Рацион был скуден, спали по шесть часов: как воспитывали девочек в российской империи

Институтка это что значит

ИНСТИТУТКА — что это такое? значение и описание — YouTube ИНСТИТУТКА институтки, ж. Воспитанница женского института (дореволюц.). ||.
Ведь я институтка, я дочь камергера или Немного об институтах благородных девиц в середине XIX века Каждая, кто просыпалась ночью, будила больную подругу, чтобы та сходила в туалет.
ИНСТИТУТКА Толковый словарь Ожегова онлайн Воспитанница женского института (дореволюц.).
Институтка: значение и особенности ИНСТИТУТКА значение. Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка.
Институтка: значение и особенности институтка., и, ж. Воспитанница привилегированного закрытого учебного заведения.

Жизнь после выпуска — сплошной праздник. Так ли это?

При столкновении с реальным миром эта уверенность создавала, как сейчас говорят, когнитивный диссонанс. В быту институтки были совершенно беспомощны. «Тотчас после выхода из института, — вспоминала выпускница Елизавета Водовозова, — я не имела ни малейшего представления о том, что прежде всего следует условиться с извозчиком о цене, не знала, что ему необходимо платить за проезд, и у меня не существовало портмоне». Оставалось только сделать инфантильность своей изюминкой — невинно хлопать глазами и говорить трогательным детским голоском, любители спасти «невинное дитя» находились.

P.S. Многие выпускницы Смольного вошли в историю. Среди них первая русская воздухоплавательница княгиня Прасковья Гагарина, одна из лидеров белогвардейского союза (РОВС), террористка и разведчица Мария Захарченко-Шульц, баронесса София де Боде, командовавшая в 1917 году отрядом юнкеров и запомнившаяся современникам невероятной храбростью и жестокостью, «железная женщина» Мария Закревская-Бенкендорф-Будберг, двойной агент ОГПУ и английской разведки и возлюбленная Максима Горького, знаменитая арфистка Ксения Эрдели, а также одна из первых футуристок поэтесса Нина Хабиас.опубликовано econet.ru

Институтская форма

Цвет формы зависел от возраста учениц. Младшие носили коричневатые платья с передником белого цвета, средние ученицы носили синие платья, а старшие — белые с фартучками зеленого цвета. Одежда пепиньерок, которые оставались в институте после завершения базового курса, чтобы «дорасти» до статуса классных дам, была серого цвета.

Многие девушки получали образование в Смольном институте благодаря стипендиям от частных лиц — такие студентки носили на шее ленточку в цвете своего благодетеля. Например, у подопечных государя Павла I ленты были голубого цвета, а учениц, которых содержали предприниматели Демидовы, оранжевые, ученицы Салтыковых носили малиновые ленты. Все остальные женские аксессуары хранились в шкатулках или скрывались на груди.

Многие становились “социальными инвалидами”

В первые годы работы в институтах была сильная образовательная программа: с языками, математикой, историей, физикой и всем остальным. После больше стало “декоративных” дисциплин, таких как пение, танцы, рукоделие. Успеваемость и знания перестали быть первостепенно важными, упор делался на смирение и этикет. Задавать вопросы и выражать мнение строго запрещалось.

Из-за этого, кстати, после выпуска многие девушки возвращались в мир ограниченными. И не только в плане образованности, но и быта: им трудно было общаться с другими людьми, выполнять простые домашние дела и ориентироваться в городах.

Разбор слова «Институтка»

Тургенев, Дым. Чехов, Дама с собачкой. О человеке с чертами поведения и характером воспитанницы подобного заведения восторженном, наивном, неопытном и т. Тургенев, Несчастная. Чехов, Заблудшие. Воспитанница института 3 зн.

Если Вы являетесь автором блога или администратором веб-сайта, Вы тоже можете поддержать проект, разместив у себя баннер или ссылку на словарь. Ссылки на словарь русского языка допускаются без каких-либо ограничений.

Принцип работы институтки Институтка — это специальное учебное заведение, которое предназначено для подготовки кадров высшей категории в определенной сфере деятельности. Принцип работы институтки основывается на следующих основных принципах: Комплексный подход. Институтка обеспечивает полноценное обучение студентов во всех необходимых областях знания, связанных с выбранной профессией. Это может включать теоретическое обучение, практическое обучение, участие в проектах и т. Профессиональные преподаватели. Институтка приглашает высококвалифицированных специалистов из различных сфер, которые являются экспертами в своей области. Они обладают не только теоретическими знаниями, но и практическим опытом, что позволяет студентам получить актуальную и полезную информацию. Практика и стажировки. Институтка старается обеспечить студентам не только теоретическую базу, но и практические навыки.

Человек, который придумал Смольный

Его называли «Другом Человечества». Державин посвящал ему оды, а Потемкин писал: «Пером вашим водит человеколюбие». Современники поражались его энергии, целеустремленности и невиданной работоспособности.

…Иван Иванович был незаконным сыном князя И.Д. Трубецкого и получил от отца только вторую половину фамилии. Воспитывался он за границей, много путешествовал по Европе. 15 лет провел в Париже на дипломатической службе. Там он основательно проштудировал всех энциклопедистов, просветительскую философскую литературу и новые педагогические теории. Петр III вызвал его в Петербург и назначил начальником Канцелярии строения домов и садов Его Величества. Но Бецкий сблизился не с императором, а с его умной и развитой женой Екатериной, у которой стал часто бывать как приятный собеседник. Тридцать лет возглавлял он Канцелярию строений. При нем оделись в гранит берега Невы, с его именем связано строительство Эрмитажа и здания Академии художеств, создание Медного всадника и решетки Летнего сада. Он стал основателем и попечителем воспитательных домов и училищ, больниц для бедных, Смольного института, был президентом Академии художеств и шефом Шляхетского сухопутного корпуса.

Корень добру и злу, писал в своих трудах Бецкий, есть воспитание. Особую роль должны играть воспитатели: «Воспитатель прежде всего должен подготовить душу ребенка к восприятию тех зерен, которые хотели посеять».

Воспитание, по Бецкому, имеет четыре стороны: физическую, физико-моральную, моральную и дидактическую (обучающую).

Физическая сторона: только в здоровом теле может быть здоровый дух. Бецкий советует с ранних лет приучать детей к стуже и позволять бегать во всякую погоду босиком (в Кадетском корпусе, Воспитательных домах и в Смольном температура в спальнях детей зимой не превышала 16°).

Физико-моральное воспитание: леность — мать всех пороков, трудолюбие — отец всех добродетелей. Бецкий советует приучать детей к делу, ко всякому рукоделию, но не употреблять насилие, а «приохочивать» и выбирать занятие в зависимости от возраста и способностей. В свободное же время дети должны играть, а не спать или лежать.

Моральному воспитанию в системе Бецкого отводится первое место. Основной принцип — закрытое учебное заведение, чтобы исключить отрицательное воздействие извне. В качестве же положительного воздействия должен быть живой пример воспитателя и совет книги.

Возвысив значение морального воспитания, Бецкий оттеснил на задний план значение обучения, повторяя ошибку западных воспитателей, рассматривавших науку как нечто отдельное и не всегда полезное. Однако у Бецкого есть по поводу обучения ряд дельных советов: «Надлежит или отрешиться от обучения, или обучать играя, чтобы это в отдых было». Практичность и наглядность прежде всего.

…Итак, 5 мая 1764 г. Бецкий представил императрице устав для учреждения «Общества для воспитания двухсот благородных девиц».

«Рутина поглотила ее воспитанниц»

Первый выпуск Воспитательного общества благородных девиц был действительно блестящим… Но очень тонка грань между настоящим просвещением и воспитанием и показной образованностью, манерностью, сентиментальной отрешенностью.

Будучи падкой на комплименты, Екатерина любила показывать девиц, щеголять ими. Вместо воспитания добродетельных жен и матерей Смольный стал воспитывать светских женщин.

К выработке манер прилагалось большое старание. В Смольном часто давались балы, на которые приглашались кадеты; зачастую кадеты вместе с девицами давали театральные представления. Раз в неделю по воскресеньям девочки публично танцевали. Екатерина сообщала Вольтеру о брате крымского султана Калге Султане, который каждое воскресенье повадился ездить смотреть эти танцы. Все эти любования и смотрины вредно сказывались как на самих девочках, так и на атмосфере в институте.

С другой стороны, часто посещая Смольный, Екатерина ни разу не присутствовала на экзаменах. В отчетах, предоставляемых членами совета, обычно давались самые лестные отзывы о знаниях и успехах учениц. Каждый протокол обычно удостоверял, что много воспитанниц достойны награды шифром.

И в результате основополагающий принцип развития и поощрения сменился принуждением и муштровкой, учение превратилось в «долбню». Хорошо учиться, по мнению одной из воспитанниц, — это «уметь хорошо болтать по-французски и делать Чкниксены“». Появилось понятие — особая «институтская складка», т. е. манера: «У нас был тихий и осторожный голос, воздушная и вместе с тем торопливая походка, движения и спокойные и робкие. Яркая краска беспрестанно разливалась на наши щеках, а приседая, мы наклоняли голову с неподражаемой скромностью». Вот тогда-то и появилось ироничное «институтка».

В конце концов Екатерина и сама увидела, что из Смольного не получилось того, что было задумано. Была составлена комиссия, проведены изменения в программе. Смольный должен был стать по преимуществу учебным заведением. Однако в царствование Екатерины новый план еще не выполнялся в полной мере.

В XIX в. Смольный институт становится все более замкнутым, привилегированным учебным заведением, в котором воспитанницам прививались светские манеры, набожность, сентиментальность и преклонение перед царской фамилией. В 1859 г. инспектором классов был назначен К.Д. Ушинский, который провел прогрессивную реорганизацию процесса обучения (ввел педагогический класс, новый учебный план, предметные уроки, опыты по физике). Однако в результате предательства и доносов Ушинский принужден был оставить Смольный, его реформы были аннулированы и вплоть до 1917 г. институт оставался одним из наиболее консервативных учебных заведений.

«Русского семейного быта, сложившегося веками, не удалось пересоздать Чсмолянкам“, не знавшим жизни, непрактичным и наивным. Надежды Екатерины II на Чновую породу людей“ не сбывались, — рутина поглотила ее воспитанниц», — так оценивали Смольный спустя 150 лет после его создания.

Выпускной

Выпускной экзамен в институте благородных девиц, на котором институтки должны были продемонстрировать свои достижения за годы обучения, проходил под председательством императора, а также членов его семьи. По результатам публичных испытаний 6 первоклассных выпускниц курса награждались золотым вензелем Екатерины II, который называли «шифром» и носили на бело-золотом банте.

По окончании пансиона институтки могли устроиться фрейлинами при императорском дворе, стать гувернантками, перейти в ранг наставниц в родной альма-матер, предаться творчеству, заняться общественной деятельностью или выйти замуж и превратиться в прекрасную жену и мать.

Кстати, свою жизнь в роли институтки начинали такие известные особы как: химик Вера Попова, революционерка Мария Добролюбова, тайный агент Мария Захарченко-Шульц, первая российская дама-дипломат Дарья Ливен, пионер отечественного воздухоплавания Прасковья Гагарина, одна из редких женщин-офицеров София де Боде, оперная певица Надежда Забела.

« Танк и другие изобретения Леонардо да Винчи

Оценки — не главное, главное — кто кого обожает

Несколько лет подряд девочки проводили время в тесноте и на виду у всех

За неумением и невозможностью строить нормальные отношения, институтки занимались «обожанием». Они выбирали учителя или старшую ученицу как объект обожания и демонстрировали свои чувства максимально экзальтированно. Например, могли облить одежду объекта флакончиком духов или кричали при встрече вслух «Обожаю!» — за что их обязательно наказывали. Могли есть мыло, нарочно не спать ночами, пробираться ночью в церковь молиться до утра. Смысл? Никакого. Просто лишения «во славу». В том и романтика.

Травля, групповой бойкот в случае каких-то конфликтов или в качестве меры порицания за, например, неумение быстро и аккуратно одеться были нормой. Это никак не пресекалось учителями, а иногда даже поощрялось.

Что касается уровня обучения, хотя в программу входило немало предметов, на деле единственное, что твёрдо знала выпускница института, были иностранные языки. В их отношении девочек муштровали круглосуточно, а вот успеваемость по остальным предметам была почти неважна. Словесности, истории и другим дисциплинам институток учили спустя рукава. То есть невозможно сказать, что выпускницы, хотя и были оторваны от мира, хотя бы блистали зато знаниями.

Девочки постоянно оценивали друг друга по загадочным для внешнего наблюдателя критериям и исходя из оценки выстраивали отношения. Самым понятным критерием была красоты. Старшеклассницы постоянно решали, кто в их кругу первая по красоте, кто вторая и так далее. Считалось, что самые красивые первыми выйдут замуж.

Хорошими манерами они тоже долго не могли похвастаться. Убегать, испугавшись человека, экзальтированно разговаривать о каком-то пустяковом и отвлечённом предмете, нагнетать истерику на ровном месте, пугаться до обморока — вот поведение, с которым у общества ассоциировались институтки. Мемуаристка Водовозова вспоминает, что её мать вышла замуж сразу после института за первого мужчину, с которым разговорилась и который обещал ей устроить настоящий бал на свадьбе. Она не сочли его поведение нисколько странным и непристойным, хотя на самом деле оно было именно непристойным — так нахраписто за девушками ухаживать было не принято.

Некоторый поворот от всех этих обычаев закрытых женских институтов совершился в самом конце девятнадцатого века, когда выдающийся российский педагог Ушинский затеял реформы. Но очень скоро его проект свернули, и мир институток остался прежним. Многие современные дети удивляются странной слезливости и надрывности героинь певицы мира пансионов для девочек Лидии Чарской. Но в её персонажах нет ни капли лжи, гротеска, ненатуральности. Именно таковы были девочки вокруг неё, когда Лидия сама училась в институте. И не по своей вине.

Увы, но сама Чарская, ставшая, может быть, самой популярной детской писательницей дореволюционной России, закончила свою жизнь в нищете и одиночестве, в тех самых лишениях, которые постоянно переносили её героини. Только без счастливого конца.

Текст: Лилит Мазикина

04.03.2018

Экзальтация, экстаз и декаданс

От скуки и солдатской муштры воспитанницы спасались тотальной идеализацией и влюбленностью в кого угодно. Из-за отсутствия связей с внешним миром и монастырских правил на роль прекрасного принца годился случайный посетитель, родственник подруги или местный священник.

Влюбленные девушки назывались «обожательницами»: «Наиболее смелые из обожательниц бегали на нижний коридор, обливали шляпы и верхние платья своих предметов духами, одеколоном, отрезывали волосы от шубы и носили их в виде ладанок на груди. Некоторые воспитанницы вырезали перочинным ножом на руке инициалы обожаемого предмета, но таких мучениц, к счастью, было немного».

Считалось хорошим тоном пострадать за свой предмет любви — съесть мыло или мел, к примеру. Звучит как полный идиотизм, но этим увлекались почти все институтки. Самым классным считалось умереть от любви, ну или хотя бы заболеть.

Смольный институт задумывался Екатериной II как место, которое создаст новых женщин — образованных, способных на перемены, тех, кто сможет сам заботиться о себе.

В итоге получилось так, что слово «институтка» стало означать барышню, которая максимально далека от жизни, в течение долгих лет была изолирована от семьи и жила в чем-то среднем между монастырем и тюрьмой. Девушка попадала в большой мир, будучи совсем не готовой к нему, потому что жила по очень странным правилам очень строгого заведения.

Многие выпускницы думали, что приглашение на определенный танец — это «предварительное сватовство». Так, одна девушка даже требовала у своего брата вызвать поклонника на дуэль: тот пригласил ее на танец, а вот с кольцом так и не приехал!

В общем, образование для просвещенных женщин, с одной стороны, было серьезным шагом, а с другой — оказалось впоследствии для большинства выпускниц совершенно бессмысленно потраченным временем.

Больше образов, новостей и историй в наших каналах в Telegram и «Дзен». Подписывайтесь!

Фото обложки: Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images.

Роль институтки в модной и студенческой среде

Институтка – это неотъемлемая часть студенческой жизни, особенно в модной и студенческой среде. Ее роль не ограничивается только внешним видом, но и влияет на менталитет и поведение студенток.

Институтка является важным фактором в формировании модных тенденций среди студентов. Она становится примером к стилю и подбору одежды. Многие студентки стремятся выглядеть модно и стильно, поэтому многие модные тенденции находят свое отражение именно в институтской моде.

Одежда институток отличается своими характерными чертами. Часто они предпочитают яркие цвета, неженский стиль одежды, использование аксессуаров и декоративных элементов. Однако не все студентки следуют этим модным стандартам, и некоторые предпочитают простоту и удобство в своем облике.

Институтки также играют важную роль в студенческой среде. Они, как правило, являются лидерами в общении, наделенными большой социальной активностью. Они организуют и принимают участие в различных мероприятиях, способствуя формированию дружеских и профессиональных связей среди студентов.

Институтки иногда ощущают на себе негативное отношение со стороны представителей других групп студентов. В связи с ярким стилем одежды и образом жизни, они подвергаются критике и осуждению

Однако, несмотря на это, институтки продолжают быть важной, стильной и общительной частью студенческой среды

Как жилось в Смольном?

Условия проживания в общежитии были суровыми: температура не поднималась выше 16 градусов Цельсия, а матрасы были жесткими. Ученицам приходилось вставать в 6 утра, мыться ледяной водой и посещать до восьми занятий в день. Только самые находчивые могли позволить себе «падать в обморок», чтобы немного отдохнуть в местной больнице. Зимой ученицам было запрещено наступать на снег, и аллеи Смольного были покрыты деревянными досками. Девушки могли гулять более-менее свободно лишь раз в год, когда их отводили в Таврический сад, при этом всех людей заставляли уйти оттуда. Считалось большим подвигом, если ученица смогла пронести с собой снежок в здание.

Читать нельзя?!

В прошлом Смольный институт был местом, где чтение книг вне учебной программы было категорически запрещено: это было сделано для того, чтобы предотвратить появление «нежелательных» идей и защитить девушек-учениц от порчи нравов. Для поддержания этой политики седьмая заповедь Божьего Закона («Не прелюбодействуй») часто заклеивалась бумажкой. Ученицам разрешалось читать только специальные издания классических произведений с большим количеством удаленных фраз.

Можно ли было видеться с родителями?

Встречи учениц с родственниками проходили по строгому расписанию и только на глазах свидетелей. Ученицам было разрешено видеть своих родных лишь в течение четырех часов в неделю, только по выходным, только при наличии воспитателей. Девочки, которые проводили в институте много времени (с 9 до 18 лет), не имели возможности покинуть его стены, чтобы поехать домой. Кроме того, переписка с отцом и матерью тщательно контролировалась: все письма проверялись классными руководителями, чтобы избежать негативного влияния извне.

Однако сохранились свидетельства: чтобы отправить письма, которые не проходили цензуру, достаточно было дать денег экономке.

Родственники не могли забрать своих дочерей из института и прервать их обучение. Редкие встречи с родственниками проходили только с разрешения управляющих и были организованы таким образом, чтобы избежать нарушения установленного порядка.

Рацион

В прошлом Смольный институт предоставлял ученицам достаточно скромное питание без роскоши и излишеств. Рацион на день включал следующие блюда:

  • завтрак — хлеб, масло и сыр, каша на молоке или макарон, чай;
  • обед — бульон без мяса, мясо из супа (? Логика, однако…), пирожки;
  • ужин — чай и булка.

В дни поста, а также в среду и пятницу, рацион был еще более строгим: ученицам предлагали постные супы на крупе, маленький ломоть вареной рыбы (которую они часто называли «мертвечиной») и крошечный постный пирожок. Однако ученицы могли немного разнообразить свой рацион, покупая дополнительную еду за свой счет, но доступна такая «роскошь» была, конечно, не всем.

Становление институтки

Переступив порог «школы», институтки облачались в форменные платья, цвет которых менялся по мере взросления воспитанницы. В младших классах девочки носили практичную, немаркую коричневую форму, которая олицетворяла собой близость к земле, а значит неотесанность и неряшливость.

Перейдя на среднюю ступень обучения институтки надевали темно-синюю одежду, и наконец, в выпускном году они облачались в белые платья, которые свидетельствовали не только об аккуратности, но и о достижении вершин женского образования.

Кстати девушек не перегружали учебой по таким областям знания как история, география, арифметика, физика, считая, что куда важнее, чтобы воспитанная барышня отменно танцевала, играла на фортепиано, умела держать осанку, знала теорию музыки, порядок сервировки стола, правила этикета и гостеприимства.

Не вдаваясь в тонкости наук, а лишь касаясь каких-то основных моментов, которые могли бы пригодиться воспитанницам в повседневной жизни, наставки были строги лишь в преподавании иностранных языков – ими институтки должны были владеть в совершенстве.

Еще одним столпом женского образования было нравственное становление институток, развитие в них подлинных добродетелей, человеколюбия, верности, отзывчивости, трудолюбия, скромности.

Девочек не били, но применяли к ним много других наказаний

В середине XVIII века побои считались нормальным средством воспитания. Однако Екатерина II решила, что в Смольном единственным наказанием должно быть «увещевание». Однако достаточно бегло просмотреть несколько воспоминаний выпускниц этого заведения, чтобы понять, что правило в дальнейшем не соблюдалось — институток наказывали постоянно и жёстко.

«Чтобы соблюсти ту тишину, которой хотелось Анне Степановне, надо было родиться истуканом… Раз мы засмеялись, раздевая друг друга… Тогда как стоял ряд, так его и повалили на колени, как карточных солдатиков. На коленях простояли до полуночи».

(С. Д. Хвощинская, «Воспоминания институтской жизни»)

«…Сусанна Александровна подошла ко мне, взяла за руку и со словами: „Ты получила единицу — значит, больна“  — отвела меня на сутки в больницу. Там меня уложили в постель, и смотрительница Аносова с громадным носом, за который мы её не любили, держала меня на диете и отпаивала липовым цветом, который с тех пор я возненавидела».

(В. Н. Фигнер, «Запечатлённый труд»)

«На третьем пальце у ней было надето чёрное эмалевое кольцо с золотыми словами, и если которая из девочек досаждала ей, то, сгибая этот палец, <она> старалась кольцом ударить прямо в темя провинившейся».

(М. С. Угличанинова, «Воспоминания воспитанницы сороковых годов»)

«Кто не умел хорошо носить туфли и стаптывал их, ту ставили за чёрный стол в чулках, а стоптанные туфли ставили перед наказанной на всеобщее обозрение».

(М. М. Воропанова, «Институтские воспоминания»)

Как мы видим, многие из этих наказаний телесные: хотя розог в институтах благородных девиц не водилось, было много других способов физического воздействия — не говоря уже про психологическое давление. Чего стоил только отказ в свидании с родными в приёмные дни! Такое практиковалось за самые невинные шалости. Другое распространённое наказание — выставить девочку в институте на всеобщее обозрение без передника (это считалось особенно постыдным). Всё это можно назвать скорее грубой дрессировкой, чем воспитанием в духе Просвещения, которое задумывала Екатерина II.

Всё, впрочем, зависело от классной дамы, в безраздельной власти которой оказывались девочки. В мемуарах воспитанниц можно встретить не одну печальную историю об институтках, полностью сломленных систематической травлей. Классная дама могла всё: объявить институтку «опальной», отстранить от занятий, высмеять, лишить обеда, запереть на ключ. «Трудно поверить, но за четыре-пять лет её пребывания в классе ни одна воспитанница не была ею наказана», — писала бывшая смолянка Лазарева об одной своей классной даме, и такой отзыв можно встретить лишь в виде исключения.

Возможно, суровость классных дам объяснялась довольно тяжёлыми обязанностями — каждая должна были заботиться обо всех воспитанницах приписанного к ней дортуара. То есть в ведомстве одной женщины оказывалось несколько десятков девочек, лишённых семьи. Дамы отвечали за внешний вид и манеры институток, готовили с ними домашние задания, следили за дисциплиной на уроках и вообще неотступно следовали за своими подопечными. Классная дама жила в институте и почти всё своё время посвящала ему. Мало кто стремился к подобной службе по зову души: часто на ней оказывались дворянки обнищавших родов, которые не могли выйти замуж из-за отсутствия приданого. В те дни альтернативой для них было лишь стать приживалкой в семье дальних родственников.

Воспитание в красоте и радости

Екатерина приняла близко к сердцу дело воспитания девиц. Она часто ездила в Смольный не только по праздникам, но и в будни, зазывала воспитанниц к себе, и они ставили ей сценические сюрпризы.

По совету Вольтера Екатерина включила представления театральных пьес в программы учебно-воспитательных заведений. Пьесы для Смольного пришлось искать во французской литературе, в русской их было еще очень мало. Вольтер, а затем и Дидро обещали императрице написать комедии специально для девиц, но обещание свое так и не выполнили, пришлось писать самой Екатерине и Сумарокову.

Дидро сравнивает игру смолянок с исполнением лучших артистов и артисток французской сцены. Однако Дидро как тонкому педагогу прекрасная игра воспитанниц внушает некоторые опасения, так как исполняемые пьесы не вполне для них подходят, а постоянное участие в представлениях отвлекает воспитанниц от уроков и занятий и может привести к чрезмерному увлечению театром. Впоследствии эти опасения оправдались.

Екатерина была очень довольна ходом дел в Смольном. В письме к Вольтеру в 1772 г. она отзывалась о воспитанницах: «Они столь знают, что надо удивляться; они нравственны, но не мелочны, как монахини».

Первый выпуск Смольного института состоялся 30 августа 1776 г. Выпускалось всего 39 девиц. Восемь лучших учениц получили кроме медалей шифры*. Пять из лучших были взяты ко двору императрицы. Образы этих живых, очаровательных, веселых молодых дам остались до нашего времени запечатленные Левицким. Особое очарование этим девушкам придает то, что изображены они в театральных костюмах, в образах героев французской комедии.

Существовало деление на “своих” и “чужих”

Исключительных девиц, которые были хороши всегда и во всем, называли парфетками (parfaite — «совершенный»). Им противостояли те, кому новый уклад строгой жизни нравился мало. Некоторые открыто оказывали сопротивления устоям института — их бунт мог проявляться в открытую, с криками и недовольствами, и едва заметно — например, неаккуратной прической или чуть повышенным тоном в обычном разговоре. За “некорректное” поведение девушек провозглашали мовешками (от французского слова mauvaise — «дурной»). Деление на эти касты сразу же определяло дальнейшую судьбу учениц: зарекомендовавшим себя парфеткам многое спускали с рук,  а вот мовешек держали в ежовых рукавицах.

А что потом?

Из стен института выходили девушки, не приспособленные к реальной жизни и не умеющие справляться с элементарными бытовыми трудностями. Смолянкам в отличие от других везло больше — после выпуска они получали право присутствовать на императорских балах вне зависимости от чина супруга. Поэтому таких девиц охотно брали в жены дворяне, жаждавшие карьеры. Лучших и родовитых могли сделать фрейлинами при императрице. Остальным оставалось лишь выйти замуж — такой была женская карьера. От чина супруга зависело положение женщины в обществе и достаток.

Найти работу было невозможно, женский труд презирался, считалось, что удел женщины — домашний очаг. В гувернантки брали в основном иностранок. Выпускницам лишь оставалось сложить в сундук похвальный лист, который выдавали в качестве документа об окончании учебного заведения.

Со временем срок обучения сократился до 9 лет. По всей империи стали открываться Мариинские гимназии и мещанские женские училища. Девочки стремились туда, ведь мода даже на скудное образование стала всеобщей. С 1850 годов женское образование становилось более академичным, девочек начали обучать математике, истории и географии наравне с мальчиками.

Первый в Российской империи Смольный институт прекратил свое существование в 1919 году, переехав за два года до этого в Новочеркасск. Последние его выпускницы эмигрировали за рубеж вместе с остатками Белой армии. После Гражданской войны институт был восстановлен в Сербии и просуществовал до 1932 года.

Программа: «Они столь знают, что надо удивляться»

К созданию программы будущего воспитательного общества Екатерина и Бецкий подошли основательно. Активно велась переписка с Вольтером, Дидро, изучалась просветительская литература и традиция. Русским дипломатам и послам во всех странах Европы был отдан тайный приказ добыть программы существующих государственных воспитательных заведений для девиц. В Европе аналогов не оказалось, кроме знаменитого пансиона благородных девиц для 250 воспитанниц — девочек из обедневших дворянских семей, учрежденного в Сен-Сире под Парижем еще при Людовике XIV его фавориткой Франсуазой де Ментенон. Но и в Сен-Сире программы как таковой то ли не оказалось, то ли ее не хотели показывать, и потому свою программу пришлось разрабатывать самим.

Смольный институт был рассчитан на воспитание на казенный счет 200 благородных девиц от 6 до 18 лет. Они делились по возрасту на четыре класса. В первом классе преподавались русский и иностранные языки и арифметика, во втором — география и история, в третьем — словесность, архитектура, геральдика, музыка, танцы, в четвертом — занятия исключительно практические: воспитанницы по очереди по две вместе занимаются с маленькими девочками, чтобы научиться воспитывать детей; они приучаются также к поддержанию порядка и к домашней экономии: договариваются с поставщиками, каждую субботу производят подсчет расходов, платят по счетам, определяют цену продуктам, наблюдают, чтобы везде была чистота. Воспитанницы обучаются рукоделиям и начиная с третьего класса должны сами шить себе платья. Стихи, пение и всякие искусства входят в круг обучения, чтобы сделать воспитанниц приятными членами общества.

Во главе института стояла начальница, обладавшая огромными правами. От нее требовались особые качества: она должна быть любима и почитаема, должна вести себя кротко, весело, ей вменялось в обязанность «изгонять все то, что имеет вид скуки, задумчивости, печали». Помощницей начальницы была правительница (или инспектрисса), она «наблюдает за учительницами и имеет крайнее радение о чистоте». Для ближайшего надзора за воспитанницами в институте состояли четыре надзирательницы, по одной на каждый возраст. Они неусыпно смотрят за девочками, а также заменяют отсутствующих учительниц.

Учительниц на институт полагалось 12, по три на каждый возраст. Они не только учат девиц, но и «воспитывают их в благоразумии и искусными словами внедряют благонравие в нежные сердца их». Учительницы должны были учить всем предметам, и только в крайнем случае разрешалось пригласить учителя или, как тогда говорили, мастера.

В институте соблюдалась строжайшая дисциплина: подъем в шесть утра, затем занятия в течение восьми часов.

Когда девочки подрастали, их начинали практически знакомить со светом. Для этого начальница приглашала старших воспитанниц к своему столу, куда для общества приглашались светские молодые люди. По воскресеньям в институт приезжали светские дамы и кавалеры. В одно из таких воскресений воспитанницы давали концерт, в другое спектакль, а третье посвящалось просто разговору и т. п. Воспитанницы старших классов на этих собраниях должны были играть роль приветливых и учтивых хозяек.

Устав требовал от воспитанниц приветливости и благородства в обращении не только с равными себе людьми, но и с самыми низшими.

На каждую девицу, поступавшую в институт, ассигновалось по 50 рублей; эти деньги клались на ее имя в банк и ко времени окончания курса вместе с накопившимися процентами считались ее приданым. Часто само училище выдавало девицу замуж, а если это не удавалось, то определяло ее в учительницы, договаривалось за нее и получало за нее жалование. Никуда не пристроившиеся девицы имели право жить в институте, получая там комнату, пищу и свечи, оплачивая за это институту «рукоделием, трудолюбием и добродетелью».

Екатерина хотела создать «новую породу» людей не только среди дворянства, но и во всем остальном обществе, и поэтому указом 31 января 1765 г. основала Особливое училище для воспитания детей чиновников, купцов и мещан. Организация его была такая же, только курс проще и больше внимания уделялось рукоделиям и музыке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: