Далай-лама надеется на Россию
С этого времени Россия больше не проводила активной политики в Тибете. Тем не менее, установления полного протектората Англии над Тибетом не произошло. Сказались твердая ориентация Далай-ламы на Россию, то, что Россия имела определенные обязательства перед Тибетом и желание сохранить свой престиж в буддийском мире. В первую очередь, в Монголии, где в это время находился Далай-лама. Монголию Россия тоже рассматривала в качестве плацдарма своего влияния в Китае.
Всего за полтора месяца до начала русско-японской войны и вскоре после вторжения английских войск в Тибет Петр Бадмаев обратился к Николаю II с памятной запиской «О противодействии англичанам в Тибете»
В записке говорилось, что Тибет имеет важное политическое значение
«Кто будет господствовать над Тибетом, тот будет господствовать над Кукунором и провинцией Сычуань, а кто господствует над Сычуанью, тот господствует над всем Китаем. Очевидно, что англичане ясно осознают, что завладев Тибетом, они через Кукунор, Алашань и Монголию будут иметь влияние, с одной стороны, на наш Туркестан, а с другой – на Маньчжурию. Неужели истинно русский человек не поймет, сколь опасно допущение англичан в Тибет, — и японский вопрос нуль по сравнению с тибетским…» /Из архива тибетского врача Бадмаева/
Эти взгляды Бадмаева имели распространение в определенной части правящей верхушки России, где создавались планы образования монголо-тибетского государства под русским протекторатом путем усиления влияния России на Далай-ламу. Лишь одно за другим поражения русской армии и флота в ходе японской войны и последовавшие англо-русские переговоры остановили проведение активной политики России в Тибете.
Напомним, что Россия, следуя авантюре Витте, в локальной схватке с Японией за Маньчжурию заплатила не только жизнями подданных (400 тысяч человек) и политическим унижением, но и потерей 2,5 миллиарда золотых рублей прямых военных расходов, не считая 500 миллионов рублей, потерянных в виде отошедшего к Японии имущества, потопленных военных и торговых кораблей. Также перешли к Японии Квантунский полуостров с портами Порт-Артуром и Дальним, южная ветка КВЖД и половина русского острова Сахалин.
С октября 1904 года по сентябрь 1908 года Далай-лама находился в пределах Монголии, рассчитывая на помощь России в утверждении его во главе единого монголо-тибетского государства под русским протекторатом, объединенного по религиозному признаку. Духовный глава Тибета надеялся на то, что интересы России заставят правительство в Петербурге покровительствовать Тибету, объединенному с Монголией. Именно эту мысль внушил ему курсирующий в это время между Петербургом и Ургой Агван Доржиев, который проводил в жизнь доктрину Бадмаева и военной клики в правящих кругах России.
Этому противодействовали китайские власти, разжигавшие конфликтные моменты в отношениях Далай-ламы с монгольским хутухтой — главой церкви Монголии, авторитет которого с приездом далай-ламы резко упал. Мешали проекту создания монголо-тибетского государства и те политические круги России, которые были заинтересованы в сближении с Англией и паритетном разделении сфер влияния в Китае, и английские власти и правители , желающие укрепиться в полотенце.
За это время Агван Доржиев четвертый раз лично встречается с Николаем II. Встреча происходит 22 февраля 1906 года в Царском селе. К тому времени Россия уже не могла проводить активных наступательных политических действий в Китае. Она была готова отказаться от единоличной политике в Тибете и согласовывать там свои действия с Англией. Переговоры Доржиева в Петербурге, на которые так надеялся Далай-лама, ни к чему не привели. Кроме абстрактных обещаний Доржиев ничего не добился.
Русские ищут Шамбалу
Нет ничего оригинального в утверждении, что наша страна столь же восточная, сколь и западная. Уже укоренился термин «Евразия» применительно к срединному, особому положению России, которую даже такой оголтелый русофоб, как Збигнев Бжезинский, считает «центром», или сердцем мира, от судеб которого зависят судьбы всех континентов. Об этом он писал в своей книге «Великая шахматная доска».
Сперва русские люди без всякой санкции правительства сами шли на Восток (часто за волей), а чиновники лишь закрепляли эти мирные «завоевания», превращая их из «де-факто» в «де-юре» (пример: Ермак и Иван Грозный), Но затем уже и официальные власти обратили пристальное внимание на азиатские земли, считая их естественной сферой своих интересов. Когда русские дошли до Туркестана, Алтая, Памира и Тянь-Шаня, встал вопрос об изучении земель, лежащих юго-восточнее, – то был Тибет, край тайн и загадок, великая горная страна
Англия, уже владея Индией, также проявляла пристальное внимание к этому региону, пытаясь и его прибрать к рукам. Естественно, Российский генеральный штаб не мог равнодушно относиться к экспансии давнего политического конкурента
Когда русские дошли до Туркестана, Алтая, Памира и Тянь-Шаня, встал вопрос об изучении земель, лежащих юго-восточнее, – то был Тибет, край тайн и загадок, великая горная страна
Англия, уже владея Индией, также проявляла пристальное внимание к этому региону, пытаясь и его прибрать к рукам. Естественно, Российский генеральный штаб не мог равнодушно относиться к экспансии давнего политического конкурента
Российская империя упорно и последовательно направляет на Тибет ряд экспедиций. Нет ничего удивительного, что их организуют в основном военные, часто маскируясь под путешественников, этнографов и географов.
Исстари в России было известно, что в Тибете расположена какая-то таинственная страна. Восток трактовал ее чисто мистически (эта территория находится вообще не в земном, а в духовном измерении). Запад вынужден был довольствоваться спиритуалистической информацией, полученной через восточных миссионеров буддизма, йоги и ламаизма, проникавших в Европу с лекциями о восточной философии. Россия, географически уже граничившая с легендарной Шамбалой, пыталась изучить этот край физически.
Вынужден был повернуть обратно
Одиннадцать веков, после знаменитого китайского путешественника Сюань-Цзана, в Центральную Азию не ступала нога исследователя. А русские вообще одними из первых европейцев проникли в загадочную страну легенд. В отличие от других мест земного шара все здесь казалось таинственным и внеземным. В середине XIX века еще не было представлений об инопланетной жизни, подобных современным. Тем не менее в этом нехоженом высокогорном краю, будто действительно отмеченном печатью близости к Богу, люди, по их свидетельствам, чувствовали себя как бы в ином мире.
Первым отправляется в горы Центральной Азии Петр Петрович Семенов, удостоенный за свои географические заслуги почетной добавки к фамилии – Тян-Шанский. Вслед за ним попадает в этот девственный уголок Земли зоолог и географ Н.А. Северцов. Знаменитый Николай Михайлович Пржевальский в двух своих путешествиях по Монголии и двух же тибетских экспедициях все глубже проникает в географический ареал, внутри которого затаилась загадочная страна. Конечно, не надо думать, что Пржевальский искал Шамбалу. Просто своими исследованиями он косвенно помогал разгадать ее тайну, скрупулезно изучая дикий край.
Далее следуют три экспедиции М.В. Певцова и столько же А.В. Потанина, менее известных русских путешественников. Они пробивались все дальше на юго-восток, пытаясь узнать, как далеко простирается эта горная страна. Открывался новый высотный этногеографический мир, неизвестный цивилизованной Европе. В 1879-1880 годах Н.М. Пржевальский нашел путь в запретный для западных непрошеных гостей город Лхасу, столицу страны лам, но вынужден был повернуть обратно. Как только была организована пятая Особая экспедиция на Тибет, он внезапно умирает. Официальная версия – от брюшного тифа.
Руководство страной[править | править код]
В году резко обострились тибетско-китайские отношения. Китайское правительство настаивало на том, что Тибет является частью Китая. Выражая точку зрения своего народа, Далай-лама писал: «С 1912 до рокового 1950 Тибет de facto был государством, независимым от любой другой державы, и наш статус по сей день остается тем же, что и в 1912 году». 17 ноября Народно-освободительная армия Китая вошла в Восточный Тибет, что ещё более осложнило ситуацию. 26 октября 1950 МИД Индии направил в Пекин следующую ноту: «Сейчас, когда китайское правительство предприняло вторжение в Тибет, навряд ли можно совместить с этими событиями мирные переговоры, и, естественно, часть тибетцев будет опасаться, что эти переговоры пройдут под давлением. При современном положении дел вторжение китайских войск в Тибет не может быть рассмотрено иначе как удручающее событие, не согласующееся с интересами самого Китая в налаживании мира в регионе. Так считает индийское правительство». В том же году чрезвычайная сессия Национальной ассамблеи Тибета обратилась к шестнадцатилетнему тогда Далай-ламе с просьбой принять на себя всю полноту духовной и светской власти. 17 ноября состоялось возведение Далай-ламы Тензина Гьяцо на престол духовного и светского правителя Тибета.
Cтав главой государства и правительства, в Далай-лама XIV едет в Пекин на мирные переговоры с Мао Цзэдуном и другими китайскими лидерами, в числе которых были Чжоу Эньлай и Дэн Сяопин. В , посещая Индию в рамках празднования 2500-летия буддизма, он проводит ряд встреч с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру и премьер-министром Китая Чжоу Эньлаем для обсуждения обострившейся политической обстановки в Тибете.
Его усилия по мирному урегулированию тибето-китайского конфликта были сведены на нет жёсткой политикой Пекина в восточном Тибете, которая повлекла за собой народные волнения. Движение сопротивления быстро распространилось и на другие части Тибета. 10 марта года в столице Тибета, Лхасе, вспыхнуло беспрецедентное по своему размаху восстание. Его участники провозглашали независимость своей страны и требовали от Китая оставить Тибет. Тибетское народное восстание было жестоко подавлено китайской армией. Далай-лама покинул Тибет и получил политическое убежище в Индии. За ним в изгнание последовало около восьмидесяти тысяч тибетцев. С года Далай-лама проживает в индийском городке Дхарамсала, который называют «маленькой Лхасой». Там находится штаб-квартира тибетского правительства в изгнании.
В году Далай-лама объявил, что если у тибетского народа будет избираемая политическая власть, институт Далай-лам может утратить свою актуальность. Он будет счастлив тогда наполовину уйти в отставку и позволить институту Далай-лам умереть вместе с ним. В в интервью газете «Хиндустан Таймс» Далай-лама уточнил свою позицию: «Если я умру в течение нескольких ближайших месяцев или до того, как мы вернёмся в Тибет, тогда придёт новый Далай-лама». Под «возвращением в Тибет» Далай-лама имеет в виду обретение Тибетом независимости или хотя бы прав автономии в составе Китая.
В году Далай-лама сложил с себя обязанности политического руководителя Тибета, и теперь главой Тибетского правительства в изгнании является премьер-министр Самдонг Ринпоче.
В 2002 году между китайскими властями и представителями Далай-ламы возобновились конфиденциальные переговоры о предоставлении большей автономии Тибету, но до сих пор никаких конкретных результатов достичь не удалось. Ввиду деликатности диалога Пекин официально не признает даже наличие таких контактов. Как заявляет правительство Тибета в изгнании, конечной целью переговорного процесса является достижение возможности для тибетцев сохранить свою культурную идентичность.
Между трех огней
В этот чрезвычайно важный момент в истории страны политическая воля верховного правителя Тибета и тибетского народа заключалась в стремлении к эмансипации от Китая и к преодолению искусственной изоляции страны. Напомним, тогда в Тибете действовали навязанные китайцами законы, согласно которым тибетским властям запрещалось иметь всякие отношения с иностранцами.
Тибет никогда не был центром притяжения стратегических интересов крупных держав. Но его естественная воля к суверенитету в пику стремления Китая удержать его в своей зависимости совпадала со стремлением империалистических держав расширить сферу своего влияния. В первую очередь это касалось Великобритании, желавшей путем увеличения территорий на границе с Индией, находящихся под ее протекторатом, закрепить за собой эту «жемчужину» своих владений в Азии.
Россия имела аналогичные интересы по периметру своей границы с Китаем. Общим для политики этих государств было то, что и в России, и в Великобритании, избегавших пока прямого столкновения между собой и непосредственного соприкосновения своих границ, огромным влиянием пользовались круги, проводящие политику территориального раздела Китая и поощрявшие сепаратистские настроения в Монголии, Восточном Туркестане и Тибете.
В Тибете сторонники сближения с Англией практически не имели поддержки среди тибетского духовенства и чиновничества. Там хорошо знали о судьбе ближайших соседей (Непала, Бутана и Сиккима) окончательно подчиненных Англией во второй половине XIX века. Хотя в отношении Тибета у Англии были естественные приоритеты ввиду общей границы Тибета с британской Индией.
«Трудно понять и объяснить, как живущие на расстоянии менее, чем 200 миль от Индии общество невооруженных монахов постоянно игнорирует нас». /вице-король Индии лорд Керзон – министру по делам Индии Гамильтону. 11 июня 1901 г.
«При возникновении конфликта нам даже трудно будет доказать свою правоту, ибо у англичан всегда имеется два серьезных аргумента, а именно, что Тибет расположен в ближайшем соседстве с Индией, и что у Англии буддийских подданных больше, чем у нас» /русский посол в Англии Бенкендорф – министру внутренних дел Извольскому. 21 марта 1906 г./
Сергей Витте: мягкий вариант аннексии Китая
В самом Тибете глубокий интерес к России был связан с радикальными настроениями политической среды и самого Далай-ламы, надеявшегося добиться максимальной степени самостоятельности Тибета. Такая самостоятельность казалась невозможной при усилении давления одной из крупных держав, с которыми Тибет имел опыт непосредственных отношений – Китая и Великобритании. Россия же могла рассматриваться как могущественный покровитель Тибета, имеющий там свои интересы. При этом ближайший пункт русской территории был расположен в более 1000 милях от Лхасы.
Агвану Доржиеву удалось убедить Далай-ламу в том, что русское правительство уделяет большое внимание и с уважением относится к интересам своих подданных буддистского вероисповедания и способствует процветанию буддизма в Российской империи. Усиление прорусских настроений в Тибете и сама деятельность Агвана Доржиева, направленная на установление русско-тибетских связей, стали возможными лишь благодаря интересу к Тибету, проявленному правящими кругами России
В чем же заключались подлинные причины возникновения этого интереса и как связано установление дипломатических связей России с Тибетом с общими направлениями русской политики на Дальнем Востоке? И кто являлся ключевыми фигурами этой политики?
Витте С.Ю. (1849 – 1915 гг.) – граф, русский государственный деятель, финансист, с 1892 года – министр путей сообщения, затем министр финансов, в 1903 году – председатель Кабинета министров, в 1905-1906 гг. – председатель Совета министров. Инициатор ряда крупных государственных проектов – денежной реформы 1897 года, строительства Транссибирской железной дороги и Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).
К началу 90-х годов XIX века относится начало строительства Транссибирской железнодорожной магистрали, которая должна была связать Европу с Тихим океаном. Сергей Витте, став министром финансов, проводил политику экономического освоения Дальнего Востока. В целях проведения этой политики по его инициативе был создан Русско-Китайский банк, председатель которого стал Эспер Ухтомский.
Ухтомский Э.Э. (1861 – 1921 гг.) – князь, политический деятель. Приближенный к Витте, председатель Русско-Китайского банка, владелец русской правительственной газеты “Journale de Saint-Peterbourge”, сторонник привлечения иностранного (французского и английского) капитала к осуществлению финансово-экономической экспансии России в Китае.
Витте, сосредоточивший в своих руках пружины и нити всей дальневосточной политики России, стремился к захвату дальневосточных рынков финансово-экономическими банковскими методами и выступал против прямых территориальных захватов.
Операция «Преемник»
Итак, 1898 год. В этому времени Агван Доржиев был в возрасте 35 лет. Уже десять лет он находится в ближайшем окружении Далай-ламы, входя в число семи учителей первосвященника, обучавших его по программе цаннита. В то же время он формально занимает должность цаннит-хамбо, распорядителя совместных богословских диспутов семи цаннитских (философских) дацанов крупнейших монастырей Лхасы – Брайбун, Галдан и Сэра.
За десять лет до этого, в 1888 году, Доржиев, имея уже высшую степень монашеского посвящения — гелюна, получил и высшую ученую степень – лхарамбы. Эти его личные продвижения в иерархии тибетских монастырей (по некоторым версиям, благодаря деньгам русского МИДа) совпадают по времени с возвышением Доржиева во дворце Потала, резиденции Далай-лам.
Напомним, что с 1805-го по 1875-ый год в Тибете сменилось четверо Далай-лам. Все они не доживали до своего совершеннолетия и умерщвлялись правящими регентами – ставленниками китайских амбаней. Амбани были представителями Цинской монархии в Тибете. Формально они занимались лишь делами китайских переселенцев, фактически же играли определяющую роль в избрании Далай- и Панчен-лам, а также в назначении регентов при малолетних Далай-ламах.
В 1898 году Далай-лама XIII достиг своего совершеннолетия. В возрасте 21-го года Нгаванг Лобсанг Тхуптэн Гьяцо (имя главы Тибета) сумел при помощи своего старшего учителя Пурбу Чжог Джампа Римпоче (выдвиженцем которого был и Агван Доржиев) нейтрализовать регента и заключить его в монастырь. Таким образом, Далай-лама XIII получил всю полноту духовной и светской власти в Тибете, избежав участи своих предшественников.
К моменту резкого укрепления положения Далай-ламы его учитель Пурбу Чжог Джампа Римпоче был в преклонном возрасте (он умер три года спустя – в 1901 году) и не имел широкого представления о других странах. Агван Доржиев же хорошо знал положение в России и Монголии и пользовался полным доверием самого Пурбу Чжог Джампа Римпоче. Таким образом, Доржиев являлся первым после него претендентом на роль политического советника при Далай-ламе.
Политические интриги между Японией, Россией, Британией и Китаем; их влияние на Тибет.
С 1900 по 1902 г. по Тибету путешествовал японский дзенский монах Экаи Кавагучи, собиравший санскритские и тибетские буддийские тексты. На обратном пути, проезжая через Британскую Индию, он сообщил индийскому шпиону Сарат Чандра Дасу, работавшему на англичан (Сарат Чандра Дас посещал Тибет в 1879 и 1881 гг.), ложные сведения о российском военном присутствии в Тибете. В то время Япония готовилась к войне с Россией за Маньчжурию. Не так давно Япония заключила с Британией пакт (действовавший с 1902 по 1907 г.), согласно которому каждая из сторон обязалась сохранять нейтралитет в случае вступления другой стороны в войну. Похоже, что, сея раздор между Англией и Россией, японский монах хотел «подстраховаться», сделав невозможной поддержку России Англией в случае войны
Быть может, он также надеялся, что протесты Британии по поводу Тибета отвлекут внимание России от Маньчжурии
В своей книге «Три года в Тибете», изданной Теософским обществом в Бенаресе в 1909 г., Кавагучи писал, что он слышал о статье Доржиева, изданной на тибетском, монгольском и русском языках, в которой тот утверждал, что Россия — это Шамбала, а ее царь — перерождение Цонкапы. Однако сам он никогда ее не видел. Кавагучи также говорил о создании японо-тибетской буддийской коалиции, но ни та, ни другая сторона никогда не планировала ничего подобного.
Сведения, которые сообщил Кавагучи, а позднее и его книга стали широко известны среди британских официальных лиц в Индии. Так, ее цитировал сэр Чарльз Белл, британский чиновник в Сиккиме, в своей книге «Тибет: прошлое и настоящее» (1924 г.). Он писал, что Доржиев склонил Далай-ламу на сторону России, рассказав ему о том, как Россия контролирует и покровительствует Бурятии, как все больше русских принимают тибетский буддизм и о том, что, возможно, и сам царь примет эту веру.
Лорд Керзон, бывший вице-королем Индии в то время, когда Кавагучи распространял свою дезинформацию, был одержим страхом перед Россией. Опасаясь, как бы Россия не взяла верх над Британией и не монополизировала торговлю с Тибетом, он распорядился инициировать британское вторжение в Тибет — так называемую экспедицию Янгхазбанда (1903–1904). Тринадцатый Далай-лама вместе с Доржиевым бежал в столицу Монголии Ургу (сейчас — Улан-Батор). Потерпев поражение, регент Далай-ламы подписал в 1904 г. лхасский договор, в котором признавался британский протекторат над Сиккимом и устанавливались торговые отношения с Британией. Для защиты своих торговых интересов Британия разместила в Лхасе дипломатический корпус и охраняющий его воинский контингент.
Спустя несколько месяцев в Маньчжурии началась Русско-японская война (1904–1905), в которой царские войска потерпели поражение. Далай-лама попрежнему находился в Монголии, поскольку в 1906 г. Британия подписала с Китаем договор, подтверждающий власть Китая над Тибетом. Вскоре этот договор стал предлогом для попыток Китая аннексировать Тибет. Далай-лама вновь послал Доржиева к императорскому двору России с просьбой о военной помощи.
В 1907 г. Доржиев представил вице-президенту Российского географического общества П. П. Семенову-Тян-Шанскому доклад, озаглавленный «О сближении России, Монголии и Тибета». В этом докладе он призывал к объединению трех государств и созданию на их основе великой буддийской конфедерации. Российские официальные лица категорически отвергли этот проект.
Подписав англо-русский договор 1907 г., Британия и Россия отказались от вмешательства во внутренние дела Тибета, обязавшись отныне действовать лишь через посредство Китая. Неустрашимый Доржиев в 1908 г. вновь направил в российское Министерство иностранных дел прошение о строительстве в Санкт-Петербурге храма Калачакры; первое прошение Доржиева, поданное в 1899 г., было отвергнуто властями. Однако на этот раз царь поддержал идею Доржиева. Это произошло в 1909 г.
В конце 1909 г. Далай-лама ненадолго вернулся в Лхасу, но вскоре туда вошли китайские войска. В начале 1910 г. Далай-лама бежал в Индию и жил под британским покровительством в городе Дарджилинг на юге Сиккима. Там он подружился с сэром Чарльзом Беллом, увлекшим правителя Страны снегов идеями о модернизации жизни в Тибете.
Образование[править | править код]
Далай-лама обучался по традиционной тибетской системе, двумя официальными наставниками: Линг Ринпочхэ и Тричжанг Ринпочхэ. В программу обучения входили «пять больших наук» (логика, тибетское искусство и культура, санскрит, медицина, буддийская философия) и «пять малых» (поэзия, музыка и драматическое искусство, астрология и словесность).
Другом юного Далай-ламы был также известный австрийский альпинист и член СС Генрих Харрер, проживший семь лет в Тибете после экстрадиции из Британской Индии.
Далай-лама обучался с шести до двадцати пяти лет от роду, получив высшую учёную степень гэшэ-хларамба («доктора буддийской философии»). В возрасте двадцати четырёх лет он сдал предварительные экзамены в трёх главных монастырских университетах Тибета: Дрепунге, Сэре и Гандене. Заключительные экзамены прошли в главном храме Лхасы во время ежегодного молитвенного фестиваля Монлам зимой года. Утром в экзаменационный день Далай-лама сдавал экзамены по логике тридцати учёным. Во второй половине дня он участвовал в философском диспуте с пятнадцатью учёными. Вечером тридцать пять ученых экзаменовали его по вопросам монашеской дисциплины и метафизики. Далай-лама блестяще сдал экзамены в присутствии 20 000 учёных-монахов и получил звание Доктора богословия (Гэшэ-Хларамба).
Нобелевская премия мира[править | править код]
Решение норвежского Нобелевского комитета присудить Премию мира Далай-ламе вызвало одобрение всего мирового сообщества (за исключением Китая). Комитет подчеркнул, что «Далай-лама в своей борьбе за освобождение Тибета неуклонно выступает против применения насилия. Он призывает к поиску мирного решения, основанного на терпимости и взаимном уважении, с целью сохранения исторического и культурного наследия своего народа».
10 декабря года Далай-лама принял Нобелевскую премию от имени всех, кто подвергается гонениям, всех, кто борется за свободу и трудится во имя мира во всём мире, а также от имени тибетского народа. «Эта премия, — заявил он, — подтверждает нашу убеждённость в том, что оружием правды, мужества и решимости Тибет добьётся освобождения. Наша борьба должна быть ненасильственной и свободной от ненависти».
Далай-лама также направил слова поддержки возглавляемому студентами демократическому движению в Китае: «В июне этого года народное демократическое движение в Китае было жестоко подавлено. Но я не думаю, что демонстрации протеста не принесли плодов, ибо дух свободы вновь ворвался в сердца китайского народа, и Китай не сможет устоять перед этим духом свободы, захлестнувшим сегодня многие части мира. Мужественные студенты и их сторонники показали китайскому руководству и всему миру лицо подлинного гуманизма, присущее этой великой нации».