о том, что национальный вопрос решен. Более того, в 50-60 годы формируется идея о создании нового типа идентичности – «советского человека», которая к середине 70-х годов становится одним из направлений официальной идеологии.

Замечание 2

Советский человек, строитель коммунизма, представлял собой новый тип личности, обладающей универсальными советскими ценностями, нормами, моральными ориентирами, базирующимися на советской идеологии, оторванной от религиозных или узконациональных интересов.

Следует отметить, что советский человек не был исключительно формальным конструктом, существовали вполне определенные факты, указывающие на развитие интернациональных связей – такие как рост межнациональных браков, значительная доля населения, проживающего за пределами своих национальных республик, высокая распространенность русского языка, как интернационального языка общения в рамках Союза.

Краткая сравнительная характеристика современного состояния

Беларусь – страна, в которой сохраняются и преумножаются успехи социального государства, достигнутые в советский период. Языковой вопрос решен через признание официального статуса как для белорусского, так и для классического (литературного) русского языка.

Политика белорусских властей и политических элит направлена на обеспечение социально-политической и культурной стабильности, устойчивого экономического роста, а также построение государства реальной социальной справедливости – настоящего «государства для народа».

Однако в достаточно тяжелых финансовых, ресурсных и внешнеполитических условиях имеются значительные трудности в реализации подобных долгосрочных целей. По многим параметрам и направлениям развития Республику Беларусь можно назвать восточноевропейской Норвегией.

Россия – федерация, объединяющая более 150 национальностей и этносов. Во многом современная Россия унаследовала имперские и советские традиции управления, но в целом за последние 25 лет субъекты Федерации получили достаточно широкие полномочия, что позволяет предполагать окончательное закрепление федеративных принципов государственного устройства, преодоление имевшего место на протяжении длительного периода москвоцентризма.

Россия старается активно использовать преимущества либеральной модели экономического развития, способствующей повышению конкурентоспособности и производительности труда. Однако при этом Российская Федерация остается социально-ориентированным и социально-ответственным государством.

Россия, как правопреемница и наследница Российской империи и СССР, в рамках многолетнего геополитического противостояния со странами западноевропейской цивилизации во многом напоминает США, как минимум, на евразийском пространстве. При этом понятие русских (Russians) до сих пор является во многих случаях определением принадлежности к гражданству, характеризует свободное владение классическим русским языком и знание основ истории России. В результате в экспертном сообществе продолжаются дискуссии о русских как национальности или полиэтничной нации. Многие ведущие ученые заявляют о необходимости формирования российской нации, чтобы снять имеющиеся противоречия, основанные на значительном этническом разнообразии русских людей, а также на несоответствии русского этноса по языковому и религиозному вопросам значительному количеству сограждан, традиционно населяющих Российскую Федерацию.

Данное разновекторное направление развития наших государств отражается на философии и концепции исторического образования, которое призвано, с точки зрения политических элит, обеспечивать воспитание молодого поколения патриотами и сторонниками своих форм государственного устройства. Одновременно идет борьба и за единые подходы к интерпретациям истории в медиа-сфере, что отражается в кинематографе, многочисленных ток-шоу и пр. Вне всякого сомнения, политизация исторической науки и исторического образования, а также отсутствие (или низкий уровень) координации деятельности между нашими странами в этой области приводит в целом к ослаблению наших государств на мировой геополитической арене.

Противоречия национальной политики и предпосылки обострения национального вопроса

Однако несмотря на значительные плюсы и впечатляющие показатели национальной политики и политики выравнивания, существовали минусы, противоречия и непоследовательности, на которые советское руководство в течении длительного времени закрывало глаза.

Так республики оставались в политическом отношении полностью несамостоятельными и зависимыми от центра. Несмотря на значительные промышленные мощности, большая их часть принадлежала общесоюзным властям, в то время как на долю национальных властей республики приходилось лишь от 4% (РСФСР) до 10% (Казахстан) производимой на ее территории продукции. Как следствие львиная доля налогов уходила в общесоюзную казну, из советского центра осуществлялось управление предприятиями, расположенными на территории различных республик.

В кавказских и среднеазиатских республиках экономический рост не поспевал за демографическим, из-за чего общий уровень жизни оставался невысоким в сравнении с другими республиками, особенно прибалтийскими, где прирост населения напротив был минимален. Данное обстоятельство активно использовалось для выбивания дополнительных дотаций.

На протяжении последних десятилетий советского государства властные аппараты республик стремительно становились этническими. Так если в 60-е годы в совнархозе Казахстанской ССР доминировали русские, то к 80-м годам практически все должности занимали казахи. Необходимость конкуренции с русским населением за высокооплачиваемые должности, а также национализация органов власти республик, при их сильной зависимости от центра и неспособности проводить самостоятельную политику порождали советофобию, русофобию и тенденции к сепаратизму.

Проблема русофобии была также связана с масштабными переселениями людей происходившими в рамках Союза. Высококвалифицированные русские специалисты приезжали в союзные республики для обеспечения работы заводов, школ, больниц, учреждений культуры и т.д. При этом между русским и местным населением возникали конфликты на почве национальной неприязни, которые старательно замалчивались партийным руководством. С одной стороны, этническое большинство не принимало приехавших русских, которые рассматривались как конкуренты, а также обвинялись во всех типичных «грехах» эмигрировавшего населения – пьянстве, воровстве, бандитизме и проституции, с другой стороны русское население не стремилось к установление контакта с местными, не знало их языка, культурных обычаев и традиций, что приводило к столкновениям. Начиная с 60-х годов русские все больше выезжают с территорий национальных республик в РСФСР, особенно с Кавказа и Средней Азии.

Этапы образования СССР

Война и особенно иностранная интервенция продемонстрировали необходимость создания оборонительного союза. Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Было утверждено единое военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда. Понятно, что в тех условиях управление объединенной финансовой системой осуществлялось из Москвы, точно также, как национальные воинские образования были полностью подчинены Главному командованию Красной Армии. Военно-политическое единство советских республик сыграло огромную роль в разгроме объединенных сил интервенции.

Организационно-экономический союз. В 1920 — 1921 гг. Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан заключили между собой военно-хозяйственные договоры. В этот период во ВЦИК РСФСР вошли представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР фактически превратился в орган управления промышленностью всех республик. В феврале 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г.М. Кржижановским, также призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. В августе 1921 г. в РСФСР был создан Федеральный комитет по земельным делам, регулировавший развитие сельскохозяйственного производства и землепользования в масштабах всей страны. С весны 1921 г. в ответ на указание В.И. Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации, организационно оформившейся в марте 1922 г. (ЗСФСР).

В феврале 1922 г. в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в Генуе по вопросам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы (апрель 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.

Формы федерирования республик

Создание автономий. Практика федерирования (объединения) первых лет Советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. Однако в стремлении республик к укреплению своих суверенных прав ряд партийных работников, в том числе наркомвец И.В. Сталин, видели главную преграду на пути к единству. Создание независимых национальных республик они считали решением чисто временных, политических задач. Поэтому во избежание националистических тенденций ставилась задача создания возможно более крупных территориальных объединений, что выразилось в создании Литовско-Белорусской Советской республики, Татаро-Башкирской Советской Республики (ТБСР), Горской республик, Туркестанской АССР (просуществовавших сравнительно недолго). Позже в ходе борьбы с пантюркизмом были расформированы ТБСР и Бурят-Монгольская АО.

Формы автономий. В 1918 — 1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней: 1) республиканскую — 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.) 2) областную автономию получили 10 областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 1 автономная Карельская трудовая коммуна (с 1923 г. автономная республика).

Договорные отношения между республиками. Теоретически независимые советские республики вступали с РСФСР в договорные отношения. В 1918 г. Совнарком признал независимость Эстляндской Советской Республики, Советской Республики Латвии, Литовской Советской Республики, в 1920 г. — Белорусской Советской Республики, Азербайджанской ССР, Армянской ССР; в 1921 г. — Грузинской ССР. В 1920 г.-1921 гг., после поражения национальных правительств и завершения процесса советизации национальных окраин, заключаются двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. Два последних объединительных договора не включали объединение деятельности наркоматов иностранных дел.

Дискуссия в РКП (б) по вопросам государственного объединения. Большевики рассматривали Федерацию как переходный этап в преддверии мировой революции, как необходимый шаг на пути к объединению и преодолению национальных различий. Проект, разработанный Сталиным летом 1922 года и известный как план автономизации, предусматривал вхождение независимых республик в состав Российской Федерации на правах автономий. Председатель Совета народных комиссаров Украины Г. Г. Раковский отрицательно отнесся к Сталинскому проекту. Ленин также осуждал поспешные действия Сталина и выступал против чрезмерного централизма, за необходимость укрепления суверенитета и атрибутов независимости каждой республики как предпосылки единства народов. Он предложил форму федеративного союза как добровольного и равноправного объединения независимых Советских республик, отчуждающего на паритетных началах ряд суверенных прав республик в пользу общесоюзных органов.

Ленин подчеркивал необходимость создания всесоюзных органов, стоящих над РСФСР так же, как и над другими республиками. Отстаивая принцип полного равноправия объединенных советских национальных республик, он писал: «… мы признаем себя равными с Украинской ССР и т. д. и вместе и наравне с ними входим в состав нового союза, новой федерации, «Союза Советских Республик Европы и Азии»».

Список литературы

  1. Десятый всероссийский съезд Советов. Стенографический отчет. — М., 1923.
  2. Исаев И. А. История государства и права России: Учебник.
  3. Историки спорят. Тринадцать бесед. — М.: Политиздат, 1988.
  4. История Отечества в документах 1921-1939 гг. Часть 2. — М., 1994.
  5. История СССР: эпоха социализма. С. А. Seraev, С. Ф. Найда, В. И. Погудин, Ф. В. Носов, изд. С. А. Seraev, Москва: Просвещение, 1983. 
  6. Карр Э. История Советской России. Книга 1: Тома 1 и 2. Большевистская революция. 1917-1923. Перевод с английского / Предисловие. Ненарокова А. П.-М.: Прогресс, 1990.
  7. Ленин В. И. К вопросу о национальностях или об автономизации// Последние письма и статьи. — М., 1989.
  8. Ленин В. И. Об образовании СССР. — ПСС. Т. 45.
  9. Межнациональные отношения в СССР: история и современность. — М., 1991.
  10. К 60-летию образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г.-Москва, 1982.
  • Реферат на тему: Конституционные проекты декабристов
  • Реферат на тему: Фомин В.В. Норманистская версия происхождения имени «Русь» и ее научная несостоятельность
  • Реферат на тему: Объединение Италии XIX века
  • Реферат на тему: Нефтегазовая отрасль СССР в годы перестройки
  • Реферат на тему: Гражданская война в США: причины, ход, результаты
  • Реферат на тему: Богослужение в домонгольский период
  • Реферат на тему: Великий Новгород и Московское княжество в XIV-XV веках
  • Реферат на тему: Причины и характер вооруженной борьбы в России в 1918 – 1920 гг.
  • Реферат на тему: Причины проведения Реформ. Суть проводимых П.А. Столыпиным земельных реформ
  • Реферат на тему: Петровские реформы. Экономика России во 2-й половине XVIII века
  • Реферат на тему: Вооружение в первой мировой войне
  • Реферат на тему: Пётр I реформатор или тиран

Комментарии

Взгляды на мiр

СБ СССР
вчера в 20:56

Марш, марш отсюда, русские?!

Vistal
вчера в 19:47

Цивилизация так и не смогла вырваться из дремучего Средневековья

Александр Суворов
17 марта в 19:06

Большие игры в мере и вне её

АМ
17 марта в 17:04

Отошёл я ото сна, посмотрел на улицу…

АМ
17 марта в 14:26

Секреты Геральдики

Агафонов
15 марта в 16:02

О государстве и гос. суверенитете

Александр Суворов
14 марта в 18:05

Набиуллина против правительства России. Анализ её выступления в Госдуме.

Олег Низамов
14 марта в 17:33

Числовая символика в управлении

Александр Суворов
14 марта в 17:03

КОБ как запретный плод

Агафонов
13 марта в 20:12

Троица и тяга взаимная

Александр Суворов
12 марта в 20:11

Фильм «ЗАМЫСЕЛ» (2019)

Емеля
10 марта в 21:38

Хроники пробуждения цивилизации: Путь

Александр Суворов
10 марта в 18:12

Государственный флаг

Александр Суворов
10 марта в 16:28

Неумеха? В руководители!

Александр Суворов
9 марта в 16:35

У вас лопаты есть? Улыбайтесь!

Агафонов
8 марта в 19:16

Надувная сила политической ренты

Олег
6 марта в 19:26

Случилось!!! Началось? Можно ли изнасиловать учительницу с криком: «за Родину»?

Кирилл_Москва
6 марта в 16:31

Ноги затекли на низком старте, «бренд» держит за трусы

Олег Низамов
19 февраля в 23:16

Красавец, талант, бедоносец + Кравцов

Влад
18 февраля в 06:26

Концессия «Lena Goldfields»

Кирилл_Москва
15 февраля в 10:18

Извини, Карлсон! Тут уж мы сами…

Александр
14 февраля в 16:29

Управление: образ, сокращённо, кратко, малая толика

СБ СССР
14 февраля в 11:35

КАТЫНЬ. Александр Штефанов против ревизионистов

Александр Вершинин
13 февраля в 06:32

От Пушкина до Микки-Мауса, от победы до беды

Алексей Михайлович
8 февраля в 18:40

Великий Пётр и торчащие уши матрицы

Алексей Михайлович
7 февраля в 21:47

ГП: могущество истинное и мнимое

Barry Ig
2 февраля в 19:04

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: