Как и почему города во всем мире стали строиться одинаковыми

Зачем в москве передвигали целые дома

Появится ли в Салехарде Центр изучения Арктики?

Все дипломные проекты будущих петербургских архитекторов проходят обязательную стадию — согласование с главным архитектором города.

«Мы обосновываем принципы и подход к строительству, предлагаем городам идею, а каждая идея — основа для более глубоких разработок, которыми занимаются уже другие профильные специалисты», — объяснил Федор Перов.

Сегодня, по словам доцента, строительство объектов по выпускным работам студентов-архитекторов может быть затруднено в силу различных причин. Основная — выпускники предлагают современные технологии строительства из дерева, которые пока не нашли широкого применения в Арктике. Хотя, по мнению Перова, были бы гораздо долговечнее бетона. Но на такую перестройку могут уйти годы.

Главный архитектор Салехарда Александр Панфилов в разговоре с «Север-Прессом» поделился своим мнением, почему реализовать проекты студентов не так-то просто.

«Студенческие работы все же далеки от реальности. Они больше про образность, про визуальный ряд, а не про конструктив, — объяснил он. — Многие факторы попросту не учитываются. По сути, это эскизные проекты, первая стадия работы».

По словам Панфилова, у каждого студента-архитектора есть мечта, что именно его проекты воплотят в реальность. Но для этого надо потрудиться.

«Мы готовы обсуждать работу над проектами уже со специалистами, которые разбираются в технологиях, экономике, во всех процессах. Ждем выпускников СПбГАСУ в наш город, всегда рады сотрудничать с молодыми профессионалами», — отметил Панфилов.

Милена Саяхутдинова как раз из тех студентов, которые понимают, какой путь проходят проекты от задумки до воплощения.

«Реализация проекта — дело сложное, долгое и трудоемкое. Заказчик у меня пока не появился, но я рада и тому, что своим проектом могу хотя бы задать направление на переосмысление образа северного детского сада», — заключила Саяхутдинова.

Ренессанс после упадка

Переосмысление городов Запада связано с пятью факторами: столичным статусом, школами и университетами, благоустроенностью, присутствием успешных корпораций и режимом, благоприятствующим бизнесу.

  1. Статус столичного города — источник стабильности. Важные преимущества старых европейских столиц — культурное наследие, создание рабочих мест взамен утраченных при промышленном спаде и присутствие в городе руководства страны — как гарантия решения проблем столицы.
  2. Успешные компании. Штуттгарт, как и Детройт, — «родина автомобиля», но первый пережил деиндустриализацию лучше. Основа экономики Штутгарта — компании Daimler и Porsche — заняли премиальный сегмент рынка, который оказался устойчивее к конкуренции со стороны Японии и Кореи. Bosch поставляет детали многим мировым производителям автомобилей. Эта компания — скорее, технологическая, чем обычная автомобильная, и это обстоятельство способствует динамичности Штутгарта.
  3. Территории, благоприятные для бизнеса. Когда военная база в Форт-Девенсе (Массачусетс) была закрыта, губернатор создал комиссию, которая оперативно выдавала разрешения для предприятий, стремившихся разместиться в районе Девенса. Теперь там — целый ряд компаний.

В целом города демонстрировали стойкость к событиям, разрушающим физическую среду. Они справлялись и с пандемиями. При этом экономические и политические шоки часто резко меняли судьбу городов. И всё же история городов не может не вселять оптимизм, полагает Эдвард Глейзер. Они пережили многие катаклизмы, восстанавливались — и в итоге часто становились только лучше.IQ
 

Автор исследования:

Чистяков предлагает следующие способы сочетания новой и исторической застройки[6]:

размещение нового здания в плотном ряду памятников архитектуры;

надстройка нового объема на историческое здание;

внедрение современного сооружения в исторически сложившийся архитектурный ансамбль;

пристройка нового объема к отдельно стоящему историческому зданию.

создание фоновой застройки для исторически ценной архитектуры;

создание силуэтной застройки.

Выбор размещения новых застроек в исторической среде города должен обуславливаться ценностью исторического ядра и наличием вблизи ценных архитектурных объектов, в том числе и объектов архитектурного наследия, а также созданием функционального и художественного взаимодействия новой и старой застройки. Также неотъемлемым пунктом при размещении современной застройки в исторической городской среде является выбор архитектурных решений, типов фасадов и видов отделочных и строительных материалов.

Е.М. Биленко предлагает следующие методы гармоничного сочетания исторической и современной застройки, такие как «Симбиоз старого и нового», «Вписывание» и «метод контраста» . Согласно концепции симбиоза, при строительстве современного здания должны применяться общие с историческим зданием композиционные приемы, материалы и формы, а также исторические данные о здании для восстановления нарушенных частей объекта строительства и прилегающей к нему территорий. Метод «Вписывание» основан на дополнении исторической застройки по ритму, при этом современные здания могут отличаться по материалам от зданий исторической застройки, но благодаря своей масштабности определенным архитектурным особенностям современное здание может гармонично вписываться в существующую среду за счет простоты формы и цвета новой постройки, которая «растворяется» в пространстве. Третий метод основан на «контрасте» соединения исторической застройки с новыми зданиями. Архитектурная целостность старого и нового достигается за счет сочетания элементов архитектурной формы, которые резко отличаются по внешним характеристикам. Противопоставление современных зданий исторической застройке базируется на использовании новых строительных материалов и выбора специального архитектурного облика, контрастного по отношению к исторической застройке

В качестве примера применения данного метода можно привести крыло «Кристалл Л и Чин», пристроенное к королевскому музею Онтарио в Торонто в Канаде и привлекшему в дальнейшем огромное внимание к музею Онтарио, как к туристическому объекту

В условиях быстрых темпов роста и развития городов перед современными архитекторами и градостроителями встает неизбежная проблема, которая заключается в сложности гармонично совместить в городской среде новую застройку с историческим контекстом. Гармоничное сочетание новой и исторической застройки можно отнести к фактору комфортности, способному повысить капитализацию городской среды

Таким образом, встраивая современные здания в историческую застройку, необходимо с большим вниманием подойти к выбору концепции застройки исторической среды новыми объектами. Создание комфортной и гармоничной городской среды является главным направлением развития современных городов

Библиографический список

Сарченко, В.И., Крушлинский В.И. Генплан и качество среды города: монография. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. — 124 с.

Маслоу, А. А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. 289 с.

Душкина, Н.В. Вторая жизнь. Обращение со старыми постройками // Журнал Speech. — 2008. — № 02. — с. 40.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»» от 05.04.2016 N 95-ФЗ.

Тиц, А. А. Основы архитектурной композиции и проектирования.- К. : Вища школа, 1976. — 256 с.

Чистяков, С.В. Способы размещения современных построек в исторической среде // Журнал «Архитектон: известия вузов». — 2006. — № 14. — с. 57.

Биленко, Е.М. Проблема формообразования новейшей архитектуры в контексте исторической застройки // Журнал «Научный форум» ГВУЗ «Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры». — 2016. — № 3. — С. 31

Сарченко, В.И. Методология обеспечения целевой мобильности развития и эффективной реструктуризации городской недвижимости в условиях неопределенности: дис. … д-р экон. наук: 08.00.05. — М., 2016. — 264 с. УДК 332.37+712.25

Предыдущая     Оглавление     Следующая

Количество показов: 7596

Исторический контекст

Основание города — это процесс создания нового городского населенного пункта. В России этот процесс имел свои особенности, связанные с историческим контекстом.

Первые города в России были созданы в X-XI веках на древней Руси. Это были поселения, выстраивавшиеся вокруг крепостей, монастырей или торговых центров. В XIII веке началось активное строительство городов на территории Московского княжества. В это время главной задачей было становление централизованной государственности и укрепление России.

В период правления царя Петра I началась модернизация России и становление ее великой державой. В этот период была проведена реформа управления, в результате которой были образованы новые губернии и города. Были созданы особые комитеты, занимавшиеся привлечением инвестиций и строительством новых городов.

Одним из самых ярких примеров основания города в современной России является город Новосибирск. Он был основан в 1893 году вместе с постройкой на нем железнодорожной станции и имел амбициозную задачу — стать «воротами в Сибирь».

Таким образом, исторический контекст оказал сильное влияние на процесс основания городов в России. Это было связано с потребностями развития государства, укреплением его экономики и модернизацией общества в целом.

Пойдем дальше. «Хрущевская» эпоха

Эпоха социалистического планирования. Было сказано — все дружно движемся к коммунизму. Народ, в период торжества социализма, должен жить в отдельных благоустроенных квартирах. Архитектурных излишеств быть не должно, это лишнее. Партия сказала — все бросились выполнять, по-другому просто не могло быть.

Целые институты занимались разработкой генеральных планов развития городов. Не города, а городов! На годы вперед, с учетом экономики и роста населения в целом по стране! Создавались документы, которыми до сих пор пользуются при определении, что и как строить в городе.

Результат — миллионы знаменитых пятиэтажных «хрущевок» по всей стране. Хорошо это или плохо? Сейчас говорят что плохо, тогда — люди, которые из коммуналок переезжали в отдельные квартиры, сказали бы что хорошо

Обратите внимание — планировочная структура кварталов застроенных «хрущевками», с их уютными дворами, школами и детскими садиками, достаточно удобна и ценится до сих пор больше, чем огромные дворы-пустыри многих новостроек

После Хрущева, с точки зрения архитектуры, пожалуй, можно выделить только развитой социализм товарища Брежнева, который мало чем отличался от начинаний Никиты Сергеевича. Затем мы дружно погрузились в перестройку Горбачева и далее в полный хаос.

Я, кстати, свою профессиональную деятельность начал именно во времена глубокой перестройки. После армии «попал» в институт по проектированию городов (специально не называю его правильное название). Там конечно было много спорных моментов, но там реально занимались проектированием городов, по заказу государства и на государственные деньги. Мы выпускали действительно уникальную продукцию — генпланы развития городов на много лет вперед. Но, как я уже и говорил, дальше все развалилось, и наступил хаос.

Так в чем причина правильного развития города? А ведь я уже, по сути, ответил на этот вопрос.

Для архитектуры и градостроительства в частности нужна стабильная государственная система. Понимание комфортной селитебной территории в городе, необходимой для жизни людей, существует достаточно давно. Все изучено, систематизировано и понятно. Но для того чтобы «сказка стала былью», не хватает маленькой детали — достаточно долгого периода времени без каких-либо социальных или государственных потрясений.

Она, архитектура — в принципе привязана к стабильности государства и чутко реагирует на малейшие сбои в его работе. Вспомните древние Грецию и Рим, (спасибо учителям в школе), средневековую Европу, список можно продолжать до бесконечности. Только при стабильной системе у самого государства появляются и возможность, и желание заниматься планированием городов (Кстати, не только городов, а вообще всем — дорогами, заводами и т.п.). Не созданием ограничений в виде регламентов, а настоящей, серьезной, основанной на опыте поколений работой.

Вот и все. И никакой стихии. К чему приводит стихийное развитие, мы могли наблюдать в течение почти 20 (!!!) лет того самого хаоса, что последовал за развалом СССР, вплоть до настоящего времени.

Моей мастерской, к счастью, довелось проектировать если не город, то близкую по смыслу структуру – на Азовском море. Там очень похожая «ткань» – селитебная территория, рекреации, зоны отдыха, развлечения населения и т.п. Очень интересный проект, с прекрасным, во всех отношениях, грамотным заказчиком. Более того – над данным проектом я работал в команде с испанским архитектурным бюро «Cloud 9» под руководством Энрика Руиза Гели (Enric Ruiz-Geli) и непосредственно смог узнать, как к вопросам градостроительства подходят у за границей. Увы – все увиденное мной лишь подтверждает выводы, сказанные в этой статье.

В начале статьи мы вспоминали времена «сталинского ампира» и «хрущевских» пятиэтажек. Когда-нибудь и наше время назовут неким словом. Будут разбирать его в школах и институтах. Интересно, какое название ему придумают? Не хочу думать о плохом, но то, что мы сейчас уже понастроили, как бы похуже «хрущевок» не оказалось. Хотя — время покажет. Бывает, популярные постройки спустя годы становятся объектом критики, и наоборот: то, что сначала все дружно ругали, потом считают шедеврами.

Тот факт, что сейчас начали заниматься вопросами развития города, это конечно радует, но вся проблема в том, что те самые 20 лет, о которых мы говорили, города-то росли, и росли именно стихийно. Планированием точно никто не занимался. К чему это привело? Попробуем разобраться в этом вопросе, но уже в следующей статье, которая будет логическим продолжением этой.

Каким видят Ямал не местные жители

По мнению Федора Перова, у Ямала прекрасные перспективы, чтобы развивать туризм. Но необходимо отойти от старых концепций. «Сейчас города ЯНАО сплошь монофункциональны. И это проблема, которую нужно решать, чтобы привлечь больше людей», — считает он.

Доцент СПбГАСУ предлагает обратить внимание на опыт Мурманска, куда ежегодно приезжает почти два миллиона туристов, или Аляски. Ямалу точно есть чем удивить приезжих — и не только Днем оленевода

«Надо, чтобы люди из мрака полярной ночи попадали в праздник», — заключил Перов.

С тем, что необходимо менять привычный подход, согласна и Милена Саяхутдинова. «На мой взгляд, основная проблематика северных городов России — в стандартном подходе к формированию среды. При проектировании все же необходимо отталкиваться от идентичности местности, отложив в сторону типовые проекты. У северных городов должна быть своя уникальная архитектура, идентификационный и световой дизайн — это может стать еще одной визитной карточкой Заполярья».

Урбанист Лев Филиппов, который недолгое время прожил в поселке Яр-Сале, переехав туда из Ульяновска, считает, что региону нужно больше общественных пространств.

В разговоре с «Север-Прессом» Филиппов обратил внимание, что музеи, библиотеки, дворцы культуры на Севере не выходят за рамки своего функционала. Хотя на Ямале есть все условия, чтобы проводить масштабные фестивали и другие мероприятия всероссийского уровня

В Лабытнанги на днях открылась арт-резиденция «Лампа». Культурное пространство объединит музыкантов, фотографов и других ценителей искусства.

Начнем со сталинских времен

Стиль этого времени в архитекторе сейчас называется «сталинский ампир». Тогда он, конечно же, назывался по-другому. Время тогда было «суровое». Прославлялись партия и товарищ Сталин во всем. И что же сейчас?

А сейчас «Сталинские» дома и кварталы — один из наиболее дорогостоящих и востребованных видов жилья. Почему — спросите вы? Да потому, что делалось все под единым жестким руководством. Централизованно проектировались и строились целые города. Изначально определялось, сколько жилья, магазинов и т.п. необходимо людям для нормальной жизни. Контроль качества — простой, но чрезвычайно эффективный: если что не так — могли и расстрелять.

Схема передвижения

При строгом исполнении всех технологических требований дома «переезжали» безо всякого ущерба. Примечательно, что многие жилые дома даже не отключали от коммуникаций. Телефонная связь, водопровод и электричество продолжали работать. Их подключали через гибкие кабели.

Дом отделяли от фундамента при помощи специальных тросов, перед этим укрепив его на огромные домкраты. По направлению движения прокладывали траншеи, на бетонное основание клали шпалы и катки. Дом в металлическом каркасе ставили на двутавровые балки. Здание, расставшееся с фундаментом, отправлялось на новое место. Подмогой ему служили лебедки и домкраты, толкающие его сзади.

На перемещение дома на несколько десятков метров требовалось до четырех дней.

Масштабная стройка

Первый факт переноса зданий в России был зафиксирован еще в 1812 году: Дмитрий Петров переместил деревянную церковь в Моршанске. Однако в дореволюционное время подъем и перемещение домов широкого распространения не получили. Данная практика возобновилась лишь в СССР, когда в 1934 году было перемещено находившееся в Макеевке каменное двухэтажное здание почты массой 1300 тонн.

Широкое применение метод передвижения зданий получил в середине 1930-х годов при глобальной перестройке Москвы. Генеральный план реконструкции столицы 1935 года предусматривал расширение магистральных улиц. Ради этого с землей сровняли целые кварталы, однако особо ценные дома решили не сносить. Изначально было передвинуто шесть небольших домов, затем более крупные объекты.

Дом Сытина, 1979 год

Так, вглубь жилого массива на Тверской улице передвинули здание Моссовета (изначально дом генерал-губернатора постройки М. Ф. Казакова), подворье Саввинского монастыря, здание глазной больницы. Жилые дома умудрялись не отключать от коммуникаций при перемещении: водопровод и канализацию подключали через широкие резиновые трубки. В 1936 году в Москве даже создали специальную контору со специалистами из Метростроя, которая занималась перемещением домов.

Жилой дом на Садовнической улице, 1937 год

Тема масштабного передвижения целых домов нашла отклик в искусстве. «Переезд» дома на улице Серафимовича увековечила в стихотворении поэтесса Агния Барто. Реакцию обитателей «поехавших» домов, которых, чтобы обойтись без паники, даже не предупреждали о переезде, сатирически изобразили в фильме «Новая Москва», восхвалявшем генплан, но так и не вышедшем на экраны.

В дальнейшем перемещения домов в Москве производились нечасто. Практика получила широкое распространение за рубежом, в частности в США. И это при том, что в середине 1930-х годов Штаты могли похвастаться лишь перемещением восьмиэтажной телефонной станции в Индианаполисе весом 11 тыс. тонн. Продолжают там двигать дома и сегодня. Так, в начале 2000-х годов было перенесено здание старого терминала аэропорта Ньюарк в штате Нью-Джерси весом около семи тонн.

Экологические последствия увеличения городов

Разрастание городов имеет значительные экологические последствия, которые негативно влияют на окружающую среду и жизнь людей.

1. Ухудшение качества воздуха. Повышенная концентрация городских автотранспортных средств, промышленных предприятий и энергоустановок приводит к выбросу в атмосферу значительного количества вредных веществ. В результате увеличивается загрязнение атмосферы, что негативно сказывается на здоровье людей и экосистеме в целом.

2. Убывание зеленых зон. С ростом городов сокращается площадь зеленых зон и природных территорий. Застройка лесов, парков, садов и полян приводит к утрате биоразнообразия и исчезновению природных мест обитания для различных видов животных и растений.

3. Загрязнение водных ресурсов. Большие города генерируют большое количество сточных вод, содержащих вредные химические вещества и пестициды. Неправильная очистка сточных вод и незаконные сбросы приводят к загрязнению рек, озер и других водных ресурсов, что негативно сказывается на живых организмах и водной экосистеме.

4. Изменение климата. Города, из-за большого количества бетона и асфальта, поглощают и задерживают больше тепла, что приводит к неравномерному распределению тепла в окружающих районах и формированию городского острова тепла. Это может привести к изменению климата в городе и его окрестностях.

5. Потеря биоразнообразия. Разрушение природных территорий и уничтожение естественных экосистем в результате разрастания городов приводит к потере биоразнообразия. Многие виды животных и растений становятся на грань вымирания, а некоторые уже исчезли.

Все эти экологические последствия требуют принятия мер со стороны городской администрации и населения в целом для минимизации негативного влияния разрастания городов на окружающую среду. Необходимо активнее использовать возобновляемые источники энергии, стремиться к экологически чистому транспорту, сохранять зеленые зоны и богатство природы в пределах городов. Только совместными усилиями мы сможем сохранить природу и обеспечить устойчивое развитие городов.

Влияние развития градостроения

Развитие градостроения имеет огромное значение на различных уровнях

Прежде всего, оно важно для школьного предмета «История» в 6 классе. Ответить на вопрос о развитии градостроения требует знания исторических фактов, анализа изменений в архитектуре и планировке городов разных времен

Как правило, развитие градостроения имеет непосредственное отражение на жизни людей и экономическом благосостоянии городов. Этот процесс способствует формированию эффективной инфраструктуры, улучшению условий жизни и развитию торговли. Благодаря развитому градостроению возникают новые рабочие места, комфортные условия для проживания, а также культурные и развлекательные места, способствующие разностороннему развитию общества.

Развитие градостроения может оказывать влияние на экологию и природную среду. Модернизация городов, старение исторических построек, строительство высотных зданий и древних памятников архитектуры — все это непосредственно влияет на окружающую среду. Однако при правильном планировании и экологически ориентированном строительстве возможны достижение баланса между городской жизнью и сохранением природы.

Урбанизация и рост населения:

Вопрос о развитии градостроения имеет особую актуальность в современном мире. Развитие городов и урбанизация являются неотъемлемой частью процесса развития общества. Каковы же основные факторы, влияющие на рост населения и увеличение городских поселений?.

Один из основных факторов, влияющих на урбанизацию и рост населения, – экономическое развитие. В развитых странах уровень жизни выше, что привлекает мигрантов и людей из пригородных районов в большие города. Это позволяет развивать инфраструктуру и социальные услуги в городах.

Кроме экономического развития, на рост населения и урбанизацию влияют и другие факторы. Например, политическая стабильность и безопасность в стране также способствуют увеличению миграции в города. Культурные и образовательные возможности, доступные в городах, также являются привлекательными факторами для мигрантов и потенциальных жителей городов.

Важным элементом роста населения и урбанизации является также географическое расположение городов. Города, расположенные на перекрестках торговых путей или близко к природным ресурсам, имеют больший потенциал для развития и привлечения населения.

В заключение, развитие градостроения и урбанизация – это сложный процесс, зависящий от множества факторов. Экономическое развитие, политическая стабильность, образовательные и культурные возможности, а также географическое расположение – все это влияет на рост населения и развитие городов.

Тонкости процесса

Чтобы передвинуть здание весом в несколько тонн, а то и десятков тонн, его необходимо деликатно оторвать от фундамента, приподнять, перенести и при этом не разрушить.

В советское время, чтобы отделить дом от основания, выкапывалась траншея, с помощью металлических тросов здание отрезали от фундамента. Перед путешествием дома кирпич, камень или дерево необходимо было скрепить так называемыми поясными балками. Другой вариант — опоясывание дома бетонным монолитом. Наиболее уязвимые наружные и внутренние стены, которые оказывались перпендикулярными к направлению движения, укреплялись с помощью рандбалок. Здание на мощной металлической раме отправлялось в путь на катке по рельсовым путям.

Перемещение исторического здания церкви XIX века на тележке с гидравлическим приводом в городе Сейлем, штат Массачусетс

При передвижении здания обычно использовались толкающие домкраты и лебедки для буксирования вперед. Сейчас вместо катков практически повсеместно применяются колеса, а поднимают здание с помощью гидравлических домкратов. Транспортируются «гуляющие» дома на буксире.

Никого не побеспокоили

Самым удивительным кажется тот факт, что дома передвигали прямо вместе с жильцами. В народе долго ходили легенды о том, как жильцы заснули, когда дом стоял по привычному адресу, а проснулись уже на новом месте. В 1940 году, чтобы увеличить свободное пространство на Тверской, на 14 метров отодвинули здание Моссовета, где в наши дни располагается мэрия. При этом работа чиновников ни на один час не была приостановлена.

Это строчка из популярного стишка детской поэтессы Агнии Барто. Она в своем произведении описала перемещение 5-этажки в четыре подъезда. Дом по улице Серафимовича служил помехой для утвержденного строительного проекта Большого Каменного моста, и его перемещение взял на себя советский инженер Эммануил Гендель.

Это была задача не из простых, ведь дом весил 7,5 тысяч тонн, а требовалось поднять его практически на 2 метра. Кроме того, вызывал опасение не очень устойчивый грунт. Но специалисты сработали, что называется, без сучка без задоринки. Жильцы даже не поняли, что они переехали вместе с домом.

Классификация городов

Как мы уже разобрались, города бывают разными. Они различаются по величине, функциям и многим другим показателям. В связи с этим, существует несколько основных классификаций:

1  
По численности населения.
2  
По основным выполняемым функциям (административный центр, промышленный или курортный город).
3  
По уровню участия в территориальном разделении труда.
4  
По историческому происхождению.
5  
По экономико-географическим факторам (ЭГП).

Рассмотрим вкратце эти классификации.

По численности населения

В учебном пособии «Основы геоурбанистики» предлагается деление городов на малые (до 20 тысяч жителей), средние (до 100 тысяч), крупные (до полумиллиона), крупнейшие (с населением до миллиона жителей) и города-миллионеры .

В учебном пособии «География городов» предлагается несколько иное деление на малые города (до 50 тысяч жителей), средние (до 100 тысяч), большие (до 250 тысяч), крупные (до полумиллиона), крупнейшие (с населением до миллиона жителей) и города-миллионеры . Разница, в целом, не принципиальна, и порядок цифр примерно одинаковый.

По основным выполняемым функциям

Эта классификация группирует города по преобладанию и сочетанию различных функций. Выделяют пять основных групп городов:

  • Многофункциональные – сочетающие административные, политические, культурные, экономические функции плюс развитую промышленность и транспорт. Например, Москва и многие другие столицы государств мира.
  • Промышленные, транспортные и промышленно-транспортные – регионы добычи полезных ископаемых, обрабатывающей промышленности, транспортные узлы, морские и речные порты. К примеру, Омск, Владивосток, Новокузнецк, Челябинск и другие города.
  • Административно-культурные – небольшие города местного значения, обслуживающие прилегающие территории, такие как Ангарск, Владимир, Воронеж и другие подобные города.
  • Города-курорты – города, куда люди приезжают отдыхать, лечиться, заниматься профилактикой болезней и т.п. Это Сочи, Анапа, Геленджик и прочие.
  • Наукограды – города, сформировавшиеся на базе научных центров, такие как Фрязино, Мичуринск, Королев, Дубна, Жуковский и прочие.

Отдельно следует сказать про инновационный центр «Сколково». Это, фактически, первый в России строящийся с нуля наукоград.

По уровню участия в территориальном разделении труда

Данная классификация приводится в книге «Географическое мышление» и отражает масштабность градообразующих функций, выполняемых городом . Так, есть города, результаты деятельности которых значимы в масштабах страны, отрасли, региона. К примеру, это все города, где сконцентрирована оборонная промышленность, ракето- и самолетостроение, кораблестроение и т.д.

А есть города, которые обслуживают небольшие территории и являются местными центрами. Продукция, произведенная на предприятиях такого города, находит спрос в пределах района или области. К таковым относятся многие малые города средней полосы России.

По историческому происхождению

Это даже не столько классификация, сколько дифференцированный подход к развитию городов в зависимости от времени их возникновения и степени сохранности зданий, инфраструктуры и прочих элементов городского пространства.

Такая дифференциация важна для решения внутренних планировочных задач и сохранения исторического облика города. Она актуальна для городов с многовековой историей, где сохранились многочисленные памятники архитектуры, однако при этом существует потенциал для дальнейшего развития.

По экономико-географические факторам

Это достаточно сложная классификация, применяемая, в первую очередь, для определения перспективного направления развития города. Эта классификация в значительной степени зиждется на особенностях расположения города и близости различных природных ресурсов.

Города по ЭГП:

  • Транспортные хабы – например, Нижний Новгород, Красноярск, Новосибирск.
  • Регионы добычи полезных ископаемых – например, Кемерово, Рудный, Тюмень.
  • Регионы обрабатывающей промышленности – например, Иваново, Ярославль, Серпухов.
  • Регионы интенсивного земледелия – например, Краснодар, Ставрополь.

Разумеется, городов с определенной специализацией намного больше, однако полный перечень занял бы очень много времени, поэтому мы в нашем курсе приводим лишь некоторые примеры исключительно для наглядности. И на этом стоит подытожить.

Итак, мы в общих чертах изучили закономерности возникновения и развития городов в историческом контексте, разобрались с основными трендами внутри данного процесса и поняли, какие существуют классификации городов на сегодняшний день. Далее предлагаем пройти проверочный тест и перейти к следующему уроку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: